Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическая культура социалистического общества Минина Лидия Федоровна

Политическая культура социалистического общества
<
Политическая культура социалистического общества Политическая культура социалистического общества Политическая культура социалистического общества Политическая культура социалистического общества Политическая культура социалистического общества Политическая культура социалистического общества Политическая культура социалистического общества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Минина Лидия Федоровна. Политическая культура социалистического общества : ил РГБ ОД 61:85-9/158

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Политическая культура как шлошско-сощологическая категория

I. Понятие и структура политической культуры 20

2. Механизм взаимодействия политической культуры и политических отношений социалистического общества 61

ГЛАВА П. Политическая культура и демократия в условиях развитого социализма

I. Социалистическая демократия как условие развития социалистической политической культуры 97

2. Политическая культура как фактор совершенствования демократии развитого социалистического общества 135

Заключение 153

Список использованных источников и литературы 158

Введение к работе

Возрастание роли политической культуры трудящихся на этапе развитого социалистического общества обусловлено повышением значения их деятельности в решении сложных задач социалистического строительства. Как подчеркивалось на ХХУІ съезде КПСС это обусловлено, прежде всего, необходимостью повышения эффективно- сти и качества всей нашей работы . На ноябрьском (1983 г.), декабрьском (1983 г.) и февральском (1984 г.) Пленумах ЦК КПСС бы ли намечены конкретные меры и поставлены стратегические задачи совершенствования управления народным хозяйством. Выполнение ре шений партии требует высокой политической культуры трудящихся. Это один из аспектов возрастания роли политики во всех областях общественной жизни.

Таким образом, повышенный интерес к данному вопросу обус -ловлен потребностями качественного управления обществом, кото -рые со всей очевидностью встают перед развитым социализмом.

Ведущая роль в системе детерминант, обусловливающих пере -ход от социалистического управления к коммунистическому самоуправлению, принадлежит также политической культуре, практическое значение которой становится очевидным при осмыслении тенденций, противоречий развитого социализма .

Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с. 32.

Ю.В.Андропов. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического- строительства в СССР. - Политическое самообра -зование, 1983, №4, с. 3-16.

Важной тенденцией развитого социалистического общества, от -меченной ХХУІ съездом КПСС является "... становление бесклассовой структуры общества... в исторических рамках зрелого социализма . Однако преодоление классовых различий не отодвигает, как казалось бы, политику на задний план общественной жизни, а наоборот путем дальнейшей демократизации расширяет и углубляет масштабы ее функционирования, снабжая новыми средствами,делаю -щими ее интенсивной и доступной широким массам. В.И.Ленин учил, что "... политику в широком смысле слова могут делать только массы" .

Таким образом, по мере становления бесклассовой структуры общества актуальность политической культуры возрастает в силу того, что преодоление классовых различий становится возможным лишь в условиях политизации общественной жизни. Социалистическая по -литическая культура является тем механизмом, который обеспечивает перерастание социалистического управления в коммунистическое самоуправление через вовлечение широких масс в государственную и общественную деятельность.

Особо важную роль приобретает политическая культура для даль нейшего развития демократии зрелого социализма, для все большего вовлечения трудящихся в орбиту управления всеми государственными и общественными делами. С принятием Конституции СССР (1977 г.) Советская демократия поднялась на новый качественный уровень, требующий резкого возрастания политической культуры масс. Соотно шение политической культуры и демократии - сложный, противоречивый процесс, но именно социалистическая политическая культура является одним из условий развития демократии. Важность такого рода проблем была поставлена в статье Ю.В.Андропова "Учение Кар-

Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 198I, с.53.

В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т. 24, с. бб. ла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР", в которой он говорит: "У советской демократии были, есть и надо полагать, еще будут трудности роста, обусловленные материальными возможностями общества, уровнем сознания масс, их политической культурой" .

В решениях июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС значительное место отводится вопросам дальнейшего развития демократии, а, следовательно, необходимости развития политической культуры трудящихся.

Политическая культура имеет также большое значение как одно из определяющих качеств нового человека. На ХХУІ съезде КПСС говорилось: "Советский человек - это добросовестный труженик,че ловек высокой политической культуры, патриот и интернациона - р лист" . Там же отмечается, что мы еще не решили все вопросы, связанные с формированием нового человека. Это, несомненно,относится и к проблемам воспитания у советского человека высокой политической культуры. Здесь, как и везде, проявляется противоречие между уже достигнутым и необходимостью осуществления лучшего возможного.

Значение политической культуры в облике человека как одного из определяющих качеств, характеризующих социальную зрелость личности, отмечено в партийных документах: "Уровень политичес -кой культуры - один из критериев социальной зрелости человека. Это своего рода синоним партийной, классовой позиции, сознательного борца за коммунистические идеалы, патриота и интернационалиста .

Ю.В.Андропов. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. - Политическое самообразование, 1983, № 4, с. II.

Материалы ХХУІ съезда КПСС, - М. Политиздат, 1981, с. 63.

Это и понимание гражданином ответственности перед обществом, своего долга честно и добросовестно трудиться, внести свой вклад в осуществление тех задач, которые решают народ, общество, партия, быть готовым к защите социалистических завоеваний" .

