Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы Ерохин Алексей Владимирович

Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы
<
Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ерохин Алексей Владимирович. Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы : историческая перспектива и актуальные политические процессы : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 СПб., 2006 179 с. РГБ ОД, 61:07-23/118

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Современные подходы к трактовке и исследованию национализма 12

1. Теоретические подходы к интерпретации понятий «нация» и «национализм» 12

1.2. Типология наций и национализма 21

1.2.1 Концепция «французского» и «немецкого» национализма 21

1.2.2 Концепции «западного» и «восточного» национализма 23

1.2.3 Концепции «этнического» и «гражданского» национализм 27

1.3 «Этнос»-«нация», «нация-государство» и право нации на самоопределение 32

Глава 2. История национализма и националистических движений в Западной Европе 37

2.1. Националистические идеологии и движения Западной Европы в исторической перспективе: происхождение, формирование, развитие 37

2.2. Националистические идеологии, партии и движения Западной Европы в XX веке... 40

2.3. Истоки и развитие националистических движений в странах Западной Европы. Очаги националистической напряженности 42

2.3.1. Истоки и развитие националистического движения в Великобритании. Националистические движения Шотландии и Уэльса 44

2.3.2. Истоки и развитие националистического движения в Ирландии. Националистическое движение Северной Ирландии 50

2.3.3. Истоки и развитие националистического движения во Франции. Корсиканский сепаратизм 60

2.3.4. Истоки и развитие националистического движения в Германии. Вопрос о территориальной принадлежности Эльзаса и Лотарингии 64

2.3.5. Истоки и развитие националистического движения в Испании. Каталония и страна Басков как источники националистической напряженности 69

2.3.6. Истоки и развитие националистического движения в Италии. Национально-освободительное движение «Рисорджименто» 75

2.3.7. Истоки и развитие националистического движения в Бельгии: противостояние Валлонии и Фландрии 81

Глава 3. Националистические партии и движения Европы на современном этапе 89

3.1. Специфика националистического движения в Западной Европе конца XX - начале XXI века 89

3.1.1. Глобализация Западной Европы и региональная политика Европейского Союза 90

3.1.2. «Обратная глобализация»: миграция населения в Западную Европу 92

3.1.3. Образование национальных государств в Центральной и Восточной Европе 94

3.2. Место и деятельность националистических партий в современной политической системе стран Западной Европы 96

3.2.1. Место и деятельность националистических партий в современной политической системе Великобритании 97

3.2.2. Место и деятельность националистических партий в современной политической системе Ирландии 104

3.2.3. Место и деятельность националистических партий в современной политической системе Франции 109

3.2.4. Место и деятельность националистических партий в современной политической системе Испании 118

3.2.5. Место и деятельность националистических партий в современной политической системе Италии 123

3.2.6. Место и деятельность националистических партий в современной политической системе Бельгии 129

3.2.7. Место и деятельность националистических партий в современной политической системе Германии 137

Заключение. Некоторые обобщения и выводы об исторических закономерностях,

актуальных тенденциях и перспективах развития националистических движений и партий 143

Библиография 163

Введение к работе

Национализм выступает в современном мире мощной политической силой. Исследователи безоговорочно признают его актуальным явлением, называя одной из наиболее значимых идеологических систем или даже «наиболее универсальной легитимной ценностью в политической жизни нашего времени»1, и полагают, что «отказ от национализма ведет к отказу от эффективного политического действия»2. Вокруг проблем, порождаемых национализмом, причин его проявления и характера проявлений идут научные и политические споры.

Как показывает история, национализм является естественным и неизбежным идеологическим основанием новой государственности, а межнациональные коллизии во многих полиэтнических странах по своим масштабам, продолжительности и интенсивности значительно превосходят классовые и иные типы социальных конфликтов. Можно утверждать, что национальные трения существовали и будут существовать до тех пор, пока сохранятся национальные различия.

