Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Переход южноевропейских стран от авторитаризма к демократии в концепциях западных политологов : (На примере Испании и Португалии) Старостина, Елена Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Старостина, Елена Васильевна. Переход южноевропейских стран от авторитаризма к демократии в концепциях западных политологов : (На примере Испании и Португалии) : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Ин-т мировой экономики и международных отношений.- Москва, 1992.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/3759-0

Введение к работе

Актуальность работы обусловлена тем, что проблема перехода от тоталитарно-авторитарных режимов к буржуазно-демократическим осмысливается сегодня в мирово/, политологии не только с чисто академических шзиігай как некий сугубо научный феномен, иат^члектуальная загадка, но и как реальный практический опыт, который мог бы быть полезным для средне- и слаборазвитых стран, осуществляющих переход от тра-дивионных обществ к индустриальным. Для России, совершающей переход от тоталитаризма к демократии, эта проблема несомненно имеет еще более острую актуальность. Переход Испании и Португалии от авторитаризма к демократии в широком смысле - на уиовно Философско-полатических идей, политических институтов, общественного сознания - является объектом исследования данной диссертации. Предметом исследования стало осяыеленае провееса перехода в аападной политологии, с точки зрения человека, живущего в России, которая выбирает и нащупывает свой путь развития. Несмотря на то, что проблема перехода от демократических [>орм правления к авторитарным и обратно, смена одних форм правления другими , на Западе кзучаотся серьезно и глубоко в течение последних двух-трех дислтилатиі:, в зародцаодейоя отечественной политологии эта изыскания практически неизвестны. Поэтому сначала возникает сильное искушение принять за абсолют уровень, наработанный в западной политологии, но постепенно растет неудовлетворенность этим уровнем, несмотря на широту охвата проблемы, о.-рзхэануо и .іжяософеко-политкчискам, политике--адеологачесиом. политако-юрадглоском и соико-культурном

подходах к проблеме перехода. Неудовлетворенность автора объясняется чрезмерным рационализмом западной политологии в отсутствием в ней самого вашого и первичного пласта мо-дернизаиионных процессов - историко-бытийяых изменений и их отражения в человеческом сознании. С точки зрения автора наиболее вэмшм является понимание человека в философском а историко-бытийном гланэ, а не поверхностная факсапая его политических ориентации. Сущность проблемы перехода можно раскрыть только проследив процесс превращения иберийского "авторитарного" чечовзка в человека демократического, европейского, а поскольку в центре западной ф:ілософии, политологии, социологии стоит человек рациональный, эти системы ничего не дают для познания "человека иберийского", который как бы выпадает за их рамки.

Поэтому в данной работе сделана попытка расширить поле исследования и выбрать более широкий ракурс, чем принято в западной и отечественной политологии: за критерий опенки взять не сыеяу философско-политпческих идей, идеологических доктрин, политических институтов и режимов, а изменения историко-бытийные, отражающиеся в картина мира человека, т.е. смену временных и иивилизаииояных парадигм. При таком подходе политические и государственные институты -лишь часть общего бытия.

В диссертации поставлены следующие пели:

- выяснить, всегда ли иберийские страны занимали полупериферийное положение, является ла это их "родовой чертой" ;

проанализировать причины запоздалой модернизации иберийских стран ;

зафиксировать суашостные различия ыеяду западным "человеком экономическим" а "иберийским" человеком, обратившись к религии и сопиально-философскоіі антропологии;

-рассмотреть филосо^ко-политаче1;кие аспекты базовой буржуазно-демократической и авторитарной иберийской модели, построить юс сравнительную типологию по следувдкы основным параметрам: государство-обцество-индавид;

- проанализировать концепции перехода от авторитаризма
к демократии, разработанные в западной политологии приме
нительно к иберийским странам;

выяснить, является ли случайным совпадение перехода иберийских стран к демократии о трудностями и проблемами западной либеральной демократии в середине ?0-х гг. ;

определить стадию модернизапии иберийских стран в терминах политической культуры;

типологизировать модель "новых оредиземноморских демократий .

Научная новизна данной работы обусловлена прехще всего отсутствием в отечественной науке теоретических исследований, лосвяденных проблемам перехода от авторитаризма к демократии. Б работах страиового уровня, посвященных Испании и Португалии советские исследователи затрагивают лишь отдельные аспекты этой проблемы или ограничиваются описанием процесса становления системы представительной демократии. Настоящая работа является, по сути дела, первой предпринимаемой б нашей стране попыткой комплексного и углубленного изучения этого девоквна в одном из его интереснейших страновых вариантов.

