Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическая культура как объект социально-философского анализа Лялькина Светлана Ивановна

Политическая культура как объект социально-философского анализа
<
Политическая культура как объект социально-философского анализа Политическая культура как объект социально-философского анализа Политическая культура как объект социально-философского анализа Политическая культура как объект социально-философского анализа Политическая культура как объект социально-философского анализа Политическая культура как объект социально-философского анализа Политическая культура как объект социально-философского анализа Политическая культура как объект социально-философского анализа
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лялькина Светлана Ивановна. Политическая культура как объект социально-философского анализа : ил РГБ ОД 61:85-9/314

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Место пожгшеской культуры б политической сфере жизни общества -. II

I. Политическая культура как показатель уровня политического сознания II

2. Политическая культура и развитие политической организации общества 42

3- Политическая культура как качественная характеристика политических отношений 71

Глава П. Роль политической культуры в политической сфере жизни общества 106

I Гносеологическая функция политической культуры - . 106

2- Управленческая функция политичейко культуры 134

3, Коммуникативная функция политический культуры 160

Заключение 131

Библиография 134

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема политической культуры социалистического общества - одна из злободневных в современной теории и практике. Политической культуре уделяется большое внимание в партийных документах, в них подчеркивается необходимость глубокого изучения этого важного феномена общественной жизни, дальнейшего развития политической культуры советских людей - строителей коммунизма. ХХУІ съезд КПСС еще раз указал на необходимость "...глубже и смелее ... анализировать явления политической жизни общества"1.

В наше время идет напряженная борьба двух идеологий, двух мировоззрений. В центре этой борьбы неизменно находятся теоретические и практические вопросы политики, в том числе - политической культуры- Буржуазные политологи стремятся извратить само понятие политической культуры, лишить его классового содержания, утверждают, что подлинные политикокультурные ценности существуют только в "свободном мире" капитализма, что они выражают и укрепляют "согласованность'1 и "лояльность" в капиталистическом обществе и т.д. Современная буржуазная политология всячески фальсифицирует политическую культуру социализма. Все это "подкрепляется" теоретическими изысканиями, основанными на различных формах идеализма, вульгарного технологического детерминизма и метафизики.

В целом как позитивные задачи совершенствования политической культуры социализма, так и задачи современной идеологической борьбы обусловливают необходимость дальнейшего изучения политической культуры, которая играет чрезвычайно важную роль в жизни и развитии современного человечества,

I. Материалы ХХУІ съезда КПСС. - M*t 1981, с,78.

Актуальность проблемы определяется также и тем» что в современной философской литературе очень много спорных и мало-разработанных вопросовf касающихся определения политической культуры, ее места в политической сфере жизни общества, структуры политической культуры общества, анализа ее функций, качественного состояния и т.д., что не может не отражаться на практике идеологической работы.

Степень изученности проблемы. Познание сущности политической культуры - сложный процесс, идущий от самого абстрактного ее определения к конкретной ее характеристике. При этом задача философа, который рассматривает политическую культуру на макроуровне, иная, нежели у социолога, рассматривающего политическую культуру на микроуровне. Между тем, в современной марксистской социально-философской литературе до сих пор проблема многоуровневой характеристики политической культуры разработана слабо. Очень часто применяется общее определение, идентичное структурное членение, одинаковые функциональные характеристики как для политической культуры общества, так и для политической культуры отдельной общественной группы и даже отдельной личности. При таком подходе, как нам кажется, игнорируются качественные отличия, которые возникают при переходе от одного уровня исследования к другому, то есть при переходе от анализа политической культуры личности к анализу политической культуры класса и, наконец, к анализу и определению политической культуры как общесоциологической категории.

Малоизученным остается вопрос о связи политической культуры с другими явлениями и образованиями политической сферы жизни общества, о месте и роли политической культуры в политической надстройке. Между тем, исследование политической культуры "внутри" всей политической надстройки абсолютно необходимо для выяс-

нения ее общесоциологического статуса, то есть для социально-философского анализа политической культуры. Здесь также необходим такой угол зрения» который помог бы исследователю выделить политическую культуру в политической сфере жизни общества, обнаружить ее специфические черты, значение и т.д. При философском анализе важно проследить конкретный механизм взаимосвязи политической культуры с политической системой и ее элементами, взаимопроникновение этих образований политической жизни, их влияние друг на друга.

