Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации "Хизб-ут-Тахрир" и е# реакционная сущность Мухаббатов Курбонали Мухаббатович

Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации
<
Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухаббатов Курбонали Мухаббатович. Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации "Хизб-ут-Тахрир" и е# реакционная сущность : 23.00.02 Мухаббатов, Курбонали Мухаббатович Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации "Хизб-ут-Тахрир" и е# реакционная сущность (По материалам Таджикистана) : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 Душанбе, 2004 174 с. РГБ ОД, 61:05-23/157

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИЗБ-УТ-ТАХРИР»

1. Возникновение «Хизб-ут-Тахрира» и её распространение в странах мира 15-61

2. Реакционная сущность идеологии и политики «Хизб-ут-Тахрир» 62-95

ГЛАВА II. ИСЛАМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ОСОБЕННОСТИ ПОЯВЛЕНИЯ «ХИЗБ-УТ-ТАХРИР» В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

1. Социально-политические и духовные факторы образования «Хизб-ут-Тахрир» в Таджикистане 96-115

2. «Хизб-ут-Тахрир» о политическом устройстве современного Таджикистана 116-130

3. Место и роль правоохранительных органов в борьбе с преступной деятельностью «Хизб-ут-Тахрир» 131-139

4. Религиозный экстремизм - идейно-политическое оружие «Хизб-ут-Тахрир» 140-156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157-164

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 165-174

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Возрастающий интерес к процессам политизации исламских движений в мире и в Таджикистане, и особенно к деятельности религиозно-политической организации «Хизб-ут-Тахрир» не случаен. Эта тема является глобальной проблемой современности и напрямую связана с международным терроризмом и исламским экстремизмом. Она актуальна, как для глав государств, так и в научных кругах и среди политологов. Следует отметить, что общая причина появления этого социально-политического явления заключается, прежде всего, в переходном характере нашей эпохи. XX век стал веком грандиозных политических и идеологических перемен, среди которых наиболее значимым был распад великой страны — СССР. Накопившиеся в процессе социалистического строительства проблемы и противоречия способствовали тому, что всё постсоветское пространство стало ареной социально-политических и идеологических конфликтов, резкого снижения уровня жизни населения, повышения уровня преступности, появления различных политических сил и религиозно-политических партий, которые претендовали на господство и установление нового порядка.

Нет необходимости доказывать, что за последние годы в той или иной стране и регионе мира появлялись подпольные политические партии и движения, основной целью которых, являются достижение власти, политического и идеологического господства вначале в отдельно взятом регионе, а потом и в мире. К числу таких, можно отнести реакционную, экстремистскую, религиозно-политическую организацию «Хизб-ут-Тахрир», исследование которой автор посвятил настоящую диссертационную работу.

Актуальность исследования темы сущности и роли «Хизб-ут-Тахрир» возрастает в связи с тем, что идеологические и политические цели этой партии сегодня направлены против социально-политических и духовных ценностей всего человечества. В этой связи также следует заметить, что в настоящее время деятельность этой реакционной организации в недостаточной степени изучена и исследована как в странах мира, так и в самом суверенном Таджикистане. Исходя из этого, автор предпринял попытку в ходе своего диссертационного исследования, восполнить этот пробел в политической науке.

В то же время следует отметить, что до сих пор в Таджикистане не предпринимались попытки научного исследования проблемы, связанной с возникновением, образованием, идеологическими целями и реакционной сущностью «Хизб-ут-Тахрир», и предлагаемая диссертационная работа является первым научным трудом в области политологии, в которой автор анализирует истоки этих процессов, как в Таджикистане, так и в других регионах мира.

Исследование этой темы необходимо и потому, что по данной проблематике в Таджикистане отсутствует какая-либо научная литература и при написании данной диссертационной работы автором использовались материалы ряда источников, которые ранее были недоступны исследователям, в частности, материалы Согдийской областной прокуратуры по фактам расследования уголовных дел в отношении членов «Хизб-ут-Тахрир» и других региональных органов правопорядка, публикации из периодической печати Республики Таджикистан, стран СНГ, а также сведения из специальных публикаций правоохранительных органов некоторых государств Центральной Азии.

