Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества Папян Валерий Юнисович

Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества
<
Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Папян Валерий Юнисович. Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Папян Валерий Юнисович; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т].- Ставрополь, 2009.- 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-23/156

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОЛИЭТНИЧНЫХ СООБЩЕСТВ 27

1.1. Теоретико-методологические интерпретации этнической идентичности как составляющей гражданской идентичности 27

1.2. Национально-культурное самоопределение как взаимодействие национального и политического в системе гражданской идентификации 42

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ФАКТОРА В РОССИЙСКИХ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ 60

2.1. Международный и российский опыт политико-правового обоснования национально-культурного самоопределения 60

2.2. Роль национально-культурной автономии в упрочении гражданской идентичности современного российского общества 84

ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В УПРОЧЕНИИ ЕДИНСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 109

3.1. Национально-культурное самоопределение как фактор сплочения региональных сообществ Юга России 109

3.2. Национально-культурное самоопределение в укреплении гражданской идентичноеги полиэтпичиого сообщества Ставропольского края 131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 170

ПРИЛОЖЕНИЯ 188

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Тенденции, закономерности,
проблемы и противоречия общественно-политических отношений

периодически выдвигают на первый план отдельные факторы, которые, с одной стороны, являются результатом, а с другой стороны, выступают катализаторами общественного развития. Среди таких факторов выделяется национально-кулыурпое самоопределение, актуализация которого происходит в социально-экономических и политических трансформациях.

Национально-культурное самоопределение обеспечивает воплощение идентичности групп и сообществ, идентичности человека и гражданина. Национально-культурное самоопределение является составляющей общей гражданской культуры в системе гражданской идентичности. Значение национально-культурного самоопределения состоит в ииституциоиализации этнокультурного фактора в общественно-политических отношениях.

Национально-культурное самоопределение приобретает особую

актуальность в современной России, где сформирована новая правовая и политическая система «обустройства народов и территорий» в условиях конституционно-договорной федерации. Эта система предполагает демократизацию вертикальных и горизонтальных взаимосвязей, во-первых, между федеральным центром и субъектами федерации, во-вторых, между субъектами федерации, в-третьих, между различными народами и этническими группами, в-четвёртых, между гражданами как представителями определённых этнических групп при реализации ими права на свободное и неприиуждаемое определение своей этнической принадлежности.

В Российской Федерации реализуются национально-государственное, национально-территориальное и национально-культурное самоопределение,

і что актуализирует формирование гражданской идентичности. При этом

і і

единство народа России, помимо иных социальных политических основ, базируется на его многонациональное .

В этой связи повышается значение национально-культурного
самоопределения в развитии межэтнического, межкультурного

взаимодействия, в реализации важнейшего политического проекта современности - упрочения гражданской идентичности россиян. Данный проект включает организацию новых сфер политического действия, формирование новых субъектов политики, появление новых политических акторов, внедрение новых принципов и приёмов политико-административного управления. Характерным в этой связи является процесс формирования гражданской российской идентичности, которая имеет как множество детерминант, так и множество проявлений. Так, расширение в России условий для свободной этнической самоидеитификации обусловило появление в этносфере РФ новых этнических общностей. Это проявилось в период между Всесоюзной переписью населения 1989 г., Микропереписыо России 2004 г. и Всероссийской переписью 2002 г."

Новации политического устройства России включаются в сферу межэтнических отношений. Противовесом коифликтогеьгаым формам этнизации политики и политизации этиичности выступает национально-культурное самоопределение. Оно оптимизирует такие явления и процессы, как федеративное устройство, распределение полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами, разнотипность субъектов, территоризация этиичности, титулыюсть народов и др. Обеспечение гражданской идентичности россиян как граждан новой страны - РФ и членов нового политического сообщества - многонационального народа РФ предполагает, что:

1 Конституция (Основной закон) Российской Федерации. Преамбула. Ст. 1 - М., 1993.

См.: Этнокультурный облик Росси. Перепись 2002 года. / Под ред. В.В.Степанова, В.А. Тишкова. - М.: «Наука»., 2007.

во-первых, ипституализация национально-культурного самоопределения является самостоятельным аспектом национального самоопределения и всего комплекса нациестроитсльства;

во-вторых, организационной формой национально-культурного самоопределения являются некоммерческие, неправительственные объединения — национально-культурные общественные объединения (далее - НКОО), т.е. институты гражданского общества;

в-третьих, создание НКОО соответствует потребностям социального и политического плюрализма, мультикультурализма, принципам политкорректное и взаимной толерантности не только социальных групп, страт, по и этнических сообществ.

Национально-культурное самоопределение переводит этнокультурные
представления и интересы в конкретные организационные формы и
позволяет включить их в общий процесс пацисстроительства. Национально-
культурное самоопределение не является простым процессом. Оно по своей
сути отражает главное противоречие - противоречие между ассимиляцией и
сохранением этнокультурной самобытности. С одной стороны, национально-
культурное самоопределение обеспечивает сохранение этнокультурной
самобытности, с другой стороны, предоставляет возможности для
формирования позитивных этностереотипов, легализации и оптимизации
этнических интересов. Таким образом, национально-культурное

самоопределение актуализируется в повышении уровня интеграции, степени межкультурного взаимодействия, уровня взаимной терпимости этнических групп.

Значимость национально-культурного самоопределения в упрочении гражданской идентичности определяется, тем, что оно позволяет гражданам

удовлетворять свои этнокультурные интересы и достигнуть этнокультурного комфорта, благополучного этнокультурного самочувствия. Также национально-культурное самоопределение позволяет гражданам участвовать во внутригосударственном, международном и транснациональном взаимодействии. Национально-культурное самоопределение способствует внедрению новых форм и методов социального функционирования, что особенно важно в условиях демократического транзита социальных и политических процессов.

В этой связи актуально изучение национально-культурного

самоопределения как фактора упрочения гражданской идентичности российского общества. Такое изучение оправдано необходимостью нейтрализации коифликтогенпых факторов этиичпости и реализации ресурсов национально-культурного самоопределения в сплочении россиян как многонационального народа

Степень научной разработанности проблемы.

Идеи национально-культурного самоопределения обоснованы
представителями европейской социал-демократической школы. Так^ О.Бауэр,
К. Рениер разработали принципы национально-культурного

самоопределения, национально-культурной автономии, которая позволяет в
демократическом поле решать проблемы интересов граждан и групп в сфере
этнической идентичности . Национально-культурное развитие трактовалось
как перспективная возможность сохранять политическую и территориальную
целостность государств и одновременно нейтрализовать конфликтогенные
ситуации. К. Каутский, Р. Люксембург рассматривали разные возможности
национально-культурного самоопределения, национально-культурной

автономии в связи с дискриминацией национальных меньшинств,

1 См.: Реннер К. Национальная проблема (борьба национальностей в Австрии); Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия // Национально-культурная автономия: проблемы и суждения. - М., 1998.

