Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методологическая роль принципа отрицания в научном познании Мусабеков Есен Турманович

Методологическая роль принципа отрицания в научном познании
<
Методологическая роль принципа отрицания в научном познании Методологическая роль принципа отрицания в научном познании Методологическая роль принципа отрицания в научном познании Методологическая роль принципа отрицания в научном познании Методологическая роль принципа отрицания в научном познании Методологическая роль принципа отрицания в научном познании Методологическая роль принципа отрицания в научном познании
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Мусабеков Есен Турманович. Методологическая роль принципа отрицания в научном познании : ил РГБ ОД 61:85-9/254

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Отрицание как принцип и проблема научного познания 16

I. Гегелевская трактовка отрицания 19

2. Марксистское понимание принципа отрицания 53

Глава П. Диалектика отрицания и преемственности в развитии теоретического познания 74

I . О типах отрицаний и формах их проявления в развитии научного познания 77

2. Преемственность исторических форм предмета теоретической науки 100

3. Анализ регулятивных принципов построения теории в свете диалектики отрицания и преемственности 120

Заключение 145

Использованная литература 152

Гегелевская трактовка отрицания

Гегель крупнейший диалектик Нового времени. Его ФИЛОСОФИЯ, синтезировавшая диалектические идеи античности и идеалистической диалектики немецкой классической философии, несет в себе в качестве самого глубокого и значительного достижения диалектику .Ф.Энгельс,характеризуя революционное диалектическое содержание ФИЛОСОФИИ Гегеля,писал: "...именно в том и состояло истинное значение и революционный характер гегелевской философии... что она раз и навсегда разделалась со всяким представлением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия.Истина,которую должна познать философия,представлялась Гегелю уже не в виде собрания готовых догматических положений,которые остается только зазубрить, раз они открыты; истина теперь заключалась в самом процессе познания,в длительном историческом развитии науки.поднимающейся с низких ступеней знания на все более высокие...

И здесь же Ф.Знгельс указывает,что эти взгляды "не даны Ге гелем в такой резкой форме.Это вывод, к которому неизбежно приводит его метод... В чем же сущность этого диалектического метода, способного революционизировать тяжелую,консервативную систему мыслителя?

Общий набросок своего метода Гегель дает в предисловии к "Феноменологии духа","истинному истоку и тайне" (Маркс)всей гегелевской философии.А во введении к "Науке логики" он излагает систему тех диалектических принципов,которые образуют квинтэссенцию его диалектического метода."Единствеиное, что нужно для научного прогресса ... это познание логического положения о том,что отрицательное равным образом и положительно или,иначе говоря,противоречащее себе не переходит в нуль,в абстрактное ничто,а по существу лишь в отрицание своего содержания, или, другими словами...такое отрицание есть определенное отрицание и, следовательно,результат содержит по существу то,из чего он вытекает... Так как то, что получается в качестве результата,отрицание,есть определенное отрицание,то оно имеет некоторое содержание.Оно новое понятие, но более высокое,более богатое понятие,чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно стало быть,содержит предыдущее понятие,но содержит больше,чем только его,и есть единство его и его противоположности. -Таким путем должна вообще образоваться система понятий, -и в неудержимом,чистом,ничего не принимающем в себя извне движении получить свое завершение".2 Отсюда видна та фундаментальная роль имманентного диалектического отрицания,которую оно играет в диалектическом методе, а следовательно,и во всей философской системе мыслителя."Закон отрицания отрицания,-пишет В.А.Глядков,- рассматривается Гегелем как принцип саморазвития абсолютной идеи,в ходе которого осуществляется ее самопознание.В этом смысле-он закон познания.Но так как у- Гегеля природа и вообще вся материальная действительность есть форма инобытия идеи,принцип саморазвития духа становится универсальным принципом всякого бытия и развития". Оценивая в "Зкономическо-философских рукописях В44 года" диалектическое содержание "Феноменологии духа", К.Маркс отмечал величие гегелевской "Феноменологии" и ее конечного результата-диалектики отрицательности как "движущего и порождаю-щего принципа". В.И.Ленин обращал внимание на мысль Гегеля о том,что в "отрицательном вообще заключается основание станов-ле ния, беспокойства,самодвижения".

Чем же обусловлено такое значение отрицания в философии Гегеля? Какие новые аспекты этого понятия по сравнению с предшествующей философской мыслью и почему ввел Гегель в свою фИ- ЛОСОфИЮ?

