Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экологическая культура общества и личности Храменков Николай Николаевич

Экологическая культура общества и личности
<
Экологическая культура общества и личности Экологическая культура общества и личности Экологическая культура общества и личности Экологическая культура общества и личности Экологическая культура общества и личности Экологическая культура общества и личности Экологическая культура общества и личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Храменков Николай Николаевич. Экологическая культура общества и личности : ил РГБ ОД 61:85-9/479

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Возникновение и развитие экологических знании общества 20

I.I. Анализ домарксистских представлений о взаимо связи общества и природы 20

1.2. Экологические концепции современной буржуазной философии 58

1.3. Проблема взаимодействия общества и природы в марксистско-ленинской философии 77

ГЛАВА 2. Экологическая культура как социальная система . Э1

2.1. Состав и стрз'ктура экологической культуры . 91

2.2. Экологическая деятельность 115

2.3. Экологические потребности и способности 138

2.4. Экологические отношения и институты 156

Заключение 176

Литература 180

Введение к работе

Среда множества проблем, в заостренной форме поставленных научно-технической революцией, одной из важнейших является проблема взаимоотношения общества и природы. Сложившаяся на планете экологическая ситуация показывает, что нынешний уровень развития производительных сил вызывает невиданное по масштабам и остроте противоречие между растущими потребностями современной цивилизации и объективными возможностями обменных процессов в природной среде Земли. Сейчас,как никогда раньше, особо вещими стали слова Ф.Энгельса, который предупреждал: "Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нагл мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых".

Опасность стихийного воздействия деятельности человека на разного рода процессы в окружающей среде в настоящее время общепризнанна. Особенно заметно это воздействие в результате растущего использования атомной энергии и все более широкого применения химических средств в промышленности и сельском хозяйстве. Строительство и использование огромных промышленных комплексов (занимающих, кстати, значительные земельные площади), а также транспортных средств ведет к насыщению воздуха, земли и воды различными вредными веществами. Особой проблемой, волнующей человечество, стала проблема чистоты Мирового океана. Рост городов, вырубка лесов, недостатки техно-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.456.

4 логии разработки, переработки полезных ископаемых и т.п.,все это обостряет противоречия между обществом и природой.

В настоящее время взаимодействие общества и природы,человека и среды его обитания, составляющее сущность экологической проблемы, в результате бурного роста промышленного производства во всем мире, происходящего на базе многоотходных технологий достигло тех предельных форм, когда встал вопрос об угрозе самому существованию человечества из-за исчерпания природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Достаточно привести некоторые цифры и факты,наглядно демонстрирующие крайне противоречивый характер взаимодействия человечества с природой. За последние 100 лет человечество увеличило в тысячу раз энергетические ресурсы; в течение истекших 35 лет произошло удвоение индустриальной и сельскохозяйственной продукции.

Общественное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, использует 3-4, а 96 единиц выбрасывает в окружающую среду в виде отравляющих веществ и отходов. В расчете на каждого жителя индустриальных стран ежегодно извлекается около 30 тонн веществ, из них лишь 1-1,5$ принимает форму потребляемого продукта, а остальное составляют отходы, обладающие весьма вредоносными свойствами для природы в целом.Непрерывно растет потребление энергии - в 1950 г. человечеству потребовалось 2,7 млрд.тонн условного топлива, в 1975 г. - уже 9 млрд.тонн, в настоящее время - около 10 млрд.тонн,а в 2000 году потребуется 18-23 млрд.тонн. Растет глобальное загрязнение биосферы. В результате деятельности человека, в особенности в последние десятилетия, в дикой природе исчезли многие виды животных и растений. Не менее тревожно неуклон-

5 ное падение численности и сокращение ареалов других видов. Трагично то, что за последние 500 лет при участии человека было уничтожено до 2/3 покрывающих Землю лесов. Все это не могло не создать напрякенную, а подчас и кризисную ситуацию

во взаимодействии человека и природы, чреватую тяжелыми, ес-

I ли не трагическими последствиями для всего человечества .

Экологическая проблема в настоящее время приобрела статус одной из глобальных проблем современности , "...у человечества,- отмечал Ю.В.Андропов,- появилось много новых, в том числе очень непростых забот. Обоснованны его тревоги,связанные с обострением сырьевой, энергетической, продовольствен-ной, экологической и других проблем глобального масштаба.

Нашего современника все больше беспокоят вопросы:способен ли человеческий разум преодолеть острые противоречия между обществом и природой? Есть ли возможность использовать достижения бурно развивающейся научно-технической революции и как средства совершенствования природы, и как средства совершенствования человека? Ответить на эти вопросы с позиций какой-либо одной науки, изучающей ту или иную сторону объективной реальности, не представляется возможным. "Теория взаимодействия общества и природы,- отмечает Э.В.Гирусов,- находится в состоянии ломки прежних понятий и концепций и посте-пенного формирования новых теоретических структур". Возни-

См. об этом: Фролов И.Т. Перспективы человека. М.,1983, с.152-153.

2 Материалы ХХП съезда КПСС. М., 1981, с.26.

Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР.- Вопросы философии, 1983, В 4, с.16.

Гирусов Э.В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы. Автореф.дисс. на соиск.уч.степ, д.филос.н. .М. Изд.Моск.ун-та, 1978, с.2.

кает необходимость комплексного подхода к решению проблем, порождаемых современной экологической ситуацией, объединения целого ряда отраслей научного знания, как одного из направлений начавшегося во второй половине XX столетия объективного процесса интеграции наук.

В результате синтеза общественных, естественных и технических наук возникает сейчас новая наука - социальная экология, предметом которой являются законы, принципы и методы

оптимизации взаимодействия общества и природы в интересах

т прогресса цивилизации . Центральным звеном социальной экологии должна стать, по нашему мнению, теория экологической деятельности, т.е. целесообразного взаимодействия общества и природы с целью создания благоприятной среды жизни и деятельности общества.

Роль интегрирующего звена все больше берет на себя марксистско-ленинская философия, особенно материалистическая диалектика - единственно научный метод познания и изменения действительности, подтвержденный всем колоссальным опытом общественно-исторической практики человечества. Именно диа-лектико-материалистический подход позволяет повысить эффективность исследований системы биосферы в единстве и противоречивости всех составляющих ее подсистем, воздействовать на тончайшие связи и механизмы, действующие в области взаимодействия живой и неживой материи - фундаменте экосистем. Человечество ныне накопило значительный потенциал знаний о процессах, протекающих в экосистемах, биосфере, социоэкоси-стеме в целом, чтобы научиться предвидеть последствия того

См.: Комаров В.Д. Философские основания социальной экологии. Автореф.дисс. на соиск.уч.степ. д.филос.н. Л. Изд.Ле-нингр. ун-та, 1979, с.3,5.

или иного вмешательства в эти процессы и постепенно переходить от стихийного воздействия на природу к научно обоснованной экологической деятельности, предполагающей сознательное управление процессами экосферы, направляя ее развитие к принципиально новому качественному состоянию - ноосфере.

Становление ноосферы - процесс длительный и сложный, диалектически связанный с развитием общества, ибо ноосфера- это уже не столько продукт развития природы, это - результат человеческой деятельности. Исследуя эту проблему,академик В.И. Вернадский писал: "Законы культурного развития и роста человечества теснейшим образом связаны с теми грандиозными процессами природы, которые открывает нагл геохимия, и не могут быть случайностью... Направление этого роста - к дальнейшему захвату сил природы и их переработке сознанием, мыслью определено ходом геологической истории нашей планеты,оно не мо-

т жет быть оставлено нашей волей" . Но этот "захват" и эта

"переработка" невозможны, по В.И.Вернадскому, без "единства

и равенства всех людей", без "проявления человечества как

единого целого" .

Иначе говоря, для становления ноосферы необходимы вполне определенные социальные предпосылки: единое свободно мыслящее человечество, его культурный рост.

Возникшая более 100 лет назад в рамках биологической науки экология (термин "экология" ввел в научный обиход Э.Гек-кель) изучала взаимосвязи организмов с окружающей средой. За этот век экология, все более обогащаясь, по существу выдели-

лась из биологии, приобрела статус самостоятельной науки.

Вернадский В.И. Биогеохимические очерки.М.-Л. ,1940,с.44.

Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965, с.328.

В последние десятилетия, когда стала очевидной роль человека в природных процессах Земли, его все увеличивающееся давление на окружающую среду, вызывающее в ней серьезные изменения, горизонт, масштаб экологической науки значительно расширился, чему в немалой степени способствовали и естественные интегративные процессы, протекающие сейчас в науке.

Поскольку сама природа в настоящее время оказывается все более бессильной восстанавливать нарушаемое человеком равновесие в естественных системах, эту функцию человеку приходится брать на себя, иначе говоря, перед человеком возникает задача управления природными и социальными процессами. "Управление взаимодействием природных и социальных процессов, -отмечает В.Д.Комаров,- становится в условиях развертывания НТР актуальной проблемой общественного прогресса" . Экология как биологическая наука уже не может помочь в решении этой задачи. Это по плечу только новой междисциплинарной науке -социальной экологии, органически вбирающей в себя достижения самых разнообразных наук, изучающих общество и природу, и проблемы их взаимодействия.

Человечество, становясь мощной экологической силой,должно использовать это свое могущество не на уничтожение природы (а, значит, и самого себя), а на создание на планете условий, способствующих дальнейшему развитию и природы и человека, т.е. подходить к решению экологических проблем не с позиций стихии, а с позиций культуры, чтобы, "преобразуя землю,- отметил К.У.Черненко на октябрьском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС,- не только не нанести ей вреда, а улучшить ее,обла-

Комаров В.Д. Философские основания социальной экологии. Автореф.дисс. на соиск.уч.степ. д.филос.ы. Л., 1979, с.19.

9 городить, умножить возможности природы".

Эта задача может быть успешно решена только на путях созидания экологической культуры, органически впитывающей в себя все материальные и духовные ценности, создаваемые человечеством в процессе его взаимодействия с природой; сложнейшей целостной развивающейся социальной системы диалектически взаимосвязанных элементов: экологической деятельности,экологических потребностей и способностей, экологических отношений и институтов.

