Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема счастья в марксистско-ленинской философии. Методологический аспект социально-психологического исследования Зацепин Вениамин Иванович

Проблема счастья в марксистско-ленинской философии. Методологический аспект социально-психологического исследования
<
Проблема счастья в марксистско-ленинской философии. Методологический аспект социально-психологического исследования Проблема счастья в марксистско-ленинской философии. Методологический аспект социально-психологического исследования Проблема счастья в марксистско-ленинской философии. Методологический аспект социально-психологического исследования Проблема счастья в марксистско-ленинской философии. Методологический аспект социально-психологического исследования Проблема счастья в марксистско-ленинской философии. Методологический аспект социально-психологического исследования Проблема счастья в марксистско-ленинской философии. Методологический аспект социально-психологического исследования Проблема счастья в марксистско-ленинской философии. Методологический аспект социально-психологического исследования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зацепин Вениамин Иванович. Проблема счастья в марксистско-ленинской философии. Методологический аспект социально-психологического исследования : ил РГБ ОД 71:85-9/27

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СЧАСТЬЯ 19

Глава I. ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В ДОМАШСИСТСКОЙ И АНТИ
МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

  1. Проблема счастья в философии рабовладельческого общества

  2. Проблема счастья в философии феодального общества 27

  3. Проблема счастья в философии эпохи капитализма 35

  4. Проблема счастья в современной буржуазной философии и социологии 69

Глава 2. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СЧАСТЬЯ 83

  1. Проблема счастья в произведениях основоположников марксизма-ленинизма

  2. Проблема счастья в работах советских и зарубежных этикоэ-марксистов . 101

  3. Современные представления о феномене счастья /социально-психологический аспект/ ПО

Часть II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИ
ЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СЧАСТЬЯ 126

Глава 3. ОБРАЗ ЛИЗНИ И ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА -3.1. Потребности личности и их классификация

3.2. Социалистический образ жизни как путь к счастью

личности и общества 143

Глава 4. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ И СЧАСТЬЕ 169

  1. Личность и ее типологизация в современных исследованиях

  2. Типологические особенности личности и путь к счастью 183

Глава 5. ОБЩЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И СЧАСТЬЕ 204

  1. Общение и его разновидности

  2. Товарищество и дружба как факторы счастья 216

  3. Супружество и любовь как факторы счастья 227

Глава б. СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ КАК

ПРЕДПОСЫЛКА СЧАСТЬЯ ЛИЧНОСТИ 248

6.1.Счастье макросоциальных общностей -

6.2. Счастье микросоциальных общностей 257

Глава 7. ДИНАМИКА СЧАСТЬЯ 281

  1. Микросоциальное положение личности и счастье -

  2. Изменение эмоционального состояния как субъективный фактор счастья 300

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 318

Список использованной литературы

Введение к работе

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена прежде всего её связью с самой сердцевиной, сущностью идеи коммунизма и практикой коммунистического строительства в нашей стране. Коммунистическая идеология всегда сочетала в себе трезвый научный анализ реальной действительности с четким провозглашением и обоснованием светлых общественных идеалов и конкретным определением ближайших и отдаленных целей, путей, задач по их осуществлению. Этот оптимизм коммунистической идеологии находит своё отражение и воплощение в партийных документах, в решениях съездов партии, в Программе КПСС, которая провозглашает, что коммунизм утверждает на земле мир, труд, свободу, равенство, братство и счастье всех народов. Он базируется на проверенной временем теории научного коммунизма, на глубоком и всестороннем анализе закономерностей общественного развития, хода мирового революционного процесса, на обобщении опыта строительства социализма и коммунизма в нашей стране и странах социалистического содружества, на вере в силу труда, в свою страну, в свой народ, в свою партию!