Наиболее изученным в литературе является вопрос о структуре политической культуры. Большинство авторов в структуру политической культуры включают политические знания и убеждения, навыки» опыт и умения политических действий и, наконец, обусловленную ими политическую деятельность. Если брать политическую культуру личности» то этих структурных элементов вполне достаточно для ее характеристики, но эти же компоненты уже не будут достаточными для характеристики политической культуры общества, так как исключают такие важные элементы политики, как политическая организация общества и политические отношения.

Вместе с тем исследование политической культуры не ограничивается анализом ее структурных элементов, а предполагает анализ качественного состояния всей политической сферы жизни данного общества (а значит и ее "слагаемых"). В этом кардинальном вопросе мы исходим из положения, выработанного А.К.Уледовым: "... культура ... присуща всем без исключения сферам общественной жизни как их качественная характеристик а". Однако это положение, на наш взглад, требует неко-

I. Уледов А*К* К определению специфики культуры как социального явления. - Философские науки, 1974, № 2, с.27.

торого уточнения. Вернее было бы рассматривать культуру, в том числе политическую культуру, как одну из качественных характеристик сфер общественной жизни (в данном случае - политической сферы жизни классового общества). В целом исследование политической культуры выступает как исследование политической жизни под углом зрения ее качественного состояния.

Одной из наиболее существенных качественных характеристик политической сферы жизни общества, в том числе и политической культуры - является их классовость. Классово-служебная направленность является самым значительным признаком как всей системы политической культуры, так и каждого ее элемента- Классовый подход к ее анализу открывает возможности для углубленного анализа тех противоречий, которые являются источником саморазвития политической культуры; позволяет выделить роль субъективного фактора з ее формировании и развитии, в особенности роль рабочего класса и его политического авангарда - Коммунистической партии, а также роль всех классов, слоев» прослоек, наций и народностей в развитии политической культуры социализма.

Значительный вклад в разработку различных аспектов политической культуры внесли Арнольдов А.И., Белов Г.А., Белых А.К., Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А., Иовчук М.Т., Каленский В.Г., Коган Л.Н., Лаюина М.В., Ожегов Ю.П., Смирнов Г.М., Федосеев А.А., Чехарин Е.М., Шахназаров Г.Х., Щегорцев В.А., Яковлев А.И. и

ДР-

Исследование политической культуры рабочего класса, социалистической политической культуры представлено в работах Бабосо-ва Е.М., Бачи В-, йовчука М-Т-, Тихомирова Ю.А., Кейзерова Н.М., Комарова Е.Г.

Функции политической культуры, ее роль в обществе изучены меньше. Этим проблемам посвящены работы Графского В.Г., Маму-

та Л.С, Савранского И.Л., Сморгуновой В.Ю.» Фофанова ВЛ1.» в известной мере затрагиваются в работах других авторов.

Среди большого количества работ нет, однако, философских исследований, посвященных месту и роди политической культуры в политической сфере жизнедеятельности общества, анализу политической культуры как общесоциологической категории. Отдельные высказывания в ряде работ о месте и роли политической культуры в системе образований политической надстройки еще острее подчеркивают необходимость более глубокого анализа этой проблемы. Таким образом, существует еще большой пробел в исследовании политической культуры. Вопросы эти только постулируются в нашей и зарубежной марксистской литературе как важные и требую-

р щие глубокой научной разработки .

Цели и задачи исследования» Целью работы является анализ политической культуры как общесоциологической категории. Нам представляется, что социально-философский анализ политической культуры требует исследования ее места и роли прежде всего в политической сфере жизни общества, поскольку именно здесь наиболее полно обнаруживается как ее специфика, так и общесоциальная роль*

  1. См.: работы Л.С.Мамута, Л.Н.Когана, ИЛ.Савранского, Ю.Тихомирова и др.

  2. См.: Бурлацкий 3>., Галкин А. Социология. Политика, Международные отношения. М.» 1974; Смирнов Г.Л. Круглый стол по проблемам политической культуры. - В кн.; Политические отношения: прогнозирование и планирование. М-, 1979; Васильев B.1L» Щегорцев В.А,, Яковлев А.И. Политическая культура трудящихся: понятие, содержание» структура и функции* М., 1981; Федосеев А.А. Политическая культура как объект философского исследования- - В кн-: Философия» политика» культура: Препр. докл.советских ученых к Х^П Всемирному философскому конгрессу (Канада, Монреаль, 21-27 августа» 1983). М., 1983.

