Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Заблуждение Кузнецов Александр Сергеевич

Заблуждение
<
Заблуждение Заблуждение Заблуждение Заблуждение Заблуждение Заблуждение Заблуждение Заблуждение Заблуждение Заблуждение Заблуждение Заблуждение
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кузнецов Александр Сергеевич. Заблуждение : Логико-гносеологический аспект : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01. - Саратов, 2001. - 159 с. РГБ ОД, 61:02-9/107-

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Онтологический статус заблуждения

1. Философское понятие заблуждения. Виды и формы заблуждений 11

2. Представления о заблуждении в истории философии 38

Глава 2. Роль заблуждений в познании

1. Специфика заблуждений в науке 64

2. Заблуждение и альтернативное знание 90

3. Возможность преодоления заблуждений 118

Заключение 142

Библиографический список использованной литературы 147

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Радикальные изменения в мире в конце двадцатого столетия создали ситуацию неопределенности в перспективах развития науки. Синдром непредсказуемости в значительной степени актуализирует проблему поиска правильного решения проблемы сущности и причин появления заблуждений в науке, а также путей их преодоления. Необходимость преодоления стереотипности мышления в научном познании, заранее заданных мировоззренческих установок, делает актуальной критику устаревших концептуальных подходов к пониманию сущности истины и заблуждения в науке. В связи с неоднозначностью, динамизмом социальных изменений, усложнением политических и общественных отношений, оказалась нереальной задача обоснования линейных концепций развития, рухнула монополия на абсолютную истину. В условиях изменения систем ценностей, как в социуме, так и в научном познании, обсуждается идея многовариантности решений политических, экономических и внутринаучных проблем.

Необходимо отметить, что в отечественной философской литературе сложился несколько односторонний подход к исследованию познавательного процесса: идеалу научной истины посвящено огромное количество монографий и статей, а к такой необходимой и неизбежной составляющей познавательного процесса, как заблуждение, интерес весьма ограничен. С другой стороны, идеи К. Поппера и особенно П. Фейерабенда обострили интерес и внимание философов и методологов науки к статусу заблуждения в научном познании. Стала складываться тенденция к элиминации темы истины из проблематики исследований по философии науки. Фактически размываются границы науки, а истина и заблуждение в контексте научного познания уравниваются. Ставится вопрос не только о месте и роли этих философских понятий, но вообще о правомерности их употребления в научном поиске.

В этой ситуации актуальным оказывается проведение философского анализа истоков самого существования феномена заблуждения, его места и роли в структуре научного знания.

Степень разработанности проблемы. Заблуждение было предметом исследований многих поколений философов со времен античности до наших дней. Несмотря на это проблема заблуждения в научном познании по прежнему остается недостаточно изученной.

В XX веке проблема заблуждения в научном познании разрабатывалась в различных философских дисциплинах: логике, теории познания, социальной философии, метафизике. Многие вопросы, связанные с проблемой заблуждения актуализировала философия науки работами представителей Бостонской школы науковедческих исследований.

В отечественной философской литературе есть лишь единичные монографические исследования, где специально предпринимался анализ природы, функций, форм заблуждения. Следует особо отметить работы Ф. А. Селиванова и П. С. Заботина1. Так в работах Ф. А. Селиванова формулируется и решается задача разделения понятий «ложь» и «заблуждение», выявляется объективная основа заблуждений, скрытая в определенных конкретно-исторических условиях развития науки. В монографии П. С. Заботина исследуются вопросы о причинах возникновения, сущности, и роли места заблуждений в научном познании, анализируются пути их преодоления.

В целом отечественные философы, изучая проблему заблуждения в научном познании, опирались на фактический материал истории науки и общие положения диалектической теории познания как отражения объективной действительности сознанием познающего субъекта. Отсюда истина понималась ими как соответствие знаний, фиксированных в категориальной форме, действительности, а заблуждение как несоответствие суждений и понятий объекту. При этом учитывался активный характер отражения, привносящий в истинную научную теорию момент относительности, и, следовательно, открывающий возможность ее дальнейшего уточнения и преобразования, т. е. возможность прогрессивного развития научного знания. Рассмотрение заблуждения

1 Селиванов Ф. А. Заблуждения и пороки. Томск, 1965; Его же. Истина и заблуждение. - М, 1972; Заботам П. С. Преодоление заблуждения в научном познании. - М, 1979.