Партия все более настойчиво призывает советских обществоведов теснее увязывать теоретические исследования с реальной жизнедеятельностью людей, с практикой кошлунистического строительства. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ съезду партии подчеркивалось, что схоластическое теоретизирование может лишь затормозить наше движение вперед, что "только связь с практикой может поднять эффективность науки, а это сегодня - одна из центральных проблем".^

  1. См.: Материалы ХХУІ съезда КПСС- М.:Политиздат, 1981, с.80

  2. См.: Материалы ХХУ съезда КПСС. - М.Политиздат, 1976, с.73

На ХХУІ съезде КПСС партии констатировалось, что склонность некоторых обществоведов к схоластическому теоретизированию еще не преодолена, и отмечалась необходимость отказаться от того, чтобы "доказывать доказанное", но активнее "осмысливать новые явления жизни".^ Перед обществоведами нашей страны партия ставит задачу давать ответы на волнующие миллионы людей "мировоззренческие проблемы смысла жизни и предназначения человека, его места и роли в общественном и природном универсуме, его ответственности перед другими людьми, перед собственным будущим и будущим всего челове-чества".

Это обусловлено качественными изменениями в обществе, которые произошли на протяжении жизни последних поколений под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции, под влиянием научно-технического прогресса. Освобождаясь от гнёта традиционных бедствий: чрезмерного, изнурительного физического труда и угрозы голодной смерти, человечество сталкивается с такими явлениями, как гиподинамия, переедание, информационный прессинг и психоэмоциональный стресс, порождающими по существу тот же эффект. Становится все более осязаемой связь существования, жизнедеятельности отдельного индивида со всеми происходящими в мире социальными процессами, изменениями, а также возрастание значимости персональной активности личности в решении проблемы собственного счастья. Современный человек поставлен перед необходимостью не только рассматривать себя, свою жизнедеятельность во взаимосвязи с общественно-историческим движением, но и становиться активно действующим субъектом его. Только такая его позиция позволит обществу направить естественно развивающиеся силы научно-технического прогресса

  1. См.:Материалы ОТТ съезда КПСС- їуї. Политиздат, 1981, с.78

  2. О состоянии и направленности философских исследований.-Коммунист, 1980, Р 15, с.74

- б -

в соответствии с гуманистическими, коммунистическими идеалами нашего времени. Традиционное приспособительное существование человека не только не может обеспечить ему подлинно человеческого счастья, но и представляет угрозу существованию его потомков, будущих поколений. Тем более это относится к личности социалистического общества, в котором впервые общественные отношения, а также отношения между обществом и природой осуществляются как сознательно управляемый процесс. Кроме того, проблемы свободы человека, гуманизма, счастья выходят в центр идеологической и политической борьбы двух социальных систем.

Таким образом, уже насущные задачи и потребности нынешнего дня требуют интенсивного, глубокого и всестороннего исследования проблемы человеческого счастья. А если учесть, что от коммунистов, как подчеркивал В.И.Ленин, следует ждать большего внимания и к задачам дня завтрашнего, становится ясно, что актуальность такого рода исследования возрастает ещё более.

Истоки теоретического решения данной проблемы лежат еще в древних поучениях, своеобразных сводах правил поведения, выполнение которых обеспечило бы, по мнению их авторов, благоприятную участь, удачу в жизни. С возникновением философских знаний проблема эта естественно перешла в "практическую философию", в этику, и на протяжении многих веков традиционно находилась в компетенции лишь этой науки, что породило иллюзию "монопольного права" данной науки на исследование проблемы счастья. ^ в марксистско-ленинской этике этой проблеме уделено достаточно внимания. Здесь вскрыта ограниченность и несостоятельность решения данной проблемы в домарксистской и современной буржуазной мысли, глубоко проанализирован нормативно-ценностный аспект проблемы счастья советского человека, показана неразрывная связь общественных и личностных аспектов проблемы счастья, связь счастья с такими

явлениями, как труд, равенство, свобода, мир.

Вместе с тем, по мере углубления исследований данной проблемы обнаруживается все большая многогранность, междисциплинарный характер её. Поскольку основу человеческого счастья составляет процесс формирования, развития и самореализации его сущности, а последний обусловлен многими'объективными и субъективными, макро-социальными и микросоциальными, естественными и общественными факторами, становится все более очевидным, что наиболее полное теоретическое решение проблемы счастья может быть получено лишь в философском исследовании. Однако для обобщающего, синтезирующего, завершающего философского исследования проблемы счастья по необходимости должны быть объединены знания, методы исследования, исследовательские средства и профессиональные навыки специалистов самых различных отраслей знания: социологии, политических наук, геронтологии, психиатрии, сексологии, общей психологии и психологии личности, педагогики, нейрофизиологии и т.д.