территориальной разобщённостью членов этнических групп в рамках империй - Австро-Венгрии, Великобритании, России, Турции. В целом, европейская социал-демократия XIX в. внесла существенный вклад в разработку принципа национально-культурного самоопределения, что связано со сложившейся традицией правового и политического оформления групповых интересов, а также интересов человека и гражданина.

Обращаясь к проблеме национального самоопределения, В.И.Ленин, выделяет две тенденции в национальном вопросе, которые обуславливают содержание и формы национального самоопределения. Это: а) пробуждение национальной жизни и образование наций и национальных государств; б) ломка национальных перегородок и интернационализация всех сторон жизни общества. Считая право наций на самоопределение фундаментальным и политически перспективным, В.И.Ленин обосновывал национально-освободительное движение как составную часть классовой борьбы пролетариата. В данном случае реализация права наций на самоопределение включена в общий процесс коммунистического строительства, и мыслиться как реализация пролетарского интернационализма '. На формализацию этого принципа указывал И.В.Сталин в период формирования советской федерации Советского Союза .

Исследования данного феномена активизировались в XX в. в связи с обострением национального вопроса в ходе революций, мировых войн, национально-освободительных движений и др. В западной этнологии, этнополитологии, этиоконфликтологии принцип национально-культурного самоопределения трактуется в рамках общих проблем национально-культурного развития. Такие учёные, как Э. Геллнер, Т.Гурр, А. Капеллер,

См.: Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении // Поли. собр. соч. Т.ЗО.- С. 17-58; Он же: Культурно-национальная автономия // Поли. Собр. Соч. — Т. 24.- С. 130-137; Он же: К вопросу о национальностях или об «автономизации» // Поли. Собр. Соч. - Т.45.-С. 356-362. 2 См.: Сталин И.В. Соч. Т.5. - С.42-43.

Дж. Комарофф, Э. Кисе, К. Нагенгаст, Э. Хобсббаум, Г.Шлее, К.Янг
рассматривают национально-культурное самоопределение в рамках

основных этнологических концепций и в связи с этиополитическими
процессами.1 Определенные аспекты национально-культурного

самоопределения рассматриваются Дж. Л. Коэпом, Э. Арато в связи с изучением принципов гражданского общества ~. Зарубежные работы, зачастую утилитарного и прикладного характера, фиксируют природу этиичиости, содержание этнической идентификации применительно к национальным меньшинствам, диаспориым группам.

В отечественной политической и политологической мысли в её
теоретическом и практическом выражении феномен национально-
культурного самоопределения рассматривался в контексте права наций на
самоопределение, прежде всего, в советский период, когда национальный
вопрос стал одним из магистральных вопросов политики и права. Его
различные аспекты трактовались Л.Б. Троцким, М.Б., Ратнером, К.

Рубиным, С.Г. Шаумяном в известных работах, создавших фундаментом формационпого, классового подхода к межэтническим отношениям .

Проблема национально-культурного развития является актуальной в современной российской этиологии, этпосоциологии, этиополитологии. Это вызвано объективными реалиями этиодемографии, а также множеством

1 Gurr T.R.Minorities at Risk. A Global Risk of Ethnopolitical Conflicts. Washington, 1993;
Horowitz D. The Deadly Ethnic Riot. Berkerley.2001; Kappeler A.: Russland als
Vielvoelkerreich. Entstehung-Geschichte-Zerfal. Verlag C.H.Beck, Muenchen 1993.2.,durchges.
Auflage; Капппелер А. Россия - многонациональная империя. - M.: Прогресс-Традиция,
2000;. См.: Этничность и власть в полиэтничных государствах. / Отв. ред. В.А.Тишков. -
М.: «Наука». 1994; Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1993; Хобсбаум Э. Нации и
национализм после 1780 г. - СПб., 1998.; Каппелер А. Россия - многонациональная
империя: Возникновение. История. Распад. - М., 1996; Шлее Г. Управление конфликтом:
теория и практика. - М. 2004.

2 Коэн Дж. Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. - М.: Изд-во «Весь
мир». 2003.

3 См.: Ратнер М.Б. Национальный вопрос в свете социалистического мировоззрения. - М.,
1908; Рубин К. Национально-культурная автономия. - М., 1917; Сталин И.В. Марксизм и
национальный вопрос. - М., 1934; Троцкий Л. Вокруг национального принципа. - М,
1927; Шаумян С.Г.. О национально- культурной автономии. -М., 1959.

политических факторов национальных и федеративных отношений. Существенным катализатором внимания к данной проблеме стал распад СССР, образование новых независимых государств, а также противоречия и конфликтами между этническими группами.

Содержание и формы этичности и национального самосознания как
основы этнокультурной самоидетификации па личностном и групповом
уровнях рассматриваются С.А. Арутюновым, Ю.В. Лрутюняном, Ю.В.
Бромлеем, М.Ы. Губогло, Л.М. Дробижевой, Г.С.Солдатовой, Т.Г.
Стефаненко, Г. Т. Тавадовым, Ж.Т. Тощенко в категориальном плане. При
этом вычленяются разные аспекты национально-культурного
самоопределения: исторический, социальный, политический,

психологический, конфликтологический.

Выделяется ряд работ, которые анализируют национально-культурный
принцип организации общественных интересов в контексте политики, права
и управления. Так, Р.Г. Абдулатипов, уделяет большое внимание
национальному (этническому) самосознанию не только в его социально-
экономической, но и в политико-правовой детерминации и проводит
концептуальные обобщения политических ресурсов и перспектив

Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М., 1989; Бромлей
Ю.В. Очерки теории этноса. М, 1983; Арутюнян Ю.В. Постосоветские нации. - М., 1999;
Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. - AM., 1998; Социальное неравенство
этнических групп: представления и реальность. / Отв. Ред. Л.М. Дробижева. М. 2002; Она
же: Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. —
Институт социологии РАН.- М. 2003; Она же: Этническая и республиканская
идентичность: проблемы современности // Региональные процессы современной России:
экономика, политика, власть. - М., 2003; Солдатова Г.У. Психология межэтнической
напряженности. - М.: «Смысл», 1998; Тавадов Г.Т. Этнология. М.: Проект. 2002; Тощенко
Ж. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. - М.: РГГУ, 1997;
Стефаненко Т.Г. Язык, этническая идентичность и межэтническое взаимодействие //
Межкультурный диалог. Лекции по проблемам межэтнического и

межконфессионального взаимодействия. / Под ред. М.Ю.Мартыновой, В.А. Тишкова, Н.М. Лебедевой. - М. ИЭА РАН. 2003.