Практически все существующие государства многонациональны, а политические границы нечасто совпадают с этническими, и почти любой современный серьезный конфликт в той или иной степени связан с национализмом. Внутри любого государства далеко не все граждане одинаково отождествляют себя с каким-либо коллективным понятием (родиной, нацией); принадлежность отдельного индивидуума или группы к стране или народу чрезвычайно сложна и подвижна, человек не является и не может являться частью монолита. Кроме того, множество территорий являются предметом притязаний сразу нескольких народов, выдвигающих в равной степени серьезные аргументы. Многонациональное общество изначально менее стабильно, чем этнически однородное общество, и суть национального вопроса сводится к тому, какая из двух противоположных тенденций - центробежная или центростремительная - возьмет верх и окажется доминирующей.

Востребованность националистической идеологии, подкрепленная значительными выгодами данной идеологии (в том числе и в облегчении процесса модернизации, и в раскрытии для многих народов новых политических возможностей, а в дополнение к этому формирующая психологически комфортный способ самоидентификации), спровоцировала адаптирование каждым народом данной идеологии к своей культурной системе.

На сегодняшний день основные принципы национализма получили более широкое распространение в мире, чем принципы любой другой идеологии. «Национализм не только скрепляет историю XIX и XX столетий, показывая, что она является частью продолжающегося кризиса. Он также соединил историю Азии, Африки и островов Тихого океана с европейской историей, сделав их частью всемирной истории»3.

На сегодняшний день ярко выражены две политические тенденции, напрямую связанные с явлением национализмы: одни силы стремятся перевести политическую власть с уровня государства-нации на уровень внутринациональных регионов и групп, другие - поднять ее на уровень межнациональных агентств и организаций. Интеграционные процессы, которыми охвачены многие страны мира, свидетельствует о том, что наше общество вступило в новую стадию модернизации - стадию постиндустриального и информационного развития. С одной стороны, объединительные процессы ведут к ослаблению роли национальных государств, однако, одновременно с этим можно наблюдать усиление процессов регионализации и рост национального сепаратизма. Причем, это происходит в развитых странах Европы, таких как Бельгия, Германия, Британия, Италия, Испания.

В то же время, по-прежнему не утихает волна национализма и сепаратизма, захлестнувшая Центральную и Восточную Европу после распада социалистических федеративных государств. Падение коммунизма в Восточной Европе и на территории бывшего Советского Союза немедленно повлекло за собой возрождение национализма. Особую актуальность исследованию придает тот факт, что, по мнению многих аналитиков, на современном этапе Европа находится перед лицом новой волны национализма, активизации националистических движений, в частности, их крайне правых форм.

Степень разработанности темы:

В зарубежных источниках теоретические аспекты национализма разработаны достаточно глубоко. Среди академических исследований по теории и истории наций, национальных движений и национализма необходимо в первую очередь упомянуть работы К. Хейеса, Г. Кона, К. Дойча, Э. Смита, М. Гроха, Б. Андерсона, Ч. Тилли, Э. Геллнера . Не меньшего внимания заслуживают работы, вышедшие в 1990-е годы5.

Следует, однако, указать на преимущественно теоретический характер перечисленных работ. Названные авторы основывают свои концепции национализма на историческом материале, лишь эпизодически обращаясь к современному материалу. Указывая на ценность этих работ, следует также отметить, что большая их часть ориентирована на какой-либо аспект проблемы, на представление одного или нескольких регионов в контексте этой проблемы. На сегодняшний день не существует исследования, которое систематизировало бы существующие националистические концепции наряду с широким обзором конкретных националистических практик.

В российской науке понятие «национализм» как категория научного анализа появилось сравнительно недавно. В советскую эпоху его употребляли в основном как оценочное, отрицательное, причем не только в теоретических, но и в практических целях - как политический приговор, а изучение этнических процессов и национализма были объектом жесткого партийно-идеологического контроля. В результате, наступление национализма в 1980-е - 1990-е годы происходило в условиях, когда наша наука пребывала в состоянии изоляции от мировой историографии. За последнее время вышли, однако, работы, преодолевающие эту тенденцию. Это и обзоры зарубежной литературы, и исследования современного состояния российского общества. На стремительно возросший интерес к проблематике национализма указывает увеличивающееся количество переводов монографий, статей, выступлений о национализме7.

