Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государство как фактор смены национальных идентичностей в процессе распада СССР и создания Российской Федерации Герштейн, Илья Захарьевич

Государство как фактор смены национальных идентичностей в процессе распада СССР и создания Российской Федерации
<
Государство как фактор смены национальных идентичностей в процессе распада СССР и создания Российской Федерации Государство как фактор смены национальных идентичностей в процессе распада СССР и создания Российской Федерации Государство как фактор смены национальных идентичностей в процессе распада СССР и создания Российской Федерации Государство как фактор смены национальных идентичностей в процессе распада СССР и создания Российской Федерации Государство как фактор смены национальных идентичностей в процессе распада СССР и создания Российской Федерации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Герштейн, Илья Захарьевич. Государство как фактор смены национальных идентичностей в процессе распада СССР и создания Российской Федерации : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Герштейн Илья Захарьевич; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского].- Нижний Новгород, 2011.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-23/362

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Идеологическая деятельность государства и национально-государственная идентичность как категории политической науки: проблемы, теории, методы 24

1.1 Роль внутригосударственной интеграции населения и механизмы ее реализации 24

1.2 Национальная: идентичность как категория политического анализа 40

1.3 Исторические особенности и технологии формирования» национально-государственной идентичности в России 60

Глава 2 Официальная советская идеология и процесс разрушения советской идентичности метаморфозы перестройки 76

2.1 Особенности формирования и структура советской идентичности к началу 80-х годов XX века 76

2.2 Разрушение советской идентичности в процессе перестройки и распад советского государства 95

Глава 3. Смена концепции национально-государственной идентичности в процессе построения нового государства. Отмирание старых и генезис новых идеологем 120

3.1 Поиск моделей национально-государственной, идентичности в Российской Федерации 80-х годов XX века 120

3.2 Формирование базовых элементов национально-государственной идентичности России в начале XXI века 139

Заключение

Список источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Одной из базовых проблем политической науки со времени ее возникновения и до наших дней остается взаимоотношение личности с основным политическим институтом общества -государством. Среди прочих аспектов этой проблемы, далеко не последнее место занимает вопрос о методах координации и мобилизации общества в целях достижения формулируемых государством целей. Кроме силовых и административных механизмов воздействия на общество, государство зачастую использует инструмент убеждения, который, как показывает практика, является наиболее эффективным.

Особую значимость этот метод мобилизации и сплочения общества приобретает в периоды системной политической трансформации, когда велик риск распада общества и нередки случаи антагонизма между обществом и государством. В эти моменты нарушается не только взаимодействие различных элементов политической системы, но и взаимопонимание между различными социальными группами, отдельными людьми, а также между обществом и государством в целом. И социум, и политический институт начинают осознавать и идентифицировать себя по-новому. В этот момент их взаимодействие носит определяющий характер для их дальнейшей судьбы. В худшем случае и общество, и государство просто перестают существовать.

Исследование взаимодействия общества и государства в период системной трансформации, когда они меняют свою идентификацию, необходимо для лучшего понимания генезиса государств и политической системы общества.

На рубеже XX-XXI веков Россия, в очередной раз в своей истории, и во второй раз за век, испытывает радикальную политическую трансформацию. Она сопровождается радикальным изменением самоидентификации, как российского государства, так и всего российского общества. Изучение данного процесса

необходимо, как для успешного завершения очередной политической трансформации, так и для прогнозирования последующего хода развития государства российского.

Объектом исследования является смена национально-государственной идентичности России в процессе системной политической трансформации СССР - Российская Федерация.

Предметом исследования - роль государства в процессе смены национально-государственной идентичности граждан.

Хронологические рамки работы включают в себя
перестройку, распад СССР и правление двух первых президентов
Российской Федерации, Б.Н. Ельцина и В.В. Путина.

Соответственно их можно определить серединой 1980-х - 2008 годом. Нижняя хронологическая граница - начало перестройки, которая запустила процесс официального пересмотра советской идентичности. Верхняя граница - окончание президентских полномочий В.В. Путина, при котором были заложены основы концепции идентичности новой формы российской государственности. Однако специфика становления и развития советской идентичности вынуждает автора дать краткий очерк ее истории.

Целью диссертации является исследование роли государства при смене национально-государственной идентичности, в процессе системной политической трансформации.

Цель определяет основные задачи исследования:

- Определение сущности национально-государственной
идентичности, ее места и роли в процессе функционирования
государства;

Анализ структуры взаимодействия различных элементов идентичности и их индивидуальных (для государства) особенностей;

Выявление и типологизация методов и форм влияния государства на эволюцию идентичности;

Выделение основных особенностей советской национально-государственной идентичности: формирования, структуры, особенностей функционирования;

Рассмотрение идеологической деятельности государства в период «перестройки» и ее влияния на процесс разрушение советской идентичности;

- Обобщение идеологического поиска 1990-х гг. и
государственного влияния на процесс формирования новой
национально-государственной идентичности;

- Исследование базовых элементов новой идентичности и
механизмов их внедрения в общественное сознание в начале XXI
века.

Эмпирическая база исследования достаточно обширна. Ее также можно подразделить на пять групп.

  1. Основой эмпирической базы работы являются нормативные акты. Законодательство позволяет проследить не только прямое влияние государства на формирование национально-государственной идентичности, но влияние экономической, социальной и культурной политики государства на этот процесс опосредованно, через общую оценку населением его деятельности. Документы исполнительной власти свидетельствуют о конкретных мероприятиях государства и дают оценку их эффективности. В период острых политических кризисов знаковые решения принимает и Конституционный Суд.

