Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма (На примере фашистской Германии) Тишков Сергей Леонидович

Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма (На примере фашистской Германии)
<
Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма (На примере фашистской Германии) Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма (На примере фашистской Германии) Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма (На примере фашистской Германии) Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма (На примере фашистской Германии) Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма (На примере фашистской Германии) Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма (На примере фашистской Германии) Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма (На примере фашистской Германии) Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма (На примере фашистской Германии) Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма (На примере фашистской Германии)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тишков Сергей Леонидович. Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма (На примере фашистской Германии) : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Москва, 2004 133 c. РГБ ОД, 61:04-23/204

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА 17

1. Тоталитаризм: сущность и его разновидности 17

2. Фашизм, его генезис, становление и социально-политическое содержание нацистской идеологии 32

ГЛАВА II. ФАШИСТСКАЯ ПРОПАГАНДА: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ МАССОВЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ 46

1. Особенности, основные формы и методы психологического воздействия на массы в гитлеровской Германии 46

2. Документальное кино, как важное средство манипулирования политическим сознанием в Третьем рейхе 83

3. Деятели культуры и национал-социалистская власть: проблемы взаимоотношений 106

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122

БИБЛИОГРАФИЯ 127

Введение к работе

Рассматриваемые в диссертации проблемы имеют большое значение для политологии и практики в сфере политических технологий. Исследование вопросов, связанных с приходом и пребыванием у власти национал-социалистской партии в Германии и того, какими методами и с помощью каких пропагандистских средств ее лидеры формировали менталитет немецкого народа, представляет особый интерес для современной политической науки. Речь идет об изучении особенностей идеологического воздействия на сознание масс в условиях тоталитарной формы правления, а также роли политической составляющей в манипулировании общественным мнением. Эти явления, основанные на политических технологиях, хотя и в модифицированном виде, представляют реальную опасность в современном информационно-коммуникативном обществе для стабильного, демократического развития многих стран.

Объясняя причины появления в последние годы многочисленных «досье» и воспоминаний о Гитлере и других главарях Третьего рейха, итальянский ученый Роберт Конкуэста отмечает, что образы и идеи бывших диктаторов Европы воскресают не случайно. Они появляются именно тогда, когда в обществе зреет востребованность на них. Кризисные процессы в целом ряде стран современного мира создают благоприятную почву для возникновения и развития тоталитарных тенденций и экстремистских идеологий.

Смысл исторической памяти — в извлечении уроков из пережитого. «Народ, — писал известный американский философ Сантаяна, — который не помнит своего прошлого, обречен вновь его пережить»1. Пример фашистской Германии в данном контексте является весьма показательным и может служить серьезным предостережением всем тем, кто недооценивает реальную опасность возрождения нацистских тенденций, методов и форм пропаганды в современном обществе. Этим определяется политическая актуальность темы диссертации.

Автор исходит из того, что один из основных признаков цивилизованного общества - не конъюнктурное, а объективное отношение к прошлому. Поэтому оценка политических процессов первой половины XX века предполагает взвешенный, максимально объективный подход. Иначе говоря, анализ исторических событий не

1 Цит. по Д. Мельников, Л. Черная. Преступник №1. Нацистский режим и его фюрер. М., 1981. С. 4.

должен оыть идеологизированным, а подлинно историческим, основанном на научном знании и фактах реальной действительности.

Необходимо исследовать причины, по которым миллионы немцев были по существу превращены в некритически мыслящую массу, а также совершили все то, что американский психолог и историк Р. Бпнион охарактеризовал как «эпилептический припадок немецкого народа», как всеобщую «шизофрению нации».

Несмотря на бесчеловечную, иррациональную политику фашистских лидеров, им удалось с конца 1920-х годов значительно расширить, а затем сохранить в течение длительного периода времени социальную базу национал-социалистской партии. До того момента в мире вряд ли можно было найти другой пример, когда в течение всего двух лет (1928—30 гг.) такое огромное количество избирателей, как в Германии, настолько изменили свои политические пристрастия, что позволило нацистам увеличить свое представительство в парламенте примерно в 8 раз.

Если попытаться коротко сформулировать основной фактор, сделавший возможным реализацию всего этого, то его можно было бы выразить емким понятием, «ПРОПАГАНДА» с се изощренными в условиях Третьего рейха содержанием, формами, средствами и методами воздействия на массы. В фашистской Германии пропаганда приобрела огромное значение. Именно в этой стране было создано первое в мире специальное министерство пропаганды. А его главой стал один из наиболее доверенных и приближенных к Гитлеру чиновников Йозеф Геббельс, с 1926 года бессменно возглавлявший пропагандистский аппарат национал-социалистской партии, с помощью которого отрабатывался механизм манипулирования массовым политическим сознанием.

За умение блестяще манипулировать мыслями, взглядами и чувствами миллионов немцев известный нацистский публицист Макс Аманн назвал Геббельса Мефистофелем, то есть дьяволом, а немецкий писатель Эрих Кестнер за чудовищные костры, в которых по предписанию Геббельса были сожжены пять тысяч произведений прогрессивных авторов, назвал его «литературным крематором». Во всем же мире имя Геббельса стало нарицательным, а его деятельность приобрела нарицательное название «геббельсовская пропаганда».

В фашистской Германии впервые в мире пропаганда стала важнейшей сферой государственной деятельности. Характеризуя роль Геббельса в утверждении «принципа фюрерства» в нацистской Германии, французский ученый Жак Иво писал: «Кто знает,

что осталось бы от Гитлера, если бы руководителем его «отдела рекламы» не был бы Геббельс»1.

В диссертации исследуются механизмы и особенности геббельсовской пропаганды, без которой нацистская партия не сумела бы довести целый народ до состояния безграничной преданности и фанатизма политическим идеалам Третьего рейха. По словам бывшего посла Франции в Берлине Андре Франсуа Понсе, Геббельс был самым опасным человеком в гитлеровском окружении — его манера вести дискуссию была неизмеримо сильнее, чем у остальных нацистов. Выдвигавший лозунг за лозунгом, министр пропаганды в конце концов приучил всю нацию жить по ним.

