Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе Родченкова Екатерина Сергеевна

Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе
<
Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Родченкова Екатерина Сергеевна. Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Родченкова Екатерина Сергеевна; [Место защиты: Моск. гуманитар. пед. ун-т].- Москва, 2010.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/886

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе 19

1.1 Теоретико-методологический статус понятия «гуманистические ценности» в философской и психологической науках 19

1.2 Сущностная характеристика формирования гуманистических ценностей в педагогической науке 48

1.3 Роль языкового образования в формировании гуманистических ценностей у будущих геологов 63

1.4 Теоретическая модель формирования гуманистических ценностей у

студентов неязыкового вуза посредством изучения иностранного языка.. 81

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию гуманистических ценностей в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе 99

2.1 Структура, содержание и методы организации опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистических ценностей у студентов 99

2.2 Педагогические технологии формирования гуманистических ценностей у студентов, обучающихся на неязыковых факультетах в ВУЗах 119

2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистических ценностей у студентов

Заключение 144

Список литературы

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Образовательная система во всем мире переживает изменения. Традиционный способ образования исчерпал свои возможности. Социальная поляризация, спад производства, обострение вопроса межэтнического^ общения усугубили кризис образования. Начавшийся обвальный передел собственности, деление людей по принципу «коренное население», «титульная нация», «исконно проживающие», «национальное меньшинство» и т.п. привело к тому, что межэтнические конфликты коснулись даже тех, кто целыми поколениями проживал бок о бок и не обращал внимания, на каком языке говорит его сосед, к какой национальности он принадлежит. Суверенизация может стать злом, если она приведет к локализации национального духа, выключению его из мирового духовного процесса. В настоящее время наблюдается следующая картина. Умело разжигаемые межэтнические и межконфессиональные конфликты приводят к тому, что у человека, увидевшего (услышавшего, прочитавшего) о преступлениях, совершенных представителем другого этноса, невольно складывается негативное, отношение к этому этносу вообще. Он начинает ненавидеть все и вся, связанные с этим народом (язык, культуру и т.п.).

Президент Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию Российской Федерации заявил: «мы не позволим разжигать социальную и межнациональную рознь... Я уже говорил, что межнациональный мир - это одна из главных наших ценностей. У нас исторически сложилось уникальный и богатейший опыт толерантности и взаимного уважения».

Новая образовательная модель во главу угла ставит подход к человеку, как к высшей ценности, как к самоцели и главному условию развития общества. «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой - человек. Как личность и как гражданин...» - подчеркивал Президент Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию Российской Федерации от 5 ноября 2009г.). Однако реализация данного требования встречается с объективными препятствиями. Научно-технический прогресс породил абсолютизацию науки и техники, технократизм мышления и недооценку развития гуманизма и культуры общества, принизил духовно-нравственное развитие человека. В итоге мы пришли к тому, что потребительские интересы стали выше духовных запросов человека. Говоря о роли образования в деле воспитания личности, Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор указывает: «... в каждом человеке живет несколько потенциальных личностей, любую из которых можно развивать и воспитывать. И именно «образование» в своем широком смысле можно называть средством, позволяющим каждому обыкновенному человеку стать личностью...» (декларация ЮНЕСКО).

С учетом требований XXI века современное состояние высшего образования представляет модель выпускника, обладающего глубокими профессиональными знаниями и умениями, способностью к гибкому их применению, инициативностью, коммуникабельностью, творческой активностью и готовностью к непрерывному саморазвитию. Однако в нашем высокотехнологичном, индустриальном и информационном мире все большую значимость приобретают личностные качества специалиста, выраженные устойчивыми группами ценностных отношений (отношение к окружающим, отношение к себе, отношение к Родине, отношение к труду), что в результате приводит к признанию человека как наивысшей ценности независимо от его национальной принадлежности, социального положения, психологических особенностей и личностных качеств.

Проявление духовного кризиса в обществе возвращает понимание того, что «образование без воспитания- - дело ложное» (И.Ильин). Утверждение этой позиции (Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская, В.А.Караковский, Н.Д.Никандров, Л.И.Новикова, Н.Е.Щуркова, А.В.Бездухов и др.) сопровождается дискуссиями относительно целей воспитания," возможного содержания образовательно-воспитательных программ, технологий.

К настоящему времени накоплены теоретические сведения и значительный эмпирический опыт по проблеме формирования гуманистических ценностей (устойчивые группы ценностный отношений), нашедшие отражение в трудах представителей различных отраслей знания -философов, культурологов, лингвистов, педагогов, психологов, методистов, которые говорят о необходимости формирования гуманистически развитого человека.

