Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политические механизмы региональных этнических процессов в России Гурьев Евгений Леонидович

Политические механизмы региональных этнических процессов в России
<
Политические механизмы региональных этнических процессов в России Политические механизмы региональных этнических процессов в России Политические механизмы региональных этнических процессов в России Политические механизмы региональных этнических процессов в России Политические механизмы региональных этнических процессов в России Политические механизмы региональных этнических процессов в России Политические механизмы региональных этнических процессов в России Политические механизмы региональных этнических процессов в России Политические механизмы региональных этнических процессов в России
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гурьев Евгений Леонидович. Политические механизмы региональных этнических процессов в России : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Ставрополь, 2005 161 c. РГБ ОД, 61:05-23/133

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИКИ И ЭТНИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 14

1.1. Теоретические аспекты анализа этничности в современном обществоведении 14

1.2. Механизмы взаимодействия этничности и политических процессов в современной

России 30

1.3. Социально-политическое регулирование этнических процессов в полиэтническом обществе 57

ГЛАВА 2. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 81

2.1. Геополитические противоречия и социально- экономические факторы обострения межэтнической напряженности 81

2.2. Влияние воинских традиций народов Северного Кавказа на стабилизацию региональных этнических процессов 98

Заключение 127

Примечания 134

Библиографический список использованной литературы... 140

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Исследования этнополитических и этнических процессов в условиях сохраняющейся напряженности в национальных отношениях чрезвычайно востребованы сегодня в социально-политических науках. Как отмечал еще в 80-е годы известный норвежский исследователь Стейн Роккан: "События последних десятилетий превратили "этнонационализм" и "регионализм" в предметы политической и академической моды в исследованиях индустриальных обществ Запада" (1). С большим опозданием эта тематика пришла и в российское обществознание, сразу же обретя огромную практическую и теоретическую актуальность.

В условиях затянувшегося перехода к новой социально-политической системе в российском обществе объективно нарастают деструктивные тенденции в сфере политического и военного регулирования этнических процессов. Особенно остро эти проблемы обозначают себя в Северо-Кавказском регионе, где издавна этнический фактор проявлял себя преимущественно в форме военно-политических конфликтов.

Политика, как особый вид социального управления всегда была важнейшим инструментом в решении проблем регулирования этнических процессов. Ее задачи тесно связаны с воздействием на все элементы государства для обеспечения их эффективного функционирования и развития. Настоящее и будущее любого полиэтничного государства во многом зависит от характера взаимодействия живущих в нем этнических общностей. Данная политика формируется постепенно и становится государственной политикой лишь по мере вызревания объективных потребностей

4 общества и государства в деле защиты своей безопасности и позитивного разрешения этнополитических конфликтов.

Северо-Кавказский регион уже давно является ареной
борьбы и противостояния для многих политических группировок.
Этот стратегический регион с его крайне сложными проблемами,
трагедиями целых народов зачастую оказывался простой
разменной монетой в политической игре людей, имеющих
довольно смутное представление о специфике этносоциальных
проблем на Северном Кавказе. Даже пограничная политика в
данном регионе осуществляется в основном методом проб и
ошибок. Слабость российской политики на Кавказе объясняется
тем, что она не была направлена на сплочение его народов вокруг
России и изначально ориентирована фактически на расчленение
этого уникального региона. В то же время следует отметить, что и
современная российская политика пока предлагает лишь
паллиативные решения сложных политических и этносоциальных
проблем и конфликтов. Взрывоопасная обстановка на Северном
Кавказе все настойчивее требует от российского государства и его
силовых структур выработки новой системы действенных мер,
способных повысить эффективность этнонациональной политики в
этом регионе, и предложить кардинальное решение наличных
общественно-политических и военных проблем. Реальность
такова, что отстающие республики Северного Кавказа, пытаясь
повысить свой политический статус, провоцируют

этнонациональные конфликты.

