Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ Калугина Марина Альбертовна

Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ
<
Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калугина Марина Альбертовна. Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02 / Калугина Марина Альбертовна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т].- Владивосток, 2007.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-23/365

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 17

1.1. Понятие и сущность политического сознания 17

1.2. Компоненты политического сознания 33

1.3. Типология политического сознания 46

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ РФ 58

2.1. Политическая социализация как механизм формирования политического сознания 58

2.2. Факторы, влияющие на формирование политического сознания 78 23. Способы формирования политического сознания 97

ГЛАВА 3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА) 112

3.1. Российский политический менталитет как концептуальная основа политического сознания 112

3.2. Социально - экономические и политические факторы формирования политического сознания 124

3.3. Состояние политического сознания студенческой молодежи и перспективы его формирования 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 157

ПРИЛОЖЕНИЕ 173

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изменения, произошедшие во всех сферах общественной и политической жизни в современной России в последние двадцать лет, повлекли за собой активизацию политической и духовной жизни общества. Трансформация тоталитарного политического режима в демократический усилила значение субъективной составляющей политического процесса. В связи с этим повысилась роль политического сознания.

Стабильность в государстве при дальнейшем его реформирование обеспечивается с учетом субъективных политико-психологических механизмов, определяющих социально-политическое поведение людей. В современной России новые элементы социального и политического устройства сосуществуют с прежними, сохранившимися с периода существования социалистического строя. Социально-психологическая адаптация к новым условиям капиталистической жизни вовсе не означает полного и безоговорочного принятия всех изменений со стороны власти. Политическое сознание может решительно отвергать какие-либо нововведения или элементы нового политического устройства, влияя на политическое поведение людей, что, в свою очередь, может сказаться на эффективности проводимых реформ.

Переход от прежней модели социально-экономического и политического устройства российского общества к новой обусловил существенные изменения и в политическом сознании. В числе позитивных перемен в его содержании можно отметить плюрализм политических установок, что находит свое выражение в свободном определении населением их политических ориентации и позиций, вариативность электорального выбора и т.п.

Вместе с тем, девальвация прежних идеологических ценностей при отсутствии новых идей, способных интегрировать общество, наряду с неблагоприятными социально-экономическими процессами, породила в политиче-

ском сознании определенный идейно-политический вакуум.

Современная российская студенческая молодежь начала познавать мир политики в середине 90-х гг. XX века, время абсолютной либерализации всех сфер общественной жизни и определенного политического хаоса. Проходя свою первичную социализацию, приобретая определенные политические ценности и убеждения, им сложно было получить какие-либо ориентиры, позволяющие более эффективно познавать политическую жизнь. Если основная часть населения в период данной социально-политической и экономической трансформации уже имела сформированное политическое сознание, то именно студенчество оказалось в идейно-политическом вакууме.

Отсутствие четкой системы в проведении различных государственных реформ, политические конфликты на уровнях федеральной и местной власти, информационно-политический вакуум в познавательной деятельности «постперестроечных» подростков явились причиной противоречивости и фрагментарности политического сознания современного российского студенчества. Сочетание противоположных политических установок и ориентации в политическом сознании студентов требует их рационального анализа и объяснения.

До 90-х гг. в малых и средних городах Дальнего Востока России проблем, связанных с вовлечением студенческой молодежи в политику, не существовало, так как и студенчество как социальная группа к этому времени еще не сформировалось. С начала 90-х гг. развитие сферы высшего образования в малых и средних городах Дальнего Востока России было стремительным -с 1990 по 2001 гг. открыто более 30 филиалов и вузов. Сейчас студенческая молодежь по своим количественным показателям - значимая для малых и средних городов указанного региона социальная группа, участвующая в политическом процессе.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью теоретического и эмпирического анализа содержания компонентов политического сознания новой для данного рода городов Дальнего Востока

России социальной группы - студенческой молодежи, а также выявления возможных способов и механизмов его формирования в целях позитивного восприятия политической власти, как основы политической стабильности.

Степень научной разработанности проблемы. Истоки социального знания о государстве, институтах власти, общественно-политическом идеале были заложены еще античными философами (Платон, Аристотель). С Нового времени в рамках философии сознание рассматривалось с различных подходов: субстанциональный (Р.Декарт, ГЛейбниц), натуралистически-функциональный (Ж. Ламетри, П. Кабанис, П. Гольбах), трансцендентальный (И. Кант, Г. Гегель), диалектико-материалистический (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин), феменологический (Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр). Изучение проблем сознания, в частности политического, связано со становлением массового общества, с изучением массовой психологии, теоретическим осмыслением роли массы и ее сознания в государственном управлении. Существование сознания рассматривалось в ключе бессознательного и языковых структур представителями психоанализа (3. Фрейд), структурализма (Ф.Соссюр, К. Леви-Стросс, П.-М. Фуко), герменевтики (В. Дильтей, П. Рикер, Ю.Хабермас).

