Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тождество логики и метафизики как принцип спекулятивной философии Кузнецов Константин Александрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецов Константин Александрович. Тождество логики и метафизики как принцип спекулятивной философии : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Кузнецов Константин Александрович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.].- Москва, 2008.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования Любая философская концепция строится на определенных метафизических и логических основаниях, от которых полностью зависит се характер Не случайно С Н Трубецкой утверждал, что « отношением к основным вопросам логики и метафизики определяется весь строй философских учений»1 Поэтому интерес к проблемам логики и метафизики существовал на протяжении всей истории философии

В особенности это относится к спекулятивным философским учениям Предметом спекулятивной или умозрительной философии (от лат specula-tio — набпюдаю, созерцаю) является бытие само по себе, иначе говоря, чистое или абсолютное бытие Поскольку такое бытие имеет сверхчувственный характер, средствами его познания выступали пли чистое мышление, или интеллектуальное созерцание (интуиция)

В истории философии спекулятивная философия выступала как ряд систем объективного идеализма, начиная с платоновской Ее вершиной стал абсолютный идеализм Гегечя — последняя и наиболее совершенная система такого рода Лучшим выражением сути спекулятивной философии является, на наш взгляд, известное изречение Гегеля «истинное есть целое»2 — спекулятивная философия всегда представляла собой систему, объединяющую основные положения философского и вообще научного знания своей эпохи Такими были философские учения Платона и Аристотеля (хотя в то время осуществить синтез знання в полной мере еще не представлялось возможным) Таким был неоплатонизм, который подвел итоги развития всей античной философии В Новое время в этом качестве выступила система Гегеля

Можно даже утверждать, что спекулятивная философия представляет собой философию на высшей стадии своего развития Не случайно у Гегеля спекулятивный момент логического — это синтез предшествующих моментов Свой метод Гегель тоже не случайно называет спекулятивным — это метод осуществляющий синтез категорий в системе, метод формирующий систему Поскольку спекулятивная философия подводит итоги определенной эпохе развития философской мысли, таких систем по определению не может быть много и возникают они редко

Трубецкой С Н Основания идеализма / Сочинения, М 1994 с 597 2ГегельГ В Ф Феноменология духа СПб , 1998 с 10

С точки зрения спекулятивной философии, лої ика не может быть отдельной независимой от фи юсофип наукой Это означало бы зависимость, хотя бы формальную и ш мгтодолої ичсскую, философии от логики Однако, спекулятивная философия сама должна определять метод, соїласно которому (троится ее система а не заимствовать его v какой-либо частной научной дисциплины

Еще одной характерной собенностью таких систем является тождество лотки п метафизики основанное на тождестве предметов этих дисциплин Предметом метафизики по традиицпи принято считать чистое, неэмпирическое быгие Ее ш предмет юшки — мышление — тоже понимать неэмпирически то есть не отождоств іять с психической или языковой деятельностью, то по сути подобное мыш іенпе будет представ іять собой то же самое чистое бытие Это бытие конечно может выступать в различных формах, в том чис 1С н в формах традиционно именуемых логическими и онтологическими Но все различия этих форм представляет собой внутренние различия одною и тою же бытия и соответственно одною и того же мышления

Соїласно Геїелю, «спекулятивное есть вообще не что иное, как разум-нос»1 Спекулятивная философия представляет собой интеллектуальное воззрение на мир, понять которое можно только отбросив « мнение, будто истина есть нечто осязаемое»4 Основную идею спекулятивной философии в ее іеіеіевском варианте хорошо выразил С Н Трубецкой «В основании человеческою разума мыслящею сущее лежит всеобщий, универсальный разум — в одно н то же время начало мышления и бытия он обусловливает собою истину человеческою познания и разумность всею существующею»0

Таким образом носко іьку предмет спекулятивной философии в ее іеге-чевском варианте — чистое абсотютное бытие, эта фичософия есть метафизика Пек ко іьку это чистое бытие есть объективный разум, Логос, такая фи юсофпя есть юшка Именно поэтому Геге іь утверждает что лошческая наука составляет «собственно метафизику или чистую спекулятивную философию»6 Нужно отметить что спекулятивной философией также с необходимостью связана дна чек гика, хотя, строго говоря диалектика это лишь