При этом, сама ситуация конфликта проецируется сразу на двух уровнях - личностном и институциональном. Эти уровни находятся в непосредственном взаимодействии, исключение одного из них ведет к нивелировке другого. Исходя из этого, можно заключить, что взаимоотношения институционального и

5 личностного уровней влияют на механизм государственной политики в целом.

Помимо этого, в контексте исследования актуальной является проблема социально-политической трансформации воинских традиций народов Северного Кавказа. Данное явление не имеет однозначного характера, и решение вопроса о его значимости предполагает синтез подходов, включающих в себя как объективные, так и субъективные факторы, влияющие на процесс становления этнического самосознания людей. В этой связи следует особо отметить, что воинские традиции являются важным инструментом обеспечения политического доминирования в полиэтническом обществе. Таким образом, заявленная нами тема исследования имеет как практико-политическии, так и научный интерес.

Степень разработанности проблемы. Исследования проблем политических доминант в эволюции этносов, а также вопросов политической социализации этничности уже имеет свою историю и даже стало одной из наиболее популярных тем в последнее десятилетие. Трактовка самого термина «этничность» появилась в Оксфордском словаре английского языка в 1972 году. Приоритет же его введения в научный оборот, по-видимому, принадлежит американцам Л.Уорнеру и И.Лунгу, использовавшим это понятие в работе «Статусная система современной общины». В отечественной литературе с начала ХХ-го века встречается термин «этнос», а разработка советскими этнографами этнополитической проблематики в 80-х годах XX века привела к появлению оригинальной и не имеющей аналогов в западной науке «теории этноса» (школа Ю.Бромлея).

В качестве первого в истории науки этносоциологического исследования может выступать известные работы У.Томаса и

Ф.Знанецкого, посвященные изучению положения польских эмигрантов в Америке. В настоящее время этнополитические исследования за рубежом ведутся, в основном, в рамках общей этносоциологии - Т.Парсонс, П.Ван дер Берг, А.Инкельс, А.Кардинер; в сфере более конкретных этнополитических исследований - Д.Лейтин, Р.Линтон, С.Либерзон, Э.Шилз и др.; культуроантропологии - Б.Андерсон, К.Гирц, С.Нанда; а в области политической психологии наиболее известными являются такие авторы как - В.Вундт, Г.де Вое, Р.Линтон, Э.Левинас, Д.Левинсон, А.Маслоу и др.

В отличие от этих «классических» наук с относительно длительной историей, этнополитология находится еще в стадии формирования своего предметного поля, уточнения понятийного аппарата, наработки концептов. Пионерами в этой области знания стали американские политические социологи Э.Блэк, М.Паренти, Д.Ротшильд и др., усилиями которых уже в 60-е годы XX века обозначилось обособление этнополитической проблематики, а для ее исследования стали использоваться методы политологии и политической психологии.

Чрезвычайно представительна западная литература, посвященная исследованию процессов становления наций и политического национализма, - это книги У.Альтерматта, Б.Андерсона, Д.Бройи, К.Вердери, Э.Геллнера; проблемам этноцентризма и этнофобии посвящены работы О.Данна, К.Дойча, М.Манна, Т.Нейрна, Э.Смита; а в трудах Ю.Хабермаса, Э.Хобсбаума, М.Хроха, К.Хюбнера рассматриваются вопросы этнической интеграции и институционализации этничности в сфере практической политики.

Что касается отечественных традиций в области этнополитических исследований, то они ведут начало от работ

7 В.Ключевского, В.Соловьева, И Ильина, Н.Лосского, И.Бодуэна де Куртене. К наиболее популярным исследованиям социологов и политологов советского периода следует отнести труды Ю.Бромлея, В.Козлова, Л.Выготского, А.Лурия, А.Леонтьева, И.Кона и некоторых других.