  2. Важнейшей составляющей эмпирической базы исследования стали сочинения и выступления государственных деятелей, руководителей государства, идеи которых становились доминантами общественного сознания. Для советского периода это работы и выступления В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева, А.Н. Яковлева, Е.К. Лигачева. Выступления лидеров трансформировались затем в лозунги, повторялись, заучивались, становились руководством к действию. В советское время они формировали контуры официальной идеологии и становились «маяками» сознания.

Классическим примером является выпущенный под непосредственным руководством И.В. Сталина «Краткий курс истории ВКП (б)», создавший доминировавшую 50 лет схему отечественной истории. Разумеется, далеко не все слепо доверяли тезисам лидеров. Но, основная масса населения, все равно, считала эти заявления вектором дальнейшего развития и восприятия мира.

Программные заявления лидеров СССР находили свое отражение в программах коммунистической партии, обязательных к выполнению, не только членами КПСС, но и всем населением страны.

В постсоветский период тенденция ориентироваться на лидеров и их заявления в идеологической деятельности государства полностью сохранилась. Начиная с 1994 года, основные программные заявления звучат в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Большинство официальных материалов периода президентства В. В. Путина взято нами с официального сайта Президента России. Важную роль сыграла биография Путина, выпущенная в виде интервью в начале его президентства с тем, чтобы россияне могли познакомиться с новым лидером, неожиданно появившемся на российском политическом небосклоне.

Большую ценность представляет собой сборник «Pro суверенную демократию, вышедший в 2007 году. В этом сборнике подробно обсуждается, анализируется и критикуется концепция «Суверенной демократии», предложенная в качестве базовой идеологемы для Российской Федерации партией «Единая Россия». Основные элементы данной концепции были впервые озвучены в докладе одного из руководителей ЕР В.Ю. Суркова: «Суверенитет - это политический синоним конкурентоспособности». В сборник вошли статьи, как сторонников, так и противников новой идеологической концепции. Сторонники «Суверенной демократии» отмечают, прежде всего, что само появление новой идеологической концепции после полутора десятилетий «деидеологизации» является огромным плюсом. Вторым

положительным элементом называется отказ от политики «самобичевания», признание исторического величия России. Л. Радзиховский видит в концепции «суверенной демократии» идею способную сплотить «адекватную элиту России-XXI». Участники заочной полемики (сборник составлен из газетных и журнальных публикаций посвященных «суверенной демократии») отмечают и многочисленные недостатки концепции. В их число входят: бюрократизация, «главный вопрос - о внутренних противоречиях государственной машины»; упрощенная трактовка национальных проблем; наиболее ярые критики «слева» называют эту концепцию «отражением Зазеркалья» оторванным от реальности. Более подробный разбор самой концепции и ее критики приведен в третьей главе настоящего исследования.

3. Важным элементом эмпирической базы являются
документальные свидетельства, примеры коммуникации, наглядно
демонстрирующие механизмы воздействия на общественное
сознание. Популярной информационно-аналитической

программой, транслирующей программные заявления руководства страны и объясняющей «генеральную линию» президента стала «Однако,», с ведущим М. Леонтьевым. СМИ стали главным проводником идеологической деятельности государства.

4. Оппозиция официальному курсу, в пределах возможного, пыталась доказать ошибочность выбранного пути. Работы ее представителей, скрытых или открытых врагов Советской власти, таких как А. Деникин, А. Сахаров, Н. Андреева, не поддерживались, критиковались или запрещались, но имели воздействие на умы людей.

Очень важную роль в нашем исследовании играют
альтернативные варианты концепции национально-

государственной идентичности, разрабатываемые приверженцами самых разных политических взглядов. Так А. Кольева можно смело отнести к радикальным националистам, а И. Чубайс позиционирует себя как евразиец. Попытки «понять Россию» и предложить выход из создавшегося положения делались и по

государственной инициативе по грантам, с целью нахождения выхода из кризиса идентичности.

5. Эмпирическая база нашего исследования не была бы полной, без анализа «обратной связи» - реакции населения на идеологическую деятельность государства по формированию единой национально-государственной идентичности. Для советского времени это в первую очередь мемуары, в том числе свидетельства участников оппозиционного «неформального» движения, в постсоветский период к этому добавляются еще и интервью, а также результаты социологических опросов. Отдельно следует отметить работу Н. Козловой. Используя постмодернистские методики работы с текстом, она приводит и комментирует воспоминания и дневники рядовых советских граждан из Центра документации «Народный Архив».

Эти материалы позволяют в наилучшей степени отразить тот эффект, который производили в сознании населения конкретные меры, предпринимаемые государством в своей идеологической деятельности. К недостаткам мемуаров и интервью можно отнести субъективизм их авторов, а также цензорно-политкорректные ограничения. Социологические опросы и исследования, особенно проводимые «на заказ», тоже могут грешить «подгонкой» результатов в угоду заказчику. Но без этой информации картина исследования не может быть закончена.

Для сравнения национально-государственной идентичности России с другими, а также транснациональными идентичностями, в работе используются соответствующие документы.

Общий вывод - эмпирическая база соответствует объему и глубине данного исследования.

Теоретическая база исследования базируется на концепции «воображаемых сообществ» Б.Андерсона. Согласно этой теории «нация» является умозрительной конструкцией существующей исключительно в сознании людей. Однако без этой конструкции институт государства теряет поддержку граждан, становится нелегитимным, что влечет за собой его распад. Сложность и

многогранность этой теории, многие положения которой не до конца утвердились в современной политической науке, и вызывающие острые дискуссии, определяют наличие в диссертации теоретической главы, в которой данные вопросы разбираются более подробно.