«Мы живем в эпоху масс, — писал Геббельс лидеру националистического меньшинства в рейхстаге Альбрехту фон Грефе. — Однако будущее принадлежит не массам, а тому кто объединит их, кто их поведет. Новый век принадлежит тому, кто повелевает массами. Массовые движения нашего времени завершатся диктатурой» — предсказал Геббельс еще до захвата власти гитлеровцами2.

В широком смысле слова пропаганда (от лат. propagare — распространять) представляет собой систему взглядов, идей, мнений, внушаемых с целью позитивного или негативного воздействия на сознание людей и изменение их поведения в желательном для пропагандиста направлении. Она является также эффективным средством легитимизации политической власти вне зависимости от конкретно-исторических форм политического устройства и по сути является политической технолопісй. В условиях тоталитарных режимов XX века пропаганда стала государственной задачей и ее поручили осуществлять специальной сети партийно-правительственных учреждений с целью навязывания массам угодных властям мнений и стереотипов поведения3.

Хотя различные элементы пропаганды для достижения вполне конкретных политических, религиозных, социальных, коммерческих и иных целей использовались с времен древних цивилизации, сам же термин возник в XVIII веке и толковался как пропаганда веры, для чего Ватикан учредил специальную конгрегацию пропаганды. Наибольшее же распространение в качестве средства воздействия на формирование

1 Цит. по А.А. Галкин. Германский фашизм. М., 1989. С. 340. * Цит. по Курт Рисе. Геббельс адвокат дьявола. М., 2000. С. 44. 3 Подробнее см.: Политическая энциклопедия. М., 2000.

массового политического сознания и как новый вид пропагандистской деятельности она получила с начала XX века1.

О том, какую роль придавал Гитлер пропаганде или психологическому воздействию в борьбе за привлечение масс на свою сторону, наглядно видно из его заявления, процитированного в декабре 1939 года известным французским писателем, бывшим в то время главой французского министерства информации Жаном Жироду. «Наша война, — подчеркнул Гитлер, — начинается задолго до того, как войска приступают к боевым операциям... Артиллерийская подготовка перед наступлением, свойственная окопной войне, в будущем будет заменена применением психологического оружия с целью подорвать моральный дух противника посредством пропаганды, прежде чем заговорят пушки» .

Традиции анализа массового сознания восходят к трудам таких политологов, философов, социологов и социальных психологов конца XIX — начала XX веков, как крупнейшие представители «философии жизни» Ф. Ницше, разрабатывавшего, в частности, учение о воле к власти, и О. Шпенглер — один из основоположников философии культуры. В своем широко известном труде «Закат Европы» он предпринял попытку определігть и спрогнозировать место Западной Европы в развитии мировой культуры.

О. Шпенглер верил в историческую миссию Германии и считал, что диктатура и авторитет сильной власти приведут к объединению цивилизации на основе мощной организации и техники. Нацисты проявили большой интерес к опубликованной им в 1922 году работе «Preussentum und Sozialismus» («Пруссачество и социализм») и считали, что она соответствует их идеологии. Но после прихода фашистов к власти О. Шпенглер стал критиковать политический режим, и поэтому попал в опалу.

В 30—50-е годы XX века традиции анализа массового сознания, как сознания «толпы» и «темных масс», получили дальнейшее развитие в трудах известного испанского представителя «философии жизни» и одного из основоположников теории массового общества и массовой культуры Хосе Ортега-и-Гассета (1883—1955). В своих работах он проанализировал кризис в первой трети XX века различных областей культуры, искусства, политики и экономики3. «Когда единичный субъект, — писал

Подробнее см.: Новая философская энциклопедия. М., 2001, Том третий, с. 366.

2 Цит. по Курт Рисе. Геббельс адвокат дьявола. М., 2000, с. 251.

3 См. Хосе Ортсга-и-Гассст. Дегуманизация искусства. М., 1991, и Ортсга-н-Гассст.
Восстание масс. М., 2001.

X. Ортсга-н-Гассет в своей работе «Восстание масс», — становится частью массы, он неизменно подпадает под власть определенных, а именно инстинктивных, иррациональных страстей, темных импульсивных реакций... Неприспособленность мешает ему принимать разумные решения и составлять правильные мнения. Поэтому мнения надо втискивать в людей под давлением извне, как смазочное масло в машину» . Подобные же взгляды разделяли и поддерживали главари Третьего рейха.

При изучении проблем индивидуального и массового политического сознания заслуживают внимания работы К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина, особенно о механизмах и методах воздействия правительственных структур на формирование общественного мнения.

В этой связи следует особо подчеркнуть то, что при тоталитарном режиме в Советском Союзе также уделялось большое внимание технологиям манипулирования массовым политическим сознанием. Теоретики коммунизма уделяли много внимания исследованию влияния политического и социально-экономического положения в той или иной стране на массовое сознание, социальную психологию и политическую позицию широких слоев населения. «Надо всеми силами, — подчеркивал В.И. Ленин, — собирать, проверять и изучать... объективные данные, касающиеся поведения и настроения не отдельных лиц и групп, а масс...»2. Надо «уметь понять особенности, своеобразные черты психологии каждого слоя, профессии и т.п. этой массы и только комплексный подход дает возможность «понять особенности, своеобразные черты психологии каждого слоя...»3.

Степень научной разработанности рассмотренных в диссертации проблем. В последние десятилетия, особенно после радикальных перемен в политической жизни современной России, в отечественной и зарубежной литературе появилось много работ о проблемах тоталитаризма. Их авторы показали, что его возникновение было обусловлено рядом конкретных объективных и субъективных факторов и высказали различные точки зрения о сущности и признаках тоталитаризма, как понятия и как политической реальности XX века, о его разновидностях, идеологии и методологии исследования.

Глубокий и всесторонний анализ указанной проблемы дан в серьезном комплексном исследовании Института всеобщей истории РАН, посвященном истории

1 Цит. по БА. Грушин. Массовое сознание. М., 1987. С. 285.

2 Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 25. С. 245.

5 Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 41. С. 192.

возникновения тоталитаризма, его идеологии, специфическим особенностям развития в Европе в прошлом столетии и его преодолению1. Целый ряд работ отечественных ученых посвящен анализу тоталитарного и посттоталитарного общества и роли и месту социальных наук в условиях тоталитаризма2.