В современных условиях произошла актуализация интереса к этноконфликтологии, причиной которого стали частые межнациональные конфликты на постсоветском пространстве. В этой связи следует назвать социально-политические исследования таких авторов, как Р.Абдулатипов, Л.Дробижева, А.Гаджиев, А.Здравомыслов, В.Тишков, Э.Паин, В.Тадевосян. Они предлагают конкретные решения этнополитических коллизий с помощью научного подхода к национальной политике в Российской Федерации. Следует сделать акцент и на том, что этнополитология в России развивается своеобразно, в основном, на опыте нашего государства. Это служит причиной принципиальных отличий выводов отечественных политологов от ряда классических положений, изложенных Д. Ротшильдом в его «Этнополитике», а также от неомарксизма, специфика подходов последнего к этническим и расовым отношениям становится очевидной благодаря наиболее значимым исследованиям Э.Балибара, И.Валлерстайна, О.Кокса, В.Райха, Р.Майлса, Д.Соломаса.

Проблемы межнациональных отношений в России и
политических конфликтов на региональном уровне заняли
значительное место в работах известных этноконфликтологов -
А.Авксентьева, В.Авксентьева, М.Ардавова, В.Ачкасова,
М.Беджанова, А.Бороноева, Г.Бройдо, С.Передерия;

исследователей культуры этносов России и Северного Кавказа -С.Вострикова, В.Нахушева, В.Губогло, О.Гусейнова, В.Дзидзоева, В.Зотова, В.Иванова ; труды этнополитологов - А.Коркмазова,

8 Н.Медведева, М.Куличенко, М.Кучукова, В.Лунеева ; социологов культуры и этнологов - С.Лурье, В.Малахова, О.Малиновой, А.Панарина, Г.Предвечного , З.Сикевич, В.Тертыченко , А.Уткина , У.Фольца , Л.Хоперской, М.Шульмана , В.Чагилова и др.

Следует также отметить, что до сих пор крайне фрагментарно производился социально-политический анализ воинских традиций этносов населяющих Северный Кавказ, хотя в работах Ю.Рунаева, А.Дубинина, С.Ивановой, П.Иванова, А.Морозова сформулирован ряд важных идей, связанных с выявлением социально-политической роли и структуры этих традиций.

Теоретико-методологической основой диссертации

выступают базовые концептуальные положения западной и
отечественной этнополитологии, принципы и методы современной
политологии, политической социологии, политической

психологии, этнологии и регионалистики. В противовес
позитивистской и сциентистской парадигмам политической
деятельности в работе обоснована необходимость применения
комплексного полипарадигмального подхода к анализу
политических механизмов этнических процессов. При этом в
качестве эвристически ценного рассматриваются

культуроцентрический подход.

Исследование путей разрешения межнациональных и этнополитических конфликтов предполагает использование конкретно-исторического анализа. С этой целью в диссертации использовалась современная типологизация этнических и этнополитических конфликтов.

В работе применен метод анализа конкретных этнополитических ситуаций на региональном уровне, а также использован метод анализа политико-правовых документов,

9 результатов новых научных разработок в сфере национальных отношений и их политического регулирования.

Объектом исследования выступают этнические процессы в современной России.

Предметом диссертационного исследования являются механизмы политической регуляции региональных этнических процессов.

Цель и задачи исследования. Целью исследования являются выявление и анализ средств политического доминирования в современных этнических процессах в России.

Поставленная цель требует решения следующих основных задач:

проанализировать современные концепции этничности в контексте этнополитических исследований;

выявить механизмы взаимодействия этничности и политических процессов в полиэтническом обществе;

рассмотреть специфику социально-политического

регулирования этнических отношений в полиэтническом обществе;

выявить геополитические и экономические факторы

обострения этнополитической напряженности в условиях

региональной нестабильности;

раскрыть влияние воинских традиций народов Северного Кавказа на этнополитические процессы в регионе.

Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях:

- определены концептуальные основания политологического анализа этнических процессов;

уточнены научные представления о взаимодействии этничности и политических процессов на примере России как полиэтничного государства;

- дополнено знание о политических механизмах

урегулирования этнических конфликтов; показана необходимость и обоснована возможность превентивных действий по урегулированию этнополитических противоречий;

определено место региональных элит в эскалации этнополитической напряженности в Северо-Кавказском регионе;

- раскрыта роль этнических воинских традиций в социально-
политическом возрождении современной России.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Любые формы и способы этнических отношений так или иначе связаны с особенностями политической и военно-политической системы того государства, в котором они возникают, развертываются и проявляют себя либо в виде позитивных изменений, либо в форме острых политических конфликтов. В этой связи межнациональные противоречия являются особой формой социально-политических противоречий, специфические особенности проявления которых обусловлены «синтетической» природой национального как системного единства социального, политического и этнического. Отсюда следует, что межнациональные конфликты представляют собой разновидность социального конфликта, одну из форм проявления политических противоречий на макроуровне.

  2. В качестве возможных механизмов политического урегулирования современных межнациональных конфликтов выступают: организация регионального мониторинга этнополитической напряженности в целях упреждающего решения проблем в межэтнических отношениях; пролонгированный переговорный процесс; участие третьей стороны в разрешении конфликта; эффективное законотворчество и его оптимальное

правоприменение; опосредованное информационное воздействие; прямое или косвенное военно-политическое вмешательство; специальные меры, вытесняющие насилие из межнациональных отношений.

3. Основными современными принципами урегулирования
этнополитических отношений и процессов в полиэтническом
обществе являются:

- социально-политическое и этническое равенство всех
проживающих в данном государстве народов, которое в процессе
государственного строительства должно быть отражено в
существующих нормах права, а также в организации аппарата
политического управления;

- самоуправление органов региональной и муниципальной
власти в каждом социально-этническом комплексе при
соответствующем волеизъявлении этнического большинства;

мобильность в решение политической властью соответствующего уровня проблем общественно-политического воспроизводства, духовной жизни, обычаев, традиций и культуры;

гибкость идеологической работы, акцентирующей возможность и необходимость совместной социально-политической деятельности народов, наличие у них общих интересов с другими этническими группами, проживающими в этом государстве.

4. Основную роль в эскалации этнополитической
напряженности в Северо-Кавказском регионе играют действия
региональных политических элит, которые широко эксплуатируют
национальную идею в собственных узкопрагматичных интересах,
что выступает серьезным препятствием для снятия остроты
межнациональных проблем и конфликтов в условиях
сохраняющейся социально-экономической нестабильности.

5. Традиции вообще и этнические воинские традиции в частности обладают большой устойчивостью. Большинство традиций Северо-Кавказских народов обладает позитивным потенциалом. Поэтому необходимо формирование культурно-психологического ориентира на поиск современных форм и направлений использования воинских традиций этносов Северо-Кавказского региона в воспитании у молодежи и воинов российской армии толерантности, что способно оказать стабилизирующее влияние на этнополитические отношения.

Теоретическая значимость работы состоит в развитии
методологической базы исследования этнополитических
процессов, в дальнейшем изучении межнациональных отношений в
российском обществе. Уточненные представления о

взаимодействии этничности и политических процессов на региональном уровне могут учитываться при формировании новой парадигмы в области этнополитического знания. Выявленные политические механизмы урегулирования этнических конфликтов и возможности позитивного влияния на межнациональные противоречия позволяют использовать их при прогнозировании развития этнических процессов в современном полиэтническом обществе, при построении модели разрешения возникающих межэтнических противоречий на региональном уровне.

