Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития Савченко Олег Андреевич

Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития
<
Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Савченко Олег Андреевич. Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02.- Москва, 2002.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-23/44-7

Содержание к диссертации

Введение

РАЗДЕЛ I

Русские в этносоциальной структуре Азербайджана (исторический аспект) 13-36 стр.

РАЗДЕЛ II

Политико-правовые основы этнокультурного развития русской диаспоры в Азербайджане в постсоветский период 37-89 стр.

РАЗДЕЛ III

Политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: проблемы ее осуществления 90-127 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128-135 стр.

ПРИЛОЖЕНИЕ 136 стр.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 137-150 стр.

Введение к работе

Распад СССР и образование на его месте новых независимых государств явились фактором дестабилизации системы глобальных, региональных, межнациональных связей. Произошел разлом единого этнического пространства, в результате которого за пределами России оказались 25,3 млн. русских, составляющих до трети населения в некоторых бывших союзных республиках, однако теперь превратившихся в национальные меньшинства.

Этот процесс вызвал к жизни целый комплекс политических, социокультурных и психологических проблем, не имеющих аналогов, как не имеет аналога и распад сверхдержавы в современной истории. Одна из них - становление и развитие российской диаспоры в государствах СНГ и Балтии.

Традиционная мировая практика понимает под диаспорой часть народа (этнической общности), проживающую вне страны его происхождения, имеющую общие этнические корни и духовные ценности. Для диаспоры характерно осознание себя частью народа, проживающей в ином государстве; наличие собственной стратегии взаимоотношений с государством проживания и исторической родиной (или его символом); формирование институтов и организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие этнической идентичности. Диаспоры становятся неотъемлемым фактором современных международных отношений в силу углубления взаимодействия и взаимозависимости государств и, как следствие, нарастания миграционных процессов. В основе образования диаспор могут лежать и такие причины, как передел границ, распад государственных образований, миграционные потоки, вызванные угрозой насильственного выселения либо геноцида.

В ситуации с русскими за пределами России, новая реальность привела к определенному понижению их социального статуса, отчуждению, в известной степени, этой прослойки общества от активных эволюционных процессов в странах проживания. Произошло, что было воспринято значительно больнее, и трагичное отчуждение русской диаспоры от прародины, оказавшейся за шлагбаумом - таможенными и пограничными постами.

Все это обуславливает появление целого клубка проблем -политических, правовых, социально-экономических, миграционных, культурологических и многих других.

Нельзя не сказать и о еще двух накладывающихся друг на друга обстоятельств. Во-первых, в большинстве республик бывшего Союза более половины проживающих там русских родилось именно в этих регионах. Во-вторых, среди русских, в том числе родившихся и выросших на территории бывших союзных республик, весьма мала доля людей, свободно владеющих языками коренных национальностей или титульных наций ( Так, в Казахстане казахским языком владеет всего 1% русских, в Кыргызстане киргизский язык знает 1,2% русских и т.д.; лучше этот показатель в Литве, Армении и Украине, но и там национальными языками государств владеют лишь немногим более трети проживающих в них русских).

Причин такой языковой ситуации, конечно, много, и они неоднозначны. Но принятие почти повсеместно в бывших республиках Законов о провозглашении языков коренных национальностей государственными без необходимой и длительной работы по овладению языками местных русских является болевой точкой, причем в самой чувствительной сфере - межнациональных отношениях, которая способна постоянно будоражить политическую систему этих новых независимых государств.

А ведь речь идет о таком "национальном меньшинстве", которое (по всесоюзной переписи населения 1989 года) на Украине составляет более 22% всего населения, в Казахстане - более 38%, в Киргизии - 21%, в Латвии - 34%, в Эстонии - 30% населения. Но даже в регионах, где в общей численности населения доля русских относительно меньшая (как например ,в Таджикистане), они составляют весьма значительную часть жителей крупных городов и главную группу трудящихся, в том числе инженерно-технических работников, занятых в промышленном производстве, превосходящих, как правило, численность работающих там же лиц коренной национальности.