Среди классических работ особую ценность для понимания эволюции политического сознания представляют концепции массового общества второй половины девятнадцатого века. В рамках социальной психологии французской социологической школы создается теория Г. Лебона о психологии народов и масс, в которой важную роль он отводит проблеме идеи, навязываемой властью массам, а также учение Г. Тарда о механизмах подражания и внушения общественного мнения. Ими были выделены и описаны основные характеристики феномена толпы. В работах по психоанализу появляются новые интерпретации феномена массовости сознания. 3. Фрейд толкует массу как устойчивое образование, а массовое сознание как форму организации социума. Психоаналитики делают вывод о том, что психическая жизнь человека является отражением тех фундаментальных процессов, которые характер-

6 ны для социально-политического развития общества в целом.

Русская философская мысль конца XIX - начала XX веков внесла весомый вклад в осмысление проблемы политического сознания. Были подняты вопросы соотношения героя и толпы и его влияние на формирование массового политического сознания. В трудах российских исследователей того времени социально-психологический компонент политического процесса отражал наличие волевого фактора, влияние психики с ее побуждениями и инстинктами на формирование и развитие властных отношений, а также их нравственное основание и религиозную окраску: метафизика всеединства, идея богочеловечества, понимание христианства не только как данности, но и как задания (В.Соловьёв), религиозно-метафизический идеализм (П.Б. Струве, С.Булгаков, Н. Бердяев, СЛ.Франк и др.). После 1917 года усиливается экзистенциальная трактовка бытия и познания, при которой «прорыв в бытие» через трагические экзистенциальные потрясения рассматривается в качестве средства преодоления объективирующей роли традиционного человеческого мышления и действия (Н Бердяев, Л.И.Шестов), интуитивизм (И.О. Лосский), концепция «непостижимого» (Л.И.Франк). С развитием русской философской мысли просматривается явная тенденция в исследовании сознания к персоналистическому индивидуализму (Н. Бердяев, Л.И.Шестов), к мягкому универсализму (СЛ.Франк, И.Ильин), ориентирование на обоснование путей утверждения в общественной жизни религиозных социально-правовых форм, гарантирующих права и свободы человека без атомизации общества.

С возникновением марксистской теории исторического материализма, феномен сознания стал рассматриваться в тесной связи с общественным бытием и, прежде всего, как отражение последнего. При этом обращалось внимание и на активность самого сознания, его социальную природу, различные формы существования и способы функционирования. В работах К. Маркса,

Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова, В.И.Ленина1 исследуется содержание именно массового сознания как атрибута массового общества, а политическое сознание, согласно марксистской теории, является элементом политической системы и одной из важнейших форм массового сознания.

В политической теории второй половины XX века проблемы становления и эволюции политического сознания рассматриваются в контексте проблематики политического лидерства и толпы. В социально-политической науке проблемы политического сознания актуализировались в связи с раскрытием механизмов манипулирования массовым сознанием. М. Вебер, Э.Дюркгейм, X. Ортега-и-Гассет освещали психологические аспекты изучения масс, влияние политических институтов на мотивацию и поведение масс, проблемы общественной солидарности.

В отечественных исследованиях 60-х годов XX в. Г. Г. Дилигенский, А.К. Уледов, Б.А. Грушин, раскрывают сущность, структуру, социальные функции массового сознания.

С конца 80-х годов XX века в отечественной науке получил развитие междисциплинарный подход, обусловленный демократизацией политической системы страны. Расширилась тематика исследований, появилось много литературы прикладного характера, открыто используется опыт западных исследователей. Междисциплинарный подход в изучении политического сознания позволяет раскрыть его качественные характеристики как особого рода духовного образования. В настоящее время в российской политической науке активно исследуются проблемы политического сознания, дается анализ общего состояния и качественных изменений российского общества под воздействием трансформационных процессов как субъекта политики (Г. Дили-

'Ленин В.И. Полное собрание сочинений: В 55-ти т., Т.42. / Ноябрь 1920 - март 1921 // - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1963.

2Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. - 2-е изд., доп. и испр. - Москва: РОССПЭН, 2006. - 648 с; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991. -572.; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. - М.: Изд-во Ермак, 2005. - 269 с.

3Дилигенский Г. Г. Дифференциация или фрагментация (о политическом сознании в России) // Международная экономика и международные отношения. - 1999. - № 9. - С. 65-70; № 10. - С. 38-48.; Уледов А.К. Психосоциология как интегральная отрасль научного знания. - М.: РАГС, 1995. -151 с; Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина: В 4 кн. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.

генский, В. Комаровский, В.В. Лапкин, Е.Б. Шестопал, Л.Я. Гозман и другие), различные состояния массового политического сознания и его проявления в меняющемся обществе (И. Бестужев-Лада, А. Брушлинский, И. Кон, О. Митина, Д. Ольшанский, В. Петренко). В философском осмыслении рассматривается специфика российской ментальносте, выясняются сущность и особенности социальных приоритетов общества (В. Виноградов, А. Никитин, И. Пригожий, М. Руткевич, Р. Яновский).1

Современное комплексное изучение политического сознания связано с исследованием его доминирующих ценностей и ориентации (работы В.Э. Бойкова), роли политических институтов в формировании и развитии массового сознания (Э.Н. Ожиганов), изучением политических конфликтов (А.Г. Здравомыслов), политического участия и политического поведения масс (О.В. Петухов), парадоксов и противоречий политического сознания российских граждан (Ж.Т. Тощенко).

Исследования, посвященные молодежи в политике широко представлены работами зарубежных и отечественных авторов. Проблемы стратификации, социального взаимодействия и социализации членов общества разрабатывались в трудах М. Вебера, Г. Маркузе, А. Маслоу, Т. Парсонса, П.А. Со-рокина, А. Дж. Тойнби, К. Ясперса. Проблемам нравственности, активной гражданской позиции в условиях социально-экономических реформ посвящены исследования В.Т. Лисовского.3 Анализ связи политических ценностей

Комаровский В.В. Переходное сознание переходного периода // Общественные науки и современность.-2006.- №1.- С. 39-46.; Лапкин В. В., Пантин В. И. Политическая модернизация России: циклы, особенности, закономерности. - Москва: Рус. слово, 2007. - 125 с; Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. тр. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2003. - 407 с; Кон И.С. HTP и проблемы социализации молодежи. - М.: Знание, 1988. - 63 с; Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. - 4. изд., стер. - М.: УРСС, 2003. - 310 с; Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социологические исследования. - 2004. - №12. - С. 41-45. 2Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994.; Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: Ермак, 2003. -331 с; Маслоу А. Мотивация и личность. - 3. изд. - СПб.: Питер, 2003. - 351 с; Парсонс Т. О структуре социального действия./ Под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. - Москва: Академический проспект, 2002.- 877 с; Сорокин ПА Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ, отношений. - СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманитар, ин-та, 2000. -1054 с; Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник. - М.: Прогресс, 1996. - 606 с; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. / Под ред. Д. В. Скляднева. - Изд. 2-е, стер. - Санкт-Петербург: Наука, 2006. - 377 с; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. / Общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - 2-е изд. - Москва: Флинта, 2006. - 341с; Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы. - Москва: Алгоритм, 2007. -269 с. и др. 3Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России - СПб.: СПбГУП, 2000. - 508 с.

с системой потребностей, мотивационной сферой поведения молодежи и комплексом социальных ожиданий в форме «жизненных планов» представлен исследованиями таких отечественных авторов как Д.Л. Константинов-ский, О.В. Суровова, В.Ф. Костюкевич, В.Г. Пирожников, Т.И. Заславская.1 Вопросы становления политического сознания студенческой молодежи в современной российской провинции освещаются в работах В. В. Гаврилюк, Г.С. Сухобской, О.П. Сольского .

Последние двадцать лет аналитические исследования общественного мнения по политическим вопросам и практическое изучение политического сознания россиян проводят ведущие исследовательские центры и учреждения страны, такие как Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение», «Левада-центр», Агентство региональных политических исследований (АРПИ), Институт социально-политических исследований (ИСПИ РАН), Социологический центр РАГС при Президенте РФ и другие.