Очевидно, что оптимальная организация взаимодействия общества и природы возможна лишь на основе соответствующей самому характеру этого взаимодействия культуры - экологической культуры. Исследование экологической культуры как общества в целом, так и каждой личности - актуальная научная проблема, имеющая важное практическое значение.

Актуальность социально-экологических проблем вызвала значительное повышение активности научных исследований в этой области, чему способствовало проведение "круглого стола" редакцией журнала "Вопросы философии" по теме "Человек и среда его обитания", в работе которого приняли участие известные

физики, химики, биологи, географы, врачи, философы, экономи-

сты, историки

По инициативе партийных, государственных, научных органов стали чаще проводиться всесоюзные, республиканские, региональные теоретические конференции и симпозиумы по проблемам методологии взаимодействия общества и природы, охраны окру-жающей среды отдельных районов и страны в целом, интеграции

1 Черненко К.У. Речь на октябрьском (1984 г.) Пленуме
ЦК КПСС. Правда, 1984, 24 октября.

2 См.: Вопросы философии, 1973, В 1,2,3,4.

10 наук в условиях научно-технической революции, по философским вопросам современного естествознания и т.п.

За последние годы значительно увеличилось количество диссертационных исследований различных аспектов проблемы взаимодействия общества и природы в современных условиях, возрос объем философской, экономической, общественно-политической, юридической, научно-технической литературы по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, оптимизации взаимоотношений общества и природа, по вопросам будущего цивилизации на нашей планете и т.п.

Вместе с тем, в исследованиях экологических проблем современности чаще всего анализируются проблемы неблагоприятного воздействия деятельности человека на природу,устанавливается зависимость кризисных экологических ситуаций от характера общественного строя, выявляются источники загрязнения окружающей среды, раскрываются экономические основы рационального природопользования, даются конкретные рекомендации по снижению вредного воздействия производственной дея-тельности на те или иные компоненты окружающей среды, по со-

х См., например: Араб-Оглы Э.А. Демографические и экологические прогнозы. Критика современных буржуазных концепций. М., 1978; Анучин В.А. Основы природопользования. Теоретический аспект. М., 1978; Гирусов Э.В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы. М. МГУ, 1978; Колбасов О.С. Экология: политика-право. Правовая охрана природы в СССР. ГЛ., 1976; его же. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982; Лаптев И.Д. Экологические проблемы. М.,1982; Лось В.А. Человек и природа. М.,1978; Олдак П.Г. Сохранение окружающей среды и развитие экономических исследований. Новосибирск,1980; Охрана окружающей среды и ее со-циально-экономичеекая эффективность. М., 1980; Проблемы оп-

вершенствованию методов очистки отходов, их утилизации,переработке и т.п., но недостаточно исследуются пути и средства комплексного, системного решения назревших экологических проблем, управления развитием социальных и природных факторов жизни и деятельности человека. Пока еще не стала предметом теоретического осмысления и исследования экологическая культура общества, хотя понятие экологической культуры и стало появляться в философской и естественно-научной литературе. Не исследованы сущность и социальный статус экологической деятельности, не установлены ее функции и компоненты.Не разработаны проблемы экологического развития и экологической культуры личности. Отсутствует систематический анализ историко-философской мысли по проблемам взаимоотношения общества и природы.

Достаточно назвать одну из последних работ по проблемам взашлодействия общества и природы, вышедших в 1383 году -книгу С.Н.Соломиной "Взаимодействие общества и природы' .Автор этой книги исследует глобальные проблемы современности, анализирует отношение социалистического общества к природе, предлагает различные теоретические рекомендации по оптимизации всего процесса воздействия общества на природу, опираясь на огромный исследовательский материал советских и зарубежных ученых. Однако в этой книге совершенно не рассматривается место экологических проблем в общей системе человеческой культуры, не ставятся проблемы экологической культуры и экологической деятельности. На наш взгляд, чрезвычайно трудно

тимизации в экологии. М., 1978; Человек и природа. М., 1980 и др.

* Соломина СН. Взаимодействие общества и природы.М.,1983.

12 решать проблемы оптимизации взаимоотношений общества и природы вне рассмотрения экологической культуры и экологической деятельности.

Целью диссертации является изучение сущности экологической культуры общества и личности, основных ее элементов, их роли и взаимодействия в системе экологической культуры как целостного образования, ее предыстории и генезиса (развитие философско-экологических знаний); сущности, структуры и социального статуса экологической деятельности как одного из видов человеческой деятельности.

Для реализации этой цели ставятся задачи исследовать:

историю развития философско-экологических взглядов человечества;

диалектику становления основных элементов экологической культуры;

пути решения экологических проблем, достижения гармонии во взаимоотношениях общества и природы, предлагаемые современной буржуазной философией;

принципы марксистско-ленинской теории взаимодействия общества и природы;

сущность экологической культуры общества как закономерной целостной социальной системы, ее состав, структуру и место в системе культуры общества;

экологическую культуру личности как результата экологического развития личности;

природу и социальный статус экологической деятельности как основы экологической культуры;

сущность и развитие экологических потребностей и способностей, экологических отношений и институтов;

- социально-экологические закономерности.