В социологии, например, могут исследоваться закономерности развития взаимодействий, взаимоотношений между социальными группами общества в процессе создания социальных условий для счастья личности и общества. Здесь счастье рассматривается как цель, стоя' щая перед социалистическим обществом и отдельной личностью, вместе с тем исследуются пути и средства гуманизации общественных отношений в развитом социалистическом обществе на всех его уровнях от первичных групп и коллективов до межнациональных, международных.

Психологическая наука рассматривает счастье как процесс социализации индивида, становления личности, формирования индивидуальности, как внутреннее психическое состояние, переживание человека, анализирует мотивы и внутренние механизмы удовлетворенности и неудовлетворенности, уверенности, бодрости, активности и - по-

давленности, растерянности, страха, депрессии и т.д. Причем, в своих исследованиях субъективного мира личности психологическая наука, по-видимому, все более будет вынуждена смыкаться с искусством, и прежде всего с литературой. Иными словами, психологическая наука главное внимание уделяет субъективной, гносеолого-ак-сиологической стороне феномена счастья, его отражению и оценке этого явления личностью.

Педагогическая наука исследует закономерности и методы организации целенаправленной и систематической деятельности общества и его различных подразделений по формированию социалистической личности, способной обеспечивать и поддерживать оптимальные гармонические отношения с коллективом и обществом, самоуправление и самореализацию в соответствии с коммунистическими принципами,нормами и идеалами и с учетом индивидуальных особенностей, а также давать адекватную оценку всей своей жизнедеятельности, положения, состояния и перспектив развития.

Медицинские науки призваны исследовать медико-биологические предпосылки и особенности становления, функционирования, развития и реализации личности, физическое и психическое здоровье как фактор, условие и последствие образа ее жизни, т.е. прежде всего взаимосвязь счастья и здоровья человека, их взаимовлияния и взаимодействия.

В социальной геронтологии исследуются закономерности, пути, условия и средства оптимальной и полной самореализации личности в связи с возрастными изменениями у различных типов ее, особенно после ухода индивида от активной профессиональной деятельности.

Особое место в исследовании данной проблемы принадлежит марксистской социальной психологии. Это обусловлено тем, что и формирование личности, ее мировосприятия и мировоззрения, ее направленности, ценностных ориентации, и развитие ее задатков и

способностей, и реализация ее сущности, самовоплощение ее определяется прежде всего социальной и микросоциальной средой. Кроме того, формирование установок на счастливую жизнь происходит в процессе сложного взаимодействия обыденного сознания, общественной психологии, различных форм общественного сознания и условий жизнедеятельности общности и личности. Механизмы формирования этих установок, способы передачи их от общности к личности, от индивида к индивиду в процессе межличностного общения и взаимодействия людей, способы организованного воздействия на формирование субъективного восприятия и оценки характера своей жизнедеятельности -все эти исключительно важные для решения проблемы счастья явления могут быть исследованы лишь в рамках социальной психологии в тесном содружестве ее с другими науками об обществе и человеке.

Целью настоящего исследования является анализ основных социально-психологических аспектов проблемы счастья как необходимого условия для создания ее философской теории, а также организованного целенаправленного широкого внедрения данного феномена в социальную действительность в условиях развитого социалистического общества.

Реализация этой цели привела к решению следующих задач: в произведениях основоположников марксизма-ленинизма найдены методологические основы для социально-психологического исследования проблемы счастья ; выделены исследования социально-психологических аспектов этой проблемы в домарксистской философско-этической мысли, а также в марксистско-ленинской этике. Это дало возможность показать современное представление о феномене счастья, исходя из которого намечаются основные направления исследования данной проблемы в марксистской социальной психологии.