Однако многие аспекты остаются вне внимания ученых: теоретиков и практиков. В политологических исследованиях сравнительно редко исследуется политическое сознание российского студенчества малых и средних городов. В контексте понимания значимости студенческой молодежи малых и средних городов в политических и социально-экономических процессах (учитывается количественное превосходство данных административно-

Константиновский Д. Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности: Проф. ориентации рос. старшеклассников 90-х г.: планы и их реализация. - М.: Центр социологии образования РАО, 2000. - 222 с; Заславская М. Б. Формирование активной жизненной позиции учащейся молодежи, - Алма-Ата: о-во «Знание» КазССР, 1981.-46 с; Суровова О.В. Политическая социализация молодежи в современной России. / Под ред. В.М. Долгова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - 169 с; Костюкевич В. Ф. Политическая социализация молодежи. - Мурманск: НИЦ "Пазори", 1998. - 185 с; Пирожников В.Г. Политическая социализация студенческой молодежи в условиях становления новой российской государственности. - Астрахань: Изд-во Астрах, гос. пед. ун-та, 2000. - 80 с; Кто и куда стремится вести Россию?...: Акторы макро-, мезо- и микроуровней соврем, трансформац. процесса: Междунар. симп., 19-20 янв. 2001 г. / Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М.: Моск. высш. шк. соц. и экон. наук, 2001. - 383 с; Заславская Т. И. Современное Российское общество: соц. механизм трансформации. - М.: Дело, 2004. - 398 с.

2 Гаврилюк В.В. Провинциальная молодежь эпохи перемен.- Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2005. - 129 с; Сухобская Г.С Провинциальное сознание как фактор менталитета современного горожанина // Провинциальная ментальность в прошлом и настоящем. Тезисы докладов I конференции по исторической психологии российского сознания (4-7 июля 1994 г., Самара). Самара, 1994. - с. 30-31.; Сольский О. П. Особенности политической социализации молодежи в условиях местного сообщества: автореф. дис.... канд. социол. наук; [Моск. гуманитар, ун-т]. - М., 2004. - 21 с.

территориальных единиц над крупными) необходимо выявить политические ценности и установки данной социальной группы, а также найти наиболее эффективные способы формирования ее политического сознания.

Все вышеизложенное в совокупности и определило выбор объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования.

Объект исследования - студенческая молодежь малых и средних городов Дальнего Востока современной России.

Предмет исследования - опыт, проблемы и способы формирования политического сознания студенческой молодежи малых и средних городов России (на примере Дальнего Востока РФ).

Цель исследования - выявление проблем и определение способов формирования политического сознания студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока современной России как фактора обеспечения политической стабильности.

В соответствии с указанной целью автором решаются следующие задачи:

изучить понятие «политическое сознание» и уточнить его характеристики;

раскрыть особенности процесса формирования политического сознания российской студенческой молодежи;

проанализировать содержание и характер политического сознания студенчества малых и средних городов Дальнего Востока России;

рассмотреть влияние различных факторов на становление политического сознания студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока России;

определить наиболее эффективные способы формирования политического сознания студенчества малых и средних городов Дальнего Востока России.

Хронологические рамки исследования охватывают период с середины 90-х годов XX века по настоящее время. Выбор данного периода обусловлен

и тем, что именно в это время наблюдается массовое становление и развитие высшего образования в малых и средних городах Дальнего Востока РФ и появление новой социальной группы - объекта исследования, студенческой вузовской молодежи.

Территориальные рамки исследования - современный российский Дальний Восток.

Теоретико-методологическая база. В основу исследования лег комплексный междисциплинарный подход. Методологической основой исследования являются концепции:

психологии народов и масс Г. Лебона;

массового сознания как формы организации социума 3. Фрейда;

персоналистического индивидуализма Н. Бердяева;

марксистской теории исторического материализма, рассматривающей политическое сознание как отражение общественного бытия;

влияния политических институтов на мотивацию и поведение индивидов М. Вебера, Э.Дюркгейма;

политического сознания отечественных исследователей Г. Г. Дилиген-ского, А.К. Уледова, Б.А. Грушина, Д.В. Ольшанского, В. Комаровско-го, В.В. Лапкина, Е.Б. Шестопал;

российской ментальносте В. Виноградова, Е. А. Ануфриева, И. Приго-жина, М. Руткевича, противоречивости политического сознания российских граждан Ж.Т. Тощенко, влияния социально-экономических реформ на гражданскую позицию молодежи В.Т. Лисовского, Т. И. Заславской.

При рассмотрении вопросов становления политического сознания студенческой молодежи малых и средних городов автор также опирался на труды В. В. Гаврилюк, Г.С. Сухобской, О.П. Сольского.

В работе использовались возможности системного и комплексного методов научного анализа, психосемантические, методы исследования политической психологии личности, малых и больших групп, социометрические оп-

росы, сравнительно-исторический метод.

