Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Исламский фактор" в общественно-политической жизни современной России Аршинова Светлана Федоровна

<
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аршинова Светлана Федоровна. "Исламский фактор" в общественно-политической жизни современной России : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02. - Саратов, 2005. - 231 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Исторические условия формирования исламского фактора в России 20

Раздел II. Российское государство и религиозный фактор: суть взаимоотношений

Раздел III. Влияние ислама на социальные процессы и этнополитическую ситуацию в стране 90

Раздел IV. Специфика «исламского экстремизма» в России 132

Заключение 190

Приложение 200

Список использованных источников и литературы 206

Введение к работе

В настоящее время Россия переживает один из наиболее противоречивых и сложных этапов в своей истории. Преобразования, начавшиеся с 90-х годов XX века, внесли серьезные коррективы и изменения во все сферы жизни общества и государства. Одним из проявлений начавшихся изменений в стране стало религиозное возрождение, которое

fc характеризуется увеличением числа верующих, ростом в общественном

сознании престижа религиозных организаций, действующих в стране, обращением к религиозной культуре, возникновением партий и движений на основе религиозной идеологии.

Изучение сути процесса религиозного возрождения способствует его более глубокому пониманию и выработки правильного вектора дальнейшего

fc развития Российского государства. Это имеет не только научное, но и

практическое, общественно-политическое значение. И в этом контексте дискуссия вокруг определения «возрождение ислама» может дать толчок к поискам более точных определений, отражающих суть происходящих в современном исламе изменений. Поэтому рассмотрение поставленной в работе проблемы можно было бы начать с обзора самого понятия «возрождение».

Термином «Возрождение» или по другому «Ренессанс» принято

^ обозначать период в культурном и идейном развитии стран Западной и

Центральной Европы (в Италии — XTV—XVI века, в других странах — конец XV—XVI век), переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Важнейшей особенностью этого периода было особое толкование религиозных проблем своего времени. Конечно, нельзя автоматически переносить этот термин и его значение на современную действительность, но он хорошо подошел к сегодняшней действительности и легко прижился среди исследователей, политологов и журналистов.

4 Сам термин «возрождение» в русском языке означает «появление вновь, возобновление, подъем после периода упадка, разрушения». Если отталкиваться от периода гонений на религию в советские годы, то сегодняшнее обращение значительного числа людей к религии, и в частности к исламу, вполне позволяет применять данные определения.

Многие исследователи считают, что роль религии следует рассматривать объективно, исторически, в определенных условиях места и времени, так как это приближает исследование к реальной действительности. Религия, хотя и оказывает влияние на экономические отношения и другие сферы жизнедеятельности общества, не является исходной и определяющей, поэтому в разных обществах ей отводится разное место. Такой подход полностью применим и к изучению роли ислама в России. И следует говорить не столько о возрождении ислама, сколько о возрождении исламизма — политического движения мусульманской интеллигенции, так как сам ислам, как мировая религия, никогда не исчезал и ему не надо возрождаться. Возрождаются, а точнее активизируются, элементы, связанные с ним. Это явление общественное, связанное непосредственно с теми изменениями, которые стали происходить в экономической, политической и духовной жизни современной России. Поэтому если мы хотим понять, что происходит с исламом в наши дни, то должны представить не только его положение сегодня, но и отношение к нему в прошлом. И только на этом фоне можно правильно определить произошедшие с ним изменения, которые стали фактором жизни российского общества.

«Возрождение» — это обращение к опыту прошлого, опыту эпох. Но в настоящее время этот процесс происходит в других условиях. Хотя существование большого количества течений в исламе позволяет говорить о том, что часть из них действительно стремится к прошлому, стремится возродить так называемый «чистый ислам», прийти к его истокам. Таких взглядов придерживаются фундаменталистские течения, в частности ваххабизм, проникший в последние годы на территорию России и стран СНГ.

5 Таким образом, оценивая религиозную ситуацию, следует принять во внимание наличие в стране различных религий, конфессий, религиозных направлений, их количественное соотношение, взаимоотношения между собой, историческую вписанность в данное общество, их взаимоотношения с данным обществом и государством.

Ислам (араб., букв. - покорность) - монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с буддизмом, христианством), возникшая в Аравии в VII в. и сформировавшаяся под значительным влиянием христианства и буддизма. На сегодняшний день ислам исповедуют около 1,3 млрд. человек, христианство примерно почти 2 млрд. и буддизм - чуть более 300 млн. человек. В XX веке ислам имел самые высокие темпы роста числа верующих среди других мировых религий. Этот рост обусловлен в основном высокой рождаемостью у мусульманских народов и небольшим процентом — обращением в ислам немусульман. По имеющимся прогнозам, к 2008 году христиан станет больше на 27 %, а мусульман — на 33 %, а к 2050 году из 8 млрд. человек на земле 3 млрд. будут исповедовать ислам. Это дает толчок исследователям для более глубокого и серьезного рассмотрения религиозного и особенно исламского вопроса уже сегодня для прогнозирования и разработки правильных шагов в целях позитивного развития процесса, называемого религиозным возрождением.

По разным подсчетам, в России проживает от 15 до 30 млн. мусульман. Быстро растущее количество приверженцев ислама в стране может превратиться в общественно-политическую силу в стране и при определенных обстоятельствах оказаться в конфронтации с российским государством, православной церковью и с широкими слоями русского населения, которому внешними силами сейчас прививается дух ксенофобии, исламофобии. Следует учитывать, что ислам - религия, которая имеет собственный политический проект. А мусульманская интеллигенция в России сегодня начинает активно пытаться реализовать проект исламизма, чтобы добиться определенных политических целей в стране.

