Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовная идентичность российского общества в современных условиях : социально-философский анализ Яненко, Анжелика Семеновна

Духовная идентичность российского общества в современных условиях : социально-философский анализ
<
Духовная идентичность российского общества в современных условиях : социально-философский анализ Духовная идентичность российского общества в современных условиях : социально-философский анализ Духовная идентичность российского общества в современных условиях : социально-философский анализ Духовная идентичность российского общества в современных условиях : социально-философский анализ Духовная идентичность российского общества в современных условиях : социально-философский анализ
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яненко, Анжелика Семеновна. Духовная идентичность российского общества в современных условиях : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Яненко Анжелика Семеновна; [Место защиты: Воен. ун-т МО РФ].- Москва, 2009.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/190

Введение к работе

Современный мир характеризуется наличием большого количества различных идентичностей, и каждый человек находится перед выбором своей цели в жизни, места в обществе, а также своей духовно-нравственной позиции по отношению к другим людям и ко всему социуму. В этом отношении особое место в самоопределении человека в условиях развивающегося российского общества занимает духовная идентичность, которая выступает важным механизмом его отождествления с глубинными смыслоценностными основаниями социального бытия.

Именно духовная идентичность российского общества в последнее время наиболее часто становится объектом воздействия различных вызовов и угроз, инициируемых как развитием общественных отношений, так и определенными социальными акторами в целях деструктивного воздействия на социальную общность российских людей. М.Г. Делягин полагает, что подрыв самоидентификации общества, осуществляемый в условиях глобализации, - «неважно, внешней информационной агрессией или же внутренними процессами деградации - автоматически ставит общество на грань уничтожения вне зависимости от состояния экономики, наличия или отсутствия угрозы жизням его членов. Особую роль играют совершенствование и поддержание устойчивой системы ценностей, действенно мотивирующих общество к достижению успеха в глобальной конкуренции»1. В этой ситуации именно духовная идентичность превращается в один из главных ресурсов обеспечения безопасности страны, сохранения и развития самобытности российского общества в условиях нарастающих перемен. Выделение и обоснование данного феномена позволит выработать меры по укреплению духовных основ функционирования российского общества и разрешить многие конфликтные проблемы формирования нового образа России как великой мировой державы.

Более конкретно актуальность исследования обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, современной ситуацией общественного развития, характеризующейся наличием большого количества альтернативных возможностей духовного выбора, в которых личность зачастую дезориентируется, перестает отождествлять свои индивидуальные представления с

Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М., 2003. С. 751-752.

коллективными, что приводит к ощущению разрыва между ними, к кризису социального сознания и всего общества в целом. В этих условиях проблема изучения феномена духовной идентичности выдвигает на повестку дня перед личностью и социумом вопросы переоценки всей истории, всего пространственно-временного бытия человечества, сути социальных практик и деятельности в контексте выработки наиболее оптимальных стратегий, проектов и образов определения смысла будущего своего развития.

Во-вторых, мощными попытками навязывания российскому обществу со стороны западных стран в качестве фундамента духовной идентичности индивидуалистских эгоистических духовных ориентиров, вненациональных ценностей либерализма, что ведет к нестабильному функционированию государственных и общественных структур, расшатыванию духовно-нравственных устоев социума и способствует широкому распространению негативных идей среди населения страны, особенно неокрепшей в духовном отношении значительной части молодежи. В данном ключе обозначенная проблема напрямую затрагивает саму возможность (или невозможность) существования российской цивилизации и характер ее дальнейшего развития, ставит вопросы сохранения преемственности духовных ценностей и традиций, культурной самобытности общества, обеспечения нормальной жизнедеятельности страны в целом.

В-третьих, необходимостью научного анализа идентификационных процессов непосредственно в России в условиях нарастающего влияния угроз, вызовов и других негативных явлений духовного порядка, которые в силу своей определенной скрытости воздействия и большого потенциала влияния представляют особую опасность для развития российского общества. Отсюда настоятельная потребность в выявлении основных духовных вызовов и угроз для развития России, раскрытия и обосновании тенденций и динамики духовной идентичности российского социума как на личностном, так и на социальном (общероссийском) уровнях.