Практическая значимость работы состоит в том, что
результаты исследования могут: быть применены при разработке
государственных мероприятий в области совершенствования
этносоциальной политики; учитываться при принятии и
корректировке крупномасштабных управленческих решений, в
работе командиров подразделений (заместителей по

воспитательной работе) войсковых частей, работников комиссариатов; стать базой для разработки специальных и

13
факультативных учебных курсов. Теоретические результаты
диссертационного исследования могут быть использованы в работе
методологических семинаров, в системе массового просвещения
по линии городских, краевых и региональных обществ "Знание", в
разработке и чтении учебных и вариативных курсов по
политологии, этнологии, политической социологии,

регионалистики.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на 5-й региональной конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» (апрель 2001г., г. Ставрополь); 2-й межвузовской научно-практической конференции «Философские и психоло-педагогические проблемы высшей школы» (сентябрь 2001г., г. Кисловодск); 3-й межвузовской научно-практической конференции «Социально-экономические правовые и духовные проблемы региона» (ноябрь 2001г., г. Пятигорск); 68-й научно-практической конференции «Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания» (апрель 2004г., г. Ставрополь). Положения и выводы диссертационной работы нашли свое отражение в разработке ряда спецкурсов по политологии, этнополитики, философии политики и права.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано пять научных работ общим объемом 10,5 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, примечаний и библиографического списка использованной литературы, включающий в себя 278

14 наименований, в том числе 23 на иностранных языках. Объем диссертации 160 страниц машинописного текста.

Теоретические аспекты анализа этничности в современном обществоведении

Современный комплекс этнополитических наук в отличие от такой «классической» науки как этнография все еще находится на стадии формирования и уточнения собственного понятийного аппарата, поэтому нам необходимо обозначить содержание тех смежных дисциплин, на базе которых возможно проведение исследования по проблемам этносов и полиэтничности.

К таким комплексным дисциплинам следует отнести, в первую очередь, этнополитологию как специальную социально-политическую теорию, изучающую механизмы социальных и этнических явлений в их органическом единстве и взаимодействии. Ее возникновение в XX веке на стыке этнографии и политической социологии было обусловлено процессом нарастающей индустриализации и урбанизации, когда стало очевидно, что в современном обществе, обладающем сложной дифференциацией, судить об этнических процессах по этносам в целом не только невозможно, но и весьма некорректно.

Первым этнополитическим исследованием принято считать работу У.Томаса и Ф.Знанецкого (1916 г.), посвященную изучению положения польских эмигрантов в Америке. Для реализации своего замысла авторы впервые в социологии использовали массовые документальные источники как личностного характера (переписка эмигрантов с родными, оставшимися в Польше, дневники, автобиографии и т.п.), так и официального (архивы эмигрантских газет и церковных приходов, судебные дела).

В настоящее время этнополитические исследования за рубежом ведутся, в основном, в рамках политической социологии-Т.Парсонс, П.Ван дер Берге, А.Инкелес, А.Кардинер, Р.Линтон, Э.Левинас, С.Либерзон и др. (2) и культуроантропологии -Б.Андерсон, К.Гирц, С.Нанда. (3).

Одно из направлений этнополитологии изучает, главным образом, социальную обусловленность традиционной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональной среде, в частности, проявление таких аспектов этничности, как национально-смешанные браки, двуязычие и т.п. Советская этнополитическая теория до недавнего времени развивалась именно в этом ключе, причем постоянно акцентировалась интернационализация всех этнокультурных процессов и явлений.

В СССР начало этнополитологии положили в середине 60-х гг. исследования в Прибалтике (процесс интернационализации быта и культуры населения), в Узбекистане (интернациональное воспитание молодежи), в Грузии (межнациональные контакты на промышленных предприятиях), в Таджикистане (смешанные браки).

Первое, в целом репрезентативное для основных социальных групп городского населения этнополитическое исследование было проведено в конце 60-х годов сектором конкретных социологических исследований Института этнографии АН СССР, материалы которого легли в основу монографии «Социальное и национальное».

Характерно, что в этот период практически вне поля зрения специальных изысканий остался наиболее крупный в количественном отношении народ СССР - русские, что вполне соответствовало его «особому» статусу в Союзном государстве. Лишь в 1992 году практически одновременно вышли в свет коллективная монография авторов Института этнологии им. Миклухо-Маклая «Русские: этносоциологические очерки»(4) и работа двух петербургских ученых А.Бороноева и П.Смирнова «Россия и русские: характер народа и судьба страны»(5), пробившие первую брешь в атмосфере единодушного умолчания о специфических особенностях крупнейшего европейского народа.