Сочетание этих взрывоопасных факторов составляет сегодня своеобразный базис совершенно нового историко-социального явления -"русский нацмен" на территории бывшего Союза ССР. Факты, к сожалению говорят о том ,что ни сами русские, ни коренные жители национальных республик, внезапно поменявшиеся местами с бывшим "старшим братом", ни новая Россия, по праву претендующая на роль исторической Родины всех русских, не сразу осознали значения этого феномена и с большим трудом, подчас с серьезнейшими ошибками ищут способы его отражения в большой политике.

В настоящее время наблюдается процесс становления российской диаспоры в новых независимых государствах. По оценке специалистов из нового зарубежья, довольно экзотическое для нашего восприятия слово "диаспора" стремительно актуализируется. Идет формирование и развитие институтов и организаций, цель которых - поддержка существования и развития русских, как этнической общности в иноэтнической среде. Представители русских общин нового зарубежья отмечают, что идет процесс осознания ими себя как диаспоры, как общности, объединенной этническим признаком.

Русские общины и центры нового зарубежья начинают разрабатывать и пытаться осуществлять собственную стратегию взаимоотношений с государством проживания, а также с Россией и международным сообществом. Этот процесс находится в стадии становления, однако тенденции к его углублению и развитию ощутимы уже сегодня.

Очевидно, что сохранение и развитие русской диаспоры в ближнем зарубежье, активное содействие этому процессу со стороны российского государства имеет еще и важнейшее значение для укрепления взаимоотношений с соседними государствами, для сохранения единого информационного, культурного пространства.

Актуальность темы исследования. На фоне имевших место событий в Таджикистане, отчасти в Прибалтике, положение русского населения в странах Закавказья было и остается, на первый взгляд, более стабильным и предсказуемым. Однако в анализе ситуации вокруг русских, к примеру в Азербайджане, где община традиционно была крупнейшей и крепчайшей в регионе, нередко присутствует поверхностный подход. Он не только не позволяет объективно оценить положение русского населения в республике, выработать оптимальные формы и методы ее поддержки, но и делает невозможным прогнозирование его исторической перспективы, способности влиять на российско-азербайджанские отношения, региональную геополитику в целом.

По этой причине тема русской диаспоры в Азербайджане имеет свою актуальность и представляет обширную почву для дополнительного изучения и анализа, когда необходимо научно-теоретическое обобщение протекающих процессов, анализ практики прошлого и нынешнего и создание тем самым почвы для прогнозирования развития ситуации, выработки соответствующих рекомендаций.

Цель исследования состоит в том, чтобы, привлекая инструментарий политологического анализа, рассмотреть в комплексе, взаимосвязи и взаимообусловленности проблемы развития русской диаспоры в Азербайджане в новых для нее социально-исторических условиях, изменения в социально-психологическом укладе ее жизнедеятельности, проанализировать роль диаспоры в развитии российско-азербайджанских межгосударственных отношений,

возможности и перспективы политики Российской Федерации в отношении соотечественников в Азербайджанской Республике.

Данное исследование нацелено не только на исполнение вышеуказанных задач, но и на постановку проблемы как таковой, от решения которой, в итоге, во многом будет зависеть в будущем комфортность проживания русского населения в Азербайджане, и не только в Азербайджане, гармоничность политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом в целом, степень толерантности межгосударственных отношений.

Состояние научной разработанности проблемы. В методической литературе получили достаточно широкое освещение проблемы русского населения в национальных республиках еще в период существования СССР. Достаточно упомянуть исследования Л.М. Дробижевой, проведенные в 1991 году в Эстонии и Узбекистане, публикации Ю.В. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, М.Н. Губогло. К.В. Калининой и др.1

В зарубежных исследованиях эта тема также находила отражение, при этом прогнозировалось возможное развитие национальных процессов в бывшем СССР. Достаточно сослаться на итоговые материалы симпозиума "Национальности и национализм в СССР", состоявшегося в декабре 1976 года в США, где доказывалось, что в ближайшие годы СССР встанет перед угрозой сепаратизма и разъединения. Зарубежные специалисты указывали и на предпосылки межэтнических конфликтов в республиках Закавказья, на Северном Кавказе, в Средней Азии.