было, в основном, побочным результатом решения других, более общих исследовательских задач, таких как: критерии научности знания вообще1, соотношение понятий и терминов2, а также знания, веры и мнения3; критериев истины4. Исследовали взаимоотношения истины и заблуждения

A. Д. Александров, В. Н. Гоголев, Д. П. Горский, И. Е. Мальков, Е. Я. Пылило,
И. Л. Радунская, Т.В. Тилинина, Г. Н. Усманов, Э. М. Чудинов. Касались ука
занной проблематики Э. В. Бесчеревных, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров,

B. П. Кохановский, М. К. Мамардашвили, Н. В. Мотрошилова, А. К. Сухотин,
Й. Элез и ряд других авторов.

Отдельные виды заблуждений освещены в работах Г. А. Гурева, Б. И. Пружинина, В. Г. Сурдина (астрология); О. Ю. Охлобыстина, В. А. Рабиновича (алхимия); Э. Я. Баталова, М. П. Капустина (социальные иллюзии, утопии).

Существование заблуждения в научном познании затрагивалось в рамках дискуссии по проблеме истины, которую в 1995 г. начал журнал «Общественные науки и современность», имея исходным материалом тезисы А. П. Назаретяна о том, что «Истинное мышление эквивалентно авторитарному, что истинная парадигма науки превратилась в анахронизм... »5.

Исследование проблемы существования заблуждения в зарубежной философии занимает также далеко не первое место. Вследствие развития различных подходов к пониманию природы познавательной реальности, характера активности субъекта познания, менялись концепции истины и, следовательно, понимание заблуждения. С точки зрения логики системати-

1 Вахтомин Н. К. Генезис научного знания. - М., 1975; Кезин А. В. Научность и истин
ность // Вопросы философии. 1977. № 7; Ильин В. В. Критерии научности знания. - М, 1989.

2 Свинцов В. И. Заблуждение, ложь, дезинформация (соотношение понятий и терминов) //
Философские науки. 1982. № 1.

3 Билалов М. И. Истина. Знание. Убеждение. - Ростов на-Дону, 1990; Крымский С. Б. Ис
тина и мнение // Философские науки. 1990. № 10.

4 Мамчур Е. А. Внеэмпирические критерии в обосновании истинности теоретического
знания // Познание и практика. М., 1973; Липский Б. И. Практическая природа истины. Л.,
1988.

5 Назаретян А. П. Истина как категория мифологического мышления // Общественные
науки и современность. 1995. № 4. С. 108.

зировал заблуждения Д. Милль; укорененность лжи, ошибок, заблуждений в повседневной жизни описали Ч. Маккей, А. К. Дьюдни, М. Мак-Клоски; взаимосвязь истины и заблуждения анализировали В. Брошар, В. Бернардино, Ж.-П. Жуари. Наиболее значимыми являются исследования Э. Маха, М. Хайдеггера, Т. Хилла, А. Тарского, К. Поппера, Т. Куна, П. Фейерабенда.

Следует подчеркнуть, что значительный вклад в разработку многих аспектов изучаемой проблемы внесла саратовская школа философов. Для характеристики развития и становления нового знания (с точки зрения диалектической противоположности истины и заблуждения) применимо понятие «противоречия становления», введенное в научный оборот В. Б. Устьянцевым. Наличие противоречий в знании исследовалось В. П. Каратеевым с точки зрения единства последнего. Заблуждение как противоречие фактов и теории рассматривалось С. Ф. Мартыновичем в качестве мощного двигателя научного прогресса. Актуализировали проблему существования заблуждений в научном познании В. Н. Гасилин (с точки зрения принципов в структуре философского знания), В. Н. Ярская (в связи с научным предвидением). Обыденное сознание как носитель ложных представлений о мире исследовал В. Н. Белов. Н. А. Горбачев изучал глобальные заблуждения человечества1.

Нынешнее состояние исследуемой проблемы свидетельствует о том, что имеются такие малоразработанные ее аспекты, которые могут быть предметом дальнейшего более полного специального изучения. К их числу относится,

1 См.: Устьянцев В. Б. Социальное становление: структура и исторические формы (социально-философский анализ): Дис. ... докт. филос. наук. * Саратов, 1983: Каратеев В. П. Единство, интеграция, синтез научного знания. - Саратов, 1987; Мартынович С. Ф. Факт науки и его детерминация (философско-методологический аспект). - Саратов, 1983; ГасилинВ.Н. Принципы в структуре философского знания. Логико-методологические аспекты. - Саратов, 1987; Ярская В. Н. Научное предвидение. Вопросы методологии. - Саратов, 1980; Белов В. Н. Обыденное сознание: бытийственность, феномены, целостность: Дис. ...докт. филос. наук. - Саратов, 1997; Горбачев Н. А. Проблемное обучение в курсе философии (на материалах теории познания).

