Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Демократический процесс на Тайване: Опыт, проблемы, перспективы Пань Бин Хун

Демократический процесс на Тайване: Опыт, проблемы, перспективы
<
Демократический процесс на Тайване: Опыт, проблемы, перспективы Демократический процесс на Тайване: Опыт, проблемы, перспективы Демократический процесс на Тайване: Опыт, проблемы, перспективы Демократический процесс на Тайване: Опыт, проблемы, перспективы Демократический процесс на Тайване: Опыт, проблемы, перспективы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пань Бин Хун. Демократический процесс на Тайване: Опыт, проблемы, перспективы : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Владивосток, 2002.- 279 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-23/176-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Исторические корни и идейно-теоретическая основа исследования демократического процесса в Китае с.23

1. Развитие демократической мысли в трудах древних китайских ученых и политиков с.23

2.Вопросы о свободе, демократии и правах человека в китайской политико правовой мысли XIX - XX вв с.35

3.Современное тайваньское политико-философское мышление - новое конфуцианство о демократии с.63

Глава II. Начало демократических преобразований на Тайване с.83

1 . Предпосылки и факторы перехода Тайваня к демократии с.83

2.Становление государственной власти и стабилизация жизни тайваньского общества с.88

3.Тайваньская политическая трансформация и возникновение оппозиционного движения с. 101

4. Формирование политических партий с.109

Глава III. Развитие демократических реформ на Тайване с.130

1 Демократизация политической системы - важнейшее направление «тихой революции» с. 130

2. Конституционная реформа на Тайване с. 142

3. Права человека и развитие демократии в современном Тайване с. 167

Глава IV. Углубление демократических преобразований на Тайване и решение общенациональных проблем с. 180

1. Всеобщие выборы 2000 г. и окончание эпохи правления Гоминьдана с. 180

2. Дальнейшая демократизация тайваньского общества и решение общенациональных проблем с. 197

3 Тайвань и проблемы объединения китайской нации с.208

Заключение с.253

Список источников и литературы с.267

Приложения с.273

Развитие демократической мысли в трудах древних китайских ученых и политиков

Процесс стремительных преобразований обнаруживает в новом облике Тайваня многочисленные стойкие следы социального прошлого -культурные традиции, в том числе и в политической сфере.

Географическое положение, специфические исторические особенности развития Китая, определили уникальные черты китайской культуры, в том числе политической культуры.

Поскольку общинный уклад как на уровне малых (семья), так и на уровне больших (деревня) групп сохранялся в Китае на протяжении нескольких тысячелетий, китайское государство строило взаимоотношения не с отдельными людьми, а только с коллективами. Индивид не имел автономии, он находился в замкнутом кругу коллективных взаимоотношений: коллективный труд на общественных работах, коллективные обязанности и коллективная ответственность, коллективная зависимость и коллективная бесправность перед властями обусловливали ограниченность представлений о равенстве, тем более правах человека.

Кроме того, многовековая практика специфических внешних контактов Китая с другими государствами предопределила сложности проникновения в китайское общество, адаптацию в нем и неприятие им западного опыта. «С эпохи Хань и вплоть до второй половины XIX века китайское общество пользовалось одной, неизменной в своих главных чертах доктриной внешних сношений, в основе которой лежал принцип разделения мира на две абсолютно разные по своим качествам части: Китай и все остальные. «Все остальные», где они не были и кем бы они не являлись, считались «варварами» . Традиционная китайская философия, объектами исследования которой являлись человек, его место и роль в природе, обществе, государстве, переживала свой золотой век в VI - III веках до н. э. Несмотря на то, что за этот период она обогатилась огромным объемом знаний и теоретических открытий, для создания императорской системы и сменивших ее государственных структур была использована лишь незначительная часть разработанных идей и концепций. Это была эпоха междоусобной и внутригосударственной борьбы царств, существовавших на территории Китая. Их политическая элита в борьбе за власть пришла к пониманию необходимости поиска идеальной модели управления государством, разновидности которых пропагандировались странствовавшими интеллектуалами, так называемыми «ши» (книжниками).