Научная новизна. Как видно из всего сказанного выше, по существу данное исследование представляет собой разработку нового перспективного направления в решении исключительно важной и актуальной как в теоретическом, так и в практически-политическом отношении проблемы человеческого счастья. Кроме того, в работе вскрыто социально-психологическое содержание сформулированного основоположниками марксизма принципа коммунистического общества: "каждый по способностям, каждому по потребностям"; как теоретической модели счастья личности и общности, намечаются основные пути исследования проблемы счастья макросоциальных и микросоциальных общностей.

Вместе с тем, здесь обобщен большой объем философской, социологической и другой литературы по проблемам личности и общества, образа жизни, научно-технической революции, групп и коллективов, управления и руководства и др., имеющим прямое отношение к философскому исследованию проблемы счастья, т.е. проделана первичная синтезирующая работа по этому исследованию, показаны пути и способы практического использования научных данных и выводов для решения проблемы счастья применительно к различным типам личности в развитом социалистическом обществе.

В диссертации намечаются основные пути исследования проблемы счастья макросоциальных и микросоциальных общностей, обосновывается положение о том, что практическое решение проблемы счастья советского человека возможно лишь на основе гуманизации всех микросоциальных отношений, создания условий для счастья семьи и трудового коллектива как микросоциальных общностей, могущих создавать наиболее благоприятные условия для всестороннего расцвета и последующей реализации человеческой индивидуальности в условиях развитого социалистического общества.

- II -

Наконец, на основе использования достижений современных наук предпринята попытка выхода к исследованию гносеолого-аксиологи-ческого аспекта проблемы счастья, обоснования тезиса о принципиальной невозможности достижения личностью и группой состояния перманентного блаженства, безмятежной полной, непрекращающейся удовлетворенности своей жизнедеятельностью.

Объектом исследования является феномен счастья и процесс достижения, воплощения и распространения данного явления в условиях развитого социализма. Специфика философского анализа этого явления требует вычленения в нем двух основных сторон, граней: онтологической /бытийной, субстанциональной/ как формы, разновидности реального бытия личности, всестороннего развития и всестороннего воплощения личности, персонификации, индивидуализации ее образа жизни, и - гносеолого-аксиологической: отражение данного феномена в различных науках, в психике и сознании индивидов и групп, переживание и оценка этого процесса и состояния отдельными людьми.

Основное внимание сосредоточено в работе на первой стороне этого феномена. Под этим углом зрения в работе рассматриваются проблемы социалистического образа жизни, типологии личности, общения, общностей. Поскольку каждая из перечислеш-шх проблем является междисциплинарной, естественно, в диссертации используются данные не только социально-психологических, но и других исследований.

Предметом исследования является социально-психологический анализ основных условий, путей, средств, методов, закономерностей создания объективных предпосылок для счастья личности и общности в условиях развитого социалистического и коммунистического общества. Анализ некоторых частных вопросов проблемы супружеского счастья, счастья коллектива, семьи и т.д. прово-

дился автором на основе конкретных социально-психологических исследований жизнедеятельности учащихся и студентов, производственных, учебных и других коллективов, супружеских пар.

Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились диалектический и исторический материализм, произведения основоположников марксизма-ленинизма, решения съездов КПСС, документы международных совещаний коммунистических и рабочих партий.

При исследовании конкретных вопросов - ценностных ориентации личности, психологической атмосферы в коллективах, динамики изменения эмоциональных отношений между супругшли, проблемы психологической совместимости супругов, подбора пар, степени удовлетворенности людей различными факторами жизнедеятельности и т.д. использовались имеющиеся в марксистской социальной психологии, а также разработанные автором с учетом общих требований методы. Прежде всего: метод анализа документов и продуктов деятельности людей ; метод взаимных характеристик и социометрическая методика ; устные и письменные опросы, замеры отдельных показателей в условиях естественного социально-психологического эксперимента, рейтинговая оценка и др.