национально-культурного самоопределения . В.А. Тишков подчёркивает
многоуровневость, условность, призрачность этнической идентичности и
идентификации, акцентируя в то же время возможности национально-
культурного самоопределения как демократичной процедуры ~. Большое
внимание национально-культурному самоопределению уделяет В.Ю. Зорин
как перспективному направлению не только самоидептификации личности,
но и реализации государственной национальной политики. Именно

этнокультурный вектор политико-административного управления представляется наиболее удачным и перспективным для разрешения проблем межэтнических отношений и профилактики конфликтов.3 В.В. Амелин, Д.М. Исхаков осуществляют комплексный анализ реализации принципа национально-культурного самоопределения на федеральном и региональном уровнях 4.

Теоретико-методологические проблемы национально-культурного самоопределения отражены в трудах А.Ф. Дашдамирова, К.В. Калининой, А.А Мацпева, которые рассматривают их в связи с этнодемографической и

Абдулатипов Р. Национальный вопрос и государственное устройсіво России. - М.: Славянский диалог, 2001; Он же: Обустройство народов: российская модель. - М.: Славянский диалог, 1999; Он же: Абдулатипов Р.Г. Основы национальных и федеративных отношений - М.: Изд-во РАГС, 2001; Он же: Управление этнополитическими процессами. Вопросы теории и практики. - М.: Славянский диалог, 2002; Он же: Российская нация (этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях). - М., 2005.

См.: Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры. // Этнопанорама. 2000. № 2; Он же: Этнология и политика - М: «Наука», 2001; Он же: Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. - М., - М.: «Наука», 2003.

3 Зорин В.Ю.. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. - М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 2002; Зорин В.Ю., Хабриева Т.Я. Государственная национальная политика: проблемы реализации и совершенствования //Журнал российского права. - № 8. 2003; Зорин В.Ю. Дневник не для себя (1989-1999) (Сі расти Охотного ряда. Кн. 2). - М.: ВИОЛАНТА, 1999.

Амелин В.В. Этническое многообразие и власть в российском регионе.- М.: ИЭА РАН, 2004; Исхаков Д.М. Проблема национально-культурной автономии и освещение некоторых сё аспектов в публицистике. // Регион как феномен экономики, политики и культуры. - Казань, 1994.

этносоциальной стратификацией российского общества . Закономерно, что содержание и формы национально-культурного самоопределения увязываются этими авторами с проблемами национальных меньшинств, этнических групп, представляющих дальнее и ближнее зарубежье.

Содержание, принципы, формы и методы деятельности национально-
культурных объединений в контексте этнополитических процессов
современной России рассматривают такие российские ученые, как: А.А.
Безвербпый, А.С. Безвербный, А. З.И.Левин, М.В.Савва, В.В.Савельев, Т.В.
Полоскова, Л.Н.Тимофеева и другие политологи, социологи, этнологи.2
Большое внимание возможностям национально-культурного развития в
упрочении толерантности, а также деятельности национально-культурных
организаций уделяют Н.М.Лебедева И.В.Нам, В.П. Торукало, Р.И.Щукина,
Ю.П. Шабаев. Исследуются проблемы, противоречия и перспективы
национально-культурного развития и национально-культурного

самоопределения разных этнических сообществ, как коренных, так и
диаспорных.3 Многие исследователи выделяют диалоговую,

Дашдамиров А.Ф. Культура межнационального общения: предпосылки, проблемы принципы // Известия академии педагогических и социальных наук. IV. - М., 2000; Дашдамиров А. Ф. Национальное самосознание и этноидеологические процессы // Вопросы национальных и федеративных отношений. - М.: Изд-во РАГС, 2002.- С.3-19; Калинина К.В. Национально-культурная политика России и национальная безопасность. -М.: Изд-во РАГС, 1999; Мацпев А.А. Национализм: генезис, сущность, эволюция // Вопросы межнациональных и федеративных отношений. - М: Изд-во РАГС, 1995.

2 Безвербный А.А., Безвербный А.С. Этнос и межэтнические отношения. - Ростов /нДону,
РГУ, 2000; Бабичев B.C., Левин З.И. Менталитет диаспоры. Москва ИВ РАН. 2001;
Полоскова Т.В. Диаспоры в системе международных связей. - М., 1998; Она же:
Современные диаспоры. М.: «Научная книга», 2002; Попков В. Феномен этнических
диаспор. - М. 2003; Савва М. Этнический статус (конфликтологический анализ
социального феномена). -Краснодар, 1997.

3 См.: Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической
идентичности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и
толерантность / Под ред. Н.М.Лебедевой. - М., 2002; Нам И.В. Идея национально-
персональной автономии в российской публицистике начала XX в. // Этнопанорама.
2001. №2. - С. 23-30; Шабаев Ю.П. О национально-культурном развитии коми-пермяков.
- М., 1995; Щукина Р.И. О путях национально-культурного развития русского народа в

компромиссную компоненту национально-культурного самоопределения
применительно к полиэтиичным и многоконфессиональным государствам.1
Отдельные аспекты национально-культурного самоопределения

рассматривают в системе категорий и ключевых понятий национальных отношений В.Л. Калашников и В.Б. Мурин, З.В. Синкевич ~.

Исследование национально-культурного самоопределения

осуществляется во взаимосвязи с проблемами дискриминации национальных меньшинств, с тенденциями формирования и функционирования диаспор, с содержанием межрегиональных и межгосударственных отношений в новых геополитических условиях.

Особым направлением исследования феномена национально-
культурного самоопределения является его нормативно-правовое
обеспечение. Фундаментальными работами в этом плане являются работы
А.Х. Абашидзе, В.О. Елеонского, С.С. Соколовского, С.С. Юрьева, Т.Ю.
Хабриевой, В.Д. Шуверовой

Региональные аспекты институализации этнокультурной идентичности на Юге России в том числе и в форме национально-культурного самоопределения исследуются В.А. Аксентьевым, С.А. Аккиевой, А.В.Барановым, А.А. Вартумяном, Г.С.Денисовой, З.А. Жаде, М.Р.

общем контексте обновления национальной жизни в Пермской области // Этнопанорама. 2001. №2. -С.63-67.

1 Тимофеева Л.В. Проблемы достижения национального согласия в современной России // Этнические конфликты и их урегулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества: Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.

Калашников В.Л. , Мурин В.Б. Категории национальных отношений. - М.: «Граница», 1999.

См.: Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. - М.,1996; Соколовский С.С. Самоопределение и проблемы меньшинств. - М., 1998; Елеонский В.О. Защита национальных меньшинств и законодательство Российской Федерации. // Этнопанорама. -2001.- №2.- С. 8-14; Проблемы правового регулирования межэтнических отношений антидискриминационного законодательств в Российской Федерации.- М.: Программа сотрудничества и России (Тасис) Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России. - М., 2004. - 356 с; Шуверова В.Д. Государственный суверенитет и право народов на самоопределение. - М.: Изд-во РАГС, 1999.

