Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Красота: онтологические аспекты философского анализа Сокровищук, Алсу Ахметовна

Красота: онтологические аспекты философского анализа
<
Красота: онтологические аспекты философского анализа Красота: онтологические аспекты философского анализа Красота: онтологические аспекты философского анализа Красота: онтологические аспекты философского анализа Красота: онтологические аспекты философского анализа
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сокровищук, Алсу Ахметовна. Красота: онтологические аспекты философского анализа : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Сокровищук Алсу Ахметовна; [Место защиты: Вят. гос. гуманитар. ун-т].- Кострома, 2011.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/116

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблема красоты: объективный аспект 13

1.1. Идея красоты: объективно-метафизический аспект 16

1.2. Проблема постижения идеи красоты 40

1.3. Реализация идеи красоты в эстетической деятельности 68

1.3.1. Художественный текст культуры: метод обратной перспективы 70

1.3.2. Поэтический текст культуры: метод реинтерпретации 82

Глава II. Феноменально-онтологическое представление о красоте 95

2.1. Субъективно-психологический и экзистенциальный аспект красоты 95

2.2. Красота как форма феномена понимания 123

2.3. Реализация феномена понимания в форме красоты в эстетической деятельности 151

2.3.1. Художественный текст культуры: метод прямой перспективы 152

2.3.2. Вербальный текст культуры: метод интерпретации 166

Заключение 178

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования определяется различными факторами. Прежде всего, необходимо отметить, что реальная красота, представленная в своей многогранной и разнообразной форме в явлениях материально-предметной действительности, а также присутствующая в культурном пространстве в виде текстов искусства, является источником, воздействующим на сознание человека. Исследование влияния красоты на внутренний мир человека требует определённого философско-онтологического анализа, в результате которого эта категория может рассматриваться и как нечто объективное, существующее в форме идеи и расположенное в метафизической сфере бытия, но в то же время и как нечто субъективное, определяющее личностное отношение человека к своей целеполагающей, интеллектуально-духовной деятельности. В силу обозначенной двойственности, бытийственной неопределённости возникает проблема реализации эстетической функции как таковой в различных видах искусства.

К сожалению исследования современных авторов, касающиеся изучения красоты, осуществляются в границах специальных наук, таких как: искусствоведение, языкознание, лингвистика, культурология, однако онтологические основания прекрасного, их непосредственное соотношение с личностными качествами сознания человека остаются не раскрытыми, философски не проанализированными. Отвлечённое, теоретическое рассмотрение красоты с учётом современных кризисных явлений, происходящих на всех уровнях цивилизационного развития, требует своей реализации в жизни общества для изменения, преобразования, совершенствования как индивидуального сознания отдельного человека, так и социальной сферы в целом. Об этом говорится в государственном программном документе под названием «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», в котором в качестве основного положения выделено следующее: «Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие не реализуется синергетический эффект от научно-образовательной деятельности». В силу обозначенного факта основным компонентом образовательного процесса является не просто передача универсальных общезначимых знаний преподавателем и их усвоение студентами высшей школы, но и способность эти знания отрефлексировать, сформировать своё индивидуально-личностное отношение к этим знаниям, которое должно носить нравственный характер, основанный на понимании. В рассматриваемом интеллектуально-духовном контексте исследования ответственность за осуществление этой функции образования должна осуществляться не столько организационно-конституционными формами контроля, сколько нравственно-обусловленными категориями сознания, определяющими своим феноменальным присутствием «семена человечности» человека (П. Куртц). Неслучайно «инвестиции в интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов».

Как убеждает история развития человечества, в кризисные, наиболее тяжёлые периоды, характеризующиеся девальвацией привычных ценностей и отсутствием крепких оснований для создания новых, востребованных для будущего становления общества, весьма значимыми и актуальными становятся поиски понимания прекрасного. «Красота – это вечность, длящаяся мгновение», – эти слова А. Камю наиболее выразительно характеризуют состояния переходных эпох: стремление приобщиться к вечности хоть на один миг, ощутить устойчивость и мощь бытия, испытать состояние внутреннего покоя – все эти признаки гармонии, согласованности сознания можно реализовать с помощью созерцания красоты. Всё вышеизложенное подчеркивает актуальность избранной темы, обеспечивая достаточную степень продуктивности научных поисков в данном направлении.

