Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Межнациональное общение как объект социально-философского анализа Проскурнин Дмитрий Тимофеевич

Межнациональное общение как объект социально-философского анализа
<
Межнациональное общение как объект социально-философского анализа Межнациональное общение как объект социально-философского анализа Межнациональное общение как объект социально-философского анализа Межнациональное общение как объект социально-философского анализа Межнациональное общение как объект социально-философского анализа Межнациональное общение как объект социально-философского анализа Межнациональное общение как объект социально-философского анализа Межнациональное общение как объект социально-философского анализа Межнациональное общение как объект социально-философского анализа Межнациональное общение как объект социально-философского анализа Межнациональное общение как объект социально-философского анализа Межнациональное общение как объект социально-философского анализа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Проскурнин Дмитрий Тимофеевич. Межнациональное общение как объект социально-философского анализа : ил РГБ ОД 61:85-9/431

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические проблеш исследования межнационального общения 12

I. Понятие и сущность межнационального общения 12

2. Структура межнационального общения 40

3. Социалистический образ жизни и новый тип межнационального общения 6І

Глава П. Объективные и субъективные факторы развития межнационального общения в условиях развитого социалистического общества 82

I. Объективные основания становления нового типа межнационального общения при социализме 82

2. Социально-психологические аспекты межнационального общения 110

3. Культура межнационального общения и становление интернационалистского типа личности 144

Заключение 174

Список использованной литературы 178

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. Важность исследования национальных отношений, и в том числе диалектики изменения и развития межнационального общения, определяется в первую очередь общественной практикой развитого социализма. Воплощена в жизнь идея равенства наций и на -родностей в социально-политическом отношении. Произошли существенные изменения в сфере национального самосознания, что расширило возможности и практику межнационального общения.Укрепились интернациональные связи республик и народов нашей страны. Все это способствовало вы -теснению негативных национально-этнических явлений,влиявших ранее на характер межнационального общения. "Вместе с тем мы не считаем сложившиеся межнациональные отношения в нашем государстве чем-то застывшим, неизмен -ным, не подверженным влиянию новых обстоятельств и времени' . Вступление нашей страны в этап зрелого социа -лизма определило особенности развития межнационального общения. Они связаны с тем, что постоянно увеличиваются масштабы обмена'материальными и духовными ценностями

I Речь Генерального секретаря ЦК КПСС тов.К. У. Черненко. Материалы Пленума ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. - М.: Политиздат, 1984, с.14.

между нациями и народностями нашей страны, растет много-национальность трудовых коллективов, расширяется общение с народами других стран. Все это обусловливает значение дальнейшего изучения процесса межнационального общения, повышения его культуры. Важность исследования проблемы межнационального общения связана также с тем, что в настоящее время национально-этнические факторы в жизни народов в значительной мере переместились из политической и экономической сферы в социально-психологическую, в духовную. Поэтому дальнейшее развитие межнациональных отношений, интернационализация общественной жизни требуют внимательного рассмотрения процесса межнационального общения. В частности, его социально-психологических аспектов, поскольку отражение социальной реальности в психологии людей имеет свою специфику. У некоторых социальных групп все еще могут воспроизводиться предрассудки националистического толка, встречаются проявления национального эгоизма и чванства, местничество. Именно эти негативные явления чаще всего выступают в качестве психологического барьера в межнациональном общении.

Актуальность марксистского анализа сущности и характера межнационального общения обусловлена также необходимостью ускоренного развития ряда регионов страны и, прежде всего, Сибири, Дальнего Востока, районов БАМа. Этот процесс порождает усиление межрегиональной миграции, мобильности советских граждан, рост многонациональных коллективов. Отсюда очевидно, что проблема укрепле—

ния дружбы народов, создания во всех звеньях общественной жизни республик подлинно интернационалистского климата межнационального общения приобретает особо важное значение.

Внимания требуют также вопросы, возникающие вследствие увеличения в ряде республик населения некоренных национальностей. Специфические запросы и интересы этих групп трудящихся в области языка, культуры и быта необходимо учитывать при составлении и осуществлении конкретных социально-культурных программ. Это положение было отражено в материалах ХХУІ съезда КПСС .

