Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана Раджабов Имомиддин Ширинович

Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана
<
Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Раджабов Имомиддин Ширинович. Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Раджабов Имомиддин Ширинович; [Место защиты: Тадж. нац. ун-т].- Душанбе, 2010.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-23/179

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОЛЬШИНСТВА И НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНЬШИНСТВА 12-58

1. Понятие и сущность «национальное большинство» и «национальное меньшинство» и проблемы их взаимоотношения 12-42

2. Политико-теоретические аспекты положения национальных меньшинств в современном государстве 42-58

Глава П. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БОЛЬШИНСТВА И НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНЬШИНСТВА: ИХ МЕСТО И РОЛЬ В РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 59-154

3. Взаимоотношения национального большинства и национального меньшинства в постсоветском пространстве 59-101

4. Место и роль национального большинства и национального меньшинства в политической системе общества 101-127

5. Степень реализации прав национальных меньшинств и их интеграция в политическую жизнь страны 127-154

Заключение 155-159

Список использованной литературы 160-180

Понятие и сущность «национальное большинство» и «национальное меньшинство» и проблемы их взаимоотношения

Следует подчеркнуть, что термин «национальное большинство», часто совпадает с термином «титульная нация», и, что оно действительно обозначает численное большинство представителей титульной нации. Здесь ставится следующий вопрос. Что такое титульная нация?

Титульная нация это нация, давшая название государству или национально-государственному образованию в составе полиэтнического государства.1 К примеру, таджики в Таджикистане, узбеки в Узбекистане, туркмены в Туркмении, грузины в Грузии, латыши в Латвии и другие нации и народности в своих государствах, а также буряты, башкиры, калмыки, хакасы и другие этнические группы в составе Российской Федерации являются титульными народами (в своих национально-государственных образованьях). Титульная нация обычно привилегирует в количественном отношении. Например, таджики, узбеки, туркмены, грузины, латыши в своих государствах являются титульными нациями, также они доминируют в количественном отношении, т.е. они составляют национальное большинство этих стран. Но бывают и моменты, когда титульная нация численно не привилегирует по сравнению с другими этническими группами. В Башкирии, Бурятии, и в Калмыкии соответствующие этнические группы (в составе РФ) являются титульными народами, но отнюдь не доминируют в количественном отношении. Скорее всего, в качестве национального большинства в этих регионах выступают русские и татары, поскольку они самые многочисленные этнические группы. Исходя из этого, можно утверждать, что понятие «национальное большинство» может соответствовать, а иногда не соответствовать понятию «титульная нация».

Историческая практика свидетельствует, что титульная нация, по сравнению с нетитульными народами в каждом конкретном регионе, может оказаться в привилегированном положении во всех сферах жизни. При этом могут возникать неравноправия, которые создают почву для межнациональной напряженности, взаимного недоверия, обид и отчуждения. Но «привилегированность» титульной нации зависит от процесса осуществления определенной национальной политики в государствах и национально-государственных образованьях.

В определенных странах «титульность» нации, предлагает соответствующим национально-этническим группам некоторые привилегии, но это не означает, что люди образовавшие «нетитульное» население оказываются в дискриминационном положении. Между тем, следует подчеркнуть, что это вопрос вполне конкретной политики на местах.

«Титульность» и «нетитульность», как отмечает А.Г. Здравомыслов, оказываются вполне конкретными символами, обозначающими пределы некоторых силовых полей. Они могут и не приобретать особого значения, но могут стать - в случае территориального спора по — поводу конкретной территории - важным фактором национально-этнического конфликта.1,

В этнологию термин «титульная» введён как эквивалент термина «коренная». Иными словами, титульные народы ещё часто называют коренными, но это название не соответствует международной практике. В связи с этим возникает необходимость раскрытия содержания этого термина.

Согласно статьи 1 Конвенции Международной организации труда (МОТ) о коренных народах и народах ведущих племенной образ жизни (1989), к ним относятся народы в независимых странах, которые являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, чьей частью является данная страна, в период её завоевания или колонизации либо в период установления существующих государственных границ, и которые независимо от их правового положения сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты. Для отнесения к этой группе населения необходимо наличие субъективного фактора, указание самих народов на их принадлежность к числу коренных (п.2 ст.1 указанной Конвенции).

Как справедливо подчёркивает ведущий специалист в области этнополитологии Г.Т. Тавадов, главной отличительной чертой коренных народов является их неотъемлемая (материальная и духовная) связь с землёй предков, и коренной народ без земли - это уже не «коренной» народ.2

Коренные народы ещё именуются как аборигены и автохтоны. Аборигены - это коренные жители какой-либо местности или страны в отличие от переселенцев, которые прибыли позже. В качестве аборигенов выступают коренные обитатели Америки, Африки и Австралии.