Степень разработанности проблемы. Красота является одним из загадочных феноменов человеческого бытия – этот тезис подтверждается тем фактом, что нет ни одного учения в истории развития философии, в котором бы не осмыслялось прекрасное как гармоничная часть философской системы в целом. Осуществив прочтение и анализ первоисточников, мы пришли к выводу, что целесообразнее степень их разработанности представить в виде структуры, определённой смыслом исследования. Во-первых, красота как идеальная форма бытия сущего рассматривалась в качестве объективной категории в системах мыслителей: Пифагора, Эврита, Гераклита, Анаксагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина, Оригены, Арелия Августина, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Бонавентуры, Ф. Шиллера, Г. В. Ф. Гегеля, П. Д. Юркевича, В. С. Соловьёва, П. А. Флоренского, В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, Л. Карсавина, С. С. Аверинцева, Аврелия Августина, М. Бубера, Г. Гадамера, М. Хайдеггера и др. Среди современных исследований, посвящённых объективности идеи красоты, можно выделить следующие работы: в целом творчество В. В. Бычкова, в котором представлен не только историко-философский, но и в целом универсальный анализ эстетических взглядов на прекрасное; исследования Н. Г. Гумницкого, работы А. В. Волошинова, который рассматривает объективно-онтологические основания красоты в контексте их дальнейшего применения в искусстве посредством математического обоснования; научные разработки Е. Данкова, определяющего объективные законы красоты, выраженные симметрией, «золотым сечением», сквозь призму философии Пифагора; труды Л.Н. Столовича, в которых анализируется теория прекрасного в единстве с представлениями о добре, истине.

Воспроизведение идеальной формы красоты, независимой от сознания воспринимающего субъекта, применялось в текстах культуры с помощью обратной перспективы и реинтерпретации, которые были обоснованы и в философии, и в теории искусства. Об этом писали Н. М. Бахтин, В. Беньямин, Р. Браунинг, И. А. Бродский, А. А. Брудный, Е. Бусыгина, П. С. Волкова, Я. Э. Голосовкер, Ж. А. Дрогалина, Г. Дунаев, В. И. Иванов, А. И. Кравченко, Н. Куприянов, Ю. Лотман, М. Мерло-Понти, Ж. Мореас, В. В. Налимов, Б. В. Раушенбах, Н. А. Рынин, А. Сёмин, П. А. Татарский, П. Флоренский, А. А. Фокин, Д. Чернов, Л. В. Шапошникова, Т. Штелер.

Во-вторых, красота рассматривалась как норма вкуса, определяющего субъективную деятельность человека по оценке чувственно воспринимаемых явлений окружающей материально-предметной реальности. В силу такой приоритетной позиции прекрасное не может существовать само по себе в форме объективной идеи, но характеризует эстетическую способность сознания, с помощью которой разрозненные, хаотичные ощущения синтезируются не в единстве априорной структуры понятия, а с помощью воображения подводятся под «чувство удовольствия» (И. Кант), формируя субъективное представление о красоте конкретной вещи. Такое видение обосновывается в творчестве Протагора, Горгия, Декарта, Спинозы, Вольтера, Д. Юма, Э. Бёрка, И. Канта, С. Кьеркегора, Н. Г. Чернышевского, Ф. Ницше, З. Фрейда, Г. Г. Юнга, Ж.-П. Сартра, Я. Э. Голосовкера, Х. Ортега-и-Гассета, Г. Н. Гумницкого, А. Н. Портнова, В. А. Кувакина, В. А. Мейдера.

Красота выражалась в художественных текстах посредством субъективно-личностного представления о норме вкуса через учение о прямой, линейной перспективе, разрабатываемой в трудах , Р. Арнхейма, Ф. , П. Гуревича, С. Н. Даниэля, Евклида, И. Канта, Леонардо да Винчи, А. Лоренцетти, П. Флоренского. В современных компьютерных технологиях исследования в осуществлении линейности проводились: Б. Гейтсом, Ю. Марлоу, Р. Дж. Торресом, Э. Тоффлером. В вербальных текстах субъективное представление о красоте реализовывалось с помощью герменевтического метода интерпретации, обоснование которого представлено в учениях Р. Барта, М. М. Бахтина, П. С. Волковой, Г.-Г. Гадамера, В. фон Гумбольдта, В. Дильтея, Ж. А. Дрогалиной, В. В. Кирюшкиной, М. Мамардашвили, Матиаса Флациуса Иллирийского, В. В. Налимова, Ф. Шлейермахера и др.