Радовслем, АЛО. Шадже '. Разные аспекты реализации идентичности в рамках национально-культурного развития изучаются Л.Л. Хоперской, В.Р. Чагиловым, В.В.Черноусом, Т.М.Шамбой, В.А. Шаповаловым, .

В.Д. Дзидзоев, А.Б. Дзадзиев, Ы.П.Медведев, С.В.Передерий, рассматривают реализацию национально-культурных интересов в рамках национальной политики России в связи с ресурсами и угрозами национальной безопасности, а также миграционными и демографическими процессами. Этот же аспект исследуется К.С.Гаджиевым, В.В. Дегоевым, И.П. Добаевым, С.А. Кислициным, В.Н.Паииным, которые соотносят проблемы стабилизации и устойчивого развития с этнокультурной и

См.: Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь: СГУ. 2001; Аккиева СИ. Развитие этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике (постсоветский период).- М: ИЭА РАН, 2002; Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации. Формирование и управление. - Ростов-на-Дону - Пятигорск. СКАГС.2002; Баранов А.В., Вартумян А.А. Политическая регионалистина. Вып. 1-3. - Москва: МГСУ. 2003; Белозеров B.C. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000; Денисова Г.С. , Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов / Д.: ООО «ЦВВР», 2000; Жаде З.А. Векторы геополитической идентичности. - Майкоп: ООО «Качество», 2007; Она же: Многоуровневая идентичность / Жаде З.А., Куква Е.С., Ляушева С.А., Шадже А.Ю. .- М.: Российское философское общество. - Майков: ООО «Качество», 2006.

Игнатов В.Г., Хоперская Л.Л., Понеделков А.В., Старостин A.M., Люлька О.Ф. Технологии управления этнополитическими процессами в Северо-Кавказском регионе. — Ростов/Д.: Изд-во СКАГС, 1999; Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. - Ростов/Д.: Изд-во СКАГС, 1997. Шамба Т.М. Национальная политика и национально-государственное устройство. — М.: Изд-во МГУК, 2000; Шаповалов В.А., Авксентьев А.В. Этносоциальные проблемы России.- Ставрополь, 1994; Чагилов В.Р. Этническая идентичность перед лицом глобальных вызовов: теоретико-методологические проблемы // Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы. - Невинномысск, 2004.- С.278-290. 3 Дзадзиев А., Дзидзоев Р. Органы власти и местное самоуправление в Северной Осетии // Местное управление многоэтничными сообществами в странах СНГ. / Под ред. В.Тишкова и Е.Филипповой.- М.: ОАО Авиаиздат, 2001; Дзадзиев А.Б. Северная Осетия: современная ситуация в зоне ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта // Этнопанорама. - 2000. - №2. - С. 49-58; Передерни СВ. Проблемы становления гражданского общества в полиэтничном регионе (На материалах Северного Кавказа) // Этнические конфликты и их регулирование: взаимодействие науки, власти и гражданского общества. - Москва - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002; Медведев Н.П., Гундарь О.Н., Лобанков В.П. Коллизии становления гражданского общества // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 16. Региональная конфликтология: Ставрополье. -Москва —Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.

конфессиональной идентичностью. ' Сложные процессы этнокультурной
самоидентификации, в том числе национально-культурного самоопределения
в субъектах Северного Кавказа в связи с миграцией, терроризмом,
формированием гражданского общества, реализацией национальной
политики и рассматриваются P.M. Батчаевым, А.К. Боташевой,

М.М.Гаджисвым, А.Л.Санглибасвым, Э. Д. Эмировым и др."

Исследователи рассматривают национально-культурное развитие в
соотнесении с концепциями межэтнических противоречий и конфликтов
разного уровня - федерального, регионального, местного 3. Большое
внимание уделяется возможностям национально-культурного

самоопределения в профилактике ксенофобии и национализма, в развитии местного и регионального самосознания в связи этнической миграцией и формированием новых этнодемографических сегментов'.

См.: Гаджисв К.С. Геополитика Кавказа. - М.,2003; Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. — М., 2003; Добаев И.П. Кавказский макрорегион в фокусе геополитических интересов мировых держав: история и современность. - Ростов-па-Дону, 2007; Панин В.Н. Политический процесс на Ближнем Востоке: влияние России и США. - Пятигорск, 2003.

~ См.: Батчаев P.M. Региональные особенности миграционной политики в субъектах РФ на Северном Кавказе. - Автореф. диссерт... канд.полит наук. — Краснодар, 2008; Боташева А.К. Политический терроризм: детерминация и формы проявления. — Автореф. диссерт... канд.полит наук. - Ставрополь, 2004; Гаджиев ММ. Национальная политика и межэтническое согласие в постсоветском Дагестане: опыг и проблемы. - Автореф. диссерт.... канд. полит наук. - Махачкала, 2008; Эмиров Э.Д. Особенности формирования гражданского общества в Республике Дагестан. - Автореф. диссерт... канд.полит наук. -Махачкала, 2006.

3 Авксентьев В.А., Бабкин И.О., Медведев Н.П., Хоц А.Ю., Шнюков В.В. Ставрополье: этноконфликтологический портрет-Ставрополь: СГУ. 2002.

Бердникова О., Чикадзс Е. Армяне Санкт-Петербурга: карьеры этничпости // Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга. - Санкт-Петербург: ДБ, 1998.- С.227-260; Блохин А.В. Выступление министра по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ на открытии конференции «Современные проблемы социально- культурного развития российских немцев: состояние, тенденции и перспективы» 27-28 авг. 2001 г. Москва // Этиопанорама,- 2001.- № 3. - С. 109-110; Брсдникова О., Паченков О. Азербайджанские торговцы в Петербурге: между «воображаемыми сообществами» и «первичными группами» //Диаспоры. 2001. № 1. - С. 131-148; Гудков Л., Дубин Б. Своеобразие русского национализма // Pro et Contra. № 2 (29)2005.- С.6-24.

Примечательно, что многие отечественные философы, культурологи, социологи и политологи связывают проблематику национально-культурного самоопределения с проблемой национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности России.

Большой вклад в разработку парадигм национально-культурного
самоопределения внесли работы М.А. Аствацатуровой, которая предлагает к
рассмотрению концепцию этнокультурного анклава. Обобщения М.А.
Аствацатуровой, касающиеся деятельности НКОО и ЫКА как субъектов
социальных и политических отношений имеют новаторский характер. С
точки зрения развития политических процессов и институтов, а также
реализации государственной и региональной национальной политики важны
выводы М.А. Аствацатуровой о таких функциях ЫКЛ, НКОО, как: участие
в профилактике и урегулировании межэтнических конфликтов, в

миротворчестве, в межрегиональном и межгосударственном обмене Существенные разработки национально-культурного самоопределения применительно к Югу России проведены В.Ю.Савельевым, в работах которого выделены эффективные механизмы национально-культурного самоопределения в реализации национальной политики ~.