Достижение намеченной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

I- Рассмотрения политической культуры как качественного среза всех составных элементов политической надстройки: политического сознания, политических отношений, политической деятельности различных субъектов политики, политической организации общества.

  1. Обоснования вывода о том, что политическое сознание входит в политическую культуру со стороны главным образом его качественных показателей: теоретический уровень, степень развития его партийности, адекватность отражения классовых интересов, степень распространения среди определенных общественных групп и практического воплощения в жизнь и т.д.

  2. Выявления качественной характеристики политических отношений (внутриклассовых и междуклассовых), что предполагает исследование таких черт политических отношений, как уровень их сознательности» "идеологичности"» организованности, массовости

и действенности-

4. Анализа политической организации общества как централь
ного звена политической надстройки, которое играет решающую
роль в формировании политической жизни вообще и политической
культуры,в частности. Политическая организация общества, являясь
главным политикокультурным завоеванием господствующего или руко
водящего класса, одновременно является и главным показателем
уровня политического развития этого класса*

5- Исследования функций политической культуры, ее роли в политической жизни общества, ее влияния на все элементы политической надстройки и на развитие общества в целом. В диссертации рассматриваются не все» а лишь те функции политической культуры, которые являются обобщающими для ее основных компонентов - гно-

сеологическая, управленческая, коммуникативная. Разумеется, каждая из этих функций предполагает для своего осуществления ряд других функций, что рассматривается по мере необходимости в диссертации, но не является предметом специального исследования.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма, документы КПСС, братских комьцшистических и рабочих партий. При исследовании поставленных проблем мы опирались также на богатый теоретический материал, накопленный в трудах советских и зарубежных марксистских философов, историков, правоведов и культурологов. Автор работы руководствовался методологическими принципами материалистической диалектики, особенно такими как принцип связи и развития, единства исторического и логического, принцип взаимосвязи общего, особенного и единичного, системный метод.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

в самой постановке проблемы» предполагающей рассмотрение политической культуры как общесоциологической категории, как "сквозной" характеристики политической сферы жизни общества. В этой связи в диссертации дается общесоциологическое определение политической культуры;

в предлагаемой новой структурной характеристике политической культуры как синтеза, результата развития всех элементов политической жизни общества, в том числе и особенно - политической организации общества;

в характеристике тех функций политической культуры, особенно социалистического типа, которые вытекают из ее структурного членения и места в политической жизни классового общества;

в раскрытии качественно нового характера политической культуры социализма, ее всемирно-исторического значения, ее роли в совершенствовании социализма.

- ю -

Практическая значимость. Положения и выводы диссертационной работы, поставленные в ней проблемы и полученные результаты могут содействовать дальнейшей разработке актуальной проблемы политической культуры социалистического общества. Новая постановка ряда вопросов сможет усилить научный поиск в решении проблем, связанных с рассмотрением такого сложного, многоуровневого, многогранного и многофункционального образования политической жизни как политическая культура. Социально-философский анализ и характеристика политической культуры, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в учебной, воспитательной и пропагандистской работе.

- II -

Политическая культура как показатель уровня политического сознания

Понятие "политическая сфера жизни общества", как известно» было введено К.Марксом для обозначения одной из сторон жизнедеятельности общества» которая существует объективно» охватывая политические явления и процессы во всей их полноте, общественной жизни - это сформировавшаяся, устойчивая область человеческой деятельности» совокупность социальных образований» составных элементов» объединенных специфическими законами в целостность, отличающую ее от других общественных об р разований .