Методологическая база диссертационного исследования обуславливается его целью и задачами и позволяет максимально полно работать над разрешением имеющихся проблем.

Работа, посвященная изучению национально-

государственных идентичностей, требует использования комплекса исследовательских инструментов. Любая подобная идентичность по сути своей уникальна, что заставляет рассматривать ее сквозь призму цивилизационной теории. Однако реалии современного общественного развития, проходящего по отдельным ступеням эволюции, заставляют производить классификацию национально-государственных идентичностей на базе представлений о формационном характере их развития.

В основу настоящего исследования положен политико-антропологический подход, который наилучшим образом позволяет изучать процесс трансформации политического сознания. Поскольку национально-государственная идентичность является одной из базовых категорий политического сознания, антропологический подход является наиболее адекватным для достижения поставленных целей и задач.

В конкретных случаях, автор обращается к таким общенаучным методам, как анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация сравнительно-сопоставительный метод, и т. д. Особенность проблематики исследования, находящегося на стыке различных дисциплин, вынуждает воспользоваться не только методами традиционно используемыми в политической науке (например децизионный, инвент-анализ, методика «кейс-стадиз», элементы контент-анализа), но и методы смежных отраслей научного знания, в первую очередь социологии (социальной антропологии), истории и других. Сочетание различных методов

позволяет делать максимально объективные выводы при анализе столь сложного процесса, как смена национально-государственных идентичностей, происходящая в результате системной политической трансформации.

Научная новизна исследования заключается в следующих аспектах:

авторском определении сущности национально-государственной идентичности, ее структуры и основных составляющих элементов, а также типологизации НГИ;

- авторских определениях ключевых для исследования
понятий «нация» и «этнос», доказательства их различия;

- выведенных закономерностях цикла эволюции и
разрушения современной национально-государственной
идентичности на примере Советского Союза;

периодизации и раскрытии основных проблем формирования новой национально-государственной идентичности Российской Федерации.

Степень изученности проблемы. Современная политическая наука не располагает единым общепринятым подходом к изучению интересующей нас проблемы. Вместе с тем отдельные ее аспекты проработаны достаточно полно. Имеющуюся по нашей проблематике литературу, следует подразделить на три основные группы.

К первой относятся исследования, посвященные теории государства, личной и социальной идентичности. Необходимо отметить остроту дискуссии, связанной с соотношением таких терминов как «нация» и «этнос», а также то, по причине американского происхождения многих теорий, эмпирическая база обобщений не соответствовала российским политическим реалиям. Несоответствие теории и практики является проблемой для работ, посвященных соотношению консервативных и модернистских элементов идентичности.

Вторая группа исследований - это работы по политической истории и изучению политических процессов происходящих в нашей стране с 80-х годов прошлого века.

В этой группе, исследовательской работой, наиболее близкой к интересующей нас проблеме, является диссертация И.Н. Тимофеева, в которой изучается политическая идентичность постсоветской России. К сожалению, единая концепция произошедшей в конце XX - начале XXI века в России системной политической трансформации еще не сложилась. Главной причиной этого является малое время, прошедшее с начала этого процесса и его неполная завершенность. В условиях незавершенности исследуемого процесса, его объективные и непредвзятые оценки чрезвычайно затруднены. Порой, у некоторых авторов встречаются субъективные оценки, когда они стараются следовать политической конъюнктуре, жертвуя при этом качеством своих работ. Зачастую скрупулезному и не ангажированному изучению предмета мешают политические взгляды самих исследователей.

Сторонники либеральной демократии, бурно

аплодировавшие падению колосса, всецело пытаются доказать объективность и закономерность распада СССР. При всем отрицании К. Маркса в их теориях экономический детерминизм играет главную роль. По их мнению, советская система хозяйствования, базировавшаяся на планировании производства и получившая название «командно-административной» системы, была абсолютно неэффективной и губительной для экономики страны. Западная модель, для представителей данного направления, является образцом во всем: экономики, политики, идеологии. К этой группе следует отнести В.В. Согрина, Е.Т.Гайдара, Б.Вишневского, Д.В. Тренина.

Зарубежные «эксперты» и историки гибели СССР в один
голос утверждают, что отсутствие свободной конкуренции и

государственная монополия серьезно тормозят экономическое развитие, а планирование производства нарушает «естественный»

ход вещей. Для них разрушение советской национально-государственной идентичности было «божественным предопределением», неизбежным по причине «первородного греха» Советского государства. Слабые места данной концепции великолепно указывает в своей работе американский исследователь С. Коэн. Сам С. Коэн считает распад СССР и разрушение идентичности следствием действий двух человек, наглядной иллюстрацией преобладающей «роли личности в истории» - М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина. Отдельного упоминания заслуживает работа А.В. Шубина «Истоки перестройки». Это первое комплексное исследование, в котором автор задается вопросом: насколько логичными и необходимыми были реформы М.С. Горбачева.

Совершенно иные причины приводят представители «теории антисоветского/антироссийского заговора», сожалеющие о распаде Советского Союза. Наиболее цельную «теорию заговора», разработанного ЦРУ и воплощенного продажной советской элитой, представляют в своей книге В.А. Лисичкин и Л.А. Шелепин. В начале XXI века заочная полемика «либералов» и «патриотов» получила новую форму. Часть последних, не придерживаясь коммунистических грез, категорически отрицает либерализм как основу российской экономики и идентичности.

Третью группу представляют авторы, использующие в своих исследованиях методы исторической и политической антропологии. Это исследования В.В. Разуваева, Э.Баталова, С. Бойм. Механизмы трансформации общественного сознания в период перестройки разбираются у С. Кара-Мурзы, Р. Пихойи, И. Кохановского и Н. Елисеевой.