На становление и развитие политической культуры Китая наибольшее влияние оказали школы конфуцианства и легизма.

Этико-политическое учение Конфуция, направленность которого заключалась в совершенствовании нравственной природы человека и помощи советами правителю по вопросам управления государством и подданными, идеализировало прошлое и возводило культ древности в прообраз идеального будущего. Человек, соблюдавший «жэнь» (человеколюбие) и «ли» (нормы поведения) и строго следующий выполнению «и» (долг), становится «цзюнь цзы» (благородный человек), который представляет собой главный объект внимания в откровениях Учителя . На другом полюсе китайского общества оставался «сяо жэнь» (ничтожный человек), которому отводилась роль создателя материальных благ для всех сословий китайского общества посредством тяжелого физического труда. Если «благородный человек», наделявшийся всеми лучшими качествами, выполнял долг, заботясь о совершенстве морали и добродетели, справедливости и честности, то «ничтожный человек», воплощавший все отрицательное, заботился лишь о себе, об удовлетворении своих потребностей. Подобная расстановка, да еще закрепленная почитанием старших, являлась гарантом политической стабильности общества. Такой человек не позволит себе претендовать на другое место в обществе, кроме того, которое он занимает по своему социальному положению и возрасту. Он не станет должен завидовать и стремиться поставить себя выше других, не проявит неуважение к старшим, будет свято чтить своих предков и неукоснительно соблюдать установленные ими порядки в семье и государстве. Конфуцианство оказало настолько огромное влияние на умы людей, что стало основой для развития философской, этической и политической мысли в последующих поколениях не только в Китае, но и в странах распространения конфуцианства. «За двухтысячелетний период развития конфуцианства - от Конфуция до Ван Янмина - в нем были выдвинуты и разработаны практически все возможные решения проблемы соотношения человеческой природы, добра и зла. Этот факт реального исчерпания комбинаторно возможных ответов на поставленный таким образом философский вопрос свидетельствует прежде всего о том, что внутри традиционной китайской философии шел процесс постоянного развития в специфической форме перебора всех допустимых решений тех или иных выдвинутых в древности проблем, а также перебора их всевозможных взаимных комбинаций»1.

Наряду с Конфуцием одной из центральных фигур в истории философской и политической мысли в Китае является Мо Цзы (Мо до, V в. до н.э.). Идеи и философская школа Мо цзы сыграли выдающуюся роль в идеологической борьбе V - III веков до н.э. и в развитии демократических традиций. «Моизм возник как этико-политическое учение, отражавшее требования низовых слоев общества. Им противостояло уже достаточно мощное и развитое в то время государство наследственной рабовладельческой аристократии. Чтобы более успешно бороться за претворение в жизнь своих принципов, монеты создали организацию со строгой иерархией и железной дисциплиной»1.

Эклектическое и противоречивое мировоззрение ранних моистов сочетало мистико-мифологическое восприятие природы и материалистический взгляд на слабость важного элемента конфуцианского учения о предопределенности судьбы и на роль преобразующей деятельности человека. По поводу фатальной веры в судьбу Конфуций утверждал следующее: «Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем» .

«Благородный муж испытывает страх перед тремя [вещами]: перед небесной судьбой, перед великими людьми и перед словами мудреца. Мелкие люди не знают небесной судьбы и не боятся ее, неучтиво обращаются с великими людьми и презрительно относятся к словам мудреца»3.