Элементы диалектического понимания отрицания сформировались еще в догегелевской философии. Причем они имели место не только у идеалистов,но и в системах философов-материалистов. Так, Спиноза понимал отрицание как объективное отношение материальных вещей, ибо в объективном мире существуют лишь конечные вещи,конечность которых есть результат их взаимного ограничения (бесконечна лишь сама материя в целом).Но "ограничение есть отрицание", и поэтому любая "вещь подвержена отрицанию, которое есть ее "небытие". Такое понимание отрицания играло важную роль в осмыслении взаимоотношения "бесконечной" субстанции- материи и ее конечных проявлений - вещей.Тем не менее понимание отрицания у Спинозы носит явно ограниченный характер:оно выступает лишь как внешнее пространственное ограничение одной вещи другой.Предметы и явления не рассматриваются ви нем (отрицании) как развивающиеся,а потому отрицание не выступает моментом связи,перехода в высшую форму,моментом развития.

Марксистское понимание принципа отрицания

Марксистское понимание принципа отрицания. К.Маркс,высоко оценивая диалектику отрицательности в философии Гегеля как движущий и порождающий содержание принцип, в то же время указывал на коренной порок этой диалектики- абсолютизацию и субстанцианализацию разума. "В чем состоит движение чистого разума? - спрашивает Маркс.И отвечает:- В том,что он полагает себя,противополагает себя самому себе и сочетается с самим собой,в том,что он формулирует себя как тезис,антитезис и синтез,или ещё в том,что он себя утверждает,себя отри р цает и отрицает свое отрицание.1 Несколькими строками выше

Маркс писал:"Так как безличный разум не имеет вне себя ни почвы,на которую он мог бы поставить себя,ни субъекта,с которым он мог бы сочетаться, ни объекта,которому он мог бы себя противопоставить,то он поневоле должен кувыркаться.ставя самого себя,противополагая себя самому же себе и сочетаясь с самим собой ..." Эта безудержная гегелевская спекуляция означает не что иное,как порождение мышлением положительного результата из своего имманентного движения. Отсюда и вытекает та необходимость навязывания искусственной схемы диалектического отрицания реальным предметам, от которого отмежевывались классики марксизма-ленинизма, развивая материалистическую концепцию диалектического отрицания.

Марксистская концепция диалектического отрицания выросла из материалистической критики его гегелевского понимания как преодоления предмета в мысли. "Для Маркса,- пишет М.Розенталь,-категории, принципы диалектики имеют ценность лишь тогда, когда они наполнены материальным содержанием, т.е. когда они приме -няются к реальному процессу развития самой действительности".

Вскрывая основной порок гегелевского понимания отрицания, Маркс указывал,что логическое не может из самого себя путем силы чистой отрицательности породить новое, разрешить противоречие. Необходимо вмешательство в этот процесс внешней дейс -твительности. Этого вмешательства не .смог избежать и сам Гегель, ибо "сам себя доказывающий разум" может превратиться в бесплодную схоластику, если он не будет отражением всеобщности и всесторонности материального процесса развития объективного мира. Именно поэтому Гегель и вынужден в своей логике постоянно обращаться к материальной действительности, черпая оттуда свои примеры, служащие ему доказательствами. Так что сам себя доказывающий разум " оказывается у него подчиненным тем самым вещам и их логике, которые он как идеалист третирует в качестве "ничтожности".

Маркс указывал, что Гегель получает свои категории путем обобщения эмпирических фактов, хотя и не осознает этого. Зто "неосознание" и приводит к тому, что "Гегель ... впал в иллюзию, понимая реальное как результат себя в себе синтезирующего,в себя углубляющегося мышления, между тем... есть лишь тот способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное".