Источи и ковая база диссертационного исследования. Для достижения поставленных задач был использован широкий круг источников и документов, позволивших провести комплексный анализ политического сознания студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока РФ. Условно все источники можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют российские нормативно-правовые акты, касающиеся местного самоуправления, раскрывающие юридическую основу избирательных прав граждан, определяющие молодежную политику на различных уровнях власти, а также регулирующие вопросы высшего образования.'

Ко второй группе источников относятся данные социологических исследований и статистические материалы, характеризующие отношение молодежи к политике, органам власти, результаты голосования на общегосударственных и региональных выборах, поддержку молодежью различных политических партий и лидеров, данные текущих архивов пресс-центров городских администраций.

Третья группа включает в себя публикации в средствах массовой информации исследуемого региона рассматриваемого периода, в которых фиксируются различные аспекты участия студенческой молодежи в политическом процессе и их отношение к различным политическим силам.

Четвертая группа представляет собой источники Интернет, в частности, официальные сайты органов власти, политических партий, аналитических и исследовательских центров. Пятая группа включает в себя источники, содержащиеся в литературе на иностранном языке.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили результаты исследования, проведенного автором в вузах Находки, Уссурийска, Комсо-

1 Конституция РФ. 12 декабря 1993 г.; Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 12.06.2002 № 67 - Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; Федеральная целевая программа «Молодежь России на 2006-2010 годы». 18 декабря 2006 г. № 1760-р.; Федеральный закон «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ.

мольска-на-Амуре, Петропавловска-Камчатского, Артема, Благовещенска в 2004-2007 гг. Исследование осуществлялось на протяжении 4 лет и состояло из следующих этапов:

  1. теоретический (2003-2004гг.) - изучение методологии исследования политического сознания, анализ имеющихся методик проведения подобных исследований;

  2. пилотажный (2004-2005 гг.) - формулировка гипотез, разработка и апробация методического инструментария;

  3. опытно-экспериментальный (2005-2006 гг.) - получение эмпирических данных;

  4. аналитический (2006-2007 гг.) - обработка и анализ полученных данных, определение сущности политического сознания студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока России в современный период.

На защиту выносятся:

теоретико-методологические основания понимания сущности политического сознания, как единства чувственного, интеллектуального, волевого компонентов, отражающих отношение субъектов к политической действительности, а также его социокультурной окраски и зависимости от характера общественных отношений;

механизм и способы формирования политического сознания студенческой молодежи в малых и средних городах России, с указанием тех факторов, которые непосредственно влияют на данный процесс;

результаты эмпирического исследования содержания политического сознания студенчества малых и средних городов Дальнего Востока РФ, отражающие его провинциальную специфику и проблемы формирования;

принципы образовательного процесса в высших учебных заведениях малых и средних городов как концептуальная основа воспитания политически грамотной и активной студенческой молодежи в рамках демократического общества.

Научная новизна. В диссертации впервые исследовано содержание по-

литического сознания студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока России, определены факторы, влияющие на его формирование, использованы новые проективные методики для выявления особенности восприятия студенчеством политических институтов власти. Автором предложены возможные способы вовлечения студенческой молодежи в политическую жизнь через преподавание политических наук как одного из эффективных механизмов формирования политического сознания студенчества.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертационное исследование раскрывает основные характеристики политического сознания студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока России в современный период, а также предлагает возможные механизмы его формирования, с учетом прагматической направленности студенчества.

Положения и выводы диссертационной работы могут быть использованы при создании и разработке программ и документов для координации деятельности различных органов государственной и политической власти по работе с молодежью.

Материалы диссертации стали основой курса лекций по «Политическому и правовому сознанию» в филиале Дальневосточного государственного университета в г. Находке и могут быть включены в разработку курсов лекций по политологии.

Эмпирические данные, полученные в процессе исследования, представлены Комитету по делам молодежи, физкультуре и спорту г. Находки для разработки программы по молодежной политике городской администрации.

Основные положения работы в форме доклада использовались при реализации программы «Учеба аппарата администрации города - 2006» в г. Находке.

Основные научные положения и практические результаты исследования апробированы на:

- международной конференции «Толерантность, сотрудничество и безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (Владивосток, 16.04 -

17.04.2002), Дальневосточный государственный университет;

третьей международной конференции «Высшее образование в малых и средних городах» (Находка, 20.02.04 - 21.02.04 гг.), Филиал Дальневосточного государственного университета в г. Находке;

конференции «Ломоносов - 2005» (Москва, 10.04.05 -15.04.05 гг.), Московский государственный университет;

пятом международном симпозиуме «Высшее образование в малых и средних городах» (Находка, 30.10.06 - 31.10.06 гг.), Филиал Дальневосточного государственного университета в г. Находке.

