Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-церковные отношения в России как фактор политики Смирнова, Мария Игоревна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова, Мария Игоревна. Государственно-церковные отношения в России как фактор политики : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Смирнова Мария Игоревна; [Место защиты: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2013.- 293 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-23/82

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования.

В современной системе общественных отношений всё отчетливее проявляется религиозный фактор. Это касается как внутренних, так и международных отношений, как Российской Федерации, так и других регионов мира. В условиях бурного процесса глобализации бывает невозможным отличить, где «чистая» политика, а где политическая религия, где «чистая» религия, а где религия, примеряющая на себя политические одежды. Между тем, такое смешение оказывает, как правило, неблагоприятное воздействие на ситуацию в том или ином регионе мира. В начале второго десятилетия XXI века за примерами далеко ходить не надо: Ирак, Иран, Ливия, Египет, Сирия и т.д. Не обходит стороной эта проблема и Россию, где мотивацией террористических актов нередко бывает религиозная составляющая. Религиозные круги, представляющие исламский фундаментализм, борются за расширение сферы своего влияния. На этом пути они не останавливаются ни перед чем, вплоть до убийств духовных лидеров, лояльно относящихся к существующей в России политической системе. Если учесть, что к исламской культурной традиции в России могут быть отнесены более 65 национальностей, а это - 16,1 млн человек, или 11% населения, то становится очевидной опасность проникновения фундаменталистских идей в эту часть населения. Поэтому неслучайно Президент России В.В. Путин уделяет большое внимание религиозному фактору, а также конкретным встречам, беседам с руководителями конфессий, особенно с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Ещё в одной из своих предвыборных статей: «Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить», - В.В. Путин счел необходимым высказать свою позицию по ряду вопросов, которые, на его взгляд, являются важными для широкого обсуждения; с какими рисками и задачами России придётся столкнуться. Одним из вызовов России В.В. Путин назвал недостаточный уровень доверия людей друг к другу, нежелание заниматься общественными делами, заботиться о других, неумение подняться над частными интересами, неследование исторической традиции уважения к государству. А ведь всё перечисленное - это поле деятельности не только РПЦ, но и всех конфессий в России.

В.В. Путин прямо сказал, что «неоценимую роль в социальном служении, в преодолении разобщенности людей, формировании доверия и готовности мирно разрешать конфликты, неизбежные в быстро развивающемся обществе, играют традиционные религии - православие, иудаизм, ислам и буддизм.

Данную мысль В.В. Путин уже развил более подробно в своем декабрьском (2012г.) Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, отметив, что «глобальное развитие становится всё более неравномерным. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера...» И в противостоянии негативным процессам Глава государства отводит большую роль РПЦ, другим конфессиям. В частности, Президент призывает беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. «Попытки провоцировать межэтническую напряженность, религиозную нетерпимость, - сказал В.В. Путин, - мы должны рассматривать как вызов единству Российского государства, как угрозу для каждого из нас». Следовательно, задача состоит в том, чтобы не допустить «сползания» ситуации в опасное для России, её политической стабильности русло. Ведь многовековой исторический опыт России, её этническое, религиозное и культурное многообразие всегда являлось важным фактором конкурентоспособности Российского государства и российской культуры, важным ресурсом развития страны. В настоящее же время вектор антироссийской деятельности в ряде стран мира, и прежде всего на Северном Кавказе имеет восходящую направленность. Динамика насилия в этом регионе определяет перспективу политики - борьба с криминально- террористическим подпольем, рядящимся в религиозные формы. Иначе насилие на Северном Кавказе заменит реальную политику и вместо того, чтобы возвращать носителей русской культуры в регион в целях снижения уровня политической напряженности, федеральные власти вынуждены будут обустраивать русских на других территориях страны, оставляя поле деятельности своим противникам свободным. В такой ситуации религиозно-политический и этнополитический радикализм и экстремизм активизирует втягивание в негативные процессы молодежь, а сложное социокультурное самочувствие русского народа на фоне этнорелигиозной мобилизации других этнических сообществ и роста числа мигрантов ещё более усугубляется.