Актуальность данного исследования заключается ещё и в том,
что конец XX века и начало XXI века стали судьбоносными и
определяющими, как для независимого Таджикистана, так и для всего
мирового сообщества. Сегодня, человечество наряду с такими
проблемами, как опасность ядерной войны, экологических угроз,
здравоохранения, вопросами обеспечения населения планеты
продовольствием и питьевой водой, демографическим кризисом,
оказалась лицом к лицу с наркотической угрозой, международным
терроризмом, религиозным экстремизмом, исламским

фундаментализмом, другими актуальными, глобальными проблемами, без решения которых обеспечение дальнейшего устойчивого развития государства и мирового сообщества представляется невозможным. В Центрально-Азиатском регионе, в частности, в Таджикистане проблемы, связанные с деятельностью «Хизб-ут-Тахрир», на сегодня становятся все более актуальной в связи с её реакционной сущностью.

Изучение данной темы диктуется необходимостью критического анализа позиции «Хизб-ут-Тахрир», стремящейся к созданию централизованного исламского государства и возвращению Средневекового Халифата. Реакционная сущность этой концепции настоятельно требует чёткого анализа и исследования в политической науке.

В процессе развития социально-политических наук в мире, уже сложилась научная база для анализа и исследования идеологии, политики «Хизб-ут-Тахрир», связанной с повышенным интересом учёных к политическим и идеологическим движениям, действующими под знаменем Ислама, его течения, секты, движения, партии и группы, которые либо претендуют на роль субъекта политических отношений, либо к формированию и реализации собственных целей.

б Всё вышеизложенное требует теоретического осмысления,

изучения и обобщения проблем идеологических основ тактики,

стратегии и политических целей религиозной организации «Хизб-ут-

Тахрир».

Степень разработанности проблемы.

Исторический опыт показывает, что интерес к исследованию социально-политических и идеологических основ религиозных партий и движений существовал уже давно, однако, в связи с тем, что в последние годы, когда исламский фактор стал выходить на арену международных отношений, процессы анализа деятельности «Хизб-ут-Тахрир», изучение этой проблемы значительно активизировалось. Необходимо отметить, что работ, посвященных проблемам возникновения и развития «Хизб-ут-Тахрир», особенностям её идейной борьбы в постсоветском и региональном пространстве опубликовано очень мало, да и то в силу ряда объективных причин они носили закрытый или полузакрытый характер. В то же время, данная проблема в определенной степени изучалась в трудах учёных и исследователей различных стран. Не только образованные теологи, но и многие светские ученые, как на Западе, так и на Востоке воспринимали произведения его основателей - Такийюддийна Набхони и Абдулкаддима Заллума1 и других их последователей, как явление, отражавшее возникновение новой религиозно-политической партии «Хизб-ут-Тахрир». В качестве основных источников и литературы, посвященных деятельности «Хизб-ут-Тахрир», можно назвать ряд научных трудов2, в которых рассматривается социальная

1 ТашйюдаишиІІабхошНитшХокимиягдаристоч 19%; I'm же: Ниэоми Ислам, 1994;<<ПиндориХизбиТа\рир», 1997;Г}р)хбаіідии
Хизби, 1997; А&тулкаадимаЗаллума Корхои идори, 1994;Ешжс: ДемокрапіяПизомиКуфр, 1990идр.

2 "Хизби-Тахрир", 1953; "Партийное сплочение", 1964; " «Хизб-ут-Тахрир» - ішитико-ірановая характеристика"- Душанбе, 2002;
Исламское движение Узбекистана и «Хизб-уг-Тачрир»: воздействие Афіанской компании: Огчёг MI1IK по Цеіпратьпой Азии, 30
января. - Ош / Брюссель, 2002; Центральная Азия: Ислам и иэсударство : Отчет №58, МГГІК, 10 июля 2003 - Ош / Брюссель,;
І^иика'іьііьій Ислам в I ггра іьной Азии: Оічет і и іюяа іенне "Хісй-уі-Тахрир", ЗО июня, 2003 -Ош / Брюссель 2003 и др.