В отличие от Конфуция Мо цзы считал человека хозяином своей судьбы: «Почитать судьбу не имеет смысла. Если пренебрегать судьбой, то беды не будет»4.Мо цзы указывал на противоречие в учении Конфуция, который, утверждая независимость от судьбы, призывал овладевать знаниями. «Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба - все равно, что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку» . Предопределенности судьбы Мо цзы противопоставлял трудовую активность человека как фактор, определяющий направление развития судьбы. «Кто опирается на усилия [в труде], тот живет, а кто не опирается на усилия в труде, тот не живет»6.»Если крестьяне ослабят усердие в работе, то они будут бедны. А бедность - это корень беспорядков в управлении» . Несмотря на смелую критику взгляда Конфуция на судьбу и понимание созидающей роли труда Мо цзы проявлял наивность, полагая, что если доказать отсутствие предопределенности в судьбе человека, правители и бюрократы откажутся от паразитического образа жизни: «... будут рано вставать и поздно уходить на отдых, занимаясь разбором судебных дел, жалоб, управляя страной, не осмеливаясь лениться, ...будут прилагать усердие в развитии промыслов, в освоении гор, рек, пустующих земель»1.

В основе системы взглядов школ Мо цзы лежит этика. Согласно учению об источниковой морали, «мудрые люди», «совершенномудрые» правители являются авторами нравственных норм и правил. Однако, по мнению Мо Цзы: «В поднебесной много правителей, но добродетельных среди них мало. Если считать всех правителей образцом [для подражания], то это значит недобродетель считать образцом, но недобродетель нельзя считать образцом»2.

Предпосылки и факторы перехода Тайваня к демократии

Исследования социально-экономической и политической жизни Тайваня второй половины XX века, а также анализ историко-культурных и идейно-теоретических корней демократических преобразований в Китае, сделанный выше, позволяет выделить четыре группы предпосылок перехода Тайваня к демократии:

1. Социально-экономические предпосылки. К социально-экономическим предпосылкам, условиям демократии обычно относят высокий уровень индустриализации и урбанизации, степени грамотности и благосостояния, достаточное развитие средств массовой информации и наличие развитого среднего класса.

В период своего правления, особенно в 70 - 80-е годы, Гоминьдан инициировал быстрое развитие частной собственности и частного предпринимательства, пошел по пути приватизации и поддержки собственников, хотя государственное регулирование и государственная собственность продолжали играть решающую роль в экономической жизни. Быстрый промышленный рост, успешное развитие хозяйства, значительное расширение сферы услуг вели к постоянному увеличению ВНП (примерно на 10% в год) и к значительному росту среднедушевого ВНП - с 186$ в 1952 до 1,193$ в 1977 г. За короткий срок Тайвань поднялся на уровень наиболее быстро развивающихся азиатских стран, был причислен к новым индустриальным странам и назван «четвертым драконом» наряду с Южной Кореей, Гонконгом и Сингапуром. К 80-м годам XX века на Тайване сложились определенные экономические предпосылки для демократизации политического режима.

В послевоенном социально-экономическом развитии Тайваня есть много общего с Южной Кореей, он так же был привержен восточно-азиатской модели рыночной модернизации, и в начале 80-х гг. начал совершать переход от «экономического чуда» к формированию «чуда политического», т.е. к политической трансформации - в направлении к демократии, что следует считать явлением закономерным: постепенная демократизация общественной жизни следовала за экономическим прогрессом страны.

Рост материального благосостояния1 привел к появлению такого распространенного в развитых индустриальных странах социального феномена, как «средний класс». К началу 90-х годов тайваньский «средний класс» составлял уже около 3А всего населения, существовало большое количество мелких и средних предприятий. Можно утверждать, что в последние десятилетия на Тайване идет взаимообусловленный и взаимосвязанный процесс: с одной стороны, развитие экономики положительно влияет на расширение демократии на острове, с другой -происходит позитивное воздействие процессов демократизации на экономическую ситуацию2.

2. Культурные предпосылки. Принято считать, что демократия на Тайване явилась продуктом не антагонистической борьбы между народом и правящей элитой, а результатом возрожденной гармонии между ними, свойственной китайской традиционной политической культуре, лежащей на трех народных принципах, завещанных Сунь Ятсеном.

Сторонники «культурного подхода» утверждают, что политическая стабильность существует только тогда, когда политическая культура общества соответствует политической структуре режима. Идеология Гоминьдана на Тайване с самого начала оправдывала существование установленного режима тем, что он легитимирован «сверху» и освящен китайской традицией.