На этом фоне важна работа не только силовых структур, но и диалог культур, в том числе и религиозных: православной, мусульманской, буддистской, иудаистской (основных конфессий России). Конструктивный, продуктивный диалог возможен при условии его опоры на многовековой российский опыт взаимодействия конфессий. Не случайно в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года указывается, что Стратегия основывается и на многовековом политико-правовом опыте многонационального Российского государства.

Многовековой опыт Российского государства показывает, что связующим центром конфессионально-этнических отношений была Русская Православная Церковь (РПЦ). От её статуса в государстве, от её «самочувствия» во многом зависело состояние самого государства. Поэтому вопрос о взаимоотношениях Церкви и государства - вопрос чрезвычайной важности и сложности, вопрос, решение которого определяло и определяет ход не только Российской истории, но и во многом - мировой истории. Ведь РПЦ связывает себя не только с русским народом, который к ней принадлежит, но имеет идеи, вытекающие из её собственного вероучения и не связанные с политической конъюнктурой. То есть РПЦ действует в мировом пространстве и через русских людей, где бы они не проживали, и через реализацию своих собственных идей. Эти два направления деятельности Церкви могут быть эффективными только тогда, когда правильно будут определены и осуществляться формы взаимодействия её с государством. «Набор» и «характер» этих форм (механизмов) должен быть направлен на совместное решение задач, стоящих перед обществом в мире XXI века, когда, как уже говорилось, глобальное развитие становится всё более неравномерным, когда вызревает почва для новых конфликтов экономического,

геополитического, этнического характера .

Именно исходя из чувства ответственности за страну, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил 13 декабря 2012г.сложный регион России - Северный Кавказ, где впервые по инициативе Ставропольской митрополии состоялся Ставропольский форум Всемирного русского народного собора. Цель форума - формирование диалогового пространства для достижения гражданского согласия ради сохранения мира на Кавказе и преодоления религиозного радикализма, экстремизма, сепаратизма, а это значит - ради благополучия России.

Что означает это для светской науки, могут ли политические науки оставаться в стороне от выработки «своих» рекомендаций, выводов в целях достижения эффективного взаимодействия Церкви и государства ради решения обозначенных выше задач? - Нет, не могут, полагаем мы. Руководствуясь данной мотивацией, мы и определили тему своего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Изучение вопроса о государственно-церковных отношениях показало, что различить, разделить научную литературу по данной проблематике по отраслям: политологическую, юридическую и т.д. очень сложно.

Однако, ясно, что государственно-церковные отношения стали объектом изучения многих и разных научных отраслей, хотя и с повторяющимися вопросами. В каждой отрасли науки при этом одни и те же вопросы раскрываются с разных сторон, приводя, в конечном счете, к одному заключению. Бывают выводы и совершенно противоположные, особенно когда затрагивается политическая составляющая. Приводя ниже имена авторов, диссертант не стремится соблюсти резкую грань между отраслями знаний, главное, что все они (авторы) так или иначе писали на религиозные темы, в том числе и о государственно-конфессиональных, государственно-церковных отношениях.

Насколько сложно бывает отделить в работах о взаимоотношении Государства и Церкви политические элементы от неполитических показывают труды Митрополита Филарета (Дроздова), который писал и о Государстве, и о Верховной власти, об отношениях к ним подданных, о конституционализме и о революциях на Западе, о связи между престолом и алтарём, о печати, о суде, о наказаниях и т.д.! Такой разброс рассматриваемых Митрополитом Филаретом вопросов просто не мог исключить политики.

Надо отметить, что вопросы государственно-церковных отношений в досоветский период рассматривались всеми, кто так или иначе касался истории России, тем более, когда об истории писали профессионально. Выделим такие имена, как: Ломоносов М.В., Карамзин Н.М., Костомаров Н.И., Ключевский В.О., Соловьёв С.М., Тальберг Н.Д., Муравьёв А.Н., Никитский А.И., Голубинский Е.Е., Павлов А.С., Бережков М.Н., Спицын А.А., Папков А.А., Платонов А.И., Айналов Д.В., Малышевский И.И., Кашпровский Е.И., Львов В.Н., Суворов Н.С., Бердников И.С. и др.

Информацию по рассматриваемой теме получить можно из трудов Энгельса Ф., философов Бердяева Н.А., Ильина И.А., Лосева А.Ф., Соловьева В.С., Флоренского П.А., писателей Булгакова М.А., Достоевского Ф.М., Толстого Л.Н., мемуаристов Жевахова Н.Д. и Урусовой Н.В.