В России большинство мусульман принадлежат к мирным (ханафитскому и шафиитскому) мазхабам суннитского направления в исламе. Однако в последнее время стали проникать представители радикальных течений в исламе. В стране и во всем мире активизировались так называемые фундаменталисты. Несмотря на то, что изначально появление этого термина связано с радикально-консервативным течением в американском протестантизме, которое зародилось в конце XIX века и получило название от журнала «The Fundamentals», издаваемого в США в 1910-1912 годах. Сегодня этот термин применяется по большей части именно к исламским течениям.

Исламский фундаментализм - это стремление к очищению исламской ортодоксии от искажений и чуждых наслоений, как в религиозной, так и в социально-политических сферах. Есть мнение, что это скорее политическое, чем религиозное движение, так как его представители не выступают с идеями реформирования собственно религии как системы догм и обрядов. Они требуют изменения места и роли религии в жизни общества,1 отвергая господствующую идеологию. Но в последнее время этот термин приобрел негативный характер и связан с тем, что его постоянно отождествляют с крайней формой проявления фундаментализма - экстремизмом. Исламский экстремизм используется различными исламистскими группировками, ставящими своей целью захват политической власти.

В последнее время в России стали актуальны темы исламского фундаментализма и экстремизма. В связи с этим необходимо переосмысление и оценка социально-политических изменений в политическом облике страны. Это особенно важно сделать и для того, чтобы разобраться, какова степень влияния «исламского фактора» и насколько опасны те тенденции в развитии религиозной жизни, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время.

Сам термин «фактор» (Большая советская энциклопедия) означает движущую силу какого-либо процесса, определяющего его характер или

7 отдельные черты. «Исламский фактор» - это социально значимая деятельность субъектов ислама при условии, что они оказывают влияние на общество. Надо учитывать, что это ещё и часть внешней, и часть внутренней политики России. Разобраться в нем непросто, но необходимо.

На рубеже XX - XXI веков усилился интерес и научного сообщества к исламскому вопросу. Исследователи стали всё чаще задаваться вопросами о том, насколько в современных условиях после многолетнего атеизма, господствовавшего в стране, необходима религия для становления человека как личности, для формирования его духовной культуры, мировоззренческой и социокультурной составляющей.

Имеет несомненную актуальность научный анализ современного взаимодействия Российского государства и религии, и в частности ислама, поиск направлений его развития в будущем становится общественной потребностью. Учитывая современные международно-политические реалии и опираясь на анализ ситуации в России важно понять в каком направлении пойдет развитие ислама в дальнейшем. Следует создавать условия, чтобы мусульмане успешно адаптировались к условиям быстро меняющейся российской действительности, успешно жили и действовали в. условиях многоконфессионального общества. Это требует критического осмысления изменений, происшедших в религиозной жизни мусульман за последние годы, поиска путей изменения содержания исламского просвещения.

В этой связи очевидна острая потребность как науки, так и общества в новом, современном знании о влиянии исламского фактора на государственное и общественное развитие России.

Помимо чисто научной значимости изучение проблем диссертации имеет и прикладной характер. Оно может способствовать выработке предложений и рекомендаций, касающихся формирования долгосрочной внутри- и внешнеполитической стратегии России в отношении ислама в XXI веке с учетом её национально-государственных интересов.

Состояние научной разработанности проблемы влияния исламского фактора на государственное и общественное развитие России оставляет неоднозначное впечатление. Положительной тенденцией последних лет является рост числа публикаций, посвященных данной тематике. С другой стороны, налицо излишняя политизированность и ангажированность авторов исследований, находящихся под воздействием многих субъективных факторов, таких как собственная национальность, вероисповедание и близость к разнообразным политическим институтам. Тем самым целый ряд основополагающих аспектов остается либо малоисследованными, либо замалчивается или преподносится достаточно однобоко и тенденциозно.

Находятся публицисты и политики в России, которые всерьез говорят об «угрозе», исходящей от ислама. Подобные взгляды, широко тиражируемые отечественными и зарубежными масс-медиа, оказывают существенное влияние на все общество, создавая в его умах фрагментарную и одностороннюю картину происходящего.

Главным образом сложность темы определяется тем,' что на протяжении последних лет в сугубо религиозные процессы привнесена изрядная доля политики. Политические круги России, Средней Азии и зарубежных стран для достижения своих групповых целей стали все активнее использовать ислам, как определенное пугало.

Для изучения влияния «исламского фактора» в России, выработки собственного отношения к нему необходимо обратиться к трудам, как непосредственно касающимся интересующих нас проблем, так и рассматривающим их опосредованно. Все публикации по интересующим нас проблемам можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют работы, на основе анализа которых был сформулирован вывод о степени развития научного знания в области

9 интересующей нас проблематики, и были определены основные принципы собственного исследования1.

Важными по содержанию и структуре явились труды общетеоретического характера, которые помогли сориентироваться в актуальных проблемах политической жизни современной России, методологии исследования и задать искомый вектор данной работы.2

Богатый фактический и методологический материал содержат работы известных исламоведов и политологов: Ланды Р.Г., Сюкияйнена Л.Р., Кобищанова Ю.М. и др. В то же время, необходимо отметить, что в них лишь косвенно затрагивается ряд более узких вопросов.

