Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия Колесникова Ирина Валерьевна

Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия
<
Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колесникова Ирина Валерьевна. Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Колесникова Ирина Валерьевна; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т].- Магнитогорск, 2009.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/167

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Граница как онтологическая проблема 9

1.1 Становление проблемы границы в западноевропейской философии 9

1.2 Многомерность и противоречивость границ 36

Глава 2. Пограничные особенности человеческого бытия 69

2.1. Граница как подлинная вотчина человеческой свободы и ограничение свободы необходимостью 69

2.2 Роль пограничного бытия человека в формировании его смысложизненных ориентации 95

Заключение 124

Список используемой литературы 130

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема границы актуальна для каждого поколения, поскольку затрагивает различные аспекты человеческого бытия. Но особую значимость она обретает в переходное время, когда рвется «историческая нить», рушатся сложившиеся связи, формируется новая система ценностей.

К сожалению, современное общество не позволяет человеку в полной мере реализовывать свои возможности. Не все люди готовы и способны принять новую систему ценностей как в силу своих индивидуальных особенностей, так и по причине происходящих в обществе изменений.

В современном обществе слишком много зыбкого, нестабильного, бюрократический аппарат по-прежнему занят преимущественно реализацией своих целей, значима роль финансовой олигархии. Это способствует тому, что границы человеческого бытия становятся неустойчивыми.

Пониманию сути данных проблем способствует философское исследование границ. Понятие «граница» является «кристаллом» диалектики, раскрывающим взаимоотношения внешнего и внутреннего, своего и иного, конечного и бесконечного и др. Оно тесно сопряжено с категориями: «мера», «предел», «середина», «межа», «теперь», «место», «точка», «линия», «единое» и др.

Понятие «граница», рассматриваемое в философском контексте, полезно для выявления специфики различных философских учений, точек их соприкосновения и линий водораздела. Примененное к сфере человеческих отношений, оно позволяет выявить границы человеческого бытия, понять свободу человека как многоступенчатый процесс, обусловленный множеством выборов и действий.

Человек сегодня должен научиться отличать поверхностные символы от значимых, опирающихся на фундаментальные ценности. Чтобы «снять» возникшее отчужденное состояние между отдельными индивидами и обществом, необходимо пересмотреть сложившиеся ценности и символы. При этом не следует забывать, что многое, возникающее вновь, становится общезначимым, выражает планетаризацию человеческого сознания, способствует упрочению границ его бытия.

Степень разработанности проблемы. Проблема границы обнаруживает себя в античной и средневековой философии, философии Нового и Новейшего времени. Однако наибольшую степень разработанности она получает в немецкой классической философии и философии экзистенциализма.

В античной философии проблема границы находит свое отражение в рассуждениях о мере, пределе, середине, конечном и бесконечном и др., в учениях о динамизме вещей (Анаксимапдр, Гераклит), о числах (пифагорейцы) и т.п. Протагор и Горгий в центр философской рефлексии поставили вопросы пограничных состояний человека. Гиппий и Антифонт описали антитетический характер границ. Сократ стремился определить границы человеческого бытия. В философии Платона и Аристотеля граница представлена как середина, предел, соединяющий и разъединяющий противоположности.

В средневековой философии граница исследуется при рассмотрении многих проблем человека: души, смерти, бессмертия (Филон, Тациан, Теофил). Ориген и Фома Аквинский используют понятие «граница» для понимания сути вещей. Августин обращается к данной категории при рассмотрении соотношения добра и зла, а так же диалектики «двух градов».

И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах значительно расширяют проблемное поле границ. И. Кант, исследуя априорные синтетические суждения, диалектические противоположности, наполняет эти понятия новым содержанием. Он определяет границы чистого и практического разума, а также способы выявления этих границ.

И. Г. Фихте с помощью понятия «граница» исследует духовную реальность. Философия границы Ф. В. Й. Шеллинга согласует два противоположных учения: натурфилософию и трансцендентальный идеализм. Л. Фейербах концентрирует внимание на исследовании внутренних границ человеческого бытия.