В-четвертых, необходимостью поиска и обоснования приоритетных направлений формирования и развития духовной идентичности России в современных условиях. Основной задачей сегодняшнего дня выступает осознание важности решения данной проблемы не только элитой российского общества, но и общественными организациями и государственными структурами, а также готовностью всех субъектов социального развития противостоять агрессивным воздействиям деструктивных уг-

роз на духовную сферу как важнейшую часть общества и укреплять духовную идентичность российского общества.

Таким образом, проблема изучения духовной идентичности российского общества в настоящее время приобретает особое значение, поскольку она непосредственно связана с сохранением духовной уникальности России, самобытности и независимости страны и составляет один из важнейших аспектов развития современной российской цивилизации.

Степень научной разработанности проблемы. Кризис духовности в обретении участниками общественных отношений личностной, гражданской, тендерной, профессиональной, исторической, этнической, национальной, космополитической, культурной и др. идентичностей предстает как одна из активно изучаемых проблем различными науками, которые представляют свой анализ данного феномена. Различные научные установки и особые области исследования привели к четкой дифференциации знаний об этом явлении.

Так, психологическая наука ориентирует на рассмотрение идентичности как «многослойной» психической реальности, включающей различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания, как механизм психологической защиты «Я» от внешних угрожающих объектов и формирования способности личности к саморазвитию1.

В политологии идентичность рассматривается как механизм обретения массами и политическими элитами определенной политической идеологии, ее взаимосвязь с политическими процессами (политические выборы, основания внутренней и внешней политики и др.)2.

Социология исследует динамику развития идентичности, условия и детерминанты, способствующие изменениям социального регулирования указанных процессов3, а также взаимосвязи между происходящими в России реальными политическими, этнонациональными, демографическими и социально-экономическими процессами.

1 См., например: Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура,
генезис и условия становления: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 2001.

2 См.: Тимофеев И. Н. Политическая идентичность России в постсоветский
период: альтернативы и тенденции: Автореф. дис. ...канд. полит, наук. М., 2006.

См., напряму): Когатько Д.Г. Российская идентичность как культурно-цивилизационный феномен: Автореф. дис. ...канд. социол. наук. СПб., 2007; Малинкин А.Н. Новая российская идентичность: исследование по социологии знания //Социологический журнал. 2001. № 4.

Историческая наука обращается к концепту идентичности как результату истории, т.е. результату самосохранения и развития субъекта в определенных исторических условиях1.

Философия пристальное внимание уделяет исследованию свободы человека в определении своего «Я», выявлению соотношения индивида и нации, роли культуры как способа самовоспроизводства нации в самоидентификации, определению идентичности в целом на индивидуальном уровне через личностный и социальный аспекты, баланс которых обеспечивает чувство тождественности, самотождественности как интегрированное переживание своей жизненной ситуации2.

Вместе с тем, в обозначенных работах проблема духовной идентичности и угроз процессу ее обретения российским обществом рассматривается в основном в контексте кризиса духовности в целом, среди других факторов, дестабилизирующих бытие российского общества и противодействующих его поступательному развитию.

Представление об уровне социально-философского осмысления проблемы духовной идентичности современного российского общества можно составить на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в следующие группы.

К первой группе относятся труды, рассматривающие идентичность как социальное явление. В многочисленных работах данной группы следует выделить те исследования, которые в зависимости от прояснения сущности указанного феномена позволяют выделить природу и основные признаки идентичности. Так, СИ. Емельянова, И. Кон, B.C. Малахов, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др. обращали внимание на различные виды идентичности, их взаимосвязь и взаимовлияние3.

3. Бауман, П. Бергер, Э.В. Ильенков, Т. Лукман, П. Рикер, С.Л. Рубинштейн, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, Ю. Хабермас, К. Юнг и др. опреде-

1 См.: Люббе Г. Историческая идентичность //Вопросы философии. 1994. № 4.

2 См., например: Дроненко Д,М. Национально-культурная идентичность как
социально-философская проблема: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. Волго
град, 2003; Кессиди Ф.К. Глобализация и культурная идентичность //Вопросы
философии. 2003. № 1; Скирбекк Г., Гилье Н. Идентичность и признание
//История философии. М., 2001; Хамнаева А.Ю. Идентичность как социально-
философская проблема: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2007 и др.