сущность, цели и задачи «Хизб-ут-Тахрир» в современных условиях.

Учёные стран СНГ внесли определённый вклад в исследование деятельности «Хизб-ут-Тахрир» в современных условиях. В течении нескольких последних лет было опубликовано ряд научных работ, в которых рассматриваются социально-политические факторы возникновения этой партии, этапы её образования и развития, раскрывается реакционная сущность ее идеологии и политики, цели и задачи «Хизб-ут-Тахрир» в современном мире. Весьма ценными являются работы Р. Барта, В.О.Бобровникова, В.И.Бушкова, Д. Е. Микольского, А.А.Казанцева, Р.Ф.Мустафина, В.Пономарева, А.Сагдеева ! и др.

Определённый вклад в исследование места и роли исламской религии в обществе внесли также такие известные учёные, как М.И.Одинцов, Л.Р.Полонская, В.В.Ключков, Н.В.Жданов, М. Мутахири, Г. Голосов и другие авторы2.

Существенный вклад в исследовании места и роли исламской религии в современной идеологической борьбе на мировой арене внесли и учёные Таджикистана. Среди них можно назвать труды М.К. Гафаровой, В.А.Фоминой, С. С. Ятимова, Р. Ш. Нуриддинова, Е.К.Одинаева.3 Помимо этого, отдельные проблемы и вопросы,

Варт Р. Мифатоіии.-М^19%; Бобровников В.О. Ислам в советском наследии - Дш есган на рубеже веков: приоритеш устойчивою и безопасного развития.-МЛ998; Бушков ВЛ, Микульский ДВ. Татжикистан: Что происходит в Республике?- М,1993; Ислам на территории бывшей Российской империи. - М ДЮ1;ВынЗ; Кузнецов ЛА Туркменистан. Политический мониторинг- М,1998,ВыпЛ; Мустафин Р.Ф.Ислам в Казахстане: История, зп юс, общество.-Алма-Лты,1998; Пономарев В. Ислам в системе государствен} юй политики Узбекистана и Туркменистана: 1990е годы; Сагдесв Л Исламский фундаментализм: жизненный факт или пропшандская функнияУ/Роесия и мусульманский мир. -М,1993-№10идр.

2 Одинцов М.И. Россия строит светское государство (1985-1997) //Государство. Религии. Церковь в России и за рубежом.
- М.,1997; Полонская Л.Р. Мусульманские республики СНГ. Проблемы взаимодействия Ислама и государства //Россия и
современность. - М. , 1995 - №1; Ключков B.B. Религия. Государстю. Право. -М.,1978; Жданов Н.В. Исламская
концепция миропорядка -К, 1991; Мутахири М. Ислам и требования времени. -Тегеран ,1986; Голосов Г. Роль идеологии
в процессе формирования посткоммунистических систем: Восточная Европа и Россия // Новая перспектива Вып.8, Ч.1.,
С.137-146идр.

3 Гафарова M.K. , Фомина В. А. Общественное сознание - Душанбе, 2001; Ятимов С.С. - Иран: Хомейнизм и
международная политика - Душанбе, 2002; Его же: Идеологический фактор в геополитике ИРИ - Душанбе 2002;
Нуриддинов Р.Ш. Формирование левых демократических движений в Афганистане - Душанбе, 2002; Его же: Идейная
борьба лево-демократических и право-исламских сил в Афганистане во второй половине XX века. - Душанбе, 2003;
Одинаев E.K Коран: филосо^ккие, этические, эстетические учения - Душанбе, 1992 и др.