Политическая сфера жизни общества сложная совокупность социальных связей, которая охватывает все проявления политического сознания образующих общество классов» все обусловленные этим сознанием политические ориентации и поведение классов, социальных групп» слоев и прослоек» заключая в себе целостную конкретно-историческую систецу и механизм действия и взаимодействия -политических институтов и политических организаций и политических отношений классов, а также совокупность обусловливающих политическую деятельность условий и предпосылок» Таким образом» это не просто структура политического сознания, политической организации, политических отношений, не просто их линейная взаимозависимость, а вся совокупность зависимостей в целом, в которой учитываются все, даже на первый взгляд "незначительные" и "второстепенные" политические детерминанты, нареду с существенными и главными. "Сквозной" детерлинантой и характеристикой политической сферы в целом, а значит и всех ее элементов, является политическая культура: она - компонент, регулятор, результат и предпосылка политической деятельности, показатель зрелости и развитости политического сознания классов, политической организации общества и т,д , реальный момент политического властвования.

Политическая культура - одно из выражений качественной характеристики политической сферы жизнедеятельности людей, показа- ь тель достигнутого уровня развития этой сферы. Познание сущности политической культуры - многоступенчатый процесс, идущий от самого абстрактного ее определения к конкретной и развитой сущности. Понять сущность политической культуры невозможно вне других компонентов политической сферы жизни общества, вив взаимосвязи ее со всеми элементами политической жизни, поскольку и здесь действует общее диалектическое требование: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредствования"

Целью данного параграфа является рассмотрение связи полити - ІЗ -ческого сознания и политической культуры, их общих и специфических черт.

Политическое сознание - первичный и определяющий компонент политической сферы жизнедеятельности классового общества "... Именно потому, - пишет А.й,Соловьев, - что на высшем уровне развития класса без классового политического сознания не могут возникать и существовать все другие элементы политической структуры, оно будет являться определяющим элементом" .

Политическое сознание - одна из форм общественного сознания классового общества» Под формой общественного сознания мы понимаем относительно самостоятельный элемент в составе общественного сознания, порожденный определенными общественными потребностями, определенным видом социальной деятельности, имеющий свой специфический предмет отражения, специфические форш отражения и выполняющий определенные социальные функции в обществе,

В то же время политическое сознание не существует вне и помимо политической деятельности во всех ее проявлениях, "Действительное воспитание масс, - отмечал Б.И.Ленин, - никогда не может быть отделено от самостоятельной политической и в особенности от революционной борьбы самой массы. Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю"1.

Политическая культура как качественная характеристика политических отношений

Политическая культура включает в себя не только политическое сознание и политическую организацию, но и политическую деятельность классов, их политические отношения- Политическая культура проявляется как качественное состояние всей политической надстройки» в том числе политических отношений.

Вопрос о взаимосвязи политических отношений и политической культуры, о политической культуре как качественной характеристике развития политических отношений лишь начинает разрабатываться в советской философской литературе. Например, указывая на эту взаимосвязь, Г.А.Белов пишет: ,тКачественная характеристика механизма реализации политических отношений достигается как в ходе анализа отдельных элементов политической системы, так и с помощью понятия политической культуры. Оно выражает меру овладения субъектами политических отношений... Преимущество такого понимания политической культуры .- - состоит в том, что оно .,-не сводит содержание политической культуры к сознательности и активности трудящихся масс. Составной частью политической культуры ... является также повышение эффективности всей политической системы, совершенствование всех форм политической деятельности. Проявления политической культуры многообразны» как многогранен механизм реализации политических отношений ,

Каждая сфера общественной жизни порождает свои специфические отношения в которых находят выражение свойственные ей процессы. Отношение - одна из широко используемых в марксистско-ленинской философии категорий. В .И Ленин обращал внимание как на многообразие отношений, так и на многогранность их содержания .

Любое отношение предполагает наличие двух или нескольких объектов, явлений, либо сторон объекта, явления. "Уже сам факт, - пишет Ф.Энгельс, - что есть отношение, означав ет, что в нем есть две стороны» которые относятся друг к другу. Каждую из этих сторон мы рассматриваем отдельно; из этого вытекает характер их отношения друг к другу, их взаимодействие. При этом обнаруживаются противоречия, которые требуют разрешения".

Через отношение в марксизме-ленинизме определяется и политика как общественное явление. Все политические процессы, политическая деятельность, политические организации и институты могут быть определены как выражение политических отношений.

Политическая сфера жизни общества, появляясь и развиваясь с возникновением и развитием классов, порождает особый вид общественных отношений политические отношения и соответствующую им политическую организацию общества.