Здесь поставлена важная проблема соотношения политической культуры и ответственности. Чем выше политическая культура,со -знательность, творчество, инициатива масс, тем выше ответственность за результаты их деятельности.

Важность политической культуры в условиях противоположности социалистической и буржуазной демократии диктуется необходимо -стью опровержения субъективно-идеалистических элитарных концепций политической культуры. Адепты капитализма апологетически вы дают буржуазную политическую культуру за единственно возможный "подлинный" ее тип; к социалистической же политической культуре относятся откровенно антикоммунистически, пытаясь путем ее ди -скредитации обосновать дестабилизацию политической системы со -циализма.

Социалистическая политическая культура приобретает особо важное значение для избавления человечества от угрозы мировой . ядерной катастрофы. Рост политической культуры прямо связан с политикой нашей партии и государства. На февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС тов. К.У.Черненко подчеркивал: "Эта ленинская политика мира, основные черты которой на современном историчес -ком этапе определены решениями последних съездов КПСС.отвечает коренным интересам советского народа, да в сущности и других народов мира. И мы решительно заявляем: от этой политики мы не от ступим ни на шаг" . В партийных документах содержится важное по- ложение об актуальности значения единства политической культуры

Правда, 1983 г., 15 января.

Правда, 1984 г., 14 февраля. трудящихся в вопросах внутренней и внешней политики партии.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы обусловлена как практически - политическими потребностями развитого социалистического общества, так и борьбой идей в современном мире.

Исследование проблем политической культуры социализма нахо -дится в стадии активной разработки. Большой вклад в исследова -ние феномена политической культуры внесли советские ученые Ба-босов Е.М., Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А., Иовчук М.Т., Кейзеров Н.М., Коган Л.Н., Ожегов Ю.П., Тихомиров Ю.А., Федосеев А.А., Шапко В.Г. За последние годы появилось несколько самостоятельных монографических исследований политической культуры .

О возросшем интересе к проблемам политической культуры свидетельствует проведение в последнее время ряда научных конферен -ций: Проблемы формирования политической культуры молодежи в уело виях развитого социалистического общества (Керчь, 1980); Политическая культура развитого социализма: пути и средства формирования (Свердловск, 1981); Формирование нового человека и проблемы политической культуры (Львов, 1984).

Особо следует отметить тот факт, что сложились и развиваются центры исследовательской мысли в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске.

I. Акимова Л.Н. Формирование.политической культуры советского студенчества. - Киев: Высшая школа, 1980. - 186 с; Блинов Н.Б., Ожегов Ю.П., Шереги Ф. Политическая культура и моло -дежь. - М.: Молодая гвардия, 1982 - 175 с; Коган Л.Н.Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Политическая культура развитого социализма: проблемы и опыт. - Свердловск:Сред.Урал, кн.изд-во, 1982, - 173 с; Лисенков М.М. Политическая культура советско го человека. - М.: Московский рабочий, 1983, - 96 с. - Большой исследовательский интерес представляют работы, в которых предприняты попытки определить понятие, раскрыть сущность,

I структурное содержание политической культуры .

Однако?несмотря на широкий диапазон исследований политической культуры, проводимый в последние годы, ряд аспектов этой много -гранной проблемы в достаточной мере не изучен. Нет полной теоретической ясности относительно специфики политической культуры. Отсутствует однозначное мнение по поводу понятия, имеют место крайности в определении дефиниции этого явления.

Одними авторами политическая культура трактуется упрощенно как только состояние компетенции населения о политической жизни как знание, исключающее деятельность. Другие, напротив, отожде -ствляют ее с политикой в целом,с правовой культурой, с другими элементами общественного сознания.

К числу малоисследованных вопросов относится также вопрос о ее структуре. При освещении структуры политической культуры имеет место абсолютизация какого-то одного структурного подразделения; или политической идеологии, или политического сознания в целом, или политической деятельности.

Анализ структуры политической культуры зачастую ограничивается перечислением элементов без исследования субординационных связей между ними.

I. Н.М.Кейзеров. Содержание термина политическая культура. - Социологические исследования, 1981, Ш 4,с.30-35; В.К.Макаренко. К вопросу о понятии "социалистическая политическая культура'.' Ростов-на-Дону, Институт народного хозяйства, 1979. - ZZ с. Рукопись депон. с ИНЙОН АН М СССР, Ш785 от 26.06.79 г. П.Пупкова. К вопросу о понятии "политическая культура". - Актуальные проблемы теории социально-политических отношений раз витого социализма. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1981, с. 66-72.

Включение политических отношений в объект политической культуры является нерешенной проблемой в нашей литературе. Многие, разделяя культуру на материальные и духовные ценности, исключают из области культуры идеологические, в том числе и политические отношения. На наш взгляд^культура охватывает и сознание, и деятельность, и отношения, и социальные институты, - в этом, в частности, проявляется комплексность культуры. Одновременно, это не исключает интерпретацию данного феномена как особого ка -чественного состояния, согласно которому социалистическая поли -тическая культура - это не сами политические явления, а общая их качественная и количественная характеристика. Политическая культура, понимаемая как интегральная категория, не может быть понята вне включения политических отношений и выражающих их по -литических институтов в ее структуру, которые, с одной стороны, являются результатом политической деятельности, а с другой,- условием, определяющим ее интенсивность, выступающим показателем того,как изменение механизма регуляции политических отношений влияет на качество политической деятельности.