Исследование специфики межнационального общения позволяет, кроме того, конкретизировать проблемы интернационального воспитания, формирование интернационалистского типа личности. Проблематику межнационального общения актуализирует идеологическая агрессивность современного антикоммунизма, фальсифицирующего сущность национальных отношений в СССР. Искажая практику развития межнационального общения, особенно на этапе развитого социализма, буржуазные идеологи стремятся оживить националистические чувства в сознании отдельных слоев населения. Поэтому последовательная .наступательная борьба с попытками разжечь националистические предрассудки и пережитки у отдельных людей, а также со всякого рода отклонениями от ленинских принципов национальной политики остается важной задачей

I См.: Материалы ХХУІ съезда КПСС. М.: Политиздат, І98І, с.57.

сегодняшнего дня.

Таким образом межнациональное общение является практической, теоретической и идеологической проблемой.

Степень разработанности проблемы. В советской социально-философской литературе наблюдается возрастающий интерес к различным аспектам теории наций и национальных отношений в развитом социализме. Особенно плодо -творную работу в этом направлении проделали советские обществоведы за последние два десятилетия. Наиболее значительными являются исследования Ю.В.Арутюняна, Ю.В.Бромлея, Т.Ю.Бурмистровой, Э.А.Баграмова, А.0.Вороное ва, А.И.Горячевой, А.Ф.Дашдамирова, М.С.Джунусова, Н.Д.Джандильдина, Л.М.Дробижевой, С.Т.Калтахчяна, М.П.Кима, Ф.Т.Константинова, М.Й.Купиченко, Л.Н.Метелицы, П.М.Рогачева, М.Н.Росенко, М.А.Свердлина, А.П.Сер-цовой, В.С.Семенова, Ц.А.Степаняна, Э.В.Тадевосяна, П.Н.Федосеева, К.Х.Ханазарова, К.Н.Хабибуллина, И.П.Ца-меряна и других. Этим проблемам были посвящены такие Всесоюзные научно-теоретические конференции как: "Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа" (Фрунзе, І98І); "Развитие национальных отношений в условиях зрелого социализма. Опыт и проблемы патриотического и интернационального воспитания" (Рига, 1982) и некоторые другие.

Анализ литературы показывает, что в рамках исследования национальных отношений важное место занимает проблематика, связанная с исследованием становления и раз-

вития' межнационального общения в нашей стране. Этим вопросам посвящен ряд работ, опубликованных в последнее время.Среди них: Бабейко 'Ф.С., "Общение народов и социальный прогресс", Кишинев,1983; Грдзелидзе Р.К. "Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе", Тбилиси, 1980; Дробижева Л.М. "Духовная общность народов СССР", Москва, І98І. Основное внимание авторов направлено прежде всего на конкретно социологическое рассмотрение межнационального общения, на содержательную сторону этого процесса. Межнациональное общение и становление социалистической культуры общения исследуется на фоне тех преобразований, которые происходят в СССР; становление фактического равенства наций и народностей страны, их расцвет и сближение,интернационализация социалистического типа, укрепление новой исторической общности-советский народ, рост миграции и многонациональное республик, развитие социалистической демократии .

Следует отметить, что исследования, посвященные социальному общению,также помогают глубже понять проблему межнационального общения^.

I См.: Бодалев А.А. Личность в общении. М.,1983; Буе-ва Л.П. Человек: деятельность и общение. М.,1978; Зло-бина Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев, 1982; Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа).М.,1974; Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974; Парыгин Б.Д. Основы социально-психологиче-

Вместе с тем следует отметить, что разработка вопросов межнационального общения еще не достаточна. Отсюда целый ряд аспектов этого феномена не является сегодня предметом исследования. Продолжает оставаться актуальным определение понятия "межнациональное общение", рассмотрение соотношений понятий "национальные отношения" и "межнациональное общение", диалектика национального и интернационального в общении, становление социалистического типа межнаци он ал ьн ого ;.:общения и выполняемые им социальные функции, анализ социально-психологических аспектов межнационального общения, проблема формирования культуры межнационального общения и ее роль в становлении личности интернационалиста-патриота.

