Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама Семенов Владимир Васильевич

Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама
<
Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Семенов Владимир Васильевич. Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама : сравнительный анализ русского православия и татарского ислама : дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 Саратов, 2006 229 с. РГБ ОД, 61:07-23/10

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Этнополитические процессы и религия 23

1.1. Современные исследования этничности: мировой и отечественный опыт 25

1.2. Этноконфессиональная специфика проявления национального и религиозного в политике 45

Глава 2. Православие и ислам в исторических судьбах народов России 63

2.1. Параллельное становление православного и мусульманского сообществ в Восточной Европе 64

2.2. Судьбы православия и ислама под властью атеистического Советского государства 90

Глава 3. Православие и национально-политическое самоопределение русского народа на рубеже тысячелетий 110

3.1. Укрепление позиций Русской Православной Церкви в постсоветской России 111

3.2. Православные ориентиры русских национальных общественных движений 136

Глава 4. Ислам и татарский народ в современной России 154

4.1. Трансформация российской уммы 155

4.2. Национальное татарское возрождение и ислам 176

Заключение 202

Список источников и литературы 210

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Для многоконфессиональной Российской Федерации православие и ислам, существующие в стране многие столетия, во все времена являлись традиционными1 религиями. Никакие другие религиозные организации, их влияние на политические процессы и их взаимоотношения не вызывали к себе столь значительного интереса и противоречивого отношения. Уяснение данного феномена и осознание значения Православной церкви для русского народа и мусульманства для татарского народа в контексте политического развития многонациональной современной России и в ее культурно-историческом наследии представляется в этой связи весьма актуальным.

Данные последней переписи населения 2002 г. подтверждают, что русские и татары являются первыми по численности в Российской Федерации: русские - около 116 млн человек, что составляет почти 80% от общей численности населения страны, татары - 5,6 млн человек, что составляет почти 4% населения2. Их религиозные организации также занимают ведущее место в конфессиональной структуре общества. На 1 января 2006 г. в Российской Федерации официально зарегистрировано около 12 тысяч религиозных организаций Русской Православной церкви и около 4 тысяч религиозных мусульманских организаций3.

В последнее время в российском обществе активно обсуждается идея введения в научный оборот понятия «традиционные» религиозные организации (конфессии и пр.), применяемого к религиозным сообществам, неразрывно связанным с культурой, традициями и государственностью России. Такая идея представляется автору чрезвычайно важной и актуальной. Однако при всей своей очевидности и историко-культурной обоснованности, присвоение тому или иному религиозному сообществу правового статуса традиционного является дискуссионным, многоаспектным и не имеет столь же очевидного решения как само использование данного понятия в научной литературе.

Сведения Федеральной службы государственной статистики // Сайт Федеральной службы государственной статистики,

3 См.: Состав и количество религиозных организаций и представительств религиозных иностранных организаций, содержащихся в реестре Минюста России на 1 января 2006 г. // Религия и СМИ. Апрель. 2006 г.

Несмотря на то, что Российская Федерация носит светский характер, вопрос о религиозных составляющих этнополитических процессов в современной России находится в центре внимания общества и государства. Интерес к данной теме сегодня вполне закономерен и объясним возрождением духовного потенциала России, где актуализация религиозного фактора обнаруживается в этнополитических процессах. Проблема функционирования церкви в обществе и государстве, безусловно, интересна с политологической точки зрения. Для современной политологии высокую научную актуальность имеет проблема взаимодействия религиозных составляющих с иными структурными элементами этнополитических процессов.

С одной стороны, в современной политологии до сегодняшнего дня нет единого мнения о роли религиозной составляющей в этнополитических процессах, о месте религии и церкви в обществе и государстве, об их взаимоотношениях и проблемах взаимодействия, о том, какую роль играет церковь в становлении и функционировании гражданского общества. В научных кругах существует множество различных теорий и концепций, предлагающих свой вариант разрешения вопроса. С другой стороны, отсутствие фундаментальных исследований по проблеме сравнительного анализа русского православия и татарского ислама, как религиозных составляющих этнополитики в современной России, сказывается на состоянии политических процессов современной России, что в свою очередь, негативно отражается на их развитии.

Поэтому разработка теоретической модели, выявление специфических особенностей и сходных черт изменений, происходящих в русском православии и татарском исламе, общее и особенное в их деятельности представляют значительный интерес для науки. Не меньшую актуальность для изучения имеют также находящиеся в сложном взаимодействии факторы, ускоряющие или замедляющие этнополитические процессы, одним из которых выступают религиозные составляющие.

Изменения, происходящие в современном посткоммунистическом обществе, требуют по-новому осмыслить проблему этноконфессиональных движений, которая становится одной из сложных и острых проблем. Это обусловлено активизацией этнического самосознания, возрождением религиозного потенциала, обострением межэтнических и межрелигиозных отношений, которые зачастую начинают рассматриваться в качестве стержня политической жизни современности.