Значительный интерес для автора в ходе подготовки диссертации представили работы отечественных и зарубежных ученых по проблемам политической социологии культуры и искусства в условиях тоталитарного режима и их влияние на формирование массового сознания3.

В последние десятилетия в нашей стране был опубликован целый ряд работ, посвященных проблемам массового политического сознания и социальной психологии. Интересные материалы и точки зрения по поводу массового политического сознания, его природы, особенностей условий возникновения, его связей с происходящими в обществе политическими и социально-экономическими и иными процессами содержатся в работах Г. Ашина, Б. Грушина, П. Гуревнча, В. Журавлева, Г. Овчинникова, Л. Судас, А. Уледова4.

Важное место в литературе по проблемам формирования общественного мнения занимает первая, целиком посвященная сущности н основным его особенностям монография Б.А. Грушина «Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования» (М., 1987), в которой дан комплексный анализ массового сознания как

Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. Руководители авторского коллектива Я.С. Драбкин, Н.П. Комолова. М., 1996.

* См. например: Тоталитаризм: к истории и теории вопроса. М., 1992; Тоталитаризм как исторический феномен. М, 19X9; Тоталитаризм: что это такое? Ч. 1 и ч. 2, М., 1993; Тоталитаризм и личность. Пермь; Тоталитаризм и тоталитарное сознание. Сборники статей. Вып. 1, 2, 3 и 4. Томск, 1996 и др.

3 См. Напр.: От проблемы тоталитаризма — к проблематике посттоталитаризма, от
политической социологии —к социологии культуры. Тоталитаризм и посттоталитаризм. М.,
1994, в книжке 2, с. 216—282; Голомшток И.М. Тоталитарное искусство. М., 1994; В.М.
Володарский. Искусство при тоталитаризме. В кн. Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории
идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996, с. 209—260.

4 Ашин Г. Доктрина массового общества. М., 1971; Грушин Б.А. Массовое сознание. М.,
1987; Гурсвнч П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1990; Журавлев В.В.
Общественное и индивидуальное сознание. М., 1963; его же. Общественное и индивидуальное
сознание. Методологические проблемы общественных наук. М., 1979; Овчинников Г.К.
Массовое сознание как объект социологического анализа. М., 1974; Судас Л.Г. Массовое
сознание: в поисках новой парадигмы. М., 1996; Улсдов А.К. Структура общественного
сознания. М., 1968.

особого типа общественного сознания, его феномена, специфики и социальной природы, условий возникновения и функционирования, его соотношения с процессами, происходящими в обществе в сферах экономики, политики, культуры, идеологии.

Употребление словосочетания «массовое сознание» в качестве специального термина начинается лишь в 30-х годах XX столетия, а сравнительно полное осмысление лежащих за ним проблем — примерно с 60-х годов . Общественное сознание реализуется во множестве едва уловимых, проявляющихся лишь в «текущих» поступках людей образовании, вроде традиций и настроений, нравов и верований, социальных симпатий и предрассудков и отличается подвижностью2.

При анализе массового политического сознания, как особого типа общественного сознания, а также условий его возникновения и функционирования, важное значение имеет тезис В.В. Журавлева о том, что «...сознание общества немыслимо вне сознания образующих его мыслящих индивидов. Нет общественного сознания вообще, вне конкретных человеческих существ. Общественное сознание не существует помимо индивидуального сознания или наряду с ним. Практически оно существует и является реальностью благодаря сознанию людей, образующих общество»3.

Особый интерес представляют работы отечественных исследователей по проблемам политического устройства Германии в период фашистской диктатуры Гитлера. В довоенные и послевоенные годы в нашей стране, также как и во многих других странах, накоплен огромный документальный и исследовательский материал по истории возникновения и развития фашистских государств, их сущности, специфическим особенностям, типологии фашистских политических режимов, выявлены многие деструктивные последствия их реакционной политики. В вышедшей в 1977 г. коллективной монографии «История фашизма в Западной Европе» была предпринята одна из первых попыток сравнительного анализа фашистских политических режимов и движений в Западной Европе между двумя мировыми войнами4. В последующий период в политической науке появились новые работы о разных аспектах истории, политики, идеологии фашизма и в первую очередь о его

1 Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.,
1987. С. 10.

2 См. Там же. С. 24—25.

3 Журавлев В.В. Общественное и индивидуальное сознание. М., 1963. С. 4.

См. История фашизма в Западной Европе. М., 1977.

германской и итальянской разновидностях, где фашистские партии не только добивались прихода к власти, но сумели ее захватить, тогда как в ряде других западноевропейских стран, как, например, в Англии и Франции, они не смогли и приблизиться к ней.

Широкий круг проблем, связанных с генезисом, политической социологией, политикой, экономикой, идеологией и массовой базой фашизма проанализированы в работах А.А. Галкина .

Интерес, также, представляет основанное на дневниках одного из ближайших сподвижников Гитлера, Й. Геббельса, исследование Е. Ржевской4, в котором дана обстоятельная характеристика этого идеолога и пропагандиста нацизма. Автор работы в годы Великой Отечественной войны в качестве переводчицы в штабе Советской Армии прошла от Москвы до Берлина и принимала непосредственное участие в опознании в логове фашистов тел Гитлера и Геббельса и в первоначальной разборке документов в бункере. В книге на фоне дневника Геббельса на основе исторических фактов и доверительных бесед Геббельса с Гитлером показаны основные средства и методы, использовавшиеся главарями нацистов в борьбе за власть и в ходе ее осуществления, а также к каким трагическим последствиям привела фашистская идеология и политика на практике.

Фашизм представляет собой сложный и многогранный феномен, включающий политические, экономические, идеологические, социальные и другие сферы жизни

См., например, А.С. Бланк. Из истории раннего фашизма в Германии. Организация, идеология, методы. М., 1978; Бсзымснский Л.А. Разгаданные загадки третьего рейха: книга не только о прошлом. 1933—1941. М., 1984; Л.И. Гпицбсрг. На пути в имперскую канцелярию. М., 1972; В.Д. Ежов. Происхождение и классовая cj-щностъ фашизма. В. кн. История фашизма в Западной Европе. М., 1978; Мельников Д, Черная Л. Преступник № 1. Нацистский режим и его фюрер. М., 1981; Проэктор ДМ. Фашизм: путь агрессии и гибели. М., 1985; Рахшмир П.Ю. Происхождение фашизма. М., 1981; Розанов ГЛ. Конец «Третьего рейха». 2-е изд. перср. и допол. М., 1990.