Изучение процесса формирования новой национально-государственной идентичности постсоветской России проходит в русле тех же самых концепций что и распад Советского Союза. Особое значение, на данном этапе приобретают научные статьи Л.Гудкова, СЮ. Пантелеева и других.

Кроме трех основных групп исследований, следует выделить еще две: работы по смежным дисциплинам гуманитарного знания и публицистика. Большой интерес вызывают экспертные разработки и анализ проводимых социологических исследований. Философию «советскости» как особого типа мировоззрения, а также перестройки как ментального сдвига, изучали А. Зиновьев и М. Попов.

Публицистические работы часто грешат

«верноподданическим» духом, откровенной лестью, но они показывают направление мысли определенной части интеллигенции. Любопытны и комментарии иностранных журналистов, наблюдающих изучаемый процесс со стороны.

При всем обилии исследовательской и публицистической литературы, целостный политико-антропологический анализ смены национально-государственных идентичностей в процессе системной трансформации государства, пока не прозводился.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в возможности использования результатов настоящего исследования органами государственной власти для проведения политики по активизации процесса формирования национально-государственной идентичности и ее последующей эволюции. Работа также может быть использована для подготовки специалистов, разработки и чтения курсов для политологов, международников и регионоведов, занимающихся изучением политико-антропологических проблем.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Авторское определение сущности национально-
государственной идентичности, как добровольного ролевого
взаимодействия «гражданин-государство», в котором конкретные
роли зависят от выбранного типа (традиционалистского,
теологического или гражданского) идентичности. Российская
национально-государственная идентичность относится к
традиционалистскому типу. Структура национально-

государственной идентичности представляет собой «Я-

концепцию» государства, включающую обоснование величия государства в его существующем виде, концепцию истории государства без наличия «исторических разрывов», т. е. «неправильных» этапов его развития, систему символов и мифов, иллюстрирующих единение и неразрывность судеб государства и его граждан.

2. Авторские определения ключевых для исследования понятий «нация» и «этнос», где «нация» - базовая социально-политическая общность, зачастую апеллирующая к культурному тождеству, формирующаяся в контексте длительного политического взаимодействия, обычно идентифицируемого с каким-либо государством или его идеей. «Этнос» - базовая культурная социальная общность, придерживающаяся сходных языковых, религиозных, семейных и бытовых традиций, межличностных и межгрупповых норм общения, закрепившихся в ходе адаптации данной общности к определенным условиям жизни и хозяйствования. Соответственно этническая идентичность базируется исключительно на социокультурном компоненте, а «нация» всегда апеллирует к политическому - идее государства. Между этими понятиями нет знака равенства или иерархической зависимости. Подмена этих понятий - прием информационных войн.

3. Авторская трактовка закономерностей цикла эволюции
национально-государственной идентичности Советского Союза.
Уникальность эволюции национально-государственной

идентичности Советского Союза заключается в краткости его полного цикла. Все фазы этой эволюции: становление и догматизация, стагнация, распад укладывались в 20-25 лет -минимально необходимый срок для закрепления в общественном сознании новых ментальных установок. Причиной тому стал мобилизационно-алярмистский характер советской идентичности, монопольная роль государства в формировании идентичности, ретрансляции в общественное сознание его базовых элементов и символов. Эта особенность стала и причиной быстрого

разложения идентичности в условиях отсутствия поводов для алярмистских усилий.

4. Авторская периодизация и основные проблемы формирования новой национально-государственной идентичности Российской Федерации. С момента распада СССР Российская Федерация прошла несколько этапов формирования своей национально-государственной идентичности. Это этап отрицательной (негативной) идентичности (1992-1995), на котором происходила борьба с пережитками советской идентичности, отрицалось все «советское». Затем наступил этап санкционированного государством общественного поиска национальной идеи (1996-1999), когда, не сумев выработать самостоятельно дееспособную концепцию идентичности, руководство страны обратилось за помощью к интеллектуалам. С приходом на президентский пост В.В. Путина ситуация несколько улучшается. В 2000-2004 годах провозглашается принцип укрепления государства как такового, который с 2005 года дополняется пониманием роли России как «энергетической сверхдержавы». Затем появляется концепция «суверенной демократии, которая претендует на роль официальной идеологии (хотя сам термин «официальная идеология» категорически отрицается).

Основными проблемами текущего процесса формирования новой национально-государственной идентичности является незавершенность усвоения базовых ролей государством и обществом, пережитки не залеченных до конца «исторических разрывов» в России XX века, а также неопределенные контуры устройства постиндустриального мира в условиях мирового кризиса. Однако все эти проблемы являются разрешимыми.

Апробация исследования осуществлена автором в виде выступления в ряде межвузовских конференций в 2003-2010 годах. Результаты работы нашли свое отражение в ряде научных статей, опубликованных в специализированных сборниках.

Структура диссертации обусловлена главной целью и задачами исследования. Она состоит из введения; трех глав, разбитых на параграфы; заключения; списка использованных источников и литературы.

Роль внутригосударственной интеграции населения и механизмы ее реализации

Институт государства занимает одно из центральных мест в современной политической науке. Во второй половине XX века в большинстве стран наметился серьезный «кризис управляемости».70 Главной проблемой, возникшей в это время, стала потеря контроля государства над социально-экономическими и политическими процессами, происходящими в обществе. Организация жизни внутри государства невозможна без координации государством усилий всего общества. А это, в свою очередь, , нереально без внутригосударственной интеграции, объединения населения страны в единое целое.