Изменения в политической культуре могут произойти в результате как постепенного, эволюционного, бескризисного развития, так и как следствие слияния старых ориентации и ролей с новыми.

На Тайване, начиная с середины 80-х годов наблюдалось возрастание продемократических настроений с одновременным отказом от патерналистских, коллективистских и нелиберальных норм жизни, с которыми ранее ассоциировалась азиатская политическая культура. По мнению X. Фу и Ю. Чу, которые исследовали политическую культуру на Тайване начиная с 1984 г., уже к этому времени его граждане поддерживали политическое равенство. Эволюция политических ценностей явилась частью общих культурных изменений на Тайване, вызванных процессом модернизации и интеграции с Западом.

3. К субъективным факторам перехода Тайваня к демократии следует отнести действия правящей элиты. Нельзя не согласиться с мнением многих тайваньских и зарубежных аналитиков, которые утверждают, что перемены в составе правящей элиты находят свое отражение и в политических приоритетах, в действиях власти, что подтверждается реалиями тайваньской политической жизни. Если Цзян Цзинго и другие первые руководители были всего лишь либерализаторами, то Ли Дэнхуэй и особенно Чэнь Шуйбянь - демократизаторами, сторонниками политических реформ.

Важную роль в становлении демократии на Тайване сыграл Ли Дэнхуэй. Тайванец по происхождению, он сумел консолидировать общество, опираясь на поддержку народных массах (тайваньцев), продолжил политические реформы в соответствии со стремлением тайваньского народа к свободе и самоуправлению.

Общеизвестно, что кардинальные перемены в обществе, приводящие к политической трансформации системы, неизменно сопровождаются борьбой за власть внутри правящей элиты. Лидеры стремятся окружить себя единомышленниками и пытаются объяснить кадровые изменения и приход своей команды на ключевые посты в элите сменой приоритетов в политике и критикуя своих предшественников за допущенные ошибки, нерешительность в достижении поставленных целей и т.д. К примеру, кадровые перестановки при Ли Дэнхуэе проводились под лозунгом гласности и «очищения высших эшелонов власти от коррупции», необходимости приспособления существующей системы к изменяющимся требованиям общества.

В теории СП. Хатингтона демократизация политической системы может происходить следующими путями: 1) трансформация (которая начинается как реформы «сверху»;, 2) замены (начинается под давлением «снизу») и 3) трансрасстановки (замены режима вследствие кооптации между правящей элитой и оппозицией).

Трансформация представляет собой процесс, который начинается «сверху» правящей элитой в условиях отсутствия оппозиции, которая, (как, например, на Тайване) не представляла собой никакой угрозы для правящего режима. Транзит к демократии на Тайване осуществлялся как трансформация, при которой на первом месте находилось стремление элиты каким-то образом реформировать существующую систему. Цзян Цзинго был уверен в легитимности своих действий и незыблемости своего положения, что давало ему возможность менять свои стратегические и тактические задачи. Действия Цзян Цзинго, как утверждает тайваньский политолог Хсу Джинг Фэн Джуп, по сути своей были продемократическими.

Постепенные изменения в политическом режиме Тайваня начались в 80-е годы, после ослабления конфронтации с КНР и общего улучшения международного климата. Некоторые моменты демократизирующего характера проявились в отношениях между ГМД и ДПП и в период избирательных кампаний. Во-первых, большим событием в жизни региона было появление на политической арене реальной оппозиции Гоминьдану в лице Демократической прогрессивной партии - «Миньцзиньдана» (ДПП), образованной 28 сентября 1986 г. усилиями тайваньских беспартийных политиков. Во-вторых, многопартийная система на Тайване стала функционировать формально с 1987 г., когда был отменен Указ о чрезвычайном положении 1950 г. В-третъих, состоявшиеся 23 марта 1996 г. президентские выборы представляют собой часть длительного процесса демократизации на Тайване. В-четвертых, в декабре 1996 года после первых прямых президентских выборов правительство Тайваня провело Общенациональную конференцию по развитию для обсуждения трех основных вопросов конституционной системы: правления и политики на многопартийной основе, отношений с КНР и экономического развития. В-пятых, результатом состоявшихся 16 марта 2000 г. президентских выборов впервые за более чем полувековое существование Тайваня победил кандидат оппозиционной ДПП.