По теме диссертации было опубликовано 7 научных работ общим объемом 1,6 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, содержит 189 страниц машинописного текста, в т.ч. 5 таблиц, 1 диаграмму, 4 схемы, 2 графика и 9 рисунков.

Во введении дана краткая формулировка проблемы, обоснована ее актуальность, поставлена цель, определены основные задачи и научная новизна работы, а также теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические основания исследования категории политическое сознание» изложены основные подходы к изучению данного феномена, определена его сущность, показана связь с политической культурой и политическим поведением, выявлены предпосылки возникновения политического сознания, его уровни, компоненты и типология.

Во второй главе «Проблемы формирования политического сознания студенческой молодежи малых и средних городов РФ» рассмотрен процесс политической социализации как механизма формирования политического сознания, обозначены факторы, влияющие на становление политического сознания студенческой молодежи малых и средних городов РФ, выявлены способы его формирования.

В третьей главе «Политическое сознание студенческой молодежи малых

16 и средних городов РФ: проблемы и перспективы формирования (на примере Дальнего Востока)» рассмотрены содержательные компоненты политического сознания студенчества малых и средних городов Дальнего Востока России, выявлены факторы, влияющие на его формирование, показано влияние российского политического менталитета и региональных особенностей на содержание политического сознания студенчества, проанализированы особенности восприятия политической действительности студентами, предложены способы эффективного формирования политического сознания студенческой молодежи.

В заключении отражены научные теоретические и практические результаты исследования.

Понятие и сущность политического сознания

Независимо от того, какого политического курса придерживаются современные политики - практики или теоретики, какую идеологию пропагандируют и какие методы используют для достижения политических целей, их объединяет признание того, что политическое сознание является одной из основных характеристик субъектов политического процесса и его необходимо исследовать. Исследование политического сознания дает возможность проанализировать поведение человека или социальной группы в политике и предсказать развитие политических процессов, в которых люди выступают непосредственными участниками.

Однако в изучении политического сознания встречаются немалые трудности. Для того, чтобы определить, что такое политическое сознание, недостаточно рассмотреть эту научную категорию лишь методами политической науки - данное понятие выступает предметом исследования целого ряда наук, и поэтому раскрыть его суть возможно, используя политическую и социальную науки, философию и психологию в совокупности.

Для понимания термина «политическое сознание» в ракурсе политической науки автор считает необходимым обозначить общее (базовое) понимание сознания философией и психологией.

Философский энциклопедический словарь под «сознанием» понимает «...высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер».1

Основатели психологии сознания, такие как В.М. Бехтерев, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, Л. Леви-Брюль, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, У. Джеймс, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, К. Ясперс в своих работах, несмотря на некоторые особенности, сходятся в одном - сознание выступает единством идеального отражения действительности и отношения к ней человека, как принадлежность человеческому индивиду, как высшее образование в человеческой психике, как высшее свойство человеческой личности.2

Таким образом, и в философии, и в психологии под «сознанием» понимается высший уровень психической активности человека как социального существа, единство идеального отражения действительности и отношений к ней человека.

При определении сознания политического возникают определенные сложности, связанные, в первую очередь, с различиями политических культур, что находит свое отражение в подходах к его изучению.

В исследованиях западной политической науки категория политическое сознание встречается редко, чаще используются политические убеждения, вера, установки, идеологии, применяется понятие «политический менталитет», как «...вся совокупность психического отражения политики».

В отечественной литературе советского периода об общественном развитии и общественных отношениях особая значимость придавалась понятию «общественное сознание», а политическое сознание выступало формой общественного сознания. Социальная общность рассматривалась не как совокупность индивидов, а как единая целостность, предполагалась апелляция к «сознательности», то есть общественное сознание представлялось в специфическом, морально-политическом смысле. Б.А. Чагин отмечал регулятивную функцию общественного сознания, которое условия функционирования и развития общества...» и является «стержнем духовной жизни общества» .

На наш взгляд, такое терминологическое различие в употреблении одного понятия по отношению к субъективной стороне политического процесса в западной и отечественной литературе является, с одной стороны, следствием определенной разнонаправленности в исследованиях, а с другой - отражает сложность самого понятия.