Другое направление, удаляясь от социологии и примыкая скорее к общей политической теории, фокусирует свое внимание на анализе воздействия фактора этничности как на частные социальные процессы (социальную мобильность, миграцию, урбанизированность и т.п.), так и общесоциальные - стабильность и динамику социальных систем и институтов, конфликтность и т.п. До середины 80-х годов этот аспект этнополитического знания оставался в тени внимания отечественной науки, ибо сильны были стереотипы о якобы бесконфликтности советского общества, о стирании национальных различий и формировании новой исторической общности - советского народа.

Однако сегодня, в условиях, сложившихся после распада СССР, центробежных тенденций практически во всех постсоветских государствах и эскалации межнациональных конфликтов именно это направление этнополитики выходит на первый план, оттесняя общую этнокультурную проблематику. На фоне системного кризиса власти существует явная тенденция политизации этничности; и именно это привело к формированию еще одной дисциплины, предметом которой стало влияние этнического фактора на политические отношения и институты.

Таким образом, главное направление в изучении этносоциальных проблем - это этнополитология, которая рассматривает этничность сквозь призму государственного устройства, ее занимает процесс «национального образования» (6), соотношение центростремительных и центробежных тенденций в полиэтническом обществе. Основное исследовательское «поле» этой науки - это межнациональные конфликты, и именно поэтому такие ведущие отечественные этнополитологи как Р.Абдулатипов, А.Здравомыслов, М.Губогло, В. Тишков, Э. Паин (7), предлагают конкретные решения этнополитических коллизий, применяя академический подход к национальной политике в Российской Федерации. Этнополитология — это наиболее «практическая» область этносоциальных наук, которая еще не приобрела самостоятельный статус. При этом следует особо отметить, что этнополитология в России развивается весьма своеобразно, формируясь, в основном, на опыте нашего государства, что отличает выводы ученых от классических положений, изложенных Д.Ротшильдом в его основополагающем труде «Этнополитика»(8).

Социально-политическое регулирование этнических процессов в полиэтническом обществе

Проблема социально-политического регулирования отношений между этносами в многонациональных государствах является актуальной не только для России. Существуют в разных странах и правовые акты, которые должны регламентировать эти отношения, например, «Основы законодательства Российской Федерации о правовом статусе коренных малочисленных народов», закон «О правах национальных и этнических меньшинств» в Венгрии и т.п.(54).

Все эти правовые акты и законодательные положения направлены на поиск способов гармонизации социально-политических отношений, в которые повседневно вступают этносы. В стратегической перспективе наилучшим видится путь создания дружественной среды межэтнического общения без изменения полиэтничности социума. (38). Достижение этой цели способствовало бы удовлетворению этнокультурных и этноязыковых интересов всех граждан государства, сохранению его единства, целостности. Однако возникает вопрос, возможны ли последовательное продвижение по этому пути и реализация такой цели на практике? Этнические процессы подчиняются своим закономерностям, а государственные - своим. Только область пересечения в действии таких закономерностей может поддаваться унифицированному правовому регулированию. Рассмотрим, в этой связи варианты развития этнополитических процессов в многонациональных государствах.