Проблема формирования гуманистических ценностей прослеживается от Сократа, Аристотеля, Эпикура, Г.Лотце, И.Канта, Гегеля и др., до фундаментальных работ современных философов: С.Ф.Анисимова, М.С.Кагана, В.П.Тугаринова, ИМ.Борзенко, В.А.Кувакина, А.А.Кудишиной, А.А.Гусейнова и др.

Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, . К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, В.И.Водовозов, В.Я.Стоюнин, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский и многие другие - это имена великих педагогов — гуманистов, уделявших вопросам становления и воспитания достойного человека первостепенное значение, чьи основополагающие идеи легли в основу деятельности современных ученых: Е.П.Белозерцева, Е.В.Бондаревской, А.А.Бейсенбаевой, В.П.Бездухова, Р.Н.Гуртовской, И.Б.Котовой, З.Г.Нигматова, Е.Н.Шиянова, В.А.Сластенина, Г.Б.Корнетова, В.И.Додонова, С.Ф.Егорова, Н.Д.Никандрова,

В.Г.Пряниковой, З.И.Равкина, Н.Е.Щурковой, Л.А.Попова, В.И.Лутовинова, Н.И.Макарцева, Г.И.Легенького и др.

Гуманное поведение личности также является предметом исследований психологов (Л.С.Выготский, А.Л.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе и др.) и социологов (В.А.Ядов, Э.В.Беляев, В.В.Водзинский,"А.Г.Здравомыслов и др.).

Отдельные аспекты влияния изучения иностранного языка на формирование гуманистически развитой, воспитанной личности рассмотрены в работах следующих методистов: Л.В.Щерба, А.В.Монигетти, Н.И.Гез, Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, С.Г.Тер-Минасова, В.В.Сафонова, Е.Н.Соловова, И.Л.Бим, Н.Д.Гальскова и др.

Анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме формирования гуманистических ценностей в процессе изучения иностранного языка свидетельствует об ее актуальности. Однако следует отметить отсутствие единого подхода к характеристике гуманистических ценностей, выделению критериев и параметров, по которым можно судить о наличии или отсутствии сформированности гуманистических ценностей у студентов. Вместе с тем такой аспект, как формирование гуманистических ценностей, рассматривается учеными в основном только относительно детей школьного возраста. Воспитательная работа в высших учебных заведения остается за рамками исследований, растворяется в широко понимаемом термине «образование». Дисциплина «Иностранный язык» в неязыковом вузе является неосновным предметом, изучение которого зачастую носит формальный характер, главной целью которого становится осуществление коммуникации, «зазубривание» тем, разыгрывание стандартных ситуаций, тем самым упускается из внимания весь воспитательный потенциал изучения иностранного языка. «В вузах, - пишет, характеризуя кризисность ситуации, В.А.Караковский, - воспитание как педагогическая цель вообще отсутствует... Трагедия заключается в том, что переориентация массовой школы на «чистое» обучение происходит на фоне невероятного обострения, нестабильности во всех областях нашей жизни, когда молодежь, попавшая в зону социального риска, все более пугает резким падением уровня воспитанности, бездуховности...».

Проведенный анализ современных учебно-методических комплексов, предназначенных для обучения иностранному языку в неязыковых вузах показал, что в них содержится большое количество образовательных и развивающих упражнений, в которых имплицитно присутствует воспитательная направленность. Однако, в первую очередь, они предполагают овладение основами коммуникативной компетенции, речевыми знаниями, умениями и навыками. Гуманистически ориентированные задания носят фрагментарный характер и нередко не включены в контекст общей системы воспитания.

Поэтому в практике обучения иностранному языку практически отсутствует целенаправленная стратегия воспитательного воздействия, направленная на осмысление гуманистических ценностей.

Проведенный анализ позволяет определить существующие противоречия: - между существующими стандартами высшего профессионального образования по дисциплине «Иностранный язык» в неязыковом вузе и реальными требованиями общества; между социальным заказом общества в формировании гуманистически развитого человека и недостаточной реализацией на практике современных технологий обучения, направленных на формирование такого типа личности; - между потребностью педагогической практики в разработке технологии формирования гуманистических ценностей посредством изучения иностранного языка в неязыковом вузе и отсутствием системного решения данной проблемы.

Преодоление названных противоречий обусловило актуальность проблемы исследования и необходимость определения теоретических и содержательных основ, а также организационных механизмов процесса формирования гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Решение данной проблемы определило выбор темы исследования, которая формулируется следующим образом: «Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе».

Цель исследования - разработать, обосновать и экспериментально проверить содержание и педагогические условия процесса формирования гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе.

Объект исследования - формирование гуманистических ценностей у студентов вузов.

Предмет исследования - процесс формирования гуманистических ценностей у студентов в ходе изучения иностранного языка в неязыковом вузе.