Цель и задачи диссертации. Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать межнациональное общение как объективный процесс, выступающий формой сближения народов, раскрывающий перспективы для развития новой исторической общности - советский народ. Для достижения поставленной цели автор намечает следующие задачи исследования :

дать теоретический анализ понятия "межнациональное общение" как элемента марксистско-ленинской теории национальных отношений;

выделить виды и типы межнационального общения;

выявить специфику нового типа межнационального общения, определить его объективные основания и социально-

ской теории. М., І97І; Соковнин В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1974 и др.

психологические факторы;

- исследовать пути становления социалистической
культуры межнационального общения, обосновать ее значе
ние для формирования личности интернационалистского ти
па и в этой связи рассмотреть некоторые вопросы интерна
ционального воспитания.

Методологической и идейно-теоретической основой исследования являются труды основоположников марксизма-ленинизма, Программа КПСС, Конституция СССР, материалы и документы партийных съездов и Пленумов ЦК КПСС, речи и статьи руководителей партии и Советского государства. В диссертации используются работы советских философов, социологов, а также литература по этнографии и социальной психологии.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- систематизируются современные представления о меж
национальном общении как целостном общественном явлении

и выявляются методологические основания его исследования;

представлена структура межнационального общения: в ней по разным критериям выделяются виды и элементы,в которых проявляется национальная специфика общения;

обосновывается выделение социалистического типа межнационального общения, дается его характеристика и анализируются выполняемые им социальные функции;

раскрываются социально-психологические аспекты межнационального общения и исследуется их проявление в поведении людей;

выясняется сущность социалистической культуры меж-

национального общения и ее роль в деле воспитания личности интернационалиста-патриота.

Практическая значимость работы состоит в том, что идеи и выводы, содержащиеся в диссертации,могут быть ис-пользованы непосредственно в практике организации межнационального общения в многонациональных коллективах; в методологическом обосновании исследования конкретных проблем межнационального общения;, в идеологической и пропагандистской работе, проводимой обществом "Знание"; в воспитательной и учебной работе со студентами вузов.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении дается обоснование актуальности избранноі-темы, освещается степень ее разработанности, определяются цель и задачи исследования, выделяется научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе "Методологические проблемы исследования межнационального общения" анализируются современные проблемы теории межнационального общения, излагаются взгляды классиков марксизма-ленинизма по данному вопросу, анализируются сущность и структура понятия "межнациональное общение", рассматриваются социалистический тип межнационального общения и его функции.

Во второй главе "Объективные и субъективные факторы развития межнационального общения в условиях развитого социалистического общества определяются объективные основания и социально-психологические факторы становления

межнационального общения социалистического типа, анализируется понятие "культура межнационального общения" и ее роль в воспитании личности интернационалиста-патриота.

В заключении работы делаются выводы и подводятся итоги проведенного исследования.

Понятие и сущность межнационального общения

Развитие национальных отношений на этапе зрелого социализма характеризуется дальнейшим всесторонним расцветом и сближением всех/наций и народностей, утверждением новой исторической общности - советского народа, возрастанием масштабов и развитием форм межнационального общения. Всестороннее расширение степени и интенсивности непосредственного общения представителей различных наций и народностей требует углубленного научного исследования закономерностей развития и функционирования этого сложного процесса.

Методологические принципы изучения межнационального общения были разработаны классиками марксизма-ленинизма. Они считали, что общение национальностей является необходимым условием "устойчивой национальной жизнедеятельности . Благодаря интенсивному общению лучшие достижения "...духовной деятельности отдельных наций становятся об т щим достоянием".. Всестороннее общение народов предполагается и в том случае, когда рассматривается известное положение К.Маркса о том, что "всякая нация может и должна учиться у других.

Основополагающие идеи становления межнационального общения содержатся в многочисленных работах В.И.Ленина, посвященных различным аспектам решения национального вопроса в России. В структуре общения В.И.Ленин выделял наряду с национальной межнациональную сторону общения и в ряде своих работ анализировал социальные проблемы этого общественного явления. Он отмечал,что особенно быстро межнациональное общение развивается в условиях капита -лизма. Под влиянием усиливающегося взаимодействия между областями, постоянно возрастающего товарного обмена происходит рост внутринационального общения, небольшие мест 2 ные рынки концентрируются во всероссийский рынок . Механизмом развития внутринационального общения является необходимость завоевания буржуазией внутреннего рынка, государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке. Единство языка есть одно из важнейших условий действительно свободного и широкого внутрен-него общения наций0.