Правовой статус коренных народов регулируется Конвенцией Международной организации труда (МОТ) о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (1989). Согласно этому документу, коренные народы имеют право на выбор собственных приоритетов развития. За ними признаются собственность и владение в отношении тех земель, которые они традиционно занимают, а также право на участие в управлении и использовании природных ресурсов, относящихся к этим землям. Сохранение традиционного образа жизни, а также традиционных видов деятельности этих народов (охота, рыболовство, звероводство и собирательство) признаются важными факторами сохранения их культуры, экономической самостоятельности и развития. Одна из задач государства -обеспечение возможностей для сохранения языков коренных народов и овладения этими народами общенациональным (государственным) языком.

Взаимоотношения национального большинства и национального меньшинства в постсоветском пространстве

Сегодня, процесс демократических реформ в странах СНГ сопровождается ростом национального самосознания, стремлением народов к самостоятельному устройству основ общественной жизни. Вместе с тем, этот же процесс в условиях социального кризиса, политической нестабильности вызывает ослабление государственности, нарастание межэтнических противоречий, разрушение гражданского мира. Проблемы межнациональных отношений наряду с экономической, являются главными во всех странах постсоветского пространства, а также важнейшим элементам внешней политики в новом геополитическом пространстве после распада СССР. Национальные движения сыграли активную роль в разрушении тоталитарных структур и общественных преобразованиях. В то же время, реальным фактором нестабильности общества стал национализм. Растет озабоченность граждан за судьбы своих соотечественников, оказавшихся за её пределами. В обществе все более осознаётся необходимость научного, сориентированного на перспективу, развития национальных отношений.

Надо подчеркнуть, что развитие взаимоотношения между национальным большинством и национальными меньшинствами возможно, только при устранении антагонизмов в межнациональных отношениях и причин их возникновения. Взаимоотношения национального большинства и национальных меньшинств должны развиваться на основе обеспечения необходимых условий для свободного развития всех народов и их взаимообогащающего сотрудничества, на утверждение национального достоинства и преодоление отчуждения человека от своей культуры, языка и традиций своего народа, обеспечение интересов и нрав граждан, связанных с их принадлежностью к тому или иному народу. Благоприятное развитие взаимоотношений между национальным большинством и национальными меньшинствами в стране утверждает формулу демократии на языке культурной традиции и содействует тому, чтобы страна, как многонациональное государство, заняло достойное место в мировом сообществе.

Главная задача государства - обеспечить наиболее благоприятные социальные условия жизни граждан, а высшей ценностью являются права и свободы человека, независимо от национальности, языка, вероисповедания и убеждений. Политика правительства в области национальных отношений предполагает реализацию в рамках единого государства и на базе общедемократических принципов права на самоопределение как:

а) права на самоопределение на территориальном и национально государственном уровнях;

б) права личности на выбор собственной культурной идентичности и реализацию своих интересов и запросов;

в) реальную возможность для всех национальных общин и этнических групп осуществлять свои политические права, обеспечивать справедливый социальный статус и национально-культурные потребности.

Мировой опыт национального развития становится добротный уроком ; в процессе формирования и развития национальных отношений, особенно молодых государств. На Земле проживает около 5 тысяч народов, этнических групп и существует около 200 государств. Опыт мирового развития свидетельствует, что принцип «один народ - одно государство» в моноэтническом варианте нереализуем. В разные эпохи и в разных регионах Земли процесс самоопределения вел к возникновению политических образований. На основе региональной, религиозной или культурно-языковой общности население консолидировалось в единый народ, государству-нацию. Идея нации рождалась среди народов (необязательно этнический однородный), как политическая программа для создания суверенных гражданских сообществ, в которых шел процесс складывания общих культурных элементов, политической идеологии, социально-экономических связей.

Понимание нации как суверенного согражданства утвердилось в международно-правовой практике, закреплено в международных документах о праве народов на самоопределение. Именно такие государства-нации, имеющие сложный состав населения, образуют мировое сообщество, в том числе Организацию Объединенных Наций, в состав, которой вошли государства, образовавшиеся после распада СССР. Перед ними сейчас стоит задача создавать новые демократические и мирные гражданские сообщества. Именно такая задача стоит перед многонациональным народом СНГ.