Признавая важность исследований, осуществлённых упомянутыми авторами, всё же возникает необходимость осуществить более детальную проработку структуры сознания в контексте субъективно-идеалистических представлений формирования красоты, а также обосновать онтологические основания метода реинтерпретации, используемого для реализации идеально объективного видения прекрасного.

Объектом исследования выступает красота как онтологическая категория эстетики. Предмет диссертационной работы – красота как форма бытия сознания человека. Цель исследования состоит в определении сущности красоты, в выявлении её специфики, роли и места в системе культуры.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

исследовать основные теоретико-методологические подходы в изучении сущности красоты;

определить объективные основания красоты;

проанализировать способы достижения идеальной сущности красоты;

представить способы создания текстов культуры, воплощающих объективно-идеальные представления о красоте;

выявить субъективные основания красоты;

рассмотреть возникновение представлений о красоте в суждении вкуса, формирующегося в сознании субъекта;

обосновать способы создания текстов культуры, воплощающих индивидуально-личностные представления о красоте.

Теоретико-методологическая основа исследования

Проблемный подход является определяющим для данного диссертационного исследования. Методологическая значимость этого подхода рассматривалась как в зарубежной литературе, так и в отечественной (Л. Лаудан, П. В. Копнин, Ст. Тулмин). В области философских исследований проблемность как фактор качественной аналитической деятельности обосновывалась Б. В. Емельяновым, К. Н. Любутиным, И. С. Нарским, Т. И. Ойзерманом. Основанием для выбора проблемного подхода явилось то, что процесс формирования представлений о сущности красоты осуществлялся в совершенно разных исторических парадигмах, внутри которых не было единомыслия. В случае изучения таких неоднозначных и трудноопределимых предметов философского анализа, как объективно- и субъективно-идеалистическое определение красоты, её сущность, способы её формирования в сознании человека, реализация в текстах культуры, проблемный подход позволяет выявить источники, тенденции и механизмы преодоления указанных проблем.

Принцип историзма предполагает, что современные концептуальные модели решения философско-антропологических проблем непосредственно связаны с аналитическим и методологическим комплексом исторических исследований прошлого, закономерный процесс развития которых позволяет обосновать и настоящий объект исследования. Ни одна философская система, разработанная в прошедшие века, и даже тысячелетия, не имеет законченной, статично-универсальной формы, каждая устремлена в своём когнитивном, нравственном, экзистенциально-рефлекcивном осуществлении в будущее, по этой причине «диалог» с самым древним учением прошлого всегда происходит в настоящем, которое в каждый момент своего истинного проживания сопричастно вечности.

Принцип единства логического и исторического непосредственно связан с принципом историзма и предполагает рассмотрение закономерности в определении и обосновании основных понятий и категорий, как становящихся и динамически развивающихся. К таковым, кроме рассмотренных выше, относятся: «внешняя форма языка», «внутренняя форма языка», «нравственный способ организации сознания», «разумная форма мышления» – все эти концепты являются содержательно богатыми и неисчерпаемыми в своём понимании, требуют постоянного смыслового углубления и адекватного способа выражения. При этом имеется в виду, что настоящее исследование также встраивается в эту культурную традицию философской рефлексии.

Комплексный подход предполагает использование для решения поставленных проблем не только изучение и анализ философских произведений, в которых рассматривается красота. Как показывает практика, и культурология, и искусствоведение, другие сферы познавательной и творческой деятельности человека по-своему осмысляют категорию прекрасного. Осуществление синтеза, объединения результатов различных исследований является, безусловно, продуктивным. Основанием комплексного подхода является не механическое, эклектическое соединение различных представлений о красоте, но выявление когнитивных основ и обобщение в единстве междисциплинарного синтеза.

Научная новизна диссертационной работы.

выявлены и проанализированы теоретико-методологические основания к определению красоты (объективно-идеалистический, субъективно-идеалистический, экзистенциальный);

определена организация сознания человека, необходимая для созерцания объективной красоты в форме идеи;

обоснованы способы реализации объективного видения красоты: в художественных текстах культуры с помощью метода обратной перспективы; в вербальных с помощью метода реинтерпретации;

установлена организация сознания человека для актуализации феномена понимания в форме красоты;

даны способы реализации субъективного и личностно-феноменального воплощения красоты: в художественных текстах с помощью метода прямой перспективы; в вербальных с помощью метода интерпретации.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Красота в своей сущности как объективная характеристика мироздания присутствует в форме идеи в метафизической сфере бытия.