: См., например, Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии. М., 1977; Лопухов. Послевоенный кризис и фашистская диктатура в Италии (1919—1929 гг.) // История фашизма в Западной Европе. М., 1978; Г.С. Филатов. Типология фашистских режимов и особенности итальянского фашизма // Фашизм и антидемократические режимы в Европе. М., 1981.

См. Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1967; А.А. Галкин. Германский фашизм.

Издание 2-е дополненное и переработанное. М., 1989; А.А. Галкин. Социология неофашизма.

М., 1971.

4 Елена Ржевская. Геббельс. Портрет на фоне дневника. М., 1994.

общества. Анализируя исторические корни фашистской идеологии С.Ф. Одуев в своей работе «Тропами Заратустры» критикует позицию ряда германских авторов, стремящихся перевести анализ нацистской идеологии из области теоретико-социального исследования в область психоанализа и изобразить ее исключительно в виде идеологии взбесившегося мещанства1.

Сложным историко-культурным и социальным проблемам, таким как фашизм и культура, фашизм и интеллигенция, посвятила свою работу «Миф, реальность, литература» Ц.И. Кип. Она подчеркивает, что «фашистский режим не только не создал, но просто не мог создать сколько-нибудь жизнеспособную культуру. Реакционный и эклектический характер фашистской идеологии сам по себе исключал возможность создания подлинных художественных и духовных ценностей» .

Несомненную пользу в работе над диссертацией оказали многие работы иностранных авторов, как переведенные на русский язык3, так и те, с которыми мне удалось познакомиться в отечественных библиотеках и в Британской библиотеке в Лондоне на немецком4 и английском языках5.

1 См. Одуев С.Ф. Тропами Заратустры. М., 1971. С. 180.

: Кин Ц.И. Миф, реальность, литература. М., 1968. С. 156.

J См., например, Р.Д. Андерсон. Тоталитаризм: концепт или идеология. Полис. Политические исследования, 1993, № 3; Гсрлингхауз Г. Кинодокументалисты мира в битвах нашего времени. М., 1986; Жслсв Ж. Фашизм. М., 1991; Люкс Л. Большевизм, фашизм, национал-социализм — родственные феномены // Вопросы философии. 1998; № 7; Люкс Л. «Особые пути» — «пути в никуда». О крахе особых путей России и Германии в XX веке // Вопросы философии. 2001, Лі 12; Манн Томас. Культура и политика (1939). Собр. соч. М., 1961, т. 10; Ортсга-и-Гассст. Дегуманизация искусства. М., 1991; его же Восстание масс. М., 2001; Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М., 1993; Ф. Рышка. Организация фашистского государства // Фашизм и антидемократические режимы в Европе. М., 1981; Садуль Жорж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней. М., 1957; Фромм Эрих. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

4 См., например, Shell К. Mcinungsmanipulicrung im Faschismus; ZFG, 1969; Klimsch G.W.
Die Enwicklung des National-sozialistischcn Filmmonopols von 1933—1940, M., 1954; Lcni
Reifcnstahl. Hintcr den Kulisscn des Rcichspartcitag. Films, cct. M., 1935.

5 См., например, The Gocbbcls diaries, the last days. London, 1978; Bramstcdt. Gocbbcls and

National Socialist Propaganda 1925—1945. Michigan, 1965; Rauschning Hermann. Hitler speaks. A

scries of political conversations with Adolf Hitler on his real aims. London, 1939; Sington, Derrick

and Wcidcnfeld. The Gocbbcls Experiment. A study of the Nazy propaganda machine. London, 1942;

Zcman, Zbynck Anthony. Nazi Propaganda. London 1964; Lcni Ricfcnstahl, The fallen film goddes.

New York, 1976; Lcni Ricfcnstahl, Five Lives. London, 2000; Lcni Ricfcnstahl and Olympia. London,

1986; Propaganda and the German cinema, 1933—1945. London, 2001.

Большой nirrepcc, который британские исследователи проявляют к средствам и методам пропаганды, использовавшихся в Третьем рейхе, связан с серьезной работой, проводимой в Великобритании по усовершенствованию информационных технологий и средств массовой информации.

Всемирные информационные сети этой страны (к примеру, Би-би-си) занимают лидирующие позиции в мировом информационном пространстве. И не секрет, что многое из высокопрофессиональных приемов было позаимствовано из методов работы министерства пропаганды Геббельса, например радиовещание на языке противника .

На основе дневников Геббельса написана вышедшая в серии «Тайны Третьего рейха» и переведенная с английского языка книга Курта Рисса «Геббельс адвокат дьявола»2. Ее интерес определяется тем, что помимо дневников Геббельса Курт Рисе использовал также рассказы его родственников (мать, сестра, зять, теща), а также непосредственных очевидцев событии тех дней, близко знавших и работавших с Геббельсом (Ганса Фрнтше — человека номер два в министерстве просвещения и пропаганды Германии, Карла Мелиса, управляющего делами министерства, Инги Гнльденбранд — личного секретаря Геббельса, его личного стенографиста Отто Якобса и др.), а также материалы представителей разведки США и Великобритании.

Необходимо отметить, что многие материалы по данной тематике, публиковавшиеся в средствах массовой информации, носят скорее публицистический, чем научный характер, но, тем не менее, оказались полезными в процессе исследования.

Источниковедческую базу диссертации составили официальные партийные и правительственные документы, письма, а также правовые акты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой в работе тематике1. Важное значение при подготовке диссертации имели работы и выступления руководителей национал-социалистской партии и Третьего рейха, такие как «Mein Kampf» («Моя борьба») Гитлера, являющейся своеобразной библией нацизма, в которой излагаются теоретические и практические основы идеологии и политики национал-социалистской партии4,

1 См. К. Рисе. Геббельс адвокат дьявола. М., 2000. С. 276.

2 К. Рисе. Геббельс адвокат дьявола. М., 2000.

i См. например, Dcutschland in dcr Zcit dcr faschistischen Dictatur. 1933—1939/ Documentc und Matcrialcn. Berlin, 1962.