Саратов, 1980; Его же. Философская картина мира или «выпрямление человеческого бытия».

Саратов, 1998.

прежде всего, разработка онтологического статуса феномена заблуждения и его логико-гносеологическая проблематика.

Автор считает необходимым следовать в русле традиций, заложенных в отечественной философии, поэтому в данном исследовании выделяется базовый, т. е. наиболее разработанный вариант классической концепции истины.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования является феномен заблуждения в познании и историческом развитии науки. В основание предмета исследования положено определение онтологического статуса заблуждения, его логико-гносеологический анализ.

Цель и задачи исследования. Главной целью исследования является категориальный анализ сущности и особенностей заблуждения в познании, выявление специфики видов и форм заблуждения, причин его возникновения и путей преодоления.

Достижению данной цели способствовало решение следующих задач:

  1. рассмотрение истоков существования феномена заблуждения как противоположности (антипода) истины;

  2. выявление особенностей познания, влияющих на возможность возникновения заблуждения (в том числе в различных видах и формах);

  3. анализ функционирования заблуждений в системе научного и ненаучного знания, а также границы применения термина «заблуждение» в философском знании;

  1. исследование положительных и отрицательных последствий существования заблуждения;

  2. рассмотрение особенностей критериев истинности научного знания и их способности выявлять заблуждения, определение в связи с этим возможности преодоления заблуждений.

Теоретические и методологические основы исследования. Основой методологического анализа проблемы заблуждения в научном познании выступают положения, разработанные в рамках классической историко-философской традиции, а также отдельные подходы, развиваемые в рамках современной ев-

ропейской философии науки, представляющие собой как варианты реконструкции историко-научного процесса, так и разработки способов решения внутри-научных проблем, применительно к современности. Особое место в методологическом аспекте отведено работам по логике и методологии науки, осуществленным в последние годы Институтом философии Российской Академии наук.

Исследование выполнено на основе метода восхождения от абстрактного к конкретному. Использованы методы формальной и диалектической логики (с соответствующими им принципами непротиворечивости и диалектического противоречия). Кроме того, использованы универсальные философские принципы исторического развития, объективности, детерминизма, системности.

Научная новизна результатов исследования состоит как в особенностях самого подхода к предмету исследования, так и в выдвижении и обосновании выносимых на защиту положений. К новым результатам относятся анализ проблемы заблуждения в науке не только в гносеологическом, но и в онтологическом измерении, в связи, с чем обосновывается и выделяется онтологический статус заблуждения. Выявлена направленность развития заблуждения в научном познании, его экстенсивные и интенсивные параметры. Определено, что нелинейные концепции развития научного познания, плюрализм наличия истин не только не сокращают количество заблуждений в познании, но наоборот увеличивают вариативность заблуждений.

Положения выносимые на защиту:

— заблуждение - атрибутивный компонент научного познания с точки зрения внутренней логики его развития, одно из необходимых следствий его существования, вызывающих к жизни проблему критериев научного знания. Заблуждение в науке не абсолютно, так как негативный его момент не всегда является помехой формирования научного знания. Наоборот, в отдельных случаях оно выполняет положительную функцию до тех пор, пока не находятся более точные ответы на поставленные вопросы;

типология различения заблуждений показывает, что заблуждения вообще делятся по: 1) соотношению субъективного и объективного факторов в их возникновении (ошибки, ложь, дезинформация и собственно заблуждения); 2) по принципам подтверждаемости (обыденные, теоретические); 3) формам фактического проявления (научные, религиозные, правовые, политические и т. д.); 4) способу существования (теоретические и практические);

выявленные источники возникновения заблуждений делятся на две основные группы: гносеологические и социальные; каждая из них делится на две подгруппы - заблуждения, вызванные объективными или субъективными причинами. Объективные гносеологические причины обусловлены противоречивым и бесконечно сложным процессом научного познания. Субъективные гносеологические причины являются следствием ограниченности способностей познающего субъекта. Объективные социальные причины являются следствием ограниченности конкретно-историческими условиями научно-познавательной практики. В качестве субъективных социальных причин выступают ценностные позиции субъектов познания, которые могут, как осознанно, так и неосознанно выражать свои интересы в различных теориях, концепциях, установках, принципах;