Гипотеза исследования - процесс изучения иностранного языка окажет существенное влияние на формирование и развитие гуманистических ценностей у студентов, если будет: разработана и внедрена теоретическая модель формирования гуманистических ценностей у студентов неязыковых" вузов посредством изучения иностранного языка, включающая цель, задачи, принципы, содержание, критерии, уровни, условия и результат процесса формирования гуманистических ценностей; процесс преподавания иностранного языка строиться на основе следующих принципов'. антропологического, культурологического, *- мотивационно-смыслового, коммуникативной направленности; - обоснована технология формирования гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе, которая представляет собой совокупность действий, направленных на

, постепенное изменение сознания, мировоззрения студентов, их отношения к окружающим и к себе, а также к Родине и труду; - осуществляться системная диагностика уровня формирования гуманистических ценностей в соответствии с разработанными критериями'.отношение к окружающим, отношение к себе, отношение к Родине, отношение к труду.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи: - уточнить понятия «гуманистические ценности», «формирование гуманистических ценностей» с учетом рассмотренных положений и идей, составляющих научно-теоретическую основу исследования; 1 - разработать и апробировать теоретическую модель формирования гуманистических ценностей у студентов неязыковых вузов посредством изучения иностранного языка, с учетом выявленных в ходе опытно-экспериментальной работы педагогических условий, критериев, показателей и уровней сформированности гуманистических ценностей; - выявить воспитательный потенциал процесса изучения иностранного языка и его влияние на формирование гуманистических ценностей у студентов неязыкового вуза; разработать и апробировать технологию формирования гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе в соответствии с выявленными методами, приемами, формами и средствами обучения; - разработать рекомендации по успешной реализации теоретической модели формирования гуманистических ценностей у студентов на практике.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие идеи гуманистической философии (С.Ф.Анисимов, М. С.Каган,

В.П.Тугаринов, И.М.Борзенко, В.А.Кувакин, А.А.Кудишина, А.А.Гусейнов и др.); основные положения гуманистической парадигмы образования (Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревская, А.А.Бейсенбаева, И.Б.Котова,

Е.Н.Шиянов, В.А.Сластенин, З.Г.Нигматов, Г.Б.Корнетов, Б.И.Додонов,

С.Ф.Егоров, Н.Д.Никандров, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин, Н.Е.Щуркова,

Л.А.Попов, В.И.Лутовинов, Н.И.Макарцева, Г.И.Легенький и др.), основные методологические принципы и положения гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс и др.); основополагающие подходы к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением личности (В.А.Ядов, Э.В.Беляев, В.В.Водзинский,

А.Г.Здравомыслов, Л.С.Выготский, Д.Н.Узнадзе и др.); а также подходы: аксиологический (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, И.Б.Котова,

Е.Н.Шиянов и др.), гуманистический (И.И.Бецкой, Е.В.Бондаревская,

В.И.Водовозов, Е.Р.Дашкова, Н.П.Енгалычев, Н.Д.Никандров, Н.И.Новиков,

Н.И.Пирогов, В.Я.Стоюнин, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой,

К.Д.Ушинский, Н.В.Щуркова и др), субъектно-деятельностный (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн,

Г.В.Сороковых и др.), профессионально-этической взаимоответственности (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов и др.).

Теоретическую основу исследования составляют положения о сущности человека, его личностном развитии как духовном становлении в культурно-ценностном пространстве, во взаимодействии с миром (Э.В.Беляев, В.В.Водзинский, А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе, В.А.Ядов и др.), теория деятельности и ее субъекта (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя и др.); теории ценностей (В.А.Василенко, Л.Н.Столович, П.С.Гуревич, С.Ф.Анисимов, М.С.Каган и др.); теория ценностных ориентации (А.Г.Здравомыслов, В.А.Ядов, А.Н.Леонтьев и др.); теории морали нравственных норм (И.Кант, Т.Гоббс, Дж.Локк, Г.Гегель, А.А.Гусейнов, И.Л.Зеленкова, Е.В.Беляева и др.); основные положения теории воспитывающего обучения, воспитательных систем (В.А.Караковский, В.В.Краевский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова), организации воспитательного процесса (Л.В, Байбородова, М.И.Рожков, Н.К.Бакланова, В.П.Сергеева), о роли и значении знания языков (К.Д.Ушинский, Я.А.Коменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, Н.А.Довгалевская, М.Г.Горкун, Д.В.Малявин, В.Н.Аникина, М.С.Латушкина, Е.М.Верещагин, В.Г.Костомаров и др.); о взаимоотношениях языка, сознания, личности и общества (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьева, Е.И.Пассов, Л.В.Щерба и др.), теория и методика обучения иностранным языкам (Л.В.Щерба, А.В.Монигетти, Г.А.Китайгородская, И.Л.Бим, Н.Д.Гальскова, Е.Н.Соловова, Г.В.Сороковых, С.Г.Тер-Минасова, В.В.Сафонова и др.); учение о развитии личности в межличностном общении (А.В.Петровский, А.А.Бодалев, Г.М.Андреева, В.Я.Ляудис, А.К.Маркова и др.); теории развития личности в условиях учебного общения (О.А.Абдулина, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, Г.И.Михалевская и др.), а также в процессе иноязычного учебного общения (Н.И.Гез, И.А.Зимняя, Е.И.Пассов и др.).