4 А.Гитлер. Майн Кампф. Internet. Изд. О. Колесников.

«Доктрина фашизма» Муссолини, дневники Геббельса и его статьи в газетах Третьего рейха.

Кроме самих дневников Геббельса заслуживает внимания найденный в самые последние дни Великой Отечественной войны бойцами Советской Армии в проходившем под Берлином подземном вентиляционном канале дневник руководителя партийной канцелярии Гитлера Мартина Бормана. В отличие от Геббельса, который делал записи в своих дневниках с 1932 г. до апреля 1945 г., Борман вел свой дневник лишь на самом заключительном этапе второй мировой войны с декабря 1944 г. до 30 апреля 1945 г.

В нем Борман, находившийся в Берлине вместе с Гитлером в бункере, день за днем фиксировал, что происходило в штабе нацистов. Его записи содержат многие фактические данные о последних днях существования руководства фашистской Германии и его размышления по этому поводу.

Во время моего пребывания в 2001 г. в Гамбурге (Германия) на международном кино-конкурсе «Filmfest Hamburg», на котором был показан снятый мною документальный фильм, мне довелось ознакомиться с целым рядом немецких документальных картин периода Третьего рейха. Среди них «Вечный лес» Ганса Шпрингера, «Крещение огнем» Ганса Бертрама, «Победа на Западе» Свенса Нолдана и некоторые другие. В киноархпве Всероссийского Государственного Института Кинематографии (ВГИК) также находятся фильмы всемирно известного режиссера Лени Рнфсншталь, такие как «Триумф воли» о съезде национал-социалистской партии в Нюрнберге в 1934 г., «Олимпия» об Олимпийских играх в Берлине в 1936 г. и цветные, но чаще встречающиеся, черно-белые хроники и агитационные киножурналы времен Третьего рейха. Они также послужили источниковой базой при подготовке раздела диссертации о роли докумеїгтального кино, как важного средства нацистской пропаганды в фашистской Германии.

Объектом исследования являются генезис и социальное содержание политической идеологии и нацистской пропаганды и их воздействие на менталитет немецкого народа.

Предметом исследования являются особенности формирования массового политического сознания в Германии в процессе прихода национал-социалистской партии к власти и ее двенадцатилетнего правления в стране.

Теоретическая и методологическая база исследования основана на
совокупности методов, выработанных отечественной и зарубежной политологией:
сравнительно-исторического (компаративного), библиографического и

диалектического. Был также использован многофакторный подход и метод междисциплинарного анализа, позволившие рассмотреть политические аспекты формирования массового сознания в фашистской Германии во взаимосвязи с другими его характеристиками, и показать роль в этом процессе политической власти и ее пропагандистского аппарата.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с момента создания национал-социалистской партии в 1919 году и начала ее борьбы за власть в Германии до полного разгрома Третьего рейха в 1945 году. Наибольшее внимание уделено периоду Третьего рейха, когда нацисты находились у власти. В это время наиболее отчетливо проявились основные формы и методы «геббельсовской пропаганды», которые оказали огромное влияние на политическую психологию и политическую позицию различных слоев населения Германии.

Цели и задачи исследовании. Не претендуя на исчерпывающее исследование в рамках одной работы такой многогранной темы, как исследование основных факторов, оказавших влияние на формирование массового политического сознания в Германии в период прихода к власти и в годы правления в стране национал-социалистской партии, автор поставил своей целью дать анализ политической идеологии и воздействия основными методами пропаганды на формирование менталитета немецкого народа.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: вьіявіггь специфику конкретно-исторической, социально-экономической и политической ситуации в Веймарской республике и в Третьем рейхе, а также взаимосвязь объективных и субъективных факторов, которые предопределили установление нацистской диктатуры в стране; проанализировать особенности политического сознания различных слоев населения в фашистской Германии; раскрыть генезис и социальное содержание нацистской идеологии, которые позволили гитлеровцам добиться поддержки электората и вовлечь во вторую мировую войну миллионы немцев; рассмотреть механизм, содержание и основные формы, средства и методы «геббельсовской пропаганды», которые сыграли важнейшую роль в осуществлении преступных планов пгглеровского руководства; определить, какое место в формировании массового политического сознания немцев в период Третьего рейха наряду с органами печати и радиовещания занимали произведения искусства, кинематограф, в частности документальное кино; показать основные особенности взаимоотношений между политической элитой и деятелями культуры в фашистской Германии.

Научная новизна диссертации. В прошедшие после второй мировой войны годы в нашей стране и за рубежом были подготовлены многие монографии и диссертации, в которых содержится обстоятельный анализ внутренней и внешней политики Германии периода Веймарской республики и Третьего рейха. Эти работы дают наглядное представление о том, что произошло в этой стране в период подготовки и захвата власти национал-социалистской партии, и кто этому способствовал.

Вместе с тем в изучении этой проблематики существует целый ряд недоисследованных тем с точки зрения того, как и в результате чего все это произошло. Так, например, вопросы, посвященные определению роли политической составляющей в манипулировании общественным мнением и достижении нацистами поставленных целей, а также механизмам и основным особенностям идеологического воздействия на сознание масс в условиях Третьего рейха являются во многом новыми для современной политической науки.

В этой связи избранный диссертантом новый ракурс исследования позволил выявить и показать: под влиянием каких факторов и обстоятельств складывались национальные, религиозные и иные особенности политического сознания миллионов немцев, их взгляды, настроения и устремления, как в Германии, где существовали поліггические партии разной ориентации с самыми разнообразными политическими программами и население имело реальные возможности для различного политического самовыражения, национал-социалистской партии за короткий срок удалось коренным образом изменить политические пристрастия большинства населения и направить их в единое русло.

Этому в решающей степени содействовала пропагандистская деятельность национал-социалистской партии, в связи с чем в работе предпринята попытка выявить основные причины ее эффективности.

Новизну настоящей диссертации автор видит также в особом внимании к такому ракурсу рассматриваемой темы, как роль искусства и документального кино, в качестве важного средства политической информации и пропаганды и их значение для формирования массового политического сознания в фашистской Германии.