связанные с деятельностью «Хизб-ут-Тахрир» рассматривались в трудах М. Д. Диноршоева, Ф. Т. Тахирова, А. Р. Рахимова, X. Додихудоева, С. Наврузова, Т. Р. Рахмонова, X. М. Мухтарова, И. Усманова, Н. Махмадова, X. П. Пирумшоева и др. Обобщенный анализ деятельности «Хизб-ут-Тахрир» и ее реакционной сущности можно найти и в трудах Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова1.

Таким образом, изучение и анализ опубликованных по данной теме работ показывает, что учёными стран СНГ, Востока и Запада в теоретическом плане проделана большая работа в обобщении исторического опыта по вопросам социально-политических факторов возникновения и образования «Хизб-ут-Тахрира» и её распространения в различных странах мира.

В то же время недостаточно изучены и исследованы проблемы, связанные с появлением подпольной партии «Хизб-ут-Тахрир» в странах Центральной Азии и Казахстана. Автор считает, что процессы возникновения и появления «Хизб-ут-Тахрира» в Таджикистане изучены крайне недостаточно.

Диссертант при этом исходит из того, что более или менее полное рассмотрение всего комплекса вопросов, связанных с возникновением и появлением «Хизб-ут-Тахрир» на территории Таджикистана, является его первой попыткой представить в виде диссертационной работы. На основе анализа всех имеющихся источников и литературы, диссертант предпринял попытку исследовать особенность появления и распространения подпольной

1 Рахмонов Э.Ш. Юбилей независимости и второй всемирный форум таджиков - Душанбе, 1993; Таджики в зеркале истории- Душанбе, 1997; Таджикистан на пути демократии и цивилизованного общества - Душанбе, 1996; Таджикистан: десять лат независимости, национального единства и сшидания: В 4 т. - Душанбе, 2001; Таджикистан на порога будущего. - M. 1997; Молодежь - будущее суверенного Таджикистана. - Душанбе, 1997; Долгий путь к миру. - Душанбе, 1998 и др.

организации «Хизб-ут-Тахрир» и его реакционную сущность в условиях Таджикистана. Эти и другие проблемы, требующие теоретического и практического осмысления, обусловили выбор автора данной темы в качестве диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования.

Основной целью диссертационного исследования является анализ идеологической основы и политической направленности реакционно-экстремистской партии «Хизб-ут-Тахрир» в современных условиях. Исходя из поставленной цели, и на основе имеющихся материалов, особенно руководящих документов и источников, исходящих от политических лидеров «Хизб-ут-Тахрира» и её штаб-квартиры, которые функционируют в различных .странах мира, в частности европейских, автор исследует и делает конкретный анализ основных идеологических и политических целей «Хизб-ут-Тахрира».

В соответствии с главной целью, в исследовании решается и ряд конкретных взаимосвязанных задач, среди которых следует выделить следующие:

исследовать социально-политические факторы возникновения и основные этапы образования «Хизб-ут-Тахрира» и её распространение в различных странах мира;

выявить экстремистскую направленность в деятельности «Хизб--ут-Тахрира» и её религиозный характер в современных условиях;

чётко определить специфические особенности проявления «Хизб-ут-Тахрира» в суверенном Таджикистане;

показать основные методы борьбы «Хизб-ут-Тахрира» для достижения своей основной цели - захвата власти и созданию общеисламского государства Халифат;

раскрыть реакционную сущность концепции «Хизб-ут-Тахрира»

о свободе личности и прав человека.

Научная новизна исследования.