Методы и источники исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы на различных этапах исследовательской работы был использован комплекс взаимообусловленных и дополняющих друг друга методов научно-педагогического исследования: анализ научной литературы по теории и методологии профессионального образования, гуманистической психологии и педагогике, теории и методике обучения иностранным языкам, анализ нормативных документов, в которых зафиксированы положения о гуманизации образования, а также анкетирование, экспертная оценка, тестирование студентов, длительное включенное наблюдение, опытно-экспериментальная работа, метод статистической обработки данных (Хи-квадрат Пирсона) и их интерпретация.

Опытно-экспериментальной базой исследования с 2006 - по 2009гг. явились МГУ им. М.В.Ломоносова (геологический факультет, где проводился формирующий этап эксперимента), а также МГГУ им.Шолохова, МГПИ, Курский государственный университет. Опытно- экспериментальными исследованиями были охвачены 260 студентов.

Этапы исследования:

Первый этап (2006г.) - поисково-теоретический. Изучение и обобщение философской, психолого-педагогической, методической литературы, определение методологических основ оптимизации процесса формирования гуманистических ценностей в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике. Разработка научного аппарата исследования, концептуальных основ. Уточнение понятий «гуманистические ценности», «формирование гуманистических ценностей» с учетом рассмотренных положений и идей, составляющих научно-теоретическую основу исследования, проведение констатирующего эксперимента по изучаемой проблеме исследования, разработка теоретической модели формирования гуманистических ценностей у студентов неязыковых вузов посредством изучения иностранного языка.

Второй этап (2007 - 2009гг.) - опытно-экспериментальный. Апробация теоретических положений исследования; проведение опытно-экспериментальных работ по внедрению разработанной теоретической модели, установлению зависимости процесса формирования гуманистических ценностей у студентов от ценностно-гуманистической направленности обучения иностранному языку. Внедрение технологии формирования гуманистических ценностей в процесс изучения иностранного языка в неязыковом вузе в соответствии с выявленными методами, приемами, формами и средствами обучения.

Третий этап (2009г.) - обобщающий. Проведение выходной диагностики эффективности формирования гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка. Систематизация полученных исследовательских данных, качественный анализ результатов, формулирование научно-педагогических выводов по исследуемой проблеме, подготовка научно-методических рекомендаций. Оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: - разработана и апробирована теоретическая модель формирования гуманистических ценностей у студентов неязыковых вузов посредством изучения иностранного языка, включающая цель: формирование устойчивых групп ценностных отношений (отношение к окружающим, отношение к себе, отношение к Родине, отношение к труду); задачи: осмысление и принятие " гуманистических ценностей; формирование умения оценивать и осознавать мотивы и поступки людей; развитие способности к осознанию своих чувств и переживаний окружающих, к сопереживанию, состраданию и милосердию; подходы: аксиологический, гуманистический, субъектно-деятельностный, профессионально-этической взаимоответственности; принципы: антропологический, культурологический, мотивационно-смысловой, коммуникативной направленности; содержание: система знаний о гуманистических, общечеловеческих ценностях родной и иностранной культур, отраженная в специально отобранных ценностно-ориентированных материалах (тексты, диалоги страноведческого характера, пословицы, использование музыкальных, поэтических приемов, а также элементов изобразительного искусства, тексты, связанные с деятельностью и жизнью выдающихся людей, материалы, связанные с понятиями культуры, истории, человеческих ценностей); критерии, уровни и результат процесса формирования: сформированные гуманистические ценности у студентов неязыковых факультетов вузов; - разработана технология формирования гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе, которая представляет собой совокупность действий, направленных на постепенное изменение сознания, мировоззрения студентов, их отношения к окружающим и к себе, а также к Родине и труду; определены критерии и показатели сформированности гуманистических ценностей с позиций аксиологического и гуманистического подходов: отношение к окружающим: эмпатия, терпимое отношение к культуре и обычаям своей и иноязычной культур; отношение к себе'.собственное достоинство, самокритичность, умеренность, дисциплинированность, культура общения; отношение к Родине: патриотизм, гражданственность; отношение к труду: трудолюбие, ответственность, умение сотрудничать. На основе вышеназванных критериев, в зависимости от того, насколько та или иная ценность стала внутренней потребностью личности, в рамках исследования были установлены следующие уровни ее освоения: высокий, средний, низкий; - выявлены педагогические условия эффективной реализации модели формирования гуманистических ценностей у студентов неязыковых вузов посредством изучения иностранного языка: усвоение гуманистических ценностей через их переживание студентами в едином ценностно-смысловом поле с педагогом, в общении с ним и в совместной деятельности при изучении иностранного языка; ориентация процесса формирования гуманистических ценностей на облик будущих специалистов в ходе изучения иностранного языка; усиление воспитательной направленности изучения иностранного языка в неязыковом вузе; содействие педагога, совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем в рамках изучаемых тем по иностранному языку; ориентация образовательного процесса на национальную культуру, традиции народа, нормы поведения и гуманистические ценности своего народа и народов стран, изучаемого языка; программно-методическое обеспечение преподаваемой дисциплины, направленное на гуманистическое развитие личности студента; широкое общение со сверстниками из других вузов, других регионов и даже других стран мира; свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах не только своего вуза, но и в научных, культурных, информационных центрах, с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в развитие теории обучения и воспитания. Совокупность положений, содержащихся в диссертации, дополняет и конкретизирует ведущие концепции и идеи, составляющие научно-теоретическую базу процесса формирования гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Обоснована теоретическая модель формирования гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка, которая направлена на решение актуальной педагогической задачи: поиск современных технологий образовательно-воспитательного процесса изучения иностранного языка, направленных на духовно-нравственное развитие студента. Уточнено понятие «гуманистические ценности», которое расширяет имеющиеся представления и раскрывается как совокупность устойчивых групп ценностных отношений: отношение к окружающим, отношение к себе, отношение к Родине, отношение к труду и, как следствие, уважение человека как такового и признание его как наивысшей ценности независимо от его национальной принадлежности, социального положения, психологических особенностей и личностных качеств.