В последние десятилетия исследования национализма превратились в наиболее динамично развивающееся направление наук об обществе — количество публикаций огромно, растет число специализированных исследовательских центров и научных журналов. Между там общепринятых «истин» в теоретических интерпретациях национализма совсем немного, а скептик скажет, что их нет вовсе8. Несмотря на существование большого количества теоретической литературы, посвященной определению и классификации «наций» и «национализмов», не удается достигнуть определенности и единства даже в определении содержания этих понятия.

В науке и теории национализма существуют различные, а порой и диаметрально противоположные суждения о природе и содержании этого явления, его характеристиках и политической роли. Ярким примером противоположной оценки политической роли наций и национализма могут служить высказывания Джона Стюарта Милля и лорда Актона - либеральных философов XIX века. Дж. Милль утверждает, что «действия свободных государственных институтов почти невозможны в стране, состоящей из различных наций ... Необходимым условием свободной деятельности этих институтов является совпадение границ распространения власти правительств с границами расселения данных наций»9. Лорд Актон, напротив, считает, что «комбинация различных наций в одном государстве - это необходимое условие цивилизованного образа жизни, равно как и наличие в обществе мужчин и женщин»10. Такого рода противоречия не редкость, а скорее закономерность в теоретических обоснованиях национализма и посвященных ему исследованиях.

Объект исследования: националистические партии и движения стран Западной Европы, а именно семи государств - членов Европейского Союза: Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Франция.

Предмет исследования: типичные и отличительные черты национализма у разных народов и в разных регионах и странах Западной Европы, их исторические предпосылки и современные проявления.

Цель работы: Исследовать и сопоставить националистические движения и партии европейских стран в исторической перспективе, выявить их специфику. Задачи работы:

1. раскрыть содержание понятий «нация» и «национализм» через изучение и сопоставление основных научных концепций; выявить историко-теоретические формы национализма;

2. исследовать политическую природу национализма;

3. охарактеризовать генезис и эволюцию националистических партий и движений стран Западной Европы;

4. выявить специфику «национализмов» в следующих странах Западной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Франция.

5. дать очерк современного состояния националистических партий и движений Западной Европы;

6. установить роль националистических партий и движений в контексте современных политических процессов, их связь с современными тенденциями политического развития стран Западной Европы.

Методология исследования:

Исследование, необходимое для решения поставленных задач, затрагивает различные области исторической и политической наук, поскольку включает в себя изучение особенностей исторического и политического развития Западной Европы; экономического положения, социальной и этнической структуры стран Западной Европы; лингвистических и религиозных проблем; иммиграционной политики.

Исследование прагматики понятия «национализм» в соответствующих ему конкретных явлениях политической жизни - доктрины, движения, партии -включает в себя как инхронный, так и вдиахронный план, v

Большое значение для нашего подхода к исследованию имеют следующие теоретико-методологические принципы:

1) исторический (рассмотрение зарождения и развития национализма в исторической перспективе, понимание отличия национализмов XVIII века от современных, осознание возможности трансформаций каждого конкретного национализма);

2) сравнительный, кросскулыурный подход;

3) рассмотрение национализма в социальном и экономическом контекстах.

Для достижения поставленных целей и задач проработан большой объем теоретической и исторической литературы для осуществления сравнительно-исторического изучения национализма, а также проведен сопоставительный анализ современного состояния националистических партий и движений западноевропейских стран на материале современной литературы и прессы.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что в нем последовательно рассмотрены такие вопросы как:

• Современные подходы к трактовке и исследованию национализма

• Типология наций и национализма

• История национализма и националистических движений в Западной Европе

• Истоки и развитие националистических движений в странах Западной Европы

• Националистические партии и движения Европы на современном этапе

• Специфика националистического движения в Западной Европе конца XX -начале XXI века.

Таким образом, можно сделать вывод о том, до настоящего времени целостного политологического анализа причин возникновения, характера и современного состояния националистических партий в российской политической науке проведено не было.