Под углом зрения этих задач и раскрывается содержание первой главы, в которой показывается не просто генезис и развитие указанных проблем в тех или иных философских или естественнонаучных воззрениях, а прослеживаются основные этапы,характер, направление экологического развития человечества с учетом теоретического отражения этого процесса в трудах мыслителей различных философских ориентации.

Необходимость исследования исторического аспекта проблемы взаимоотношения общества и природы продиктована рядом обстоятельств. Прежде всего, научный анализ любой проблемы должен строиться в соответствии с принципом единства исторического и теоретического подходов, что следует, в частности,из известного методологического положения марксистско-ленинской философии о единстве исторического и логического методов познания любого объекта. Данный принцип блестяще реализован К.Марксом в "Капитале". Очевидно, что теоретический анализ экологической культуры должен быть основан на историческом исследовании ее становления и развития.

Далее исследование истории вопроса позволяет рассмотреть не только все богатство проблем взаимодействия общества и природы, но и историческое развитие понятийного аппарата и терминологии в этой области знания.

Нередко современные авторы или игнорируют проблематику и категории, рассмотренные и введенные в истории человеческой мысли или предлагают в качестве новых, современных такие понятия и проблема, которые уже давно исследованы в истории философии.

Современное марксистское исследование проблем социальной

14 экологии должно опираться на весь предшествующий философский опыт анализа взаимодействия общества и природы с учетом исторического усложнения этого взаимодействия, отражаемого в теоретическом сознании ученых.

И, наконец, теоретическое изучение современного состояния естественной окружающей среды и взаимосвязи человечества и природы возможно на основе осмысления исторического прошлого этих состояний и взаимосвязи. Узнать же о реальном,объективном состоянии природы и отношения человечества к ней и т.п. можно лишь путем изучения духовного воспроизведения,теоретического отображения этих состояний в сознании ученых прошлых эпох, минувших этапов развития человеческого общества.

Во второй главе реализуются задачи исследования природы и сущности экологической культуры общества - сложной развивающейся социальной системы искусственных материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством, характеризующую активно-преобразовательную, революционно-деятельную гуманистическую направленность взаимоотношений общества и природы; исследуются состав, структура и функции экологической деятельности, т.е. целесообразного взаимодействия общества и природы, осуществляемого с учетом законосообразного и гено-сообразного развития природных систем с целью создания благоприятной среды жизни и деятельности человеческого общества; анализируются экологические потребности как рассогласование фактического и необходимого состояния субъекта деятельности, побуждающее его к этой деятельности и экологические способности, т.е. базирующиеся на биологической основе человека и общества социально заданные возможности образования функциональных систем для осуществления экологической

15 деятельности; разрабатываются проблемы экологических социальных отношений как совокупности связей и отграниченностей социальных общностей людей, опосредованных природой, и экологических социальных институтов как исторически сложившихся или складывающихся форм организации экологической деятельности. Итогом исследования указанных проблем является выявление трех социально-экологических закономерностей.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования служили произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина, изучение которых способствует не только теоретически и методологически верному постижению сущности таких явлений как культура, деятельность, потребности, способности,отношения, человек, личность и т.п., но и философскому осмыслению одной из важнейших подсистем культуры общества - экологической культуры, комплексного исследования проблем взаимоотношения общества и природы в условиях научно-технического и социального прогресса. Руководящими принципами исследования явились также теоретические и методологические установки и рекомендации ХХЗУ, ХХУ и ХХУІ съездов КПСС,поеледующих Пленумов ЦК КПСС, другие партийные и государственные документы.

В работе над диссертацией широко используются результаты исследований экологических проблем прошлого и современности известных советских философов, обществоведов, ученых - представителей естественных и технических наук.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые исследуется сущность, состав и структура сложнейшего развивающегося социального образования - экологической культуры общества, закономерно возникающего в процессе исторического развития человечества (как результат его естественной потреб-

ности разрешить противоречия во взаимоотношениях общества и природы, приводящих к дестабилизации социо- экологической системы), а также сущность и структура экологической деятельности как одного из основных видов человеческой деятельности вообще.

В диссертации обосновывается идея о том, что экологическая культура концентрирует в себе весь непрерывно растущий экологический опыт человечества, развивающиеся средства,приемы, навыки, методы, способы воздействия на природу, ее преобразования, приспособления к своим нуждам, его ценностные экологические ориентации, установки, все богатство развивающихся экологических знаний.

Важнейшей особенностью экологической культуры является то, что она - всегда результат сознательного действия человека, чуждого стихийности, в противном случае она превращается в антикультуру, порождающую тенденцию деградации природы и общества.

Экологическую культуру характеризует монистичность, направленность и ценностное содержание, что и делает ее стимулом человеческого прогресса, своеобразным показателем господства человека над природой, его способности рационально, гармонично развивать свои отношения с природой.