Межнациональное общение рассматривается В.И.Лениным как исходное от внутринационального и определяется уровнем развития последнего. В работе "Проект и объяснение программы социал-демократической партии" указывается на объективные потребности развития межнационального общения рабочего кдасса. Необходимость его вызвана условиями борьбы за социализм. "Господство капитала международно. Вот почему и борьба рабочих всех стран за освобождение имеет успех лишь при совместной борьбе рабочих против международного капитала" . В.И.Ленин говорит о необходимости вмешаться в этот естественно развивающийся процесс усиления межнационального общения. Интернациональное сознание необходимо вносить в самосознание рабочего класса, так как оно является частью социалистического сознания. Формируется интернациональное сознание в революционной практике. Но в эту борьбу национальный рабочий вступает с различными предрассудками в отношении других национальных рабочих.

В межнациональное общение вступают люди, испытавшие и в определенной мере впитавшие буржуазную идеологию господства и подчинения. Общение рабочих разных национальностей происходит в условиях сознательного поддержания и разжигания предрассудков. Худшие из них буржуазия господствующей нации склонна подогревать "вместо системати ческой борьбы с этими предрассудками".

Основываясь на глубоком научном анализе психологии национальных предрассудков, В.И.Ленин показывает, как будет протекать процесс их вытеснения и одновременно процесс становления интернационального сознания. Главным источником национального эгоизма и национальных предрассудков является хозяйственная от с тало еть, патриархальность, захолустноеть, неразвитость общения.

Отсюда подчеркивается необходимость "относиться с особым вниманием к пережиткам нашональннх чувств в наиболее долго угнетавшихся странах и народностях .

Социалистический образ жизни и новый тип межнационального общения

Утверждение социализма на своей собственной основе открыло новый этап в развитии межнационального общения в нашей стране. В то же время развивающееся взаимодействие национальностей-в социалистическом обществе ставит целый ряд новых проблем. Их порождает сам факт жизни и труда в рамках единого государства множества наций и народностей.

"Образ жизни" как категория, характеризующая общест— венно-экономическую формацию со стороны жизнедеятельности, охватывает все сферы жизни: трудовую и социально-политическую деятельность,культуру,быт. Она фиксирует со-циальные условия, в которых происходит жизнедеятельность людей и позволяет более конкретно понять соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития, диалектику национального и интернационального. Обр аз жизни различных наций и народностей является сложным объектом. Его необходимо изучать в рамках определенного социального типа. Каждая нация имеет свою социально-классовую структуру,в которой в специфической форме воспроизводится социально-классовая структура общества. Поэтому наряду с чертами образа жизни определенного класса необходимо учитывать национально-специфические черты образа жизни данного народа, обусловленные историческим прошлым, особенностями хозяйственной деятельности, природными и климатическими условиями. Понимание образа жизни как способа жизнедеятельности субъектов позволяет рассматривать общение в качестве его компонента. Значение общения в структуре образа жизни объясняется, во-первых, тем, что в нем актуализируются общественные отношения, во-вторых, общение является инструментом передачи социального опыта. При этом общение не просто входит в структуру образа жизни того или иного субъекта (общества, социальной общности, личности), но и является одним из средств его осуществления.

Межнациональное общение является необходимым результатом экономических, политических, социально-бытовых, культурных и других связей между различными нациями и народностями. Поэтому в каждой общественно-экономической формации оно имеет свои специфические черты проявления и целиУ Соответственно типу формации выделяют типы межнационального общения: буржуазный и социалистический. "И с исследование типа общения в системе образа жизни может проводиться как бы в двух срезах. Во-первых, через исторический анализ сменяющих друг друга образов жизни различных общественно-экономических формаций, во-вторых, в рамках какой-либо данной формации, тогда понятие "тип общения" связывается с понятием "тип образа жизни" той или иной общности или личности как представителя определенной социальной группы данного общества" . Остановимся более подробно на анализе типа общения в условиях социалистического образа жизни. Понятие "тип общения" отражает общественные отношения, воплощаемые в реальном процессе жизнедеятельности индивидов. Исследование этого понятия должно опираться на выработанный основоположниками марксизма-ленинизма принцип единства общественных отношений и индивидуальной жизнедеятельности людей. Поэтому "тип общения" следует рассматривать в связи с категорией,"образ жизни", которую определяют как совокупность типичных форм жизнедеятельности людей, взятых в единстве с определяющими ее уСЛОВИЯМЕГ.