Политические отношения возникают одновременно с возникновением политической организации. Связь здесь сложная. Зачатки политических отношений первоначально складываются стихийно и все более и более оформляются по мере организации классов, формирования их партий. В данном случае они являются условием и средством развития политических организаций класса. Шесте с тем лишь с возникновением политических организаций (прежде всего политических партий класса) политические отношения приобретают четкость и зрелость. Политические отношения формируются как бы в двух одновременных процессах: в процессе формирования внутриклассовых отношений (между авангардом класса и его массой, между его различными слоями и т.д.) и в процессе формирования междуклассовых отношений (между разными классами, между классом и другими общественными группами и т.д.). В реальной политической жизни процессы эти взаимосвязаны, взаимообусловлены, но все же без деятельности политических организаций политические отношения не являются зрелыми, собственно политическими, так как не носят еще сознательно-организованного, идеологического, то есть политического характера в полном смысле этого слова.

Специфика политических отношений, в отличие от таких общественных отношений,как экономические и социальные, состоит в их сознательно-организованном, целенаправленном характере, что указывает на то, что они не могут складываться без воздействия на них политического сознания и политических организаций.

Политические отношения являются концентрированным выражением экономических отношений. Они вторичны и производим от системы производственных (экономических) отношений, являясь специфической формой их отражения. Объективные, материальные отношения классов складываются стихийно, под непосредственным воздействием экономических условий, не освещены теоретическим пониманием жизни общества, не подчинены политическому интересу класса, не связаны с деятельностью партии, они не ведут к освобождению рабочего класса и революционному переустройству общества. Только благодаря политической партии класса его классовые отношения приобретают характер политических, осознанных и организованных, направленных на удовлетворение коренных политических интересов класса - захвата политической власти и изменения существующих экономических отношений

Гносеологическая функция политической культуры

Политическая культура, как мы уже отмечали, имеет определенное реальное воплощение в политическом сознании» политических отношениях и деятельности, в политической организации общества. Проявляясь через все образования политической надстройки, политическая культура как и элементы, через которые она проявляется и в которых она воплощается, выполняет определенные функции как во всей политической сфере жизни общества, так и в каждом элементе «образующем ее.

Политическая культура, как целостное социально-политическое образование, воплощает в себе, как итог и высший синтез, взаимодействие всех элементов политической системы (а не простую сумму их) Она является, в свою очередь, и высшим итогом, синтезом (по мере исторического развития) и каждого элемента этой системы. В целом и в силу этих особенностей, политическая культура выполняет активную роль в политической надстройке, оказывая обратное активное влияние (уже как целостное образование) на функционирование как всей политической системы» так и каждого ее элемента.

Как любое сложное образование, политическая культура полифункциональна, она выполняет множество функций как внутри политической надстройки, так и в жизнедеятельности классового общества в целом: гносеологические, аксиологические, информационные, коммуникативные, нормативные, управленческие и др. В целом, не имея возможности рассмотреть все функции политической культуры в силу сложности, малоразработанности проблемы, мы вьщелим и рассмотрим лишь те, которые, как нам кажется, обусловлены тем ее структурным членением, которое мы предложили в цервой главе. Исходя из структурного членения политической культуры, мы вццеляем ее главные функции - гносеологическую или познавательную (которую выполняет как вся господствующая в обществе политическая культура, так и ее духовный элемент господствующая политическая идеология), коммуникативную функцию (которую выполняют господствующие в обществе политические отношения и сложившаяся политическая организация общества при активном участии в этом процессе и политического сознания классов) и управленческую функцию (которую выполняет политическая организация общества как центральный компонент политической культуры).

Мы называем эти функции главными не только потопу, что они обусловлены структурным членением политической культуры но еще и потому, что каждая из этих функций является интегрирующей. Например, гносеологическая функция предполагает для своего действия аксиологическую, информационную; коммуникативная - нормативную, а действие управленческой функции невозможно без учета всех функций политической культуры.

Проблема функций политической культуры только начинает разрабатываться советскими философами. Например, проблеме гносеологических функций посвящены исследования Сморгуновой В.Ю. Мамут Л.С. ввделяет и бегло анализирует нормативную, коммуникативную и сигнификативную функции политической цультуры. Савранский И.А. вцце-ляет следующие "ключевые" функции политической культуры - информационную, коммуникативную, управленческую . Функция - это свойство субстанции, находящее свое выражение и проявление в определенном роде деятельности. Функции носят объективный характер» независимый от субъективных намерений участников социального взаимодействия. В общественной жизни столкновение различных противоположных целей и интересов людей почти всегда приводит не к желаемым последствиям их действий (или функциям), а часто к прямо противоположным . функции могут быть как наблюдаемые, так и ненаблюдаемые, преднамеренные или непреднамеренные (скрытые), разрушающие явление, нейтральные или способст-вующие его развитию .