Еще в 1968 году американский исследователь Л. Фоллерс высказал мнение о том, что главные проблемы в этой сфере связаны с некими неосязаемыми нематериальными символами.71

По мнению Р.И. Соколовой и В.И. Спиридоновой, «в современном мире нельзя представить себе человека без гражданской идентичности». " Б. Андерсон утверждает, что в роли нации населяющей государства выступают воображенные политические сообщества «поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев-по-нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого живет образ их общности». Соответственно при своем возникновении государство обязано сформировать такое сообщество. В обратном случае, при исчезновении государства; это сообщество, если оно осталось, всегда будет пытаться его восстановить. Разрушение «воображаемого сообщества» в существующем государстве, неминуемо приведет его к гибели.

В различных учениях о государстве этот тезис повторяется в разных формах. Так у Платона идеальная модель государства объединяет людей самим фактом своего совершенства. , Согласно Аристотелю объединяющим началом является общее благо. Когда государство старается во имя блага всех граждан — в государстве правильная форма правления, мир и покой. Нарушение этого правила, то есть неисполнение государством его важной функции, ведет к серьезным проблемам; 5

В эпоху средневековья господство религиозного сознания диктовало государству в качестве основного-интеграционного ядра религию. Условный ; характер средневекового государства, мозаичность й-пестрота династических связей еще более способствовали; в превращение религии в основной механизм интеграции. Начало этого процесса приходиться на позднюю . Римскую Империю, когда христианство становиться официальной государственной: религиозной доктриной. Критерием гражданственности , (подданства) становится крещение; После падения Западной Римской Империи дуализм светской и церковной власти, воспетый у Августина, нарушается; BV результате, у Фомы Аквинского Церковь - «душа» государства стоит над «телом» - светской властью именно в силу своей интегрирующей составляющей.

Культурная и языковая разнородность, экономические и политические различиями противоречия в разных частях Европы, помешали осуществлению. универсалистского проекта Римских пап, но традиции религии как интегрирующего начала в Новое Время, в Европе были очень сильны. Н. Макиавелли в- «Рассуждении, о первой декаде Тита Ливия» пишет: «Как соблюдение Богопочитания делается основанием величия республик, так пренебрежение им бывает причиной их падения, ибо, где нет религиозного страха, там государство распадается»77. Несмотря на это, Н. Макиавелли уделял большое значение и культурно-языковому фактору как средству интеграции. Например, в «Государе» он утверждает: «государства, которые при завоевании присоединяются к исконному государству покорителя, либо принадлежат к одной с ним стране и языку, либо нет. Если принадлежат. То удерживать их очень легко...»78. В первой части «Рассуждения» Н. Макиавелли посвящает две главы анализу народных действий, приходя к выводу о том, что: « Народ в совокупности силен, а по отдельности слаб», то есть к мысли о необходимости интеграции населения государства республиканскими властями, либо монархом79. Далее он- показывает, насколько сильно полностью интегрированное общество.

Согласно создателю теории «общественного договора», Т. Гоббсу, интеграция общества воплощена в самом общественном договоре, по которому оно поступается частью своих прав в пользу государства под угрозой общественного хаоса80. Выданной теории интеграция исходит как бы снизу, и государство оказывается конечным продуктом интеграции общества. Дальнейшее развитие договорной теории расширило понимание интеграции сограждан как общности интересов. Данной концепции придерживался и Г.Ф.В. Гегель81.

Постепенно внимание исследователей переходит на механизмы возникновения интеграционных процессов: Согласно К. Марксу, ключевым фактором в этом процессе является собственность. Защита своей собственности порождает не только имущественное расслоение и классовую борьбу внутри общества, но и заставляет собственников объединяться для защиты своей сббственности извне. Патриотизм в этой системе играет роль солидарности собственников в государстве перед лицом общей для всех угрозы потери имущества. Вследствие этого в «Манифесте Коммунистической Партии» К. Маркс, и; Ф; Энгельс призывают к пролетарскому интернационализму — у , пролетария? нет сббственности, следовательно, классовая интеграция длят, него предпочтительней национальной.

В советской- обществоведческой традиции; базовым стало определение «нации» данное ЖВ1 Сталиным: «Нация есть, исторически сложившаяся форма устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории; экономической жизни и психическогосклада проявляющегося общности культуры»83. При этом? сталинское: определение «нации» полностью соответствовало «этносу». В другой;, своей работе он прямо отрицает политико-государственную идентичность нации.84 .

Следуя; традиции экономического; детерминизма; советские ученые утверждали: «Нация — результат длительного общения людей, живущих долгое время на одной; территории. Но и территория и язык- также еще не дают нации;.: нациш вызревают: неравномерно:: Если в Англии; процесс образования? нации происходил с конца XV в. по-XVII; в., то русская нация формируется, начиная с ХЩІСвшють до: середины XIX В; Именно;в,это время происходило, в России экономическое сближение районов на базе развития производительных сил и укрепления их торгово-промышленных связей»; Таким образом проблема формирования нациш сводилась к формированию общероссийского рынка.

В отечественной научной литературе до середины 1980-х годов термины «национальное самосознание» и «этническое самосознание» были взаимозаменяемыми. В советском - обществоведении понятие «нация» интерпретировалось как исторический тип этноса, свойственный определенной общественно-экономической формации, в частности, капиталистической; отличительным признаком нации считалась общность экономической жизни, являвшейся, демаркационной линией для обозначения докапиталистических типов этноса — племени и народности .

