Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль этнического фактора в развитии сепаратизма в Канаде Гобозов Феликс Иванович

Роль этнического фактора в развитии сепаратизма в Канаде
<
Роль этнического фактора в развитии сепаратизма в Канаде Роль этнического фактора в развитии сепаратизма в Канаде Роль этнического фактора в развитии сепаратизма в Канаде Роль этнического фактора в развитии сепаратизма в Канаде Роль этнического фактора в развитии сепаратизма в Канаде Роль этнического фактора в развитии сепаратизма в Канаде Роль этнического фактора в развитии сепаратизма в Канаде Роль этнического фактора в развитии сепаратизма в Канаде Роль этнического фактора в развитии сепаратизма в Канаде
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гобозов Феликс Иванович. Роль этнического фактора в развитии сепаратизма в Канаде : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Москва, 2003 133 c. РГБ ОД, 61:04-23/108

Содержание к диссертации

Введение

Глава І.Общая характеристика сепаратизма

1. Феномен сепаратизма

2. Взаимосвязь сепаратизма и национализма

3. Сепаратизм как национальная идея.

Глава II. Объективные и субъективные факторы возникновения сепаратизма в Канаде.

1. Общеполитическая ситуация в Канаде

2. Экономический аспект сепаратизма

3. Культурно-лингвистические различия.

4. Ментальные различия.

Глава III. Эффективность решения проблем сепаратизма.

1. Политические решение «проблемы Квебека» на федеральном уровне.

2. Политика многокультурности федеральных властей.

Заключение

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Наша эпоха - это эпоха глобализации всех сторон общественной жизни, усиления взаимодействия и взаимного сотрудничества разных народов, государств, цивилизаций и культур. Но вместе с тем нельзя не отметить, что во все времена народы обменивались материальными и духовными ценностями. Причем по мере развития человечества этот обмен все больше и больше усиливался. Национальные отрасли экономики превращались в интернациональные, усиливались торгово-экономические, культурные, социальные и политические связи.

Но, несмотря на углубление интеграционных процессов, сохранялись национальные государства, национальные экономики, национальные культурные ценности. Всякий обмен происходил по взаимному соглашению национальных правительств. Каждое государство стремилось к защите своего национального суверенитета и независимости. Вмешательство во внутренние дела другого государства резко осуждалось, и международные организации принимали самые решительные меры против такого рода вмешательства.

Совершенно другая картина наблюдается в эпоху глобализации. Теперь уже речь идет не просто об интеграционных процессах, а по существу об игнорировании национальных интересов, национальных границ, национального суверенитета и национальных культур. Если, например, взять экономику, усиливается влияние транснациональных корпораций, не признающих национальные границы и национальные

экономики. Как пишет известный российский исследователь Уткин А.И., экономическая глобализация предполагает строгое соблюдение следующих правил: «частный сектор становится основным мотором экономического развития, поддерживается низкий уровень инфляции, сохраняется стабильность цен, бюрократический аппарат государства уменьшается, вырабатывается сбалансированный бюджет, сокращаются до предела тарифы на импорт, ликвидируются ограничения на иностранные инвестиции, происходит отказ от квот на импортную продукцию, разбиваются внутренние монополии, увеличивается экспорт, приватизируются государственные предприятия, происходит отказ от регуляции движения капиталов, местная индустрия открывается миру, иностранцам предоставляется право покупать любые акции и ценные бумаги, поощряется конкуренция местных компаний, уничтожается коррупция государственных чиновников, происходит отказ от субсидий отдельным предприятиям, частным владельцам открываются банковская и телекоммуникационная системы, частные граждане получают право выбора любого, отечественного или иностранного, пенсионного фонда»1. Отсталые страны еще больше отстают, а развитые еще больше обогащаются. Американский исследователь Д. Белл пишет, что «среди бедных стран Африка является единственным континентом, население которого в конце 80- х годов жило хуже, чем конце 70-х, а в конце 90-х будет жить хуже, чем в конце 80-х»2.