Современное положение ислама в России, в том числе возрожденческие процессы, стали объектом исследований ряда монографий. Судьбы ислама в современной России, перспективы его развития исследованы А. Малашенко, Л.А. Башировым, Р.Г. Абдулатиповым.4 Эти

Awe А.А., Владимиров КГ Ислам в России. М., 1996; Журавлев КВ., Мельков С.А., Шершнев Л.К Путь воинов Аллаха. Ислам и политика России. М: «Вече», 2004; Игнатенко А. Ислам и политика. М.: Институт религии и политики, 2004; Ислам и мусульмане в современной России. М., 1999; Кордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная СМ. Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского Ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. М.: Прогресс-Традиция, 2001; Мухаметшш Ф. М. Ислам в современном российском обществе // Мусульмане изменяющейся России. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002; Кучер O.K., Семотюк O.K. Ислам. Ростов н/Д: «Феникс», Харьков: «Торсинг», 2004;.

2 Долгов В.М. Политическое пространство современной России // Известия
Саратовского университета. Т. 1. Вып. 1. Саратов, 2003; Матвеев Р.Ф. Аналитическая
политология. Саратов, 2002; Кляйс Я.А. Политология и актуальные проблемы
политической жизни современной России. М., 2002 и др;

3 Жданов К В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные
отношения, 2003; Кобищанов Ю. М. Мусульмане России, коренные российские
мусульмане и русские-мусульмане // Мусульмане изменяющейся России. М.: «Российская
политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002; Ланда Р.Г. Россия и мир ислама: общее
и особенное // Культурная идентичность и глобализация: Докл. и выступления 5-й
Междунар. филос. симпоз. "Диалог цивилизаций: Восток-Запад", г. Москва, 27-28 апр., 4-
5 мая 2001 г. М., 2002; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманско-правовая культура и российское
законодательство // Мусульмане России накануне XXI века: Материалы Международной
научной конференции, Москва, 6 сентября 1997 г., М., 1998; Сюкияйнен Л. Ислам против
ислама: Об исламской альтернативе экстремизму и терроризму // Центральная Азия и
Кавказ. 2002, №3;.

4 Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. М., 1998; Баширов
Л. А.
Ислам и этнополитические процессы в современной России: точка зрения. М., 2000;

10 исследования, анализирующие существование ислама в России в целом, особое внимание уделяют непосредственно исламскому фактору, использованию ислама в политике, его влиянию на социальные процессы.

Изучение работ данного направления позволило постоянно соотносить степень изучения влияния ислама на все процессы в государстве и точки зрения, методологию, направления анализа интересующих нас вопросов.

Важные теоретические положения, касающиеся ислама и мусульманского мира, а также их роли в современном мире содержатся в трудах известных западных ученых, таких как А. Бенигсен, С. Хантингтон, 3. Бжезинский5. Особый взгляд западных исследователей по данной проблематике находится в трудах таких исследователей, как Д. Букай, А. Рауф, X. Ханафи, А. Филали-Ансари.б

Однако в их исследовательские задачи не входило выяснение принципов внутренних взаимосвязей между исламом и российской государственностью и общностью. Они главным образом, затрагивают вопрос влияния ислама на западные государства, его взаимодействие с гражданским обществом и вопросы артикуляции позиции ислама на международной арене в условиях агрессивных попыток формирования однополярного мира. Этим они и ценны, так как предоставляют нам возможность узнать их позиции по отношению к исламу в своей стране, и сравнить это отношение, если речь заходит о России. Интересен тот факт, что почти все они написаны в обвиняющей форме, негативно настроенные по

Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Ислам и Россия. М.: «ВЕЧЕ», 2004; Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М.: Мысль, 2002.

5 Бенигсен А. Мусульмане в СССР // Россия и Татарстан: проблемы
асимметричных отношений 1995, N2 , С. 80 // ; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.:
ACT, 2003; Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1998.

6 Bukay D. Total Terrorism in the Name of Allah: The Emergence of the New Islamic
Fundamentalists II ; The origin
of modern Conservatism and islamic fundamentalism II
Islamie Dilemmas: Reformers,
nationalists and industrialization. 1985; RaufA. Islam in Russia II
; Filali-Ansary A. L'islam et la
democratic II Le Nouvel Observaleur. Avril. 2005.

отношению к мировой религии под названием ислам, которая по их мнению виновна во многих бедах современного международного сообщества.

Вторая группа работ, имеющая особую значимость для данного исследования, посвящена подробному рассмотрению более узких проблем, таких как взаимоотношения религии и государства в России7, участие ислама в политической жизни страны через создаваемые партии и движения8.

Труды авторов данной группы позволили с большей долей объективности оценить такой сложный феномен, как социально-политическое влияние исламского фактора, рассмотреть подробно взаимоотношения ислама и власти, партий, общества. В то же время, признавая безусловную теоретико-методологическую значимость этих исследований, необходимо отметить, что зачастую в них отсутствует развернутая теоретическая концепция по исламскому фактору в России или же теоретические построения, высказываемые тем или иным автором '' недостаточно аргументированы и политически ангажированы.

Третья группа политологических исследований посвящена большой и * актуальной международной проблематике, а именно фундаментализму, экстремизму и терроризму. Ещё с перестроечных времен внимание » зарубежных советологов оказалось приковано к феномену «исламского фундаментализма», чьи работы в основном сводились просто к его описанию. Сегодня эта тема стала очень актуальной, потому что терроризм и

Верховский А. Власть и религия в современной России // Свободная мысль - XXI. 2004. №4; Градировский С. Русский ислам // Эксперт. 2003. № 6. С. 56; Здоровец Я.И., Мухин А.А. Конфессии и секты в России. М.: ЦПИ, 2005; Лопаткин Р. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации. 07.10.2002// ; Модестов С. А. Ислам и его влияние на развитие государственно-гражданских отношений в России // Стенограмма «Круглого стола» на тему: «Россия и исламский мир». 7.10.2003. (архив ЛДПР); Примаков Е.М. Россия не противодейстует исламу // Независимая газеты. 3 марта 1996;.