Д01 он, 1 БФ Эицпк'юпе ііш фп юоофскн\ на\ к і 1 М 1974 с 211 'іоісіьі ІЗ Ф На\ка іоіпкп С116 1497 г J9

г'1р\боцкойС Н Оснотиня імоа птія Сочинения М 1994 с 594 "Іеіеп.І ІЗ Ф Намм uhiikii СПб 1997 с 19

один из моментов спекулятивного мышления

Конечно, в связи с кризисом классического рационализма спекулятивная философия утратила популярность еще в середине XIX века Господствующим мировоззрением на Западе а затем и в России стал сциентизм с его культом естественных наук и антиметафизической, а часто и антифилософской направленностью Результатом стало практически полное отсутствие метафизики в современной философии, что весьма напоминает ситуацию, охарактеризованную в свое время Гегелем «Таким образом поскольку наука и расхожий человеческий рассудок способствовали крушению метафизики, казалось, что в результате их общих усичий возникло странное зрелище — образованный народ без метафизики, нечто вроде храма, в общем-то разнообразно украшенного, но без святыни»7

Реакция против спекулятивного идеализма Гегеля была, без сомнения, исторически оправдана Но с теоретической точки зрения она, как отмечал С Н Трубецкой не имела прочного основания Ведь спекулятивный идеализм, даже если судить по истории философии, вовсе не был случайным ходом мысли «Идея универсального Разума, как начала объективного, логического знания и вместе как мирового начала, есть, очевидно, идея, имеющая общечеловеческое значение и характер»8

Тем более, абсолютный идеализм в его гегелевском варианте так и не был опровері нут Он, конечно подвергался критике с разных позиций, но настоящим «опровержением» гегелевской философии вообще и логики в частности было бы ее развитие Ведь с точки зрения гегелевского спекулятивного или, выражаясь более привычно, диалектического метода развитие философской системы и представляет собой выход за ее пределы, то есть ее снятие превращение в идеальный момент новой системы Однако, в отношении системы Гегеля такого развития не последовало В частности все логические учения после Гегеля исходили из различия субъекта и объекта, мышления и бытия, возвращаясь, тем самым, к догегелевской, а часто даже к докантовской точке зрения

В настоящее время антиметафизнческие настроения в философии явно уходят в прошлое Например, в современной немецкой философии не отмечено какой-либо неприязни к метафизике Скорее наоборот, признается ее

Тегель Г В Ф Наука логики СПб , 1997 с 17

8Тр\бецкойС Н Основания идеализма Сочинения М 1994 с 595

необходимость « без метафизики вообще не может быть знания и науки Даже антимстафпзикн п постмстафизики, которые позиционируют себя по ту сторону метафизики занимаются метафизикой и становятся тем самым жертвой самообмана»9 Отмечается что даже Карнап, пытавшийся бороться с метафизикой и обвинявший ее в бессмысленности, сам является метафизиком «так как он своим анализом непротиворечивости лої ических предложений и эмпирической обоснованности не требовал ничего иного, чем Платой в Федопе' отпосптепыго разработки системы идеи а именно, тогическон непротиворечивости посредством редукции к трансцендентальным условиям и эмпирической обоснованности посредством отсылки к опыту»10 Поэтому философское мыш іение поскольку оно является опосредствованным, то есть понятийным и логическим не может обойтись без метафизики

Это неудивительно если учитывать роль метафизики в познании, отмеченную еще Геїелсм « метафизика есть не что иное как совокупность всеобщих опреде гений мышления как бы та алмазная сеть, в которую мы вводим любой матерна і и то іько этим делаем ею понятным»11 Как показывает история философии даже любая критика метафизики с необходимостью предполагает основания не сводимые к какой-либо эмпирической реальности — психочогическоп, экономической социачытоп и тд , то есть сама исходит из положений метафизическою характера

