Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости Муродов Темур Назриевич

Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости
<
Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Муродов Темур Назриевич. Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Муродов Темур Назриевич;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2015.- 155 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические особенности становления и развития политологии как учебной дисциплины в процессе приобретения независимости Республики Таджикистан

1. Историко-политические аспекты процесса формирования и развития политологии в системе высшего образования Республики Таджикистан .13

2. Теоретико-методологические аспекты процесса формирования политологии в республике: некоторые аспекты преподавания .43

Глава II. Политология как феномен политической культуры

1. Проблемы формирования политической культуры в процессе преподавания политологии в вузах республики . 78

2. Особенности преподавания политологии в условиях становления многопартийной системы 112

Заключение 139

Список использованной литературы 145-154

Историко-политические аспекты процесса формирования и развития политологии в системе высшего образования Республики Таджикистан

Политическая наука содержит в себе историю развития человеческой мысли на протяжении 3,5 тысяча лет. На протяжении своего исторического развития внешние условия проживания, формы их политической организации в большинстве случаев претерпевали изменения, что оказало огромное влияние на политические взгляды людей. Несмотря на это наиболее общие проблемы занимали и продолжали занимать мыслителей всех времен и народов. Эти общие вопросы и по сей день не потеряли свою актуальность и являются объектами исследования политиков и ученых:

Что такое государство. Создается оно людьми по их воле или высшими силами. Служит государство общему благу, или интересам отдельных групп, находящихся у власти. Какова лучшая форма государства. Чему отдать предпочтение: воле большинства, наследственным правам монархов, богатству или компетентности правителей. Каковы пределы деятельности государства, обязанности и прав гражданина. Что такое право. Божественное установление, веление разума или распоряжение правителей В чем состоит справедливость. Справедливо равенство или неравенство? Следует ли терпеть справедливость или бороться с ней.

Политика и мораль. Должен ли государственный деятель соблюдать 10 заповедей или ему всё дозволено (то, что для простого человека – грех, для политика – добродетель). Вышеназванные проблемы вечны, набор вариантов их решения не столь велик, поэтому и их решения в чем-то близки, как бы повторяются. Повторяемость решения общеполитических проблем в реальности обманчива и не абсолютна. История представляет собой процесс развития, а не движения по замкнутому кругу. На первый взгляд кажется, что проблемы схожие, используемые понятия одни и те же. Однако если вдуматься по-настоящему, идет постепенное усложнение, оттачивание, усовершенствование политической теории, хотя временами наблюдается и периоды явного прогресса. Но важно констатировать тот факт, что меняющиеся условия общественной жизни обновляют политические идеи, наполняют старые понятия новым смыслом. Политическая мысль, как философская, экономическая, эстетическая и всякая другая, не развивается из самого себя в результате интеллектуальных усилий и литературного творчества. На неё оказывает самое мощное воздействие, её формирует совокупность социально - экономических и политических условий жизни общества.

Конкретная историческая ситуация ставит перед мыслителями практические задачи и придаёт вечным категориям особый смысл. Среды факторов, влияющих на политическую мысль, особенно важны экономический и общественный строй, распределение богатства, собственности, а также политические учреждения и традиции. Древнегреческий мыслитель Аристотель точно заметил, что для понимания подлинного смысла взглядов того или иного мыслителя нужно учитывать породившую их обстановку, а не судить «с точки зрения теперешних условий», или общих отвлеченных идей. В этом заключается принцип историзма.

На протяжении длительного исторического периода политическая мысль была органично вплетена в единую ткань политических представлений, религиозных и философско-этических взглядов. Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. Как показывают сохранившиеся источники во II–I тысячелетиях до н.э. у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.

Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем целые концепции, носящие философско-политическую форму. Тем самым закладывается основа собственно теоретических исследований политики. Этот процесс связан, прежде всего, с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.

Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права, и имеет своей целью общее благо. В работе «Политика», полной житейской и политической мудрости он писал: «Желанно, разумеется, и [благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государства»1.

Для своих политических выводов и в частности классификации государств этот выдающийся мыслитель использовал огромный фактический материал – результаты конкретных исследований 158 государств – полисов. Учитывая огромные заслуги Аристотеля в развитии политической мысли, его нередко называют родоначальником, отцом политической науки. Однако это не совсем так, поскольку становление политологии – длительный процесс, в котором соседствуют истина и заблуждение, глубокие проникновения и сущность политических явлений и поверхностные, исторически ограниченные и прямо ошибочные суждения, например утверждения Аристотеля о неполитичности рабов по своей природе.