8 Иваненко С, Щегорцов А. Ислам в России. Ислам в России // ; Мухаметшин Ф.М. Ислам в современном российском обществе // Мусульмане изменяющейся России. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002; Сафронов С. Ислам в политической жизни России 1999 - начала 2000 г. // Регионы России в 1999 г.: Ежегодное приложение к "Политическому альманаху России" // ;

12 экстремизм, как крайние формы фундаментализма, набирают силу и мощь и ни одно государство не может ощущать себя в полной безопасности. В России написано много работ с изложением диаметрально противоположных точек зрения. Подобный интерес к исламским «крайностям» во многом подогревается некоторыми российскими политиками, СМИ, которые подхватили идею о «зеленой дуге», протянувшейся от Кавказа и Центральной Азии до Волги, и проводящие параллели между терроризмом и исламом. Научные исследования же стараются быть объективными и восстановить справедливость, приводя аргументы в пользу того, что так называемый «исламский» экстремизм и чудовищные террористические акты, в большей своей части имеют вовсе не исламские источники и не следуют целям политического ислама. Авторы прилагают усилия, чтобы отделить террористические акты от термина «исламские». На основе обширного фактического материала ими рассматриваются теоретические и практические вопросы взаимосвязи терроризма и ислама, политики и ислама.9 Работы этих исследователей позволяют нам увидеть сегодняшние проблемы, связанные не только, как оказывается, с исламом, а с геополитикой многих государств, и представить масштаб назревших проблем.

Анализу тенденций возрождения ислама, а также освещению различных проявлений исламского фундаментализма, достаточно пристальное внимание уделяется в средствах массовой информации. В этой связи в работе широко использовались материалы периодики.10

9 Джабраилов Т. Время знать правду // Российская Федерация сегодня. 2004.
ноябрь. № 21; Джемаль Г. Освобождение ислама. М.: Издательский дом «Умма», 2004;
Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М: Ладомир, 2004; Россия не воюет с
исламом
(Интервью с Генерал-лейтенантом Леонидом Шебаршиным) // Независимое
военное обозрение. № 18 (427). 20 мая 2005 // ; Устинов В.В. Обвиняется терроризм. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002;
Халидов Д. Международный терроризм - инструмент глобализации.
Правда и мифы, или кое-что о ложных основаниях политики //
; Хазам А. Брифинг «Терроризм— кризис
ислама?» Росбалт, 14.10.2004. Москва и др.

10 Мусульман научат родину любить // Известия. 24 марта 2005. № 48; Сюкияйнен
Л.
Ислам против исламского экстремизма // Азия и Африка сегодня. 2003. № 2; Сухов И.
Поворот светского лица. Мусульмане опять пришли в общественное движение // Время

13 Тысячелетнюю, интересную и очень непростую историю ислама в России слишком часто подвергают искажению. В результате на страницах газеты идет оживленная дискуссия о судьбах ислама и мусульман в России.

В целом, анализ состояния научной разработанности темы диссертации позволяет говорить о том, что проблема существования ислама в политическом пространстве современной России, его влияние на государство и общество в частных своих аспектах уже рассматривалась рядом исследователей. Имеются как концептуальные разработки, так и публикации, вводящие в научный оборот обширный фактический материал. Вместе с тем, эти работы не дают целостного представления по интересующей нас проблематике.

Объектом исследования является ислам, как религия, претерпевающая в настоящее время бурные изменения, его субъекты, действующие в России и за рубежом

Предметом исследования являются особенности влияние ислама на общество и государство в России, факторы исламского возрождения и развития ислама на рубеже XX - XXI веков, противоречия в развитии религиозной жизни в современных условиях, а также составляющие «исламского» фундаментализма, экстремизма и терроризма в России.

новостей. 18 марта 2005 г. № 45; Сафиуллин Ф. Станет ли Россия полюсом добра?// Татарстан. 2004, №9; Тульский М Ваххабиты в России побеждают умеренных мусульман? Пока имеет место триумф в информационной войне, но виртуальный успех может превратиться в реальный // Независимая газета. - 19 июля 2001; Трофимчук Н.А. Религия и проблемы национальной безопасности России: Выступления на научно-практической конференции "Религия и проблемы национальной безопасности // Безопасность Евразии. 2002. N 1; Титоренко В. Ислам и интересы России // Международные отношения, 1995, № 1; Уриханян А. Осторожно, двери закрываются// Политический журнал. 2004, 20 сентября, № 34 (37); Умное А. Кто такие ваххабиты? // Российская Федерация сегодня. 2004. ноябрь. №21; ФрагаХ. Ислам и терроризм - не одно и то же // Новые известия. 12.04. 2004. № 63 (1462); Чудаков А. "Русские, убирайтесь!" - все громче требуют незваные гости России // Российская Федерация сегодня. 2002. N 14; Шевцов О., Ахмирова Р. Почему мы боимся мусульман? // Комсомольская правда. 16.03.2004; Шафаревич И. В стране белого ангела // Завтра. 1996. № 49; Юрьев С. Не надо бояться. Страх - плохой союзник в борьбе цивилизаций // Комсомольская правда. 30.03.2004; Юрченко В. О роли исламского фактора в современном мире // Общие военные проблемы. ЗВО. 09.2000; и др.