Положения, выносимые на защиту:

1. При явном недостатке четких формулировок понятий «нация» и «национализм» и их противоречивости, например: «Нация - это ежедневный плебисцит»11, «Национализм порождает нации»12, «Национализм теперь можно приручить, как удалось приручить в свое время религию»13, «История национализма - это постоянное вырождение рационального начала в некое безумие»14, нация есть явление политическое, которое не может быть сведено к этносу, однако, определяется по отношению к нему.

2. В качестве наиболее основных черт национализма как политического движения его субъективность, изменчивость, формируемость. Основными функциями националистической доктрины в политическом процессе являются:

• интегрирующая функция, благодаря реализации этой функции национализм предстает как концепция формирования нации в результате интеграции разнородных общностей (часто не идентичных этнолингвистических групп).

• дезинтегрирующая функция, благодаря реализации этой функции национализм предстает как средство вычленения общности, осознающей себя нацией по признакам этнической и лингвистической идентичности.

3. Среди закономерностей строения доктрин националистических движений и партий Западной Европы наиболее характерны следующие направления:

• требование этнических привилегий

• противодействие интеграции

• ограничение иммиграции

• стремление к образованию национального государства

4. Национализм является мощным источником социальной и политической энергии, обладающей разрушительной силой. В условиях глобализации в современной Западной Европе межнациональные конфликты недвусмысленно показывают, какие серьезные опасности несет с собой национализм: усиление угрозы гражданской или межнациональной войны, экономическую неэффективность, нарушение нормального функционирования демократических институтов.

Структура и объем диссертации:

Работа состоит из введения, обзора литературы и характеристики методов исследования (глава 1), двух глав исследования (главы 2 и 3), обсуждения полученных результатов и выводов (заключение). Библиографический указатель включает 346 источников. Работа изложена на 178 страницах печатного текста, содержит 2 таблицы.

В первой главе рассматриваются смысл, история и проблематика таких понятий, как «нация» и «национализм», теоретические подходы к изучению этих явлений, существующие в современной науке, методология исследования этих явлений, вводятся научные определения понятий, затронуты аксиологические и прагматические аспекты националистической идеологии.

Мы характеризуем наиболее значительные современные теории национализма, представленные в трудах современных западных и отечественных ученых, рассматриваем различные трактовки нации и национализма в мировой и отечественной науке и дискуссии вокруг понимания происхождения национализма.

На теоретическом материале и на основе анализа основополагающих характеристик этого явления мы ставим и пытаемся разрешить вопрос о возможности общего понятия «национализма» при существовании различных вариантов воплощения идеологии национализма в конкретных националистических движениях.

Задача второй главы - анализ материала в исторической перспективе: здесь рассматриваются основные закономерности нациеобразовательных процессов, особенности зарождения национального самосознания, типология национальных движений и национальной идеологии в странах Западной Европы.

Формирование наций буржуазной эпохи и выработка национальных идеологий стали одной из важнейших составляющих процесса модернизации в Европе Нового времени. Мы рассматриваем вопросы происхождения, формирования и развития националистических идеологий и движений Западной Европы, общие закономерности и региональные особенности формирования современных европейских наций. Особое внимание мы обращаем на становление общегосударственной националистической идеологии и политики, а также на очаги националистической напряженности внутри государств.

Третья глава целиком построена на современном материале и посвящена анализу текущей политической практики националистических движений и партий стран Западной Европы. В этой главе мы касаемся не только собственно идеологии и политической деятельности основных националистических партий Западной Европы, но также и общеевропейские социально-политические тенденции, создающие их контекст. Мы привлекаем для анализа электоральную статистику как показатель степени востребованности националистической идеологии и популярности националистических партий в современных государствах Западной Европы. На основании этой главы мы выводим некоторые закономерности националистических процессов в государствах Западной Европы.

Следует оговориться, что мы исследуем национализм как политическое явление и оперируем соответствующими понятиями. Соответственно, основными - аспектами исследования являются: идеология национализма, националистические движения и партии. Результаты исследования и выводы, сформулированные в заключении, позволяют нам обосновать подобный подход, который не редуцирует исследуемое явление, а способствует более глубокому раскрытию его специфики, избежав при этом понятийной путаницы.