Теоретико-методологические аспекты процесса формирования политологии в республике: некоторые аспекты преподавания

Институциональные меры закрепления политического знания уже практически осуществляются во многих странах. Так, в США на рубеже ХХ-ХХI веков работало более 30 тысяч политологов тогда, как в бывшем СССР этим словом называли «антисоветчика». Что касается Республики Таджикистан, в перечне специальностей по ГОСТу в области образования введена специальность «Политология», поэтому будет не только логичным, но и практически необходимым для обеспечения этой и других специальностей профильной учебной дисциплиной как теоретической основой практической деятельности.

К методологических основ нами отнесена система методов, которая в свою очередь может быть рассмотрена как совокупность взаимосвязанных философских, социологических, общенаучных и конкретно эмпирических методов.

В свою очередь основы представляют себе совокупность важнейших сведений из определенной области науки; важнейшие исходные положения чего-либо (науки, теории и т.д.); главные принципы, устои чего-либо (морали, поведения и т.д.); источник, база возникновения, развитие.

Политология, как и любая социальная наука, должна использовать общефилософские, общенаучные и конкретные или специфические методы исследования, т.е. приемы, способы, подходы к изучению политических явлений, отношений, институтов.

Зарубежная политология часто применяет нормативный, онтологический и эмпирически-аналитический подходы к анализу политики. Политика объявляется «сферой человеческого выбора, а не необходимости», поэтому применяются также психологические и институциональные подходы, а с 30-х годов ХХ века все чаще используется еще бихевиористский метод, связанный с изучением политического поведения и социальных групп, проверкой этих исследований политической практикой и опытом государства.

Важным средством методологического арсенала политологии является общефилософские методы, в частности – диалектический метод. Диалектика как философская методология, на наш взгляд, не утратила своего эвристического значения, несмотря на усиленную критику в ее адрес. Она исходит из необходимости признания прямого и обратного влияния экономической сферы на политическую жизнь. Для преодоления упрощенного, вульгарно-материалистического (не диалектического) подхода к политике следует учитывать тот момент, что экономика предопределяет политические процессы лишь в конечном итоге, причем в наиболее существенных аспектах. На функционирование политических процессов существенное влияние оказывают и другие социальные факторы: история, мораль, культура, соотношение классовых и национальных сил и т.п. политика, в свою очередь, является активным компонентом всей общественной, что влияет на другие стороны развития государства. Политология выходит из этих методологических диалектических политических положений для фиксации как динамизма, так и стабильности политических процессов и явлений. Диалектический подход к политике был апробирован в академических изданиях научных центров СССР, благодаря чему политика появилась в внутренне присущим ей противоречием, «борьбой противоположных сил за власть, за управлением общественным производством, за выбор того или иного пути общественного развития».

Существенное значение масс, методологическое положение конфликтологического подхода к конфликтам как источников и движущей силы политических процессов. Через взаимодействие противоречивых политических факторов реализуются лица политической жизни, которым свойственны противоречия: между различными субъектами политической жизни, между классами, нациями, социальными группами, лицами. Эти противоречия определяют конфликтный характер политических процессов, структуру политической системы, функционирования политической власти, военно-политические конфликты.

Значительное влияние на конкретные формы, процессы политической жизни имеют противоречия между различными элементами политической системы, ее институциональной и нормативной подсистемами, между политической практикой и политическими нормами, политическими институтами и политической культурой.

В последнее время в политологических исследованиях получает распространение синергетический метод (греч. – совместный, согласованно действующий). Базируясь на идее нелинейности общественного развития, на многовариантности путей общественной эволюции и политических революций, с применением междисциплинарных исследований, синергетический метод предусматривает многовариантность или даже альтернативность выбора путей общественно-политического развития. Также можно выделить следующие методы:

Институциональный метод, который предусматривает, что в центре исследования должны находиться политические институты, их структуры, их свойства и взаимосвязи, а также политически-правовые нормы, на основе которых функционируют эти институты;

Социологический метод ориентирован на выявление социальной обусловленности политики, влияние на политику всех социальных факторов: экономики, культуры, религии, идеологии и социальной структуры общества целом.

Исторический метод, рассматривающий политические явления, политические отношения и институты в непрерывном процессе становления и развития, в прошлом, в настоящем состоянии и в перспективе;

Проблемы формирования политической культуры в процессе преподавания политологии в вузах республики

Отношения между политической культурой и политической системой в общем виде можно представить следующим образом: - политическая культура модифицирует политическую систему; - реально функционирующая в данном обществе политическая система отражает историю его политической культуры, с самых ранних этапов развития данного общества и государства; - политическая культура относительно самостоятельна в своем функционировании, хотя и является элементом политической системы.