Таким образом постепенно снова приходит осознание необходимости метафизики как особого рода теоретическою знания Это значит, появляется возможность для возрождения спекулятивной философии Но условием это-ю как писал в свое время С Н Трубецкой явіяется усвоение открытий, совершенных спск\лятнвным идеализмом12

Поэтому интерес современных философов к Гегелю не случаен В качестве примера можно привести вышедший в 2004 і оду в Германии сборник докладов основных представите ієн современной немецкой философии, а также ведущих исс ісдователей философии Геїеля в которых оценивается влияние ієіелсвской системы на современную философию13 Оказывается, наследие

ЧК Glen — пи lmtwіmhgcs odei hrbaics Pio](kt' і Unsei Zeitalter — em po<;Cmetaph\чімh(s' Hg \on kaieu Glov Wurpbmg 2(104 ' "Ibid

"Гегеп. Г ІЗ Ф Эпцпктопе спя фи чогофских па\к і 2 М 1974 с 21 |21р\боикоиС Н Основания тпеа'шпп Со шнеиия М 1991 с 5% 13Hegels Elbe cmd die theoretische Philosophic der Gegenwart Frankfurt am Mam 2004

Гегеля представляет отнюдь не только антикварную ценность Многие положения гєі елевской системы снова представляют интерес для современных исследований в области онтологии, семантики, эпистемологии и философии сознания

На наш взгляд, особенный интерес представляют достижения Гегеля в сфере лої ики, которая и является у него, как уже отмечалось, спекулятивной философией Возможно, открытия Гегеля в этой области окажутся весьма полезными для современной философии, хотя бы тем, что помогут изменить взіляд на логику метафизику и диалектику

В целом, данная работа посвящена ответу на вопрос, по каким причинам и каким образом в спекулятивной философии логика с необходимостью совпадает с метафизикой или онтологией Логику при этом мы предварительно определим, согласно традиции как теорию познающего истину мышления Такое мышление ни в коей мере не является чем-то эмпирическим, то есть психолої ичсским или языковым, оно имеет объективное значение и представляет собой чистый разум или Логос Под метафизикой же понимается теория чистого неэмпнрического бытия, то есть то же самое, что и онтология Подобная трактовка метафизики ближе к ее первоначальному значению «первой философии» у Аристотеля

Степень разработанности проблемы Несмотря на то что исследования и логики, и метафизики велись в философии на протяжении всей ее истории внимание именно к принципу тождества логики и метафизики было характерно только для гегелевской школы и неогегельянства Так, именно представителю гегельянства К Фишеру принадлежит работа «Логика и метафизика», где систематически рассматривается данная проблема Необходимо отметить также работу Б Н Чичерина «Основания логики и метафизики» Из представителей других направлений в философии можно выделить Н Гартмана, обратившего в своих работах внимание на связь логики и метафизики

Однако, различные аспекты тождества логики и метафизики во-первых, подробно рассматрив&чись в историко-фитософскои литературе, посвященной античной философии и философии немецкого идеализма Здесь нужно выделить работы В Виндельбанда А Тренделенбурга, К Фишера Ф Коплс-

тона, Р Кронера Н Гартмана А Кожева В Хес ie М Баума К Дюзин-іа Н Фульды, С Н Трубецкою И А Ильина А Ф Лосева, В Ф Асмуса, К С Бакрадзс Р К Луканина и др

Во-вторых, с проблемой тождества пот ики и метафизики напрямую связаны исс ісдовання по дна іектике и диалектической лоїнке Здесь необходимо отмстить работы Э В Ильенкова Данной теме посвящены также работы Ф Эшсльса А Лнберта Й Кона, Б Н Чичерина, М М Розснталя, Б М Кедрова П В Копннна Л К Науменко 3 М Оруджева С Б Церетели н др

Цель исследования состоит в определении причин и оснований тождества логики и метафизики в с пеку іятивной философии Конкретнее, необходимо выяснить почему ЮІ ика как наука о познающем истину мышлении, то есть о чистом разуме (Лої осе) по своему предмету, содержанию и методу тождественна метафизике — науке о числом бытии (бытии самом по себе) и каким образом это тождество реализуется в спекулятивной философии Д ія достижения этой цели необходимо решить следующие задачи