Для Республики Таджикистан особое значение приобретает опыт Российской Федерации в области национальных отношений. Особую актуальность приобретает принципы и критерии решения национальных проблем, формирования национальной политики. Российская Федерация является государство, в границах которого проживает более 100 национальностей. Самой многочисленной является русская, составляющая около 82 процентов из 147 миллионного населения. Русские живут на всей территории Федерации, численно преобладая в большинстве регионов и в крупных городах страны. К другим крупнейшим национальностям относятся татары - 5,5 млн., чуваши -1,8 млн., башкиры - 1,3 млн., мордва - 1,07 млн., чеченцы - 899 тыс., немцы - 842,4 тыс., а также украинцы - 4,4 млн., белорусы - 1,2 млн. В то же время некоторые народы Севера (орочи, алеуты, негидальцы и др.) насчитывают лишь несколько сотен человек. Национальности России различаются не только по численности, но и по социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры.

Почти повсеместно границы расселения не совпадают с границами внутрироссийских образований. Десятки миллионов россиян потомки смешанных браков и проживают в этнических смешанных семьях. Многие народы в ходе длительных контактов испытали сильное воздействие русской культуры, особенно языка. В большинстве российских республик и в автономиях, титульная нация не составляет большинства населения. Политические репрессии, хозяйственное волюнтаристское развитие, непродуманная миграционная политика, обусловили обострение этнополитических и этнодемографических проблем. Идеологический контроль центра при поддержке местных бюрократических элит, вызвал кризис традиционных институтов, в том числе национальной культуры и языка.

Место и роль национального большинства и национального меньшинства в политической системе общества

История многонациональных государств, явно свидетельствует о том, что этнос и государство всегда были и остаются, взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Правда, этносы имеют разные статусы, одни обретают статус нации-государства, а другие до сих пор сохраняют некоторые пережиточные черты родоплеменной структуры (племена). Развитию этносов способствуют различные факторы, как численность, сохранение самобытности этнических общностей и др. «Государство в политическом смысле формирует нацию, в которой этнос может быть системообразующим элементом, или консолидированной частью». Следует отметить, что в великих проектах западных демократических стран, как Великобритания, Франция и США, определяющее влияние которого сохраняется до сих пор, национальные меньшинства не были предусмотрены. Ибо идеал этих стран, прежде всего, касался гражданина и его конституционных прав и обязанностей, фактически не обращая внимания на его происхождение. Национальное государство и демократия являются основными институтами современной государственности, и они покоятся на предпосылке, что нация и народ уже имеются. Но существование национальных меньшинств в государстве ставит под вопрос единство нации как источник государственной власти. По поводу возникновения современных национальных государств в Европе, западные учёные утверждают далее: « ...их создавало или государства или (государствообразующая) нация, или представители определенной культуры (нации). И в том, и в другом случае образованию национального государства предшествовал трудный процесс достижения согласия, зачастую с помощью насилия: живущие на территории определенного государства или в культурном пространстве люди должны идентифицировать себя с государствообразующей или, соответственно, с культуротворящей нацией.

В современной истории эффективнейшей субстанцией-движетелем этих процессов идентификации и интеграции показали себя этнические общности: общность происхождения и культуры, общий актуальный опыт, чувства идентичности и солидарности. Таким образом, идеал «этнически слепого» современного государства оставался в большинстве случаев искусственным построением».1

В политической практике прослеживается, что формирование государства часто, способствуют возникновению неравенства между национально-этническими общностями. Прежде всего, это связано с политической объективностью, которая существует в полиэтнической обществе. Всегда имеются государствообразующие этносы, которые могут ассимилировать или подавлять другие этнические общности в пределах данного государства, а также могут объединять их при учете определенных национальных (этнических) интересов.

После распада СССР, процесс формирования новых национальных государств, в первоначальных периодах после обретения суверенитета, реализовался, таким образом, что были государствообразующие этносы, их главным признаком являлся их титульность для конкретной территории, обусловленная историческим развитием. Дальнейшее их развитие осуществилось принципиально, по разным направлениям:

1. Нетитульные этносы лишены всяких прав (особенно политических), уменьшение их численности путем вынужденной миграции. Полное игнорирование национальных интересов этих общностей. Например, в прибалтийских странах из-за несовершенства национального законодательства, каждый индивид добывается восстановления отдельных прав в судебном порядке и становится возможным восстановление прав других лиц, выступающих в качестве меньшинств. Политическая практика данных государств, явно показывает нам, что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, лишены всяких групповых прав. Эти государства в принципе не признают коллективные права национальных меньшинств.1

2. Признание многонациональности государства, независимо от унитарного или федеративного типа государственного устройства, и выработка соответствующей политики, которая закреплена законодательными актами, как, например, в России, Таджикистане и в ряде других постсоветских стран.

3. Построение правового государства, как феномен постсоветского времени, является правовой основой для обеспечения, прежде всего, индивидуальных, гражданских прав, нежели коллективных прав представителей национальных меньшинств.

Похожие диссертации на Национальное большинство и национальное меньшинство: место и их роль в государственном устройстве современного Таджикистана