Наиболее существенный вклад в понимание границы внес Г. В. Ф. Гегель. Данное понятие исследуется им многомерно и глубоко, оно помогает осветить диалектику конечного и бесконечного, внутреннего и внешнего, своего и иного, освоенного и отчужденного.

В философии Новейшего времени понятие «граница» широко используется в учениях о пределах человеческого бытия (Э. Гуссерль, А. Камю, Ж. П. Сартр, К. Ясперс и другие), о межличностных взаимоотношениях (М. Хайдеггер, А. Сервера Эспиноза). Представитель «философии жизни» А. Бергсон, противопоставляя инстинкт и интеллект, стремится расширить границы человеческого бытия. X. Ортега-и-Гассет исследует границы человеческого бытия через достижения и результаты жизненного процесса становления. М. Фуко рассматривает границы между языком, «привязанностью к смерти Бога» и сексуальностью.

Феномен границы находит отражение и в русской философии, помогает осознать пределы бытия, глубины внутренней духовной жизни, неразрывную связь человека с Богом (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк и др.)- Л. Шестов, Н. С. Гумилев показывают, что граница проявляет себя между различными альтернативами. В. И. Красиков, следуя религиозной традиции, заостряет внимание на том, что границы могут иметь и трансцендентальный характер.

Обращенность философов-антиномистов (С. Н. Булгаков, Э. Фромм) к феномену «граница» помогает понять, что познание проблемно, исследование различных парных категорий раскрывает разный опыт, связи и отношения. Н. Элиас исследует границы между индивидом и обществом. Философы-психоаналитики (3. Фрейд, К. Г. Юнг) обращают внимание на то, что существуют границы, хотя и зыбкие между чувсівами и мышлением человека

Д. В. Пивоваров подразделяет границы на пространственные и временные, внешние и внутренние, количественные и качественные и т.д. Понятие границы используется многими авторами при описании многомерности, неопределенности свободы (В. Виндельбанд, Н. И. Козлов, А. М. Максимов, Л. А. Мясникова, Г. П. Федоров).

Существенный вклад в понимание обусловленности смысла жизни пограничным бытием человека внесли А. Бергсон, Ф. М. Достоевский, Е. Дюринг, К. Н. Любутин, А. И. Солженицын, Ю. Ш. Стрелец, Л. Н. Толстой, Е. II. Трубецкой, С. Л. Франк, В. Франкл и др.

Различные аспекты взаимоотношений категорий «граница», «свобода», «необходимость» нашли отражение в работах П. А Гольбаха, А. Г. Маслоу, Э. Мунье, Б. Спинозы, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра и др. Между тем, отдельные пограничные проблемы человеческого бытия остаются недостаточно изученными. Требует своего объяснения парадоксальность границ. Назрела потребность расширить изучение границы как мерной категории, исследоваїь категориальный аппарат, помогающий раскрыть содержание данного феномена.

Объект исследования - феномен и понятие границы.

Предмет исследования — проблема границы и специфика пограничного бытия человека.

Цель исследования — разработка авторской онтологической концепции границы применительно к пограничному бытию человека.

В соответствии с целью и особенностями предмета исследования определены следующие задачи: - исследовать становление проблемы границы в западноевропейской философии, определить категориальный аппарат, характеризующий пограничное бытие человека; - раскрыть онтологию границ, их многомерность и противоречивость; рассмотреть ограничение свободы необходимостью и показать, что граница есть подлинная вотчина свободы; выявить роль пограничного бытия человека в формировании его смысложизненных ориентации.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологическим основанием диссертационного исследования явились диалектические принципы единства исторического и логического, материального и духовного, своего и иного, внутреннего и внешнего, методы сравнительного анализа, антиномий и альтернатив. Научная новизна исследования.

Осуществлен авторский анализ становления проблемы границы в западноевропейской философии.