Можно согласиться с А.С. Панариным, который пишет, что «скрыто-интимная сторона глобализации заключена в позиции последовательного отстранения от всех местных интересов, норм,

1 Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. M., 2001. С.21.

2 Bell D. L'Afrique au-dela de Гап 2000If Commentaire. Numeio 69/ Printemps 1995. P.5

традиций. Причем если на заре модерна, в эпоху формирования великих европейских наций, феодальному местничеству противостояло единое суперэтническое пространство государства-нации, то теперь само оно государство третируется как носитель местничества»3.

В области политики глобализация предполагает дальнейшее распространение демократических институтов на все государства независимо от их культурных традиций и обычаев, стирание государственных границ, подчинение национальных интересов интересам транснациональных корпораций, фактическое отрицание право народов на самоопределение, абсолютизацию прав человека, игнорирование самоидентификации народов, этносов и наций.

В духовной области глобализация предполагает по существу распространение западных духовных ценностей и игнорирование национальных традиций, обычаев и культур.

Поскольку Соединенные Штаты Америки в настоящее время являются единственной сверхдержавой, самым мощным в экономическом и военном отношении государством, то глобализация происходит под флагом распространения американских ценностей, американского видения политического мира и американского образа жизни. Об этом совершенно откровенно пишет З.Бжезинский: «Поскольку подражание американскому пути развития постепенно пронизывает весь мир, это создает более благоприятные условия для установления косвенной и на вид консенсуальнои американской гегемонии. Как и в случае с внутренней американской системой, эта гегемония влечет за собой комплексную структуру взаимозависимых институтов и процедур, предназначенных для выработки консенсуса и

3 Панарин А.С. Искушение глобализмом. M., 2002. С.5-6.

незаметной асимметрии в сфере власти и влияния. Американское глобальное превосходство, таким образом, подкрепляется сложной системой союзов и коалиций, которая буквально опутывает весь мир»4. Глобализация, хотя и представляет собой объективный процесс, поскольку по мере развития общества человечество все больше и больше обобществляется, тем не менее, имеет огромные негативные последствия во всех сферах общественной жизни. Во-первых, она лишает целые государства национальных экономик, в результате чего эти государства фактически теряют свою самоидентичность и независимость. Во-вторых, глобализация навязывает всем народам американские культурные ценности. Вот что пишет по этому поводу тот же З.Бжезинский: «Культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. Чтобы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире...Американские телевизионные программы и фильмы занимают почти три четверти мирового рынка. Американская популярная музыка также занимает господствующее положение, и увлечениям американцев, привычкам в еде и даже в одежде все больше подражают во всем мире»5. В-третьих, глобализация усиливает социальную поляризацию: сотни миллионов людей не могут удовлетворить свои элементарные потребности, особенно в развивающихся странах. Даже в развитых государствах, в том числе в США, глобализационные процессы вызывают падение жизненного уровня. Так, немецкие исследователи Мартин Г.П. и Шуманн X. Пишут, что «в 1995 году четыре пятых всех американских рабочих и

4 Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1998. С.38.

5 Там же, С.38.

служащих мужского пола зарабатывали в реальном исчислении на 11 процентов в час меньше, чем в 1973 году. Другими словами, вот уже более двух десятилетий уровень жизни огромного большинства американцев падает»6. Кроме того, в результате глобализации растет безработица. Не случайно возникло движение антиглобалистов.

Негативные последствия глобализации нередко приводят к национализму и сепаратизму. Причем это касается не только слаборазвитых государств, но и развитых. Такое отношение к глобализационным процессам связано с тем, что многие этносы боятся потерять свою национальную идентичность, свой язык, свою культуру, традиции и образ жизни.

В современном мире практически не существует однородных в этническом и национальном плане государств. В любом государстве наличие множества этносов неизбежно порождает проблемы экономического, культурного, политического и духовного характера. Это связано с тем, что каждый этнос в рамках государства стремится сохранить свою идентичность, и поэтому нередко его интересы вступают в противоречие с интересами других этносов и в целом государства.