Взаимодействие трех начал общественной жизни - политического, национального и религиозного - получило воплощение в этнизации политики, анализ которой приобретает особую актуализацию как в рамках полиэтнических государств, каким является Российская Федерация, так и в глобальном масштабе.

Весьма актуальной остается проблема исследования этничности, которая нередко используется для создания символического образа с целью общественного раскола посредством политической мобилизации и коллективного действия. В этих процессах принимают участие различные политические факторы, в том числе религиозные объединения. В связи с этим необходимо изучить роль религиозных объединений в формировании этнополитической обстановки в современном обществе.

Непродуманность реформ в сфере свободе совести, экономической, социальной областях и непоследовательность политических преобразований ведут к усилению этнополитической конфронтации и. обострению этноконфессиональных конфликтов.

Россия не является исключением из общемировых тенденций. Напротив, религиозное возрождение здесь проявляется даже в более ярких формах, что объясняется относительно недавним преодолением государственного атеизма, искусственно сдерживавшего развитие религиозной жизни в Советском Союзе. Предоставление религиозным организациям свободы в конце 1980-х гг. позволило им быстрыми темпами наращивать свое присутствие в обществе. Этому способствовало и то

б обстоятельство, что в бывших советских странах религиозная вера пользовалась особым кредитом доверия, .поскольку находилась в естественной оппозиции коммунистическим режимам.

Однако возвращение религии в общественную жизнь России поставило вопрос о ее взаимодействии с политической сферой на несколько иной основе, чем в западных странах, в которых происходят скорее эволюционные изменения, радикально не порывающие с традициями, установившимися в XX веке. В постсоветской России произошел принципиальный разрыв с советско-атеистическим подходом, господствовавшим на протяжении почти всего XX века, и начала выстраиваться абсолютно новая система взаимоотношений религии и политики, которая во многом представляется антиподом существовавшей советской модели. Россия естественным образом оказывается втянутой в практические и теоретические дискуссии относительно необходимых изменений демократической модели, которые бы учитывали изменение религиозной ситуации в. современном обществе.

Все вышесказанное в значительной мере определяет актуальность данного диссертационного исследования в целом.

Степень научной разработанности темы. Отдельные аспекты религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России, объективно находясь в центре внимания исследователей,, стали предметом исследования не только политологии, но и социологии, юриспруденции, истории, философии, богословия.

Проблема участия религии в формировании и отношениях этносов, этничности и государства, складывания наций и оформления ими своих отношений друг с другом начала разрабатываться в философско-политических системах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.

Рассмотрение религии в качестве нациеобразующего фактора предпринял немецкий социолог М. Вебер1. Одним из первых М. Вебер дал определение «этнической группы», которое еще не вошло в язык науки того времени, разработал учение о ценностях, в том числе и понятие «этнической гордости» и «этнической чести».

Среди современных авторов, занимающихся разными аспектами анализа этнополитики и национальной политики, наибольшей известностью пользуются работы Ф. Барта, Р. Брубейкера, М. Бэнкса, Э. Геллнера, М. Манна, Э. Смита, Т. Эриксена . Работы этих исследователей содержат не только анализ основных понятий, относящихся к данной теме, но и подробное описание проблемных ситуаций, возникающих межнациональных отношений и этнических конфликтов в разных странах мира. Проблемами национализма именно в посткоммунистическом мире занимаются такие исследователи как М. Зейну, К. Оффе, Э. Ян и др.3

С начала 1990-х гг. этнополитическая проблематика получила отражение в трудах Р.Г. Абдулатипова, В.А. Авксентьева, М.Н. Губогло, Г.С. Денисовой, В.Д. Дзидзоева, Л.М. Дробижевой, A.M. Ерохина А.Г. Здравомыслова, В.М. Межуева, Е.И. Степанова, Л.Л. Хоперской, В.Р. Чагилова и др. Вопросами теории этнополитического анализа занимаются такие исследователи как В.А. Авксентьев, Г.С. Котанджян, В.В. Коротеева,

1 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2 Barth F. (ed.) Ethnic Groups and Boundaries. Bergen, 1969; Brubaker R. Nationalism
Reframed. Cambridge, 1996; Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991; Mann М.А. Political
Theory of Nationalism and Its Excess// Periwal S. (ed.) Nations of Nationalism. Budapest,
1995; Eriksen T. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspectives. L., 1993; Smith A.
The Ethnik Origins of Nations. Oxford, 1986.

3 Зейну M. Самоопределение народов в контексте обострения межнациональных
отношений // СПЖ. 1992. № 9. С. 89-95; Оффе К. Этнополитика в восточном переходном
процессе // Полис. 1996. №2, №3; Ян Э. Государственное и этническое понимание нации:
противоречия и сходства // Полис. 2000. №1 С. 114-124.