Разработана онтологическая концепция границы применительно к пограничному бытию человека.

Выявлены и определены фундаментальные интенции смысложизненных ориентации человека.

Предложена авторская трактовка свободы как самоограничения человека.

Конкретизированы представления о многомерности и противоречивости границ.

Доказано, что существенную роль в формировании смысложизненных ориентации человека играют не только пограничные ситуации, но и также пограничные отношения, и пограничные состояния.

Научно-практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в философском осмыслении феномена границы и пограничных отношений человеческого бытия. Комплексный анализ данной проблемы позволил понять многомерность, многогранность, противоречивость, специфичность, как самого термина «граница», так и бытийной сферы человека, что будет способствовать дальнейшему развитию соответствующих разделов онтологии.

Практическое применение материалов диссертационного исследования возможно при обучении студентов по курсам «Философия», «Онтология и теория познания» а также при разработке соответствующих спецкурсов.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации докладывались автором на заседаниях кафедры философии и религиоведения Оренбургского государственного педагогического университета, кафедры философии Оренбургского государственного аграрного университета, кафедры философской антропологии Оренбургского государственного университета, кафедры философии Магнитогорского государственного университета. Отдельные выводы и положения диссертационной работы были изложены на молодежной студенческой научно-практической конференции (Оренбург, апрель 2003 г.); на Международной научно-практической конференции «Философия: вызов современности», посвященной 40-летию философского факультета Уральского государственного университета им А. М. Горького (Екатеринбург, 1-7 сентября 2005 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Человек: горизонты духовного развития», посвященной памяти доктора философских наук В. А. Андрусенко (Оренбург, 30 октября 2009 г.).

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы. Исследование изложено на 140 страницах, библиография представлена 137 источниками.

Становление проблемы границы в западноевропейской философии

Анализ широко используемых в античной философии понятий «мера», «предел», «середина» «межа», «закон», «черта», «пустота», «нечетное», «место», «точка», «линия», «добродетель», «единое», «переход», «водораздел» и др. способствует пониманию феномена границы, раскрывает его богатство и многогранность.

Греческие поэты, стоявшие у истоков феномена границы, использовали понятие «мера» для обозначения чего-то не слишком многого и не слишком малого. Они советовали не усердствовать чрезмерно, а оставаться посередине, считая, что это приведет человека к добродетели, поскольку мера - лучшая из вещей.

Так, древнегреческий лирик Архилох учил в меру радоваться удаче, в меру в бедствиях горевать. Он считал, что можно веселиться и страдать, но всему надо знать меру, поскольку нарушение меры не приведет к положительному результату. Греческий поэт Феогнит изрекал: «Не усердствуй чрезмерно: лучше быть посредине; оставаясь посредине, придешь к добродетели» . В своих рассуждениях о богатстве Феогнит обращается к духовной жизни человека, к его взаимоотношениям с Богом. Он полагает, что богатство, нажитое человеком честно и справедливо, принесет ему счастье и покой. Тот же, кто добился роскошной жизни нечестно, будет наказан богами. Обращает внимание Феогнит и на то, что в богатстве нет предела, что тот, кто богат, желает быть еще богаче. Но каждый рано или поздно достигает той черты, за которой кончается бытие, остается только страх, боль, пустота. Солон полагал, что ничего не должно быть слишком. Необходимо знать и чувствовать рамки дозволенного и пребывать в разумных пределах. Плохо быть слишком бедным, но и чрезмерное богатство редко привносит в жизнь радостные нотки. Таким образом, мы видим, что у поэтов Античности за мерой, чертой, серединой, пределом просматриваются границы человеческого бытия, которые как нечто таинственное, загадочное притягивают к себе и в то же время чуждое, опасное отталкивают от себя.