истина по-прежнему остается доминирующей ценностью современной науки. Устранение истинностной проблематики создает серьезные последствия, ибо лишаются смысла понятия доказательства, опровержения и рациональной дискуссии. С отменой познавательного идеала истины невозможно адекватное использование понятия заблуждения, так как исчезает суть понимания процесса познания. Знание, если оно формализуемо и рационализуемо, можно оценить посредством понятий истины и заблуждения;

в процессе развития научного познания меняются формы проявления заблуждений, в том числе на пути приложения представлений, принимаемых за истину, как в сфере уточнения, так и расширения знаний. Подобное движение заблуждения «в глубину» и «в ширину» возможно как по одному из направлений, так и в их совокупности. Абсолютное заблуждение невозможно;

— заблуждение в научном познании выявляется и преодолевается в результате комплексной проверки как внеэмпирическими критериями научности знания, так и практикой (научным экспериментом, прежде всего). Однако вследствие ограниченности практики не всегда есть возможность решения проблемы существования заблуждения в науке.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в качестве методологической основы при разработке принципов дальнейшего исследования феноменов истины и заблуждения в науке. Содержание работы может быть использовано в процессе преподавания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Историко-философская составляющая может стать основой учебных курсов по истории науки.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в четырех научных публикациях автора. Результаты исследований были представлены в сообщениях на ежегодных итоговых научных конференциях в Педагогическом институте СГУ им. Н. Г. Чернышевского (1999, 2000, 2001) и на научно-теоретической конференции «Современная философия: возможности обоснования» (Саратов, 2000), организованной по инициативе Поволжского регионального отделения Российского Философского общества.

Структура работы определена логикой решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Философское понятие заблуждения. Виды и формы заблуждений

Все проблемы гносеологии касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации. Категории, которыми оперирует гносеология при описании различных познавательных явлений («практика», «субъект», «объект», «чувственное», «рациональное» и т. п.), объединены между собой посредством категории «истина», с которой они так или иначе соотносятся. Однако, «...истина,-как отмечал немецкий философ Г. Гегель, - не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман»1. У этой монеты есть аверс - собственно истина и реверс - заблуждение. Заблуждения представляют собой трудности в познании.

Процесс познания предстает со страниц книг зачастую как «торжественное бесповоротное шествие к... истине без проблем и противоречий, в ходе, которого происходит прирост все новых и новых истин, дополняющих друг друга»2 . Но такая картина развертывания знания по существу отражает не имманентный процесс его развития, а лишь узловые этапы, арифметическую сумму достигнутых знаний, перечисляемых хронологически. Реальный познавательный процесс не свободен от заблуждений, имеющих место в познавательном процессе. Без исследования связи познания с заблуждением не является достаточно полным и само понимание истины.

Необходимо отметить, что несмотря на изменения в понимании истины (фал-либилизм и правдоподобие К. Поппера, плюрализм истин П. Фейерабенда, ис тина как анахронизм А. Назаретяна), последняя сохраняет статус высшей цели науки. Мы согласны с утверждением К. Зуева, который считает, что истина, \ очевидно, относится к тем фундаментальным понятиям, раздумывать над смыс-I лом которых человеку суждено до тех пор, пока он таковым остается, во всяком случае он обладает разумом и формирует для себя те или иные мировоззренче ские, познавательные, нравственные принципы и установки. Другое дело, что этот смысл как и смысл многих других ключевых понятий, обновляется, трансформируется по мере развития знания и накопления социального опыта, сохраняя при этом существенно важные элементы своего прежнего содержания»1. С. И. Трунев, исследовавший понятие научной истины, указывает, что «семан-тико-модельный, эволюционный с опосредованным характером взаимодействия субъекта объекта познания вариант концепции истины не исчерпал своих возможностей и, в принципе, остается наиболее значимым для области теоретиче-ского естествознания»2.

Истина остается характеристикой объективного в знании. «Так объективность знания под углом зрения его согласования с реальностью оказывается обобщенным выражением множества таких показателей истины, как доказуемость, фаль-сифицируемость (т. е. установление ложности положения, альтернативного истинному), когерентность (согласованность высказываний системы или систем знания, включая отношение истинной теории к исследуемой), проективность (как способность истинного знания к прогрессивному сдвигу проблем, расширению базисной теории), конструктивность (как показатель существования и способ утверждения идеальных объектов), инвариантность (как независимость от конкретной системы преобразований) и др»3. В зависимости от познавательных ситуаций объем этих показателей истины может меняться.