4 Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. СПб., 2004; Авксентьев В.А. Этническая
конфликтология: в 2-х частях. Ставрополь, 1996; Губогло М.Н. Идентификация
идентичности. М., 2003; Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России
90-х годов. Ростов н/Д., 1996; Ерохин A.M. Этнополитические аспекты трансформации
российского общества. М., 2003; Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в
постсоветском пространстве. М., 1996 и др.

A. H. Майборода, Г.И. Марченко, Н.М. Мухарямов, О. В Павленко, В.А. Тишков1.

Значительное внимание связи религии и этнополитических процессов уделяется в трудах отечественных религиоведов, для которых характерна вполне оправданная большая степень специализации по конкретным религиям. На сегодняшний день в научной литературе существует ряд монографий и статей, посвященных общим теоретическим проблемам отношений религии и политики, а также различным аспектам присутствия православного фактора в политическом процессе современной России.

Несколько работ сочетали исторический контекст с современными реалиями. В первую очередь это фундаментальная по объему, но описательная по содержанию работа протоиерея Владислава Цыпина «История Русской Церкви. 1917-1997»2. Большим достижением церковных историков стало издание «Православной энциклопедии», на сегодняшний день издано уже 10 томов. Издание сконцентрировано на теоретическом и историческом обобщении опыта создания и деятельности не только Русской Православной церкви, но и иных религиозных объединений. Единственный на данный момент обзор внешнеполитической деятельности Русской Православной церкви содержится в работе Ю. Рябых3.

Комплексный характер рассматриваемой проблемы предполагает многоплановость поставленных в данной работе вопросов, необходимость обращения к специальной литературе, освещающей различные аспекты темы.

Так, значительный интерес представляют результаты деятельности исследовательской группы Keston Institute (Оксфорд), которую возглавляли к.и.н. С. Филатов и к. филос. н. журналист А. Щипков. Группа занималась большим проектом по подготовке энциклопедии религиозной жизни в

Марченко Г.И. Формирование этнополитических идей // Социально-политический журнал. 1994. № 9-Ю, 11-12; Павленко О.В. Этнонационализм в зарубежных исследованиях // Этнополитический вестник. 1996. № 1; Тишков В.А. Этнология и политика. М., 2001; Тишков В.А. Реквием по этносу. М., 2003.

2 Цьшин В., протоиерей. История Русской Церкви: 1917-1997. М., 1998.

3 Рябых Ю. Внешнеполитические ориентиры Русской православной Церкви // Pro et Contra.
Т. 6. № 4. М., 2001. С. 118—135.

России, и православие не было приоритетом в их работе. В тех случаях, когда авторы интересовались РПЦ, их внимание привлекали в первую очередь яркие ситуации, люди и оригинальные идеи, но не общие тенденции1. С 2003 г. Кестонский институт выпускает многотомное издание «Современная религиозная жизнь России». В 1998-1999 гг. два сборника статей, в которых изучались различные аспекты взаимоотношений РПЦ с государством, были опубликованы Московским центром американского Carnegie Foundation for International Peace . Этим же фондом опубликована работа С. Сафонова «Русская православная церковь в конце XX в.: территориальный аспект». Она имеет параграфы, посвященные монастырям, православному образованию, экономической деятельности церкви, взаимодействию с государственными структурами, анализ структуры архиерейских кафедр Русской Православной церкви и биографий епископата в 1943-2000 гг.

Важной работой явились опубликованные российскими и финскими социологами в 2000 г. итоги большого обследования, проведенного в 1998— 1999 гг.4 Они дали возможность наглядно представить пеструю и неоднозначную картину религиозного самосознания россиян.

Большое значение для социологии религии в России и, в частности, изучении проблем Русской Православной церкви сыграли сборники «На пути к свободе совести» и «Религия и демократия» . В 1997-2001 гг. их продолжением стал альманах о религии и политике «Диа-Логос», выходивший под редакцией М. Смирнова. Систематически обзорные статьи

1 Религия и общество: Очерки религиозной жизни в современной России / Отв. ред. и сост. С. Филатов. М.; СПб., 2002; Щипков А. Во что верит Россия: Религиозные процессы в постперестроечной России. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998.

Религия и государство в современной России / Под ред. А. Малашенко и М.Б. Олкот. М: Моек Центр Карнеги, 1997; Факторы этноконфессиональной идентичности в постсоветском обществе: Сб. статей. М.: Carnegie Endowment for International Peace, 1998. 3 Сафонов С. Русская православная церковь в конце XX в.: территориальный аспект // Московский центр Карнеги: Рабочие материалы. М, 2001. № 1.

Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. А. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана. СПб.; М.; Летний сад, 2000. э На пути к свободе совести / Сост. и общ. ред. Д.Е. Фурмана и о. Марка (Смирнова). М.: Прогресс, 1989); Религия и демократия: На пути к свободе совести II / Сост. и общ.ред. СБ. Филатова и Д.Е. Фурмана. М.: Прогресс, 1993.