Проблемы межэтнических отношений актуальны и в России, которая является не только многонациональным, но и многоконфессиональным государством. События в Чечне свидетельствуют о том, что проблемы, касающиеся других регионов мира, актуальны и для современной России.

Канада - развитое полиэтническое государство. Оно принимает активное участие в глобализационных процессах. Ее экономика

6 Мартин Г.-П., Шуманн X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. М., 2001. С.79.

открыта для транснациональных корпораций. Эта открытость нередко приводит к тому, что национальные отрасли промышленности бывают вынуждены сворачивать свою деятельности из-за невозможности конкурировать с транснациональными кампаниями.

Жизненный уровень канадцев достаточно высокий и, казалось бы, не должно быть места никаким этническим конфликтам и сепаратистским настроениям. Но, тем не менее, в Канаде остро стоят вопросы сепаратизма и национализма. Это особенно касается Квебекской провинции, населенной выходцами из Франции. Поэтому исследование современного квебекского сепаратизма на фоне глобализации представляется очень актуальной задачей политологии.

Степень разработанности проблемы. Следует отметить, что советские и особенно российские обществоведы уделяют пристальное внимание Канаде. Они всесторонне изучают ее экономику, культуру, политику, межэтнические отношения и международную политику. Вопросы глобализации и международных отношений Канады разрабатываются в трудах известных российских исследователей А.С. Панарина, Ю.М. Павлова, А. И. Уткина, Молочкова С.Ф., Немовой Л.А., Щукиной Т.А. и др. Эти же проблемы разрабатываются в трудах зарубежных авторов Т.Арсено, Д. Беркусона, Б.Купера, Н. Хомского, Г.-П. Мартина, X. Шуманна и др.

Проблемы наций, национальных отношений, национализма и квебекского сепаратизма нашли освещение в трудах Акимова Ю.Г., Алехина Б.И., Ахониной B.C., Барановского К.Ю., Бромлея Ю.В., Геллнера Э., Данилова С.Ю., Семенова Ю.И., Ажаевой B.C. и других исследователей, а также западных ученых Д.Крейна, Г.Гибсона, Е. Гиббинса и др.

Проблемам аборигенов и иммиграционной политике Канады были посвящены работы Ажаевой B.C., Барановского К.Ю., Владимировой М.А., Иорданского В.Б., Комковой Е.Г., Мелкумова А.А., Соколова В.И. и др. Что касается вопросов многокультурности, то они нашли отражение в трудах Щукиной Т.А., Молочкова С.Ф., Соколова В.И., Немовой Л.А., Иорданского В.Б., Захарова А.А., Черкасова А.И., Ахониной B.C., Ажаевой B.C. и др.

Однако в литературе не нашли должного освещения фундаментальные проблемы, имеющие важное методологическое значение в анализе этнических отношений. Речь идет в первую очередь о взаимосвязи сепаратизма и национализма. Корни сепаратизма кроются в национализме. Поэтому в диссертации специально рассматриваются вопросы сепаратизма и национализма, а также национальной идеи.

Не нашли должного освещения и вопросы, связанные с анализом
культурно-лингвистических и ментальных различий канадского

общества. Эти различия особенно проявляются в настоящее время, когда в результате иммиграционных процессов двуязычная Канада начинает постепенно трансформироваться в многоязычную Канаду. В диссертации и эти вопросы рассматриваются довольно подробно.

Чтобы всесторонне проанализировать сущность квебекского сепаратизма, необходимо в целом показать действия не только федерального правительства, но и квебекских властей. Поэтому в работе излагаются действия квебекских властей, связанные с политикой отделения Квебека от остальной части Канады.

В диссертации анализируется современная иммиграционная политика как федерального правительства Канады, так и квебекских властей.