Анализ имеющейся литературы показывает, что значительное чис ло работ специально посвящено анализу политической культуры личности социалистического общества: Багиров Б.Б., Бабосов Е.М., Головастиков А.И., Ребкало В.А., Шапко В.П.

Достаточно представлена литература, в которой содержится многоаспектный критический анализ буржуазных концепций политической культуры, . :их антинаучной,субъективно-идеалистической методологии, не позволяющей буржуазным политологам объективно определить сущность данного феномена*

I. Иванов В.Н., Баранина Г.Г. Буржуазная методология исследо -вания политической культуры. - В кн.: Вопросы научного коммунизма. - Киев: Вища школа, 1983, вып. 54, с. 64-68.

В-последнее время проведены исследования, рассматривающие политическую культуру, как фактор социального познания: Галкин А.А., Сморгунова В.Ю., Шендрик М.П. и др.

Можно назвать ряд интересных исследований, посвященных специфике развития политической культуры различными идеологическими институтами: Блинов Н.М., Воробьев A.M., Ермаков Ю.А., Марго -лин Л.А. Шереги Ф.Э.

Имеются специальные работы, в которых рассматриваются особенности политической культуры рабочего класса .

Особое место в литературе занимает формирование политической

2 культуры советской молодежи.

Сандригайло В.Л. Психологизация политической культуры политологии США (Критический анализ):Автореф. дисс.канд.филос. наук. - Минск, 1983; Решетников В.А. Антикоммунистическая направленность буржуазных концепций политической культуры. -В кн.: Актуальные проблемы современной идеологической борьбы. - М.: Молодая гвардия,1982, вып.1, с.144-147 и др.

Когтева А.А. Политическая культура рабочего класса как условие укрепления его ведущей роли. - В кн.: Проблемы научного коммунизма. - М«: Мысль, 1981, вып. 15, с. 27-40; Клюев А.В. Филин Ю.Н. Факторы формирования политической культуры рабочего класса. - В кн.: Реальный социализм и историческая миссия рабочего класса. - Л.: изд-во Ленинградского ун-та,1982, с. 49-59 и др.

Вопросы воспитания у молодежи политической культуры, - М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1981, с. 134 с; Ивановский А.П. Формиро -вание политической культуры и классового сознания как задача идейно-политического воспитания молодежи. - В кн.: Актуаль -ные проблемы современной идеологической борьбы. - М.: Моло -дая гвардия, 1982, вып. I, с. І4І-І44; Левашов В.К., Ожегов - II - - Все большее число обществоведов занято поиском путей, форм, методов воспитания политической культуры развитого социализма: Муругова В.В., Сависько В.А., Смирнов В.А., Чередниченко А.П. Появилось ряд статей, тезисов выступлений, в которых исследуется диалектика политической и нравственной культуры: Даргинави -чене Р., Меренков А.В., Степанов И.А. и др.

Ведутся поиски в направлении выявления особенностей формирования политической культуры как в развивающихся странах, так и в странах капитала: Березный Л.А., Калашников Н.И., Куббель Л.Е., Муругова В.А.

Дискуссионным является в литературе вопрос о возникновении, этапах становления и развития социалистической политической куль туры Совсем нет работ, исследующих механизм взаимосвязи политической культуры и политических отношений на разных этапах со -циалистического строительства. Между тем, рассмотрение социалистической политической культуры в связи с политическими отноше -ниями. позволяет исследовать специфические особенности социали-

Ю.П., Прокопьев Л.П. Формирование политической культуры молодежи. - Социологические исследования. - М.: 1981, № 7, с. 210-212 и др. I. Гиматов С.А. Основные этапы и факторы развития политической культуры советского рабочего. - В кн.: Методологические и социальные проблемы формирования личности в условиях развитого социализма. Саратов. Меж.сб.научных трудов, 1982, с. 105-133; Иовчук СТ. Вопросы становления и развития по -литической культуры социализма. - В кн.: Политическая система развитого социализма. Свердловск, 1979, с. 33-41; Кисе -лев Н. Воспитать истых коммунистов. - Молодой коммунист, 1980, № 7, с. 21-27. стической политической культуры, определить механизм ее функционирования.

Советскими исследователями поставлена и интенсивно разрабаты вается проблема диалектики политической культуры с другими сопря женными философскими категориями, такими как политическое сознание, политическая деятельность, политические интересы, полити -чесная активность, политическая ответственность: Зайлист Ф.Л., Каленский В.Г., Лузан А.А., Мамут Л.С, Муругова В.В., Поскотина В.И., Рябов С.К.

Дцет своего решения перспективная и приобретающая особую актуальность в связи с решением практических задач проблема взаи мовлияния политической культуры и демократии в условиях зрелого социализма. В лучшем случае интересующий нас вопрос затрагивается вскользь или рассматривается в самом общем виде .