3 См.: Емельянова СИ. Что такое идентичность, или история одного события
//Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. Вып. 8. София,
2005; Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988; Малахов B.C. Неудобства с иден
тичностью //Вопросы философии. 1998. № 2; Фрейд 3. Психология бессозна
тельного. СПб., 2002; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006 и др.

ляли влияние данного социального явления на различные стороны жизнедеятельности социума1.

Следует также выделить работы, в которых предприняты попытки обозначить основные признаки и характерные черты идентичности применительно к российскому социуму как составной части мировой цивилизации2.

Вторую группу составляют работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные выявлению сущности и содержательных элементов духовной "идентичности, совокупности ее признаков, отличительных черт и проявлений. Так, к изучению непосредственно проблемы духовной идентичности обращались в своих исследованиях B.C. Барулин, М.М. Бахтин, Э. Гидденс, М.Г. Делягин, О.Н. Козлова, К. Манхейм, Э. Хоффер и др.3

1 См.: Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002; Бергер П., Лук-
ман Т. Социальное конструирование реальности. М, 1995; Ильенков Э.В. Что
же такое личность? //С чего начинается личность. М., 1983; Рикёр П. Я - сам
как другой. М., 2008; Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. СПб., 2000;
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм //Сумерки богов. М, 1989;
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990; Хабермас Ю. Понятие индивидуально
сти //Вопросы философии. 1989. № 2; Юнг К.Г. Ответ Иову. М., 1995 и др.

2 См., например: Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. М., 2003;
Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика
России). От прошлого к будущему. М., 2008; Биллингтон Д. Россия в поисках
себя. М., 2006; Вебер М. О России: Избранное /Пер. А. Кустарева. М., 2007; Ка-
гарлицкий Б.Ю. Периферийная империя: Россия и миросистема. М., 2004; Каве
рин Б.И. Проблема генезиса и становления русской цивилизации //Русская циви
лизация: история и современность. М, 2003; Кара-Мурза С.Г. Матрица «Рос
сия». М., 2007; Нарочницкая Н.А. Русский мир. СПб., 2007; Пантин В.И., Лап-
кин В.В. Трансформация национально-цивилизационной идентичности совре
менного российского общества: проблемы и перспективы //Общественные науки
и современность. 2004. № 1 и др.

3 См.: Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя.
СПб., 2000; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Гидденс Э.
Модерн и самоидентичность //Современная теоретическая социология Энтони
Гидденса /Под ред. Ю.А. Кимелева. Серия «Социология». М., 1995; Делягин
М.Г. Самоидентификация общества // Мировой кризис: Общая теория глоба
лизации. М., 2003; Козлова О.Н. Социология духовной жизни. М., 2004; Ман
хейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Хоффер Э. Истинноверующий. Мн.,
2001.

И. Гофман, С. Жижек, М.В. Заковоротная, Г. Миненков, С.С. Хору-жий подвергают анализу структурные элементы духовной идентичности, выявляют ее различные составляющие1.

Б. Андерсон, Ж. Бодрийяр, К. Воннегут, А. Гулыга, И. Калинаускас, А.И. Липкин уделяют особое внимание исследованию «ложных» духовных идентичностей2.

Постижению ценностных детерминант духовной идентичности посвящены труды отечественных философов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ф.М. Достоевского, Л.П. Карсавина, М.А. Павловича, О.Н. Просвирниной, Н.О. Лосского; Ф.И. Тютчева, С.Л. Франка, А.С. Хомякова и др.3

В третьей группе работ внимание ученых сосредоточено на выявлении основных противоречий и угроз духовной идентичности российского общества. Методы и средства деструктивного воздействия вызовов и

1 См.: Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000;
Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999; Заковоротная М.В. Иден
тичность человека: Социально-философские аспекты. Ростов на/Д., 1999; Ми
ненков Г. Концепт идентичности: перспективы определения. Belintellectuals:
Газета интеллектуального сообщества Беларуси, discussions/?id=68; Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М.,
2005.