Основной недостаток состояния изученности проблемы перехода в западной политологии на сегодняшний день - отсутствие сквозного, широкого, глобального подхода на философском и историка-оытиином уровне. На политологическом уровне все концепции и подходы не увязываются между собой, рассыпаются, поскольку каждый подходит к проблеме со своей частной позшгаи, стараясь придать ей генерализирующее значаще, в то время как ни одна чисто политологическая конвенция на мсает быть всеобъемлющей. Поэтому в тассертаиии, помимо политологического аспекта, затрагиваются таете философский, асторако-бытийный, культурологический и этно-поахолотаческвй аспекты, которые подводят связущий фундамент под чисто политологические разноплановые конпеппии проблем перехода и модернизации.

В диссертации сделана попытка отказаться от формаца-оиного подхода как самодовлеющего и единственно возможного и дополн-іть эго швилиаанионкым, который ставит во главу угла культурно-историческая школа, крупнеіішши представителями которой в XIX в. были И.Я./Шнилобский и К.Н.Леонтьев, а в XX - О.шгшаглер, А.Дж.Топнбн. Под иивилизаиией понимается обдораое понятяе, вхЛчходве ь себя і"іллг..-!вское, п;и.<вдн-с.-:ое, зісснс.'/лчйсг.се я ой':зсгзен.чое развдгле, науку, лскусст-jo, родитчо в лх эзокуаноси.

Основная проблема диссертационного исследования заключается в определении типологической принаддеяности иберийской модели демократии в сравнении с ее собственным авторитарным прошлым и с западноевропейской моделью буржуазной демократии. Важной составной частью этой проблемы являются более частные проблемы перехода от одной модели к другой -этот аспект как раз является наиболее разработанным в западной политологии, которая при определении типологической принадлежности иберийской модели демократии отталкивается от западноі; демократии как некой "идеальной модели" и экстраполирует ее на иберийскую реальность с фиксацией отклонений и деформаций. Автор диссертации считает, что этот путь неизбежен, но он моает быть плодотворним лишь на первом этапа исследования, так как он дает возможность зафиксировать отличия иберийской модели от западноевропейских аналогов, при их об.цих внешних формах (парламентаризм), но не объясняет специфику иберийской модели, которая открывается только при исследовании "изнутри", когда в центре оказывается человек в историкочЗытийном измерены.

Общей теоретико-методоеткческой основой диссертации стали труды русских религиозных философов - Н.Бердяева, И.Ильина, Н.Ло^сского» В.Розанова, П.Флоренского, С.Франка, которые рассматривали с историко-богословских позиций состояние современного человека на стыке двух эпох применительно .с России, которая, как и иберийские страны, рнэвивалась в рамках средневековой органической традиши, дошедшей до абсурда при тоталитарном сталинском режиме. Выбор этой группы философов не случаен еще и потому, что их взгляды совпадают с мировоззренческой позицией автора, убежденного, что только идеалистическая философия может быть ключом к расшифровке проблем католической Южной Европы, веками раз-вин вшейся преимущественно в рамках именно идеалистической традиции. В качестве методологического ориентира используются и работы испанских философов Х.Ортеги-и-Гассета, С.Мадарьяги, католического философа Р.Гвардини, а также вашего современника - философа и математика В.П.Тростяикова, являющегося, вслед за Флоренский, одним из наиболее известных (к сожалению, больш на Западе) представителей научной апологетя-ка, дисциплины, со времен Тертуллиака доказывающей верность

религиозного миропонимания, опираясь на материал науки. По млению В.Н.Тростяикова. современная наука (квантовал шизика, молекулярная биология, математическая логика) на новом уровне убедительности начала додтверадать, что идеальное оказалось реальнее материального. "Узлы тех нитей, на которых держится видимое, завязываются и развязываются в невидимом... Появилось неопровержимое подтверждение правоты идеалистов, и тепзрь то разевав основного вопроса философии, на котором нас воспитывали, становится в высшей степени согл-нитвльным". '

При нынешнем глубоком методологическом кризисе в нашем обществоведении (выход не в том, чтобы отказаться от марксизма, заменив его какоіі-то другой схемой), подход к исследованию, предлагашиіїся П.Флоренским в начале века, заслуживает внимания: вместо позитивистского знания - знанио-еткппвйииа, наука как "символическое описание". В диссертации есть попытка поіїта этим путем, наряду с которым употребляются, конечно, и обцологические и общенаучные мотоды.

Источники и литературу можно разделать на несколько групп:

Фундаментальные монографии и статьи известных западных политологов различных направлений, вышедшие в последние годы и посвяліешше проблемам перехода и модоршіааиаи в глобальном плана: Т.Брано, Г.Бьярды, Р.Гостила, Д.Гилмура, Р.Гюн-тера, 'Р.Даля, .Оарыалла, Г.Лодедьскк, Я.іірестона, Ст.Поііна, Л.Уайтхеда. Д.Уилера, Р.Фишана, С.Хантингтона, Д.Халма, ФХмитхооа, Іи.Ьлвуда и др. В основно.-,'! это англо-американская литература на добротном академическом уровне, которая питается сконструировать теорию "редемэкоатиазшш" с учетом Максимально широкого охвата признаков и условии, благоприятствующих пароходу. Ухо абстрактно-аналитический подход, фовмалазупаии реальные процессы в чет кие ii-ормы графиков, таблиц, моделеіі и схем, из которых выпадает реальный живой человек, но становится продольно четко организованным соцііачьно-аолнтачоской пространство.