14 С учетом вышеизложенного, актуальности рассматриваемой проблемы и состоянием ее научной разработанности целью диссертации является: анализ влияния исламского фактора на развитие общественно-политической ситуации в стране, определение предпосылок и особенностей исламского возрождения в Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели и для ее успешной реализации, потребовалось решить ряд конкретных исследовательских задач:

проанализировать на общетеоретическом уровне взаимоотношения государства и общества с исламом с учетом современных общемировых реалий;

рассмотреть в историческом аспекте социально-политические условия и предпосылки становления ислама в качестве важного фактора этноконфессиональной самоидентификации народов;

исследовать внутренние и внешние источники, оказывающие влияние на исламскую общину в России;

уделить внимание анализу взаимосвязи «исламского фундаментализма», «исламского радикализма» и экстремизма под исламскими лозунгами на территории современной России, а также их влияние на процессы в стране.

Методология исследования определена спецификой политического исследования и тесным образом связана с аналитическими методами и приемами концептуального и идейного подхода.

Для выполнения конкретно поставленных научных задач автор применил методы конкретно-исторического и функционального анализа роли ислама в прошлом и настоящем.

Основываясь на дескриптивно-историческом характере исследования, были изучены историческое развитие религии ислама в России, взаимосвязь этой религии с другими институтами. Метод историзма позволил отслеживать хронологию событий, изменение ислама в политической и общественной жизни России на протяжении веков.

Автор рассматривает политические реалии, используя политико-культурный подход, что представляется чрезвычайно важным, особенно когда речь идет о религиях. Политико-культурный подход интегрирует методы социологии, социокультурологии, национальной психологии и методов исследования социальных и политических установок людей. Это дает возможность полнее и глубже понять механизмы взаимодействия религии, в данном случае ислама, с российским обществом и государством, выявить действительное место религиозных верований в политических процессах.

В своем исследовании автор прибегал к сравнительному и системному методам, что позволило проследить эволюцию взаимоотношений религии и общества, религии и государства в России на различных её этапах.

Объективный подход к объяснению проблем, связанных с религией,
учет многообразных факторов, влияющих на религиозность, на социальное w
политическое развитие страны, в конечном счете, позволили раскрыть
проблему как сложное социокультурное и социополитическое явление. *

Многогранность проблемы, обозначенной в исследовательском проекте, предопределили сочетание эмпирического подхода, структурного * анализа и теоретических обобщений. В процессе изучения предмета использовались методики:

непосредственных визуальных наблюдений за событиями в стране и за рубежом;

- социологических опросов;

- политологического анализа исламского фактора в развитии
современных общественных движений.

Определенную методологическую трудность в исследовательской работе представляла проблема корректного использования терминов и понятий, которые зачастую искажаются, особенно в средствах массовой информации, по-разному трактуются и понимаются в том числе и в научной среде.

Таким образом, методология представляет собой синтез различных теоретических подходов к проведению политологического анализа современного материала, определяющего место и роль исламского фактора в России.

Решение поставленных задач и методология исследования потребовали привлечения наряду с названной выше литературой и определенного круга источников.

Во-первых, к основным источникам данной работы следует отнести правовые документы11: Конституцию Российской Федерации, Концепции национальной безопасности РФ, Военную доктрину РФ, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г) и другие законодательные акты. Эти нормативные документы создали определенный базис аналитической работы, позволили сформировать представление о легитимной основе функционирования религиозных организаций в России, мерах, организованных государством для безопасности страны, о собственных национальных интересах.

Во-вторых, особое место заняли постановления, программы мусульманских организаций, положения, принятые в духовных управлениях мусульман12. Эти документы дали возможность представить и оценить ту роль в общественной жизни, какую духовные управления мусульман, религиозные организации, общественно-политические организации отводят сами себе.

11 Военная доктрина РФ II Независимая газета. 22 апреля. 2000; Законодательство
России о свободе совести и о религиозных объединениях:
Сборник нормативных актов. М.,
2000; Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" II Собрание законодательства РФ.

1998. № 31. Ст. 3808; Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература,
1993; Концепция национальной безопасности РФ/1
.html.

12 Итоговый документ Международного Исламского Форума "Будущее мусульман
Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 1998; Заявление от J б сентября
1999 г. с осуждением террористических актов в Москве и Буйнакске II
Религия и право.

1999. № 4-5; Заявление КЦМСК относительно слов Р. Гайнутдина о недопустимости
считать ваххабизм экстремистской идеологией II

; Основные положения социальной программы российских мусульман. Ярославль: ДИА-пресс, 2001

Важное место при изучении любых вопросов, касающихся религии, занимают источники, формирующие духовные основы веры мусульманина и христианина - Коран и Библия.13

В-четвертых, для анализа использовались интервью, высказывания, книги духовных деятелей14. Эти источники очень помогли в изучении позиций представителей религиозных конфессий по многим интересующим нас вопросам, предоставили информацию, определяющую позицию своей религии на современном этапе. Также использовались стенограммы заседаний «круглых столов», выражавшие позиции политологов и исследователей по данной проблематике.

В-пятых, это статистические материалы, социологические опросы и исследования. Такая информация позволила более глубоко судить об уровне распространенности в обществе религиозности, отношения к исламу, провести сравнительные исследования, опираясь на фактический материал.

Особо можно выделить работу чеченского теолога Дени Баксана «След Сатаны на тайных тропах истории»15, выступающего с неприкрыто враждебной позицией по отношению в России, полностью оправдывающего военные действия боевиков в Чечне, призывая к дальнейшей борьбе с новыми силами.