Один из них - этническая ассимиляция, под которой понимается частичная или полная утрата индивидами, представляющими данный этнос (как правило, миноритарный и по численности, и по общественному статусу), национальных особенностей под воздействием качественно и социально доминирующего (мажоритарного) этноса, разрушения среды этнического обитания, интенсивной урбанизации. Частным случаем этнической ассимиляции можно считать языковую, то есть полную или частичную утрату родного языка. Конечной ее стадией является смена этничности (обретение новых этнических свойств при полной или почти полной утрате исконных) или деэтнизация (утрата собственных национально-культурных и языковых черт без адекватной замены новыми). Последняя наиболее пагубна как для отдельной личности, так для мировой культуры и человечества в целом, ибо она приводит индивидов к этнической и, следовательно, социальной, маргинализации, к полуязычию, то есть недостаточному владению каким-либо языком, а также сокращает и обедняет всемирный инвентарь этнокультурных, этноязыковых альтернатив. В качестве двух из многочисленных примеров деэтнизации укажем на формирование «исторически новой общности» «советских» людей в бывшем СССР (ни русские, ни украинцы, ни карачаевцы, ни евреи и т.п.) и «югославов» в бывшей СФРЮ. (55). Понятно, что это не пошло на пользу культурному и этносоциальному развитию обеих стран, пришедших к своему драматически неизбежному концу.

Другим, привлекающим внимание, процессом, степень интенсивности которого определяется конкретными социально-историческими условиями, служит межэтническая интеграция, как раз и обеспечивающая создание нормального климата для общения и сосуществования людей разных национальностей. Наличие межэтнической интегрированности индивидов означает осознанную ими (внутреннюю, а не навязанную) принадлежность к своему этносу, а также тесную психологическую, культурную, языковую связь с прочими, живущими бок о этносами. Это совсем не похоже на советскую или югославскую деэтнизацию.

Двойная идентичность не может быть сформирована исключительно насильственными политическими средствами, она выступает следствием длительных усилий, предпринимаемых в русле этнопсихологического сближения. В результате, например, датчане, проживающие в германской части Шлезвига, чувствуют себя именно «немецкими датчанами», как себя и именуют, а не просто датчанами, которые, естественно, проживают в Дании. Когда после второй мировой войны в этой части страны был проведен плебисцит относительно возможной передачи ее Дании, подавляющее их большинство высказалось против данного предложения. Да и в наши дни позиция венгерских румын и словаков, достаточно интегрированных в венгерский социум, зачастую вызывает недовольство или раздражение у националистически настроенных кругов Румынии и Словакии.

Вместе с тем известны этносы, длительное время активно ассимилируемые доминирующим мажоритарным этносом, но так и не вступающие на стезю межэтнической интеграции. Вообще, проблема соотношения между ассимиляцией и интеграцией в интересующем аспекте требует дальнейшего исследования: сейчас же отметим лишь, что иногда они обратно пропорциональны: интенсивнее ассимиляция - слабее интеграция и наоборот (сошлемся хотя бы на исторический опыт некоторых народов Северного Кавказа).

Геополитические противоречия и социально- экономические факторы обострения межэтнической напряженности

Северный Кавказ занимает одно из центральных мест в системе геополитических интересов ведущих стран мира. Это обусловлено тем, что Северный Кавказ, как и государства Закавказья - Азербайджан, Армения и Грузия, в силу своего географического положения и богатства энергоресурсами (нефтью, газом в Прикаспийской впадине и в акватории Каспийского моря, на Ставрополье и т.д.) становится зоной их соперничества в геостратегическом отношении. К тому же, систематический характер этнополитических и территориальных конфликтов на Северном Кавказе, подрывающий устойчивость геополитического пространства России на юге, делает возможным их присутствие в этом полиэтничном регионе.

Северный Кавказ находится в едином пространстве горного массива Кавказа, который граничит с государством -членом НАТО - Турцией, стратегически контролирующей, со своей стороны, пограничную зону с Россией. Кавказ и своеобразный «стык» целого ряда мировых цивилизаций. Здесь сильны влияния основных мировых религий - христианства, ислама, иудаизма и буддизма. Поэтому интерес к этому полиэтничному региону со стороны США, Турции, Ирана, Саудовской Аравии, Израиля и ряда других стран очевиден.