  2. Сознание человека, понимаемое нами как чувственно-мыслящий поток, определённый актом самосознания, для достижения объективно образцовой идеи красоты структурируется следующим образом: усилием воли преодолеваются чувственно обусловленные состояния для очищения и освобождения трансцендентальной формы мышления. Возвышаясь в метафизическую сферу, мышление приобретает новое содержание в виде идеи красоты, приобщаясь к бытию.

  3. Воплощение созерцаемой идеи красоты осуществляется в художественных текстах культуры с помощью метода обратной перспективы, который организует пространство холста так, как будто творец смотрит на мироздание с надэмпирической высоты, показывая главные, основные предметы и явления в их красоте по определённым правилам. В вербальных текстах идея красоты воплощается с помощью метода реинтерпретации, согласно которому творец устанавливает двойной диалог: с автором уже созданного текста, посвящённого этой теме, и с созерцаемой идеей, видя в ней новую грань, реализующуюся в новом тексте, в которой совместил традицию и новаторство.

  4. Красота как норма вкуса характеризует внутренний мир человека, выступающего в качестве субъекта.

  5. Как личность человек рассматривается относительно реализации определяющего акт самосознания феномена понимания, который принимает форму красоты в эстетической деятельности.

  6. Воплощение субъективно-личностного определения красоты осуществляется: в художественных текстах с помощью прямой перспективы, согласно которой плоскость полотна выстраивается по принципам евклидово-кантовского пространства. В вербальных текстах применяется герменевтический метод интерпретации, согласно которому исходный авторский текст принимается как целое, архитектонику которого необходимо повторить во вторичном тексте, содержащем значимое для ценителя понимание красоты.

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Материалы и выводы по работе позволяют более глубоко и развернуто осмыслить специфику красоты с учётом её сущности, формы воплощения, способов реализации. В данной работе проводится исследование ряда философских проблем, позволяющих дополнить исследование в контексте универсалистской парадигмы.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в рамках учебных дисциплин, посвящённых изучению философии, её истории, социальных проблем философии, анализу вербальных и визуальных видов искусства («История литературы», «История художественного искусства), традиционной культуре («Культурология»).

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 09.00.01 – «Онтология и теория познания», включающей исследования и разработки в области теории, методологии, закономерности формирования и развития онтологии и теории познания, представленная диссертационная работа является теоретическим исследованием категории красоты как онтологическим основанием эстетики.

Полученные научные результаты соответствуют пункту 4 «Структура бытия, реальности, существования и его онтологические критерии; соотношение объективной, субъективной и виртуальной реальности», пункту 23 «Современные методы онтологического обоснования научной теории познания и творческой деятельности в сферах искусства с критическим анализом модернизированной идеалистической гносеологии и метафизики», пункту 41 «Механизмы и последовательные этапы творчества в достижении принципиально новых решений в науке, технике и в искусстве; соотношение художественного отражения и творчества в литературе и различных жанрах искусства», пункту 43 «Соотношение философских, общенаучных и практических методов познания и творчества, их прогресс и интеграция в системно-структурные исследования» паспорта специальности 09.00.01 – «Онтология и теория познания».

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы, теоретические подходы и выводы нашли отражение в научных публикациях, устных докладах и сообщениях, представленных на региональных, всероссийских и международных конференциях, проходивших в Воронеже: «Гуманизм как стратегия развития современного российского общества: проблемы, перспективы», 2010 г.; Краснодаре: «Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность», 2011 г.; Костроме: «Философия и актуальные вопросы образования», 2011 г.; Орле: «Мировоззрение в контексте современной культуры», 2011 г.; Санкт-Петербурге: «Проблемы подготовки режиссёров мультимедиа», 2011 г. Кроме того результаты исследования были изложены на международной конференции, состоявшейся в Праге: «Россия и Европа: связь культуры и экономики», 2011 г.

Всего по теме исследования опубликовано 8 статей, общим объемом 4,1 печ. л. Лично автору принадлежит 4,1 печ. л.