Экологическая культура - это система диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов - экологической деятельности, экологических потребностей и способностей,экологических отношений и институтов.

В диссертации впервые в философской науке разрабатывается представление об экологической деятельности, как одного из основных видов человеческой деятельности вообще, целью кото-

17 рой является создание благоприятной естественной среды, способствующей дальнейшему прогрессу человечества. Именно такая деятельность и составляет основу, ядро экологической культуры. В диссертации показывается, что взаимодействие общества и природы осуществляется не только в форме отторжения вещества природы, преобразования ее с целью создания материальных благ, которые поступают в общество, но и в форме "отпе-чатывания" социальной жизни в естественной среде, в форме следов социального воздействия на природные явления и объекты. Это специфическое взаимодействие общества с природой,при котором преобразованные явления и объекты природы остаются в самой природе,и носит название "экологическая деятельность". В своем позитивном виде - это деятельность в форме сохранения, восстановления и совершенствования природных систем. Экологическая деятельность может быть и негативной (загазованная атмосфера, мертвые водоемы, вырубленные леса, опустошенные земли и т.п.).

В диссертации устанавливаются функции экологической деятельности (природовосстановление, природосохранение,природо-совершенствование и природопользование) и ее компоненты (субъект, объект, средства, процесс, результат, условия, система и среда).

Исследование проблем экологической деятельности позволило выяснить природу таких социальных явлений как экологические потребности и способности, экологические отношения и институты, изучить диалектику их взаимосвязи, возникновения и развития. В диссертации впервые поставлены проблемы экологического развития как единства воспитания, т.е. формирования системы убеждений, интересов, целей, желаний и т.п.личности,

образования,т.е. формирования системы знаний личности и обучения, т.е. формирования системы умений - соответствующего экологического опыта личности. Исследование проблем экологического развития личности позволило изучить проблему экологической культуры личности.В работе предпринята попытка проследить процесс возникновения и развития экологических знаний общества,анализируются домарксистские философские воззрения о взаимосвязи общества и природы, экологические концепции современной буржуазной философии, проблемы взаимодействия общества и природы в марксистско-ленинской философии. Исследование экологических проблем, проводимое в диссертации, позволило выявить три социально-экологические закономерности: закономерный характер развития взаимоотношений общества и природы от примитивных форм до гармонии, закон потребительского отношения к природе, действующий в антагонистических общественно-экономических формациях,закон диалектической целостности экологической культуры.

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что оно мояет быть использовано при разработке системы управления развитием экологической сферы общества, процессом формирования и развития экологической культуры общества и личности.

Теоретический анализ сущности и содержания экологической культуры позволяет определить содернание и структуру раздела "Теория экологической культуры общества и личности" в курсе "Социальная экология" с выделением пяти крупных блоков: экологические потребности, экологические способности,экологическая деятельность, экологические отношения и экологические социальные институты.

19 Диссертационное исследование может способствовать развитию ныне зарождающейся науки - социальной экологии, четкому определению ее предмета, круга проблем и задач, ее структуры, характера взаимодействия различных наук и зону их приложения; поможет в ориентации деятельности ученых и специалистов-практиков, позволит определить направление и характер научных исследований экологических проблем, будет содействовать совершенствованию педагогической деятельности, так как станет возможным выработать конкретные предложения и рекомендации по улучшению форм и методов и повышению уровня подготовки квалифицированных специалистов, способных научно исследовать и практически решать экологические проблемы во всем их комплексе, разработать программу экологического воспитания, образования и обучения для всех учебных заведений, подготовить курс специальной учебной дисциплины - социальной экологии; приведет к дальнейшей конкретизации задач идеологической и воспитательной работы партийных, комсомольских и других общественных организаций; позволит обосновать и ввести экологический аспект в практику планирования и организации всестороннего развития личности наряду с трудовым, идейно-политическим, нравственным, эстетическим аспектами.

Анализ домарксистских представлений о взаимо связи общества и природы

Научный, философский анализ сущности экологической культуры, ее возникновения и развития невозможны без обращения ко всему богатству философской мысли, накопленному человечеством. Этого требует один из основополагающих принципов марксистско-ленинской методологии научного исследования -принцип историзма, в соответствии с которым исследователь при изучении того или иного общественного явления должен "...не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смот т реть, чем данная вещь стала теперь".

Термин "экология", как уже было отмечено, ввел в научный обиход немецкий биолог-дарвинист Э.Геккель во второй половине XIX века, понятие же "экологическое" (экологические проблемы, экологические знания, экологический опыт, экологический валюнтаризм, экологический кризис, экологическое образование и т.п.) получило право гражданства, стало общепризнанным в науке во второй половине XX века, выражая огромный пласт явлений и процессов, связанных с взаимодействием общества с естественной окружающей средой, с природой. Поскольку это понятие наиболее полно, четко и ясно выражает сущность многообразных проблем взаимодействия общества и природы, оно используется в .диссертации не только при анализе современного состояния этого взаимодействия, но и при исследовании генезиса и развития этих проблем и их теоретического осмысления в прежние эпохи человеческой истории, когда закладывались предпосылки ныне чрезвычайно противоречиво развивающегося взаимодействия общества и природы.