Федеральные власти Канады понимают, что вопросы квебекского сепаратизма нужно решать цивилизованно. Защищая целостность канадского государства, вместе с тем необходимо уважать чувства всех этнических групп, населяющих Канаду, их культуру, их традиции и обычаи. Поэтому они провозгласили лозунг многокультурности, под которым подразумевается сохранение и защита всех национальных культур. В диссертационном исследовании раскрываются политика федеральных властей по многокультурности.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования - анализ этнического фактора в развитии квебекского сепаратизма. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. выяснить соотношение сепаратизма и национализма;

  2. раскрыть исторические корни квебекского сепаратизма;

  3. раскрыть специфику квебекского сепаратизма в эпоху глобализации;

  4. рассмотреть ментальные различия народов;

  5. рассмотреть иммиграционную политику федеральных властей Канады;

  6. Выявить специфические особенности политики многокультурности федеральных властей Канады.

Объект исследования - сепаратизм как политический феномен.

Предмет исследования - сепаратистские тенденции в канадском обществе

В качестве методологии используется системный подход, предполагающий всесторонний анализ всех сторон исследуемого

объекта. В данном случае проблема сепаратизма в Канаде рассматривается во взаимосвязи с экономическими, политическими, культурными и глобализационными проблемами.

В качестве теоретической основы диссертационного исследования выступают труды российских авторов А.С. Панарина, Ю.М. Павлова, А. И. Уткина, Молочкова С.Ф., Мощелкова Е.Н., Немовой Л. А., Щукиной Т. А. и др., а также зарубежных исследователей Г.Лебона, Т.Арсено, Д. Беркусона, Б.Купера, Н. Хомского, Д.Крейна, Г.Гибсона, Е. Гиббинса и др.

Научная новизна работы заключается в следующем:

-раскрыта взаимосвязь сепаратизма и национализма. Показано, что сепаратизм не существует без национализма, хотя национализм не всегда предполагает национальный суверенитет.

-Выявлены ментальные различия франкоговорящих и англоговорящих канадцев.

-Дан анализ современных глобализационных процессов в свете сепаратистских тенденций. Показано, что глобализация нередко порождает национализм и сепаратизм.

-Рассмотрена иммиграционная политика Канады в условиях глобализации. Показано, что если раньше выезжали в Канаду из Европы, то теперь иммиграционная картина существенная изменилась. Теперь в Канаду едут из Азии, Африки, Латинской Америки и других регионов. Особенно растет численность иммигрантов из Китая.

-Проанализирована иммиграционная политика руководства Квебекской провинции. Выяснено, что это руководство в основном принимает тех иммигрантов, которые знают французский язык. Эта политика направлена на укрепление позиций франкоканадцев.

-Изучены действия федеральных властей, связанных с урегулированием квебекской проблемы. Подчеркнуто, что руководство Канады все делает для того, чтобы сохранить единство и целостность федеративного государства.

-Раскрыта сущность политики многокультурности федеральных властей. Показано, что в современных условиях Канада является не просто двуязычным государством, но государством, в котором иммигранты из разных стран, а также аборигены используют в быту свой родной язык. Федеральные власти свою задачу видят в том, чтобы сохранить все языки, на которых говорят жители Канады, все культуры, традиции и обычаи. Политика многокультурности уже дала позитивные результаты. Люди разных этносов больше стали уважать друг друга, терпимее относятся друг другу. Иными словами, они стали более цивилизованными в результате активных действий федеральных властей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современные сепаратистские тенденции во многом
порождены происходящими глобализационными процессами,
связанными с ломкой национальных традиций, обычаев и культур.
Многие малочисленные народы боятся потерять свою национальную
самобытность, и поэтому надеются, что с образованием
самостоятельных государств можно сохранить свою идентичность.

2. Сепаратизм и национализм неразрывно связаны. Национализм
выступает под лозунгами самоопределения и создания национальных
государств. При этом националисты, как правило, игнорируют
объективные и субъективные предпосылки формирования
национальных государств. Так, в современных условиях ни одно

государство не может существовать изолированно и независимо от других государств.