Онтология границ находит свое отражение и в философских воззрениях досократиков. Так, Анаксимандр предполагал, что мир есть множество противоположностей, стремящихся преодолеть одна другую (быстрое - медленное, несправедливое - справедливое и т.д.). У каждой из них есть свой рубеж, за которым начинается противоборство. В качестве арбитра, ограничивающего господство одной противоположности в пользу другой, выступает время. Натуралисты-досократики выделяют божественные, безграничные первоначала мира и атрибуты, которые упорядочивают земной мир. Так, согласно Анаксимандру, первоначалом мира выступает апейрон как нечто божественное, бессмертное, бесконечное, беспредельное, лишенное как внешних, так и внутренних границ. Апейрон является началом других вещей, поддерживает их и управляет ими различными способами. Апейрон, ограничивая все вещи, сам ничем не ограничен ни снаружи, ни внутри, ни в пространстве, ни во времени .

Гераклит учил, что границы бытия изменчивы и подвижны. Все сущее в мире движется, «все течет», нет ничего постоянного и неподвижного, все без исключения изменчиво, имеет свое бытие лишь в становлении и прехождении (приходящее - уходящее). Чтобы быть, мы должны непрерывно меняться, то есть не-быть больше тем, чем были в данный момент, и так постоянно. По мнению Гераклита, только это действенно для всего реально существующего. Мыслитель зафиксировал многогранность истины и познания. Советовал осторожно относиться к чувственному восприятию, поскольку оно охватывает внешние проявления вещей. Ум постигает истину, которая находится по другую сторону чувств.

Вызывает интерес и идея Гераклита о безмерности и безграничности пространства души и ее ограниченности фальшью и обманом. Душа, по Гераклиту - это некий самообогащающийся логос. Она есть основа логоса — вселенское понимание, осмысленность, соразмерность, то есть верховный разум, равный всемогущему огненному веществу. Душа - огонь, сухая душа - мудрая душа, она самая лучшая. Сырость и влага не должны коснуться души, иначе возможна потеря самообогащаемости в логосе и смертельный исход неминуем. Гераклит утверждал, что душа не имеет пределов, «по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера»1. Но при этом она все же подвержена обману и фальши.