Данная научная работа является первым отдельным научным исследованием в области политологической науки в Таджикистане. В политической и историко-философской науке в Таджикистане нами впервые предпринято рассмотрение и обобщение комплекса проблем, связанных с возникновением, развитием деятельности «Хизб-ут-Тахрира» со всеми его целями и задачами. Научная новизна диссертации определяется и тем, что в ней:

конкретно обоснованы религиозно-идеологические критерии Программы «Хизб-ут-Тахрира», показаны цели и задачи этой подпольной организации;

систематизированы взгляды и подходы к изучению проблемы, теории и практики «Хизб-ут-Тахрира» на современном этапе развития мирового сообщества;

определено соотношение «Исламского фундаментализма», «Религиозного экстремизма», «Вахабизма», «Хизб-ут-Тахрира» и их место в современных процессах политизации Ислама;

проведено целостное исследование деятельности «Хизб-ут-Тахрир», как религиозно-политической организации и её реакционной сущности в условиях глубоких трансформаций международных отношений;

установлено связи партии «Хизб-ут-Тахрир» с международным исламским фундаментализмом, как идеологическому и политическому фактору в аспекте его конфронтации и секуляристическим политическим режимам;

дан объективный научный анализ основной цели партии «Хизб-ут-Тахрир», методам «джихада» против неверных, свержение консти-

11 туционного строя в различных странах и захват государственной

власти;

проведён конкретный анализ и дана оценка цели концепции «Хизб-ут-Тахрира», которые выступают не только против существующего конституционного строя различных государств мира, их независимости, демократических ценностей, а также против патриотизма, национального самосознания, языка, традиции и культуры народов этих стран.

В данной работе содержатся и другие элементы новизны,
вытекающие из самой особенности целей и задач «Хизб-ут-Тахрира».
Диссертация является результатам проделанной научной работы, в
которой прослеживается процесс возникновения, образования,
основные этапы развития «Хизб-ут-Тахрира», её роли в

международном исламском движении.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования в данной работе являются социально-политические и духовные факторы возникновения, образования и распространения «Хизб-ут-Тахрир». Соответственно, объектом исследования, прежде всего, являются те уровни различных сторон духовной жизни общества и отдельных, соответствующих ему, социальных общностей, прежде всего, социальных групп, народов, классов, государств, которые создают необходимые условия для возникновения политических партий и движений.

Предметом исследования являются общие для всех стран мира закономерности возникновения политических партий и особенности их проявления в условиях каждого суверенного государства. Вместе с тем, исследование велось в период второй половины XX века и в начале XXI века. Здесь необходимо учесть тот факт, что страны,

ставшие объектом исследования со стороны диссертанта, находятся на различном уровне экономического, социально-политического и духовно-идеологического развития. Исследование проблемы в данном аспекте позволяют выявить особенности появления «Хизб-ут-Тахрира» в качестве религиозно-политической организации, претендующей на роль ориентира всех мусульман в современном мире путём внедрения в сознание народа соответствующих исламских идеалов, мобилизации мусульманской массы против светских и демократических режимов всех государств мира.

Методологическая основа исследования.

Методологической основой работы являются диалектические принципы о взаимосвязи общественно-политических и духовно-идеологических явлений и процессов, способствующих исследовать и научно проанализировать религиозно-исламский, реакционно-экстремистский характер организации «Хизб-ут-Тахрир». В исследовании диссертант постоянно обращался к осмыслению сущности философских и политических идеалов, их имманитетных горизонтов и перспектив диалектического метода. В качестве методологической основы использованы логический, системный, социологический,структурно-функциональный анализы, исторический и диалектический подходы, а также сравнительный анализ. В работе над диссертацией автор опирался на положения и выводы, содержащиеся в трудах ведущих российских, таджикских и зарубежных учёных, исследующих данную проблему.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Теоретическая и практическая ценность диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней материалы, их анализ, обобщение, выводы, конкретные предложения и рекомендации по

проведению профилактических идеолого-просветительских

мероприятий и другие меры могут способствовать пониманию происходящих в мусульманских государствах мира событий и процессов, в которых задействована подпольная организация «Хизб-ут-Тахрир» и, направленных к воссозданию единого Халифата, объединяющего все теократические государства мира.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы правоохранительными и административными органами в борьбе против реакционной сущности «Хизб-ут-Тахрира», раскрытия целей и задач этой нелегальной религиозно-экстремисткой организации.