Исследование проблемы современного состояния и основных тенденций ближних и дальних перспектив жизни одного из крупнейших народов мира - русского - стало в последние годы в России весьма актуальной задачей. Российскими правоведами, политологами, социологами, этнографами опубликован целый ряд книг, брошюр, и научных статей, в которых затрагиваются проблемы русских в новом зарубежье. Их аспекты рассматривались в работах Р.Г.Абдулатипова, Ю.В.Арутюняна, Э.А.Баграмова, Г.Г.Гольдина, О.К.Дадаева, А.Ф.Дашдамирова, Л.М.Дробижевой, В.И.Козлова, Ю.И.Комболина, Н.М.Лебедевой, В.Н.Матяша, В.А.Михайлова, В.А.Печенева, Э.А.Позднякова, Т.В.Полосковой, С.В.Соколовского, Ж.Т.Тащенко, В.А.Тишкова, Т.И.Чаптыковой, А.А.Чичановского, Е.А.Шервуда, А.Н.Ямскова и др.1

Исследованию положения русских в Азербайджане, к сожалению, посвящено менее значительное число работ. Среди таковых можно отметить труды: "Братья навеки" П. Азизбекова А. Дашдамиров... , Баку, 1987; "Русский Азербайджан" Т. Светоховский, Нью-Йорк, 1991; "Русская община в Азербайджанской Республике" Сборник статей, Баку, 1995; "Российская диаспора в странах СНГ и Балтии" Т. Полоскова, М., 1998 и другие. В этой связи, опираясь на уже имеющиеся научные разработки, данное исследование проводит более детальный анализ положения русского населения Азербайджана, используя ценнейшие архивные данные русскоязычных организаций Азербайджана.

Объектом исследования является русская диаспора в Азербайджане, политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом.

Предметом исследования являются аспекты формирования и развития русской диаспоры в Азербайджане, проблемы ее адаптации к новым социально-историческим условиям, методы реализации политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом на примере русской диаспоры в Азербайджане.

Теоретической базой исследования стали работы российских и зарубежных ученых , в которых исследуются проблемы мировых диаспор, аспекты формирования и развития новой русской диаспоры, соответствующие нормативно-правовые акты, принятые как в Российской Федерации, так и за рубежом, текущие официальные материалы федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, архивные материалы.

Работа опирается и на материалы личного архива и исследований автора, в период с 1990 по 1997 год принимавшего непосредственное участие в процессе формирования и структурирования русской диаспоры в Азербайджане.

Методологическую базу исследования составляет принцип политологического анализа, системности. Автор использует метод исторического анализа в исследовании проблем русской диаспоры в Азербайджане.

Научные результаты и новизна исследования. Настоящая диссертация является по сути первой в отечественной этнополитологии попыткой комплексного исследования этнополитических проблем развития русской диаспоры в Азербайджане.

На основе научного анализа положения русских в Азербайджане в статусе национального меньшинства, проблем их интеграции в новое для себя общественное обустройство, адаптации к местной культуре при сохранении собственной культурной самобытности, делается вывод о том, что осмысление данной ситуации находится в начальной стадии, в ее изучении пока преобладает эмоциональное восприятие создавшегося положения.

Диссертантом предпринята попытка выявить некоторые характерные особенности процессов формирования групповой этнической идентичности в новых социально-исторических условиях, показан процесс превращения диаспоры в субъект общественно-политических отношений. На примере одной конкретной диаспоры показаны место и роль общественных институтов в формировании общественных отношений, в процессе государственного обустройства, в миротворчестве.