Практическую важность теоретической разработки их взаимодействия трудно переоценить, пртому что в современных условиях не только уровень демократии, но в значительной степени развитие социалистической политической культуры становится одним из ре -шающих факторов прогрессивного развития политической системы.

Исследование этой диалектической взаимосвязи имеет чрезвычайно важное практическое значение. В первую очередь от этого взаи-

I. Кордюкова Э.Н., В.И.Ленин о взаимосвязи социалистической де-мократии и политической культуры личности. - В кн.: Ленин -екая методология социальных исследований. - Горький, изд-во Горьковского госуниверситета, 1976, вып. 4, с. 124-137; Шапко В.И. Политическая культура развитого социализма и развитие социалистической демократии. - В сб. Социологические проблемы развитого социализма. Третьи Уральские социологи -ческие чтения (тезисы докладов). Оренбург, 1980, с. 16-19. - ІЗ - модействия во многом зависят не только "неизмеримое усиление мот-щи государственного аппарата"; но и реальные возможности эффек - тивности роста народного хозяйства, а также успешное воспитание целостной личности.

Цель и основные задачи исследования

Основная цель диссертационного исследования состоит в философе ко-социологическом анализе взаимодействия политической культуры и политических отношений развитого социалистического общества.

Реализация поставленной цели исследования связана с решением следующих задач: проанализировать сущность и структуру социалистической политической культуры; выяснить основные этапы становления и развития социалистической политической культуры; исследовать механизм взаимодействия социалистических политических отношений и политической культуры, его модификацию на различных этапах развития социалистической политической культуры; проследить влияние демократии на развитие политической культуры в условиях развитого социализма; рассмотреть воздействие политической культуры на демокра -тлю развитого социалистического общества; дать критику буржуазных концепций политической культуры.

I. Методологической основой исследования являются исходные принципы диалектического и исторического материализма, положения классиков марксизма-ленинизма, решения ХХУІ съезда КПСС и последую щих Пленумов ЦК КПСС, имеющие принципиальное значение для осмысле- ния и решения поставленных задач. Автор опирается на достигнутые I. В.И.Ленин. Поли.собр.соч., т. 34, с. 313. результаты в философской разработке проблемы, а также на ее ис -следования в социологии и праве.

Главным методом обнаружения аспектов проблемы и их решения бы ' ло философское осмысление актуальных вопросов практики коммуни -стического строительства с позиций задач, поставленных КПСС.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следую -щем: - в преодолении односторонней трактовки определения социали стической политической культуры, исключающей из ее структуры по- . литические отношения, регулирующие их институты; в обосновании своей концепции периодизации становления и развития социалистической политической культуры, которая прохо -дит ряд этапов в своем развитии; в раскрытии механизма взаимодействия социалистической политической культуры и социалистических политических отношений, исследовании его модификации на различных этапах развития политической культуры; в рассмотрении демократии как условия возрастания социа -диетической политической культуры на этапе развитого социализма; в анализе политической культуры как важного фактора дальнейшего совершенствования демократии развитого социалистического общества.

Основньмиположениямивьносимьми автором на защиту, являются: - специфика политической культуры через обоснование суборди нации достоверно выделенных ее структурных компонентов, определе ние политической культуры на основе этого выведения, характери - зующегося классовостью, интегральной целостностью политического сознания, политической деятельности, ее результатов - политичес ких отношений, политических институтов, творческим характером деятельности, органической присущностью субъекту, способностью к - 15 -творческому- воспроизведению политической деятельности широкими массами, степенью включенности масс в процесс управления госу - дарственными и общественными делами; этапы развития социалистической политической культуры: этап становления социалистической политической культуры под влия нием внесения коммунистической партией научной теории в стихий -ную практику пролетариата; этап (функционирования социалистичес -кой политической культуры и социалистических политических отно -шений в процессе революционной практики пролетариата;этап пере -ходного периода от капитализма к социализму и положительного строительства социалистического общества; этап совершенствования политической культуры развитого социализма; механизм взаимодействия социалистической политической культуры и социалистических политических отношений, предполагаю щий обнаружение импульса развития - движущего противоречияустановление субординации политической культуры и политических отношений, формирование одного другим; модификация этого механизма на разных этапах развития социалистической политической культуры проявляется таким образом: на первом этапе социалистические политические отношения вно сятся в стихийную практику рабочего движения и формируют поли -тическую культуру пролетариата; на втором этапе взаимодействия политической культуры и по -литических отношений рассматривается ведущая роль политической культуры в связи с появлением нового качества в практике масс -революционного творчества, создающего новые политические институты, например, Советы; на третьем этапе появляются и функционируют в системе со -циалистической политической культуры новые политические институты, выражающие социалистические политические отношения - праяе- тарское государство, социалистическая демократия,общественные организации, получает дальнейшее развитие творческая деятель -ность масс(первые коммунистические субботники, социалистическое соревнование и т.д.); на четвертом этапе политические отношения требуют сбалан -сирования всех элементов политической культуры - сознания, деятельности, ее результатов - отношений, выражающих их институ -тов. Происходит дальнейший рост творческой активности трудящихся. Политическая культура классового субъекта превращается в достояние всего народа; социалистическая демократия в ее представительной и не -посредственной формах как условие развития социалистической политической культуры на этапе развитого социализма; социалистическая политическая культура как фактор совершенствования социалистической демократии.