2 См.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и
распространении национализма. М, 2001; Бодрийяр Ж. Символический обмен и
смерть. М., 2000; Воннегут К. Колыбель для кошки. Ма, 1988; Гулыга А. Рус
ская соборность. Русская цивилизация. ?
nid=1180; Калинаускас И. Духовное сообщество. М., 1996; Липкин А.И. Духов
ный кризис и национальное возрождение: Философский очерк. Нижний Новго
род, 1993.

3 См.: Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; его же.
Царство духа и царство кесаря. М., 1995; Булгаков С.Н. Карлейль и Толстой
//Новый путь. 1904. № 12; Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Поли. собр.
соч. М., 1987. Т. 1; Карсавин Л.П. О свободе //Малые сочинения. СПб., 1994;
Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 2005; Павлович М.А., Просвирнина
О.Н. Философия как актуализация духовной идентичности человека
//Общечеловеческое и национальное в философии: Мат. II Международной на
учно-практической конференции КРСУ (27-28 мая 2004 г.) /Под общ. ред.
И.И. Ивановой. Бишкек, 2004; Тютчев Ф.И. Россия и Запад. М., 2007; Франк
С.Л. Духовные основы общества. М., 1992; Хомяков А.С. Поли. собр. соч. М.,
1986. Т. 2 и др.

угроз рассматривались У. Беком, А.И. Извековым, С. Лемом, Б.В. Марковым, Д. Рашкоффом1.

Часть исследователей - А. Ваджра, А.С. Капто, Н. Кляйн, Ж. Липо-вецки, уделяют свое внимание идеологии потребления (консюмеризма) - навязыванию эгоистических, утилитаристских рыночных ценностей, которые можно обозначить как антадуховную идентичность2.

Духовная угроза национализма анализируется в трудах Ю.Д. Гранина, Н. Митрохина, И.В. Следзевского и др.3 Толерантность как особая идеология, в определенной мере замещающая духовную идентичность российского общества, рассмотрена в работах Н.А. Купиной, В.И. Му-комеля, М.П. Мчедлова, Э.А. Паина, М.Б. Хомякова, В.В. Шалина4.

В данной группе необходимо выделить ряд работ, в которых обозначены возможные направления противодействия вызовам и угрозам духовной идентичности современного российского общества5.

1 См.: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М, 2000; Извеков
А.И. Проблема личности постмодерна: Кризис культурной идентификации.
СПб., 2008; Лем С. Приложение. Фантастика? //Молох. М., 2005; Марков Б.В.
Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999; Рашкофф Д. Ме-
диавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003.

2 См.: Ваджра А. Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии. М., 2007;
Капто А.С. Профессиональная этика. М.; Ростов н/Д., 2006; Кляйн Н. NO LOGO.
Люди против брэндов. М., 2005. Липовецки Ж. Эра пустоты: Эссе о современ
ном индивидуализме. СПб. 2001.

3 См.: Гранин Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирование рос
сийской нации: Опыт философско-методологического исследования. М., 2007;
Митрохин Н. Кровь или Библия. Этнонационализм и религиозные организации:
опыт СНГ //Неприкосновенный запас. 2001. № 3(17); Следзевский И.В. «Чужие
идут...»: Архетипический мотив границы как источник иррациональной ксено
фобии и фактор ее преодоления //«Чужие» здесь не ходят. Радикальная ксено
фобия и политический экстремизм в социокультурном пространстве современ
ной России /Под ред. Т.В. Евгеньевой. М., 2004 и др.

4 См.: Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности:
Коллективная монография /Отв. ред. Н.А. Купина и М.Б. Хомяков. М., 2005;
Толерантность против ксенофобий /Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина. М.,
2005; Толерантность /Общ. ред. М.П. Мчедлова. М., 2004; Шалин В.В. Толе
рантность (культурная норма и политическая необходимость). Ростов-н/Д.,
2000.

5 См., например: Абрамян Е.А. Судьба цивилизации: что нас ожидает в XXI
веке. М., 2007; Бестужев-Лада И.В. Россия и мир 2005-2015: вызовы и угрозы.
М., 2005; Кара-Мурза С.Г. Демонтаж народа. М., 2007; Кузык Б.Н. У России
один эффективный путь развития - свой. М., 2004; Россия и Запад в начале но
вого тысячелетия //Отв. ред. А.Ю. Большакова. М., 2007; Саркисянц М.А. Рос-

К четвертой группе следует отнести работы ученых, в которых анализируются проблемы динамики духовной идентичности России в современных условиях под влиянием различного рода внешних и внутренних условий и факторов, обозначены наиболее приемлемые для России в современных условиях направления формирования и дальнейшего развития духовной идентичности как социального явления.