Теоретические выводы диссертации дают возможность более эффективно раскрыть идеологические и политические цели «Хизб-ут-Тахрира», как в Таджикистане, так и в других странах СНГ.

Практическая ценность диссертации состоит и в том, что её материалы, выводы и рекомендации могут служить заинтересованным организациям, специалистам и исследователям, а также обществоведам в качестве реальных представлений об экстремистской сущности и политических целях «Хизб-ут-Тахрир» в современных условиях, использовать их в учебно-воспитательных работах.

Апробация результатов исследования.

Тема диссертации обсуждена и утверждена на заседании кафедры политологии, учёном совете Таджикского государственного педагогического университета им. К. Джураева и включена в план координации Академии наук Республики Таджикистан. Основные аспекты диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку на международных и республиканских научно-теоретических конференциях и практических семинарах в г.

Худжанде, Душанбе и других городах Таджикистана. Результаты диссертационного исследования опубликованы автором в статьях и тезисах докладов. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им. К. Джураева 5 сентября 2004 года.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Возникновение «Хизб-ут-Тахрира» и её распространение в странах мира

Социально-политические причины возникновения «Хизб-ут-Тахрир» объясняются различными исследователями по-разному. Конечно «Хизб-ут-Тахрир», как и все общественные явления, имеет свои социальные, политические и идеологические корни. Международные эксперты считают, что все вооружённые инциденты в странах мира, в основе которых лежат терроризм и экстремизм, прямо или косвенно взаимосвязаны и являются отображением чётко спланированных планов по подрыву стабильности и государственного устройства многих стран мира начиная от идеологической, религиозной пропаганды и заканчивая призывами к вооружённой борьбе, к конфронтации общества. Согласно выводам учёных, процессы пропаганды продолжаются годами, впоследствии же они заканчиваются кровопролитием. Именно такого рода деятельностью, занимаются и эмиссары известной исламской радикальной партии «Хизб-ут-Тахрир. Правильное определение понятий, социально-политической сущности, исторических истоков образования, исследование основных целей и задач этой партии имеют большое теоретическое и практическое значение. Также возникает необходимость определить место и роль «Хизб-ут-Тахрир» в современной идеологической борьбе, в которой исламский фактор занимает особое место. Практический опыт показывает, что внутри исламского движения появились различные религиозно-политические течения, которые ставят свои цели и задачи. Наиболее известными течениями внутри ислама сегодня являются такие, как «исламское возрождение», «исламский фундаментализм», «исламский экстремизм», «ваххабизм», «движение Талибан», «Хизб-ут-Тахрир» и др.

Заметим, что «Хизб-ут-Тахрир» по размаху своей деятельности является международной, политической организацией, а по своей сущности и целям - экстремистской. Для более правильного и ясного понимания сущности и целей «Хизб-ут-Тахрир» обратимся к истории её возникновение.

Точное и полное название этой организации «Хизб-ут-Тахрир-ал-Исломи», что в дословном переводе означает «Партия исламского освобождения».1 Это суннитская религиозно-политическая организация. История образования связана с расколом известного движения «Братья мусульмане». Это движение было образовано в 1928 г. в Египте школьным учителем шейхом Хасаном ал Бано. В результате возникших в конце 40-х - начале 50-х годов XX в. серьёзных внутренних разногласий между руководителями движения, «Братья мусульмане» раскололось на несколько организаций: «Ал — Тафкир - вал - Химра», «Ал - Джихад», «Хизб - ут - Тахрир - ал -ислам», «Джамо - ат - Таблиг - ал - ислам», «Ал-Тахрир -ал -Хиджра» и др.

В г. Кудус в 1953г. была образована партия «Хизб-ут-Тахрир» судьёй шариатского апелляционного суда Такийюддийном Набхони. Целью этой партии было содействие возвращению мусульман к исламскому образу жизни (все стороны жизни должны основываться

на нормах шариата) и распространению исламской веры в мире путём призыва и джихада.1 При этом особо декларировалось, что реализация этой цели возможна лишь путём воссоздания единого (объединяющего исламский мир) теократического государства -Халифата.