и информационные материалы о межконфессиональных отношениях в России и отношениях РПЦ и государства публикуются в журнале «Религия и право», издающемся с 1997 г. в Москве Институтом религии и права. Гораздо лучше изучены радикальные группировки внутри РПЦ и «группа поддержки» церкви в российской политике. На протяжении нескольких лет этим последовательно занимался А. Верховскии. Его работы подробны, академичны и представляют широкий круг источников1.

Наиболее полно рассмотрены различные стороны деятельности РПЦ в монографии Н.Митрохина «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» (1-е изд. 2004г., 2-е изд. 2006г.), ставшая предметом широкого обсуждения заинтересованной общественностью в СМИ и осуждения со стороны религиозных кругов. Ее критике посвящена книга Б. Якеменко2.

Проблемы ислама и его роль в российском обществе занимают многих отечественных ученых, среди которых необходимо назвать таких авторов как В.Х Акаев, А.А, Алов, Д.Ю.Арапов, Ф.А. Асадуллин, В.Б. Ахмадуллин, А.В. Ахмедов, Г.Р. Балтанова, Л.А. Баширов, Л.Ю Браславский, М.В. Вагабов, Н.Г.Владимиров, И.П. Добаев, Н.М. Емельянов, Н.В.Жданов, А.А. Игнатенко, М.В. Иордан, Г.М. Керимов, Э.Ф. Кисриев, Ю.М, Кобищанов, Р.Г. Кузеев, А.В. Кудрявцев, А.В. Малашенко, В.И. Максименко, Д.В. Микульский, Ф.М. Мухаметшин, Р.А. Набиев, Р.А. Силантьев, Ф.М. Султанов, М. Тульский, С.Ф. Фаизов, В.Р. Филиппов, СМ. Червонная, В.В. Черноус, А.Н. Юзеев, А.Б. Юнусова и др.

Современных исследований по исламу значительно больше, чем по православию. В работах В.Акаева, В.О.Бобровникова, А.В.Кудрявцева, А.Б.Юнусовой, в информационно-публицистическом сборнике «Ислам в

1 Верховскии A.M. Церковь в политике и политика в Церкви // Верховскии A.M.,
Михайловская Е.В., Прибыл овский В.В. Политическая ксенофобия. М., 1999; Верховскии
A.M. Религиозный фактор в парламентской кампании 1999 г. // Верховскии AM.
Национал-патриоты, Церковь и Путин. Парламентская и президентская кампания 1999—
2000 гг. М., 2000.

2 Якеменко Б. От ветра главы своея. Что пишут в книге «о проблемах церкви». М., 2006.

11 России и Средней Азии» под редакцией И.Ермакова и Д. Микульского рассматриваются процессы исламского возрождения в российских регионах -Поволжье, Приуралье, Северном Кавказе, некоторых новых государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве1.

Изучение проблем российского ислама продолжаются в научных центрах Москвы и Петербурга, других регионов. Усилиями Р.Г. Ланды, Г.В. Милославского, А.А. Нуруллаева, Л.Р. Полонской, Л.Р. Сюкияйнена, Т.С. Саидбаева, P.M. Шариповой и других учёных разворачивается исследовательский процесс, поднимающий на новую ступень российское исламоведение .

Особо следует отметить научные достижения А.В. Малашенко -автора обобщающих монографий а также многочисленных статей в периодике и сборниках3. Особенностью его научного метода является широкое использование приема включенного наблюдения - автор присутствовал на многих мероприятиях, проводимых мусульманскими силами и структурами.

Значительный общественный резонанс вызвала работа Р.А.Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России» (1-е изд 2005 г., 2-е изд. 2006 г.). После обвинений со стороны мусульманской

1 См.: Акаев В. Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение. Грозный, 1994; Бобровников В.О. Исламское возрождение и национальный вопрос в постсоветском Дагестане // Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеология. М., 1994; Кудрявцев; Ислам в России и Средней Азии / Под ред. И. Ермакова, Д. Микульского. М., 1993.

Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995; Милославский Г.В. Мусульманский Север как зона межцивилизационного взаимодействия // Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеология. М., 1994; Нуруллаев А.А. Ислам в политической жизни современной России // Христианство и ислам на рубеже веков. Оренбург, 1998; Полонская Л.Р. Современный мусульманский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития? // Азия и Африка сегодня. 1994. № 11; Шарипова P.M. Ислам в национальном возрождении татар Поволжья // Мусульмане в иноконфессиональной среде. М., 2001.

3 Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996; Его же. Исламское возрождение в современной России. М., 1998; Его же. Исламская альтернатива и исламистский проект. М, 2006.

общественности в тенденциозности Р. Силантьев был вынужден уйти с поста секретаря Межрелигиозного совета России.

