Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Прагматистская философия Ричарда Рорти как парадигма постнеклассической эпистемологии Малхосьян, Наталья Валерьевна

Прагматистская философия Ричарда Рорти как парадигма постнеклассической эпистемологии
<
Прагматистская философия Ричарда Рорти как парадигма постнеклассической эпистемологии Прагматистская философия Ричарда Рорти как парадигма постнеклассической эпистемологии Прагматистская философия Ричарда Рорти как парадигма постнеклассической эпистемологии Прагматистская философия Ричарда Рорти как парадигма постнеклассической эпистемологии Прагматистская философия Ричарда Рорти как парадигма постнеклассической эпистемологии
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малхосьян, Наталья Валерьевна. Прагматистская философия Ричарда Рорти как парадигма постнеклассической эпистемологии : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Малхосьян Наталья Валерьевна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2010.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/44

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Один из самых публикуемых и критикуемых философов Запада Ричард Рорти, популярный и не сходящий со сцены уже порядка нескольких десятилетий в Соединенных Штатах, а теперь, получивший свою долю оваций в и России, не мог не привлечь внимание своими резкими выпадами, острыми и хлесткими замечаниями, порой фривольными комментариями происходящего и происходившего в философской мысли XIX-XX вв. «Ученик» Джона Дьюи, как он сам предпочитает себя называть, европейски образованный, самодостаточный, оптимистически настроенный, принимающий активное участие в полемиках философского и общественно-политического толка, профессор Принстона с пятнадцатилетним стажем, до 2007 года профессор университета штата Виржиния, в качестве отправного пункта своей философской доктрины он выбирает критику аналитической философии.

В 60-х годах Рорти приветствует лингвистический поворот в философии, однако будущее им видится убедительным только с позиций проповедуемого им неопрагматизма.

Цель философии Р. Рорти – методологическое опровержение основополагающих постулатов философии Нового времени. Рорти неумолим в своем требовании немедленного отказа от существующей практики философствования и мышления в целом. Философ предлагает весьма простой способ поворота в сторону новой рациональности: необходимо лишь элиминировать все предрассудки, придав им статус антисущностей. Концепция элиминативной методологии становится отправным пунктом «деконструктивного» философствования Ричарда Рорти. Он выдвигает свою стратегию, суть которой сводится к устранению (элиминации) «ментальных» понятий как ненаучных, т.е. имеющих отношение к обыденному языку, и постепенной замены их точными научными терминами. Рорти убежден, что к современной парадигме ведет путь освобождения науки от категорий: «сознание», «духовное-телесное», «самосознание», а вместе с тем и представления о «привилегированном доступе к реальности».

Главным объектом исследования и яростной критики Р. Рорти является теоретико-познавательная (эпистемологическая) традиция, которая состоит в стремлении найти нашего знания или наших верований в каких-то незыблемых принципах и началах. В этой связи, одну из своих задач Рорти видит в том, чтобы радикальным образом деконструировать и преодолеть традиционное о философии как дисциплине, способной обеспечить строгую и точную репрезентацию бытия. Традиционная (стандартная) эпистемология, доказывает Р. Рорти, исчерпала себя и должна сойти с академической сцены, чтобы уступить место другой, более живой и менее догматичной философии, свободной от дисциплинарных и мировоззренческих ограничений. Ее место должна занять «новая эпистемология».

Американский неопрагматист утверждает, что философы не располагают какими-то особенными представлениями, которые дают им возможность проникновения вглубь важных, магистральных вопросов и проблем. Ричард Рорти уверен, что не философия, а литература, у которой на службе состоят образы и сюжеты, способна раскрыть истину о нашей природе и нашем мире.

Прагматистской герменевтике Рорти отводит исключительное место в ряду философских дисциплин, подобно М. Хайдеггеру и Х.-Г. Гадамеру он представляет герменевтику всеобъемлющим учением о взаимосвязи человека с миром, а не узкоэпистемологической методологией гуманитарных наук и техникой истолкования исторических текстов, как это представлялось Ф. Шлейермахеру и В. Дильтею.

Философия будущего по Рорти зиждется на осуществлении либеральной утопии, под которой он понимает такой концепт как «равенство возможностей». Попытка преодоления общекритического состояния философии на сегодняшний день плавно перешла у Ричарда Рорти в создание Grand Narrative, в основу которой заложена неопрагматистская интерпретация истины, принцип элиминации, а также неопрагматистская герменевтика, которые как нечто целостное призваны на службу мировой философии будущего.