Как уже указывалось, о государственно-церковных отношениях писали и пишут священнослужители. Назовём: Макарий (Булгаков), Святитель Николай Сербский, Митрополит Евгений (Болховитинов), епископ Иннокентий (Смирнов), архиепископ Филарет (Гумилевский), Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Иеродиакон Серафим (Чиркин), Священник Георгий Рябых.

Методологическое значение для диссертанта имеют труды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В XX и XXI вв. вопросы государственно-церковных отношений, религии в целом, стали объектом исследователей: Абдулатипов Р.Г., Амосов Н.К., Андреева Л.А., Балевиц З., Белова Т.П., Болтенкова Л.Ф., Борис (Рукин), Борисов Н.С., Брихничёв И., Васильева О.Ю., Введенский

  1. И., Власов В.И., Вострышев М., Гидулянов П.В., Добросклонский А.П., Емелях Л.И., Жминда М.Н., Знаменский П.В., Зорин Ю.В., Кандидов Б., Карташев А.В., Корзун М.С., Кравчук В.В., Кураев А., Марченко В., Нестерова А.Г., Николин А., Никольский Н.М., Персиц М.М., Перхавко

  2. Б., Плаксин Р.Ю., Рункевич С.Г., Савельев В.В., Свенцицкая И.С., Смолич И.К., Спиркин А.Г., Степнов П.П., Степнова Л.А., Тростников В.Н., Тростникова Е.В., Угринович Д.М., Федотов Г.П., Шишкин А.А., Шмидт В.В., Шмидт К., Щапов Я.Н., Щукин А. и др. Наиболее полную информацию диссертант получил из работ Одинцова М.И.

Тем не менее, анализ трудов, указанных выше и не вошедших в список авторов, несмотря на их большое количество, показал, что в комплексе, с исторической последовательностью, в контексте политических отношений вопрос о Русской Православной Церкви не рассмотрен, что и побудило автора к написанию диссертации.

Объектом исследования являются государственно-церковные отношения в России в их историческом развитии.

Предметом исследования являются политические аспекты (факторы) государственно-церковных отношений в России в их историческом развитии.

Цель исследования состоит в выявлении политической составляющей государственно-церковных отношений на протяжении столетий их существования в России, на фоне других (разных) отношений, и определении меры их воздействия на происходящие в государстве процессы.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что Церковь в России исторически занимала разное место в системе общественно- политических отношений, и это определяло меру и качество её воздействия на происходящие процессы: она стала государствообразующим фактором для Древнерусского государства; духовно-патриотическим центром в XVI-XVIIвв.; «обюрокраченным» учреждением во многие годы Советской власти; институтом гражданского общества в Российской Федерации. В ходе исследования гипотеза подтвердилась.

Задачи исследования:

  1. определить круг источников, подлежащих изучению, анализу, сосредоточив основное внимание тех из них, которые касаются отношений Церкви и Государства;

  2. при изучении выявленных источников наиболее полному анализу подвергать те из них, в которых отражаются политические аспекты государственно-церковных отношений;

  3. определить круг понятий, категорий, подлежащих использованию в диссертации и при необходимости дать отсутствующие определения их;

  4. выявить и показать роль православной религии в процессе становления российской государственности;

  5. проанализировать правовое положение РПЦ в системе государственности имперской России;

  6. дать характеристику статуса Церкви в советский период;

  7. раскрыть вопрос о государственно-церковных отношениях в современной России;

  8. сформулировать выводы.

Теоретическую основу исследования составили труды досоветских, советских и современных ученых в области политологии, юриспруденции, философии, социологии, религиоведения, истории, политические и политико-правовые документы.

Методологическую основу исследования составили традиционные и современные методы познания социально-политических явлений и процессов, в том числе:

  1. исторический метод, с помощью которого осуществлен анализ государственно-церковных отношений в России на всем протяжении ее развития;

  2. метод политико-правового анализа, который позволил провести исследование политических документов, правовых актов и основанной на них реальной действительности в сфере государственно-церковных отношений;

  3. институциональный метод, с помощью которого показано положение Церкви как института государства на некоторых этапах развития России;

  4. компаративный метод, позволивший сравнить статус Церкви на разных этапах её существования в России;

  5. системно-функциональный метод, который «помог» провести анализ статуса Церкви в его взаимосвязанности с происходящими процессами в государстве;

  6. дедуктивно-индуктивный метод, который позволил провести анализ, идя от общего к частному и особенному. Использовался также структурно-функциональный метод контент-анализа.