В наше исследование частично входит спецификация смежных «национализму» понятий, таких, как «патриотизм», «сепаратизм», «ксенофобия», «шовинизм», «расизм», «нацизм», «фашизм», «геноцид». Мы определяем точки соприкосновения названных явлений и принципиальные различия между ними, что помогает раскрыть сущность национализма и природу националистических движений в современном мире. Мы также рассматриваем понятие «этнос» в соотнесении с «нацией». Принципиальной компонентой исследования является оппозиция государственного и регионального национализма.

Данная дисертация не ставит задачи сформулировать новые определения понятий «нация» и «национальность» или дискутировать вопрос о происхождении наций. На основе исследования истории развития националистических партий и движений и их современного состояния мы намерены сделать вывод о причинах и возможных последствиях, а также закономерностях обострения националистических проблем и о тенденциях националистических движений и партий.

Мы полагаем, что изучение феномена национализма и его политических проявлений (движения и партии) позволяет понять функциональную основу нации в современных политических процессах, тенденциях политического развития, внутренней и внешней политике стран Западной Европы, историческое и политическое место нации в структуре государства и перспективы дальнейшего развития взаимодействия государства и нации.

Теоретические подходы к интерпретации понятий «нация» и «национализм»

В политической науке нет однозначного понимания такого явления, как национализм, в современных исследованиях национализм предстает как многоаспектное понятие, что связано, в частности, с неоднозначностью первичного по отношению к нему понятия «нация». Попытаемся очертить основные теоретические позиции, которыми мы будем руководствоваться в дальнейшем.

Лексикографическое определение значения слова «нация» предельно широко и дает возможность для самых разнличных интерпретаций: «Нация - 1. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика. 2. В некоторых сочетаниях -страна, государство»15. К сожалению, перечисление объективных признаков, с помощью которых группы людей отграничивают себя от других (особый язык, антропологический тип, общность культуры, общая история, связь с территорией, ассоциация с государством) само по себе не объясняет, отчего данная группа думает о себе в национальных категориях. Мы постоянно сталкиваемся с конкурирующими взглядами на то, кто входит в эту группу, на каких критериях основано членство в ней.

Лексикографическое определение «национализма» более определенно, по крайней мере, в нем отчетливо выражена принципиальная для нас политическая составляющая: «Национализм - 1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. 2. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости»16.

Если обратиться к научной практике, существует большое количество концепций нации и национализма. Нация может рассматриваться как идеологема, как факт политической реальности, как общность, обладающая рядом определенных характеристик, как общность, скрепленная единым чувством и самосознанием, как население того или иного государства, даже как фантом. Соответственно, национализм рассматривается как идеология, как политическая доктрина, или как переживание, самосознание. В одной из своих статей посвященных проблеме изучения национализма Э. Кисе вспоминает в связи с этим многообразием точек зрения образное сравнение «с тем знаменитым описанием слона, которое было сделано группой слепых, каждый из которых дотрагивался до различных частей тела этого животного» .

Неоднозначность, многоаспектность феномена национализма ярко выразил Бенедикт Андерсон в своем рассуждении о трех противоречиях национализма. Основные парадоксы, по мнению исследователя, состоят в следующем: «Объективно современный характер нации с точки зрения ее историка — Субъективно древний характер нации с точки зрения националистов. Формальная всеобщность национальности как социокультурного понятия (в современном обществе любой человек может "иметь" национальную принадлежность, подобно тому, как он имеет пол) — Реальная особенность конкретных проявлений этой национальности, как, например, по определению, греческая национальность отличается своеобразием. Политическая сила национализма — Его скудость и даже непоследовательность с философской точки зрения» . Нельзя не заметить, что все эти противоречия имеют общую структуру: друг другу противопоставляются идеальная система национализма и культурная система, возникшая под воздействием идеологии национализма.