Кроме того, в работе использовалась информация, полученная из периодической печати. Из-за ангажированности ряда российских и зарубежных средств массовой информации, при работе с ними учитывалась возможность заказной и тенденциозной подачи материала, опубликования непроверенных данных. При этом важно понимать, что несмотря на сильную

13 Коран. М: «НАУКА», 1990; Библия. М.: Российское Библейское общество, 2002.

14 Гайнутдин Р. О необходимости точных определений // НГ-Религии. 29 ноября.
2000; Гайнутдин Р. Ислам в России // Современная Россия. 2005. №1 (21); Гайнутдин Р.
Лицом к лицу. 11.11.2001 11101.asp;
Гайнутдин Р. В одиночку с шахидами не справиться // Новые Известия, 26 марта 2004 //
; Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл II
;
Таджуддин Т. Шейх-уль-ислам
//.

15 Баксан Д. След Сатаны на тайных тропах истории. Грозный, 1998.

18 политизированность наших СМИ, зараженность части СМИ исламофобией, они оказывают огромное влияние на общественное мнение россиян, создавая строго определенные и нужные для них и людей, стоящим за ними, настроения и позиции граждан в стране. Тем не менее, использование данного типа источников позволило получать свежую информацию и сравнивать её с реальными событиями.

В-шестых, самостоятельную группу источников представляют Интернет-ресурсы, сделавшие возможным доступ к обозначенным выше видам источников, так и оперативное информирование об изменении религиозной ситуации в стране и мире, о нововведениях и позиции в среде мусульманского духовенства России. Кроме того, посредством Интернет был осуществлен поиск зарубежных исследований по интересующей нас тематике.

Научная новизна диссертации обусловлена постановкой цели исследования и намеченными задачами и заключается в том, что поставлен и рассмотрен широкий круг вопросов применительно к исламу и мусульманской конфессии в России. Данное исследование представляет собой попытку политологического анализа роли ислама в жизни россиян, положительных и отрицательных его влияний и участия в политической жизни страны. В работе рассмотрен вопрос об истоках процесса «возрождения религии». В исследовании описаны изменения в положении ислама в обществе, которые повышают его место в общественной жизни. Рассмотрено явление так называемого «исламского» терроризма и экстремизма, с отделением этих понятий в большинстве случаев от термина «исламский».

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что достигнутые результаты являются теоретическими знаниями о существовании ислама в России, его месте в общественной и политической сфере общества, а также соотношении доли «исламского» в исламском фундаментализме. Будучи социальным явлением, религия, а данном случае

19 ислам, потенциально становится фактором многих общественных процессов. Кроме того, отдельные положения диссертации могут стать основой для дальнейших как теоретических, так и практических, прикладных исследований по вопросам влияния исламского фактора на всестороннее развитие России.

Исследование может быть использовано в процессе дальнейшей разработки теоретических проблем взаимоотношений российского государства и религий, места и роли ислама в политических процессах. Оно призвано способствовать более объективной оценке социально-политических процессов, выбрать более продуманную позицию властям по отношению к исламу в стране в целом.

Помимо этого, положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при подготовке курсов по гуманитарным специальностям, религиоведению, спецкурсов по исламоведению в России, по углубленному изучению факторов внешнего и внутреннего развития современной России, в частности особого воздействия религии, оказывающей значительное, но порой двоякое влияние на общественно-политические процессы в стране, учебных пособий по политологии и истории, а также затрагивающие такие злободневные темы, как экстремизм и терроризм.

Исторические условия формирования исламского фактора в России

Исторически так сложилось, что Российское государство оказалось на своеобразном перекрестке религий: на Западе - католическо-протестантский мир, на Востоке - буддизм, синтоизм и конфуцианство и юг, откуда пришли православие, ислам и иудаизм. Для того, чтобы объективно оценивать и характеризовать положение ислама в современной России, его влияние на социальную, политическую, культурную составляющую российского общества, необходимо проследить исторические корни и пути развития ислама в нашей стране. Иначе будет трудно судить о его духовном потенциале в России, об обоснованности политических претензий и возможностях самостоятельного государственного строительства у мусульманских народов России, и вообще о возможностях позитивно и безболезненно вписаться в современную видоизменившуюся общественную систему в стране.

История дает огромный фактический материал для осмысления религиозного процесса в его причинно-следственной связи со всеми сложностями эпох. Необходимо рассматривать судьбы ислама в России, ведь он был «вмонтирован в российские реалии: где-то по сути и закономерно, а где-то искусственно и по принуждению»16.

Россия исторически формировалась, прежде всего, как Русь христианская, православная. Но так же она не мыслима без мусульман, буддистов, иудеев и т. д. Существует мнение, что мусульмане и православные в России всегда смертельно враждовали друг с другом, а Российское государство ущемляло мусульманское население страны в их интересах. Такого взгляда придерживаются А. Каппелер и С. Червонная и считают, что «однозначно надо говорить о российской колониальной экспансии». Однако, как отмечает А. Малашенко, отношение к исламу в Российской империи и СССР в зависимости от времени и ситуации менялось «от отторжения до признания его частью российского исторического наследия, общероссийской культуры». Исмаил Шангареев, сопредседатель Совета муфтиев России, считает, что религиозных конфликтов на территории России не было никогда.