Многомерность и противоречивость границ

Руководствуясь в своем диссертационном исследовании определением границы Д. В. Пивоварова, согласно которому «граница -начало или конец всякого определенного бытия; межа, отделяющая нечто от иного; место прямого соприкосновения, единение и взаимопроникновение смежно сосуществующих предметов»1, мы пришли к выводу, что данная проблема находит свое отражение в самых различных философских системах при обсуждении довольно широкого круга вопросов: осмысление мироздания, выявление первоначал мира, исследование многих онтологических проблем бытия человека, приобщенности его к Богу и др. Раскрывается данная проблема с помощью целой совокупности философских категорий. Исследование проблемы границы оттеняет положительные стороны иррациональной философии, раскрывает многие грани духовной жизни человека, казавшиеся для него до определенного времени малозначимыми. Западноевропейская философия выявила целый ряд атрибутивных свойств границы: устойчивость, неустойчивость, изменчивость, подвижность, парадоксальность и др. Прослеживается в западноевропейской философии и многомерность, противоречивость границ, которые, на наш взгляд, являются ее сущностными характеристиками и определяют ее онтологический статус. Мы понимаем границу как мерную категорию, которая позволяет понять, каким образом противоположности сосуществуют на линии водораздела и каким способом человек реализует себя, выражая специфическое отношение к своим границам. Граница неразрывно связана с мерой, но никоим образом не сводится к ней. Основания для такого рода утверждений дают различные определения меры, имеющиеся в отечественной литературе. В. Е. Кемеров понимает меру как определитель свойств и качеств вещей, общности и особенности явлений действительности, своеобразия и продуктивности человеческой личности. Он отмечает, что «мера может быть выражена конкретно предметом, чашкой, например. Но, став средством измерения, этот предмет становится абстрактным эталоном ... . В этом смысле мера оказывается интервалом, "рамкой", в которых вещь или система остаются в единстве своего качества и количества, т.е. сами собой» . А. А. Грицанов пишет, что мера «трактуется как интервал или диапазон, в границах которых вещи и явления, изменяясь, сохраняют тем не менее единство своих качественных и количественных параметров, т.е. остаются идентичными сами себе, самотождественными»\ Д. В. Пивоваров меру трактует как философскую категорию для обозначения границ, в пределах которых целое покоится, сохраняет свое качество и самотождественность, несмотря на движение частей, противоречие между ними и происходящие в нем количественные изменения . Данные определения свидетельствуют о том, что мера обозначает границы, в пределах которых целое сохраняет самотождественность. Но это не застывшая самотождественность, она содержит в себе противоположности, которые предполагают многообразные отношения между частями целого. Именно граница выступает единством противоположностей потенциального и актуального, доброго и злого, своего и чужого, любви и ненависти и т.п. К тому же она отражает взаимосвязь между различными сущностями, выступая межой. К примеру, любовь и ненависть - две полярности, являющиеся постоянными спутницами друг друга. Границы их бытия подвижны, амбивалентны и расплывчаты. При стечении благоприятных обстоятельств ненависть с легкостью переходит в любовь, а любовь превращается в ненависть. По А. Ф. Лосеву, «граница» есть фундаментальная категория, по важности следующая после категорий «бытие», «небытие» и «становление»: « ... зарождается граница между бытием и небытием, ... , уже на стадии становления» . Смысл границы состоит в том, что «в границе бытие и небытие совершенно совпадают, так что граница бытия и небытия совершенно одинаково и принадлежит и не принадлежит тому и другому»". Границы неустойчивы, изменчивы, парадоксальны. С одной стороны, граница обособляет, порождает неповторимость и своеобразие мира. С другой стороны, граница дарит окружающей реальности возможность сделать шаг к обновлению и совершенствованию. Все основательные и значимые жизненные процессы находят в них свое, отражение. Многомерность и противоречивость данных процессов помогает нам понять диалектика.

Граница как подлинная вотчина человеческой свободы и ограничение свободы необходимостью

На протяжении многих веков проблема свободы человека была актуальной и остается таковой поныне. Человечество пытается понять, «какова грань между свободой и несвободой?», «каким образом проявляется свобода личности?». Людей волнуют и многие другие вопросы, являющиеся частными по отношению к этой проблеме.

Через всю историю философской мысли красной нитью проходит идея соотношения между свободой и необходимостью. Стремление мыслителей обрести объективное знание о наличии и мере обусловленности намерений и поступков человека внешними обстоятельствами привело к формированию большого количества концепций свободы, содержание которых весьма разнообразно.

Анализ разнохарактерного историко-философского материала позволяет сделать ряд обобщений. Сторонники персонализма считают, что свобода является одним из главных свойств, характеризующих личность. Свобода обнаруживается как бытие личности, и именно в ней можно увидеть новое начало и конец мира. Новое начало при этом оказывается этапом развития мира, качественно отличным от предыдущих этапов. Противоположной точки зрения придерживаются материалисты. По их мнению, законы Духа должны всецело подчиняться материальной необходимости, и в большинстве своем они полагают, что свобода представляет собой осознанную необходимость. Что же касается философов, принадлежащих к другим направлениям, то они нередко замечают, что свобода содержит в себе необходимость, но вовсе не сводима к ней. Акцентированное развитие данной идеи дает экзистенциалистам основание для утверждения, что свобода по своей сути есть не что иное, как разрыв с необходимостью.

Мы полагаем, что свобода и необходимость находятся в диалектическом взаимодействии друг с другом, поскольку основу свободы составляют вечная противоречивость и кратковременная тождественность. Понятия «рабство», «необходимость» и «случайность» раскрываются через содержание друг друга. Рассматривая различные пограничные проявления человеческой свободы, мы исходим из того, что свобода каждого «нечто» беднее всеобщей свободы, ибо соотносится с нею как часть с целым, конечное с бесконечным.