В общий историографический процесс вписывается линия исламоведения, посвященная мусульманству и его роли ъ Татарстане. В татарстанском историографическом комплексе складывается определенная специализация и тематизация. Появляются работы, в которых представлен цельный взгляд на проблему ислама в тюрко-татарском мире с точки зрения соотношения истории и современности1. Среди этих работ выделяется исследование P.M. Мухаметгнина «Ислам в общественно-политической жизни Татарстана в XX в.» (Казань, 2005), в котором во взаимосвязи анализируются национальный, религиозный и политический аспекты развития татарстанского общества.

Вопросы взаимодействия национально-государственных начал и этнорелигиозного фактора выступают в качестве отдельной проблемы, привлекающей внимание специалистов2. В этом ряду особую научную ценность представляют публикации Р.А. Набиева .

Получают освещение другие аспекты исторического религиоведения, в частности, роль мусульманских ценностей в структурах повседневности и

Балтанова Г.Р. Трудное возрождение // Татарстан. 1995. № 3-4; Ее же. Эволюция ислама и Татарстан // Информационно-методический бюллетень. 1997. №11; Исхаков Д.М. Ислам, политика и национальные отношения в Татарстане в конце 1980-1990-х годов // Религия и общество. Вып. 3. Казань, 1998; Мусина Р.И. Ислам и мусульмане в современном мире: История и современность. Казань, 1997; Мухаметшин P.M. Ислам и национальное самосознание // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. Казань, 1993; Его же. Динамика исламского фактора в общественном сознании татар XVI-XX вв. // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Вып. 2. Казань, 1994; Его же. Ислам в современном Татарстане: Взгляд исследователя // Мусульмане. 1999. № 1.

Исхаков Д.М. Неформальные объединения в современном татарском обществе (История формирования, структура, программные положения) // Современные национальные процессы в Республике Татарстан, Вьш.1. Казань, 1992; Хакимов PC. Перспективы федерализации: Взгляд из Татарстана // Ислам в татарском мире: история и современность. Казань, 1997.

3 Набиев Р.А. Теория и практика государственно-церковных отношений // Религия в современном обществе: теория, проблемы, тенденции. Казань, 1998; Его же. Межконфессиональная ситуация Республики Татарстан в системе общественно-политических отношений // Религия и общество. Вып. 2. Казань, 1998., Его же. Ислам и государство. Казань, 2002.

культурно-национальной идентификации татарской интеллектуальной элиты1. Известный интерес для обозначенной темы представляют публицистические работы А. Дугина, Г. Джемаля, М. Шевченко, диакона А. Кураєва и др. К публицистике тяготеют посвященные православию работы В. Мосса, А. Владимирова, А. Морозова2. Имеются и диссертационные исследования, посвященные данной теме3.

Вместе с тем политологические аспекты становления сегодняшних религиозных объединений в стране и реальные механизмы их функционирования, тенденции развития, определение роли в этнополитических процессах, в современной российской научной литературе мало изучены и пока не получили должной разработки. Имеющиеся исследования не в полной мере раскрывают значимость и не дают глубокого представления о том, какую роль играют ведущие религии - православие и ислам- в этнополитических процессах в современной России.

Объектом диссертационного исследования является

этнополитические процессы в современной России. Преобладающее влияние на социальные процессы в России оказывают имеющие наибольшее количество последователей религии - православие и ислам, традиционные соответственно для двух крупнейших российских этносов - русских и татар,

Сагитова Л.В. Национальное самосознание татарской интеллигенции и ее участие в возрождении нации (на примере Республики Татарстан) // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Вьш.2. Казань, 1994; Хайретдинов Д.З. Возрождение культурных ценностей ислама в национальном движении и повседневном поведении татар // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995.

2 Мосс В. Православная церковь на перепутье. СПб., 2001; Владимиров А. В поисках
православия. Современники. М., 2000; Морозов А. Религия и политическая модернизация
России. М., 2004.

3 См.: Вальков А.А. Идея нации: социально-философское понимание: Автореферат дис. ...
докт. философ, наук. Уфа, 2000; Ним Е.Г. Специфика проявления конфликтности и
деструкции в религиозной жизни общества: Автореферат дис. ... канд. социол. наук.
Барнаул, 1999; Рябых Ю.А. Участие Русской Православной Церкви в политическом
процессе современной России : Автореферат дис.... канд. полит. Наук. М., 2005; Аршинова
С.Ф.
"Исламский фактор" в общественно-политической жизни современной России: Дис.
... канд. полит наук. Саратов, 2005; Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в
России (на материалах отечественной истории XX века). Автореферат дис. ... докт. ист.
наук. М., 1996; Туник Г. А. Национально-культурное развитие народов России: политико-
правовое регулирование: Автореферат дис. ... канд. полит, наук. М., 2000.

поэтому именно их участие в этнополитических процессах выбрано в качестве основного объекта изучения.

Предметом исследования являются особенности влияния православия и ислама на этническую идентификацию и политическое самовыражение основных государственнообразующих этносов России, а также политические механизмы деятельности рассматриваемых религиозных объединений.