Без обоснования правомерности и необходимости применения понятия истины невозможно употребление понятия заблуждения и изучение связанных с ним феноменов.

Истина объективна, но творит ее субъективность, абсолютизация объективного или субъективного моментов в познании порождает заблуждения. Объективность истины означает, что ее содержание не зависит от субъекта. Но истина познается субъектом и выражается им. Субъектом могут выступать в познавательном плане индивиды, научные сообщества, социальные группы, человечество. В процессе познания объекта, субъект исключительно активен. В ходе изучения он выдвигает ряд догадок, гипотез, предположений. Такая активность необходима, поскольку некоторые суждения, отражая те или иные свойства объекта, все полнее раскрывают его сущность, накапливают знания о нем, достигая рано или поздно объективной истины.

Но в то же время в познавательной активности субъекта таится возможность возникновения заблуждений в связи с тем, что не все знания могут соответствовать действительности. Из того, что заблуждение свойственно познанию было бы неверным выводить мнение, что знание не содержит объективной истины, что познание представляет собой движение мысли от одного заблуждения к другому. В объективной истине наряду с относительной истиной содержится и истина абсолютная, имеющая непреходящее значение. И. В. Гете был прав, когда писал: «Я жалею людей, которые много носятся с преходящестью вещей и уходят в созерцание земной сущности. Ведь мы для того и существуем, чтобы сделать преходящее непреходящим, а это может быть осуществлено лишь тогда, когда мы можем ценить и то и другое»1. В познании всегда присутствуют объективные и субъективные факторы, к первым относятся наличный уровень знаний, практики, степень разработанности проблемы и т. п.; ко вторым - степень одаренности, компетентность, внимательность и т. п.

Представления о заблуждении в истории философии

Единство и противоречие истины и заблуждения есть то, что определяет бытие и смысл деятельности познающего субъекта. Онтологический статус заблуждения, с одной стороны, обусловливает различный подход к исследованию заблуждений, а с другой - позволяет объединить разные гносеологические концепции на основе их обращения к феномену неверного отражения действительности, принимаемого за истинное.

Анализ проблемы заблуждений изначально принадлежал философии, следовательно необходимо обратить взгляд на историю исследований и анализа заблуждений. Попытки решения проблемы достижения истины, выявления и преодоления заблуждения можно обнаружить на протяжении всех этапов развития науки. В древнейшей философии эта проблема обсуждалась в связи с выявлением наличия у человека абстрактного мышления, возникновением зачатков логики, появлением и осознанием понятия истины и в связи с этим осмыслением ее противоположности - заблуждения, а также выяснением различия мнения и знания. Так, видный представитель даосизма Чжуан-цзы (ок. 369-286 гг. до н. э.) говорил: «Истина существует лишь постольку, поскольку существует ложь, а ложь существует лишь постольку, поскольку существует истина Утверждение есть в то же время отрицание, отрицание есть в то же время утверждение. Отрицание заключает в себе истину и ложь, утверждение также заключает в себе ложь и истину»1. Следует отметить, что в истории философии понятие ложного совпадает нередко с понятием заблуждение. Следовательно, хотя и в форме противополагания как чего-то внешнего друг другу, Чжуан-цзы утверждает мысль о связи истины и заблуждения, существующей в форме противополагания как чему-то внешнему.

В классической теории познания существует большое и принципиальное разделение на психологистов и антипсихологистов. Все философы различали причинное объяснение тех или иных феноменов сознания и их нормативное оправдание. Для психологистов норма, обеспечивающая связь познания с реальностью коренится в самом эмпирически данном сознании. Антипсихологисты ищут источник нормы нормы познания в другой области. Нормы, обеспечивающие связь познания с реальностью, говорят не о сущем, а о должном, не могут быть просто фактами индивидуального эмпирического сознания. Ведь эти нормы имеют всеобщий, обязательный и необходимый характер, они не могут быть потому получены путем простого индуктивного обобщения чего бы то ни было, в том числе и работы эмпирического сознания и познания1.