В своем исследовании автор охватывает значительный временной отрезок, пытаясь проанализировать исторические предпосылки и особенности формирования русской диаспоры в Азербайджане после распада СССР. В научный оборот вводятся источники, материалы и документы, ранее доступные незначительному кругу специалистов, а также широкий спектр материалов из личного архива автора.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его результаты могут найти применение в практической реализации государственной национальной политики Российской Федерации, в политике России в системе международных отношений.

Результаты работы, выводы и рекомендации могут быть использованы органами государственной власти, занимающимися вопросами реализации политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, дипломатическими представительствами Российской Федерации.

Материалы работы могут быть использованы в процессе преподавания в высших учебных заведений. Они предлагаются к использованию в системе повышения квалификации работников управленческих структур, органов государственной службы, занятых в сфере деятельности по поддержке соотечественников за рубежом, в сфере регулирования национальных отношений в целом, при чтении лекций по курсу национальных и федеративных отношений, в учебных курсах по политической истории, политологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы нашли апробацию в служебных записках в Правительственную комиссию Российской Федерации по делам соотечественников за рубежом, Межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, в выступлениях автора на научно-практических конференциях: "Национальная идея: проблемы и поиски" (Баку, 1994г.), "Россия и Азербайджан: история и современность" (Москва, 2000г.), "Проблемы информационного обмена на постсоветском пространстве" (Москва, 2001г.), "Российско-азербайджанские отношения: ЕОЗМОЖНОСТИ и перспективы" (Москва, 2002г.).Материалы диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора.

Диссертация обсуждалась на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Структура исследования . Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, приложения, списка источников и литературы

Русские в этносоциальной структуре Азербайджана (исторический аспект)

Первое появление русских на территории современного Азербайджана относится к глубокой древности. Еще в V веке в г. Итило (столице Хазарского хаганата) были целые слободы русских купцов, которые вели торговлю со странами Кавказа. Извлечения из путевых заметок арабских путешественников IX-X веков (ибн Фадлана, ибн Хордадбеха, Масуди и других) свидетельствуют, что русские купцы спускались по Волге в прикаспийские области, добирались до Багдада1. В бытность Золотой Орды русские суда появлялись на Каспийском море, русские купцы торговали на Кавказе, на территории современного Азербайджана.

Борьба русского народа с татаро-монгольским игом способствовала успеху освободительного движения в Азербайджане. Когда русский народ избавился от монгольского владычества, а освободительное движение в Азербайджане положило конец монгольскому засилью в стране, дружественные связи обоих народов еще более расширились и приобрели новое содержание. К концу XV века централизованное русское государство стало одним из могущественных в Европе. И одним из первых на Востоке с ним установило дипотношения азербайджанское государство Ширван.

В 1465 году ширваншахом Фаррухом Яссаром было отправлено первое посольство в московское государство во главе с Гасанбеком. В этом же году в Ширван приглашается русский посол Василий Панин. Обмен посольствами положил начало азербайджано-русским официальным отношениям. Этот акт произошел во многом по причине того, что ширваншах Фаррух Яссар раньше других восточных правителей признал централизованное государство Руси и предложил ему союз о дружбе, который в дальнейшем обеспечивал бы безопасность южных границ Русского государства и северных границ Ширвана.

Известно, что к посольству В.Панина присоединилось много русских купцов, среди которых был и тверской купец Афанасий Никинин, вместе с другими купцами направлявшийся в Азербайджан и дальше на юг. К слову, в «Хождении за три моря» Афанасий Никитин упоминает Баку, «где огонь горит неугасимый»1.

В XV веке в северо-русских княжествах появляется интерес к шемахинскому рынку. В целом, в торговле Русского государства со странами Востока в XV в. ведущая роль принадлежала государству ширваншахов. Через его столицу - Шемаху - ежегодно проходило множество сухопутных караванов русских купцов. Баку же в то время считался всего лишь «известным городом Шемахи», а Каспийское море иногда называли Бакинским.

В XVI веке, с образованием азербайджанского государства сефевидов, наблюдается расширение торговли с Россией, строится русский торговый флот на Каспийском море, повлекший за собой прибытие в Азербайджан специалистов различных профессий из России.

