Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современные стратегии обоснования свободы воли Ковров, Александр Эдуардович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ковров, Александр Эдуардович. Современные стратегии обоснования свободы воли : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 / Ковров Александр Эдуардович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.].- Москва, 2012.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/333

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Проблема свободы воли относится к числу классических философских проблем. Не случайно с античности до наших дней она привлекает внимание исследователей. Она является центральной для философского понимания человека, поскольку от подхода к ней зависит наше понимание отношения между индивидом и его действиями. Свобода воли - понятие, использующееся в классической философской традиции для описания отношения между человеком и его действиями. Оно обозначает способность человека к самоопределению, в первую очередь - нравственному. Однако, признавая за человеком свободу воли, мы вынуждены признать за ним и способность быть причиной своих действий, несводимой к причинам другого рода (природным, социальным). Между тем, действия человека являются событиями мира, и как таковые должны поддаваться объяснению с точки зрения естественной причинности. Поэтому разработка проблемы свободы воли необходима для понимания соотношения между человеком и обществом, человеком и природой.

В наше время очень распространен натуралистический подход к человеку вообще и к проблеме свободы воли в частности. Такой подход предполагает, что все происходящее, в том числе и действия человека, определяется законами природы. (Природа, как правило, понимается при этом предельно широко как окружающий нас мир во всем многообразии его проявлений).

Большинство натуралистически ориентированных мыслителей отрицают свободу воли на том основании, что принцип причинности, на котором

строится наука, не допускает исключений, каким, по их мнению, была бы свободная воля. В XX веке разработка квантовой механики привела к некоторой трансформации натурализма. Если раньше все сторонники этого подхода считали свободу воли невозможной, то теперь целый ряд философов и ученых (Поппер К., ван Инваген П., Кейн Р., Балагер М., Серл Дж.) попытались ее реабилитировать, так или иначе опираясь на квантовую неопределенность. Это движение вызвало ожесточенную критику со стороны «классических» натуралистов (Хондерих Т.). Так, в современной аналитической философии не ослабевает многолетняя полемика о свободе воли, и значительная часть ее участников, так или иначе, ориентируется на натурализм. Рассмотрение этой полемики позволяет лучше понять специфику нашей проблемы. Трудности, с которыми сталкиваются обе стороны, вплотную подводят нас к вопросу: может ли в рамках натурализма быть адекватно сформулирована и разрешена проблема свободы воли?

Как раз в связи с проблемой свободы воли обстоятельную критику

натурализма еще в XVIII веке дал И. Кант. Он обвинял современный ему

натурализм в некрититическом отношении к опыту, в рассмотрении опыта как

самодовлеющего. Кант противопоставил такому отношению

трансцендентальный метод, отталкивающийся от факта опыта и

раскрывающий априорные (имеющие неэмпирическое происхождение) условия

его возможности. Эти условия возможности опыта оказываются в том или

ином смысле границами познания. При помощи трансцендентального метода

Кант ограничил притязания естественнонаучного метода на роль всеобщей

объяснительной схемы и обосновал возможность свободы воли. За негативным

обоснованием свободы воли как независимости от естественной причинности,

Кант предложил положительное обоснование свободы воли как нравственной

автономии.

Кант оказал огромное влияние на всю последующую философию. Используемый им метод, по-разному проинтерпретированный, лег в основание самых разных философских концепций. В общем и целом, можно говорить о трансцендентализме как философском направлении, ориентированном на выявление априорных условий возможности познания.

Трансцендентализм подвергался критике, как со стороны натурализма (Милль Дж.Ст.), так и со стороны метафизических философских учений (Гегель Г.Ф.В.). Однако, на наш взгляд, он до сих пор остается одним из самых перспективных философских направлений. Во-первых, трансцендентализм позволяет разрешить антиномии, неразрешимые в рамках натурализма. Во-вторых, он позволяет противостоять натурализму, не входя в конфликт с наукой. В-третьих, как показал опыт Марбургской школы неокантианства, трансцендентальный метод может быть успешно применен к анализу различных форм культуры.

Среди различных вариантов трансценденталистского обоснования свободы воли для нас особенный интерес представляет концепция, предложенная основателем Марбургской школы неокантианства, Г. Когеном. Коген переосмыслил трансцендентальный метод Канта и применил его не только к истолкованию последних достижения математики и естествознания, но и к обоснованию этики, а вместе с ней и свободы воли. В отличие от Канта, при обосновании этики Коген апеллировал не к «нравственному закону внутри нас», а к факту существования права. В наше время, когда внутренний опыт находится под подозрением, особенную значимость приобретает радикальный антипсихологизм когеновского подхода. Ориентированность на науку, сочетающаяся с неприятием натурализма, антипсихологизм в обосновании

свободы воли, тесная связь с наукой о праве - все это делает обращение к наследию Когена крайне актуальным.