Впервые в работе выявляется роль искусства, в частности кинематографа, в создании художественных образов, использованных властями в их идеологической и пропагандистской работе.

В этом коїггекстс на примере фашистской Германии были проанализированы также основные особенности взаимоотношений властных структур и представителей интеллигенции, характерные для стран с тоталитарной формой правления.

Практическая значимость диссертации состоит втом, что содержащиеся в ней материалы и выводы необходимы при анализе политической идеологии, механизмов, методов и средств пропаганды и других форм политического информационного воздействия на широкие массы, а также социальной психологии и политической позиции различных групп и слоев населения не только в Германии того времени, но и в других странах современного мира, особенно в государствах с тоталитарным и авторитарным режимами.

Приведенные в работе данные могут быть использованы также при изучении роли политической психологии, политических предпочтений и электорального поведения населения для стабильного развития общества и их политической позиции в том числе в условиях возникновения кризисных ситуаций. Причем они могут быть полезными при исследовании места и роли в политической жизни различных слоев населения не только в странах с развитым «средним классом», но и в государствах, в которых он по различным причинам еще не получил достаточного развития, в том числе и в современной России, где его роль и место в жизни общества еще не стали предметом глубоких исследований.

Содержащиеся в диссертации материалы и выводы могут быть также использованы в работе профессорско-преподавательского состава при подготовке лекций и учебных пособий по политологии и политической истории в высших и средних специальных учебных заведениях, а также студентами и аспирантами.

Апробация и практическая реализация результатов диссертации. Промежуточные результаты исследования были изложены автором в четырех публикациях в сборниках Московского гуманитарного университета общим объемом в 3,75 п.л. и в выступлениях на научных конференциях и «круглых столах», проведенных в МосГУ в 2001—2003 годах.

Осмысление источников и многочисленной отечественной и зарубежной литературы по рассматриваемым в диссертации проблемам позволили автору выявить и определить приоритетные направления исследования.

Политологический и социально-психологический подход к проблеме влияния гитлеровской идеологии и политики на формирование массового политического сознания в Германии дал возможность более глубоко осмыслить основные причины, предопределившие значительное расширение, а затем сохранение в течение длительного периода времени социальной базы национал-социалистской партии, а также живучесть идей нацизма и фашизма в политической и общественной жизни ряда стран.

Тоталитаризм: сущность и его разновидности

Проблема взаимоотношений и взаимодействия политических структур и широких масс населения является одной из актуальных тем современной политической науки. XIX, XX и начавшийся XXI век предоставляют большой материал для понимания того, как и с помощью каких методов властям удавалось воздействовать на массы, манипулировать ими и вести их в нужном для себя направлении. Наиболее отчетливо эту тенденцию можно проследить на примере государств с тоталитарными режимами.

Тоталіггаризм (от позднелатинского totalis — весь, целый, полный) — одна из крайне антидемократических систем политического властвования. В отличие от авторитаризма (от латинского autaritas — власть) — антидемократической системы государственного управлення, сочетающейся с отдельными элементами личной диктатуры, тоталитаризм представляет собой авторитарную форму правления, характеризующуюся по существу неограниченным контролем практически над всеми сферами жизни общества. В условиях тоталитаризма формируются особый тип и форма взаимоотношений государства в целом и его отдельных учреждений (правительства, парламента, армии, административного аппарата) с внегосударственной сферой социума.

Содержание и особенности понятия «тоталитаризм» разрабатывались в течение многих десятилетий. Впервые термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в начале 20-х годов XX в. идеологами итальянского фашизма Дж. Джентнле, Б. Муссолини и др. Немецкий историк И. Петерсен обнаружил впервые упоминание понятия «тоталитаризм» в статье известного либерального деятеля Джованни Амендолы для журнала "II Mondo" от 12 мая 1923 года, в которой фашизм характеризовался как «тоталитарная система». 22 июня 1925 года Б. Муссолини в своем обращении к оппозиции впервые говорил о «тоталитарной воле фашизма». По мнению немецкого историка Й. Петерсена, это выступление Б. Муссолини стало поворотным моментом в использовании фашистами понятия «тоталитаризм» и началом его популяризации1.

В 20—30-е годы теоретики русской эмиграции, такие как Н. Бердяев, И. Ильин, П. Струве, В. Чернов, Г. Федотов, Ф. Степун, Б. Вышеславцев и другие заложили основы анализа проблем тоталитаризма. В своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма» Н. Бердяев одним из первых использовал определение «советский тоталитарный строй». По мнению правого социалиста—революционера В. Чернова именно мировая война с ее предельным этатизмом и постоянно нагнетавшимся военным психозом создала главные политико-психологические предпосылки для формирования тоталитарного режима. В работах представителей русской эмиграции подчеркивалось, что в странах, где возникали режимы тоталитарного типа, над всеми сторонами жизни общества господствовала некая универсальная идея. Причем любые тоталитарные режимы, как предсказывал И. Ильин, в историческом смысле недолговечны, так как приводят к неизбежным экономическим и иным катастрофам2.

В начале 90-х годов группа сотрудников Института всеобщей истории Российской академии наук приступила к работе над новым исследовательским проектом «Тоталитаризм в Европе XX века», в результате чего ими было подготовлено комплексное исследование на эту тему3. В нем содержится большой фактический и документальный материал по проблемам истории тоталитарных идеологий, движений, режимов и их преодоления. В последующие годы российские ученые опубликовали целый ряд работ по проблемам тоталитаризма, его содержания, разновидностей и особенностей «властвования» в отдельных странах.

«В научной литературе — отмечают в своей книге «Тоталитаризм в XX веке. Теоретический дискурс» преподаватели отделения международных отношений Уральского государственного университета имени A.M. Горького В.И. Михайленко и Т.П. Нестерова, разведены два тоталитарных типа организации общества: правый (национал-социалистского типа) и левый (советского и китайского типов). В качестве научной гипотезы можно предположить, что понятие «тоталитаризм» характеризует специфическую форму взаимоотношений между индивидуумом, коллективом, массовым обществом и политической властью. Понятие «тоталитарный» в смысле всеохватывающий, всепроникающий, может характеризовать различные стороны человеческого бытия — культуру, идеологию, массовое и индивидуальное сознание, стереотипы поведения, религию, власть и др. Тоталитарные проявления непременно сопровождаются тотальной мобилизацией масс1.