Практическая значимость исследования ^ определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения, поэтапная программа и технология формирования гуманистических ценностей, а также выводы и научно-методические рекомендации по успешной реализации теоретической модели позволяют повысить эффективность процесса формирования гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе.

Предложенная технология по реализации теоретической модели формирования гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка нашла свое отражение в разработанных модулях, связанных как с будущей специальностью студентов-геологов («Экологические проблемы современности», «Проблема исчерпания природных ресурсов», «Драгоценные камни», «Геологические катастрофы»), так и с новыми реалиями современной жизни («Человек в многообразии народов и культур. Национальные традиции и праздники», «Общение и культура межличностных взаимоотношений»), а также с духовным воспитанием студентов («Искусство -Дюррер», «Музыка - Бетховен», «Художественная литература - «Ночь в Лиссабоне»).

Предложенные модули могут быть использованы в обучении студентов и при создании учебно-методических пособий по формированию гуманистических ценностей у учащихся в процессе изучения иностранного языка.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обусловлены четкостью исходных методологических подходов и принципов, применением совокупности методов исследования, адекватных его проблеме, объекту, предмету, задачам и логике; опытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендаций; репрезентативностью эмпирического материала; непротиворечивостью и сравнимостью опытно- экспериментальных данных с массовой практикой.