В развитии различных стран и народов всегда существуют черты общности, сходства и черты различия. Но каждый исторический этап характеризуется разной степенью, силой и интенсивностью проявления сходства. На ранних ступенях общность проявляется слабее, а черты различия сильнее. Связано это с тем, что в начале своего развития общество в большей степени зависит от местных географических условий, народы меньше общаются между собой. Однако моменты общности, сходства, их роль в жизни социума усиливаются по мере роста межнационального общения, которое становится все более интенсивным в связи с экономическим развитием общества.

Если в докапиталистические эпохи общение народов носит локальный характер, то капитализм интенсивно привлекает все большее число наций к участию в международных рыночных отношениях. "На смену старой местной и национальной замкнутости ж существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равг ной мере относится как к материальному, так и к духовному производству". С появлением частной собственности, установлением антагонистических общественных отношений формируется буржуазный тип межнационального общения.

Объективные основания становления нового типа межнационального общения при социализме

Национальное своеобразие общения есть продукт взаимодействия сложной совокупности объективных и субъективных исторически определенных факторов, с которых и следует начинать изучение специфики межнационального общения. Начнем с объективных оснований развития межнационального общения в нашей стране. К ним относится интернационализация жизни социалистических наций и народностей в области экономики, политики, социальных отношений, культуры и быта.

Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Эти две формы социалистической собственности определяют характер народного хозяйства, существование в советском обществе двух дружественных классов - рабочих и крестьян, а также интеллигенции, дружбу всех наций и народностей СССР. Социалистическая общественная собственность в отличие от капиталистической частной собственности способствует утверждению принципиально нового отношения трудящихся к средствам производства, делает их сохозяевами народного достояния. Социалистический интернационализм, дружба народов имеют в социалистической собственности тот фундамент,который обеспечивает равное отношение трудящихся всех национальностей к средствам производства, труду, созданному продукту, равные условия жизни. Иными словами, социалистическая собственность способствует интернационализации условий жизни, устранению национального неравенства и угнетения одних народов другими. Это предвидели основоположники научного коммунизма, отмечая, что при социализме вместе с антагонизмом классов внутри наций неизбежно падут и враждебные отношения наций между собой . Только на этой основе стало возможным формирование со- ! циалистического типа межнационального общения.

Экономика СССР превратилась в единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения, обмена и потребления. Все это - результат воплощения на практике ленинского положения о превращении "...всего государственного экономического механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей ру-ководились одним планом...". Какие же задачи на этапе развитого социализма предусмотрено решить в области экономики в соответствии с ленинской национальной политикой? Это - всестороннее развитие народного хозяйства всех республик, рациональное размещение на всей территории страны различных отраслей производства с целью планомерной разработки природных богатств; дальнейшее выравнивание уровней социально-экономического развития союзных республик; правильное сочетание интересов всего государства с интересами каждой советской республики; достижение полного единства социалистических наций и народностей в экономической жизни.

Создание целостного экономического организма явилось выдающимся результатом многолетней планомерной работы партии и народа и открыло новые возможности для совершенствования экономической системы СССР. Этот факт подтверждается объективными показателями развития советского общества. За I922-1981 гг. национальный доход СССР увеличился в 16? раз. Национальное богатство достигло 2,9 трлн. рублей, оно выросло за годы Советской власти более чем в 30 раз. "Наш курс,- отметил ХХУІ съезд КПСС,- наращивание материального и духовного потенциала каждой республики и вместе с тем его максимальное использование для гармонич-ного развития всей страны" . Следует отметить, что воздействие единого народнохозяйственного комплекса на интернационализацию образа жизни трудящихся осуществляется не только через развитие межреспубликанских экономических связей, но и через расширение в сфере производства межличностных контактов представителей разных наций и народностей. Объясняется это тем, что в рамках народнохозяйственного комплекса страны усилились миграционные процессы, активизируется межреспубликанский обмен квалифицированными рабочими и специалистами. Б результате население республик стало более многонациональным. Это видно на примере любой республики. Многонациональный состав населения союзных и автономных республик имеет своим следствием образование трудовых коллективов, состоящих из представителей разных наций и народностей. "Повсеместно сложились и успешно трудятся многонациональные производственные, научные и творческие коллективы,- отмечается в. Постановлении ЦК КПСС "О 60-летии образования СССР". Это примечательное социальное и общественно-политическое явление наших дней . Все более многонациональными становятся производственные коллективы не только в городах и на промышленных стройках, но и в сельской местности, особенно в тех районах, где сельское хозяйство поднимается усилиями всего советского народа.