Если говорить о политической культуре в смысле характеристики именно уровня компетентности в политике граждан, то нужно отметить еще одно важное отношение политической культуры и политической системы: политическая культура органически связывает политическую систему и гражданское общество. Чем выше уровень политической культуры граждан страны, тем ближе мы подходим к гражданскому обществу, т.е. тем больше будет сужаться государственная сфера регулирования отношений людей в обществе – экономических, социальных, духовных.

Теперь попытаемся определить механизмы, которые способствуют формированию культуры общества под воздействием ряда факторов. Эти факторы могут иметь как целенаправленное, так и стихийное воздействие. Можно выделить следующие факторы:

Социальные революции, которые коренным образом изменяют всю политическую систему общества и представляют собой значительные вехи исторического развития. Под их влиянием происходят существенные изменения во всей совокупности политических знаний, установок, ценностей, ориентации, норм поведения. Чем глубже социально-экономические изменения, происшедшие в результате революционных преобразований, тем значительнее и изменения политической культуры. Кроме того, влияние социальной революции может выходить за территориальные рамки и воздействовать на политическую культуру многих народов всего земного шара.

Войны. Чем более глубинные слои затрагивает война, чем более важные общественные интересы она задевает, тем значительнее ее отрицательные или положительные последствия развития политической культуры. Особенно велико позитивное воздействие освободительных войн.

Характер внешних отношений страны (политическая динамика государства). Традиции завоевательной политики, агрессивность по отношению к другим странам или длительный нейтралитет будут способствовать формированию различных политических культур.

Политическая система общества и основные её компоненты: - государство, которое, прежде всего, формирует и закрепляет национальные и политические символы (флаг, герб, гимн), модели политического поведения (герои-предатели), а также разрабатывает, принимает и законодательно закрепляет основные политико-правовые нормы; - политические партии и общественные организации оказывают влияние, прежде всего, на формирование политической культуры определенной социальной группы или отдельной личности. Роль партии приобретает первостепенное значение в том случае, когда она становится правящей, или фактически сливается с государством;

Церковь. При определенных условиях она может играть довольно значительную роль в формировании политической культуры. В теократических государствах ее роль особенно важна. На сегодняшний день «исламский фактор» приобретает все большее значение в мировой политике. Церковь, оснащая одни ценности и отрицая другие, активно влияет на политическое мышление и поведение граждан. Кроме того, церковь может самостоятельно активно участвовать в повседневной политической жизни (роль церкви в преобразовании политической системы Польши в 80-е годы); - Средства массовой информации, которые приобретают статус «четвертой власти» в обществе, сосредоточивают в своих руках огромные возможности воздействия на сознание каждой личности. - Динамика культурных процессов в целом. Здесь можно говорить о позитивном и негативном воздействии, а также учитывать, что воздействие может осуществляться как на политическую культуру в целом, так и на отдельные ее части; - Сложившиеся обычаи, традиции, устоявшиеся нормы поведения. Выработанные исторические стереотипы могут иногда иметь большее значение, чем пропаганда новых форм политического поведения.

Политическая культура общества не может быть однородной. Поэтому среди ученых и политологов получили наибольшее распространения типы политической культуры:

Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделяют три чистых типа политической культуры, а из них выводят смешные: - патриархальная (или приходская) политическая культура. Знания граждан о государстве, их представления о присущих ему ценностях исключительно ограничены. Соответственно, и полное отсутствие у подданных интереса к политике. (В современных условиях – это африканские племена, этнически замкнутые группы, где отсутствует политико-правовое регулирование);

Особенности преподавания политологии в условиях становления многопартийной системы

На сегодняшний день особенностью процесса формирования и развития многопартийной системы в Республике Таджикистан характеризуется тем, что оно находится на этапе переходного периода и вызывает трансформацию всей политической системы страны. Важнейшей характерной чертой данного периода является переход от однопартийной системы к многопартийности, когда процесс формирования гражданского общества находится на начальном этапе, страна не имеет традиции и опыта демократического развития общества, еще окончательно не сформированы политические институты. Хотя в стране объявлено об отказе плановой экономики и перехода к рыночной экономике, все еще удельный вес государственной собственности сохраняется на высоком уровне. Не сформированном остается политическая элита страны. Костяк высшего и регионального руководства в большинстве составляют бывшие члены Коммунистической партии и ЛКСМ Таджикистана. В средствах массовой информации муссируется точка зрения о том, что на многие ответственные государственные посты выдвигается молодежь. Однако по происхождения эта молодежь является членами семьи и ближайшими родственниками высшего руководства Таджикистана.