Конституционная реформа на Тайване

Развитие демократического процесса на Тайване проходило на фоне важных изменений в конституционном законодательстве. Здесь, как известно, многие годы действовала конституция, принятая Национальным собранием Китайской Республики еще на континенте 25 декабря 1946 г. и официально вошедшая в силу ровно через год (поэтому она обычно именуется Конституцией 1947 г.). Эта конституция была построена по суньятсеновской схеме, предусматривавшей четыре вида политической власти народа (выборы, отзывы, инициатива, референдум) и разделение пяти властей на правительственном уровне (законодательной, исполнительной, судебной, контрольной и экзаменационной), каждая из которых осуществляется отраслевым юанем (палатой). Провозглашалось, что народ осуществляет свою власть через избираемое им Национальное собрание. Главой государства и представителем страны в отношениях с иностранными государствами является президент, он же и главнокомандующий сухопутными, морскими и воздушными силами. Схема Сунь Ятсена предусматривала также разделение функций центрального и местных правительств, участие народа в формировании представительных и исполнительных органов на местах.

Сама по себе Конституция 1947 года не относилась к актам чрезвычайного характера, хотя и была принята в условиях гражданской войны. Практически она никогда не действовала на территории всей страны, и сколько-нибудь реальное значение в то время имела лишь для организации аппарата власти в верхних ее эшелонах. Во всяком случае, костяк режима формировался на основе ее положений. Временные ее положения 1948 г. предоставили президенту чрезвычайные полномочия на период, который он сам определял. При этом предоставление таких полномочий уже связывалось процедурами, предусмотренными конституцией. Президент и вице-президент не ограничивались предусмотренными конституцией сроками занятия постов. Тогдашнего руководителя режима Чан Кайши Конституция 1947 г. фактически наделяла пожизненными диктаторскими полномичиями.

Начало конституционным переменам на Тайване было положено отменой в 1987 г. Указа о чрезвычайном положении 1950 г. с одновременным принятием Закона о национальной безопасности, в котором, в частности, содержались положения, отменяющие юрисдикцию военных трибуналов в отношении гражданских лиц; изымающие из ведения военных властей осмотр прибывающих на остров багажа и грузов, устанавливающих регулярную иммиграционную систему для въезда и выезда с территории Тайваня. Вместе с тем, Закон устанавливал, что осуществление конституционной свободы собраний и ассоциаций не должно ни нарушать конституцию, ни пропагандировать коммунизм или сепаратизм . В январе 1988 г. вошел в силу Закон о собраниях и демонстрациях, согласно которому собрания и демонстрации повсеместно разрешались, за исключением территорий и зданий канцелярии Президент, Исполнительного и Экзаменационного юаней, судебных учреждений, международных авиационных и морских портов, важнейших военных объектов. Выдача разрешений для демонстраций была предоставлена местным полицейским властям, которые такие разрешения обязаны выдать, если принятым законодательством не устанавливалось иное. Кроме того, местные полицейские власти были уполномочены определять места и способы проведения собраний или шествий1.