Мы понимаем, что представлять философскую систему конца XIX века в
качестве современной — рискованное предприятие, однако у нас есть серьезные
основания для принятия такого решения. На наш взгляд, философская система
Г. Когена была серьезно недооценена. У многих философов создалось
предвзятое мнение о Когене как о «панметодисте», сводившем всю философию
к методологии науки, увлеченном чистыми идеями, и безразличном к
конкретной человеческой реальности. Между тем, помимо научно-
методологических разработок, во многом предвосхитивших идеи
постпозитивистов, Коген известен своей оригинальной философией религии,
ориентируясь на которую такие философы XX века как Ф. Розенцвейг и
Э. Левинас создавали «философию диалога». Нам представляется, что,
несмотря на некоторую историческую ограниченность, учение Когена является
крайне современным по содержанию. В диссертационной работе мы
попытались показать, что в нем содержаться некоторые нетривиальные ходы
мысли, которые дают ключ к решению проблем, над которыми безуспешно
бьются хронологически современные философы. В частности, проведенная
Когеном критика натурализма, является легко приложимой и к
натуралистически ориентировнным представителям современной

аналитической философии.

Степень разработанности проблемы

В отечественной литературе проблема освещена очень слабо. Наследие Г. Когена до сих пор малоизвестно в России. Несколько месяцев назад вышел перевод его интерпретаторской работы «Теория опыта Канта», выполненный

В.Н. Беловым1, однако основные работы Когена до сих пор не переведены на русский язык. К настоящему моменту количество посвященных Когену публикаций незначительно, хотя неуклонно растет. К работам начала прошлого века, выполненным непосредственными учениками Когена (Рубинштейн С.Л., Савальский В.А.) и его критиками (Спекторский Е.В., Трубецкой Е.Н.), прибавляются новые (Белов В.Н., Длугач Т.Б.„ Дмитриева Н.А., Китаєва Л.А., Сокулер З.А.)

Между тем, философия Г. Когена хорошо освящена в зарубежной литературе (Винтер Е., Дитрих В., Пома А., Фиорато П., ,Хольцай X., Цанк М., Шмидт П., Штольценберг Ю., Эдель Г.). Следует отметить превосходную монографию А. Пома «Критическая философия Германа Когена»2, которая недавно была переведена на русский язык.

Однако именно в связи с проблемой свободы воли философию Г. Когена рассматривают достаточно редко. Например, Н. Лосский в своей книге, посвященной свободе воли вообще не упоминает Когена, хотя широко полемизирует с Виндельбандом (и это притом, что вообще-то Коген был хорошо известен философам русского зарубежья).

Что касается современной аналитической философии, то в ней полемика о свободе воли занимает важное место. Публикуются все новые и новые статьи и монографии, посвященные этой теме. К числу наиболее известных авторов, выступающих на данную тему, относятся Гетц С, Деннет Д., Инваген ван, П., Кейн Р., Нелкин Д., Серл Дж., Хондерих Т., Фишер Дж., Франкфурт Г.. Между

Коген Г. Теория опыта Канта. Москва: Академический проект, 2012. 618 С.

Пома А. Критическая философия Германа Когена / Пер. с ит. О.А. Поповой. — М: Академический

Проект, 2012. —319 С.

тем, российским исследователям эти дебаты остаются почти неизвестными. Основная масса литературы, появляющаяся в англоязычной периодической печати, не переводится и не упоминается в отечественных работах. Исключением является перевод книги Дж. Серла «Рациональность в действии»3.

Объект и предмет исследования

В качестве объекта исследования выступают стратегии обоснования свободы воли, понимаемые как совокупность ходов мысли, позволяющих, с одной стороны, показать, что понятие свободы воли не противоречит данным естественных наук, а с другой - показать необходимость применения этого понятия для адекватного понимания отношения между человеком и его действием.

В качестве предмета исследования выступают конкретные подходы к проблеме свободы воли, такие как критическая философия И. Канта и Г. Когена, натуралистические либертарианские концепции Р. Кейна и Дж. Серла.

Цель и задачи исследования

Нашей целью было рассмотрение и сравнительный анализ трансценденталистского и натуралистического подходов к свободе воли на вышеупомянутом материале.

В соответствии с этой целью в работе решаются следующие конкретные задачи:

Серл Дж. Рациональность в действии / Пер. с англ. А. Колония, Е. Румянцевой. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 336 С.

  1. Проводится рассмотрение концепции основоположника трансцендентализма И. Канта и интерпретация трансцендентального метода Г. Когеном.

  2. Рассматривается этика и философия религии Г. Когена. Выявляются ключевые ходы мысли, которые позволяют Г. Когену обосновать свободу воли.

  3. Критически разбираются натуралистические антилибертарианские аргументы, опирающиеся на данные современной науки. Анализируется полемика, ведущаяся в современной аналитической философии в связи с «принципом альтернативных возможностей». Предлагаются контраргументы к популярным детерминистическим аргументам.