Исторические особенности и технологии формирования» национально-государственной идентичности в России

«Послушайте ребята, что вам расскажет дед. Земля наша богата, порядка в ней лишь нет» . Подобную трактовку российской идентичности предложил в своей шутливой «Истории России» известный писатель Алексей Калинкович Толстой. В качестве национальной ценности служащей базой идентичности для всего государства он предложил отсутствие порядка. Беспорядков, войн и смут в российской истории хватало всегда, но «история и реальное воплощение ценностей в истории — вовсе не одно и тоже» .

В задачи данного параграфа не входит поиск или анализ «Русской идеи». Но без суммарного описания основных исторических особенностей процесса складывание национальной идентичности исследование не может быть продолжено.

Н.А. Бенедиктов, анализируя теорию ценностей, выдвигает градацию: «нужда - польза - ценность - святыня». Он акцентирует свое внимание именно на святынях, т. е. аксиоматических ценностях, не требующих рационального доказательства .

Эти священные ценности относятся к сегменту культуры, а «цивилизация - это явно выраженная культура»199. В «Столкновении цивилизаций» С. Хантингтон доказывает, что культура, ее ценности зачастую оказывают на политические процессы куда большее влияние, чем экономика или политическая идеология. Однако ценности, в свою очередь, будучи субъективны в восприятии людей, объективны в процессе своего формирования, объективны по сути200. Эта объективность происходит от экономических, климатических и иных условий их формирования. Процесс формирования национальной идентичности в России - не исключение.

Дискуссия о цивилизационных особенностях российской государственности ведется с первой половины XIX века. Зачинателем ее выступил П.Я. Чаадаев. Указывая на принципиальную разность восточно- и западно-христианских цивилизаций, он выступал с последовательно формационистских позиций. Развернувшаяся затем полемика западников и славянофилов, открыла эпоху борьбы формационного и цивилизационного подходов в исторической и политической теории. На фоне царившего тогда господства формационных идей эта борьба вылилась в спор о существовании русской (восточно-христианской) цивилизации. Признание таковой отождествлялось с «отсталостью».

Славянофилы считали, что все беды России происходят от попытки «пристроится в хвост» Европе. Об ошибках на пути самостоятельного развития писал и Иван Киреевский. «Исходная позиция определена здесь его пониманием исторического развития России: хотя Россия и сберегла истину в писаниях и устной проповеди своих религиозных мыслителей и деятелей, сохранила установления народного быта, самобытные традиции в области культуры, социального быта и т. п., она представляется ему далеко не идеальной. Наоборот, под влиянием многих факторов, самого хода своего развития, в результате деятельности Ивана Грозного, а особенно Петра Великого и продолжателей его реформ, Россия — ее культура, ее государственность, ее быт и другие формы жизни, в особенности жизнь верхушки общества — оказалась оторванной от своих исконных национальных корней, от своей самобытности, и во все эти формы жизни проникли чуждые стихии Запада»201.

Законченный вариант цивилизационная теория славянофилов приобретает у их последователя, Н.Я. Данилевского. Задавая вопрос: «принадлежит ли Россия Европе?», он однозначно отвечает: - нет, не принадлежит. Европа — «только поприще великой романо-германской цивилизации». 202 Россия «не питалась ни одним из тех корней, которыми всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно из почвы ею же разрушенного древнего мира, не питалась и теми корнями, которые почерпали пищу из глубины германского духа. (...) Ни истинная скромность, ни истинная гордость не позволяют России считаться Европой»203.

По мнению Н. Данилевского, русский народ сохранил «духовное и политическое здоровье», т. к. началом государства было не завоевание, а призвание, татарское иго, при всей его тяжести «для целого народа как существа коллективного ... должно почитаться очень легкою формой зависимости». 204 Даже крепостное право, по Н. Данилевскому, «русская форма феодализма ... - имело сравнительно легкий характер» . Резюмируя исторические особенности развития России с момента возникновения государства до отмены крепостного права, автор делает вывод: «Русский народ прошел через различные формы зависимости, которые должны были сплотить его в единое тело, отучить от личного племенного эгоизма, приучить к подчинению своей воли высшим, общим целям, - и цели эти достигнуты».206 Таким образом, Данилевский подчеркивает такие «исторические черты» русской нации, как: коллективизм и государственный патернализм.

Другой русский философ и мыслитель, Л.А. Тихомиров, считает одной из главных основ Российского государства самодержавие, «верховную власть». Главным элементом .государства он признает нацию, «которая представляет всю массу лиц и групп, коих совместное сожительство порождает идею Верховной власти, над ними одинаково владычествующей.

Нация есть» основа, при слабости которой слабо и государство; государство, ослабляющее нацию, тем самым доказывает свою несостоятельность. Верховная власть есть конкретное выражение принципа, принимаемого нацией за объединительное начало»207. Согласно Л. Тихомирову, «верховная власть», в лице самодержца, является основой государственной идентичности.

Вместе с тем« «монархия возможна лишь в нации, т. е. в обществе с установившейся внутренней логикой, развития, с известной преемственной традицией с тем, что и составляет «дух народа». ... Ее политика поэтому только и может быть основана на осуществлении целей этого преемственно развивающегося,целого, то есть необходимо» должна стать национальной, и если не будет такой, то монархия становиться ненужной данному обществу и даже невозможна для него» .