Важной вехой на пути конституционных и других законодательных реформ, как мы уже отмечали выше, была состоявшаяся 28 июня - 6 июля 1990 г. конференция по национальным проблемам, одной из ведущих тем которой была конституционная реформа. Эта конференция носила чисто совещательный характер, ее задачей было выявить весь спектр мнений относительно проводимых Гоминьданом политических реформ. Из 142 делегатов, представлявших различные политические течения, 93 высказались за внесение поправок в Конституцию 1947 г., а 32 - за принятие нового Основного закона. Дискутировались и способы изменения конституции. Большая группа делегатов высказалась за то, чтобы Законодательный юань представил предложения по изменению конституции Национальному собранию. Всего 15 делегатов высказались за то, чтобы президентом в порядке осуществления чрезвычайных полномочий был созван Конституционный конвент. Участниками конференции был достигнут полный консенсус по следующим вопросам конституционной реформы: во-первых, об отмене «Временных положений 1948 г.»; во-вторых, об отставке старейших парламентариев в национальном Собрании, Законодательном и Контрольном юанях до 31 декабря 1991 г.; в-третьих, о прямых выборах губернатора Тайваня и мэров Тайбэя и Гаосюна. Кроме того, большинство участников конференции высказалось за сохранение существующей политической системы, основанной на принципе разделения пяти властей, а также за выведение так называемых «общенациональных округов». при выборах в Национальное собрание и Законодательную палату, мандаты в которых распределялись между партиями в зависимости от их успеха на выборах1.

Важнейшим и трудным шагом по пути демократизации Тайваня должна была стать отмена «Временных правил ...» 1948 года. Однако и в политическом руководстве (в окружении президента, в парламенте и в обществе) оставалось много противников такого шага. Поэтому, как писал и Дэнхуэй, требовалось, чтобы Национальное собрание упразднило им же принятое «Временное положение», что было равносильно требованию к этим бессрочным депутатам «самим себе вырыть могилу». Дело представлялось совсем безнадежным и грозило сохранением авторитарного режима еще на какое-то время .

Как отмечают многие аналитики это был единственно правильный путь к решению проблемы, путь к демократии лежал именно через отмену «Временных правил», проведение перевыборов полного состава парламента, переизбрание депутатов Национального собрания и членов Законодательной палаты.

В этот трудный и судьбоносный момент для страны огромную волю и государственную мудрость" проявил президент Ли Дэнхуэй. Он лично обратился к каждому из шестисот с лишним депутатов Национального собрания с просьбой уйти в отставку: «Правительство обеспечит вас пенсией, пожалуйста, уходите на покой, - говорил я, - ради будущего страны убедительно прошу вас подумать». Ирония ситуации заключалась в том, что я обращался с просьбой о самороспуске к депутатам Национального собрания, к тем самым, что избрали меня президентом. Мне нелегко было это сделать»!3 Честные и искренние призывы Ли Дэнхуэя нашли положительный отклик у депутатов Национального собрания.

В апреле 1991 г. Национальное собрание большинством голосов отменило принятые им же в апреле 1948 г. «Временные правила ...», депутаты нового Национального собрания объявили о начале широкой конституционной реформы. Были внесены десятки поправок к Конституции 1947 г.

Как мы уже отмечали выше, важным шагом в конституционной реформе явилось постановление Совета Великих Судей Судебного юаня (тайваньский аналог Конституционного суда) от 21 июня 1991 г., согласно которому предписывалось старейшим членам выборных высших органов уйти в отставку до 31 декабря 1991 г. Это постановление касалось 768 человек (76% численного состава выборных органов)1. Новый порядок выборов, ориентированный на тайваньский регион, был предусмотрен в дополнительных статьях Конституции, принятых национальным собранием 22 апреля 1991 г. и промульгированных президентом 1 мая 1991 г. Ими было предусмотрено, что отныне депутаты национального собрания будут избираться от специальных муниципалитетов (т.е. от городов Тайбэя и Гаосюня), уездов и городов, от тайваньских аборигенов (три депутата), китайских граждан за границей (двадцать депутатских мест). Кроме того, 80 мест предназначаются для депутатов от общенационального округа, мандаты которых разделяются в зависимости от успеха соответствующих партий на выборах2. Выборы в Национальное собрание по новым квотам состоялись в декабре 1991 г. Всего было избрано 326 депутатов, три четверти которых были представителями ГМД. Дополнительные статьи установили также и новые формы избрания Законодательного юаня. Теперь по два депутата избираются от провинций и специальных муниципалитетов (с увеличением представительства в зависимости от численности населения). Два депутата -от аборигенов, шесть - от китайских граждан за границей, тридцать - от общенационального округа .