Н. Кузанский, отображая суть христианского мировоззрения, справедливо отмечал, что человек конечен. Его соотношение с бесконечным подобно соотношению многоугольника с кругом. Чем больше углов у многоугольника, тем он ближе кругу, но слиться с ним он никогда не сможет. Однако в христианской философской и религиозной литературе имеет место и идея единения человека с бесконечным, приобщение его к Богу. Буддисты же полагают, что высшая цель верующего - погружение в нирвану, которое осуществимо через его отрешение от внешнего мира, от себя, от своих мыслей. И нет ничего удивительного в том, что эти идеи глубоко укоренились в сознании многих наших современников, в их стремлении развернуть себя в бесконечности. Например, В. В. Жикаренцев пишет: «Соприкасаясь с бесконечностью, вы, по сути дела, соприкоснетесь с тем, что называется Все, вы станете этим Все и будете переживать это состояние»1. И действительно, такие состояния имеют место в жизни людей. Они фиксируют их единение, целостность, гармонию. Но это лишь миг свободы, который не может быть, к сожалению, продолжительным, а тем более - вечным.

Никто из представителей человеческого рода не может обладать ни абсолютной свободой, ни абсолютным рабством, ибо состояние тождества, единства противоположностей кратковременно, после его прекращения опять начинается борьба, свободу сменяет несвобода, пусть даже ненадолго, но неизбежно. Это происходит потому, что сами по себе границы человеческого бытия принципиально неустойчивы, подвижны, изменчивы.

Одно из важнейших предназначений границ в жизни человека -быть ориентирами, поскольку человек изначально находится в поиске, в постоянном движении и прояснении связей относительно себя и окружающей его действительности. Выстроенная иерархия внутренних и внешних связей, ценностных ориентации личности позволяет ей реализовать свою свободу в рамках определенных границ. Иерархия отношений укрепляет внутренние и внешние рубежи человека, способствует сохранению целостности и самодостаточности. Если рассматривать индивидов - членов того или иного общества - во взаимоотношениях (группах, страгах, классах и т.д.), идя от «единства малой величины» к «единству большой величины», то можно прослеживать феномен свободы в границах того или иного общества как целого.

Общество, как и свобода, в своей целостности никогда не может быть равно сумме своих частей, поскольку обладает внутренними закономерностями. Общество — это системно организованная целостность, включающая самые различные отношения между индивидами, их функциональные связи и свободы.

Роль пограничного бытия человека в формировании его смысложизненных ориентации

Исследование проблемы границ показало, что неотъемлемым атрибутом человеческой жизнедеятельности является пограничное бытие. Особенность пограничного бытия заключается в том, что оно играет существенную роль в формировании смысложизненных ориентации человека, позволяет ему отделить себя от иного, определить прочность, подвижность границ своего существования и понять свою неразрывную связь с иным, необходимость соприкосновения с ним и последующего изменения самого себя. Именно пограничное бытие помогает человеку осознать противоречивость, парадоксальность своего существования. Пограничные особенности бытия человека проявляются, в частности, через пограничные отношения, состояния и ситуации, нашедшие определенное отражение в предыдущих параграфах диссертации. Исходя из анализа исследуемой проблемы и рассматривая ее в контексте жизнедеятельности человека, мы понимаем пограничные отношения как отношения, которые ограничивают не только взаимосвязи между людьми, но и их взаимодействие с окружающим миром. Пограничное состояние - это качественная определенность бытия человека, характеризующая направленность его действий, придающая им устойчивость, осмысленность в рамках сложившихся границ. Пограничная ситуация - это момент выбора и переоценки ценностей. Сам термин «пограничная ситуация» пришел в философию из экзистенциализма. Он впервые был введен К. Ясперсом в работе «Психология мировоззрения» и впоследствии получил широкое распространение. Пограничная ситуация понимается Ясперсом как ситуация, ставящая человека на границу между бытием и небытием. «Пограничная ситуация, - пишет он, — смерть, случай, вина и ненадежность мира - обнаруживаются для меня как ситуации провала». Данная ситуация очищает человека от внешних шор, условностей, позволяет ему обрести искомый смысл, подлинное бытие, соприкоснуться с трансценденцией, Богом. Анализ экзистенциальной философии свидетельствует о том, что она внесла существенный вклад в понимание пограничного бытия человека, помогла осознать роль случая в жизни, хрупкость, конечность существования индивидов, значимость пограничных проявлений для формирования смысложизненных ориентации человека. Однако опыт философского анализа показывает, что пограничные проявления находят отражение не только в сфере иррационального, но и требуют глубокого осмысления на рациональном уровне.