Институализация национально-культурного развития и национально-

Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации. Формирование и управление. -Ростов-на-Дону — Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2002; Аствацатурова М.А., Савельев В.Ю. Диаспоры Ставропольского края в этнополитичеекпх процессах. - Ростов-на-Дону — Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2001.

2 См.: Савельев В.Ю. Гражданский Форум некоммерческих организаций: планы и перспективы // Информационно-аналитический бюллетень «Вместе», № 11, 2001.- С.1-3; Он же: Национально-культурные объединения: взаимодействие в составе Этнического Совета г. Кисловодска// Информационно-аналитический бюллетень «Вместе», № б, 2001. - С. 1-4; Он же: Савельев В.Ю. Влияние национально-культурных объединений КМВ на социальную активность региона// Кавказские Минеральные Воды: проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей. - Пятигорск. Изд-во СКАГС. 2003. - 192 с; Он же: Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с негосударственными организациями.// Обеспечение общин ВПЛ эффективными инструментами и механизмами участия в местном самоуправлении / Под ред.А. Измайлова. Баку: Изд-во AGADA, 2004 г.

культурного самоопределения рассматриваются также во многих

диссертационных исследованиях .

Как видно, в современной отечественной политологии состоялись
целостные обобщения национально-культурного развития и национально-
культурного самоопределения. Однако недостаточен анализ включения
национально-культурного самоопределения в современные

этнополитические процессы, а именно в политический проект упрочения российской идентичности. В целом национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности россиян

Алиева А.В. Дагестанские переселенцы па Ставрополье во второй половине XX в. -Автореф. диссерт...канд. ист. наук. - Ставрополь. 2004; Гнедкова И.П. Проблемы русских в Латвии и Эстонии: этнополитический аспект. Автореф. диссерт... канд. полит, наук.-Москва. 1997; Тер-Саркисянц А.Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. — Автореф. диссерт. ... докт. ист. наук. М. 1998; Савва М.В. Этнический статус: анализ социально-политического феномена. Автореф. диссерт. ... докт. наук. МЛ 999; Краснокутская Л.И. История шотландской миссии на Северном Кавказе. - Автореф. диссерт....канд. ист. наук. Пятигорск. 2000; Пистрякова С.А. Национальные отношения в Москве: опыт и проблемы политико-правового регулирования. - Автореф. диссерт....канд. полит, наук. - М., 2001; Переверзев А.Е. Русские на Северном Кавказе: социокультурная роль и статусные позиции. Автореф. диссерт....канд. социолог, наук. — Ростов-на-Дону. 2001; Геворгян Г.А. История экономического и социокультурного становления армянской диаспоры Донской области и степного Предкавказья. - Автореф. диссерт... канд. ист. наук.- Армавир. 2000; Канукова З.В. Полиэтничный город как объект историко-этнологического исследования. - Автореф. диссерт... канд. ист. наук.- Нальчик. 2001; Савельев В.Ю. Взаимодействие органов власти и управления с национально-культурными объединениями в реализации государственной национальной политики Российской Федерации. - Автореф. диссерт... канд. полит, наук.- Ставрополь. 2006; Савченко О.А. Русская диаспора в Азербайджане: проблемы этнокультурного развития. Автореф. диссерт... канд. полит, наук.- Москва. 2002; Савицкий В. А. Этнокультурное взаимодействие русского и белорусского народов как фактор межгосударственного единения. - Автореф. диссерт... канд. полит, наук.- Москва. 2004; Селиванов А.В. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом (на примере русской диаспоры в Латвии). - Автореф. диссерт... канд. полит, наук.- Москва. 2004; Туник Г. А. Национально-культурное развитие народов России: политико-правовое регулирование. - Автореф. диссерт... канд. полит, наук.- Москва. 2000; Жаде З.А. Геополитическая идентичность России в условиях глобализации. -Автореф. диссерт... докт. полит, наук.- Краснодар, 2007; Федорова Е.А. Взаимодействие государственной власти и формирующегося гражданского общества в современной России. - Автореф. диссерт... канд. полит, наук.- Ставрополь, 2005; Штралер О.Ф. Национально-культурная автономия в Россиііской Федерации: опыт, проблемы, развития (на примере Республики Коми). - Автореф. диссерт... канд. полит, наук.- Москва. 2003.

не стало предметом отдельного комплексного исследования в контексте современных этнополитических процессов и институтов Юга Российской Федерации.

В современной отечественной политологии состоялись целостные
обобщения национально-культурного самоопределения как

этнополитического процесса. Однако национально-культурное

самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности российского общества не стало объектом отдельного комплексного исследования в контексте современных этнополитических процессов и институтов Юга РФ.

Объектом исследования является национально-культурное

самоопределение в системе этнополитических отношений современного российского общества.

Предметом исследования является институализация национально-культурного самоопределения в реализации важнейшего политического проекта современности - упрочения гражданской идентичности российского общества.

Цель исследования - определить значение национально-культурного самоопределения в упрочении гражданской идентичности современного российского общества.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

  1. Осуществить теоретико-методологические интерпретации этнической идентичности в комплексе гражданской идентичности.

  2. Раскрыть национально-культурное самоопределение как взаимодействие национального и политического в системе гражданской идентификации.

  3. Обобщить опыт политико-правового обеспечения национально-культурного самоопределения на международном и российском уровнях.

4. Раскрыть роль национально-культурной автономии в упрочении
гражданской идентичности современного российского общества.

5. Определить национально-культурное самоопределение как
фактор упрочения гражданской идентичности региональных сообществ
Южного федерального округа РФ.

6. Обобщить практику национально-культурного самоопределения
в упрочении гражданской идентичности ставропольского сообщества.

Также ставится задача предложить рекомендации по повышению эффективности национально-культурного самоопределения в упрочении гражданской идентичности современного российского общества.

Теоретико-методологические основы исследования реализуются в институционально-правовом и структурно-функциональном подходах к исследованию социальной и политической действительности. Используются системный, комплексный, многоуровневый анализ для выявления социальной, политической детерминации, тенденций и закономерностей национально-культурного самоопределения в политических процессах и институтах. Это позволяет рассмотреть основы, принципы,' формы национально-культурного самоопределения в контексте права наций на самоопределение, в сравнении с национально-государственным и национально-территориальным самоопределением.