  4. Разбирается две наиболее влиятельные в современной аналитической философии натуралистические концепции свободы воли (Дж. Сёрла и Р. Кейна). Выдвигаются возражения против них.

  5. Приводятся аргументы в пользу принципиальной невозможности введения понятия свободы воли в натуралистическую картину мира.

Теоретические и методологические основания исследования

Поскольку проблема свободы воли имеет большое количество аспектов, мы выбрали два из них, которым и уделили основное внимание: проблему соотношения между причинностью и свободой и проблему нравственной автономии. Проблемам свободы мышления, свободы создания нового, свободы внеэтического самоопределения было уделено куда меньшее внимание.

В своем анализе мы исходили из того, что понимание свободы воли как нравственной автономии должно стать центральным для выработки понятия человека и построения онтологии свободы воли.

Интерпретация концепций И. Канта, в том числе истолкование трансцендентального метода, проводилась с опорой на концепции Г. Когена. Основными моментами трансцендентального метода в такой интерпретации являются ссылка на факт науки или культуры и восхождение к формальным мыслительным основаниям этого факта.

Использование метода сравнительного анализа позволяет сопоставить обоснование свободы воли у Канта и у Когена, показать как историческую преемственность, так и специфику когеновского подхода.

В интерпретации наследия Г. Когена работа опирается на результаты зарубежных и отечественных исследователей: А. Пома, В.В. Белова, З.А.Сокулер.

Исследование концепций современных аналитических философов проводится с применением сравнительного анализа.

Наиболее значимой предпосылкой исследования служит кантианский принцип различения сущего и должного.

Научная новизна исследования

6. Проанализирована предложенная Г. Когеном трансценденталистская
стратегия обоснования свободы воли и показаны ее преимущества по
сравнению с натуралистическими стратегиями.

  1. На материале концепций Канта и Когена показана связь между этическим и религиозным подходом к свободе воли.

  2. Впервые в России разобрана актуальная для англоязычной философии полемика, посвященная свободе воли. Выдвинуты новые способы опровержения некоторых популярных детерминистических аргументов.

  1. Проведен критический разбор либертарианских концепций Р. Кейна и Дж. Серла.

  2. Посредством сопоставления концепций Г. Когена и современных аналитических философов обоснована онтологическая и методологическая значимость различения между бытием и должным.

11. Обоснована принципиальная невозможность вписывания понятия
свободы воли в натуралистическую картину мира.

Положения, выносимые на защиту

1. Свобода воли не может быть обоснована ни посредством ссылки на
квантовую неопределенность, ни с помощью какого-либо другого
физического факта. Это понятие вообще не может быть непротиворечиво
вписано в натуралистическую картину мира. Наиболее удачные попытки
такого рода основываются на внедрении в натурализм элементов
трансценденталистских стратегий.

  1. Негативное обоснование свободы воли может быть дано посредством установления границ научного познания, главная из которых — непреодолимо гипотетический характер научного знания. Положительное обоснование свободы воли может быть выполнено через разработку понятия нравственной автономии.

  2. Нравственная автономия основывается на принципе различения сущего и должного. Сведение должного к сущему является основной характеристикой натурализма. Трансцендентальный анализ факта существования права позволяет показать специфику сферы должного и определить человека не как природную или социальную данность, а как нормативный проект, существующий только в качестве задачи. Свобода

воли при этом обосновывается как способность к созиданию себя в своих поступках через чистое нравственное законоположение.

4. Трансценденталистская стратегия обоснования свободы воли позволяет, не входя в конфликт с наукой, обосновать не только этический, но и религиозный подход к человеку. При этом человеческая свобода в связи с понятиями греха и искупления получает индивидуальное измерение. Таким образом, трансценденталистская стратегия может быть применена для разработки онтологии человеческой реальности, учитывающей различные формы культуры (этика, право, религия).

Научно-практическая значимость исследования

Данное исследование

  1. Показывает возможное направление для разработки проблемы свободы воли, и, более широко, — проблемы онтологии человеческой реальности.

  2. Позволяет глубже понять соотношение между теоретической и практической рациональностью, что необходимо при разработке методологии гуманитарных наук.

  3. Вносит вклад в разработку истории проблемы свободы воли и способствует пониманию современных тенденций аналитической философии.

  4. Дает возможность понять происхождение тех затруднений, с которыми сталкивается натурализм при попытке элиминировать или интегрировать в себя понятие свободы воли

  5. Может быть использовано в подготовке учебных курсов по философии, онтологии и теории познания, философии и методологии науки, этике

Апробация исследования

Результаты анализа современных версий натуралистической стратегии обоснования свободы воли в аналитической философии представлялись в научных сообщениях на заседаниях кафедры онтологии и теории познания философского факультета Московского государственного университета.

Результаты исследования нашли отражение в статье, опубликованной в ведущем рецензируемом издании.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры онтологии и теории познания философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем работы 158 с. Библиография включает 90 наименований.

Похожие диссертации на Современные стратегии обоснования свободы воли