Философский анализ проблемы границы показал, что пограничные отношения, состояния, ситуации являются атрибутами бытия человека и обнаруживают себя в его природной жизнедеятельности. Так, в частности, еще древнегреческий философ Плотин писал, что «здоровье характеризуется покойностью потому, что оно нам свойственно и составляет одно с нашей природой, тогда как болезнь не составляет нашей существенной принадлежности, есть нечто чуждое нам, даже противно нашей природе, и вот почему она ощущается нами всегда глубже, сильнее ... »". Отсутствие здоровья вынуждает человека жить в ином, чуждом его природе мире, через болезнь же проглядывают страдание и боль. И не случайно современное человечество широко обсуждает проблему эвтаназии, поскольку страдания и боль зачастую порождают различные смысложизненные ситуации, которые настойчиво требуют развязки.

Обнаруживаются пограничные особенности бытия и в средневековой философии, которая особенно усердствовала в сохранении накопленных ранее знаний и не стремилась порой обрести и осмыслить иную реальность, расширить линию своего горизонта в поисках нового, неограниченного знания. В то же время она помогла человеку расширить границы познания самого себя, определить смысл и цель собственного существования, своего предназначения в этом мире. В средневековой религиозной и философской литературе смысложизненные пограничные отношения преимущественно определяются Богом и приобщенностью к нему человека. Для индивида Бог есть носитель счастья, потому что только на основе полного соития человека и Бога возможна гармония. Идя за божественным словом, воплощенным в духе, душа обретает вечную жизнь. По этому поводу Дж. Реале и Д. Антисери приводят следующие слова Филона: «Необычно высока слава души в том, чтобы преодолеть свою тварность, свои пределы, связав себя только с нетварным, согласно священным предписаниям, кои обязывают посвятить себя Ему. Потому-то тем, кто связывал себя с Ним и служит Ему непрерывно, в наследство Он дарует сам себя»1. По мнению Филона Александрийского, Бог бесконечен. Он обладает способностью разливаться, простираться повсюду, проникать в человека, преодолевать границы его бытия. Единение человека с Богом, по Филону, происходит в процессе трансцендентирования благодаря тому, что человек одарен способностью преодолевать свои границы и в момент осуществления этого действия имеет возможность осознать себя, свои способности, возможности, свое бытие, понять, что Бог с нами и в нас.

Человек Возрождения в знаниях Средневековья обрел некую отправную точку, за которой наличествует незнание. Выявляя границы незнания и не довольствуясь известным, прогрессивные умы данной эпохи стремились обнаружить путь к новому знанию, расширить горизонты человеческой личности, позволить ей обрести новые смысложизненные пограничные отношения. В этой связи Р. К. Баландин совершенно справедливо подметил, что человек того времени осознавал необходимость «сначала пройти тот путь, который уже пройден до тебя, познакомиться с известным для того, чтобы подойти к границе современного познания и шагнуть в неведомое» . В частности, философов всегда интересовал вопрос: существует ли грань между бессмертием и смертью? Чтобы дать ответ, философ должен осмыслить данные пограничные состояния и отношения между ними.

Похожие диссертации на Проблема границы и пограничные особенности человеческого бытия