3.Корни сепаратизма в Квебекской провинции уходят вглубь истории Канады, когда вначале доминировали франкоговорящие канадцы, а затем господствующее положение заняли англоговорящие канадцы.

4.Культурные и ментальные различия англоканадцев и франкоканадцев во многом способствуют сепаратистским тенденциям квебекцев.

5. Политика многокультурности, проводимая федеральными властями Канады, дает положительные результаты по укреплению целостности Канадского государства.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что ее основные теоретические результаты и выводы могут быть использованы, во-первых, при исследовании проблем современных этнических проблем, национализма и сепаратизма, во-вторых, при чтении общих курсов лекций по политологии, а также специальных курсов, посвященных этносоциальным конфликтам.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на кафедре политологии философского факультета МГУ. Ее основные положения были отражены в различных публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из трех глав (девяти параграфов), заключения и библиографии по теме диссертации.

Феномен сепаратизма

Следует подчеркнуть, что сепаратизм как социальный и политический феномен недостаточно исследован, по крайней мере, в отечественной литературе. В советскую эпоху этот термин фактически не использовался в обществоведческой литературе. Он не встречается и в энциклопедиях. Так, он отсутствует в Большой Советской Энциклопедии и в Советской исторической энциклопедии. Но он встречается в энциклопедическом словаре Брокгауза и И.А. Ефрона. Сепаратизм там определяется так: «Сепаратизм - так называется в истории политическое движение, направленное к достижению отдельной областью данного государства автономии, или политической самостоятельности»7.

В советскую эпоху обществоведы в основном занимались исследованием национализма и национально-освободительных движений. Последние связывались с борьбой против колониализма, за независимость и политический суверенитет. Что касается национализма, то он, как правило, рассматривался не с точки зрения выхода того или иного народа из состава государства, а с точки зрения игнорирования интересов народов, населяющих данное государство.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что сепаратизм неразрывно связан с национализмом (об этом более подробно будет сказано в следующем параграфе). Можно даже утверждать, что сепаратизм немыслим сам по себе, так как он является частью национализма. Во многих современных многонациональных или многоэтнических государствах наблюдаются сепаратистские тенденции. Как правило, эти тенденции возникают в тех регионах государства, где компактно проживают те или иные этнические объединения и считают, что их права ущемлены по сравнению с правами других этносов. Появляются местные лидеры, которые выдвигают соответствующие аргументы в пользу выхода из состава государства. Эти аргументы не всегда выдерживают критики, но, тем не менее, они находят благодатную почву среди так называемых обиженных этносов. Постепенно формируются националистические теории и идеи, потом возникают политические партии, которые выдвигают программу образования суверенного государства.

Поэтому для раскрытия сущности сепаратизма необходимо в первую очередь исследовать проблему национализма. А это в свою очередь требует анализа понятия нации.

Выяснить сущность нации, особенно в современную эпоху, очень и очень трудно. Можно ли все этносы считать нациями? Что требуется для того, чтобы данный этнос превратился в нацию?

Почему, скажем, французы как этнос являются нацией, а корсиканцы нет? Почему все американцы независимо от их расового и этнического происхождения представляют собой одну нацию? Вопросы можно продолжить, но в этом нет смысла. Ясно одно: трудно определить нацию, но, тем не менее, существует масса определений, множество концепций по нациям и национальным отношениям. Мы остановимся на некоторых из них. И начнем с советской эпохи.

Надо сказать, что в советскую эпоху многие исследователи (Бромлей Ю.В., Джунусов М.С., Калтахчян СТ., Козлов В.И. и др.) уделяли очень много внимания анализу наций. Но они в основном вращались вокруг сталинского определения нации. Одни его хвалили, а другие сильно критиковали, хотя сами тоже фактически не выходили за рамки этого определения. Поэтому начнем с определения нации, данного И.В. Сталиным. И.В. Сталин писал: «Нация есть исторически сложившиеся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».