Так, возможности формирования духовной идентичности на цивили-зационном уровне рассматриваются И.Н. Ионовым, Н.М. Карамзиным, А.А. Кара-Мурзой, И.С. Киреевским, А.С. Панариным, СВ. Перевезен-цевым1; на государственном - Т. Гоббсом, Ю.Д. Граниным, Филаретом (Дроздовым), Ф. Энгельсом2; на общественном уровне данная проблема представлена в трудах С.А. Белковского, Д. Биллингтона3; на групповом - в работах Н.П. Кириллова, К.Н. Соколова, И.В. Шубиной и А.И. Яковлева4; на личностном уровне данный аспект затрагивался Е.В. Брызга-линой, А.Е. Соколовым, Е.О. Труфановой5.

сия и мессианизм. К «русской идее» Н. Бердяева. СПб., 2005; Тен Ю.П. Культу
рология и межкультурная коммуникация. Ростовн/Д, 2007; Тренин Д. А. Инте
грация и идентичность. Россия как «Новый Запад». М., 2006; Уткин А.И. Миро
вой порядок XXI века. М., 2001; Юрьев М. Третья Империя. Россия, которая
должна быть. СПб., 2007 и др. .

1 См.: Ионов И.Н. Парадоксы российской цивилизации. По следам одной на
учной дискуссии //Общественные науки и современность. 1999. № 5; Карамзин
Н.М. Письма русского путешественника. Л., 1984; Кара-Мурза А.А. «Новое вар
варство» как проблема российской цивилизации. М., 1995; Киреевский И.С. В
ответ А.С. Хомякову //Киреевский И.С. Поли. собр. соч. М., 1861; Панарин А.С.
Православная цивилизация в глобальном мире. М. 2002; Перевезенцев С.В. Рус
ский выбор: очерки национального самосознания. М., 2007.

2 См.: Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковно
го и гражданского /УИзбр. произв. в 2 т. М., 1964. Т. 2; Гранин Ю.Д. Этносы,
национальное государство и формирование российской нации: Опыт философ-
ско-методологического исследования. М., 2007; Митрополит Филарет (Дроздов)
- свят. Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в
настоящей войне //Московские епархиальные ведомости. 2002; Энгельс Ф. Ан
ти-Дюринг. М., 1957. ,..,..-

3 См.: Белковский С.А. Империя Владимира Путина. М., 2007; Биллингтон Д.
Россия в поисках себя. М., 2006.

4 См.: Соколов К.Н. Духовные основания геополитической борьбы. М., 2009;
Шубина И.В. Найти себя //Размышления о... Вып. 6. Перекличка. Философский
альманах. М., 2003; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. Томск, 1999.

5 См.: Брызгалина Е.В. Индивидуальность: стратегии поиска. М., 2003; Соко
лов А.Е. Не хлебом одним //Размышления о... Вып. 6. Перекличка. Философский

В различных сферах общественной жизни формируются специфичные направления актуализации духовной идентичности российского общества в целом. И в этом отношении можно выделить работы А.Н. Волынцева и М.Г. Делягина, исследующих экономические аспекты указанной проблемы1, В.Е. Ларионова и А.С. Панарина, занимающихся политическими особенностями укрепления идентичности2, А.Г. Здравомы-слова и Г.В. Осипова, работающих в области социального измерения общества3.

Существует необходимость выделить в отдельную подгруппу литературу, посвященную приоритетным направлениям формирования духовной идентичности российского общества в его духовной сфере. Здесь особого внимания заслуживают работы СТ. Алексеева, Б.Н. Бессонова, СВ. Вальцева, И.А. Ильина, Д.С Лихачева, В.В. Кожинова, О.А. Мат-вейчева, А.Ю. Шеманова и др., в которых анализируются возможности науки, искусства, религии, морали в отношении сохранения, приумножения и развития духовной идентичности российского общества4.

