Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-философские проблемы общественного развития Павлов Юрий Михайлович

Социально-философские проблемы общественного развития
<
Социально-философские проблемы общественного развития Социально-философские проблемы общественного развития Социально-философские проблемы общественного развития Социально-философские проблемы общественного развития Социально-философские проблемы общественного развития Социально-философские проблемы общественного развития Социально-философские проблемы общественного развития
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Павлов Юрий Михайлович. Социально-философские проблемы общественного развития : ил РГБ ОД 71:85-9/62

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СТРУКТУРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 27-113

I. Отражение проблем развития в формирующейся национальной социологической школе . . . . 27-71

2. Влияние антропологии на формирование социологии 72-80

3. Проблема развития в политологии 90-102

4. Формирование социологии культуры. .... I02-II3

Глава II. ПРОБЛЕМА ДВИЖУЩИХ СИЛ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ II4-2II

I. Роль науки и техники в общественном развитии II4-I29

2. Религия и общественный прогресс 129-154

3. Традиция и общественный прогресс I54-2II

Глава III. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В СТРУКТУРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЖДОВАНИИ 212-324

I. Определение понятия "развитие" 212-241

2. Понятие "политическое развитие" 242-278

3. Понятие "модернизация" 278-303

4. Проблема общественного развития в функционализме и неоэволюционизме 303-324

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 325-336

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 337-381

Введение к работе

Революционный характер и динамизм современной эпохи обусловливает выдвижение в центр научного познания и всей идейной жизни проблемы развития.

На арену самостоятельной жизни вышли народы стран, еще недавно составлявших колониальную периферию капитализма. Для развивающихся стран, завоевавших политическую независимость, все большую актуальность приобретает вопрос о социально-экономической ориентации. Дискуссии о путях дальнейшего развития этих стран, об особенностях перехода различных стран к социализму, о единстве и многообразии исторического процесса, о сущности социального прогресса, - все эти вопросы занимают важное место в современной идеологической борьбе.

На ХХУІ съезде КПСС отмечалась довольно пестрая картина путей развития стран, освободившихся от колониального гнета. Одни из них пошли по революционно-демократическому пути, в других утвердились капиталистические отношения. Выросло число государств социалистической ориентации, стран, избравших путь социалистического развития. Советский Союз последовательно проводит курс на развитие сотрудничества с освободившимися странами. Это сотрудничество включает поддержку идеологическую, раскрывающую преимущества социалистического пути развития, ибо выбор критериев прогрессивного пути для этих стран - вопрос жизненной важности.

Отражение проблем развития в формирующейся национальной социологической школе

Исследование проблем общественного прогресса с необходимостью предполагает выявление тех отраслей знания, которые занимаются данным вопросом. Наш анализ мы хотим начать с социологии, поскольку она, во-первых, получила наибольшее развитие в последние годы, а во-вторых, она ближе всего связана с анализом проблем общественного прогресса. Прежде всего нам хотелось подчеркнуть неравномерность развития этой отрасли знания в странах южноазиатского субконтинента. В то время как в одних странах проделан большой путь в разработке данной отрасли знания, в других только начинается ее развитие.

Тот факт, что Непал является самой отсталой из стран южноазиатского субконтинента, нашел свое отражение и в развитии социологии, - он занимает последнее место среди стран, приступивших к ее формированию. Например, авторы книги "social Science in Нераї" (Социальная наука в Непале) указывают: "Современная социология была введена недавно вместе с открытием "Центра обучения развития деревни" в 1953 г. в Катманду"1 .

Центр по изучению социологии в институте непальских и азиатских исследований при университете Трибхуван (г.Катманду) был создан в 1973 г. после посещения страны профессором Лондонской школы экономики Эрнестом Геллнером. Английский профессор подготовил специальную программу, определяющую основные направления преподавания социологии и развития социологических исследований . По авторитетному мнению непальских специалистов, знакомство местных ученых с социологией началось лишь в 50-е годы текущего столетия2 .

Если в Непале социология получила распространение лишь недавно, то в Индии к ее изучению приступили намного раньше, - вот почему в диссертации обращается преимущественное внимание на ее развитие.

Бурные социально-политические процессы, протекающие в странах Востока, проходящая там острая идеологическая борьба, осуществление обширного комплекса социально-экономических преобразований в интересах упрочения национальной независимости и продвижения по пути крогресса - все это получает прямое или косвенное отражение в социологии, концепции которой призваны оказывать непосредственное позитивное или негативное воздействие на упомянутые процессы в зависимости от тех социальных сил, интересы которых эти концепции выражают.

Одна из основных проблем - генезис социологии в странах Азии. Однако сами теоретики не пришли к единому мнению по этому вопросу. Один из крупнейших индийских историков социологии Бела Датт Гупта в книге "Социология в Индии", не без оснований констатирует, что "история индийской социологии еще не написана ни индийскими, ни зарубежными авторами .