В условиях первоначально обособленного развития стихийной экологической практики и экологического знания, а затем постепенного, медленного их сближения, именно в экологическом знании стали зарождаться и концентрироваться элементы экологической культуры, т.е. в экологических знаниях прежних эпох можно обнаружить и экологические установки, и экологические ценностные ориентации, и рекомендации по выработке определенного поведения людей по отношению к природе.

Анализ экологических знаний прошлого позволяет проследить процесс зарождения и выделения проблем взаимоотношения общества и природы из первоначально расплывчатых, синкретичных представлений о мире как целом, в которых затем дифференцировались представления о мире, о человеке и их взаимоотношении, основанные на идее единства человека и природы.

Представления о связи общественных и природных явлений начали формироваться на самых ранних этапах развития человека, выступая необходимыми предпосылками его практической деятельности. Начало этим представлениям было положено в Древней Индии, Китае, Вавилоне и Египте. Жизнерадостное созерцание природы, свойственное людям той эпохи, нашло яркое отражение, например, в восторженных восхвалениях природы в текстах Авесты - письменного памятника зороастризма - .древнейшей религиозно-философской системы иранских народов .Древний человек в созерцании и наслаждении поэтическим пониманием природы находил особый, возвышенный смысл.

Человек, подвергая художественной обработке природные и общественные форш, в первую очередь интересовался их происхождением. Что же касается строения и функционирования мира как целого, то постановка этих вопросов стала возможной гораздо позже - на следующей ступени исторического развития, при переходе от мифа к логосу, т.е. в натурфилософии. Именно в этот период в древнем сознании произошло расщепление первоначально расплывчатых представлений о природе на "часть" и "целое" и возник вопрос о их взаимоотношении. Уже в Упаниша-дах (исторически они восходят к ІХ-УІ вв. до н.э.),где преобладают философские мотивы, можно обнаружить стремление древнего мыслителя понять структуру мирового целого,места в нем человека, а также попытку осмыслить идею единства всего существующего, человека и мира.

Направленность познания человека на самого себя знаменовало качественное изменение самого процесса познания,так как человек осознает себя как меру всех вещей универсума, начинает смотреть на него сквозь призму собствешшх этических и эстетических принципов.

Эта специфическая форма миропонимания и нашла свое воплощение в идее единства человека и природы, суть которой наиболее ярко выражена в известном изречении, запечатленном на фасаде Дельфийского хршла: "Познай самого себя и ты познаешь богов и Вселенную".

В Древней Греции идея единства человека и природы впервые обрела теоретическое осмысление, так как лишь в Древней Греции мы впервые обнаруживаем науку в форме системы теоретического знания. Для этого необходимы были определенные социальные условия, достаточно высокий уровень развития общественного производства и производственных отношении, приводящих к разделению умственного и физического труда - важнейшего объективного условия научной деятельности. Необходимо было также наличие культурной традиции, допускающей свободное восприятие научных достижений других народов. Именно в это время и возникли условия, при которых "сознание,- писали К.Маркс и Ф.Энгельс,- может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики... с этого момента сознание в состоянии эмансипироваться от мира и перейти к образованию "чистой" теории, теологии,философии, морали и т.д."

Проблема взаимодействия общества и природы в марксистско-ленинской философии

К середине XIX века в истории человечества создались такие условия, когда практика социальной жизни, уровень развития науки и техники, степень зрелости всего общественного сознания в целом с необходимостью требовали принципиально нового осмысления действительности. Эти условия и вызвали к жизни учение марксизма. "Человечество не ведало о самом себе и малой доли того, что оно узнало благодаря марксизму,- подчеркивал Ю.В.Андропов.- Учение Маркса, представленное в органической целостности диалектического и исторического материализма, политической экономии, теории научного коммунизма, явило собой подлинную революцию в мировоззрении и одновременно осветило дорогу глубочайшим революциям социальным" . Рождение марксистского философского учения означало конец не только немецкой классической философии, но всех философских систем, претендовавших на "истину в последней инстанции"началась действительно принципиально новая эпоха в развитии философской мысли. Особенностью марксистской философской науки является то, что она органически впитала в себя и творче-ски переработала предшествующие философские учения,когда-либо возникпше в истории человечества, стала их своеобразной наследницей. Как писал В.И.Ленин: "...марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи,а, напротив,усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухты сячелетнем развитии человеческой мысли и культуры" .

Благодаря марксизму и экологическая мысль, ранее стихийно пробивавшая себе дорогу, наконец-то обрела четкие очертания, направление и перспективы своего развития на пути к экологической культуре и практике.

Марксистско-ленинское учение отвергает как созерцательное отношение к природе, обожествление ее, так и пренебрежительное отношение к ней. В.трудах Маркса, Энгельса, Ленина заложены подлинно научные основы взаимодействия общества и природы. Классики марксизма-ленинизма утверждали, что жизнь может существовать лишь во взаимодействии живых организмов с окружающей средой. Сутью этого взаимодействия является постоянный обмен веществ и энергии. "Человек,- писал Маркс,-живет природой. Это значит, что природа есть его ТЕЛО, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть .

Как все другие живые существа, человек - часть материального мира, продукт эволюционного развития природы. Но в отличие от животного, которое, как отмечал Энгельс, "только ПОЛЬЗУЕТСЯ внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия", человек противостоит природе как организованная в общество социальная сила,"вносимы-ми им изменениями заставляет ее служить своим целям, Г0СЇЇ0Д 79 СТВУЕТ над ней" . "...Природа л история,- продолжал далее Энгельс,- это два составных элемента той среды, в которой мы живем, движемся, проявляем себя". И если природа - это тело человека, с которым он постоянно взаимодействует, то "история - НЕ ЧТО ШОЕ, как деятельность преследующего свои цели человека" .

Активной преобразующей силой во взаимосвязи общества и природы выступает труд человека, общественная трудовая деятельность людей. Подчеркивая универсальность этой деятельности, охватывающей и использование природы и ее сохранение, Маркс писал: "Труд есть... процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой" . В.И.Ленин подчеркивал в связи с этим: "...Мир не удовлетворяет человека и 5 человек своим действием решает изменить его" .

Для обеспечения гармоничного развития общества и природы деятельность человека должна осуществляться в строгом соответствии с законами этого развития. "Пока мы не знаем закона природы,- отмечал Ленин,- он, существуя и действуя помимо, вне нашего сознания, делает нас рабами "слепой необходимости". Раз мы узнали этот закон, действующий (как тысячи раз повторял Маркс) НЕЗІШИСШЮ от нашей воли, от нашего созна 6 кия,- мы господа природы".

Отношения человека и природы детерминированы конкретной общественно-экономической формацией и, следовательно, имеют форму социального отношения. "Чтобы производить,- писал Маркс,- люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих отношений существует их отношение к природе..." .

При капиталистической системе хозяйства экономические интересы господствующего класса, основанные на частной собственности, противостоят общественным потребностям в сохранении окружающей среды. Капиталисты, отмечал Энгельс, "могут лишь заботиться о наиболее непосредственных полезных эффектах своих действий", более того, сам полезный эффект (производство и обмен товаров) отступает на задний план, а "единственной движущей пружиной становится получение прибыли припродаже" .

Устранить этот антагонизм в отношениях общества и природы, подчеркивал Энгельс, способна лишь сознательная организация общественного производства и распределения. Но для такой организации общества, указывал .ученый, "...требуется нечто большее, чем просто познание. Для этого требуется переворот в нашем существующем до сего времени способе производства и вместе с ним во всем нашем теперешнем общественном строе , т.е. этот антагонизм исчезнет с построением коммунистического общества.

Экологическая деятельность

Как уже было отмечено, особенностью экологической культуры общества, как и культуры вообще, является ее деятельност-ная основа, причем достоянием экологической культуры может быть лишь творческая деятельность, способствующая прогрессивному развитию человечества, становлению ноосферыдеятельность созидательная, но не разрушительная, т.е. в основе экологической культуры лежит экологическая деятельность, направленная на создание благоприятной среды жизни и деятельности общества, среды, способствующей дальнейшему прогрессивному развитию человечества.

Ф.Энгельс писал, что "одного только познания, даже если оно идет дальше и глубже познания буржуазной политической экономии, недостаточно... необходимо прежде всего общественное действие , иначе говоря, общество должно осуществлять экологическую деятельность, так как только в практике экологической деятельности человечество может постичь и характер своей экологической ориентации, и глубину экологической убежденности, полноту и истинность экологических знаний,степень отработанности методов, способов и методик экологической деятельности, масштаб и направление экологического опыта.

Очевидным фактом является исторически постоянное взаимодействие человека с природной средой, что отражалось в истории человеческой мысли в соответствующей, как ее позднее назовут (XX в.), экологической проблематике.

Взаимодействие общества с природой, в процессе которого происходит отторжение вещества природа, преобразование природы с целью создания материальных благ, получило название производственной или производственно-экономической деятельности. Но взаимодействие общества с природой осуществляется не только в форме природопользования, природопреобразования, когда элементы естественной среды превращаются в социальные предметы и явления в виде материальных благ, орудий труда, техники и т.п., но и в форме "отпечатывания" социальной жизни в естественной среде, в форме следов социального воздействия общества на природные явления (загазованная атмосфера, мертвые водоемы, вырубленные леса, опустошенные земли и т.п.). Здесь человек не создает материальные ценности, следовательно, это не экономическая деятельность. Нельзя назвать такую деятельность и познавательной. Ни одно из понятий,выражающих виды, роды деятельности здесь не применимы (ни научная, ни художественная, ни медицинская, ни педагогическая и т.п.).

Чтобы выразить специфическое взаимодействие человеческого общества с естественной окружающей средой, при котором преобразованные явления природы остаются в самой природе и при этом не создаются материальные блага (они поступают в общество), в диссертации используется понятие "экологическая деятельность".

В своем позитивном виде - это деятельность в форме сохранения, восстановления и совершенствования природных систем. Разумеется, экологическая деятельность может осуществляться и в негативной форме.