Тайвань и проблемы объединения китайской нации

Дальнейшая политическая модернизация Тайваня, укрепление его демократических институтов немыслима без улучшения отношений между обоими берегами Тайваньского пролива. Тайвань постоянно прилагает усилия для ослабления напряженности в проливе и выступает за принцип взаимовыгодного обмена и мирных переговоров между двумя сторонами. Активность Тайваня в налаживании нормальных мирных связей с КНР особенно возросла при президенте Ли Дэнхуэе. Во вступительной речи на Международной конференции «КНР после XV съезда партии» он предложил подход к проблеме Тайваньского пролива на основе принципа «три нет и три за». «Нет» следует сказать независимости Тайваня (поскольку Тайвань не нуждается в новом объявлении независимости, она уже существует почти девять десятилетий), объединению (если Тайвань будет объединяться с материком несмотря на то, что континентальный Китай пока не стал свободным, демократическим и процветающим обществом, то пострадает благосостояние и процветание народа Тайваня, и только наличие демократического правительства в Пекине может гарантировать соблюдение соответствующих договоренностей между Тайбэем и Пекином) и антагонизму, а это означает, что стороны не провоцируют друг друга, не создают намеренно враждебности, и тем самым не создают нестабильности. Вместо, этого в качестве принципов взаимоотношений в Тайваньском проливе выступают три «да» - миру, обменам и тому сценарию, при котором обе стороны получают выгоду от взаимных обменов. Обмены и диалог, которые начались в начале 90-х гг. заложили основу для двухсторонних отношениях. Только за 1992-1995 гг. состоялось 18 раундов - полуофициальных переговоров между Тайванем и материком, и было подписано четыре соглашения .

Для того чтобы повлиять на позицию руководства КНР в отношении Тайваня, Тайбэй предложил такие меры, как содействие реформам на материке в области сельского хозяйства через техническое сотрудничество, совместная выработка подходом к решению проблем финансового кризиса в Азии, установление информационных механизмов в военной области, использование тайваньского опыта в реформировании государственных предприятий на материке. «Тайвань, и материк, - заявил Ли Дэнхуэй, являются неразделимыми частями территории Китая, и все китайцы являются единокровными соотечественниками. В это время, когда все человечество стремится к миру и решению споров мирными путями, все китайцы должны работать вместе, чтобы найти мирные и демократические средства для достижения нашей общей цели национального объединения»1.

Тайбэй придерживается позиции «один Китай, две политические единицы». Согласно тайваньской конституции правительство Тайваня рассматривает себя как национальное правительство Китая, а правительство КНР как правительство континентального Китая. Однако такая позиция неприемлема для правительства континентального Китая, поэтому Тайвань применяет термин «политическая единица», который употребляется взамен слов «государство» или «правительство».

В _ заявлении Информационного бюро правительства Тайваня «Отношения между сторонами Тайваньского пролива: Рационализм и прагматизм должны возобладать» . Тайбэй определил свою позицию так: «Китайская Республика является суверенным государством с 1912 года. Разногласия сторон Тайваньского пролива касаются политической системы и образа жизни, и они не имеют ничего общего с этнической или культурной тождественностью. В силу различных исторических факторов за более чем 40 лет две стороны пролива создали две раздельные юрисдикции, хотя обе стороны остаются привержены идее окончательного национального воссоединения. Только если стороны откажутся от идеологических попыток пересмотреть историю, будут участвовать в искреннем диалоге и продемонстрируют взаимную толерантность и терпение, они смогут достичь решения проблемы воссоединения и работать на благо китайского народа».