Ладаииуашгые и коллективные исследования испанских и португальских политологов, многие из которых цйпосполстаон-

7) Тростников В.Н. Научна ли "научная кьотнпа млра"? Новый изр, * "2, іігй, с. 263.

но участвовали в закладывании основ парламентской демократии в своих странах. В основно;»! это исследователи, прошедшие западную школу или рабога-щие в западных университетах и центрах. К этой категории можно отнести следующих авторов: Ж.Агняра, Р.Котарело, Х.Х.Линца, А.Лопеса Пішу, Р.Лопеса Пинтора, Х.ІД. .Мара валя, Х.Б.Мкллана, Р.шородэ, М.іЛуртейру, В.Ортегу, В.Нерес-Диаса, Х.Санга;ларию, Д.Саячеса-Ахесту, Б.Соуса-Сантуша, Х.Ф.Тесаі-jca, С. Хал era а др.

В диссертации представлен также иелый пласт иберийской политологии, разрабатывавшая на конкретном материале своих стран отдельные частные аспекты перехода а также многочисленные работы описательного, документального, мемуарного характера. Это такие авторы, как В.Альба, Н.Бермео, Х.Бускето, С.Вксенс, Л.Гарсиа Сан Мигель, А.Гарсиа Тревихано, Р.Карр, А.Карретеро-и-Хименес, Л.Допео-Герра, Л.Лопес-Родо, С.Лорен-те-Аренас, Э.Лоуренсу, Н.Мартияш Перекра, М.Рамирес, Л.Ра-мирес, Л.Расьонеро, Э.Родрагеш, В.Сальвадор, Й.Сублратс, К.Фврнандес, Х.П.Фуси, А.Эрнандэс-Хиль, Х.Эстебан.

В работе использованы также книги и статьи советских испанистов и шртугалистов: А.В.Авшіовоіі, О.И.Варьяш, Ю.Данилевич, Т.П.Капгевевой, А.А.Красикова, А.Н.Кояаяов-ского, В.В.Кулешовой, И.М.'&зйского, С.П.Пожарской, Л.В. Пономаревоіі, С.М.Хенкина и ДР.

Большую помошь в работе над диссертацией оказали ия-див.дуальные и коллективные монографии советских политологов, юристов, философов, посвященные различным аспектам политической философии и теории, проблемам демократии, власти, политической культуры, альтернативным моделям сов-временного развития Запада. Это: М.А.Барг, Ф.М.Бурлашшй, К.С.Гадаиев, А.А.Галка-, А.Б.Зубов, В.И.Карлеп, A.M.itopa-яян, В.В.Мшвеяаерадзз, В.С.Нерсесянн, С.П.Перегудов. В.А. Сави, И.М.Савельева, А.М.Садмин и др.

Для более полного раскрытия темы потребовалось привлечение целого ряда работ философского, этно-психологическо-го, историко-культурологического характера. Это работы Х.Д.Абельяна-Гарсиа, Р.Альтамиры-и-Кревеа, B.J.Боткина, Ф.Броделя, М.Вебера. Г.В.Ф.Гегелл, Ф.Гизо, Т.Н.Грановского, Л.Н.Гумилева, А.Я.Гуревича, З.Диаса, И.Канта, П.Лаин-Эа-традь^го, А.Ф.Лосева, Л.Лодеса-Моральяса, 0..'.1араднза,

Ііі.Я. Монтескье, А.Уайтхеда, Г.Фернандеса де ла Мора, Э.Фромма, Л.С.Хомякова, Е.іиацкого.

Метод изучения "изнутри" потребовал использования в диссертация современной испанской и португальской художественной литературы, которая достигла глубокого проникновения в осмысление насущных проблем. Так своеобразно проявляется нбэ-рийский гений не в науке, а в художественной традиции. Х.Гойтисоло, Маришес А.Менчен, М.Делибес, Ф.Пессоа, Л.Ро-шро и др. поднимают современные политические проблемы своих стран на философский уровень, поэтому их наблюдения могут бить использованы на как иллюстративный, материал, придавший определенный колорит, а как несущие конструкции при исследовании иберийской реальности.

Автор следил за дискуссиями последних лет, касающимися глобальных философско-политологических проблем, связанных с процессами модернизации, гравданскш обществом, переходом от традиционного к индустриальному обществу и др. по различным тематическим сборникам, журналам "Вопросы философии", "Новая а новеішя история", "Рабочий класс и современный мир", "Век П. и мир" и др.

Структура работы

Похожие диссертации на Переход южноевропейских стран от авторитаризма к демократии в концепциях западных политологов : (На примере Испании и Португалии)