Структура и объем диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по три параграфа, включающих теоретический материал, заключения, списка литературы. Объем работы – 193 страницы. Список литературы включает 158 наименований, в том числе 6 на иностранных языках.

Проблема постижения идеи красоты

По сути, идея красоты - это только одна из множества идей, которые в своей совокупности определяют метафизическую сферу, рассматриваемую философами в качестве реальности, полностью независимой в своём вечном, неизменном, бытий-ственном состоянии от сознания человека. По отношению к материальной физической действительности эта сфера является объективно-идеальным образцом, содержащим все сущностные свойства бытия, которые в определённом процессе воплощаются в материи, структурируя и преобразуя её в красивый, гармоничный космос. Подчеркнём, философы - представители объективного идеализма - утверждали, что человек в своём чувственно-плотском существовании принадлежит мирозданию, включён в него, является его частью. Обладая познавательными способностями, которые определяют его сознание, человек в качестве субъекта способен исследовать окружающую его реальность, а также проникать и в метафизическую сферу бытия, содержащую сущность всех предметов, явлений мироздания. Для того чтобы осуществить познавательный процесс, результатом которого должно стать знание бытия как такового, сознание человека должно быть определённым образом организовано, структурировано. Цель исследования данного параграфа предполагает выявление в сознании человека тех его сущностных качеств, которые будут выступать тождественными бытию и в силу этого факта определять истинность знаний, полученных в ходе познавательного процесса. В данных обстоятельствах необходимо уточнить, как философы идеалисты рассматривали сознание человека, какое определение этому, сущностному, качеству давали. Согласно представлениям Л.Н. Роднова, в системах идеализма сознание понималось этимологически: со - знание [Роднов: 1995]. Объясняя этот факт, автор пишет, что в данном случае сущность человека была выражена знанием, ибо таков корень понятия «сознание». Для того чтобы отражать сущность субъекта истинно, знание должно обладать определёнными свойствами, на которые указывает приставка со-. В соответствии с позицией исследователя, знания должны были быть совместными, общезначимыми, универсальными. Такими качествами обладает исключительно научное знание, которое в своей универсальности является объективным и, значит, соответствует миру, как объекту. Однако Л.Н. Роднов указывает, что знание - это уже результат познавательного процесса, в связи с этим неизбежен вопрос: какие же качества познающего сознания субъекта, в своём деятельном осуществлении направляемые его волею, приводят к знанию как таковому. Отвечая на этот вопрос, автор пишет, что сознание должно определяться не этимологически, а по существу, характеризуя основание способностей субъекта. Поэтому исследователь даёт такое определение: «сознание - это чувственно-мыслящий поток, определённый актом самосознания. Акт самосознания характеризует сущность человека и выражен суждениями: "Я", "Я есть", "Я есть Я"» [Роднов, 1995, 31]. Таким образом, основными познавательными качествами человека как субъекта являются чувственный поток и мыслящий поток, определяя в своей взаимообусловленной зависимости процесс познания окружающей действительности. Опираясь на эти представления, мы и будем анализировать характеристику познавательных способностей субъекта, рассмотренную в системах объективного идеализма, организацию этих способностей друг относи тельно друга, в результате которой возникает возможность проникать в метафизическую сферу для созерцания идеи красоты

Итак, во времена античности Платон (V в. до н.э.) и его сторонники считали, что идеальное бытие становиться доступным сознанию посредством анамнезиса, то есть припоминания. Мудрец предложил концепцию, определявшую сознание как восковую пластину. Мышление как сущность сознания принимает в себя впечатления, подобно воску, по поверхности которого рисуют что-то заострённой палочкой. По мнению философа, эти впечатления остаются на поверхности воска до тех пор, пока с течением времени не сотрутся, оставив после себя совершенно гладкую поверхность. Эта же гладкая поверхность воска - «мысли», как считал Платон, является символом полного забывания. Осознавая окружающий мир, человек как бы «подкладывает» этот чистый воск под свои чувства и мысли, в результате на нём запечатлеваются образы предметов («Теэтет»). В нашей памяти хранятся формы или шаблоны идей, не выводимые из чувственных впечатлений, которые мы знали до того, как приобрели телесное содержание. Сознание или душа, по Платону, состоит из трёх частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным.