Из исторических документов известно, что в VII веке на Аравийском полуострове ужесточается межплеменная борьба. Внешние враги захватили отдельные части Аравии. Арабская знать пыталась объединить арабские племена и тем самым укрепить свою власть. Исламская религия, основанная Мухаммедом (Да снизойдут мир и молитва на Него) {570-632гг.} благоприятно воздействовала на объединение племён. В Медине пророк Мухаммед организовал общество (Умма), которая, по сути была религиозной, и Мухаммед был его религиозным и светским руководителем.

В 630 году войска Мухаммеда захватили Мекку и этот год стал датой образования государства Арабского Халифата. После смерти Мухаммеда в 632 году, один из приближенных последователей Абубакр стал Халифом Арабского Халифата.

Халиф (с арабского переводится - наследник), т.е. наследник пророка Халифат, начало которому положил Мухаммед, просуществовал до 661 года (в период правления четырёх верных сподвижников Мухаммеда - Абубакра, Умара, Усмона и Али).

Социально-политические и духовные факторы образования «Хизб-ут-Тахрир» в Таджикистане

Одной из основных задач нашего исследования в этом параграфе является анализ социально-политических и духовных факторов образования «Хизб-ут-Тахрир» в Республике Таджикистан. Прежде чем рассмотреть данную проблему, мы считаем, целесообразным сначала выяснить то, что в начале 90-х годов прошлого века в результате провала политики перестройки и распада СССР в Таджикистане произошли кардинальные изменения в политической системе общества.

Среди социально-политических факторов образования «Хизб-ут-Тахрир» в Таджикистане можно назвать глубокий общественно-политический кризис, захвативший Таджикистан в 1990-1996 годах. В результате этого кризиса таджикское идеологизированное общество под влиянием идейных различий не смогло разработать объединяющие национальные концепции. Вместо взаимопонимания народ оказался по разные стороны баррикады и постепенно был втянут в братоубийственную гражданскую войну, поглотившую сотни тысяч жизней людей, оставив десятки тысяч раненных и покалеченных, большое количество беженцев и вынужденно покинули свои насиженные места. Используя эти моменты, в Таджикистане нелегально образовалась партия «Хизб-ут-Тахрир».

Исследуя проблемы исламского движения в Центральной Азии и особенности появления «Хизб-ут-Тахрир» в Республике Таджикистан, диссертант указывает на недостаточность исследования и изучения данной проблемы. Правда, за последние годы этой проблеме посвящен ряд работ,1 в которых рассматриваются вопросы движения политического Ислама и появления «Хизб-ут-Тахрир» в Таджикистане в общих чертах. В этих работах отсутствует конкретный анализ социально-политических и духовных факторов, способствующих возникновению и движению политического ислама в Центральной Азии. В имеющейся по этой проблеме литературе недостаточно показаны особенности появления «Хизб-ут-Тахрир» в Таджикистане.

Исходя из отсутствия достаточного анализа особенности появления «Хизб-ут-Тахрир» в Республике Таджикистан, нам бы хотелось сначала показать три основных вопроса данной проблемы:

- во-первых, необходимость конкретного анализа основных факторов, способствующих движению политического Ислама в условиях Центральной Азии;

- во-вторых, чётко выявить социально-политические и духовно идеологические факторы появления «Хизб-ут-Тахрир» в Таджикистане;

-в-третьих, необходимо конкретно доказать отличительные черты «Хизб-ут-Тахрир» от других исламских группировок в современных условиях. Ответ на эти вопросы, на наш взгляд, связан с основными факторами, способствующими возникновению, развитию и усилению политического Ислама в Центральной Азии. Главными факторами являются следующее:

1. Семьдесят лет советского правления в Центральной Азии не уничтожили Ислам, хотя и оказали сильное влияние на секуляризацию общества и политических элит. Тем не менее, с обретением национальной независимости и политического суверенитета произошел всплеск интереса к Исламу, включая возникновение исламских политических групп, бросающих вызов советской природе этих новых государств. Жестокое давление первых правлений политического Ислама привело к конфронтации, насилию и появлению экстремистских групп.