Из факта расхождения показаний органов чувств и выводов разума некоторые философы заключали, что в заблуждениях виноваты органы чувств. Эту идею развивал Платон. Он в диалоге «Федон» излагает устами Сократа следующую кон-цепцию: «виноваты» в заблуждениях органы чувств и влечения тела «Ведь, принимаясь исследовать чтобы то ни было совместно с телом, она (душа - А. К.) всякий раз обманывается - но вне тела»2. Поскольку тело обманывает душу и вводит в заблуждение, то по Сократу, не оно, а размышление - путь уяснения предметов бытия. Следует отдаваться чистой мысли, стремясь постичь каждую отдельную чистую сущность в ней самой отрешаясь при этом возможно более от зрения, слуха, от посредства тела вообще, как возмущающего душу и не позволяющего ей достигать истины и мудрости во всех случаях, когда она приходит с ними в соприкосновение. Итак, - делает вывод Сократ, отсюда для нас очевидно, что если мы желаем что-нибудь настоящим образом знать, то нам необходимо отрешиться от тела и одной только душой созерцать сущность вещей, ведь «лучше всего мыслит она, конечно, когда... стремиться к ...бытию, прекратив и пресекпш насколько это возможно общение с телом» .

В знаменитой притче о пещере Платон поднимает вопрос об укорененности заблуждений в повседневной жизни, что постижение истины может разрушить привычный образ мира. Освобожденный человек, считая ранее виденные и привычные тени более истинными, чем вещи, ошибается в оценке их истинности. Еще более странными, кажутся человеку, вышедшему из пещеры, сущности вещей. «И он подумает будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь»1. Притча заканчивается спуском освобожденного обратно в пещеру, к тем кто там еще закован. Освобожденный должен теперь их тоже увести от их заблуждения и привести к истине. Но освободитель чувствует себя в пещере уже не на своем месте. Ему грозит погибнуть под властью господствующих там представлений, т. е. притязания той пещерной действительности на свою единственность. Концепция Платона предусматривает постижение абсолютной истины как идеальной сущности.

С иных позиций давал ответ о причинах заблуждений Аристотель. Он подчеркивал значение изучения того, «что такое заблуждение: ведь оно еще более свойственно живым существам, и душа немало времени проводит в ошибках»2. По Аристотелю ощущения являются достоверными, хотя он допускает, что в исключительных случаях возможны обманы органов чувств (например, у больных людей), но как правило, чувства не обманывают. Ведь если предположить, что все наше знание в конечном счете основывается на ощущениях, а ощущениям не свойственна истина, то тогда истина, как соответствие материальных и идеальных образов вообще была бы невозможна. Философ подчеркивает, что без восприятия нет представления, а без представления нет мышления. «Заблуждение объясняется не ощущениями, а воображением и особенно неадекватными связями содержания восприятия разумом»3. Воспринимается всегда лишь отдельный предмет или явление, поэтому знание восприятия всегда отдельное и случайное, оно не является научным знанием, а лишь его предпосылкой. Переходным моментом от восприятия к мышлению является наблюдение.

Специфика заблуждений в науке

В своем осознании мира и самого себя человечество шло и продолжает идти через лабиринт заблуждений, обусловленных ограниченностью исторической практики и соответствующей этому относительностью (неполнотой, ограниченностью) знаний об окружающей его действительности. Заблуждения составляют важный момент развивающегося знания, который дает возможность лучше понять познание.

Какими бы достоверными ни были методические принципы, указывающие дорогу к истине, познание нового можно уподобить пути, ведущему в ней естное. На этом пути ученый не снабжен однозначными ориентирами. Как правило, теоретические представления, на которые он опирается показывают ему на один из нескольких возможных, а иногда и просто равновероятных способов исследования, в силу чего ученому всегда предстоит решать задачу выбора, ! который не всегда может быть верен, может привести к истине или к ; заблуждению. Однако, «заблуждения на пути движения знания были не ирра-циональным началом в познании, отвращающим от истины, а наоборот, необходимой ступенькой, спираясь на которую наука приближалась к истине» .