Степень разработанности проблемы. Творчество Ричарда Рорти исследовано и освещено на Западе достаточно основательно, чего нельзя сказать о российском философском сообществе. К анализу творчества Рорти имеют непосредственное отношение целый ряд видных философов, которые представляют философские традиции обоих континентов (американского и европейского), в числе которых П. Верилио, Д. Девидсон, У. Куайн, Ж.-Ф. Лиотар, Т. Нагель, X. Патнем, У. Селларс, Я. Хинтикка и др. Особенно стоит отметить значительное количество работ такого мыслителя, как Р. Бернштайн, давшего философии Рорти критическую оценку – «шаг вперед, два назад», и, тем не менее, признающего, что именно он вдохнул жизнь в прагматизм, тем самым, дав ему шанс к возрождению. П. Блум, Ж.-К. Вольф, Дж. Гуинлок, Т. Левин, А. Левизон, K. Нильсен, Ф. Фаррелл, С. Хаак, Ч. Хартшорн, Д. Холл не раз обвиняли Рорти в слишком вольной интерпретации Дж. Дьюи и Ч. Пирса, порой даже в вульгарности, критиковали за резкие нападки на фундаменталистскую традицию, приведшие к ее «кончине». Среди «европейских» философов, которые вели научную и философскую полемику с Рорти на разных этапах его становления были Ж. Бувресс, Дж. Ваттимо, Д. Деннет, Ж. Деррида, Ю. Хабермас и др. Истина, рационализм и постмодернизм в целом – основные проблемы споров и несогласия между философами. Постмодернизм, столь излюбленный Ричардом Рорти, перечисленными ранее философами вообще сравнивается с «болезнетворным вирусом» и самовоспроизводящейся разрушающей идеей.

Творчество Рорти находит свой путь к российскому читателю. К настоящему времени в переводе на русский изданы его работы, включая одно из самых нашумевших и обсуждаемых – «Философия и зеркало природы». Кроме того, в России опубликованы аналитические статьи и рецензии на издававшиеся на русском языке книги Рорти и публикации о нем Р. Апресяна, И. Джохадзе, В. Куренного, Парамонова, В. Руднева, А. М. Рыклина, Н. Юлиной и др. В 2001 году была издана монография И. Джохадзе «Неопрагматизм Ричарда Рорти»; в 2002 монография П. Казначеева «Философия неопрагматизма и теория свободы в современном либерализме». Появились статьи, посвященные неопрагматизму и философии Р. Рорти.

Важной вехой на пути более глубокого прочтения философских воззрений Ричарда Рорти явился визит самого неопрагматиста в Россию в 1997 г по приглашению Института философии РАН, вызвавший усиление интереса к творчеству американского философа-прагматиста, что, в конечном счете, привело к изданию сборника «Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст». В нем содержатся не только тексты философа и аналитические статьи российских авторов, но также два интервью с американским прагматистом.

Среди ученых, занимающихся исследованиями в области аналитической философии, прагматизма, деконструктивизма, герменевтики, на Западе можно назвать таких авторов, как Ф. Джеймисон, П. Козловски, Ю. Мельвиль, П. Плютто, Дж. Уорнке, И. Хасан и др., в России – А. Богомолов, Грязнов, Д. Дубровский, Л. Маркова, А. Россман, А. Руткевич и др.

Однако, философия неопрагматизма и ее возможное соотношение с современной российской социальной, культурной и политической реалиями не имеет еще подобающего места в российских исследованиях о западной постмодернистской философии. Также недостаточно осмыслены проблемы соотношения традиционной эпистемологии и неопрагматизма Рорти. В данной связи нельзя не учитывать и роль философии Рорти в становлении постнеклассической науки. Все это обусловило обращение к философскому творчеству Ричарда Рорти.

Цель диссертационного исследования. Критический и сопоставительный анализы неопрагматистской философии Ричарда Рорти и стандартной (традиционной) эпистемологии.

Задачи диссертационного исследования:

- исследовать основания философии неопрагматизма Ричарда Рорти;

- эксплицировать основы элиминативной методологии посредством критики фундаменталистской традиции в стандартной эпистемологии;

- проанализировать соотношение стандартной эпистемологии и прагматистской герменевтики Рорти, представив сущность традиционной эпистемологии глазами американского неопрагматиста; определив основные положения и принципы прагматистской герменевтики; выявив определения лингвистической части философских воззрений Ричарда Рорти – языка, текстуализма и коммуникации в терминах постмодернистской философии;

- актуализировать проблемы постмодернистской рациональности и истины посредством ключевых категорий философствования Рорти – деконструкции, либерализма, свободы и др.;

- концептуализировать сущность Grand Narrative – летописи всемирной философии будущего и место в ней «новой эпистемологии».

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является философская система Ричарда Рорти, выдвигаемая им в качестве наследницы традиционной эпистемологии – прагматистская герменевтика.

Предметом исследования является соотношение стандартной эпистемологии и прагматистской герменевтики Р. Рорти.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются принципы стандартной эпистемологии и фундаменталистской традиции, основные и наиболее значимые труды философа Ричарда Рорти на языке оригинала и в переводном виде. Широкий спектр исследовательской и критической литературы по философии, посвященной анализу воззрений американского мыслителя, изданной как на родине автора, его оппонентами и друзьями, так и российскими философами и исследователями. Общенаучные методы исследования: системно-диалектический, сравнительный, сравнительно-исторический, системно-структурный, аналитический и др.