Ли Дэнхуэй выдвинул идею «самоидентификации Тайваня». «Нам важно сегодня самоутвердиться в качестве независимого Тайваня», - заявил он. «Юрисдикция Тайваня ограничивается территорией, включающей остров Тайвань, архипелаг Пэнху и острова Цзиньмэнь и Мацзу, и не распространяется на материковый Китай. Несмотря на критику в своей адрес за политику в отношении материка, я убежден. Что первым нашим шагом должно быть самоутверждение и определение места Тайваня в международном сообществе. Без этого нам трудно строить свои отношения с материковым Китаем. Что касается единства Китая. То это дело будущего»1.

«Сегодняшняя ситуация в континентальном Китае, - писал ли Дэнхуэй, -убеждает меня, что «тайваньская модель» может стать образцом для всего Китая в будущем. 1 августа 1997 года я передал в ежедневную газету «Уоллстрит дэйли» статью под заглавием «Успешный пример Тайваня», где отмечал, что эталоном социально-экономического развития и политических реформ для-Китая может служить Тайвань».

«В последее время, - говорилось в статье, - со стороны материкового Китая и некоторых деятелей Запада раздаются голоса, порицающие Китайскую Республику за кампанию в защиту «независимости Тайваня», «двух Китаев», «одного Китая, одного Тайваня». Это абсолютно не соответствует действительности. То, что мы сделели на тайване, так- это сохранили кусок земли, где царят свобода и мир и где нет коммунистического господства. Мы добились развитой экономики, претворяем в жизнь идеи демократии и надеемся стать моделью для будущего воссоединения Китая»2.

Ли Дэнхуэй продолжает: «Материковый Китай, повторяя этапы развития страны в историческом прошлом, продолжает двигаться по порочному кругу. Это объясняется несколькими причинами: во-первых, политика страны единолично определяется лидером, без учета мнения народа; во-вторых, отсутствует научное прогнозирование, что мешает приспособиться к структурным изменениям общества и успешно маневрировать в новых условиях; в-третьих, руководители страны не заботятся о народном благосостоянии. Пренебрежение интересами народа стало деструктивным фактором социального развития, препятствующим прогрессу Китая». «В противовес этому Тайвань сумел разорвать порочный круг и шаг за шагом освобождается от омертвевших традиций. В чем секрет его успехов? Я думая, в многообразии тайваньского общества. Подобно тому, как я в процессе идейного становления воспринял различные философские, религиозные и политические учения, так и Тайвань заимствовал и адаптировал лучшее из разных культур и политических программ, и этот плюрализм не мог не дать положительных результатов»1.

90-е гг. Тайбэй делает различные политические шаги навстречу Пекину. В октябре 1990 г. при администрации Президента Тайваня был создан Совет по национальному объединению, на который была возложена задача реализации политики объединения. В своей работе Совет руководствуется «Положениями о национальном воссоединении», которые были приняты в феврале 1991 г. В 1991 г. были также учреждены Совет ло делам континентального Китая при исполнительном Юане и частный Фонд обменов через Тайваньский пролив. Затем, в 1992 г., правительство Тайваня, приняло Законодательный акт, регулирующий отношения между жителями Тайваньского региона и жителями материка. Все эти шаги были направлены на создание условий для мирного сосуществования двух сторон Тайваньского пролива. - Таким образом была создана основа для развития отношений с материком.

«Положения о национальном объединении» базируются на четырех принципах: "

1. И материк, и Тайваньский регион являются частями китайской территории. Содействие национальному воссоединению должно быть общей обязанностью всего китайского народа.

2. Воссоединение Китая должно служить благосостоянию всего народа и не должно быть причиной конфликта сторон.

3. Воссоединение Китая должно быть нацелено на развитие китайской культуры, охрану человеческого достоинства, гарантии фундаментальных прав человека, и развитие демократии и верховенство закона.

4. Китай должен быть объединен в такое время и таким образом, чтобы уважались права и интересы народа в тайваньском регионе и были защищены его безопасность и благосостояние. Объединение должно быть достигнуто через постепенные этапы на принципах разумности, мира, паритета и взаимности1.

Похожие диссертации на Демократический процесс на Тайване: Опыт, проблемы, перспективы