Таким образом, с точки зрения Сталина, нацию образуют четыре признака: общность языка, общность территории, общность экономической жизни и общность психического склада, проявляющегося в культуре. Каждый из них в отдельности не образует нацию. Более того, даже при отсутствии только одного признака нет нации. Поэтому все признаки надо брать вместе. «Только наличие всех признаков, взятых вместе, дает нам нацию».

Известный немецкий философ и социолог Макс Вебер подчеркивал, что сообщество людей считается нацией тогда, когда оно объединено или желает объединиться в собственном автономном государстве. Хотя нация и государство принадлежат к различным категориям, они эквивалентны. Государство может существовать только до тех пор, пока оно способно использовать солидарные чувства национального сообщества в поддержку своей власти. Нация, в свою очередь, может сохранять свою идентичность только благодаря поддержке и защите государства.

Общеполитическая ситуация в Канаде

Как известно, Канада является многонациональным государством, имеющим федеративное устройство. Но Канада не просто федеративное государство, а страна иммигрантов

История формирования канадского государства интересна и в какой-то мере драматична. Ведь Канада, как и другие государства Нового Света, заселялась вначале одними европейцами. В основном это были англичане и французы, хотя попадались и представители других европейских народов (например, викинги и итальянцы). На территории Канады французы появились раньше англичан. Канаду они назвали Новой Францией. И французов было больше, чем англичан.

Но постепенно англичане, особенно начиная с XYIII века, стали более интенсивно осваивать канадские земли. Англичане в основном осваивали побережья атлантического океана, в то время как французы стремились вглубь континента. Уже в начале освоения канадских земель проявляется соперничество между французами и англичанами. Их соперничество нередко приводило к военным столкновениям. Так, в 1710 году англичанами в результате войны был занят Порт-Руаяль. В 1713 году было заключено Утрехтское мирное соглашение, по которому Франция была вынуждена отдать Гудзонов залив, Новую Землю и Акадию, хотя ей оставили остров Мыс Бретон. Здесь французы основали форт Луисбург, который представлял собою очень хорошо защищенную крепость.

Однако мир между англичанами и французами был недолгим. В ходе Семилетней войны в Европе (1756-1763 гг.) англичане стремились к тому, чтобы ликвидировать Новую Францию, то есть земли, занятые французами. Особенно они рвались в Квебек, поскольку он был центром всей Новой Франции. «После Семилетней войны ... англичане еще больше расширили свои владения за счет приобретения всей Новой Франции. Представителям французской колониальной администрации было дано право уехать на родину. Потеря Францией заокеанских колоний была закреплена Парижским договором 1763 г. К этому времени в Канаде насчитывалось примерно 60 000 французов, живших главным образом в районе между Квебеком и Монреалем. Война за независимость в Соединенных Штатах привела к изменению политической атмосферы и в Канаде. В страну начался приток новых переселенцев английского происхождения, что, естественно, поменяло соотношение между франкоязычным и англоязычным населением. В 1867 г. была образована Конфедерация британских владений в Северной Америке, которая составила доминион Канаду. В 1949 г. страна стала федеративным государством в составе Содружества».

Канада формально является монархией. Глава государства — королева Великобритании Елизавета 11 (она представлена генерал-губернатором, который назначается ею по рекомендации премьер-министра Канады). Но фактически Канада представляет собой либерально-демократическую республику. Она имеет свою Конституцию с 1982 года. Канада — субъект международного права, член Организации Объединенных Наций, НАТО и ОБСЕ. Все это говорит о том, что Канада, хотя главой государства является английская королева, по существу — суверенное государство со всеми вытекающими отсюда последствиями. Канада вместе с тем является федеративным государством. Но она имеет свою специфику, проявляющуюся, прежде всего в том, что в ней наряду с англоканадцами живут франкоканадцы со своими историческими традициями и обычаями, со своим языком и культурой. «Приблизительно 80% франкоканадцев страны компактно проживают в одной единственной провинции Канады, а именно в Квебеке, где по численности населения провинции их количество превышает рубеж 80%. Квебек принято называть франкоязычной провинцией страны. Такое «противостояние» двух наций - основательниц федерации несомненно придает не только особый колорит канадскому федерализму, но к большому сожалению сторонников единства и целостности канадской государственности является достаточно прочной и устойчивой питательной средой для порождения конфликтов и обострения всевозможных межнациональных противоречий внутри самой федерации»30. К этому следует добавить и то, что в Канаде происходит постоянное углубление процессов регионализации. Региональные лидеры в первую очередь стараются защищать местные интересы, а потом интересы федерации. Особенно это заметно в Квебекской провинции, которая по численности населения и по размерам своего ВВП занимает второе место среди канадских провинций.