В середине 90-х годов на русский язык были переведены и изданы работы по истории и теории тоталитаризма Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» и Раймона Лрона «Тоталитаризм и демократия». Основной причиной возникновения тоталитаризма X. Арендт считала разрушение в результате первой мировой войны традиционных социо-культурных структур, восстание масс и вторжение их в политику. В организационном и идеологическом отношении тоталитарные режимы, основанные на терроре и господстве бюрократической элиты, опираются на тоталитарные движения, требующие «тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности от своих членов». Она показала, что в процессе своего формирования тоталитарные движения, как правило, опирались на широкие массы и они стали связующим звеном между населением и тоталитарными режимами. Современные историки и политологи подчеркивают, что X. Арендт оказалась практически первым исследователем, которому удалось приоткрыть завесу над механикой прихода к власти и функционирования тоталитарного режима2.

Фашизм, его генезис, становление и социально-политическое содержание нацистской идеологии

Фашизм (по-итальянски Fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение) представляет собой многогранный феномен, имеющий политическое, экономическое, социально-психологическое содержание. Это одна из разновидностей тоталитарного режима, особая форма диктатуры, использующая в интересах наиболее реакционных кругов наряду с террором и крайними формами насилия, демагогии, шовинизма и расизма методы идеологического воздействия на массы1.

В своем докладе на VII Конгрессе Коммунистического Интернационала в 1935 году известный деятель болгарского и международного коммунистического движения, Георгий Димитров (1882—1949) подчеркнул: «Приход фашизма к власти — не обыкновенная замена одного буржуазного правительства другим, а смена одной государственной формы классового господства буржуазии, буржуазной демократии, другой его формой — открытой террористической диктатурой»2.

Как отмечают российские ученые, многочисленные варианты фашизма могут быть сведены к двум основным типам в зависимости от того, насколько полно каждый из них отражает сущность данного явления. К первому относятся те разновидности фашизма, которым удалось в той или иной мере приобщиться к власти. Самую завершенную форму в период между двумя мировыми воинами фашизм обрел в тех странах (прежде всего в Германии, в меньшей мере в Италии), где возникли тоталитарные диктатуры на основе фашистских организаций.

Ко второму типу относятся многочисленные фашистские движения, не сумевшие прийти к власти, застрявшие на политической периферии. Их функция сводится к роли политического резерва реакционного крыла политических субъектов. Так обстояло дело в тех странах Западной Европы, где глубоко укоренились буржуазно-демократические традиции, фашизм не смог найти массовой опоры, где в силу исторических и конкретно-аггуационных причин наиболее влиятельные фракции буржуазии делали главную ставку не на фашизм, а на иные методы отстаивания экономического и политического господства.

Однако полное представление о сущности многочисленных вариантов фашизма может дать лишь государственно-оформившийся фашизм, прошедший весь путь развітія — от домогающегося власти движения до системы господства.

Говоря о том, кому и чьим интересам служит фашизм и в пользу каких сил он осуществляет свою политическую власть, XIII пленум Исполкома Комшгтерна в 1933 году констатировал, что фашизм у власти есть открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических и наиболее империалистических элементов финансового капитала»1. VII конгресс Коминтерна указал, что он выражает классовую суть фашизма, раскрывает вопрос о том, чьим орудием он является2.

Первой страной, столкнувшейся на пороге 1920-х гг. XX века с фашизмом, была Италия, что было в значительной мере обусловлено специфическими особенностями ее развития в предыдущий период. Хотя национальное и государственное воссоединение Италии во второй половине XIX века и привело к созданию единого государства с вполне современной конституционной, юридической, военной и административной структурой, однако в отличие от наиболее развитых буржуазных государств Европы итальянское буржуазное государство формировалось на основе значительно более отсталых экономических и социальных отношений. И это весьма затрудняло правящим кругам управление страной демократическими методами.

Другой специфической особенностью развития Италии была так называемая «южная проблема». Долпіе годы Юг страны значительно отставал в экономическом и политическом отношении от Севера и именно за счет южных районов происходила индустриализация северных регионов, которые, к тому же, использовали Юг в качестве выгодного рынка для сбыта своей продукции.

Кроме того, несмотря на то, что Италия после долгих колебаний вступила в первую мировую войну на стороне стран Антанты, исход войны не оправдал надежд ее правящих кругов, поскольку они не смогли добиться от своих союзников удовлетворения всех своих территориальных требований. В результате руководители страны чувствовали себя «побежденными в лагере победителей».

И, наконец, после окончания первой мировой войны и под влиянием октябрьских событий в России в 1917 г. рабочие Италии, принадлежавшие к одной из наиболее низкооплачиваемых категорий пролетариата в Европе, заметно активизировали борьбу в защиту своих прав. Достаточно сказать, что число забастовщиков по сравнению с 1919 г. — годом наиболее мощного движения в предвоенной Италии, увеличилось более чем в 4 раза, а в первом полугодии 1920 года оно по отношению к численности населения было самым значительным в мире1. По словам итальянского исследователя П. Алатри, Италия по окончанию первой мировой воины «являла собой совсем не ту картину, которую надеялся увидеть господствующий класс: в Италии сложилась революционная ситуация»2.

В этой обстановке Италия стала первой страной, столкнувшейся с фашизмом. На рубеже 1920-х годах XX века в ней возникли фашистские союзы, так называемые «фаши ди комбаттименто». В них стали вступать разочарованные итогами мировой войны и ее социально-экономическими и политическими последствиями шовинистически и националистически настроенные бывшие фронтовики и многие из тех, кто потерял надежду, что демократическое государство сумеет удовлетворить их чаяния.

Во главе фашистского движения встал один из бывших лидеров Итальянской социалистической партии Бенито Муссолини, исключенный из ее рядов за шовинистические взгляды и призывы к войне. Его представления о насилии как самоцели сопровождались заявлениями о том, что вступление Италии в первую мировую войну повлечет за собой национальную революцию. Члены же возглавлявшегося им нового движения сторонников войны — «фаши революционного действия» — провели ряд бурных провоенных манифестаций, которые в мае 1915 года вылились в войну погромов против граждан Австро-Венгрии и Германии и сторонников сохранения нейтралитета страны. Впоследствии фашисты считали эти события исходным моментом своего движения, своего рода «генеральной репетицией» террора начала 1920-х годов.