Официальная идеология российского государства в XIX веке базировалась на достаточно простых и понятных основаниях. По, мнению американского исследователя Р. Суни6« Bs основе доктрины «официальной народности» лежит образ России как единой семьи, в которой правитель выступает в роли отца, а подданные в роли детей. Отцу принадлежит неограниченная власть над детьми, и он позволяет им пользоваться полной свободой. В отношениях между отцом и детьми! нет места подозрению или предательству».209

Н.А. Бердяев считал главными факторами, оказывающими влияние на формирование российской идентичности, огромные, пространства России и православную веру. «Противоречивость русской души определялась сложностью русской исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного и западного элемента

Разрушение советской идентичности в процессе перестройки и распад советского государства

11 марта 1985 года начался, новый, и завершающий этап в истории советской идентичности и самого Советского государства. Из сообщения в газете «Правда»: «В связи с кончиной Генерального секретаря ЦК КПСС Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.У. Черненко... Пленум ЦК рассмотрел вопрос об избрании Генерального Секретаря ЦК КПСС.

«По поручению Политбюро с речью по этому вопросу выступил член Политбюро т. Громыко А.А. Он внес предложение избрать Генеральным секретарем ЦК КПСС т. Горбачева М.С.

Затем на Пленуме выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС т. Горбачев М.С. Он выразил глубокую признательность за высокое доверие, оказанное ему Центральным Комитетом ЦК КПСС, отметил, что очень хорошо понимает, сколь велика связанная с этим ответственность...».294 Выборы были проведены с такой поспешностью, что главный конкурент М.С. Горбачева, В.Г. Романов, даже не был о них проинформирован.

Американский советолог С. Коэн, пытаясь выяснить причины разрушения СССР, суммирует все имеющиеся концепции и подвергает их тщательному анализу. По его мнению версий шесть:

- генетический порок советской системы;

- национальная и демократическая революции «снизу»;

- экономический кризис;

- реформы в конечном счете вышли из под контроля и породили лавину;

- СССР был разрушен собственной номенклатурой;

- решающее значение оказал личностный фактор в истории (М. Горбачев и Б. Ельцин).295

В итоге С. Коэн приходит к утверждению, что решающим был фактор личности. Ввиду существенной роли личностного фактора следует дать краткую биографию нового Генерального секретаря ЦК КПСС:

Выходец из Ставрополя, М.С. Горбачев закончил юридический факультет МГУ. Вернувшись на родину, он предпочел юриспруденции партийную работу, и в течение 20 лет был партийным функционером, сделал блестящую карьеру, став первым секретарем ставропольского обкома. По долгу партийной работы, занимаясь борьбой с «идеями загнивающего капитализма», Михаил Сергеевич имел доступ к литературе, лежавшей в те времена в «спецхранах» КГБ и не доходившей до большинства советских граждан. Таким образом, еще до приезда в Москву в 1981 г. последний советский реформатор был хорошо ознакомлен с общими тенденциями мирового развития. Попав в новую команду, создаваемую Ю.В. Андроповым, Горбачев после смерти Черненко получил пост генсека при активной поддержке Е.К. Лигачева, сторонника постепенных, умеренных реформ.

Соответственно, теоретически, М.С. Горбачев был прекрасно подготовлен к роли реформатора советской идентичности, в силу своих занятий идеологическими проблемами. К реформированию государственной системы в целом так же имелась склонность. Новые веяния и контуры реформ были оформлены уже на апрельском и июньском пленумах ЦК КПСС. Был выдвинут новый идеологический лозунг «Гласность, ускорение, перестройка». Все общество сверху донизу было проникнуто предвкушением грядущих изменений.

В основе любого общественного потрясения, каким являются крупные преобразования экономической системы, политической власти и управленческих институтов, обычно, лежит общая ценностная установка, которая модифицируется, дополняется или преображается в ходе творчества пришедших в движение масс297.

Сформулированные им постулаты о необходимости перестройки М.С. Горбачев изложил на XXVII съезде КПСС (25.02-06.03.1986).

Политический доклад (и его основные тезисы) генерального секретаря был встречен единодушным одобрением.

«Что мы понимаем под ускорением? Прежде всего, повышение темпов экономического роста. Но не только. Суть его — в новом качестве роста: всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.

Курс на ускорение не сводится к преобразованиям в экономической области. Он предусматривает проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социалистической справедливости. Стратегия ускорения предполагает совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодолевание инерции, застойности и консерватизма - всего, что сдерживает общественный прогресс...» .

Из двух составляющих жизни общества — материальной и духовной, первоначальный упор «архитекторов» перестройки был сделан, по марксистской традиции, на- «бытие». «Определяемая» им духовная" сфера, нуждавшаяся в новых веяниях, в демократии, не была забыта Реформа общественного сознания, идентичности, должна была играть второстепенную, обеспечивающую роль. «Демократия — это тот здоровый и чистый воздух, в котором только и может полнокровно жить социалистический общественный организм. Вот почему, когда мы говорим, что мощный потенциал социализма у нас используется- еще не полностью, то имеем, в виду и то, что- ускорение развития общества немыслимо и -невозможно без дальнейшего развития социалистической- демократии, всех её стороной проявлений»299.

Роль «цемента» в укреплении- социалистической демократии отводилась «гласности». Теоретически она означала открытость процесса принятия решений, однако гласность перестройки сводилась, фактически, лишь к декларации совершаемых ошибок. В советское время; ошибки, просчеты и негативные явления в- общественной жизни порой замалчивались, исправлялись без огласки, но не всегда. В особых случаях исправление негатива было ритуальным, торжественно публичным. Но всегда существовало железное правило-— пока ошибка не исправлена, говорить о ней не стоило

Гласность совершаемых ошибок без их исправления в публичной политике приводит к потере авторитета самого политика и подрывает доверие в\ обществе к проводимому политическому курсу,. отвращает общественное сознание от поддержки его действий: Применительно к государственной-идентичности, подобныймеханизм воздействия.государства на общество ведет к полной потере: доверияївторого к первому, тотальное разрушение базовыхролевыхсвязей концепции идентичности: .