Геополитические интересы США и стран Ближнего и Среднего Востока на Северном Кавказе в условиях дезинтеграции социалистической системы на просторах Евразии особенно возрастают после распада Союза ССР и образования на постсоветстком пространстве новых независимых государств. В такой ситуации геополитические интересы России также приобретают значимость и особую остроту в этом регионе. Обострению ситуации в немалой степени способствует специфика протекания национальных процессов на Северном Кавказе, замешанная на трагических событиях в Чечне и Закавказье, в том числе на фактах терроризма. Все это порождает морально-психологический синдром отчуждения, ненависти и вражды у различных групп населения в стране к представителям народов Северного Кавказа.

В свою очередь, в условиях дискредитации коммунистических идеалов в бывшем СССР и падением влияния марксизма на умы людей в сознании народов Северного Кавказа с широкой этнической мозаичностью и этнокультурным многообразием образовался некоторый идеологический вакуум. В результате, в политической психологии закрепляется отождествление религиозного и национального начал, замещаемое религией. В геополитическом отношении Россия начинают терять свои позиции в регионе. В сознании исламских народов региона происходит некоторый сдвиг в сторону турецкой ориентации. Негативное воздействие на это явление здесь оказывают, прежде всего, два фактора: прозападная ориентация российской внешней политики, особенно в первые годы после распада СССР, и высокая степень типологической общности южного региона бывшего Советского Союза.

Современная научная мысль оказалась перед лицом сложных проблем мирового развития, требующих прогнозирования и конкретного моделирования межнациональных отношений. Сегодня радикальным образом продолжает меняться геополитическая ситуация в мире: распадаются государства, разваливаются союзы, перекраиваются границы, ломается прежняя структура международных отношений, на смену интеграционным процессам идет социально-политическая дезинтеграция. В результате современное международное право и политология оказались не в состоянии ответить на нестандартные вопросы сегодняшнего дня. В этой связи особую значимость и актуальность приобрели геополитические исследования.

В современной политической теории и практике понятие «геополитика» стало активно использоваться лишь в последние годы, хотя зачастую сам термин не всегда отражает всей сложности обозначаемых им явлений. Отчасти это связано с тем, что в отечественных исследованиях по проблемам межнациональных отношений данное понятие длительное время либо полностью игнорировалось, либо употреблялось в негативном контексте. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что сама геополитика не несет никакого отрицательного оттенка, поскольку существуют объективные потребности в анализе соотношения геополитических сил в отдельных регионах с учетом складывающихся между ними взаимоотношений. (63).

Изменившаяся во всем мире геополитическая ситуация стала основной причиной, побудившей интерес к проблемам в новой области знания - этноконфликтологии. Всевозможные конфликты, захлестнувшие практически все континенты, порой застигают врасплох не только общество, но и руководство, которое оказывается не в состоянии решить целый ряд проблем.

Наряду с имеющимися, возникли новые очаги этнотерриториальных конфликтов (Босния и Герцоговина, Косово, Восточный Тимор, вся территория бывшего Советского Союза). В этих условиях проблема этнополитических конфликтов сразу превратилась в наиболее актуальное направление научных исследований. В основе классификации межнациональных конфликтов и порождающих их причин могут быть положены самые разные показатели. При этом важно, чтобы из поля зрения не выпали наиболее существенные причины, уже приведшие к конфликтам между этносоциальными группами. Теоретический анализ позволяет выделить исторические, экономические, социально-политические, геополитические и другие причины межнациональных конфликтов. Важно, однако, учитывать, что в реальном историческом процессе различные причины переплетены и взаимосвязаны. В разных ситуациях та или сторона в этой взаимосвязи выдвигается на первый план.

Геополитические причины: геополитическое пространство бывшего СССР, как и России, формировалось на протяжении многих веков и самыми разными средствами: от добровольного вхождения в состав России, до насильственного присоединения тех или иных народов и территорий. Случалось, что исторические факты борьбы народов за свою независимость и самостоятельность извращались, история народов фальсифицировались. Так движение горцев на Северном Кавказе во главе с имамом Шамилем квалифицировалось однозначно как националистическое, что было явной фальсификацией.

Похожие диссертации на Политические механизмы региональных этнических процессов в России