Научная новизна диссертации:

- исследовано философское и научное основание «нового прагматизма» Р. Рорти;

- выявлена сущность элиминативной методологии Р. Рорти;

- проанализированы основные положения и принципы прагматистской герменевтики Р. Рорти и их соотношение со стандартной эпистемологией;

- исследованы проблемы постмодернистской рациональности и истины в контексте концепции деконструкции;

- раскрыта сущность «новой эпистемологии» – «прагматистской герменевтики» и проанализирована концепция «философии будущего» Р. Рорти.

Положения, выносимые на защиту:

1. Философским основанием неопрагматизма Р. Рорти является прагматизм, уходящий своими корнями в основополагающие идеи Ч. Пирса, У. Джеймса и Дж. Дьюи. Объектом философского исследования Рорти является классическая эпистемология, которая подлежит фундаментальному преобразованию. Это преобразование закладывает основы неопрагматизма Рорти с его фундаментальными принципами «новой эпистемологии», «элиминативности», «деконструкции» и «философии будущего»;

2. Критика Рорти направлена на фундаменталистскую (академическую) традицию в эпистемологии, которая устремлена на конструирование вечного, нейтрального и универсального для всей культуры. Рецепт, предлагаемый Р. Рорти, – частичная и полная деконструкция всего здания философии с тем, чтобы вынести из-под него все опоры, прямо или косвенно связанные с «гносеологизмом», а фактически – переориентацию всей культуры. Основные критикуемые им характеристики фундаменталистской традиции: 1) фундаментализм и универсализм; 2) репрезентационизм; 3) дуализм; 4) логоцентризм;

3. Предлагаемая Рорти элиминативная методология опровергает основополагающие постулаты философии Нового времени. Классический рационализм, исходящий из субъект-объектной оппозиции тоталитарен, вследствие чего, по Рорти, неприменим в современной философии и науке. Прокламируемая философом-прагматистом разница способов описания (физический и психический) реальности, лишается онтологической определенности, вследствие чего нивелируется необходимость деления знания на области – как по предмету, так и по понятийному аппарату: любое такое деление, с точки зрения постоянно развивающейся науки и философии, может завтра оказаться менее полезным, чем сегодня или вчера, а потому должно быть устранено (элиминировано);

4. Трактовка соотношения герменевтики и эпистемологии есть предположение, что они должны разделить между собой культуру, так чтобы эпистемология взяла на себя заботу о серьезной и важной «познавательной» части (имеющей обязательства перед рациональностью), а герменевтика – обо всем остальном. Неопрагматистская герменевтика исходит из допущения о несоизмеримости словарей различных культур и эпох, настаивает на невозможности их конвергенции. Традиционная же эпистемология должна быть полностью элиминирована из философии;

5. «Деконструкция» Рорти – новая эпистемология постмодернизма содержащая три основные задачи: 1) преодоление трансцендентности во всех ее видах: «сущности» Аристотеля, «Бог» религиозной философии, Абсолютная Идея Гегеля, «вещь в себе» Канта, «дух» картезианцев и т.д.; 2) низложение авторитета платоновско-кантовской гносеологической традиции с иллюзиями реализма, «зеркальности» (glassy essence), «проникновения за занавес явлений», «приближения к истине»; 3) отвержение мифа о «естественности» и теоретической обоснованности философских проблем. Свою «философию разрушения» Рорти мастерски оправдывает утверждением, что «одни созидают в интересах всего человечества и на века, а другие разрушают в интересах своего поколения»;

6. Grand Narrative – летопись всемирной философии будущего. Это повествование о новой философии, в которой уже не будет метафизических споров о реальности бытия, истине и т.п. и, в которой можно будет серьезно и честно мыслить о современных проблемах в русле постмодернизма.

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования проблем в области традиционной эпистемологии, некоторых аспектов постмодернистской философии и постнеклассической науки, прагматистской герменевтики, деконструкции и других актуальных проблем, решаемых современными мыслителями. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для чтения систематического курса философии, а также спецкурсов по постмодернистской философии, проблемам традиционной и современной эпистемологии, истории философии.

Апробация работы. Рабочая гипотеза и основные положения диссертационного исследования нашли отражение в десяти публикациях, а также на республиканских, региональных и всероссийских конференциях. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета 30 июня 2010 года.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования изложены в 10 научных работах, в том числе 1 – в изданиях, рекомендованных ВАК, общим объемом 2,4 п.л.

Структура и объем диссертационного исследования. Структура диссертации определяется логикой исследования, последовательностью решения поставленных задач и состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения и библиографии. Общий объем диссертации составляет 163 страницы машинописного текста. Список литературы содержит 192 наименований.

Похожие диссертации на Прагматистская философия Ричарда Рорти как парадигма постнеклассической эпистемологии