Цель и задачи работы. Исходя из состояния исследованности проблемы и ее научно-практической ценности, основной целью настоящей диссертационной работы, является проведение политологического сравнительного анализа влияния традиционных для России религий -православия и ислама на процесс формирования национальной идентичности и политического самовыражения основных государствообразующих народов России - русских и татар, выражающегося в распространении религиозной идеологии и деятельности рассматриваемых религиозных организаций.

В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены следующие задачи.

  1. Рассмотреть некоторые дискуссионные вопросы этноконфессиональной политики, позволяющие решить проблемы, возникающие с употреблением и осознанием в контексте политической науки таких терминов и понятий- как «нация», «конфессия», «национализм», «национальная и религиозная идентичность», на использовании которых базируется настоящее исследование, выявить причинную обусловленность отсутствия единых подходов в понятийном аппарате, его нестабильности и изменчивости.

  2. Исследовать во всем многообразии аспектов, уровней и течений некоторые дискуссионные вопросы этнополитических процессов в современной России, подвергнув критике редукционизм традиционных подходов к анализу этноса и этнополитических процессов, сложившийся в зарубежной и отечественной этнополитологии к настоящему времени,

ограничивающий понимание процесса этнической идентификации, в силу сведения реального многообразия факторов, влияющих на его динамику, к какому-либо одному основанию.

  1. Проанализировать общие принципы влияния религиозных составляющих на этнополитические процессы, их соотношение и взаимообусловленность в зависимости от учета конфессиональных особенностей, обусловленных различиями рассматриваемых религиозных организаций - русского православия и татарского ислама.

  2. Провести комплексное и всестороннее изучение проблемы «православие и ислам в исторических судьбах народов России», рассмотреть конкретные факты и явления в их историческом развитии, раскрыть логику этнонационалистических и моноконфессиональных идеологий, выяснить механизм взаимодействия религиозных организаций с органами государственной власти, рассмотреть проблемы использования религиозной символики и фразеологии национальными общественными движениями и организациями, проанализировать процесс становления и развития этноконфессиональной толерантности как фактор формирования взаимопонимания и согласия между народами России.

  3. Провести политологический анализ внутренней структуры элементов, составляющих в своей совокупности проблемы «Православие и русский народ в современной России», «Ислам и татарский народ в современной России», а также проанализировать вытекающие из них понятия «единая российская нацию», «русская православная нация», «татарская нация», «мусульманская нация», «единая татарстанская нация» и др., проанализировать отечественную специфику дискурсивных практик формирования национальной идентичности на рубеже тысячелетий в контексте мировых тенденций, выявить общероссийские закономерности и тенденции, проследить различия в их реализации на региональном уровне.

  4. Разработать предложения по совершенствованию этноконфессиональной политики Российской Федерации; обосновать

16
необходимость соблюдения принципа толерантности в деятельности
субъектов политики для реализации ее как условия обеспечения мира и
безопасности; рассмотреть пути совершенствования деятельности
социально-политических институтов по формированию

этноконфессиональной толерантности и профилактики экстремизма, определить степень возможного взаимодействия традиционных религий в укреплении межнационального согласия и гражданского мира.

7. Систематизировать полученные данные, провести их анализ, объяснить и закрепить в понятиях и категориях современной политологии.

Реализация перечисленных исследовательских задач предполагает критический анализ различных аспектов изучаемой темы, стремление преодолеть односторонность и субъективность в оценке исследуемых политологических процессов. Автор не пытался уйти от сложных и неоднозначных аспектов этноконфессионального вопроса, однако стремился избежать излишней конфессиональной заостренности. Диссертация является попыткой, не носящей апологетического или враждебного характера, сравнительного анализа русского православия и татарского ислама как религиозных составляющих этнополитических процессов. Положения, выносимые на защиту:

Современные исследования этничности: мировой и отечественный опыт

Политологический анализ этнополитических процессов предполагает экспликацию базисных теоретических положений, выступающих основаниями подобного исследования. Данные понятия должны быть рассмотрены в политологическом ключе, поскольку именно он позволяет реализовать теоретическое единство исследования. В данном случае к числу основных теоретических концептов выступает понятие этничности. Выявление содержания понятие этничности, позволит вскрыть специфику этнополитического конфликта как социокультурного феномена.

Эвристической ценностью при исследовании феноменов этничности и этнополитического процесса в полной мере обладает антропологический подход. Антропология является одной из традиционных областей знания, которая занята изучением этноса и всего спектра проблем, связанных с этим явлением. Большим разнообразием в подходах к изучению внутренних механизмов существования этноса в контексте социальной и культурной антропологии обладает вторая половина XX столетия. «На протяжении многих лет «этничность» является ключевым понятием антропологии и социологии, но, тем не менее, по-прежнему представляется не ясным его значение, применение и соотношение с другими понятиями»1.