За годы Советской власти в Таджикистане сложилась особого рода социальная система, интегральной частью которой стала коммунистическая идеология и система власти. Стремясь «перестроить» систему, таджикские партийные руководители, следуя общесоюзной тактике, попытались привлечь на службу партии молодые, политически активные кадры, которые в противном случае могли бы способствовать «кристаллизации» контрэлиты. Наиболее активно этот процесс шел в 1987-1990 гг.

В этот период внутри коммунистической партии Таджикистана, кроме ортодоксальных коммунистов, обнаружилось присутствие либералов, социал-демократов, откровенных националистов. Однако ряд причин объективного и субъективного характера не позволил Компартии Таджикистана провести реформу, подобно компартиям соседних Узбекистана, Туркмении, Киргизстана и, сменив название и подновив идеологию, по-прежнему оставаться доминантной партией, сросшейся с государством. Основания для превращения такого рода были и в Таджикистане. Компартия, как сердцевина советской государственности, в глазах подавляющей части народа обладала легитимной властью, а, как отметил А.Б.Зубов, азиатское общество признает за реальной властью право на ее постоянное употребление, что предполагает длительность безраздельного господства доминантной партии, поэтому такого рода партиям в восточных обществах удается обеспечить поддержку большинства в большинстве социальных групп3. Страх перед дестабилизацией государственной власти заставляет население всемерно поддерживать такого рода партию. При этом отношение к партиям в восточных обществах, как это видно на примере Среднеазиатских государств, в том числе и Таджикистана, не связывается напрямую с идеологией. В гораздо большей степени поддержки партий определяется личностью партийного лидера (феномена Каримова, Туркменбаши, С.Ниязова), однако в Таджикистане с его мощными этнорегиональными конфликтами любой лидер, даже представлявший и представляющий такую влиятельную партию, как коммунистическая, предстает как символ или же представитель "своей" этнорегиональной группы. Тяжелая, затяжная борьба этнорегиональных элит отразилась и на функционировании Компартии Таджикистана, деятельность которой в период с 1989 по 1991 гг. отличалась непоследовательностью и нерешительностью. Руководство Компартии, по сути дела, заняло выжидательную позицию по отношению к союзному партийно-правительственному руководству.

Поиски в области перехода к многопартийности в данное время идут в нескольких направлениях: а) проблема легитимизации власти, стоящая перед руководством республики, очень остро заставляет кулябско-гиссарскую элиту не только пытаться создать новую социально-политическую структуру традиционного типа - "пирамиду", не только продвигать межтаджикские переговоры, но и пытаться создать общенациональную партию как канал обратного воздействия государства на массы. Такого рода государственная партия предположительно в виде Конгресса или Форума будет контролировать все партии и движения в РТ. Это своего рода компромиссный вариант "узбекского" или "туркменского" сценария трансформации однопартийной системы.

Во-вторых, образуются небольшие, замкнутые, но влиятельные партии. "Партия экономической свободы", "Вахдат", которые представляют собой лидерские структуры, созданные на перспективу и выполняющие на данный момент тактические задачи, поставленные этнорегиональными элитами. Предполагается, что такого рода партии, выражающие интересы отдельных кланов внутри этнорегиональной группы, будут дополнять доминантную партию.

В-третьих, идет поиск своего места в современном Таджикистане оппозиционных партий. Однако определенность в эту проблему может внести только соглашение между объединенной оппозицией и официальным Душанбе на 5-м непрерывном раунде межтаджикских переговоров.

В-четвертых, горная демократия- одна из трудностей на пути формирования сильной президентской власти. Реформы управления, конституционная реформа властных структур, законы о местной власти, принятые зимой 1994/1995 гг., имеют ярко выраженную тенденцию: ослабить выборность на нижних и средних этажах власти, легитимизировать авторитаризм на всех властных уровнях, создать в каждом районе, области единоличных наместников, подчиненных только президенту, связанных с ним клиентелистскими отношениями, т.е. отношениями личной зависимости. Сталкивая их, поддерживая то одних, то других, президент мог бы обезопасить себя от возможности легитимного переворота, тем более что такие возможности есть.

Похожие диссертации на Процесс формирования и развития политологии в вузах Республики Таджикистан в годы независимости