Сегодня различия между мусульманами и немусульманами не очень заметны в результате многолетней унификации народного быта, общей системы образования, использования преимущественно русского языка, секуляризации культуры и быта, многочисленных миграций и депортаций. Но так было не всегда, и за долгие столетия сосуществования бок о бок представителей двух мировых религий были и вражда, и притеснения, и взаимоуважение. Для того чтобы дать объективную оценку необходимо обратиться к рассмотрению истории существования ислама в Российском государстве.

Как сформировался мусульманский мир внутри России? Время появления ислама на российской территории называется разное, но все сходятся на том, что ислам стал распространяться на российской территории раньше православия. Р. Бухарев отмечает, что «ислам в Россию пришел в государственном смысле раньше христианства»20, опираясь на тот факт, что Волжская Булгария, принявшая ислам, еще в 986 году заключила вечный мир с Киевской Русью и соблюдала его полтора века. Именно через торговлю началось первое ознакомление славян с мусульманской религией, их культурой и образом жизни.

Есть мнение, что отсчет надо вести не с IX - X вв., как принято считать, а с VII-VIII веков, когда ислам распространялся «исключительно мирными средствами через добровольный выбор правящих элит, ориентированных на политический союз с Багдадским халифатом, сельджукской Турцией и другими мусульманскими странами».

Российский исследователь Р.Г. Ланда подтверждает, что первые мусульмане на территории России действительно появились в VII веке (654 году), на той территории, которую сейчас занимает Дагестан. Они были арабами и воевали с хазарами, которых победили в 737 году и заставили принять ислам. Смешанные русско-булгарские браки были не редкость, в том числе и в княжеских семьях. С 958 года связи с миром ислама поддерживались в основном за счет булгар, с помощью которых был освоен торговый путь через Каспий.

О VII веке пишет и доктор А. Рауф, упоминая о том, что ещё во время «справедливо управляемого Халифата в Медине, мусульманские армии начали свое проникновение на российскую территорию. В 642 г. Азербайджан прибывал при Мусульманском управлении. Мусульмане также заняли чрезвычайный важный пограничный город Дербент в 658 г. После завоевания восточного Кавказа ислам начал распространяться в этих областях без какого-либо сопротивления. Бухара отошла под власть мусульман в 674 г.».

Российское государство и религиозный фактор: суть взаимоотношений

Одним из наиболее важных вопросов успешного развития любой страны является отношение государства и религии. Хорошо продуманная система механизмов взаимодействия органов государственного управления с религиозными институтами является необходимым условием достижения гражданского мира, политической стабильности, нормализации общественной жизни в стране.

Согласно статье 14 Конституции РФ, принятой в 1993 году, Российская Федерация - светское государство, в котором каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать вообще никакой. Иначе и не должно быть в многонациональной и многоконфессиональной стране, ориентирующейся на демократические принципы развития. Ведь в обществе есть люди верующие и атеисты. Их права и свободы в демократическом государстве должны быть обеспечены в равной степени. А значит, государство должно дистанцироваться от вопросов веры, оказывая равное уважение всем: и атеистам, и любым религиозным организациям.

В политической сфере развитие светского государства ещё в начале XX века потеснило религию, и способствовало тому, что она во многом утратила свое значение и влияние на государственные институты и граждан. Вера, -как считает С.А. Модестов, - прерогатива человека. «Государство не может быть верующим или неверующим. Отношения людей не могут быть перенесены, спроецированы на государственно-гражданские отношения».86 Он считает, что светское государство сегодня единственно правильным вариантом государственного развития России, которое может гарантировать

58 и обеспечить свободу в строящемся гражданском обществе. И с этим трудно не согласиться, если страна хочет строить свое развитие на общедемократических началах. Однако православная церковь естественно стремится вернуть свои прежние позиции, усилить влияние не только на население, но и на государство. Впрочем, тоже относится и к другим традиционным для России религиям, которые фактически вовсе не отчуждены от политики.

Сегодня постоянно слышны призывы представителей власти и религиозных конфессий к межконфессиональному диалогу, содержащего в себе несколько аспектов, одним которых является взаимная толерантность мусульман, христиан, буддистов и представителей всех других религий. При советской власти такой проблемы не существовало: межконфессиональные различия игнорировались, поскольку религия была объявлена «отмирающим явлением». Начавшаяся в конце 80-х годов XX века либерализация во всех сферах жизни привела к возрождению религиозности в стране и осознанию гражданами своей конфессиональной принадлежности.

Россия уже в новых границах, с новыми принципами развития, лежащими в основе государственного строительства, пытается наладить успешное развитие. В стране проживает более 160 национальностей, исповедующих свыше 70 религий, религиозных направлений и течений. Сейчас практически в каждой области, крае, республике проживают люди как минимум 50-60 национальностей, являющиеся последователями 20-30 конфессий или религиозных направлений. С точки зрения влияния конфессиональных отношений на общественную стабильность, на политическое развитие российского государства наиболее значимыми являются отношения между приверженцами православия и ислама, так как эти две религии являются самыми многочисленными в стране. Изначально каждая из этих религий имеет свою национально-культурную среду распространения, поэтому у их последователей нет открытых взаимных поползновений к прозелитизму , что могло бы создать атмосферу взаимного недоверия и неприязни. Но в связи с нестабильностью в стране и мире, с ростом социальной напряженности увеличиваются внутриконфессиональные и межконфессиональные противостояния и расколы.

В Коране утверждается равноправие представителей других религий по отношению к мусульманам:

«И если бы Аллах не отражал

Одних людей (что злы в своих деяньях)

Другими (что в делах своих добры),

То были б снесены монастыри и церкви,

Синагоги и мечети,

В которых имя Бога поминается сполна.