Используются модели политического процесса Г. Долгиелла, Ф.
Шмиттера для анализа структурирования национально-культурного
самоопределения в общественных объединениях как этнокультурных
моделях гражданского общества. Применяются сравнительно-

политологический анализ, контент-анализ нормативно-правовых и политических, уставных и программных документов. ' Также используется

1 См.: Категории политической науки. Учебник.- М.: МГИМО; РОССПЭЕН, 2002; Принципы и направления политических исследований. Сборник материалов конференций

метод case-study для обобщения опыта и выявления успехов, проблем и противоречий национально-культурного самоопределения в субъектах Юга России, а также Ставропольского края.

Нормативно-правовую базу исследования составляют международные
политические и правовые документы, декларации и конвенции,
посвященные национально-культурному развитию и национально-

культурному самоопределению, национальным меньшинствам,

недоминирующим этническим группам. В основе исследования Федеративный договор 1992 г., Конституция РФ 1993 г., указы и послания Президента РФ (2004-2007 гг.), федеральный закон «О национально-культурной автономии» (1996 г.), постановления Правительства РФ, Концепция государственной национальной политики РФ 1996 г. и проекты федеральных законов и концепций, трактующие национально-культурное самоопределение.

Использованы отдельные материалы Министерства по делам
национальностей РФ
(2000-2005 гг.), Департамента межнациональных
отногиений Министерства регионального развития РФ, Ассамблеи народов
России, Союза диаспор России.
Широко используются: законы, нормативные
акты, а также этиополитические концепции и доктрины, постановления
губернатора Ставропольского края, решения Государственной Думы

Ставропольского края, организационно-распорядительные документы Комитета по делам национальностей и казачества Ставропольского края, материалы Межведомственной комиссии при комитете Ставропольского края по делам национлаьностейй и казачества по координагщи противодействия органов исполнительной власти Ставропольского края национальному, религиозному экстремизму и урегулированию возникающих межэтнических и межконфессиональных конфликтов, Совета по вопросам

и мероприятий, проведённых РАПН в 2001 г. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.

межэтнических отношений при губернаторе Ставропольского края, документы представительных органов администраций муниципальных образований.

Эмпирическую базу исследования составили статистические справочные данные, данные текущего демографического учета общероссийского и регионального уровней. Использованы результаты социологических опросов руководителей и членов национально-культурных организаций субъектов Юга России, проведённые с участием автора в таких проектах как «Диаспора как экономический, социокультурный и политический феномен южного макрорегиона (проект ЮНЦ РАН, 2006-2008 гг.), «Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации по осуществлению адаптации и интеграции этнических мигрантов (на примере южного федерального округа» (проект РАГС и СКАГС, 2007 г.), «Этнокультурный потенциал регионов как фактор формирования единой российской нации» (проект Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ, 2008 г.), опросы экспертов, работников органов власти и управления, проведенные в Ставропольском крас.

Документальную базу составляют материалы, программные и уставные документы, обращения, заявления НКОО, НКА, этнических советов, домов и цешров дружбы Юга России. Также использованы документы, программы, планы и отчёты национально-культурных общественных организаций и автономий Ставропольского края, региона Кавказских Минеральных Вод (далее - КМВ), муниципального учреждения Пятигорский Дом национальных культур, этнического совета г. Пятигорска, обгцественного объединения национально-культурных организаций г. Кисловодска «Содружество» и т.д. Использованы материалы СМИ общероссийского, регионального и местного уровней.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в

следующем:

  1. Уточнено, что этническая идентичность как тождество индивида с этнической группой является основой национально-культурного самоопределения и составляющей комплекса гражданской идентичности.

  2. Доказано, что национально-культурного самоопределение предполагает единство национального и политического, которое проецируется в гражданскую идентификацию.

  3. Обоснованно, что опыт политико-правового обеспечения национально-культурного самоопределения реализуется в переходе от общегумапитарных международных политических доктрин к целевым концепциям и нормативно-правовым актам, легитимизирующим национально-культурное самоопределение.

  4. Определено, что национально-культурная автономия как форма национально-культурного самоопределения упрочивает гражданскую идентичность за счёт уравнивая этнокультурных интересов российских граждан независимо от укоренённости, титулыюсти, диаспорности.

  5. Выявлено, что национально-культурное самоопределение выступает фактором сплочения полиэтничиых сообществ Юга России через оптимизацию межкультурного диалога, акцептирование равнозначности культур и равного вклада народов в сохранение общероссийских гражданских ценностей.

  6. Раскрыто, что практика национально-культурного самоопределения укрепляет гражданскую идентичность ставропольского сообщества путём нейтрализации межэтнических противоречий, согласования

интересов этнических групп, взаимодействия национально-культурных организаций и органов власти и управления. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Этническая идентичность является составляющей гражданской идентичности как в традиционных, так и в модернизированных обществах. Этническая идентичность содержит существенный ресурс объединения граждан в комплексе поликультуриой гражданской идентичности за счёт равноправного этнокультурного отождествления. Этническая идентичность обусловливает дифференциацию индивидов и групп по этническому признаку и является базой национально-культурного самоопределения как соотнесения этнического и гражданского, обеспечивающего культурное своеобразие сообществ и индивидов, значительно влияющее на содержание социальных и политических процессов.

  2. Сущность национально-культурного самоопределения выражается в обеспечении взаимодействия национального и политического через добровольность, непринуждаемость, самоорганизацию, самоуправление граждан в сфере этнических интересов. Национально-культурное самоопределение обеспечивает реализацию индивидуальных и групповых стратегий граждан по сохранению этнокультурной самобытности и развитию межкультурпых связей. Национально-культурное самоопределение оптимизирует гражданскую идентификацию индивидов и групп в полиэтпичпых сообществах через достижение благополучного этнокультурного самочувствия.

3. Приращение опыта политико-правового обеспечения национально-культурного самоопределения состоит в переходе от общих конвенций и деклараций, адресованных человеку и гражданину к документам, объектом которых выступают коренные народы, коренные малочисленные народы, национальные меньшинства. Российская законодательная база национально-

культурного самоопределения развилась от законов, обеспечивающих
статус и организационно-правовые формы культурно-национальной
автономии до целевых законов, легитимизирующих национально-

культурную автономию в целях упрочения гражданской идентичности современного российского общества.

  1. Существенную роль в упрочении гражданской идентичности играет национально-культурная автономия как институциональная форма национально-культурного самоопределения. Национально-культурная автономия предусматривает высокий уровень самоорганизации и самоуправления этнических сообществ, взаимодействие общественных организаций с органами власти и управления и государственную поддержку национально-культурного развития. Национально-культурная автономия как составляющая этнокультурной модели гражданского общества способствует предупреждению ксенофобии, национализма, снижению коифликтогенности межэтнических отношений и, соотвсгствеїпю, упрочению гражданской идентичности российского общества.