Художественный текст культуры: метод обратной перспективы

Акт диалога, связующий мышление человека и объективное идеальное бытие, наиболее полно и многогранно можно представить художественно с помощью метода обратной перспективы, который используется в изобразительном искусстве (иконописи, реже живописи), так как «горний» мир постигается иначе, чем «дольний», поэтому и требует определенных способов передачи изображения. Знакомясь с возможностью запечатления художественного видения на полотне, выяснилось, что таковое осуществляется с помощью аксонометрии. Об этом писал Б.В. Раушенбах (XX в.) в своем произведении под названием «Пространственные построения в древнерусской живописи». Аксонометрия (от греч. axon — ось и греч. metreo — измеряю) — перспектива, основанная на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги. Её ещё называют параллельной перспективой. Дело в том, что параллельные прямые, которые существуют в материальной реальности, передаются с помощью аксонометрии в плоскости картины также параллельно. Однако, как выясняется в ходе исследования Б.В. Раушенбаха, человеку, наблюдающему за миром природы, трудно сказать, насколько объект в своей форме точно соответствует правильным фигурам типа квадрат, прямоугольник и т.п., составленным из параллельных прямых. По сути, автор считает, что в процессе чувственного восприятия того или иного предмета происходит объективация, идеализация восприятия, коррек тируемого мышлением, в результате объект наблюдения приобретает правильную форму, которую художник переносит на полотно. Если же мироощущение не идеализировать, а переносить предмет так, как он сенсорно даётся, то возникают отклонения от аксонометрии, одним из видов которого является обратная перспектива.

На рисунке Б показан предмет в аксонометрии, согласно которой линии в реально существующем объекте идеализируются до строго параллельных и передаются также параллельно, а на рисунке В изо бражён предмет так, как он перцептивно воспринимается - с легким искажением аксонометрии по методу обратной перспективы.

В словарях перспектива (фр. perspective и от лат. Perspicere — смотреть сквозь) определяется как наука об изображении предметов в пространстве на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Если задуматься, то на самом деле начинаешь понимать, что видимое или перцептивно воспринимаемое пространство окружающего мира может быть организовано мышлением по-разному. С учётом того, что в системах объективного идеализма считалось необходимым приёмом избавляться от влияния чувственности на мышление, то именно обратная перспектива как раз наиболее полно соответствует такому мироощущению. Обратим внимание на изображение предмета с использованием этого приема. Прямые линии, показывающие форму объекта, в плоскости картины не являются параллельными, а расходятся по мере удаления их от взгляда наблюдателя, а на переднем края сходятся. Если зрительно продолжить линии, определяющие этот ближний к зрителю ракурс, то они пересекутся где-то в его внутреннем мире. Получается, что центр схода линий находится не на горизонте, в отвлечённой от наблюдателя точке пространства, а внутри самого зрителя, в его сердце. При этом возникает образное представление, согласно которому мышление как будто отстранение, объективно, сверху созерцает разные точки самого предмета, его месторасположение и связь с другими явлениями. В результате такого чувственно отстранённого умосозерцания высвечиваются внутренние особенности вещей, их невидимая чувственным зрением сущность, уходящая в метафизическую сферу бытия, но явно присутствующая в форме символов и определяющая неземную гармонию мироздания. Да и сам предмет при таком видении становится не реально существующей вещью, то символом предмета, его образным воплощением, вдруг открывшимся умозрительному созерцанию. Другим словами обратная перспектива позволяет образовать целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.

Таким образом, аксонометрическая «ошибка» в виде обратной перспективы отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишённой материальной конкретности форме. Нарушение правил аксонометрии знаменует «своеобразный охват мира», являясь «зрелым и самостоятельным» изобразительным приёмом. Отклонения от законов линейной перспективы, как считает П.А. Флоренский (к. XIX - н. XX вв.), не ущербны, а плодотворны. Те картины, которые нарушают правила, кажутся более волнующими, в то время как те, что подчиняются этим правилам, представляются «бездушными» [Флоренский: Интернет ресурс: http://www.vehi.net/florensky/vodorazd]. Философ уверен, что наиболее полно и многогранно метод обратной перспективы используется в иконописи. Кроме уже описанных приёмов, П.А. Флоренский отмечает такие средства изображения как линии «разделки», выделяемые отличным от общей цветовой гаммы цветом. Чаще всего для этой цели используют раскраску «металлически-блестящими - золотою или очень редко серебряною ассисткой или твореным золотом» [Там же]. С помощью этого приёма иконописец заостряет