Аллах, поистине, поможет тем,

Кто правдой Ему служит».88 (Коран, 22:40).

Особо выделяются отношения мусульман с «людьми Книги», то есть, с христианами и иудеями. «И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся».

Влияние ислама на социальные процессы и этнополитическую ситуацию в стране

Современная социально-политическая обстановка в России тесно связана с процессом религиозного возрождения, характеризуемого распространением и укреплением позиций всех конфессий. С 90-х годов XX века интерес к религии в условиях демократизации общественно-политической жизни, либерализации государственно-церковных отношений стал сопровождаться активизацией религиозных деятелей всех конфессий, существующих в России, и ростом их влияния на людей и политику государства.

Религиозное возрождение в стране связано, прежде всего, с глубокими изменениями в мировоззрении, начало которого было положено сменой жесткого государственного контроля демократическими принципами, а также характерной для переходного периода социальной и экономической нестабильностью, разочарованием в прежних идеалах.

Идеологический вакуум, возникший после крушения советской системы, неизбежно должен был быть чем-то заполнен. В обстановке беспорядка и растерянности в Российскую Федерацию стали активно проникать импортируемые с Запада и Юга чуждые идеи и псевдокультурные ценности. Осознание этого процесса дало российским религиозным деятелям толчок к активизации общественной и политической деятельности, а также к пониманию необходимости выработки своей общенациональной идеологии, то есть суммы идей, которые приемлет вся нация или её подавляющее большинство. Она должна если не полностью определять поведение граждан в нормальных условиях, то хотя бы давать ориентиры в поведении и действиях, а также мобилизовать население в экстремальных, кризисных условиях. Эта идеология должна обеспечивать самосохранение нации, укреплять гражданское общество. В случае с Российской Федерацией национальная российская идеология должна быть обязательно органична всем народам, проживающим на её территории, которые и составляют единую российскую нацию, не зависимо от исповедуемой ими религии. Иначе существует реальная опасность раскола общества по этнорелигиозному признаку, в связи с использованием религии в качестве элемента политической идеологии, что с особой очевидностью сегодня проявляется в Северо-Кавказском регионе, где политический ислам стал идеологией сепаратистов и международно-террористических групп, хотя есть ли у последних хоть какая-то идеология ещё вопрос.

В сегодняшней России и православие, и ислам, и другие конфессии стремятся играть роль хранительниц традиций, быть некой духовной опорой. Религия претендует и на то, чтобы стать символом национальной идентичности, фактором, укрепляющим национальное самосознание. Муфтий Равиль Гайнутдин считает, что «без восстановления освященных религией традиций общество неизбежно шло к упадку».149 Религиозному возрождению толчок во многом был дан извне, то есть имел место чисто светский подход.

Сегодня возрождение религии как формы общественного сознания и самоидентификации народов стало не только очевидным фактом, но и в ряде случаев стало нести за собой опасность, которую власть должна предвидеть, знать и адекватно, а главное своевременно, на неё реагировать. Ведь как заметил авторитетный исследователь религий Древнего Востока Л.С. Васильев, «активизация религии не случайно связана, прежде всего, с оживлением исламского фундаментализма, причем очень часто в его крайне экстремистской форме».150 Это во многом объяснимо тем, что ислам считается религией сильной и агрессивной. Хотя по мнению Гейдара Джемаля, «вера, которая не агрессивна, не наступательна, - это не вера» 51. То есть она должна быть агрессивной, должна стремиться к власти

Активность этой религии почти всегда связана с политическим, экономическим и национальным положением в стране.

Ислам, как часть политической жизни, - явление сложное, многоплановое. Его можно использовать как для объединения общества, укрепления государства, так и против государственности. Ислам стал все чаще использоваться для решения задач подъема национального самосознания, этнической мобилизации через конфликты с представителями другой национальности, иногда и другой религии. В связи с событиями в Чеченской республике именно тема так называемого «исламского фактора» стала одной из самых актуальных для российского общества. Но «политика» и «нация» - понятия светские. Трудности в исламе для нашего государства, стремящегося жить на основе демократических принципов, и заключаются в том, что религиозная и политическая власть там не разделена, светские и духовные начала едины. В исламе религия не отделена от государственной власти, поэтому в «мусульманских республиках» так сильна тенденция к проникновению исламских принципов в государственные институты.

Россия — государство с преобладанием русского этноса и православной религии. Диалог между исламом и православием — одна из излюбленных тем духовных лиц обеих конфессий, политиков и журналистов. В официальных СМИ, в том числе электронных, преобладает устойчивый стереотип об успешности диалога, о том, что он является органичным фактором российской религиозной и общественно-политической жизни. Формально такое мнение трудно оспорить: оно подтверждается обилием высказываний в пользу такого диалога, участием представителей обеих религий в миротворческой деятельности, проведением огромного числа конференций, семинаров и прочих встреч, в названии которых присутствует слово «диалог» или «взаимодействие». Так, в июне 2005 г. в Москве состоялась ежегодная конференция международной ассоциации Journees d Arras, посвященная вопросам мусульмано-христианского диалога. Участников, собравшиеся на встречу, представляли различные европейские академические и исследовательские центры, смешанные межрелигиозные рабочие группы и проекты, объединенные осмыслением новых европейских реалий, где ислам с каждым годом играет все большую роль.152 В современных условиях полиэтничности и многоконфессиональности потребность в подобных диалогах неоспорима. Но не всегда этот диалог бывает эффективным и успешным.

Похожие диссертации на "Исламский фактор" в общественно-политической жизни современной России