2. Один из влияющих факторов движения политического Ислама в Центральной Азии заключается в том, что светские элиты, сформировавшиеся ещё в советское время, которые остаются у власти в большинстве центрально-азиатских государств, часто имеют упрощённый взгляд на Ислам — либо хороший (официальный, тихий, без каких-либо политических амбиций), либо плохой (любая независимая исламская активность, в частности, если она критична по отношению к властям). В действительности Ислам в современной Центральной Азии предстаёт как многоликий и сложный феномен, находящийся в процессе существенных изменений.1 Хотя регион исторически является составной частью мусульманского мира семь десятилетий советского правления породили много особенностей, отличающих его от остального мусульманского мира.

Место и роль правоохранительных органов в борьбе с преступной деятельностью «Хизб-ут-Тахрир»

Исследование места и роли правоохранительных органов в борьбе с преступной деятельностью «Хизб-ут-Тахрир» в условиях суверенного Таджикистана приобретает важное теоретическое и практическое значение. Как известно, борьба с преступной деятельностью «Хизб-ут-Тахрир» в Таджикистане настоятельно требует объединения всех сил политической системы общества: государственных органов, общественных организаций, политических партий, всех политических институтов, трудовых коллективов и других силовых структур.

Проанализировав поступающую информацию о появлении и активизации деятельности ячеек религиозно-политической партии «Хизб-ут-Тахрир» основной целью, которой была дестабилизация общественно-политической ситуации в Республике Таджикистан, нарушение процесса становления мира и национального согласия, ограничения и нарушения прав и свобод граждан и, наконец, неконституционным путём изменение государственного строя и захват власти, правоохранительные органы разработали и осуществили ряд необходимых мероприятий по борьбе с этим явлением.

Как и в других, центрально-азиатских странах правоохранительные органы Таджикистана играют большую роль в борьбе и профилактических мероприятиях, связанных с религиозными делами. Однако, ситуация здесь гораздо либеральнее, чем в Узбекистане. Как говорил один правоохранительный чиновник: «У нас нет проблем с ношением бороды, (религиозной) одежды или хиджасба (головного женского платка) в общественных местах или же с посещением мечети». Мы не имеем списка верующих в МВД или (Министерства безопасности), и каждый может посещать религиозные институты. Мы понимаем, что «запретный плод сладок» и поэтому не запрещаем то, что имеют люди в демократической стране».1

Тем не менее, правоохранительные органы в пределах закона вмешиваются в жизнь верующих, если подозревают какие-либо угрозы безопасности. Некоторые религиозные деятели заявляли, что их вызывали на допросы, делали устные предупреждения об их поведении,2 другие опасаются говорить с чужими без официального разрешения.3

О существовании партии «Хизб-ут-Тахрир» в Таджикистане правоохранительным органам стало известно в начале 1999 года Сотрудниками Министерства безопасности по Согдийской области было задержано несколько жителей г. Худжанда при распространении листовок. Главное содержание этих листовок заключается в критике политики правительства Узбекистана и его Президента Каримова И.А. В начале этому не было уделено серьёзное внимание. Примерно в середине 1999 года в г. Худжанде и ряде других районов Согдийской области «тахрировцы» начали откровенно действовать и высказывать свою точку зрения в мечетях, в общественных местах, в высших учебных заведениях, публично призывали людей к созданию исламского государства.

Необходимо признать, что за короткое время партия «Хизб-ут-Тахрир» сумела вовлечь в свои ряды граждан, особенно молодёжь.

Похожие диссертации на Социально-политические факторы образования религиозно-политической организации "Хизб-ут-Тахрир" и е# реакционная сущность