В современной российской политической науке политическое сознание рассматривается как многомерное, неоднородное, динамическое, внутренне противоречивое, многоуровневое образование, которое отражает степень знакомства субъекта с политикой и рациональное к ней отношение. Но, несмотря на определенную схожесть, есть некоторые особенности в понимании данного феномена, на которые указывают исследователи.

Краткий словарь политического языка под политическим сознанием предлагает понимать «совокупность чувственных и рациональных, эмпирических и теоретических, ценностных и нормативных, сознательных и подсознательных представлений, опосредствующих отношение субъектов к явлениям политической власти» .

По мнению А. И. Демидова, политическое сознание - это многообразные проявления духовности людей, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие их поведение в сфере политических отношений.

Г.Г. Дилигенский определяет политическое сознание как «подсистему в системе «массовое сознание», обладающую своими специфическими механизмами детерминации и, следовательно, определенной относительной автономией в рамках данной системы».

Политическая социализация как механизм формирования политического сознания

Становление и развитие политического сознания до 20-30 гг. XX века рассматривалось в рамках обществоведческой науки как проблема взаимосвязи лидера и толпы, с точки зрения подражания и заражения масс определенным политическим настроением (Г. Тард, В. Вундт, Л. Уорд, Г. Лебон и др.). С конца 20-х гг. получил развитие так называемый поведенческий (бихевиористский) подход к пониманию политики (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл). В отечественной науке его особой версией считается деятельностный подход (Н.К. Михайловский, В.М. Бехтерев, В. Н. Мясищев). Данные подходы рассматривают политику как особую сферу поведения людей в соответствии с базовой схемой: стимул - реакция.

К середине XX века бихевиористский подход расширился, и в рамках необихевиоризма был разработан новый подход, при котором процесс формирования политического сознания как составляющей психической сферы субъекта стал рассматриваться как становление массового сознания, которое выступает теоретической базой, в первую очередь, индивидуального политического поведения. Согласно данному подходу политическое сознание представляет собой субъективный фундамент политической системы и выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов политического поведения.

При определении возможных способов и механизмов формирования политического сознания студенческой молодежи нам видится необходимым описать его как психологический феномен. Так, сознание имеет ряд существенных черт:1

1. каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания;

2. в границах личного сознания его состояния изменчивы;

3. всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений;

4. одни объекты политическое сознание воспринимает охотно, другие отвергает, и вообще делает между ними выбор. Из всего набора информации человек выбирает ту, которая наиболее соответствует его личным интересам, выглядит ярче и привлекательнее других. Данную черту политического сознания широко используют для политического манипулирования, вызывая интерес индивидуального сознания к определенным, выгодным манипулятору явлениям и процессам.

Независимо от степени сознательности психических процессов индивидов различают еще и степень сознания по его содержанию, изменяемую в зависимости от сложности его содержания, здесь мы имеем в виду этапы фор-мирования сознания и обращаемся к работам В.М. Бехтерева ? простейшей формой сознания является состояние психики, когда еще не выработано ни одного более или менее ясного представления, когда лишь существует неясное безотносительное чувство собственного существования;

? более сложное то сознание, в котором уже присутствуют те или иные представления, но они главным образом отделяют субъект познания от окружающей его действительности по принципу «Я»- «Не-Я».

? следующей по сложности формой сознания является сознание пространства, то есть то состояние сознательной сферы, при котором человек может создавать пространственные представления об окружающем его мире;

? еще более сложной является та форма сознания, когда человек улавливает уже последовательность внешних явлений, формируется осознание значимости своей личности, ее нравственные, религиозные, правовые, политические ценности и установки; высшей ступенью сознания является то состояние внутреннего мира, когда человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или иные представления, с другой - давать отчет о происходящих в его сознании психических явлениях - способность самопознания и самоопределения.

Таким образом, политическое сознание индивида является проявлением высшего этапа формирования его индивидуального сознания и зависит как от свойств психики самого человека, так и от той социально-политической среды, в которой происходит его становление как личности.

Процесс формирования политического сознания российской студенческой молодежи малых и средних городов необходимо рассматривать, с одной стороны, как становление индивидуального политического сознания личности, с другой, как эволюцию массового российского политического сознания - одной из форм общественного сознания, в значительной степени определяющего индивидуальный уровень политического сознания. Политическое сознание, выступая идеальным отражением политической действительности как высшей ступени развития человеческой психики, формируется только через приобщение индивида к общественно-политической жизни той социальной группы или общности, членом которой он является.

Студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции и традиционно играет значительную роль в общественно-политической жизни нашей страны.

Российский политический менталитет как концептуальная основа политического сознания

Политические ориентации, ценности и оценки мира политики современного студенчества зависят от политико-исторической памяти, которая находит свое отражение в политическом менталитете. Еще раз сделаем акцент на том, что политический менталитет, включающий наряду с политическим сознанием и бессознательные или неосознанные компоненты (т.е. своего рода «политическое бессознательное»), является концептуальным основанием как массового, так и индивидуального политического сознания. Процесс формирования политического сознания студенческой молодежи через механизм политической социализации, которая происходит в границах российского политического менталитета, не может не иметь историко-культурной окраски. Следовательно, политическое сознание студенчества малых и средних городов Дальнего Востока России формируется под воздействием российского политического менталитета. Следует отметить, что под российским менталитетом мы в первую очередь принимаем менталитет русских, так как из опрошенных нами студентов малых и средних городов Дальнего Востока России - 89% этнических русских, а большая часть тех национальностей, которые населяют данный регион наряду с русскими (5,5 % украинцы и белорусы1) имеют схожее, а, зачастую, и единое историко-культурное и политическое развитие.

В работах по исследованию русского менталитета авторы выделяют характерные черты и особенности, такие как духовность, патриотизм, общинность, равенство и социальная справедливость, а также потребность в свободе, часто граничащей с абсолютной вольностью (природно-географические основы российского менталитета).

Важная черта русского менталитета - соборность, качество, собирающее людей в единство, не подавляют его составляющие, а дают им возможность развивать свое творчество. Мысли В. С. Соловьева, В. В. Розанова, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева о русской соборности концентрируются вокруг идеи об общественном сознании, поисков солидарности между людьми, нейтрализации эгоизма.

Равенство в понимании, прежде всего, как некой уравнительности, во многом предопределило содержательную ориентацию добра и справедливости - моральных ценностей, высоко стоящих в русской ценностной шкале. Характерно, что в русском традиционном понимании они не связываются с законностью и правом, а порой и противопоставляются им. Отсюда вытекает исторический и жизненный опыт: «закон, что дышло - куда повернешь, туда и вышло». Господство государства, помещиков или общины над всей жизнью основной массы населения при отсутствии частной собственности на землю как основы материальной и личной независимости укоренили уравнительность в единстве с патернализмом - надеждой не на себя, а на помощь сверху, от Бога, государства. Государственная власть, ассоциировавшаяся с царем, всегда рассматривалась крестьянством (около 80 % общего числа населения до отмены крепостного права и перехода к капиталистическим отношениям) как высшая и благожелательная сила.

В российской системе ценностей наряду с соборностью и равенством выступает державность, насаждаемая сверху, она глубоко проникла в народное сознание, и даже подсознание. Речь здесь идет не о самом понятии «державность», а скорее о державном патриотизме, который наряду с державно-стью включает в себя историческую преемственность, национальную осмысленность, социальную ориентированность. Державность издавна обосновывалась тезисом о спасительной всечеловечности миссии православной России

- «Москва - третий Рим».

Стремление русского народа к свободе и независимости органически сочетается со стремлением и абсолютным доверием к сильному государству. Ф. Нестеров определил отношение русского народа к государству: «...в особом отношении русского народа к своему государству, в безусловном служении ему... русские чувствуют себя частичкой одной державы. Для нее, если требовалось, они оставляли на произвол судьбы нажитое добро, поджигали свои дома, отдавали ей столько крови, сколько нужно, чтобы вызволить ее из беды. Взамен платы не спрашивали - они не наемники. Таким - то узлом и завязалась Россия» .

В России преобладает мотивация подданного великой империи, зависимого от приказов всей вышестоящей иерархии. Этим объясняется сложность становления в России гражданского общества и приобщение к власти как общественной силе. Отсюда вытекает привычка «прибедняться» - авось барин или власть «подбросит» что-нибудь. Характерно, что в России ценностная доминанта - упование на государство - сочетается с отчуждением от него: проблема противостояния «мы» и «они», где государство (власть) - это всегда «они», а не «мы» (как отечество, страна). Данная установка предполагает восприятие государства в качестве внешней силы, независящей от человека. Веками население России ориентировалось в своем стремлении к благосостоянию не на собственность, а на власть.

Похожие диссертации на Политическое сознание студенческой молодежи малых и средних городов: проблемы и способы формирования : на примере Дальнего Востока РФ