Эмпирическую базу исследования составили политические и правовые документы досоветской России; советские конституции и законодательство; Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство; Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ; Стратегии, Концепции, Доктрины; интервью, отдельные высказывания Святейшего Патриарха и всея Руси Кирилла; материалы «круглых столов», конгрессов, конференций, форумов.

Достоверность исследования обеспечена изучением, анализом и использованием большого массива источников различного происхождения, их сопоставлением и авторским осмыслением применительно к теме диссертации.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые с точки зрения политологии рассмотрена тема государственно-церковных отношений в историческом контексте, включая период новейшей истории и современность.

Автором показана роль Православия в становлении Российской государственности, что подтверждает наличие политического фактора в отношениях Церкви и Государства.

Раскрывая вопрос о месте Церкви в системе государственности имперской России, диссертант приходит к выводу, что РПЦ фактически была одним из государственных институтов со всеми вытекающими из этого последствиями.

В диссертации доказано, что отделение Церкви от Государства в советский период противоречиво сказалось на её положении в обществе, но не лишило её возможности служить интересам народов, которые ей принадлежат.

Автором обоснован вывод о возникновении в современной России тенденции политизации государственно-церковных отношений.

Диссертант показал необходимость конфессионального федерализма в современных условиях глобализации, чтобы воспрепятствовать процессам, ведущим к войне цивилизаций и дал определение понятия «конфессиональный федерализм».

Основные положения, выносимые на защиту:

    1. Во взаимодействии: Государство -Церковь в лице соответствующих структур, каждая из сторон помимо общих интересов и целей преследует свои собственные интересы и цели, равновесие чему может придать конфессиональный диалог.

    2. На состояние дел в государстве оказывает влияние степень развитости отношений между конфессиями в России. В данном вопросе важен конфессиональный федерализм

    3. Под конфессиональным федерализмом понимаются отношения между приверженцами (прежде всего лидерами) различного вида религий (вероисповеданий, конфессий), основанные на принципах согласия, взаимоуважения, договоренностей, преследующих достижение общих целей мирного, бесконфликтного сосуществования и развития народов и «их государств».

    4. Выработанные в результате межконфессионального взаимодействия общие идеи, цели, направленные на благополучие общества, его духовно-нравственное воспитание, лидеры конфессий доводят до сведения Государства в лице его органов, на базе чего складывается взаимодействие.

    5. Основную ответственность за состояние такого взаимодействия берет на себя Русская Православная Церковь, исторически доказавшая свою государствообразующую роль.

    6. Исторический опыт взаимодействия Государство - Церковь показывает, что состояние отделенности Церкви от Государства - наилучшая форма их отношений в условиях стремительно меняющегося мира, гарантирующая независимую субъектность политических процессов.

    7. Формы реализации политической субъектности Церкви должны соответствовать духу и смыслу существования этого Явления (Церкви), не политизируя её в общегосударственном смысле этого слова. В это русло необходимо направить тенденцию политизации Церкви, возникшую на основе государственно-церковных отношений в условиях перманентного кризиса.

    Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

    Положения и выводы диссертации вносят определенный вклад в политические науки, предметом которых являются государственно- церковные отношения.

    Материалы диссертационного исследования послужат основой для составления программ, текстов лекций, тем курсовых работ, рефератов по учебным дисциплинам государствоведения, государственно- конфессиональных отношений, истории Отечественного государства и права, политологии и др.

    Выводы, содержащиеся в положениях, выносимых на защиту и в Заключении, могут быть полезны в выстраивании отношений Государства с Церковью.

    Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре национальных и федеративных отношений, рекомендована к защите. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора и прежде всего, в рецензируемых журналах.

    Структура диссертации.

    Тема работы, объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования определили её структуру. Диссертация состоит из Введения, пяти разделов, Заключения, Списка использованных источников и литературы, Приложений.

    Похожие диссертации на Государственно-церковные отношения в России как фактор политики