Практическая значимость работы. Основные положения и вы -воды диссертационного исследования могут служить теоретико-мето дологической основой практической деятельности по формированию политической культуры:

Специально формировать политическую культуру каждого советского человека, вырабатывая в нем органическую присущность, потребность в политических знаниях и убеждениях, в деятельности, сознательно направленной на социальные цели зрелого социализма.

Использовать механизм влияния политических отношений на процесс формирования политической культуры зрелого социализма..

Учитывать взаимодействие демократии и политической куль туры, имея в виду, что демократия тогда влияет на развитие по -литической культуры, когда она сама, ее совершенствование явля -ется результатом творческой деятельности трудящихся.

4. "Применять в научной разработке проблем политической культуры достигнутые новые результаты: включение в политичес - кую культуру результатов этой деятельности - политических отно шений и регулирующих их политических институтов; понятие социа листической политической культуры, включающее в себя органичес кую присущность политической культуры субъекту, воспроизводи - мость творческой деятельности масс; взаимодействие социалисти - ческой политической культуры с политическими отношениями, - ос новные этапы развития политической культуры в связи с этими от ношениями, механизм воздействия политических отношений на поли тическую культуру и его проявления на разных этапах развития по литической культуры; взаимодействие социалистической политичес кой культуры и советской демократии, - рассмотрение демократии как условия развития политической культуры трудящихся, и поли - тическои культуры масс как фактора совершенствования демократии.

5. Использовать результаты исследования в практике препо - давания марксистско-ленинской философии в темах:"Социальная структура общества", "Политическая организация общества", "Со - циальная революция", "Формы общественного сознания", "Роль на родных масс и личности в истории"; в курсе научного коммунизма.

Материалы диссертации отвечают задаче дальнейшего усиления наступательной борьбы против буржуазной идеологии, поставленной перед обществоведами ХЭ(У1 съездом КПСС. Содержащийся в иссле -довании фактический и теоретический материал по критике буржуаз ного плюрализма и буржуазных концепций политической культуры МСЖ0Т быть использован в спецкурсах по критике антикоммунизма.

6. Внедрять результаты исследования в практику идейно-по литической работы: - в студенческих комсомольских организациях, при проведе -ний лекций и бесед в студенческих общежитиях, в работе политклу- бов, в проведении политчасов, при написании рефератов по общественно-политической практике, в работе с иностранными студентами; при подготовке и проведении занятий в районных семинарах пропагандистов, в методологических, теоретических, проблемных семинарах и других видов партийной учебы; в лекциях и беседах трудящимся,в выступлениях в печати, по радио и телевидению.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации апробированы в выступлениях автора на третьих Всесоюзных философ -ских чтениях молодых ученых "ХХУІ съезд КПСС и актуальные проб -лемы марксистско-ленинской философии (Звенигород Московской об -ласти, май 1983 г.), на областной научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов (Харьков, март 1982 г.), на ежегодных конференциях преподавателей и аспирантов кафедры философии Харьковского государственного университета в I98I-I983 годах, на научных и учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Харьковского юридического института имени Ф.Э.Дзержинского (Харьков, 1983 г.).

За выступление по теме диссертации, доложенное на конкурсе молодых ученых и специалистов, автор награжден Почетной Грамо -той Харьковского Обкома ЖСМ Украины.

По теме диссертационного исследования имеются три публика -ции, в которых нашло отражение основное его содержание.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 157 страницах машинописного текста. Список использованной лите -ратуры включает 315 названия.

Структура работы определяется проблемой и логикой ее исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Логична последовательность изложения в них материала диссерта - ции, - от исследования структуры политической культуры и рас -смотрения ее особенностей к выяснению соотношения политической культуры и политических отношений, занимающих основное место в системе политических явлений; определение на этой основе взаимодействия ..": социалистической демократии - главного в политических отношениях развитого социализма - и социалистической политической культуры.

Понятие и структура политической культуры

Политическая культура пронизывает не только политическую деятельность, но и всю историю человечества со времен разделения общества на классы. История этой культуры свидетельствует, что она по мере развития общества принимает все более и более сложные формы, что объясняется прежде всего ростом значения политического сознания, усложнением государственной машины.

Различные аспекты политической культуры находили место в сочинениях мыслителей различных эпох. Однако на научной основе этот вопрос сформулирован в работах классиков марксизма-лениниз ма.

Приступая к исследованию политической культуры, необходимо обратиться к ленинскому тезису из наброска резолюции о пролетарт ской культуре. Не отдельные идеи, а марксизм, который вполне определенно указывает на то, что научная теория культуры может быть создана только на теоретической основе марксизма-ленинизма. Единая теоретическая и методологическая база марксизма позволяет исследовать все многообразие социальных явлений и процессов, исходя из общих принципов и закономерностей.