Первым существенным переселением в Азербайджан русских история считает вторую половину правления в России Екатерины И, когда десятки тысяч гонимых церковью молокан, духоборов, субботников и других представителей малых церковных канонов вынуждены были подняться с насиженных мест и искать убежища на окраинах Российской Империи. Тысячи семей нашли свое прибежище в Закавказье, в том числе и в труднодоступных местах Азербайджана. Переселялись сюда добровольно на благодатные земли края и крестьяне из южных губерний России. При переселении групп людей, входивших в тот или иной народ на далекое расстояние от своей этнической территории, в чуждую этническую (языково-культурную среду), переселенцы должны были приспосабливаться к этой среде. Процесс этот трудный и длительный. Не был он легким и для тех, кто покинув места традиционного проживания, искал и находил себе новую Родину в Азербайджане.х

Политико-правовые основы этнокультурного развития русской диаспоры в Азербайджане в постсоветский период

Распад СССР привнес в уклад жизни русской общности за пределами Российской Федерации, до того считавшейся наряду с представителями других национальностей частью многонационального советского народа, принципиальные изменения. Прежде всего - в массовом сознании. Как показывали этносоциологические исследования конца XX столетия в умах русских практически на всем постсоветском пространстве происходит медленная, но верная трансформация в сторону отхода от осознания: моя родина - СССР к утверждению: моя родина -Россия

Русские в национальных республиках оказались в непривычных для себя условиях и в определенном смысле перед выбором : мигрировать в Россию или адаптироваться в иноэтнической среде. За прошедшие 10 лет миграция приобрела серьезнейший характер. И хотя имеет естественно угасающие темпы, носит стабильный характер. Однако очевидно, что части русского населения и значимой (до 40% -60%) по разным причинам придется осваивать, что уже происходит, образ жизни меньшинства в новых суверенных государствах.

Какие факторы благоприятствуют и не благоприятствуют адаптации русских в республиках бывшего Союза? Большинство из них трудно интерпретировать однозначно. Например, политико-правовые условия - законодательство о языке и гражданских правах - в Эстонии и Латвии менее благоприятны для русских, чем в государствах Средней Азии и Азербайджане, а отток русских из Балтии намного ниже, чем из южных регионов, что объяснимо скорее более высоким уровнем толерантности общества.

Наиболее благоприятные условия на Украине и в Белоруссии. Здесь русские вступают в брак с представителями титульной нации также часто, как и с людьми своей национальности. Разумеется русские, украинцы и белорусы легко понимают язык друг друга, а отток русских из вышеназванных республик пока ниже притока сюда населения из России, так что о "бегстве" русских из восточнославянских республик говорить не приходится.

Историческое родство народов - факт чрезвычайно существенный для адаптации людей в иноэтнической среде, но пример сербов и хорватов в Югославии показывает, что в определенной политической ситуации естественная этническая толерантность родственных народов может смениться длительной межэтнической враждебностью. Чаще всего причиной радикального изменения характера могут служить односторонние изменения национально-государственного устройства или территориальные претензии. Ни одно из таких событий пока не "возмущает" взаимную этнокультурную близость русских и белорусов. Что касается русско-украинских отношений, то сегодня они осложнены проблемами Крыма и рядом других. Любопытно, но что бы ни говорили национал-радикалы балтийских государств об особенностях характера русских как "мигрантов-оккупантов", а российские национал-патриоты -о "геноциде" русских в Балтии, основные характеристики межэтнических отношений свидетельствуют о достаточной степени культурной совместимости русских меньшинств и большинства населения этих государств. Исследования ВЦИОМа показывают, что до недавнего времени крайние формы психологического дискомфорта в государствах Балтии испытывали лишь некоторые социальные группы русских. Они отличались сравнительно малыми сроками проживания в данном месте, практически полным незнанием языка, информационной, политической и бытовой изолированностью от местного населения. Однако, в периоды ужесточения дискриминационной политики по отношению к русским в Латвии и Эстонии, доля русских, испытывающих трудности адаптации в этих республиках, заметно возрастала.