Красота как форма феномена понимания

В силу того, что в предыдущем параграфе было выяснено и обосновано понимание красоты как нормы вкуса, определяющей субъективный характер этой категории, цель исследования этого параграфа заключается в выявлении структуры сознания человека, формирующей представление о красоте. Напомним, что в контексте исследования сознание человека рассматривается нами как «чувственно-мыслящий поток, определённый актом самосознания» [Роднов: 1995, 176]. Если в системах объективного идеализма требовалось усилием воли субъекта преодолевать его зависимость от чувственно-эмпирического уровня сознания и возвыситься до чистой трансцендентальной формы мышления, в результате единство чувственного и мыслящего потока считалось недопустимым, то в учениях субъективного идеализма представление о красоте может возникнуть только в том случае, если будет обоснована целостность сознания.

Одними из первых, как упоминалось ранее, о субъективности понимания окружающего мира, его красоты заговорили софисты. Отличительной особенностью философии софистов был релятивизм, доходящий до скептицизма. Эту особенность представлений софистов выделил С.Н. Трубецкой, несколько ранее А.Ф. Лосева также анализировавший их взгляды: «Не потому, чтобы все софисты были скептиками, а потому, что та субъективная рассудочность, которую они развивали, неизбежно влечёт к скептицизму» [Трубецкой: 1997, 244]. Мыслители подвергали сомнению точку зрения о существовании достоверных истин и знаний. Они утверждали, что не существует в действительности объективных суждений и ценностей, в том числе и красоты, а только их видимость. Высшим предназначением человека в мире должно являться создание этой иллюзии - искусство убеждения. Именно об этом говорит Протагор (V в. до н.э.) в своём положении: «Человек есть мера всех вещей».

На все явления окружающей действительности, явные и неявные, существует множество мнений, причём все они будут являться истинными, так как люди чувственно воспринимают и ощущают окружающее по-разному, следовательно, оценки, суждения, полученные знания будут носить субъективный характер, будучи актуальными только для данного субъекта. То, что способно доставить человеку чувственно-эмоциональное наслаждение, что вызывает удовольствие, то и можно считать хорошим и прекрасным, но вызывающее страдания, боль необходимо считать плохим и безобразным. Только от чувственных способностей, от состояния здоровья, возраста и многих других характеристик отдельной личности зависит его суждение о красоте и других общечеловеческих ценностях.

Мнения, вкусы имеют тенденцию изменяться: что сегодня считалось человеком прекрасным, завтра предстанет совсем в неприметном виде. Можно сказать, что в учении Протагора проявляются материалистические представления: «материя текуча, поэтому нечто постоянно приходит на место т го, что отходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно возрасту и прочему состоянию тел» [Цит. по: Лосев: Интернет ресурс: http://psylib.org.ua/books/lose002/index.htm]. А.Ф. Лосев по этому поводу замечает, что Протагору неизвестно, «существует ли что-нибудь кроме ощущений, так как ощущения являются у него единственным критерием существования», что доказывает субъективность миропонимания и его красоты. По причине «текучести» бытия и изменчивости восприятия необходимо настроить, организовать своё сознание на критическое отношение, понимая, что нет ничего вечного, неизменного и объективного ни в знаниях, ни в ценностях, в том числе и эстетических.