На процесс познания влияют объективные и субъективные факторы, первые совершенно независимы от познающего субъекта и могут привести исследователя к неверным выводам при изучении тех или иных объектов. Возникающие в познании заблуждения объективно могут быть результатом ограниченности знания и практики в каждый конкретный исторический момент. В этом смысле показателен пример геоцентризма. Астрономы древности на основании наблюдений небесных тел могли придти к заключению о гелиоцентрическом строении мира, однако, именно из-за ограниченности знаний был сделан противоположный вывод: Земля на несколько столетий стала центром мира

Критикуя в работе «Альмагест» идею гелиоцентризма, Птолемей указывает, что она обладает «большой простотой» и что с астрономической точки зрения ей «ничто не мешает». То есть в формальном отношении гелиоцентрическая система признавалась Птолемеем вполне удовлетворительной. Главное возражение сводилось к содержательным физическим аргументам, которые вполне соответствовали возможностям науки того времени, а «уровень науки каждого исторического периода ... отражает достижения практики этого периода»2. «Если бы Земля, - писал Птолемей, - имела движение, общее со всеми другими тяжелыми телами, то, очевидно, вследствие своей массы она опередила бы эти тела, оставила бы всех животных, а равно и прочие тяжелые тела без всякой поддержки в воздухе, а наконец скоро и сама выпала бы из неба. Таковы последствия, к которым мы пришли: нелепее и смешнее нельзя себе вообразить» . В этом рассуждении содержится мысль, что движение Земли должно вызвать не связанные со взаимодействием тел ускорения. Чтобы отвергнуть это возражение, необходимо было доказать, что движение Земли не изменяет происходящих на ней процессов. А это можно было сделать лишь оперируя понятием инерции. Факты, противоречащие геоцентризму, астрономы пытались согласовать с наличной системой астрономических знаний. Окончательно это сделал Птолемей, объяснивший реально наблюдаемое, «петлеобразное» движение планет по небосводу теорией эпициклов и эквантов, которая математически точно описывала траекторию движения любой планеты. Явление было приведено в соответствие с мыслимой сущностью не совсем точно (хотя и удовлетворяло многие поколения астрономов). Дело в том, что для описания движения планеты необходимо было постоянно изменять количество эпициклов, что делало сложными вычисления. К тому же получалось, что планеты вовсе не двигаются по эпициклам, а последние просто являются приемом описания реального движения. Как это ни парадоксально во времена Птолемея (и еще много веков спустя) черты формального объяснения фактов были присущи гелиоцентрической системе (объективно истинной), в то время как геоцентрическая (заблуждение) обладала всеми признаками содержательного их объяснения.

Н. Коперник изменил принцип объяснения планетного движения: Земля стала рядовой планетой а позиция земного наблюдателя уступила место некоторому «космическому взгляду» со стороны. Формой, верного содержания теории гелиоцентризма, оказались упрощение и точность математических расчетов. Именно поэтому коперниканство не воспринималось как антицерковная доктрина, но принималась как более точная схема вычислений. Поэтому глава инквизиции кардинал Беллярмин и пытался использовать гелиоцентризм как аргумент против последователей Н. Коперника. «... Действительно, если говорят, что предположение о движении Земли и неподвижности Солнца лучше объясняет наблюдаемые явления, чем гипотеза эпициклов и эксцентров, то это -прекрасное утверждение и оно не заключает в себе никакой опасности. Его вполне достаточно для математики»1. Содержательное обоснование теория Коперника получила после разработки научного понятия инерции Г. Галилеем и И.Ньютоном. При анализе существования заблуждений в познании и их диалектической взаимосвязи с истиной, возникает вопрос об их роли в познании. Отрицательная, негативная сторона заблуждений хорошо известна, но мы разделяем ту точку зрения, которая признает существование позитивных функций заблуждений. Так, несмотря на то, что теория геоцентризма была заблуждением, она несла в себе элементы положительного знания.

Заблуждение и альтернативное знание

Познание человека об окружающем его мире многогранно, многоаспектно. Оно включает в себя не только научное познание, но и альтернативные формы познания.

В структуре знания присутствуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности разного рода, религиозные и магические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки., не поддающиеся вербализации и рефлексии, социально-психические стереотипы, интересы и потребности; большое число противоречий и парадоксов; следы личных симпатий и антипатий, привычек, ошибок, небрежностей заведомого обмана. Приоритет в производстве знаний принадлежит науке. Само знание, как уже отмечалось, таит в себе возможность возникновения заблуждений. Нас интересует, прежде всего, как функционирует заблуждение в альтернативном знании, как здесь проявляют себя ложь (в том числе обман), дезинформация, ошибки, а также какое отношение к этому имеют такие феномены познания как лженаука (псевдонаука) и альтернативное околонаучное знание - паранаука.