Особенности, основные формы и методы психологического воздействия на массы в гитлеровской Германии

Любая политическая власть стремится создать наиболее широкую социальную базу в поддержку своей политики. Особое значение эта проблема приобретает при тоталитарном режиме, поскольку отсутствие такой поддержки в условиях диктаторской власти, а тем более активное противодействие ей, неминуемо приводит к краху тоталитарной формы правления.

Поэтому проблема формирования широкой социальной базы существующей власти неразрывно связана со спецификой взаимоотношений властных структур с различными социальными слоями общества.

В условиях такой специфической социальной структуры общества одна из основных задач, которая стояла перед национал-социалистской партией Германии в ходе борьбы за власть — добиться расширения социальной базы сторонников идей национал-социализма. И в этом контексте наряду с методами подавления и насилия нацисты уделяли огромное внимание идеологической обработке широких масс населения.

Фашистские руководители и идеологи разработали целую систему организационных и пропагандистских мероприятий, которая была призвана создать впечатление: а) что нацисты стремятся создать единое общество, б) что фашистское правительство и партия борются за интересы не отдельных классов и групп населения, а за общенациональные интересы; и в) что рабочий класс является не антиподом фашистского государства, а занимает в нем достойное место и пользуется всеми «благами», которые фашизм несет обществу1.

Кроме этого фашисты ставили перед собой задачу пробудить в немцах их национальный дух: заставить широкие массы ощутить единство не только на базе социального положения в обществе, но и на основе общего языка, истории и крови. И в этом плане нацисты добились серьезных успехов.

После 1920 г., когда независимая социал-демократическая партия Германии раскололась и ее левое крыло вошло в состав компартии, голоса организованных рабочих в основном делились между коммунистами и социал-демократами. Что касается средних слоев населения, то их представители голосовали как за левые, так и за правые партии. Умеренная Демократическая или Немецкая народная партия (ННП) пользовалась поддержкой городской мелкой буржуазии. На правом фланге находилась Немецкая национальная народная партия (НННП), отражавшая интересы наиболее консервативных сил и, в частности, юнкерства, зажиточного крестьянства, среднего и высшего чиновничества.

За крайне правые партии, так называемые «Фелькише», среди которых ведущую роль с 1924 г. стали играть национал-социалисты, голосовали весьма разношерстные избиратели, например, недовольные условиями Версальского договора, бывшие солдаты и унтер-офицеры первой мировой войны, патриотически настроенная молодежь, маргиналы и другие. Наконец, значительная часть избирателей (6,4 млн. — 17,3% имевших право голоса в 1919 г., и 8,9 мли. —20% в ноябре 1932 г.) регулярно не участвовали в парламентских выборах1.

Говоря о том, что революционные движения создаются не великими писателями, а великими ораторами, Геббельс утверждал, что успеха в деле массовой пропаганды нельзя достичь, если «учитывать интересы только имущих и образованных слоев населения. Но мы добьемся всего, если обратимся к обездоленным и голодным массам». Что же касается широких масс, то, по его словам, «крестьянин и рабочий напоминают человека, сидящего много лет в глухом каземате. После бесконечной темноты его легко убедить в том, что керосиновая лампа — солнце...»2.

В период борьбы за власть фашистские политические лидеры стремились убедить широкие массы населения, что их движение является носителем всеобъемлющей идеи, и на первый план выдвигались такие понятия, как «нация», «государство», «долг», «порядок».Так, в принятой в 1920 г. программе немецких фашистов подчеркивалось, что «деятельность отдельного лица не должна нарушать интересов общества» и выдвигалось требование «беспощадной борьбы против нарушителей общественных интересов», «против сознательного политического обмана и распространения его через печать»3. Одним из основных методов фашистской пропаганды в период борьбы нацистов за власть была дифференцированность их подхода к различным общественным стратам. В целях более успешного внедрения в массовое сознание нацистской идеологии пропагандистский аппарат Геббельса разработал и эффективно применял набор аргументов для каждой отдельной профессионально-квалификационной и половозрастной группы населения, а также методы воздействия на каждую из них4.

В этой связи нацисты стали уделять особенно большое внимание позиции рабочих и отношениям между ними и национал-социалистской партией, как в ходе подготовки избирательной кампании, так и в период становления Третьего рейха. О том какое значение фашисты придавали переходу рабочих на свою сторону свидетельствует уже то, что нацистская партия, основанная 5 января 1919 г. в Мюнхене, ввела в ее название слово «рабочая» и с февраля 1920 г. она стала называться Национал-социалистская немецкая рабочая партия (НСДАП).

Новым в целях, поставленных перед НСДЛП (по сравнению с другими партиями того времени, также стремившимся привлечь на свою сторону рабочих), было то, что efi вменялось в обязанность не просто заручиться поддержкой среди определенных категорий неорганизованных рабочих, а в том, чтобы осуществить прорыв в ряды организованного рабочего класса, принимавшего активное участие в политической жизни страны.

Нацистские идеологи, пытаясь добиться перелома в настроениях трудящихся, неустанно оснащали свои программные документы требованиями н лозунгами, которые по их мнению должны были оказаться соблазнительными как для организованных, так н для неорганизованных рабочих. Именно этим объяснялось, в частности, включение в официальную программу партии ряда требований, списанных из документов, выработанных рабочим движением. В результате в ряды НСДАП произошел приток рабочих, которые ранее голосовали за другие партии, прежде всего представителей полуремесленного пролетариата, традиционно придерживавшихся консервативных и крайне националистических взглядов. Аналогичную линию нацисты проводили и в профсоюзном движении страны. В 1929 г. во время проходившего нюренбергского съезда НСДАП было принято решение о создании общенациональной «Национал-социалистской организации проюводственных ячеек» (НСБО) — своеобразного ударного отряда НСДАП на предприятиях. Только с 1932 по 1933 г. численность НСБО увеличилась более чем в 10 раз и превысила 1 млн. человек.

Похожие диссертации на Особенности формирования массового политического сознания в условиях тоталитаризма (На примере фашистской Германии)