Одно и то же явление может иметь много функций, точно так же, как одна и та же функция может по-разному проявляться в различных явлениях, в разных системах общественных отношений и деятельности- При социализме впервые в истории создаются предпосылки для научного познания, а соответственно и адекватного регулирования, управления деятельностью, в том числе и политической.

В комплексе функций политической культуры существенное значение имеет ее гносеологическая функция, что превращает ее в важный фактор политического познания, игнорировать который невозможно.

Коммуникативная функция политический культуры

Политические отношения - это связь социальных субъектов (классов, наций, прослоек), обусловленная общностью или противоположностью коренных интересов, причем связь, в общем итоге, по поводу государственной власти. Конкретным проявлением этой связи выступает общение социальных субъектов. Политическая культура является одной из основных, хотя и производных (так как сама она определяется в конечном счете экономическими и социальными условиями) детерминант, влияющих на политическое общение членов классового общества. В этой связи возникает вопрос о коммуника тивной функции политической культуры, которая обеспечивает функционирование политических отношений как целостной системы, а благодаря этому и функционирование всей политической системы классового общества.

Под коммуникативной функцией политической культуры мы понимаем общение, подчеркивая, что эти понятия мы употребляем как синонимы, В имеющейся литературе понятие "общение" не приобрело еще философского статуса, а понятие "коммуникация" употребляется в несколько ином смысле (обмен информацией, передача информации и т.д ) Категория "общение", несмотря на обширную психологическую и философскую литературу по данной проблеме, не имеет точного толкования. Она употребляется для обозначения коммуникации» коммуникационного процесса; для обозначения взаимодействия» то есть для обозначения не только обмена информацией» но и для обозначения процессов обмена деятельностью» действиями; для обозначения межличностного, межеубъектного общения, познания и восприятия. Все эти подходы к рассмотрению общения являются верными» но все же односторонними

Однако даже сумма всех этих подходов к понятию общения, отмечает Г-М.Андреева» не исчерпывает понятия общения, не раскрывает его сущность ,

Мы согласны с авторами» которые считают, что сущность обще-ния в деятельности - Связь общения с деятельностью настолько органична, что невозможно исследовать его вне деятельности. Деятельность и общение существуют только в диалектическом единстве. В реальной политической действительности общаются всегда практически действующие субъекты и результатом общения здесь является не знаковое сообщение, а изменение и развитие политического сознания классов, политического поведения, политических отношений, политических организаций, участвующих в регулировании политического общения социальных субъектов.

Однако» признавая верность мнения, что сущность общения в деятельности, мы считаем, что и эта позиция не исчерпывает проб - 162 лемы На наш взгляд» сущность общения (особенно политического общения, отличающегося массовостью) не только в деятельностном его характере, но и в зависимости его от общественных отношений (в данном случае, от политических отношений).

Если общение и деятельность взаимосвязанные категории, то это же нужно сказать и о категориях "политические отношения" и "политическое общение". Это также взаимосвязанные категории, раскрыть смысл и значение которых можно,только рассмотрев их диалектику. С одной стороны» характер общения обусловливается общественными отношениями. Общение в "чистом виде" существует лишь в абстракции. Реальное общение неотделимо от всей системы общественных отношений. С другой стороны, общение само обусловливает формирование тех или иных общественных отношений. В.И.Ленин писал: "Вступая в общение, люди во всех сколь-нибудь сложных общественных формациях - и особенно в капиталистической общественной формации не осознают того, какие общественные отношения при этом складываются» по каким законам они развиваются и т.д." .

Общественные отношения и условие, и результат» и вместе с тем форма человеческой деятельности и общения . Связь общения и общественных отношений, общения и деятельности проявляется в различных видах: то как связь причины и следствия, то как связь формы и содержания, то как связь сущности и явления.

Похожие диссертации на Политическая культура как объект социально-философского анализа