Художественный текст культуры: метод прямой перспективы

Многие творческие личности в истории развития человечества не только философски обосновывали видение действительности через эстетическое суждение вкуса, но и выражали субъективно-центричный взгляд на материально-предметный мир в художественных произведениях. Метод обратной перспективы, которым в основном пользовались художники античности и средневековья, изображая метафизическую сферу бытия и зависимость материального мира от неё, полностью противоречил этой установке сознания, поэтому мало использовался в живописи того времени. По свидетельству П. А. Флоренского линейная перспектива также была известна ещё в Древней Греции и впервые применялась в античном театре при росписи декораций [Флоренский: Интернет ресурс: http://www.vehi.net/florensky/vodorazd.]. Впервые Эмпедокл (V в. до н.э.) высказал представление о том, что наиболее полно передаёт восприятие действительности глаз человека. Стихии, из которых состоит всё мироздание, являются живым материалом и поэтому входят в состав человеческого организма: воздух, земля, огонь, вода. Как пишет С.Н. Трубецкой, исследователь творчества Эмпедокла, «человек познаёт или воспринимает "подобное подобным": глаз заключает в себе воду, огонь, воздух и землю, причём огонь заключён, как в фонаре, в тонкой капсуле, ограждающей его от окружающей воды» [Трубецкой: 1997, 192]. Таким образом, из глаза как из огненного источника испускаются световые волны, которые позволяют воспринимать все предметы материального мира, соответствующие основным стихиям природы. Именно теория Эмпедокла впоследствии будет воспринята Анаксагором (ок. 500 до н. э. — 428 до н. э) и Демокритом (ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э) для перспективного писания декораций. По свидетельству П.А. Флоренского, их интересовал вопрос изображения предметов на плоскости, «чтобы, при принятии известного центра, лучи, проведённые к ним из глаза, соответствовали лучам, проведённым из глаза, находящегося на том же месте, к соответственным точкам самого здания» [Флоренский: Интернет ресурс: http://www.vehi.net/florensky/vodorazd]. То есть художники пытались изобразить фон театральных действий наиболее реалистично, чтобы все изображённые предметы представлялись одинаковыми и по размерам, и по удалённости в сравнении с настоящими предметами, как человек видит их в действительности.

Художники стремились в своих картинах вместить трёхмерность физического пространства в двухмерную плоскость полотна изображения. Эта цель достигалась с помощью геометрических закономерностей, обоснованных Эвклидом (по др.-греч. ЕйкА.єі8гс;, ок. 300 г. до н. э.) в трудах под названием «Оптика» и «Катоптрика». При определении законов оптики и перспективы Эвклид исходил из теории атомистов о зрительных лучах. Согласно этой концепции от любого предмета отделяются образы, которые способны действовать на глаз, возбуждая определённые ощущения. Базируясь на этом положении, учёный математически вывел законы перспективы, в основе которых лежало 14 геометрических положений, сформулированных в результате оптических наблюдений. Наиболее важные из них касаются линейной перспективы: Лучи, исходящие из глаза, испускаются прямолинейно и устремляются в бесконечность. Световые лучи фиксируются в центре глаза в виде конуса. Созерцать предметы представляется возможным только в том случае, если на них падают зрительные лучи, и наоборот, нельзя увидеть те предметы, на которые зрительные лучи не попадают. Всё, что возможно рассмотреть, видимо только в прямолинейном направлении. Из положений видно, что мыслитель стремился обосновать процесс восприятия мира человеком, отдавая первостепенное значение зрительным способностям сознания. Ощущая действительность, человек изначально распределяет предметы, её составляющие, в пространстве и наблюдает их изменение во времени, считая себя центром этого процесса. Необходимо подчеркнуть, что наблюдение ведётся, в данном случае, не бинокулярным зрением, но монокулярным, которое возникает в результате соединения световых лучей, исходящих из обоих глаз, образуя единство. Под таким моно-лучом наблюдаемые предмета распределяются в пространстве по принципу прямо пропорциональной зависимости. Математически её также обосновал Эвклид в теореме 21, в которой говорится, что если прямая линия пересекает две стороны треугольника, не имеет значения в какой точке, и в то же время параллельна третьей, то эти два треугольника находятся в прямо пропорциональной зависимости. Это математическое вычисление было важным само по себе во времена античности, но много позже на рубеже эпохи Возрождения найдёт практическое применение в творчестве художников.

В XIII веке францисканский монах Роджер Бэкон, изучая «Начала» и «Оптику» Эвклида, понял всю важность вычислений античного математика для живописи, которую можно использовать для изображения догматов христианской веры. Историк физики Н.П. Любимов (XIX в.) заметил, что монах «понимает слово "перспектива" в смысле несравненно более широком, чем тот, какой этот термин приобрёл впоследствии. Для него перспектива обнимает собой не только оптику ... но и вообще все лучисто-распространяющиеся явления, и запахи, и звуки, и все истечения...Это учение о распространении, отражении, преломлении "специес" - видов вещей...» [Любимов: 1894, 603] Сам Р. Бэкон своё учение о перспективе называет «мультипликацией», предполагающей распространение световых и лучевых действий.

Похожие диссертации на Красота: онтологические аспекты философского анализа