Социалистическая политическая культура основывается на еле дующих методологических принципах, обоснованных классиками марксизма-ленинизма: материалистическое понимание истории, относи - 21 тельная самостоятельность политической культуры, отношение классов, политическая сфера явлений, роль культуры в развитии политической культуры. Система материалистических принципов,ле жащих в основе марксистского исследования политической культуры, служит методологическим ключем к правильному осмыслению этого социального явления в жизни общества, помогая понять его содержание, рассматриваемое не как самостоятельную субстанцию, а как явление, детерминированное в конечном счета производст -венными отношениями. В противоположность идеалистическому пони манию истории, лежащему в основе буржуазных исследований.В качестве примера идеалистического понимания истории может, служить психологическая трактовка политической культуры в работах западных социологов.

Таким образом, суть марксистского подхода заключается в рассмотрении политической культуры как надстроечного элемента, в обществе, который обслуживается базисом. Господствующие производственные отношения определяют ее сущность, формы проявления и возможности развития. Движение к более высокому типу поли тической культуры может успешно реализоваться лишь путем каче -ственного изменения экономического базиса конкретно-исторической общественно-экономической формации. Переход политической культуры от рабовладельческой через феодально-городской тип к буржуазному и социалистическому типам не был причиной смены одного способа производства более высоким, а наоборот - революционные смены одних общественно-экономических формаций иными, более вы сокими, создали в процессе исторического развития объективные условия, необходимые для развития политической культуры. Именно господствующие базисные отношения в каждом обществе объективно определяют возможности развития им присущего типа политической культуры. Господствующие производственные отношения определяют сущность политического господства определенного социального класса. Сущность этого господства определяет далее как содержание, так и формы его проявления. Сказанное в полной мере отно -сится и к политической форме осуществления политического гос -подства определенного класса. Марксистско-ленинская теория классов является естественным продолжением материалистического понимания истории, потому что интересы классов, согласно работе Ленина В.И. "Великий почин" определяются производственными отношениями, прежде всего отношениями собственности, находя отражение в политическом сознании, политической культуре класса.Та-ким образом, изменения экономического положения классов, изме -нения типов политических отношений в классово-антагонистических формациях могут произойти лишь путем социальных революций,а не путем изменения психологических установок социальных групп, как считают буржуазные идеологи. Как известно, экономическое положение определенного класса в решайщей мере определяет и сте -пень включенности его в политическую жизнь, и степень овладения им политической культурой.

ТАким образом, только с позиций материалистического пони -мания истории стало возможным последовательно научное понимание политической культуры, ее зависимости от общественного бытия,ко торое вытекает из тесной взаимосвязи экономики и политики. Одна ко материалистическое понимание истории предполагает не только активную роль общественного бытия, но и духовной жизни, надстрой ки, политической культуры, которая в свою очередь, оказывает активное влияние на общественное бытие. Отношения общественного бы тия и общественного сознания, а также определяемой ими деятельности и отношений - не является отношениями причины и следст - 23 вия, а взаимодействия, что и определяет активность политичес -кой культуры. Например, отмечая закономерный характер Великой Октябрьской социалистической революции и построение социализма В.И.Ленин обращает внимание на то, что высокая политическая культура в условиях экономической и культурной отсталости России явилась проявлением относительной самостоятельности поли -тической культуры. Он пишет, что победивший пролетариат России оказался "впереди любой Англии и любой Германии по нашему поли тическому строю и по силе политической власти рабочих и вместе с тем (одновременно) позади самого отсталого из западно-евро -пейских государств по организации добропорядочного государственного капитализма, по высоте культуры, по степени подготовки к материально-производственному "введению" социализма .Проб -лема относительной самостоятельности политической культуры в це лом связана с диалектическим противоречием между обусловленно -стью политической культуры, зависимостью ее от общественного бы тия и ее самостоятельностью. Материалистическое понимание исто рии позволило не разрывать эти противоположности, а рассматри -вать их в единстве.

Механизм взаимодействия политической культуры и политических отношений социалистического общества

В предшествующем параграфе в ходе анализа структуры социалистической политической культуры возникла проблема субординации ее элементов, в частности проблема взаимовлияния политической культуры и политических отношений социалистического общества.

Категориальный анализ социалистической политической культуры предполагает выявление диалектики политической культуры и политических отношений через противоречие реальных процессов.Прежде чем цроанализировать соотношение политической культуры и поли - ьа тических отношений социализма, то есть исследовать реальные трудности и противоречия, преодоление которых составляет основу раз -вития социалистической политической культуры,остановимся вкратце на категории "политические отношения .1

При этом не лишне напомнить, что логика изложения первого параграфа данной главы привела нас к пониманию социалистичес -ких политических отношений, как важного элемента, в снятом виде содержащего в себе все другие элементы политической культуры,выступающего одновременно условием, результатом, а также наиболее ярким показателем развития социалистической политической куль -туры. Более углубленному пониманию природы идеологических отношений, к которым относятся политические отношения способствует анализ социальных отношений,в системе которых функционирует интересующая нас категория.