Поэтому и отрицание рассматривается Гегелем лишь как способ саморазвития понятия, а не всеобщая закономерность движения материальной действительности. Отсюда вытекает схематизм и необходимость формального конструирования, против которых энергично выступал сам Гегель в "Феноменологии духа " и "Науке логики". действительно, отрицание у Гегеля "ведет " абсолютную идею от менее конкретного ее определения к более конкретному. Но абсолютная идея не содержит в себе самой тех определений, которые обнаруживаются в ней на более поздних этапах ее развития, а отражения материального в идеальной Гегель не признает. Маркс резюмирует: "Так как эта так называемая отрицательность есть не что иное, как абстрактная, бессодержательная форма вышеуказанного действительного живого ( акта реального разви-I.Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.2-е изд.,т.46,ч.І,с.37-38 тия отрицания - Е.М.), то и содержание ее может быть только формальным, полученным путем абстрагирования от всякого содержания". Вот это и приводит Гегеля к необходимости подгонять действительность под схему отрицания, осуществлять насильственную конструкцию. Для марксизма же "диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот" (В.И.Ленин ) и потому диалектические конструкции не навязываются действительности, а выводятся из существа дела, становятся идеальными моделями последней. .Энгельс указывал, что отрицание надо понимать как стадию раз-вития самого дела, а не как привнесенное извне мнение , ибо "... диалектика головы -только отражение орм движения реаль-ного мира, как природы, так и истории". К.Маркс в "Капитале" писал, что "Отрицание капиталистического производства производится им самим с необходимостью естественно-исторического процесса". "Они (Маркс и Энгельс - Е.М.) расценивают отрицание, -правильно замечает З.Н.Багиров,- как действительное, а не только как мысленное, ибо оно затрагивает в равной мере и об „ R ласть идеологии, и сферу материальных отношений Ґ

. О типах отрицаний и формах их проявления в развитии научного познания

В.И.ленин, следуя Марксу в критическом осмыслении диалектики Гегеля, подчеркивал, что логическое из самого себя не порождает новое содержание, и, следовательно, оно не осуществляет позитивного диалектического отрицания. Отрицание носит позитивный характер лишь в реальном процессе развития и отражения последнего в развивающемся человеческом мышлении. Ленин называл такое понимание диалектического отрицания моментом связи и развития, важнейшим элементом диалектики.

Отрицание - конечно,не "зряшное", нигилистическое, а диалектически- конкретное - важнейший принцип диалектики. Так понимал ее Маркс и анализируя гегелевскую диалектику важнейшее место отвел критике спекулятивно - идеалистического по 78 нимания отрицания,следствием которого является примирение нового со старым, поскольку спекулятивное отрицание само себя снимает, а также потому,что старое в силу своего сопротивления новому есть уже, как говорил Гегель, старое.

Материалистически осмысливая, "переворачивая" и развивая диалектику Гегеля, Маркс расценивает отрицание как действительное, а не только мысленное, считая второе деятельным отражением первого. Как справедливо заметила М.Н.Абдуллаева, "материалисты утверждают, что в мышлении адекватно отражается объективная действительность. Сложный противоречивый процесс познания осуществляется посредством ряда абстракций, отвлечений , путем диалектических отрицаний, дающих возможность глубже, всестороннее познать объект". Источник отрицания в марксизме понимается не как активность понятия, а как противоречие самой материальной действительности и, соответственно, как отражение этой противоречивости в человеческом познании. Иначе говоря, марксизм не навязывает действительности априорную конструкцию отрицания, как это было у Гегеля, а обнаруживает его действительные источники и тенденции в самой объективной реальности.

Если противоречие или борьба противоположностей составляет сущность, движущую силу развития, источник самоотрицания, то отрицание выступает одним из моментов развития, характеризуя его со стороны формы, связи, преемственности, удержания в новом положительного содержания из старого и в то же время выражает ликвидацию отдельных отживших элементов старого. В марксистском понимании диалектическое отрицание выступает как момент всякого 79 поступательного развития, благодаря которому весь процесс развития имеет характер непрерывного, внутренне связного процесса движения и обновления; диалектическое отрицание обеспечивает внутреннюю целостность и направленность процесса развития и его отражения в мышлении.

Однако,Маркс акцентирует внимание не только на неодолимости нового, целостности, преемственности, непрерывности как характерных субкатегориях диалектического отрицания, но и настойчиво подчеркивает Св отличие от Гегеля, абсолютизирующего момент сохранения в процессе развития) революционно- критическую сущность диалектики, нашедшую свое выражение в категории отрицания, фиксирующего в явлениях предметного мира и познания его преходящую сторону, непостоянство и изменчивость, движение вглубь и вовне.

Категория отрицания как выражение революционно-критической сущности диалектики в ее "рациональном виде" всесторонне разработана в "Капитале" К.Маркса, где, по выражению В.И.Ленина, дана материалистическая диалектика в действии. "Эта револю -ционная" действенность диалектики в "Капитале" прослеживается не только за теоретической разработкой Марксом категории отрицания, но и одновременно за реализацией ее методологической Функции, за применением этой категории к анализу экономической сферы движения капиталистического общества.