Культура межнационального общения и становление интернационалистского типа личности

Потребности социального управления национальными отношениями, и сходя из интересов зрелого социализма,требуют непрерывного пополнения запаса теоретических знаний по национальному вопросу,научного осмысления новых явлений в национальных отношениях. В частности,таким новым вопросом будет формирование высокой культуры межнационального общения и задачи интернационального воспитания в этом процессе.

Сложность развития национальных отношений состоит в том,что малейшего повода в общении народов бывает иногда достаточно для всплеска национальных эмоций. Проявление эгоизма,карьеризма,хулиганства и пр. антиобщественные поступки отдельных людей в районах интенсивного непосредственного межнационального общения нередко ошибочно переносят в сферу национальных отношений. А когда-социальная оценка этим антиобщественным явлениям не дается, начинают действовать механизмы обыденного сознания, оживляются старые предвзятые представления о людях другой национальности, их наделяют отрицательными качествами. Разумеется, повышенная национальная чувствительность, появляющаяся в случае отсутствия должного такта в межнациональном общении, создает дополнительные трудности для его развития, но она не является непреодолимым препятствием. Когда на первый план выдвигаются общие интересы трудящихся, утверждается подлинное равенство народов, национальные чувства не могут быть использованы для разжигания национализма. Б этой связи важное значение приобретает проблема формирования культуры межнационального общения. "Долг коммунистов - неустанно крепить сплоченность и единство советского народа, воспитывать у трудящихся чувство гордости за социалистическое Отечество и братской дружбы народов СССР, высокую культуру межнационального общения, непримиримость к любым проявлениям национализма". "Культура межнационального общения" - новое для советской философской и социологической литературы понятие. Применительно к теме нашей работы рассмотрим содержание культуры межнационального общения в нашей стране, рольинтернационального воспитания в формировании этой культуры. Именно это представляется важным, так как социалистическая культура межнационального общения влияет на формирование нового человека - патриота и интернационалиста, она способствует дальнейшему укреплению дружбы народов ССОР.

Что же включает в себя понятие "культура межнационального общения"? Так, Л.М.Дробижева считает, что это личностный уровень межнационального общения, его соци т ально-психологические аспекты . В другой работе понятие "культура межнационального общения" характеризуется как часть более общего понятия "культуры человеческих отношений, представляя как бы их национальный "срез", т.е. отношения между людьми, принадлежащими к разным нациям и народностям" . Не трудно заметить, что эти определения сходны и, на наш взгляд, верно отражают смысл понятия "культура межнационального общения".

Культура общения между представителями различных наций, между народами в целом требует чуткости, уступчи-чивости, учета особенностей национальной психологии,уважения к национальным чувствам. Все эти качества не являются чем-то врожденным, они вырабатываются в результате действия целого ряда взаимосвязанных факторов. Реализуются эти факторы в процессе интернационального воспитания. Разумеется, что основным является политический фактор. Им выступает интернационалистская по своей сущности национальная политика КПСС, научное руководство развитием наций и национальных отношений в нашей стране. Исходя из многонационального состава населения республик, намечаются конкретные меры для гармонического развития страны: обеспечивается должное представительство в партийных и государственных органах граждан всех наций и народностей, с учетом деловых -и идейно-нравственных их качеств. Изучается специфические запросы представителей некоренных национальностей в области языка,куль т туры и быта .

Похожие диссертации на Межнациональное общение как объект социально-философского анализа