  2. Национально-культурное самоопределение сообществ Юга России является состоявшейся и перспективной практикой не только согласования этнокультурных интересов граждан, по и упрочения гражданской идентичности. В северокавказских субъектах Южного федерального округа национально-культурное самоопределение широко реализуется в акциях, национально-культурных общественных объединений, национально-культурных автономий, этнических советов, домов национальных культур, центров дружбы, обеспечивающих трансляцию общегражданских ценностей.

Теоретико-методологические интерпретации этнической идентичности как составляющей гражданской идентичности

Современные мировые тенденции функционирования этносов и этнических групп актуализируют содержание и общий идейный пафос гражданской идентичности как идентичности полиэтничпой и мультикультурной. Магистральной проблемой феноменологии гражданской идентичности является самоопределение индивидуума в его взаимодействиях с обществом '. Принадлежность к определённому сообществу, с одной стороны, предоставляет ресурс защиты, а с другой стороны, іребуєт следования определённым канонам поведения.

Осознание гражданской идентичности в философской традиции базируется на канонах классического гуманизма ". Эти каноны акцентируют содержание гражданской идентичности как результата соотнесённости индивида с окружающим обществом . При этом существенными факторами самоопределения и показателями тождественности требованиям социально-политического времени и социально-политического пространства выступают образованность, здравомыслие, активность, рациональность. В процессе самоидентификации индивид соотносит свои социальные позиции с определяющими явлениями общественной мысли и общественной практики, а также с устоявшимися мировоззренческими принципами и морально-нравственными устоями общества .

Феномен гражданской идентичности реализуется в рамках целостного и перспективного концепта идентичности, который включает принципы автономии личности, права и свободы как высшей ценности ". При этом идентичность базируется па индивидуальности, на особости, которые подтверждаются и гарантируются в политических доктринах и правовом контексте - конституции, декларации, законы, билли и пр.

В трактовках Дж. Локка и Д. Юма идентичность рассматривается в соотнесении человеческого разума и человеческой природы, что в полной мере отвечает диалектике развития человеческого общества и человеческого познания в конкуренции рационального и иррационального 4. Э. Фромм отмечает, что идентичность формируется и проявляется в личностной и социальной природе 3. З.Фрейд, впервые использовавший термины «ид» как подсознательное «я», рассматривает идентичность как совокупность эмоциональных характеристик человека, как соотнесение индивидуума с настоящим и воображаемым, как результат индивидуализации человека. Для оформления концепта идентичности чрезвычайно значимы обобщения Ф. Ницше, который разрабатывает оригинальную категорию «слишком человеческого».

Концепт идентичности, как равно и термин «идентичность» развивается в трудах Э. Эриксоиа, который выделяет копкретизированность идентичности. Она достигается за счёт сущности самой идентичности, которую можно трактовать как: тождественность, подлинность, принадлежность1. Э. Гиддеис выделяет роль рефлективности в формировании идентичности и подчёркивает значение идентичности в жизненных стратегиях индивида". С. Хантингтон, рассматривая особенности американской идентичности, отмечает её широкое содержание в территориальных, культурных, экономических, политических корнях 3. Дж. Мид отмечает такое важное проявление идентичности как осознание своего поведения человеком, который, во-первых, осмысливает свои поступки, а, во-вторых, поступает рефлексивно. ' Р. Брубейкер и Ф. Купер выделяют сложность и противоречивость понятия идентичности, которое может одновременно быть исчерпывающим и поверхностным э.

В концепте идентичности выделяются факторы общего, всеобщего, частного, глобального, локального, а в дальнейшем и глокалы-юго. Эти тенденции разрабатывают К. Леви-Строс, П. Бурдье, которые актуализируют проблему идентичности как проблему выбора и самоопределения6. В этом же контексте П. Бергер и Т. Лукман отмечают решающее значение идентичности как трансформирующегося феномена в социальном конструировании .

Особым аспектом идентичности является её гражданственность, которая проявляется в активной социализации индивида в общественных отношениях. Это акцептируется у Г. Гегеля, Г. Маркузе, А. Смита, К.Поппера, а в большей степени у К.Маркса . Отождествление человека с группой, стратой, классом чрезвычайно важно, так как в таком отождествлении человек функционирует как субъект социальных отношений, осознаёт свои интересы, жизиеобразующие цели и добивается их осуществления.

В контексте социальных и политических отношений идентичность -«характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо группе, общности». Идентичность реализуется в двух основных аспектах - личностном и социальном. Первый аспект предполагает «самоопределение индивида в терминах физических, интеллектуальных и нравственных качеств». Второй аспект предполагает «самоотношение индивида к различным социальным группам и общностям — этническим, демографическим, религиозным, политическим, профессиональным, региональным».

Международный и российский опыт политико-правового обоснования национально-культурного самоопределения

Необходимым условием национально-культурного самоопределения является нормативно-правовое обеспечение. При этом очевидно, что введение этнической идентичности и этнокультурной идентификации в правовое поле является сложной проблемой, как с точки зрения законотворчества, так и с точки зрения правоприменительной практики. Этнокультурные интересы и потребности очень разнообразны и сложны по своей структуре и в этом плане трудоёмки для оформления в правовых актах. Тем не менее, этнокультурные интересы как всякие социальные интересы должны быть обеспечены законодательной базой, на основе которой они институализируклея и реализуются.

Международное сообщество накопило обширный опыт правового обеспечения национального, в том числе и национально-культурного самоопределения. В политико-правовой традиции выделяются несколько этапов, содержание которых дсіерминировано глобальными и локальными политическими процессами.

Первые нацеленные акции обоснования национального самоопределения в условиях нового мирового порядка, новых границ в Европе были осуществлены по окончанию Второй мировой войны. В основе многочисленных договоров, деклараций, соглашений и хартий лежит Устав ООН, принятый в 1945 г. В гл. 1, ст.1. декларируется принцип равноправия и самоопределения народов как принцип дружественных отношений между нациями. Принцип равноправия и самоопределения народов положен в основу международного экономического и социального сотрудничества (гл. IX). При этом ООН принимает на себя ответственность за управление теми территориями, народы которых «ещё не достигли полного самоуправления» (гл. XI). В положениях Устава ООН проблема самоопределения закономерно связывается с проблемой территории, проблемой выражения свободной политической воли, проблемой самоуправления и осуществления прав и свобод человека без различия расы, пола, языка и религии . В международном праве и политике нормативно-правовое обеспечение национально-культурного самоопределения осуществляется в общем контексте правового обеспечения статуса и интересов разных этнических групп, чему с 1947 г. способствовала деятельность Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств .

Анализ международных правовых и политических документах свидетельствует о том, что национальное самоопределение и национально-культурное самоопределение осуществляется в противовес национализму, дискриминации. Так, Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН (1948 г.) и Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) прописывают меры, противостоящие дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной принадлежности .

Следующим хронологическим этапом политико-правового и воплощения принципа национального самоопределения стали 60-е гг. XX в., что связано с крушением колониальной системы и образованием ряда независимых государств в Африке и Азии. В этой связи принята Декларация о предоставлении независимости колониальными странам и народам (1960 г.), которая отмечает, что «все народы имеют право на самоопределение», включающее установление политического статуса, осуществление своего экономического, социального и культурного развития .

Сущность национального самоопределения и национально-культурного самоопределения трактуется в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), в Меэ/сдународном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) ~. Свой вклад в реализацию национально-культурного самоопределения внесла и Международная организация труда, которая в Конвенции № 169 «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989 г.) подтвердила право народов на сохранение этнокультурной самобытности в рамках стран проживания .

ООН поощряет осуществление прав на самоопределение и призывает уважать это право ''. Так, в специальной Деклараг^ии о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета (1965 г.) отмечено, что «все государства должны уважать право народов и наций на самоопределение и независимость, и это право должно осуществляться свободно и без какого- либо внешнего давленшг и при полном соблюдении прав человека и основных свобод»1.

В дальнейшем нормативно-правовое обоснование национального самоопределения осуществилось в 70-е гг. XX в. Принят комплекс деклараций и хартий о принципах международного права, о сотрудничестве между государствами, об экономических правах и обязанностях государств. Наиболее значимым является Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), в котором провозглашаются суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы её применения, территориальная целостность государств, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой ".

Национально-культурное самоопределение как фактор сплочения региональных сообществ Юга России

Национально-культурное самоопределение в России, при общих тенденциях и закономерностях отличается особенностями региональных социально-экономического и политического процессов. В свете этнополитических процессов, которые осуществились в ЮФО, прежде всего, на Северном Кавказе, актуальными является стабилизация общественных отношений, достижение и сохранение национальной и общечеловеческой безопасности. Важнейшей задачей выступает упрочение гражданской идентичности, которой существенную конкуренцию составляет этническая идентичность.

Актуальность формирования гражданской идентичности в субъектах ЮФО объясняется рядом причин. Это, прежде всего, полиэтничность, мультикультурность, многоконфессиопалы-юсть местных сообществ, мозаичиость, чересполосица расселения пародов '. Также это проявленность этнического фактора, этнической идентичности, этнической идентификации 2. Устойчивость к ассимиляции и приверженность этнокультурным ориентирам проявляются, во-первых, в среде многочисленных коренных (автохтонных) народов, во-вторых, в среде многочисленных диаспор региона, представляющих ближнее и дальнее зарубежье. Эта же устойчивость отмечается в среде этнических групп, не имеющих государственности за пределами РФ . Также приверженность этнокультурной традиции и стремление к её сохранению демонстрирует русское (прежде всего, казачье) население региона, которое не имеет выраженной традиции национально-культурного самоопределения, типичной для других этнических сообществ.

На базе этпичпости как социального фактора в ЮФО реализуется национально-государственное самоопределение, которое можно определить как многоуровневое. Так, его осуществляют в соответствии со своими конституционными правами: жители субъектов как граждане РФ, жители субъектов как граждане восьми республик, жители субъектов как жители трёх областей и двух краёв. При этом часть населения реализует национально-государственное самоопределение как титульное (в республиках), а другая часть - как нетитульное.

Идея национально-культурного самоопределения имеет широкое хождение, прежде всего, как компенсационная идея для тех граждан и этнических групп, которые не обладают «этнической государственностью» на территории Российской Федерации ~. В то же время к национально-культурному самоопределению широко прибегают и представители коренных (автохтонных) титульных народов Юга России, а также представители русского населения, которое численно и культурно доминирует в ЮФО .

Национально-культурное самоопределение в субъектах ЮФО, как и в других субъектов РФ, осуществляется на основе: законов и политических доктрин РФ; законов, нормативно-правовых актов, политических доктрин, концепций и программ РФ и субъектов федерации. Национально-культурное самоопределение в субъектах Юга России, как и в России, в целом, прошло несколько содержательных этапов. Представляется возможным выделить следующие:

Первый — 1991 г. — 1995 г. - Происходит распад СССР и демократизация общественных отношений, типичными становятся проявления национализма, этиосепаратизма и религиозного экстремизма. Осуществляются подписание Федеративного договора 1992 г., принятие KoHcmumyifuu РФ 1993 г., первых нормативно-правовых актов, касающихся неправительственных, некоммерческих организаций (Федеральные законы «О некоммерческих объединениях», «О неправительственных организациях», «Об общественных объединениях»). Также приняты конституции и уставы субъектов РФ.

Отмечаются: проявление этносубъектности, этнизация политики, образование национально-культурных и этнополитических организаций, объединений, ассоциаций, форумов. Происходит активная политизация деятельности национально-культурных общественных объединений, включение этничности как масштабного конфликтогенного и политизированного фактора в политические витури- и межрегиональные отношения, а также в отношения федерального центра и субъектов.

Второй - 1996 - 2002 гг. — Осуществляется принятие Концепции государственной национальной политики РФ, принятие Федерального закона «О национально-культурной автономии», внесение поправок в Федеральные законы «Об общественных объединениях», «О национально-культурной автономии».

Происходит образование: национально-культурных автономий местного, регионального и федерального уровней; образование Консультативного совета по делам НКА и Союза диаспор России; Сенежского форума (Сотворчество народов во имя жизни); образование Ассамблеи народов России и Дома народов России.

Осуществляется процесс приведения в соответствие законодательства

субъектов РФ законодательству федерации в рамках деятельности полномочных представителей Президента РФ в ЮФО. Разрабатываются и принимаются региональные политические доктринальные документы и программы в сфере национальных, межэтнических, этноконфессиональных отношений, в частности, в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино- Балкарская Республика, Карачаево- Черкесская Республика и т.д.

Осуществляется интенсивное складывание национально-культурных общественных организаций, национально-культурных автономий, этнических советов, советов старейшин, а также национальных движений, ассоциаций, форумов, миссий и межэтнических и межконфессиональных советов. Складываются горизонтальные и вертикальные связи между НКОО и НКА, а также формируется система их взаимодействия с органами власти и управления.

Конфликтогеипые проявления этничности сохраняются в латентных и манифестных формах и проецируются на всю систему общественных отношений. Вместе с тем складываются региональные системы управления в сфере межэтнических отношений и этнополитических процессов, складывается миротворчество как направленная деятельность.

Похожие диссертации на Национально-культурное самоопределение как фактор упрочения гражданской идентичности современного российского общества