Канада, как известно, по территории занимает второе место в мире после России. Ясно, что формирование федерации на такой огромной территории проходило не совсем гладко. В первую очередь необходимо было сохранить принципы местного самоуправления, без которых капиталистический путь развития был бы чрезвычайно затруднен.

Пожалуй, главную роль в сохранении местного самоуправления сыграл Квебекский фактор. Дело в том, что англоканадским властям не удалось заставить франкоговорящих квебекцев отказаться от своих местных органов власти и полностью подчинить центральным органам. Кстати, одна из причин квебекского сепаратизма заключается в том, что англоговорящие канадцы с самого начала пренебрежительно относились к франкоговорящим квебекцам. «Хотя тема квебекского сепаратизма включена в политическую повестку дня относительно недавно, антагонизм между англо - и франкоканадцами существует с момента завоевания англичанами Канады (до того в течение полутора веков французской колонии) в 1762 году. На протяжении двух последующих веков он подпитывался неполноправным положением французского языка, подчас отношением англоканадцев к франкоязычным квебекцам как к гражданам второго сорта «комплексом завоеванных» у последних, наконец, тем фактом, что в оставшемся патриархальном обществе Квебека буржуазия, высшие слои управленцев и специалистов долгое время рекрутировались в основном из представителей англоканадского меньшинства, контролировавшего командные высоты в экономике и общественной жизни провинции, что ставило франкоканадское большинство населения провинции в положение граждан второго сорта». Конечно, франкоканадцам, которые были первыми основателями Канады, было очень обидно, что к ним так пренебрежительно относятся англканадцы.

В демократической Канаде функционирует многопартийная система. Она представлена такими политическими партиями, как Либеральная партия (образована в 1873 году), Новая демократическая партия социал-демократического толка (образована в 1961 году), Прогрессивно-консервативная партия (образована в 1854 году), Партия реформ (образована в 1987 году). В 2000 году эта партия была преобразована в Канадский консервативный блок или Канадский альянс и Квебекская партия (Квебекский блок). Она была создана в 1968 году и преобразована в блок в 1980 году.

Политические решение «проблемы Квебека» на федеральном уровне

Федеральные власти Канады к националистическим поползновениям квебекцев вовсе не смотрят спустя рукава. Они прекрасно понимают, что Квебек как одна из провинций Канады играет важную роль во всех сферах канадского общества и что вообще Канада без Квебека уже будет другое государство. Поэтому любое федеральное правительство независимо от своей партийной принадлежности все делает для того, что сохранить единство и целостность канадского государства. Вместе с тем оно использует не грубую силу против сепаратистов, цивилизованные методы и формы решения национальных проблем. Оно сходу не отбрасывает те или иные требования квебекцев, а пытается понять умонастроения квебекского населения и принять такие меры, которые бы, с одной стороны, способствовали сохранению единого канадского государства, а с другой, отвечали бы интересам жителей Квебекской провинции. Оно принимает различного рода решения, способствующие урегулированию квебекской проблемы. Так, например, в 1959 году федеральное правительство и правительство Квебека подписали соглашение, по которому Квебек получал право снижать налоговые ставки на общий доход. Конечно, это может показаться мелочью, но следует помнить, что до этого Квебек вообще никакими льготами не пользовался. Кроме того, снижение налоговых ставок способствовало росту промышленности и сокращению безработицы.