Андерсон предлагает выстраивать концепцию нации как «воображенного сообщества»19. Воображенными Андерсон называет все сообщества, члены которых не знают и заведомо не могут знать лично или даже «понаслышке» большинства других его членов, однако имеют представление о таком сообществе, его образ. «Воображенная» природа подобных сообществ не свидетельствует об их ложности, нереальности. Крупные сообщества (а к ним относятся не только нации, но и классы) можно классифицировать по стилям и способам их воображения. Андерсон ставит вопрос о том, в чем принципиальная новизна националистического способа воображения сообщества, и каковы были предпосылки самой возможности вообразить нацию. «Описанию процесса, благодаря которому нация может быть воображена и, будучи раз воображенной, затем моделируема, адаптируема и трансформируема», посвящена, по собственному определению Андерсона, основная часть его книги «Воображенные сообщества»20.

Современные нации являют собой искусственные конструкции. Политические сообщества (демократии), зародившиеся на более раннем этапе, были напрямую связаны с полисами, классическими городами-государствами. Эти

демократии были личностными: модель действовала на малой территории, граждане знали друг друга в лицо и общались напрямую. Современные демократические модели вышли далеко за пределы этих границ, что заставляет граждан развить в себе чувство сообщества, основанное не на их личных ощущениях, а, скорее, на оценках и представлениях . Для большинства граждан, современные нации и демократии слишком велики, чтобы можно было обойтись без «домысливаемых» свойств.

Американский антрополог Кэтрин Вердери, развивая замечание Андерсона о нации как о наиболее универсальной легитимной ценности в политической жизни нашего времени22, посвятила специальную статью символической природе нации. По Вердери, особенность символа нации в том, что он пробуждает целый спектр мощных эмоций, будучи при этом, как всякий символ, неоднозначным и открытым различным интерпретациям. Вердери пишет о нации как о «базовом операторе в системе социальной классификации», как об «элементе политического и символико-идеологического порядка, а также социального взаимодействия и чувствования»23.

Националистические идеологии и движения Западной Европы в исторической перспективе: происхождение, формирование, развитие

Существуют две основные концепции происхождения наций. Одна из них основывается на теории премодернизма, и утверждает, что нации существовали с древнейших времен и могут быть обнаружены в Древнем Египте, Греции, Риме. Сторонники этой теории обнаруживают «феномен нации» в античности и Средневековье92. В таком ракурсе и национализм видится им как явление, «единосущное с человеческим родом» . Однако здесь, вероятнее всего, происходит наложение двух различных понятий: по сути в этой концепции речь идет не о нации, а об этносе, который действительно возник на очень раннем этапе развития человечества, еще в первобытном обществе.

В основе этносов лежала общность культуры и определенная организация социальной жизни людей. Важно отметить, что принадлежность к этносу была объективной данностью, она не требовала от человека самоосознания, то есть понятие этноса, в отличие от нации, не имеет политической сортавляющеи, этносы не ставят перед собой политических задач и не стремятся к созданию своих собственных этнических государств.

Наиболее распространенной и общепризнанной теорией происхождения наций является теория, получившая наименование «модернизации». Наиболее полно и детально она была сформулирована Эрнестом Геллнером9, который утверждал, что нации являются продуктом модернизации. Модернизация - емкое и многогранное понятие, оно включает в себя процесс перехода от традиционного общества к современному и, в первую очередь, - урбанизацию и развитие рыночной экономики.

В ходе модернизации формируется новая социальная организация общества, появляются новые социальные группы и классы, общество становится менее замкнутым, более мобильным и коммуникабельным. Таким образом, процессы модернизации общества объективно влекут за собой процесс национальной интеграции, формирование национального сообщества людей, которое получает название нации. Эти национальные сообщества характеризуются тремя основными признаками: 1) общность культуры, заимствованная от этноса, на базе которого

возникает сама нация; 2) фактор политической воли (к единству, объединению); 3) концепция национального объединения.