В изученной научной литературе высказываются различные точки зрения, подходы и мнения по проблеме духовной идентичности как необходимой основы жизнедеятельности современного общества. Но следует отметить то обстоятельство, что за исследовательскими рамками остается рассмотрение именно духовного воздействия на процессы обретения гражданами России своей тождественности на основе социаль-

альманах. М., 2003; Труфанова Е.О. Идентичность и Я //Вопросы философии. 2008. №4.

1 См.: Волынцев А.Н. Человек настоящий: кто это? //Размышления о... Вып. 6.
Перекличка. Философский альманах. М., 2003; Делягин М.Г. Мировой кризис:
Общая теория глобализации. М., 2003.

2 См.: Ларионов В.Е. Православная Монархия. Национальная Монархия в Рос
сии. Утопия или политическая реальность. М., 2007; Панарин А.С. Искушение
глобализмом. М., 2003; его же. Народ без элиты. М., 2006.

3 См.: Осипов Г.В. Национальная идея, социальные интересы и приоритеты.
М., 1997; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.

4 См.: Алексеев СТ. Россия: мы и мир. М., 2008; Бессонов Б.Н. Социальные и
духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. М., 2006; Вальцев СВ. Закат
человечества. М., 2008; Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., 2006; Ис
кусство и цивилизационная идентичность /Отв. ред. Н.А. Хренов; Науч. совет
РАН «История мировой культуры». М., 2007; Лихачев Д.С. Письма о добром и
прекрасном. М., 1989; Кожинов В.В. О русском национальном сознании (Серия:
История России. Современный взгляд). М., 2002; Матвейчев О.А. Суверенитет
духа. М., 2007; Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура: Моно
графия. М., 2007.

но-культурных и ценностно-нравственных смыслов, присущих российской цивилизации.

Существование проблемы духовной идентичности российского общества связано также с противодействием распространению доктри-нальных идей, обосновывающих необходимость ее переделки, переориентации, целью которой является дефрагментация общественных отношений, создание ложных идентичностей и раскол единства российского социума. В связи с этим возникает необходимость проанализировать феномен духовной идентичности современного российского общества, что в качестве самостоятельной исследовательской задачи еще не ставилось.

Актуальность исследовательской задачи, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является социальное бытие современного российского общества. Предметом - духовная идентичность российского общества в современных условиях развития мировой цивилизации.

Цель исследования состоит в рассмотрении с социально-философских позиций сущностных черт и особенностей духовной идентичности современного российского общества, выявлении источников, противоречий и угроз ее формирования, а также обосновании приоритетных направлений формирования данного феномена в контексте развития мировой цивилизации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач исследования:

уточнение сущности духовной идентичности как жизненно важного для развития российского общества явления, одновременно представляющего собой уязвимое звено для воздействия духовных вызовов И угроз деструктивного характера;

определение и содержательная характеристика элементов духовной идентичности современного российского общества как социального явления;

выявление основных противоречий духовной идентичности в условиях развития современного российского общества;

выработка и обоснование приоритетных направлений формирования данного феномена в контексте современного развития России.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли, в которых исследуются социальные явления общественной жизни, феномены общественного и индивидуального сознания, в частности, проблемы мировоззрения, духовности, ценностей и ценностно-нравственных оснований жизнедеятельности личности и социальных групп, места и роли их в жизни общества и человека. В работе широко представлены результаты осмысления кризиса идентичности российского общества и духовности в материалах научно-методического характера различных социальных институтов, научно-практических конференций и семинаров, диссертационных исследований, в публикациях в научных журналах, средствах массовой информации по теме исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертации составили базовые положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются принципы философского анализа: функционально-деятельностный, организационно-системный, структурно-содержательный, аксиологический, феноменологический подходы, принципы социального детерминизма, историзма, методы классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания и др. В данном исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания.

Эмпирическую базу исследования составили социологические данные и научно-методические обобщения, полученные другими авторами применительно к исследуемой проблеме; контент-анализ документов, публикаций в периодической печати и других источниках по проблеме, а также обобщение практики профессиональной деятельности основных субъектов процесса духовной идентичности и наблюдения, основанные на личном опыте автора.

Похожие диссертации на Духовная идентичность российского общества в современных условиях : социально-философский анализ