На защиту выносятся следующие положения: - понятие «гуманистические ценности», которое определяется как совокупность устойчивых групп ценностных отношений: отношение к окружающим (эмпатия, терпимое отношение к культуре и обычаям своей и иноязычной культур и т.д.), отношение к себе (собственное достоинство, самокритичность, умеренность, дисциплинированность, культура общения и т.д.), отношение к Родине (патриотизм, гражданственность и т.д.), отношение к труду (трудолюбие, ответственность, умение сотрудничать и т.д.) и, как следствие, уважение человека как такового и признание его как наивысшей ценности независимо от его национальной принадлежности, социального положения, психологических особенностей и личностных качеств. - понятие «формирование гуманистических ценностей», которое определяется как целостный педагогический процесс, который способствует развитию, укреплению, и как следствие, личному принятию и осознанию таких устойчивых групп ценностных отношений, как: отношение к окружающим, отношение к себе, отношение к Родине, отношение к труду. - теоретическая модель формирования гуманистических ценностей у студентов неязыковых вузов посредством изучения иностранного языка включает: цель - формирование устойчивых групп ценностных отношении: отношение к окружающим, отношение к себе, отношение к Родине, отношение к труду; задачи - осмысление и принятие гуманистических' ценностей; формирование умения оценивать и осознавать мотивы и поступки людей; развитие способности к осознанию своих чувств и сопереживанию, состраданию и милосердию; подходы — аксиологический, гуманистический, субъектно-деятельностный, профессионально-этической заимоответственности; принципы - антропологический, культурологический, мотивационно-смысловой, коммуникативной направленности; содержание - система знаний о гуманистических, общечеловеческих ценностях родной и иностранной культур, отраженная в специально отобранных ценностно-ориентированных материалах (тексты, диалоги страноведческого характера, пословицы, использование музыкальных, поэтических приемов, а также элементов изобразительного искусства, тексты, связанные с деятельностью и жизнью выдающихся людей, материалы, связанные с понятиями культуры, истории, человеческих ценностей); педагогические условия — наличие единого ценностно-смыслового поля и творческой среды; ориентация процесса формирования гуманистических ценностей на облик будущих специалистов в ходе изучения иностранного языка; усиление воспитательной направленности изучения иностранного языка в неязыковом вузе; программно-методическое обеспечение, направленное на гуманистическое развитие личности студента; ориентация образовательного процесса на национальную культуру и гуманистические ценности; свободный доступ к материально-техническим и информационным ресурсам; совместная работа в сотрудничестве; критерии - отношение к окружающим, отношение к себе, отношение к Родине, отношение к труду; уровни — высокий, средний, низкий; результат процесса формирования: сформированные гуманистические ценности у студентов неязыковых факультетов вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические результаты исследования нашли свое отражение в научных публикациях, докладывались и обсуждались на международных и научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов: - 2006-2007 гг.: городская конференция «Молодые педагоги - будущее московского образования»; межвузовская научно-практическая конференция «Профессиональное воспитание будущих педагогов: актуальность, проблемы и перспективы»; пятая научно-практическая конференция «Проблемы профессиональной подготовки современного учителя иностранного языка»; студенческая научно-практическая конференция факультета романо- германской филологии МГПИ «Дни науки»; научно-практическая конференция «Проблемы гуманизации образования в социокультурном аспекте»; международная научно-практическая конференция «Теория и практика формирования учителя как субъекта профессиональной культуры»; региональная научно-методическая конференции «Личностно- профессиональное развитие студента в ходе обучения в вузе».

2008-2009гг.: научно-практическая конференция факультета английской филологии МГПИ «Дни науки»; международная научно-практическая конференции «Языковой дискурс в социальной практике»; шестая научно-практическая конференции «Проблемы профессиональной подготовки современного учителя иностранного языка»; международная научно-практическая конференции «Психологические проблемы человека в условиях инноваций и социальных изменений».

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Теоретико-методологический статус понятия «гуманистические ценности» в философской и психологической науках

Человек, являясь существом общественным, подчиняется законам, установленным в данном обществе, и находится в определенной системе ценностей. Понятие ценности является одним из важнейших понятий, позволяющих не только объяснить человеческие действия, но и понять его внутренний мир, приблизиться к разгадке индивидуального и коллективного целеполагания. Основная трудность классической аксиологии состояла в разрешении вопроса о природе ценностей, соотношении объективного и субъективного в ценностях. Современная философия, социальные и гуманитарные науки в большей степени уделяют внимание механизмам формирования ценностей, их трансформации и влияния на человеческие поступки.

Современный философский словарь под общей редакцией В.Е. Кемерова определяет понятие «аксиология» (от гр. axios - ценный, logos - наука) как учение о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее, выбора ориентиров для наличной жизни и оправдания или осуждения прошлого, «иного» и общезначимого [151,826].

«Ценность есть объект, отраженный и оцененный субъектом в свете его идеалов, целей, интересов и потребностей» [3, 61].

Ценность по своей природе «...это не то, за что платим, а то, ради чего живем» определяет С.Л. Рубинштейн [139, 381].

Ценность - то, что имеет значение для субъекта, вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества. Понимание и выбор ценностей носит односторонний (субъективный) характер и зависит от индивида: кто он такой, каковы его интересы и потребности. В центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру. Оно может определяться либо «предметными ценностями» (предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения, природные явления и т.п.), либо «субъектными ценностями» (установки, оценки, требования и т.п.). При этом следует признать, что отдельные духовные ценности являются общими для всех и основные оценки остаются неизменными. Таким образом, по П. Менцеру, ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением [174,507].

Понятие ценность в специальную философскую лексику было введено в 60-е гг. XIX века. Одними из первых в научную литературу ввели понятие "ценность" Г. Лотце и Г. Коген [175,462]. По Г. Лотце, ценность существует лишь в ее значимости для субъекта, но не является продуктом его произвола: она объективна как общезначимая форма воления и поведения.

И. Кант впервые употребил понятие ценности в узком смысле. В "Критике практического разума" он показал различие представлений о должном, о ценностях и нормах, с одной стороны, и представлений о сущем, мире вещей, того, что есть, с другой стороны. Мир должного как бы достраивает мир сущего, а значит, и достоверного до целостности и системы, поэтому действие по И. Канту невозможно без включения его в структуру должного.