В Грузии и Армении доля русских всегда была наименьшей среди других республик бывшего СССР. Сегодня же обе республики вовлечены в региональные конфликты и, несмотря на то, что русские ни в одном из этих конфликтов не являются непосредственной стороной, эти конфликты косвенно ухудшают их положение.

Полюсом более неблагоприятных условий для проживания русских меньшинств можно назвать республики Средней Азии. На этот регион приходится значительный процент всей русской миграции в Российскую Федерацию. Например, только из Таджикистана за один год (1991) выехало свыше 90 тысяч русских. Безусловно, резкий скачок миграции русских из региона связан с межнациональными и внутриполитическими конфликтами. Однако, демографы отмечают экстраординарные масштабы оттока из городов этого региона еще в 1989 году, т.е. до известных событий в Ферганской долине, в Ошской области и в Душанбе. Более того, перелом в соотношении притока и оттока русских в пользу последнего наступил еще раньше - в начале 80-х годов. Так что миграция русских из региона - это уже достаточно устойчивая тенденция.

Политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: проблемы ее осуществления

15 июня 1996 года Президентом Российской Федерации подписан Указ "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации". Согласно основной статьи, Концепция "представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере национальных отношений"1.

В документе говорится, что среди узловых проблем, требующих решения, "поддержка соотечественников, проживающих в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, содействие развитию их связей с Родиной" . В Концепции также отмечено: "Нуждаются в государственной поддержке соотечественники за рубежом, прежде всего путем оказания им материальной и культурной помощи, особенно этническим россиянам, проживающим в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике. На основе межгосударственной договоренности должны быть созданы условия для большей свободы передвижения, расширения гуманитарных контактов, а также гарантированы права собственности, согласованы вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты этнических россиян". Исходя из данных положений следует, что защита и поддержка соотечественников за рубежом обозначается в качестве важнейшего направления государственной национальной политики, являющейся в свою очередь неотъемлемой частью в целом государственной политики Российской Федерации.1

Оценивая значимость проблем соотечественников новых независимых государств, стоит задуматься над тем, что русские в конце 80-х годов прошлого столетия составляли немногим меньше пятой части (18,2%) всего населения бывших союзных республик вне России. При этом в Казахстане и Латвии их доля достигла трети и более от всего населения этих республик. Русские в новом российском зарубежье по своей абсолютной численности заметно превосходят все остальное его не титульное населенияе вместе взятое.

Но дело не только в значительном демографическом, а также социально-культурном, политическом и т. д. потенциале русских в странах нового зарубежья. Русские - представители самого большого этноса бывшего СССР - не только доминировали в огромной мировой державе в социальном, политическом, языковом и культурном аспектах, но и объединяли ее народы. Это наложило огромный отпечаток на сознание и поведение русских и, в частности, не способствовало развитию у них сильно выраженной мотивации к адаптации даже в условиях проживания в инонациональной среде. Об этом можно судить, например, по относительно небольшой доле русских, владевших языками титульных этносов стран своего проживания.

После дезинтеграции Союза ССР русские - представители самого большого и доминировавшего его народа - в новом российском зарубежье были поставлены перед необходимостью принять не свойственную им до этого роль нового этнического меньшинства. Возникшее в этой связи осознание ущербности своего нового положения усугублялось политикой откровенного этнического национализма, которую проводили власти в большинстве новых независимых государств. Ее фундаментальными чертами стали приоритет развития титульного этноса и стремление к понижению статуса русского и другого нетитульного населения.

Изменить подобную ситуацию может демократическое, ненасильственное решение проблем русских в бывших союзных республиках вне России с учетом интересов всех заинтересованных сторон - и новой русской диаспоры, и стран ее нынешнего проживания, и России.

Похожие диссертации на Русская диаспора в Азербайджане : Проблемы этнокультурного развития