Современное состояние антропологической мысли заключается в том, что культурная антропология стремится быть в большей степени исторической наукой. По словам Д. Бидни: «серьезный теоретический и практический вклад в изучение человека внесут лишь те историки культуры, которые опираются на фактический материал и исследуют этноисторические функции конкретных элементов и институтов культуры в контексте их времени и места... И культурантрополог, и этнолог адекватно осмыслят свой материал, лишь соединив оба подхода в этноисторическом функционализме, который оценивает культурные функции в исторической перспективе, а исторические культуры - как функциональные единства1.

Поэтому одна из задач этнологии состоит во включении социологической теории в антропологию, использование социологических знаний для объяснения функционирования этноса как социокультурной системы: «Сегодня многие этнологи задаются вопросом, имеет ли этнология будущее. Они видят дисциплину в состоянии дезинтеграции и фрагментации на множество поддисциплин и подспециальностеи, из которых все подчеркивают свои отличия и уникальность гораздо в большей мере, чем единство. Имеет ли этнология будущее, в огромной мере зависит от того, будут ли фрагменты, на которые распалась дисциплина иметь какую-либо общую эпистемологическую базу». Сложность этничности, ее системность, предзаданность, жесткая привязка к культурным и социальным контекстам, затрудняют ее однозначное определение. С другой стороны, сохранение определенной конвенциональности дает возможность использовать данное понятие в рамках самых разных наук, что способствует более глубокому прояснению содержания этничности и реализации потребности в точно зафиксированной дефиниции.

Англо-американские и отечественные авторы используют различные классификационные подходы и признаки для анализа этих концепций. В.А. Авксентьев перечисляет несколько основных: «Р. Липшуц выделяет пять общих теорий этничности - биологическая, примордиалистская, воображаемого сообщества, защитительная, инструментальная; Д. Лейк и Д. Ротшильд сводят их к трем группам - примордиализм, конструктивизм, инструментализм; Дж. Рекс ограничивается обозначением двух концепций -примордиалистской и ситуационной, или инструментализм» . По мнению В.А. Авксентьева, «чтобы отразить современное состояние этнологии, все многообразные концепции этничности можно отнести к двум большим группам: «традиционные», в которых этнические группы рассматривались как реально существующие (независимо от способа их возникновения и признаков) и «нетрадиционные», или, наиболее корректно, «постмодернистские»1. Биологическая концепция этноса предполагает, что этнические группы имеют, по крайней мере, имеют природно-биологические основы в виде человеческих популяций: «Мое утверждение очень просто: этнические и расовые чувства - это расширение родственных чувств. Этноцентризм и расизм, таким образом - расширенные формы непотизма... Существует общая биологическая предрасположенность для нашего вида, как и для многих других, - реагировать предпочтительно на другие организмы в той мере, в какой эти организмы соотносятся с действующим организмом»2.

Параллельное становление православного и мусульманского сообществ в Восточной Европе

Два крупнейших народа России - русские и татары формировались в Восточной Европе в близком соседстве по отношению друг к другу в один исторический период: в конце I - начале II тысячелетий н.э. Русский народ сформировался на основе политического объединения родственных восточнославянских племен и под влиянием православия, а татары - на основе политического объединения родственных тюркских племен (булгары, сувары, эсегел и др.) и под влиянием ислама .

Отношения между православием и исламом, как фундаментальное идейное противостояние сложились еще до того, как эти религии появились на Восточноевропейской равнине.

Православие догматически сформировалось до начала проповеди Мухаммеда (570-632 гг.). Поэтому крупнейшие православные богословы Иоанн Дамаскин (ум. в 750 г.) и Феофан Исповедник (ум. в 818 г.) не признавали Мухаммеда пророком и считали ислам ложным учением2. Мухаммед был знаком с христианским вероучением еще до начала проповеди ислама. В Коране Иисус предстает как Иса, предпоследний пророк, предрекший появление последнего пророка - Мухаммеда3. Для мусульман христианство было извращением истины. Христианство и ислам по-разному понимают, что такое чудо, грех, загробная жизнь и множество других религиозных категорий, существенно различаются в обрядности .

В пределах территории современной России христианство появилось в первые века нашей эры во владениях Рима по берегам Черного и Азовского морей. В византийский период Константинопольскому патриархату подчинялись православные епархии в Танаисе (г. Азов, Ростовской обл.) и Таматархе (г. Тамань, Краснодарского края). За пределами империи была создана Аланская епархия на Северном Кавказе в VI-VII вв. поблизости от этих христианских центров кочевали булгарские племена, впоследствии переселившиеся частично на Балканы, частично в Волго-Камский регион.