Роль науки и техники в общественном развитии

Объяснение причин развития общества - одна из наиболее сложных в общественных науках проблем. Подлинно научную постановку и решение этой проблемы смог совершить лишь марксизм. К.Маркс во "Введении" к "Экономическим рукописям 1857-1858 годов" расчленяет процесс производства на составные элементы: собственно производство, распределение, обмен и потребление - и приходит к следующему выводу: "...Все они образуют собой части целого, различия внутри единства. Производство господствует как над самим собой во всей противоположности своих определений, так и над другими моментами. С него каждый раз начинается процесс снова... Конечно, и производство в его односторонней форме определяется, со своей стороны, другими моментами. Например, когда расширяется рынок, т.е. сфера обмена, возрастают размеры производства и становится глубже его дифференциация. С изменением распределения изменяется производство, например с концентрацией капитала, с различным распределением населения между городом и деревней и т.д. Наконец, нужды потребления определяют производство. Между различными моментами имеет место взаимодействие. Это бывает во всяком органическом целом"1).

Признавая определяющую роль места производства в развитии общества, Ф.Энгельс предостерегал против гипертрофирования этой оценки. Он писал: "Маркс и я отчасти сами виноваты в том, что молодежь иногда придает больше значения экономической стороне, чем это следует. Нам приходилось, возражая нашим противникам, подчеркивать главный принцип, который они отвергали, и не всегда находилось время, место и возможность отдавать должное остальным моментам, участвующим во взаимодействии .

Классики марксизма неоднократно выступали против упрощенного понимания прогресса, подчеркивая возможность неравномерного развития различных сторон общественной жизни. "Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь . не находятся в соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и с развитием материальной основы последнего, составляющим как бы скелет его организации. Например, греки в сравнении с современными народами, или также Шекспир" . В обществе нет единого, непрерывного, пропорционального восхождения от низшего к высшему, духовные формы могут обгонять материальные. Причем "в вопросах современного искусства и т.д. эта диспропорция еще не так важна и не так трудна для понимания, как в сфере самих практических социальных отношений... Собственно трудный вопрос, который надлежит здесь разобрать, заключается в следующем: каким образом производственные отношения, как правовые отношения, вступают в неравное развитие... например, отношение римского частного права... к современному производству /.

Определение понятия "развитие"

Вопрос о направленности исторического процесса, соотношении прогресса и регресса, - один из сложнейших философских вопросов, который, помимо марксистско-ленинской философии, не получил ни в одной другой теоретической концепции адекватного исторической практике решения. Главным достижением марксистской мысли в области общественного развития является положение о решающей роли материального производства. Однако "марксистская теория ни в коей мере не "сводит" развитие общества, его прогресс к развитию, прогрессу сферы материального производства, констатации указанного взаимодействия. Во взаимодействии сферы материального производства с другими областями и сторонами общественной жизни она находит и указывает первичную, определяющую сторону - материальную жизнь общества, производство материальных благ. И в ней отыскивает критерий общественного прогресса"1 . Марксистский анализ развития и смены общественно-экономических формаций, особенно капиталистического и социалистического типов прогресса, стал прочным фундаментом разработки теории общественного прогресса.

Характеризуя вклад К.Маркса в теорию общественного прогресса, Ф.Энгельс указывал, что он показал наличие прогресса и там, где крайне одностороннее развитие современных условий сопровождается ужасными непосредственными последствиями, т.е. указал на всю сложность и противоречивость общественного прогресса. К.Маркс и Ф.Энгельс придавали огромное значение потребностям в жизни общества, полагая, что они являются важной причиной движения общества вперед. Потребности тесно связаны с производством, и каждая новая общественно-экономическая формация (ОЭФ), расширяя производство, создает лучшие условия для их удовлетворения и, таким образом, средства возрастания социальной активности и убыстрения движения общества вперед. Марксизм уделяет большое внимание исследованию факторов прогресса. Советский исследователь Мишин пишет: "Закономерность прогресса нельзя понимать в духе фатализма, автоматической предопределенности поступательного направления развития. Ни прошлые достижения человечества, ни острота противоречий современных не гарантируют прогрессивности развития общества. Это направление общественного развития гарантируется только деятельностью людей - активной борьбой и трудом, сплочением и победой прогрессивных сил над силами реакции"1 .

Необратимость общественного прогресса обусловлена строгой преемственностью в развитии производительных сил, тем, что развитие материального и духовного производства превращается в такие жизненные условия, без которых не может происходить дальнейшее развитие общества. В деле прогресса общества, как указывал В.Й.Ленин, "...достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки" К

Похожие диссертации на Социально-философские проблемы общественного развития