Этимологический словарь русского языка А.Г. Преображенского понятие «ценить» трактует в значении «высоко ставить, придавать достоинство» [189,374].

Словарь русского языка СИ. Ожегова значение понятия «ценность» объясняет следующим образом:

Ценность - 1. Цена, стоимость. 2. Важность, значение. И рядом: Ценный -1.С обозначенной стоимостью, ценой. 2. Имеющий большую цену. 3. С большими достоинствами, важный, нужный [113,857].

Неоднозначность природы ценности подводит к необходимости систематизации толкований понятия «ценность». В западной философии выделяются четыре группы определений ценностей:

1) некие абсолюты, существующие в божественном разуме в виде вечных идей, независимых сущностей;

2) характеристики материальных и нематериальных объектов;

3) производное от потребностей и разума человека, где человек или человеческое сообщество являются «носителями ценностей»;

4) действия.

В отечественной философской литературе «ценность» определяется как: способность вещей, идей и т.п. выступать средством удовлетворения потребностей отдельных индивидов и социальных групп; значимость вещей, идей и т.п. для жизнедеятельности субъекта; специфическая форма проявления отношения между субъектом и объектом с целью удовлетворения потребностей субъекта; специфические образования в структуре индивидуального или общественного сознания, являющиеся ориентирами личности и общества.

Подробная характеристика дается в «Философском словаре» под редакцией И.Т.Фролова: «Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений» [176,459]. Наиболее широкую трактовку ценности в научной литературе можно выделить в работах В.А. Василенко. По его мнению, «категория ценности раскрывает один из существенных моментов универсальной взаимозависимости явлений, именно момент значимости одного явления для бытия другого»; «субъектом ценностного отношения выступает сторона, относительно бытия которой определяется ценность другой», человек же выступает как «субъект познания ценности» [29,42].

По поводу данной концепции категории «ценность», мнения ученых разделились. Л.Н.Столович, например, считает, что В.А.Василенко чрезмерно расширяет понятие, приравнивая ценность к значению. С его же точки зрения, ценность - «это лишь особый тип значимости предметов и явлений», имеющий отношение только к человеку [156,31]. С другой стороны, О.М.Сичивица полагает, что такой «несколько расширенный подход к проблеме вполне правомерен. По крайней мере, эта «онтологизация» ценностных отношений, - подчеркивает он, материалистична и не исключает, а, напротив, предполагает человека в его практическом действии» [145,243].

Сущностная характеристика формирования гуманистических ценностей в педагогической науке

С учетом требований нового века сегодня наблюдается всеобщая тенденция сосредоточения усилий на организационных изменениях системы высшего образования. Главной целью образования становится формирование личностных качеств человека, развитие его внутреннего мира.

Положения о гуманизации образования зафиксированы в следующих нормативных документах: Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Послание Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2009 г. Согласно этим документам, образовательная система призвана обеспечить воспитание патриотов, «граждан демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, формирование культуры мира и межличностных отношений» [74, 11].

Говоря сегодня о проблемах подготовки специалиста, мы имеем ввиду новую парадигму образования, которая базируется на принципиально ином отношении к человеку, основанном на гуманистичесих принципах. В Законе «Об образовании» провозглашаются «гуманистический характер образования, приоритет ... свободного развития человека» [53]. Становление будущего специалиста включает в себя развитие его как личности.

Проблеме формирования гуманистических ценностей посвящены многочисленные труды великих педагогов. Гуманистическая педагогика в отличие от гуманистической психологии на данный момент времени все еще находится на стадии своего становления и пока что не выделилась в самостоятельную школу. Однако укрепление гуманистического движения во многих странах мира создает уверенность в том, что эта педагогическая система сложится как стройная теория принципов и методов и займет достойное и общепризнанное место среди других педагогических школ. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в основе практически любой общей педагогической теории и практики заложены принципы гуманизма. Весь ее мировой опыт свидетельствует об этом. Имена великих педагогов: Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и многих других - это имена великих гуманистов, уделявших вопросам становления и воспитания достойного человека первостепенное значение.

Представители эпохи Возрождения осуждали суровость традиционноговоспитания, выражали обеспокоенность неудовлетворительным состояниемсвязей воспитания с внешним миром, преподаванием научного знания. Они с сарказмом отзывались о средневековых штудиях и учебниках, практике тогдашнего воспитания и образования. Главной же ценностью на земле гуманисты провозглашали человеческую личность и прокладывали новые пути воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. Речь шла о формировании члена общества с хорошими манерами, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в процессе трудовой деятельности, что, как замечал, например, Л.Альберти, позволил приобретать «совершенные добродетели и полное счастье». В философско-педагогической мысли возродился идеал духовно и физически развитой личности, который был наполнен конкретно-историческим содержанием. Идейные представители Возрождения нередко выступали носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности [4,152-161].

Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, интенсивное физическое развитие, гражданское воспитание) складывалась из трех основных слагаемых: античная традиция, доказавший свою жизненность опыт Средневековья, а также идеи - провозвестники нового общества.

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу - способствовать всеми возможными способами развитию человека. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» «преподаватель-студент» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов педагога. Гуманистическая педагогика полагает, что в центре современной системы ценностных координат должен находиться человек свободный, ответственный, разумно, творчески и нравственно относящийся к своей жизни, к труду, к культуре и ее ценностям. Это человек, умеющий делать разумный выбор в ситуациях нравственных, правовых, гражданских, политических, экологических, межличностных или просто бытовых коллизий.

Воспитание сегодня понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни. Мы постараемся раскрыть гуманистические идеи воспитания на протяжении нескольких веков, проанализировать позиции различных авторов и выделить общие аспекты развития гуманистической педагогики.

Известно, что в народной педагогике важное место отводилось нравственному воспитанию детей. Она посредством устного народного творчества передавала духовные, нравственные идеалы, игравшие огромную роль в воспитании ребенка. «Древнерусская начальная образовательная школа - это дом, семья. Ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько тою нравственною атмосферою, которою он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки» [70,227].

Структура, содержание и методы организации опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистических ценностей у студентов

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в рамках установочного и формирующего этапов. На установочном этапе (2006г.) определилось исходное состояние изучаемой проблемы. Для этого использовались различные методы (наблюдение, беседа), в том числе методика В.А.Ядова «Ценностные ориентации». Студентам МГУ, МГПИ, МГГУ, КГУ (320 человек) было предложено два списка ценностей: ценности-цели и ценности-средства. Математическая обработка позволила определить средние значения каждого параметра (ценности), что дало возможность проранжировать ценности в порядке их значимости для респондентов. На основании результатов этого исследования было выявлено, что большинство студентов ставят перед собой такие приоритетные ценности-цели, как: материально обеспеченная жизнь, самоуверенность, интересная работа за рубежом, общественное признание, удовольствия и т.д. и ценности-средства, такие как: непримиримость к недостаткам в себе и в других, карьеризм, высокие запросы, индивидуализм и т.д. Таким образом, мы пришли к выводу, что большинство респондентов имеют довольно поверхностные представления о гуманистических ценностях, в своих поступках они руководствуются в основном только личной выгодой.

Формирующий этап экспериментального обучения (2006-2009гг.) заключался в реализации разработанной теоретической модели по формированию гуманистических ценностей у студентов неязыковых факультетов вузов посредством изучения иностранного языка.

Экспериментальное обучение с использованием модели формирования гуманистических ценностей у студентов неязыковых факультетов вузов посредством изучения иностранного языка строилось по принципу естественного эксперимента с 2006 года при Московском Государственном Университете имени Михаила Васильевича Ломоносова, а также на базе МГГУ им. Шолохова, МГПИ и Курского государственного университета. Опытно-экспериментальными исследованиями были охвачены 260 студентов.

Для обеспечения возможности сравнения результатов исследования была произведена общая выборка испытуемых - студентов первых курсов неязыковых вузов, на основании чего были созданы две однородные группы в целях установления исходного уровня сформированности гуманистических ценностей: экспериментальная группа (ЭГ) в составе 124 человек и контрольная группа (КГ) в составе 136 человек.

На констатирующем этапе эксперимента, посредством бесед и авторского анкетирования (см. Приложение №1), проведенных в ЭГ и КГ, было выявлено, что сформированность гуманистических ценностей находятся на низком уровне развития: из всех анкетируемых групп 133 респондентов имеют поверхностные знания о гуманистических ценностях (ЭГ - 63 чел., КГ - 70 чел.). Приоритетной идеей данных студентов стало материальное богатство, всемирное признание, деньги, а такие понятия, как человек, семья, жизнь, традиции, культура, гармония, красота и т.д. уходят на последний план. 92 респондента (ЭГ - 46 чел., КГ - 46 чел.) понимает важность и сущность ценностного воспитания, но личностная установка не сложилась. Ценности усвоены под воздействием внешних факторов. Они имеют суждения о гуманистических ценностях, но при оценочных суждениях ориентируются на мнение большинства, на мнение, принятое в обществе. Лишь 35 респондентов (ЭГ - 15 чел., КГ - 20 чел.) находятся на высоком уровне сформированности гуманистических ценностей. Студенты этой группы имеют собственные устойчивые убеждения о значимости гуманистических ценностей в жизни каждого человека. Данные учащиеся вынесли на первое место такие ценности, как Человек, мир, традиции, культура и т.д.

Похожие диссертации на Формирование гуманистических ценностей у студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом ВУЗе