  1. Выделить основные виды лошческнх теорий

  2. Определить тенденцию развития основных направления логики

  3. Выявить статус юі икп в различных философских системах и ее отношение к метафизике (онто іонні)

  4. Выяснить каким образом историческое развитие лої ики и метафизики приш го к тождеству этих дисциплин в системе Геїе-ія

  5. Рассмотреть основания тождества юшки и метафизики в спекулятивной философии

  6. Выявить и исследовать предмет содержание и метод спекулятивной ЮІ икп то есть ЮІ ики тождественной с метафизикой

  7. Рассмотреть с одной стороны отношения метафизики и диалектики, с друюй стороны гаї икп и диалектики

  8. Уточнить предмет математической логики и рассмотреть ее отношение к ЮІ икс в целом

Теоретико-методологическая база Теоретическим основанием данно-ю исследования является абсолютный идеализм Гегеля Поэтому в работе будет использоваться спекулятивный (обычно называемый диалектическим) метод, разработанный Геї елем Этот метод в самых общих чертах состоит в том что исследуемый предмет следует рассматривать не просто как нечто определенное, тождественное себе и потому фиксированное, а как предмет в его логическом развитии — как нечто опредетснное, следовательно, имманентно противоречивое и потому переходящее в свое иное

Поскольку данное исследование будет осуществляться на историко-философском материале наряду со спекулятивным методом широко будет использоваться анализ этого материала

Положения, выносимые на защиту

  1. Все логические теории можно свести к четырем основным типам традиционная логика, ведущая свое начало от лої ического учения Аристотеля, трансцендентальная логика, ведущая начало от Канта, спекулятивная логика Гегеля, математическая лошка

  2. Можно выделить два основных направления развития логики Оба они берут свое начало в философии Аристотеля Первое — метафизическое направление, его вершиной является спекулятивная логика Гегеля Второе направление в логике — формальное Оно получило свое развитие в математической логике

  3. Логика не является отдельной самостоятельной наукой, а представляет собой часть философской системы, причем в предельном случае ее фундаментальную часть, тождественную метафизике или онтологии

  4. Логика как наука о познающем истину мышлении, то есть о чистом разуме (Логосе) по своему предмету, содержанию и методу тождественна метафизике — науке о чистом бытии (бытии самом по себе)

  5. Основаниями тождества логики и метафизики в абсолютном идеализме Гегеля являются тождество субъект и объекта, тождество мышления и бытия, тождество предмета и метода

  1. floi нка тождественная с метафизикой, представляет собой систему, объединяющую категории традиционных метафизики и логики с помощью спекулятивної о (называемою обычно диалектическим) метода

  2. Противопоставление с одной стороны, метафизики и диалектики, с другой стороны тої нкн и диалектики является необоснованным

  3. Диалектическая логика не является некой «содержательной» лоїикой в противоположность «формальной» Диалектической может быть только логика тождественная с метафизикой

  4. Математическая лої нка представляет собой специальный раздел математики который не следует отождествлять с лошкой как наукой о познающем истину мышлении

Теоретическое и практическое значение диссертации Во-первых, данная работа представ тает собой попытку определения основных подходов клошке тенденций ее развития а главное исследования связи лої ики с метафизикой что позволяет выявить причины и основания тождества логики и метафизики в спекутятпвной фіпософші Во-вторых, работа демонстрирует, что формальная интерпретация лої ики не является единственно возможной и показывает необходимость не ограничивать логические исследования сферой математической тої ики В-третьих в работе подробно рассматриваются предмет содержание и метод спекулятивной логики и показывается необходимость ее развития Резу гьтаты дпссертации можно использовать в разделе «онтология» общих к\рсов философии а также при чтении спецкурсов по диалектике и метафизике

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, четырех глав заключения и списка литературы

Похожие диссертации на Тождество логики и метафизики как принцип спекулятивной философии