Практическая значимость. Результаты проведенного автором исследования могут быть оценены в двух основных аспектах: а/ в теоретическом - разработка нового направления исследования проблемы счастья будет способствовать более эффективному изучению этой исключительно важной и актуальной проблемы и таким образом скорейшему формированию философской теории счастья, б/ в. прикладном - исследование данной проблемы в рамках социальной психологии вооружает практику коммунистического воспитания теоретическими положениями для выработки конкретных рекомендаций учителям, воспитателям, руководителям соответствующих подразделений,

-ІЗ -

административным работникам по коммунистическому воспитанию учащихся, студенческой и рабочей молодежи и т.д. Кроме того,разработка некоторых положений будет способствовать повышению эффективности борьбы с біуржуазной идеологией и пропагандой по вопросам о свободе личности, правах человека, о коренных преимуществах социалистического образа жизни перед буржуазным.

Материалы эти уже нашли практическое использование в воспитательной и общественно-политической работе со студентами и школьниками, рабочей молодежью, в активной социально-психологической подготовке различных специалистов по линии вечерних университетов марксизма-ленинизма, в многочисленных выступлениях автора в периодической печати /в брошюрах по линии общества "Знание", в журналах "Коммунист Украины", "Молодой коммунист", в газетах "Неделя", "Советская Россия", в научно-популярной книге "О жизни супружеской и т.д./.

Основные положения диссертации опубликованы в научной монографии "Счастье как проблема социальной психологии", в 21 статье, пяти книгах и брошюрах. Общий объем публикаций составляет свыше 35 печатных листов.

Оформление материалов диссертации. Стоящие перед автором задачи определили логику исследования,структуру диссертации.Работа состоит из введения,двух частей/включающих семь глав/,общих выводов и списка литературы.В первой части -"Теоретические источники и методологические предпосылки социально психологического исследования проблемы счастья"-диссертант в кратком обзоре истории исследования проблемы счастья в домарксистской и современной буржуазной философии стремится показать, что уже в античной философии,и особенно в философской мысли Англии и Франции ШНХУШ вв., несмотря на общую методологическую несостоятельность решения проблемы счастья, предпринимались попытки

рассмотрения тех или иных социально-психологических аспектов ее и в связи с этим выдвигались интересные идеи./Глава I.Проблема счастья в домарксистской и антимарксистской философской мысли/

Во второй главе- "Проблема счастья в марксистско-ленинской этике"-автор на основе анализа решения проблемы счастья в произведениях основоположников марксизма-ленинизма и работах советских и зарубежных философов марксистов пытается обосновать вывод о том,что методологической основой для рассмотрения проблемы счастья в марксистской социальной психологии является коммунистический принцип "Каждый по способностям,каждому по потребностям". Это дает возможность рассматривать счастье советского человека как удовлетворенность его своей жизнедеятельностью,обеспечивающей оптимальные условия для развития им своих задатков,самореализации, самоосуществления,применения им своих способностей в условиях развитого социализма и коммунизма, способствующей его адекватному функционированию и дальнейшему прогрессу его личности.

Во второй части- "Основные направления исследования проблемы счастья в марксистской социальной психологии"-диссертант в соответствии с современными представлениями о предмете социальной психологии разрабатывает основные направления этого исследования. Глава 3 /"Образ жизни и гармония личности и общества"/-посвящена анализу проблемы счастья личности в связи с системой ее потребностей. При этом обосновывается мысль о том, что социалистический образ жизни по существу своему представляет собой тот образ жизни, который объективно ведет к установлению гармонических отношений между личностью и обществом, созданию необходимых условий их счастья. Но непременным условием, важным направлением совершенствования социалистического образа жизни является формирование и развитие духовных потребностей каждой личности социалистического общества.

В главе 4 /"Типы личности и счастье"/ - обобщаются попытки типологизации личности в различных науках, разработка социально-психологической типологии личности применительно к исследованию проблемы счастья рассматривается как конкретизация марксистского принципа коммунизма, необходимое условие создания объективных и субъективных предпосылок для всестороннего и гармонического развития личности в основных видах общественно полезной деятельности.

Похожие диссертации на Проблема счастья в марксистско-ленинской философии. Методологический аспект социально-психологического исследования