Право использовать термин "экологическая деятельность" в указанном выше смысле дает содержательная интерпретация двух понятий: "деятельность" и "экологическая".

Во-первых, экологическая деятельность является деятельностью, потому что ей присущи все общие признаки деятельности: а) наличие взаимодействия; б) целесообразный характер; в)соотношение человека и предметного мира; г) наличие системы компонентов (субъект, объект, средства, процесс и т.д.); во-вторых, экологическая деятельность является таковой,поскольку термин "экологическое" точно схватывает не только содержание данного рода взаимодействия общества с природой, но и соответствует сложившейся в науке традиции обозначения многих новых проблем, явлений, процессов как экологических: экологические проблемы (этим понятием постоянно оперируют в своих работах Араб-Оглы Э.А., Будыко М.И., Гвишиани Д.М. Герасимов И.П., Гирусов Э.В., Загладин В.В., Колбасов 0.С.Комаров В.Д., Лаптев И.Д., Новик И.Б., Реймерс Н.Ф., Фролов И.Т. и многие другие исследователи), экологический валюнта-ризм (Новик И.Б., Фролов И.Т. и другие), экологический кризис (Араб-Оглы Э.А., Гвишиани Д.М., Гирусов Э.В.,Фролов И.Т. и другие), экологическое образование (Галеева A.M., Колбасов О.С., Курок М.Л., Реймерс Н.Ф., Фролов И.Т. и другие) и т.д.

Экологическая деятельность - это целесообразное взаимодействие общества и природы, осуществляемое с учетом законосообразного и геносообразного развития природных систем с целью создания благоприятной естественной среды жизни и деятельности человеческого общества.

Экологические потребности и способности

Итак, природу экологической культуры,как мы установили, невозможно понять без выяснения природы потребностей и способностей. Прежде всего необходимо отметить,что проблема потребностей и способностей явно недостаточно разработана в нашей философской литературе. Эти проблемы уже значительное время исследуются психологией, генетикой в трудах таких исследователей, как Анохин П.К., Беляев Д.К., Божович Л.Б.,Дубинин ЇЇЛІ., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л.,Симонов П.В., Теплов Б.М. и др.

Философы же обратились к этой проблеме лишь в середине 70-х годов. В имеющихся публикациях,например, понятие "потребность" чаще всего определяется как нужда. "В наиболее общем плане,- пишет Н.Н.Крутов,- потребность личности можно определить как ее внутреннюю нужду в чем-то. Эта нужда выступает как активная движущая сила поступков личности, определяющая те или иные стороны ее поведения" . "Потребностью,-пишет он далее,- является всякое устойчивое стремление индивида к какому-либо объекту" . Подобное же определение потребности дано в "Философском словаре": "Потребность -состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Потребность предполагает нужду в предмете потребности... . Некоторые философы дают слишком общее определение потребности.Так,СМ. Ковалев пишет: "Можно сказать, что потребности - это форма роявления жизни,объективно присущие живому организму требования условий, необходимых для его сохранения и развития" . Из этого определения, нам представляется, трудно понять и природу потребности, и ее специфику.Во многих же философских работах понятие потребности просто постулируется."Одной из главных трудностей,-пишет Г.Г.Дилигенский,-на которое наталкивается научное понимание потребностей,является известный разрыв между общетеоретическим содержанием данного понятия и его более конкретными,эмпирическими значениями.Причина такого разрыва,проявляющегося в многократно отмечавшемся в литературе полисемантизме понятия "потребность" (нужда,интерес, стремление,желание,цель,ориентация и т.п.- Н.Х.) коренится в недостаточной последовательности тех переходных "мостиков", тех звеньев, которые связывают общефилософскую истину с многообразной и все усложняющейся конкретной действительностыо, сущность с явлением" .

Основным недостатком исследований проблемы потребностей, на наш взгляд, является то, что исследователи, совершенно справедливо считая потребность стимулом к деятельности,своеобразным результатом противоречия субъекта и объекта,не учитывают противоречивости самого субъекта, его необходимого и фактического состояний. Игленно рассогласование фактического и необходимого состояния субъекта, побуждающее его к деятельности, и есть потребность. Такое понимание потребности, на наш взгляд, позволяет установить и процесс формирования экологических потребностей и процесс формирования мотивацион-ной готовности субъекта к экологической деятельности. При взаимодействии общества с природой у общества возникает определенная потребность в материалах природы (эта потребность реализуется в природопользовании), потребность сохранить природу (природосохранение), потребность устранить нанесенный природе ущерб (природовосстановление), потребность улучшить, усовершенствовать окружающую среду, сделать ее более благоприятной и комфортной для жизни и труда людей (природосовер-шенствование). Эти потребности, раз возникнув, не остаются неизменными, они изменяются вместе с изменением общества от примитивных форм, стимулирующих человека на использование готовых продуктов природы на заре человечества до глобальной гуманистической реконструкции окружающей среды (эта потребность формируется уже сейчас). Каждому этапу развития общества присущи соответствующие ему экологические потребности.

Похожие диссертации на Экологическая культура общества и личности