За последние двадцать лет появилось много работ, в которых социальные отношения рассматриваются на разных уровнях и в раз -личных аспектах. Однако, несмотря на это, до настоящего времени единое понимание социальных отношений не выработано и исследователи по-разному рассматривают его содержание.

Многие авторы понятие "социальные отношения" рассматривают в широком и узком смысле. По их утверждению это понятие в широком смысле тождественно понятию "общественные отношения", а в узком смысле обозначает отношения между общественными классами или основными социальными группами .

Понятие социальных отношений в широком смысле как общественных отношений является общепризнанным и не вызывает разногласий среди советских социологов. Что же касается понятия социальных отношений в узком смысле, то высказывается сомнение в правомерности такого выделения. Уже много написано о понятии "социальные отношений" в узком смысле, однако до сих пор нельзя считать удовлетворительно решенным вопрос как о самом понятии, так и о систематизации и классификации видов общественных отношений и месте в этой классификации социальных отношений в узком смысле. Различными авторами вкладывается различное содержание в понятие "социальные отношения".

Одним из недостатков в разработке . : шроблемы социальных отношений, очевидно, является то, что при их классификации смешиваются различные аспекты проблемы. Так, в понятие "социальные отношения" в широком смысле включаются в качестве однопорядко -вых как экономические, политические, правовые, нравственные и религиозные, так и классовые, национальные, семейные и бытовые . Но чтобы правильно понять социальные отношения, необходимо рассматривать два аспекта проблемы: во-первых, вопрос о содержании и видах социальных отношений и,во-вторых, вопрос о субъектах со циальных отношений. В свое время на это обратил внимание А.В. Дроздов, рассматривая понятие субъекта и объекта общественных отношений , но в дальнейшем эта сторона проблемы не получила развития. Представляется, что в четком разграничении двух аспектов социальных отношений (виды социальных отношений и субъекты социальных отношений) - ключ к правильному решению проблемы. В самом деле, по своему содержанию все виды социальных отношений являются историческими формами осуществления деятельности обще -ства, поскольку каждый из них складывается в процессе практической деятельности людей и поэтому органически входит в реальную преобразующую мир практику. Люди не могут поддерживать собственное существование, если будут действовать обособленно друг от друга, каждый в одиночку. Они должны согласовывать свои дейст -вия, то есть вынуждены соединяться "известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью". Так люди вступают между собой во взаимодействие, вне которого их индивидуальная жизнь становится невозможной. Формы и способы, в которых осуществляется это взаимодействие людей, и составляют социальные отношения. "... Материальные отношения, - пишет К.Маркс, - суть лишь необходимые формы, в которых осуществляет-ся материальная и интеллектуальная деятельность" людей.

Социалистическая демократия как условие развития социалистической политической культуры

Анализ механизма взаимодействия и взаимообусловленности политической культуры и политических отношений, предпринятый в предшествующей главе, определяет необходимость рассмотрения взаимовлияния политической культуры и демократии, исследования влияния социалистической демократии как главного выражения политических отношений на развитие политической культуры в условиях зрелого социализма.

Совершенствование социалистической демократии выступает условием развития политической культуры, которая в свою очередь является фактором дальнейшего развития демократии зрелого социализма.

Данный подход .позволяет говорить о двух аспектах рассмотрения социалистической политической культуры - объективном и субь-эктивном.

Между этими двумя аспектами политической культуры нет жесткой и непроходимой грани. Тем не менее они различаются по спосо-5ам фиксации и существования входящих в них компонентов.

Первый из вышеназванных подходов рассматривает объективные Еюрмы управления, при которых политические отношения, являясь эбъентом политической культурьг, обеспечивают участие институ ционной стороны в форме представительной и непосредственной демократии.

Предметом рассмотрения второго аспекта выступают субъектив ные формы управления социалистической политической культуры -политическое сознание, политические убеждения, политические навыки, умения, политическая воля, политическая ответственность, политическая деятельность, то есть объективированное сознание, находящееся в прямо пропорциональной зависимости от уровня развития институциональных форм управления, от уровня развития представительной и непосредственной демократии.

Рассмотрение понятия "политическая культура социализма" в его взаимообусловленности с другими категориями политической сферы явления, в частности категорией "социалистическая демок -ратия", обусловлено практическими потребностями социалистического строительства в СССР и других социалистических странах,потребностями практики коммунистического воспитания, марксистско-ленинской политической науки в более глубоком и всестороннем анализе особенностей, закономерностей политического развития в условиях зрелого социализма.

Преимущества социализма как общественной системы реализуются в той мере, в какой они научно познаны и используются прак -тически. Одним из преимуществ зрелого социалистического общест -ва является рост творческой активности масс.

Творчество, инициативность, новаторство, прогрессивная направленность деятельности трудящихся масс, выступает в качестве основного фактора развития социалистического общества.

Природа социалистической демократии, изменившийся характер социалистического государства обусловливает необходимость широкого и активного участия трудящихся в осуществлении государст -венного управления, включая деятельность в различных формальных организациях (государственных, политических и общественных).