Без политической воли нация не может состояться. Носителем этой воли является национальная интеллигенция, элита общества. Именно она разрабатывает концепцию национального объединения и обосновывает необходимость этого объединения, базой для которого являются события национальной истории, общность культуры и близость языка. Так постепенно у людей вырабатывается чувство патриотизма и осознание своей национальной принадлежности.

Объективным фундаментом интеграционных процессов являются рыночные отношения, которые приводят к постепенному стиранию культурных и языковых различий между родственными этническими группами, возникновению литературного языка и единой системы национального образования. Затем у формирующейся нации возникает необходимость в политическом самоопределении.

Наиболее приемлемой формой этого самоопределения является национальное государство, во главе которого должны стоять представители собственной нации. Этого не было в донациональный период, когда во главе государств могли стоять монархи, принадлежавшие к династиям других государств. С формированием национальных государств рычаги власти стали принадлежать представителям нации.

Таким образом, в современной науке понятие «нации» связано, как правило, с периодом новейшей истории. Процесс возникновения национальных отношений носил длительный и эволюционный характер. Представляется аргументированным утверждение о том, что национализм зародился не ранее XVII века, а наиболее важная фаза процесса формирования европейских национализмов приходится на XVIII век95.

Фактически до XVIII века мир не знал наций и национальных государств, существовали либо многонациональные империи, в которых один этнос занимал доминирующее положение, либо небольшие государственные образования, например, в средние века это города-государства, которые не включали в свой состав всех представителей этноса.

Сама мысль о том, что совокупность людей может стать нацией, притязающей на собственное государство, но не имеющей такового, оформляется лишь в XVIII веке, когда идея о народном суверенитете, о легитимации государственной власти через волю, интересы и потребности народа начинает

внедряться в общественное сознание. Иными словами, национализм начинается с перехода от династического к народному суверенитету.

Развитие наций из предшествовавших им этнических, культурных, территориальных сообществ всегда сопровождалось историческими катаклизмами и сознательными усилиями политиков. Наиболее ранняя «национальная» революция произошла в Англии в 1640-1688 годах, хотя современниками она не осознавалась как сугубо национальная и проходила, главным образом, под религиозными лозунгами (фактически, в то время та или иная религиозная доктрина определяла соответствующую этническую систему или модель формирования нации). После первоначального революционного акта образования первой республиканской нации во Франции идея народного суверенитета переносится на «негражданские» государства и общества. На основе конфликта возник и первый отмеченный в истории этнический национализм - немецкий национализм XVIII века.

В XIX веке проблема национализма становится центральной во внутренней политике европейских государств. Национализм, или «принцип национальности»96, в эту эпоху рассматривался как новый принцип легитимации власти, основанный на согласии управляемых, реализация идеи «народного суверенитета», которая должна было регулировать границы государства. Династическому «праву королей» сторонники этого принципа противопоставляли «естественный» принцип национальности как некой «очевидной» данности.

Специфика националистического движения в Западной Европе конца XX - начале XXI века

С 1945 года «национализм» во многих европейских странах, особенно в Германии, является негативным понятием: с ним ассоциируются агрессия, военщина, иррационализм, нетерпимость, ненависть, насилие и деспотизм. В современной исторической традиции национализм противопоставляется демократии, несмотря на то, что и национализм, и демократия — производные одной и той же фундаментальной исторической идеи, а именно: идеи о суверенитете народа.

Едва ли можно говорить о предпосылках, созданных после Второй мировой войны для смягчения националистических тенденций: сложившиеся границы государств не совпадают с этническими, например: Страна Басков разделена между Испанией и Францией, Ирландия — между Лондоном и Дублином, Тироль — между Италией и Австрией. Любая сепаратистская идеология при этом традиционно базируется на стремлении к территориальному единству, культурной, языковой или религиозной общности.

Большинству западных специалистов еще в 1960-е годы казалось, что националистические движения «больше не имеют никаких шансов в Европе» и что эпоха национализма в ней «закончилась вместе с окончанием второй мировой войны»151. Однако, как мы уже могли видеть, проблемы, породившие и питавшие националистические движения на протяжении XIX - XX веков, не были до конца разрешены и не прекратили к сегодняшнему дню волновать западноевропейские страны. Наиболее актуальным и политически заряженным направлением националистического движения Западной Европы продолжает оставаться региональный национализм, получивший название «большой национализм малых наций»152.