Ошибки «гласности» сыграли - роковую роль позже, на завершающем этапе перестройки.. Ш начале; реформ»? ожесточенная самокритика доселе «непогрешимой» власти? привлекала людей на« сторону реформ: Поэтому делегаты; XXMD съезда КПСЄ совершенно искренне одобрили план экономических реформ представленный . М!С., Горбачёвым ж поручили ЦК. претворить его в жизнь. Ш резолюции съезда было отмечено: «Совершенствование управления требует перестройки мышления; ясного пониманиям партийным активом; хозяйственными г кадрами; широкими; массами трудящихся! новых; задачу, отказа? от сложившихся? стереотипов. Необходимо; улучшить научную, разработку теоретических вопросов управления связанных прежде всего- с диалектикой; взаимодействия производительных сил: и- производственных отношений при; социализме, развитием? социалистическою собственности, использованием товарно-. денежных отношений; сочетанием;: централизма- и самостоятельности хозяйственных организации.»

Формирование базовых элементов национально-государственной идентичности России в начале XXI века

В августе 1999 года на пост премьер министра РФ назначается бывший до того директором Федеральной Службы Безопасности Владимир Владимирович Путин. В- российской политической традиции личность правителя, руководителя государства всегда имела особое значение. Личность Путина и его убеждения, значительно повлияли на процесс формирования новой национально-государственной идентичности, да и на само ее содержание.

Это объясняется тем, «что реальным инструментом власти в современной системе является не административная вертикаль, а система влияния, основанная на моральном авторитете и значимости».43 Скромный послужной список и быстрый карьерный рост этого выходца из самой закрытой структуры бывшего СССР вызвали удивление многих. Официальная биография гласит:

«Родился 7 октября 1952 года в Ленинграде. В 1975 году закончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. По распределению был направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1985-1990 годах работал в ГДР. С 1990 года - помощник ректора Ленинградского государственного университета по международным вопросам, затем - советник председателя Ленинградского городского совета. С июня 1991 года - председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, одновременно - с 1994 года - первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга. С августа 1996 года - заместитель управляющего делами Президента Российской Федерации. С марта 1997 года - заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации, начальник Главного контрольного управления Президента Российской Федерации. С мая 1998 года - первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации. В июле 1998 года назначен директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одновременно - с марта 1999 года - Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации»431.

История «прорыва» В.В. Путина в высшие эшелоны власти довольно загадочна.432 По словам самого В. Путина: «Инициатива моего прихода в администрацию президента принадлежала с самого начала управляющему делами президента Павлу Бородину»433. В этот период, в ходе «придворной борьбы» А. Чубайс и другие пытались уменьшить влияние последнего434. Дальнейшая его карьера в Москве, была быстрой и успешной. Конечный взлет В. Путина на вершину власти объясняется легче. «Как политик, второй Президент России поднялся из крови и грязи чеченской войны» .

Это мнение пытаются оспорить верные президенту публицисты и соратники: «... очевидно, что этот успех — результат не только решительности, проявленной В. Путиным в Чечне, не только более или менее удачного решения ряда социальных проблем..., но и того, что он чутко уловил настроения и ожидания основной массы населения».436 В. Печенев, стараясь отметить сильные качества В В. Путина, признает, что популизм стал основой его феноменального политического успеха. Не «В. Путин ... публично излагает... свою»идеологию, стержень которой составляют сильная власть, порядок, безопасность, социально ориентированная. и динамично развивающаяся экономика, последовательное отстаивание национальных интересов на международной арене» .

Однако с путинской идеологией не все так просто. Как указывает политолог Г. Павловский; «Путин; большой хитрец, долго уклонялся от выявления своих позиций и ценностей. Неопределенность доктрины была»его защитой».438 Стремясь защитить президента от обвинений в отсутствии единой концепции, Г. Павловский пишет: «политический опыт Путина во власти интересней, глубже нападок на его личность».439 Но признает «Путин приобретал знание о государстве по ходу самого государственного строительства» и резюмирует «изучение его идеологии — не только в гуманитарном, но и в инженерном смысле — едва начинается».441

Путинские лозунги, безусловно, имеют популистское наполнение. Однако проявляется оно только тогда, когда политик, пришедший к власти под этими лозунгами, не выполняет своих обещаний. Последующая деятельность второго президента России показала, что он сам разделяет провозглашенные идеалы. Идеологическая деятельность государства, при В.В. Путине стала более интенсивной и последовательной. Истоки путинской государственнической доктрины уловить несложно — служба в КГБ. Задачи и функции государства он понимает следующим образом: «одна из главных задач государства — создавать правила, общие правила: в виде законов, инструкций, положений. И второе — соблюдать эти правила, гарантировать их соблюдение.. .»442.

«Диктатура закона» стала эмблемой президентства В.В. Путина. Однако в практике политической борьбы это привело к селективности подхода. Борьба с терроризмом- к нарушению прав человека, усмирение «местных царьков» - к урезанию прав регионов и рецентрализации. Борьба» с олигархами, восстановление государственного информационного пространства - к подавлению свободы слова, гонению на неправительственные организации.

С момента своего прихода к власти в августе 1999 года В.В. Путин, используя имевшиеся у государства ресурсы, пытается укрепить его престиж в обществе. «Для меня было ясно, что очень сильно разбалансирован государственный механизм, есть диспропорции между различными уровнями власти и управления. И было понятно, что в таких условиях проводить сколько-либо внятные преобразования невозможно.

Похожие диссертации на Государство как фактор смены национальных идентичностей в процессе распада СССР и создания Российской Федерации