Теоретически исследуя историческую тенденцию развития капиталистического производства, Маркс опирается на диалектическую категорию отрицания как на методологический принцип, одновременно разрабатывая его в связи с решением конкретной экономической проблемы капитализма. Он показывает, как каждая высшая категория политической экономии генетически развивается из низшей,диалектически отрицает низшую,так,что последняя в своем положительном содержании сохраняется в высшей.Так,например, как уже отмечалось,прибавочная стоимость отрицает стоимость, но в то же время содержит ее в снятом виде,генетически вырастая из первой и функционально взаимодействуя с ней. Поэтому категория прибавочной стоимости конкретнее,чем категории "стоимость", и в то же время абстрактнее, чем категории "прибыль", которая, отрицая прибавочную стоимость, содержит ее в снятом виде.

Анализ регулятивных принципов построения теории в свете диалектики отрицания и преемственности

В настоящее время возрос интерес ученых к разработке системы регулятивных принципов построения и развития научной теории, в которых содержатся элементы диалектико-логических принципов современной науки и проявляется творческая активность познаю -щего субъекта. Преемственное единство предмета математики в ее историческом развитии служит основой системы ее регулятивных принципов построения теории, математического знания в целом. Сейчас исследуется переходные отношения и связи между новой Формирующейся теорией и отрицаемой ею старой теорией, их характер и типы. К числу регулятивных принципов, описывающих межтеоретические отношения, относятся принципы соответствия и перманентности, в которых проявляется диалектика отрицания и преемственности. Как справедливо заметил У .А.Раджабов, " принцип соответствия является одной из форм проявления преемственности. ... Принцип соответствия действует активно между теориями, находящимися на качественно различных структурных уровнях познания". Возникновение нового всегда является отрицанием формы существования старого с удержанием в снятом виде всего положительного содержания. Поэтому диалектика старого и нового знания всегда включает в себя в снятом виде перманентность, повторяемость, повторяемость некоторых структурных элементов старого содержания при переходе к новому знанию, соответствие между ними в форме предельного перехода. Особенно актуальная проблема соотношения истины и преемственности в контексте научных революций, в условиях крутой ломки существующих теоретических представлений, законов и принципов и возникновения качественно новых интегративных фундаментальных понятий, законов, теорий современной науки. Преемственность есть необходимый и объективный момент всеобщей связи и развития бытия и познания, а истина есть гносеологическая категория, содержанием которой является преемственное движение от относительного к абсолютному на основе человеческой практики. Можно сказать о внутренней преемственности предмета, метода, понятий, принципов, законов, идей и теорий современной науки. Даже можно говорить о преемственности методов математики для исследования объектов биологии и геологии. В этом смысле математизацию можно рассмотреть как скорму междисциплинарной преемственности.

Нормьі преемственности в развитии физического и математического знания многообразны. Одной из них является принцип перманентности, позволяющий в контексте регулятивных принципов ( соответствия, инвариантности и т.д. ) вычленить инвариантные структуры в составе генетически сменяющихся теоретических систем, сохранить их инвариантное ядро ( совокуп -ность формальных законов). Формальные законы (коммутативности, ассоциативности и дистрибутивности ), действующие в системе натуральных чисел, остаются инвариантными при последовательном переходе к рациональным, иррациональным, вещественным и комплексным числовым системам. Перманентный ряд последовательно сменяющих друг друга новых числовых систем, включающих в себе предыдущие в качестве частного случая, нами рассматривается как реализация системного подхода в математике. Рассмотрим роль перманентности как регулятивного принципа системного подхода в развитии числовых систем путем сохранения отношение преемственности (т.е. с удержанием перманентного инвариантного ядра в составе развивающихся числовых систем).

Вещественные числа содержат рациональные и иррациональные числа и образуют поле, то есть такое упорядоченное множество, в котором однозначно определены действия сложения и умножения с такими же законами, как и для целых чисел, и где всегда выполнимо действие деления, кроме деления на нуль. В поле вещественных чисел выполняются отношения " меньше-боль 123 ше", то есть числа можно сравнивать между собой. В поле вещественных чисел всегда выполнима операция перехода к пределу, между тем она в поле рациональных чисел не всегда выполнима. Вместе с тем в поле вещественных чисел можно провести измерение любой длины. Понятие вещественных чисел отражает специфическую сущность более низкого порядка, которая не в состоянии охватить всех закономерностей количественных отношений.

Похожие диссертации на Методологическая роль принципа отрицания в научном познании