Начало распространения ислама на территории современной России связано с завоеванием арабами Дербента и Южного Дагестана в правление халифов Умара (634-644 гг.) и Усмана (644-656 гг.). В Хазарском каганате, простиравшемся от Нижней Волги и Дона до Северного Кавказа, значительную часть населения которого составляли тюркские народы, ислам официально был принят в 737 г. Это событие связано с походами арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда, захватившего столицу хазар г. Итиль (в районе Астрахани).

В Волжской Булгарии, государстве, сложившемся на территории современного Татарстана в VIII в. ислам был официально принят в 922 г. во время пребывания здесь посольства Багдадского халифа. Часть волжских булгар исповедовала ислам еще в ГХ - начале X вв. По свидетельствам Ибн Русте (913 г.) и Ибн Фадлана (922 г.) в их селениях имелись мечети с начальными школами при них1.

По мнению С.Ф. Фаизова, народом, первым избравшим ислам своей религией на Правобережье Волги (не позднее ГХ века), были буртасы - один из основных предков современных мишер, значительная часть которых и ныне проживает в границах страны древних буртасов . Булгары проповедовали ислам окрестным народам, что отражено в знаменитом рассказе об «испытании вер» киевским князем Владимиром. Русские летописи неоднократно упоминают о булгарах, как о торговых партнерах Руси, иногда бывавших противниками или военными союзниками против третьей силы (хазар, половцев и др.).

Первые упоминания о христианстве у обитавшего к северу от Черного моря и совершавшего походы на Византию народа «рос» относятся к 60-м гг. IX в. в окружном послании Константинопольского Патриарха Фотия (858-867, 877-886). К этому народу был отправлен греческий епископ .

Укрепление позиций Русской Православной Церкви в постсоветской России

Русская Православная Церковь (РПЦ) является одной из поместных автокефальных церквей и находится в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными православными церквами. Паства РПЦ многонациональна, каноническая территория Русской церкви простирается на пределы России, других стран СНГ, кроме Грузии, а также на три балтийских страны: Эстонию, Латвию и Литву. При этом в таких странах, как Россия, Украина, Белоруссия и Молдавия, к ней принадлежит большинство верующего населения. РПЦ имеет статус Патриархата. В настоящее время титул Предстоятеля РПЦ - Святейший Патриарх Московский и всея Руси, поэтому другое официальное наименование Русской церкви - Московский Патриархат.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси как Глава РПЦ имеет первенство чести среди епископов и подотчетен Поместному и

Архиерейскому Соборам. Патриарх созывает Поместные и Архиерейские Соборы, назначает заседания Синода и председательствует на них. Он несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Синода, обращается с посланиями к полноте Русской церкви, вступает в сношения с Предстоятелями православных церквей и главами иных исповеданий, представляет Русскую церковь перед государственной властью.

В настоящее время Русскую Православную Церковь возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий П. Его интронизация состоялась 10 июня 1990 г. Алексий II - 15-й Московский Патриарх со времени учреждения Патриаршества и пятый - со времени восстановления Патриаршего Престола в 1917 г.

Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом. Председателем всех коллегиальных органов высшей церковной власти является Предстоятель РПЦ.

Поместному Собору принадлежит высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда. В состав Поместного Собора входят все правящие и викарные епископы по своему положению, а также клирики, монашествующие и миряне по избранию. В период между Поместными Соборами полнотой высшей церковной власти обладает Архиерейский Собор. В состав Архиерейского Собора входят епархиальные архиереи и епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы. В межсоборный период высшую законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляет Синод во главе с Патриархом. Синод ответственен перед Поместным и Архиерейским Соборами. Он состоит из председателя - Патриарха или Местоблюстителя, а также шести постоянных и шести временных членов - епархиальных архиереев. Синодальные учреждения создаются и упраздняются Поместными и Архиерейскими Соборами или Священный Синодом и подотчетны им.

В настоящее время существуют следующие синодальные учреждения: Управление делами, Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС), Учебный комитет, Издательский совет, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Отдел религиозного образования и катехизации, а также синодальные комиссии: по канонизации святых, богословская, богослужебная, по делам монастырей, по экономическим вопросам, церковно-научный центр «Православная энциклопедия» и другие синодальные комиссии и рабочие группы, действующие на временной основе.

Последний Поместный Собор состоялся в июне 1990 г. На нем Предстоятелем Русской Православной Церкви был избран Патриарх Московский и всея Руси Алексий П. Поместный Собор выступил с заявлением в связи с проектом закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях»1, в котором содержались конкретные поправки к документу.

Патриарх Алексий II наметил программу предстоявшего ему Патриаршего служения, назвав первоочередными задачами укрепление внутренней, духовной жизни церкви, возрождение монашества, восстановление храмов, возвращаемых церкви, развитие катехизаторской деятельности, включая создание широкой сети воскресных школ для детей и для взрослых, обеспечение паствы и всего общества духовной литературой.

Похожие диссертации на Особенности религиозной составляющей этнополитических процессов в современной России: сравнительный анализ русского православия и татарского ислама