Наука как сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении и т, д. Она занимает особое место в истории Нового и Новейшего времени. Хотя историю науки можно выводить из глубокой древности именно с XVI века наука превращается в самостоятельный вид общественной деятельности и отделяется не только от непосредственной материальной деятельности, но и от других видов интеллектуального труда (религии, искусства и др.). Возникновение нового вида интеллектуальной деятельности, в котором нуждается производство, потребовало перехода от дилетантизма к профессионализму. Создается особая социальная группа - ученые. Наука, в своей истории, не всегда успешно на пути к истине, были и взлеты и падения, да и само значение науки оценивалось в разное время по-разному. А. С. Кравец выделяет 4 этапа качественно отличающихся социальной зрелости науки: 1) от XVI до XVIII века. Это время молодости науки, ювенильная фаза в ее развитии, которой соответствует «романтическая» идеология, основанная Ф. Бэконом и его последователями; 2) охватывает XIX век и может называться классическим; 3) постклассический - примерно с начала Первой мировой войны до окончания Второй мировой войны; 4) с окончания Второй мировой войны до современности1. В результате естественнонаучных открытий (особенно в XIX веке) именно наука стала восприниматься как носитель истины, последней инстанцией, образом беспристрастности и объективности, как абсолютный непререкаемый авторитет. В период с XVI века до окончания Второй мировой войны сложился сциентизм - положительное отношение к науке, с верой в ее могущество и неоспоримое превосходство перед другими формами духовной деятельности. При этом за эталон принимались точные науки, нередко противопоставляемые гуманитарным наукам. Доминантной чертой науки было изображение ее как двигателя общественного прогресса. Однако, во второй половине XIX века вследствие успехов науки в создании оружия массового уничтожения, в результате научно-технической революции и загрязнения окружающей среды благостное отношение к науке сменилось негативным2. Ее объявляли вредоносной, а в обществе сложилось отрицательное отношение к науке - антисциентизм, который видит в ней «принципиально ограниченную форму культуры, а в некоторых крайних вариантах - и силу, враждебную гуманистической сущности человека»3. Социум приобрел огромное влияние на науку. Но в социально обусловленной динамике производства научного знания оказываются в наличии объективные результаты, независимые от социального контекста их получения и признания. Процесс отбора научных утверждений, процесс их социализации безусловно сложен и малоас-пектен. Но в конечном счете, - отмечает Л. Б. Баженов, - итог все-таки определяется не социальными факторами, а соответствием объективной реальности"4. Сместилась сфера исследовательских интересов методологии. «Современная методология исходит из того, что реальная наука постоянно движется, изменяется, перестраивается и методология, целью которой является формулировка критериев научного метода, вынуждена считаться с тем, что критерии эти должны прилагаться к изменяющемуся знанию, т. е. к знанию вечно незавершенному, вечно нарушающему в своей динамике сложившиеся каноны научной рациональности»1. В этой вечной незавершенности знания методология обратилась к формам и способам познавательной деятельности, которые прежде квалифицировались как «пограничные», спорные, а то и просто расположенные по ту сторону традиционно принятых границ науки. В сфере методологических интересов оказывается магия, астрология, парапсихология, уфология, комплекс «народных наук» (народная синоптика, народная агрикультура и др.). Итогом стало то, что науку не стали отделять от иных форм познавательного освоения действительности. Эту позицию озвучил П. Фейерабенд. Для него наука - это «наиболее современный, наиболее агрессивный и наиболее догматический религиозный институт». По характеру своего содержания наука ничем не отличается от мифа, колдовства, магии. П. Фейерабенд протестует против того, что он называет «шовинизмом науки», понимая под ним непримиримость и нетерпимость науки к ненаучным построениям в сфере науки2. Суть позиции П. Фейерабенда в том, что нельзя найти ни одного методологического предписания (нормы, правила, требования), которое бы никогда в истории науки не нарушалось и притом не нарушалось успешно. Да, правила, нормы нарушались, но в изменяющихся условиях развития знания и практики. Вместе с этим сохраняются критерии позволяющие однозначно по четким гносеологическим основаниям идентифицировать научно-познавательную деятельность в ее отличии от псевдонауки и ненауки. Критерии научности знания следующие: объективность, рациональность, системность, проверяемость. Теоретически аппелировать к различным формам познава-тельной деятельности возможно, но практически это означает, что «методология, призванная нормировать научную практику, оказывается вне реальной практики науки»3. На наш взгляд обращение к безграничной сфере иных, ненаучных форм познавательной деятельности, методом от противного доказывает особый статус науки в производстве новых знаний.

Похожие диссертации на Заблуждение