Премьер-министр Квебека Лесаж был убежден в том, что снижение налоговых ставок хорошо, но этого недостаточно. Очень важно иметь контролировать социальную политику Квебек, в которой как раз наиболее эффективно можно защищать интересы квебекского населения. Он считал, что необходимо создать такие условия в Канадском федеративном государстве, которые бы способствовали тому, чтобы все канадские провинции получили финансовые ресурсы соразмерно с их законодательными обязанностями в социальных вопросах.

В 1963 году на федеральном уровне была образована комиссия, которая должна была разработать рекомендации по проблемам двуязычия и двукультурности. В 1965 году эта комиссия после проведенной большой работы по изучению причин сепаратизма и национализма в Канаде опубликовала доклад, в котором наряду с другими мерами по улучшению ситуации в Квебеке было предложено расширить использование французского языка в Канаде.

В 1969 году при премьер-министре П.Трюдо был принят закон об официальных языках. В нем было провозглашено равенство английского и французского языков. Интересно, что против данного закона выступили как западные провинции, так и квебекцы. Англоязычные жители западных провинций утверждали, что им нет надобности изучать французский язык, на котором в этих провинциях почти никто не говорит. Квебекцы же считали, что использование английского языка в качестве официального на территории Канады будет препятствовать развитию французского языка и вообще культуры Квебека.

В 1976 году к власти в Квебеке вернулась Квебекская партия. В 1980 году она организовала референдум по квебекскому суверенитету.

Жители провинции должны были ответить на вопрос: готовы ли они поручить правительству Квебека вести переговоры с Канадой об установлении с ней отношений, базирующихся на принципе «суверенитет-ассоциация». 60% процентов избирателей высказались против, 40% - за.

Сторонники федерализма радовались тому, что большинство квебекцев выступают против отделения Квебека от остальной части Канады. Но вместе с тем они понимали, что сторонников сепаратизма тоже много и поэтому надо принять соответствующие меры для того, чтобы уменьшились сепаратистские настроения. Поэтому в конституции 1982 года Квебек объявлялся одной из провинций Канады со своей языковой и культурной спецификой.

Но квебекское правительство не подписало эту конституцию. Чтобы выйти из конституционного кризиса «федеральное правительство разрабатывает проект конституционной реформы, известной как Мичлейкские соглашения, согласно которой должен был сохраниться сильный центр, но при этом Квебек получал статус «особого общества» в рамках федерации. Предполагалось, что статус «особого общества» конституционно закрепит право Квебека самостоятельно принимать законы и решения в политической, экономической, финансовой, налоговой и социальной сферах, в области иммиграции и гражданства, обеспечит право вето в отношении решений федеральных законодательных органов, затрагивающих интересы Квебека».

Этими соглашениями не были довольны англоканадцы. Они заявили и не без оснований, что в Канаде все провинции должны пользоваться одинаковыми правами и ни одна из них не может претендовать на какие-то особые привилегии. Дело дошло до того, что англоговорящие провинции не ратифицировали данные соглашения. Поэтому они не вступили в силу. Это вызвало в свою очередь недовольство квебекцев. Они считали, что судьба франкоканадцев никого не волнует, кроме франкоканадцев.

Федеральное правительство предприняло очередную попытку урегулирования отношений с Квебеком. На совещании в Шарлоттауне с правительствами всех провинций было принято соглашение. В нем было заявлено, что необходимо сочетать принципы федерализма и парламентаризма, что следует придерживаться равенства всех провинций, уважать права человека независимо от его местожительства и вместе с тем признать Квебек «особым обществом», а также признать право коренных канадцев на самоуправление.

Это соглашение было вынесено на референдум 26 октября 1992 года. Но большинство избирателей (54%) проголосовало против, и соглашение было провалено.

Похожие диссертации на Роль этнического фактора в развитии сепаратизма в Канаде