Неоднократно подчеркивая пользу вовлечения в политическую жизнь даже самых неразвитых рабочих, В.И.Ленин указывал: "Граждане должны участвовать поголовно в суде и в управлении страны. И для нас важно привлечение к управленирэ государством поголовно всех трудящихся". Развивая эту идею В.И.Ленин писал: "Наша главная насущная задача - управление, организация и контроль. Эта работа неблагодарная и невидная, но именно в ней хозяйственные и административные силы рабочих и крестьян будут разверты -ваться все более и более успешно .

Вовлечение трудящихся в процесс политической жизни, превращение каждого члена общества в активного сознательного участника этого исторического творчества являет собой процесс роста социалистической политической культуры. В развитии этого процесса характерного только для коммунистической формации, важная роль принадлежит социалистической демократии. "Суть социалистической демократии состоит в том, чтобы обеспечить общественную и поли -тическую активность трудящихся, их широкое участие в решении об-щественных и государственных дел" .

Более того, процесс этот диалектически взаимосвязан и взаимообусловлен. Развитие социалистической демократии объективно ведет к росту политической культуры граждан. В то же время развитие каждого элемента социалистической политической культуры может быть рассмотрено в свою очередь как фактор дальнейшего совершенствования социалистической демократии.

Таким образом, взаимодействие и единство названных явлений обеспечивает быстрое, всестороннее и гармоничное развитие как социалистической демократии, так и политической культуры совет -ского общества.

Такая диалектика выгодно отличается от одностороннего понимания этой зависимости буржуазными учеными, в частности, имею -щее место в работах Алмонда и Вербы и характерное для всей Западной и в особенности американской политической науки, выражающаяся в отрицании обусловленности развития политической культуры социально-политическими факторами, игнорировании ее зависимости от природы общественного строя, от способа производства .

Политическая культура как фактор совершенствования демократии развитого социалистического общества

В предшествующем параграфе был дан анализ социалистической демократии как сложного и многогранного явления, развитие которого объективно ведет к росту политической культуры, показан ме ханизм этого влияния, проявляющийся во взаимодействии государ -ственных органов и общественных организаций, представляющих собой важные каналы роста социалистической политической культуры.

Особое внимание было уделено взаимодействию государствен -ных органов и общественных организаций на основе формирования органов власти и представительства в их составе, на основе взаи моконтроля, взаимодействию государства и общества путем передачи некоторых функций государства общественным организациям и т.д.

Таким образом, нашла освещение социалистическая демократия как важная детерминанта развития социалистической политической культуры, показана прямо противоположная функция буржуазного плюрализма в его влиянии на политическую культуру масс.

Развитие социалистической демократии и политической культуры советского общества тесно взаимосвязаны. Политическая куль -тура социализма не может развиваться ни на какой другой основе, кроме как демократической. В свою очередь рост политической куль туры является важной предпосылкой и фактором дальнейшего роста демократии. Политическая культура людей в социалистическом обществе выступает важным средством и гарантом углубления социали -стической демократии, поскольку активное участие трудящихся в управлении общественными процессами предполагает всесторонне под - 136 готовленных и сознательных граждан, качественные изменения в сознании и деятельности масс.

Целью данного параграфа является освещение влияния политической культуры как субъекта развития и дальнейшего совершенствования институтов социалистической демократии. Это-главное,в этом смысл творческой деятельности трудящихся под влиянием их политической культуры, создающей новые формы социалистической демократии, совершенствующей её. Это будет предметом нашего исследования. В то же время следует учитывать, что активность политической культуры в отношении к демократии проявляется и в ус воении демократии во всем ее объеме, в приобщении к ней в созна нии и деятельности, характеризующихся высокой политической куль турой.

На этапе зрелого социализма значительно возросли возможности влияния социалистической политической культуры на социали -стическую демократию посредством сознательной деятельности на -родных масс, их участия в управлении страной, повысилось значение политической культуры не только как качественной характерне тики социалистической демократии, но и как важнейшего условия, расширяющего ее социальную базу посредством творчества масс, во влеченных не только в государственное строительство, но и в про цесс производства. Социалистическая демократия качественно обогащается через "разум масс", укрепляя и расширяя свою базу.

Все это закономерно породило необходимость в более широком подходе к пониманию социалистической политической культуры.

Стало очевидным, что ограниченное ее толкование как политического знания, политической сознательности, политической дея -тельности, без рассмотрения политической культуры как вида политических (идеологических) отношений и выражающих их демократи -ческих институтов не может быть исчерпывающим, поскольку оно не - 137 посредственно не охватывает институционную сторону политичес -кой культуры.

Как было уже отмечено выше, наше понимание политической культуры воплощает мысль о том, что социалистическая политическая культура предполагает не только развитие политической сознательности, политического образования и политической деятель -ности масс, но и включает также формирование и развитие демок -ратических институтов, организационных структур, форм.

Представления, согласно которым политические отношения являются структурным элементом политической культуры получили ОС -вещение в незначительном количестве работ советских авторов .

Рассмотрение политической культуры, исключающее из ее структуры институты социалистической демократии, наиболее широко исследовано в философской литературе. Оно получило освеще -ниє в целом ряде работ.