Сегодня сепаратисты в Европе продолжают бороться за политическую, экономическую, культурную, языковую автономию для своих наций. Баски, каталонцы и галисийцы в Испании, корсиканцы, бретонцы и эльзасцы во Франции, североирландские католики, шотландцы и валлийцы в Великобритании, активисты

«Лиги Севера» в Италии, фламандцы и валлонцы в Бельгии продолжают выдвигать требования, специфичные для каждого из националистических движений, но имеющие одно направление - выделение конкретной нации, предоставление ей особых прав в важнейших для нее вопросах (будь то язьж, культура или политическая самостоятельность).

В конце XX века возник, кроме того, ряд факторов, существенно осложнивших национальную карту Европы и, как следствие, характер националистических движений. Прежде, чем перейти к деятельности конкретных движений и партий, остановимся на этих факторах.

Первый фактор - это создание Европейского Союза. Проект создания объединенной Европы активно обсуждался, начиная с 1970-х годов, а 2 февраля 1992 года в г. Маастрихт был подписан Договор о Европейском Союзе, который вступил в силу 1 ноября 1993 года

Европейский Союз, по мнению некоторых ученых, выступает в роли будущей модели государственного устройства, «совершенно отличной от существующих ныне», и «первой формы организации международной жизни»153. В связи с этим в качестве одной из важнейших политических проблем «открывающейся ныне эпохи» В. Иноземцев называет наметившийся кризис организации мира как «совокупности наций - государств».

Другие ученые, в частности Ю. Рубинский, выступают с иной трактовкой сути и тенденций развития тех же процессов на континенте: по их мнению, для «подавляющего большинства европейцев ... единственным источником легитимности» любой публичной власти остается по-прежнему национальное государство - «никакая международная структура такой легитимностью не обладает...»154.

В деятельности современных националистических движений и партий можно найти подтверждение правомерности обеих точек зрения: размах, многомерность и неоднозначный характер европейских процессов сообщают разнонаправленность и националистическим процессам.

Анализируя в начале 1990-х годов новые культурные явления в объединенной Европе, М. Манн обратил внимание ученых и общественности на последствия появления особой европейской культурной общности, связанной с становлением Евросоюза. Ссылаясь, в частности, на опросы общественного мнения, он констатировал, что у европейцев, которые долго в предыдущие периоды истории воспитывали склонность к отрицательным оценкам соседей по европейскому дому, «негативные национальные стереотипы на сегодня почти исчезли»155. В то же время, новое чувство европейской культурной общности соседствует со «старыми» национальными идентичностями, в которых существенно снизилась былая ксенофобия.

Как отмечает российский исследователь А. Тэвдой-Бурмули, национально-государственная идея федеративной «Европы народов», базирующейся на этнокультурных началах, нашла заинтересованную поддержку со стороны шотландских, валлийских, бретонских, корсиканских, баскских и других националистов156.

Что касается политики Европейского Союза, она способствует тому, что Э. Геллнер назвал «приручением национализма» . В 1980-1990-е годы Европейский Союз начал проводить курс на усиление регионального фундамента европейской интеграции. Этот курс имеет большое значение для Испании, Англии, Франции, Италии, как и для других западноевропейских стран с сильными этнорегиональными движениями: через взаимодействие с различными органами ЕС и специальными фондами эти движения активно и по множеству направлений втягиваются в процесс евростроительства158. Сепаратисты, отрицающие свою испанскую, французскую, британскую, бельгийскую идентичность, ничего не имеют против того, чтобы их считали европейцами.

Регионы - например, Каталония, Страна Басков, Корсика, Бретань -получили, благодаря непосредственному взаимодействию с евроструктурами возможность выхода на политическую арену Европы напрямую, без посредничества своих государств.

Похожие диссертации на Националистические движения и партии стран Западной Европы: историческая перспектива и актуальные политические процессы