Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений Коломиец Галина Григорьевна

Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений
<
Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Коломиец Галина Григорьевна. Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Оренбург, 2000 265 с. РГБ ОД, 61:00-13/781-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава І.Теоретические предпосылки формирования эстетических ориентации студентов музыкальных учебных заведений 10

1. Сущность эстетической ориентации личности в музыкальном искусстве 10

2. Аксиологизация музыкального образования личности 26

3 .Психолого-педагогические основы формирования музыкально-эстетических ориентации студентов 45

Глава II. Опыт формирования эстетических ориентации в процессе профессиональной подготовки музыканта 75

1. Изучение эстетических ориентации студентов музыкальных учебных заведений 75

2. Музыкальные ориентации студентов и анализ результатов изучения музыкально-эстетических ориентации 105

3. Педагогические условия формирования эстетических ориентации студента-музыканта 145

Заключение 182

Приложение 186

Библиография 242

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена новым этапом развития научной мысли об эстетически-ценностном подходе в процессе воспитания и образования молодого поколения, который вызван социальной ситуацией современного общества, изменением культурной традиции и идеологических устоев. Новая образовательная парадигма учитывает значение ценностей в самом широком их понимании, направлена на ценности, ценностные ориентации в образовании, а также на достижение нового качества образования на основе возвышения человека, его духовности.

Рассматривая педагогический процесс как созидательную деятельность, научная мысль обращается к признанию приоритета самоценности личности. Такой взгляд согласуется с новой философией музыкального воспитания, в которой цели профессионального музыкального образования соединились с задачами эстетического развития личности. Ценностный подход в музыкальном образовании меняется полюсами: от музыки как средства социального инструмента воспитания (закрытая система) к музыке как стимулу музыкальной деятельности (открытая система). Однако, недостатком музыкального образования является то, что в традиционной практике профессионального обучения развитие собственно музыкальных и эстетических способностей и ориентации протекает не всегда в единстве, ибо техническое овладение игрой на инструменте становится ведущим, а музыкальное восприятие из психического не переходит в высокий эстетический акт.

Становление специалиста-музыканта как саморегулирующейся личности на основе аксиологического подхода в обучении музыке с опорой на общечеловеческие ценности изучено недостаточно. Вместе с тем оно необходимо для целенаправленного формирования эстетических ориентации.

В этом смысле "болевые точки" современного учебно-воспитательного процесса в профессиональном музыкальном образовании те же, что и в об- щем образовании, где, как правило, педагог не ставит перед собой задачу формирования у ученика целостного эстетического отношения к жизни, в которой проявляется избирательно-ценностный потенциал личности (МАБерб).

Задача развития эстетических ориентации у молодого музыканта подразумевает актуализацию процесса восхождения личности к ценностям культуры, стремление через ценности музыкально-прекрасного идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни, своей музыкальной деятельности.

Формирование эстетических ориентации предполагает становление мо-тивационной сферы, осознанного отношения к выбору профессии музыканта. В связи с этим вырабатывается стратегия обучения, направленная на раскрытие ценностей в музыке и на развитие богатства внутреннего мира студента.

Анализ научной литературы последнего десятилетия показывает определенную динамику на пути к художественно-эстетической содержательности музыкальных занятий. Вместе с тем работ, специально посвященных эстетическим ориентациям студентов музыкальных учебных заведений, мы не обнаружили. Это определило выбор темы диссертационной работы - "Формирование эстетических ориентации студентов музыкальных учебных заведений".

Цель исследования заключается в том, чтобы определить педагогические условия формирования эстетических ориентации студента-музыканта.

Объект исследования - процесс специального музыкального образования в колледже и институте искусств.

Предмет исследования - эстетические ориентации специалиста-музыканта.

Гипотеза исследования: формирование эстетических ориентации личности студента-музыканта будет эффективным при реализации комплекса педагогических условий, включающего: - аксиологизацию музыкального образования личности; -обеспечение приобретения и накопления музыкального профессионального опыта; актуализацию ценностной позиции и личностных свойств студента и педагога; реализацию ценностного взаимодействия в триаде педагог - музыка -ученик; - достижение двойной креативности (педагога - студента). В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Выявить сущность эстетических ориентации студента-музыканта.

2. Изучить психолого-педагогические основы эстетических ориентации специалиста-музыканта.

Определить оптимальные педагогические условия формирования эстетических ориентации в процессе профессиональной подготовки музыканта.

Провести экспериментальное исследование формирования музыкально-эстетических ориентации студентов музыкальных учебных заведений.

Разработать рекомендации по реализации ценностного подхода к музыкальному образованию специалиста-музыканта.

Исследование выполнено на стыке наук педагогики, психологии, эстетики, музыкознания.

Теоретической основой исследования является фонд идей, необходимых для изучения, постановки и решения проблемы формирования эстетических ориентации музыканта. Они представлены в трудах: по педагогике и психологии развивающего и личностно-ориентированного образования—(A.F. Асмолов, О'.Ат Апраксина, Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, В.П. Зинченко, Я.Л. Коломинский, А.И. Савенков, М.Н. Скаткин, И.С. Якиманская); по развитию творческой индивидуальности, сотворчеству учителя и ученика в музыкальной педагогике (Э.Б. Абдуллин, Л.А. Баренбойм, Е.А. Бодана, Б.Я. Землянский, Я.И. Мильштейн, А.А. Николаев, Г.Г. Нейгауз, В.Г.Ражников, Г.М. Цыпин); по психологии развития личности (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.К.Вилюнас, К.Изард, А.С. Крылова, Н.Д. Никандров, Л.С. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн); по психологии искусства и музыкального восприятия (Е.А. Бодана, Л.С.Выготский, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, М.С. Старчеус, Г.С. Тарасов, Ю.У. Фохт-Бабушкин); по эстетике (К.З. Акопян, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев, А.Я.Зись, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Л.Н. Столович, Р.А. Тельчарова, Т.В.Чередниченко, В.П. Шестаков); по музыкознанию (А.А. Алыпванг, Э.Ансерме, Б.В. Асафьев, Э. Курт, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Е.М. Орлова, В.Н.Холопова, Ю.Н. Холопов, В.А. Цуккерман, Б.Л. Яворский); по ориентации личности в мире ценностей (Б.Г. Ананьев, Т.К. Ахаян, А.Г. Здравомыслов, А.В. Кирьякова, Н.Д.Никандров, Л.Н. Столович, В.П.Тугаринов); - по теории поиска смысла (Н.А. Бердяев, Б.С. Братусь, Л.Н. Коган, А.Н. Леонтьев, 3. Фрейд, В. Франки); - по теории деятельности (Л.П. Буева, Д.Б. Богоявленская,

М.С.Каган, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина).

Методы исследования включали анализ и обобщение научной литературы, аналитическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, диагностическое изучение, лонгитюдное исследование.

База исследования: Оренбургский государственный институт искусств им. Л.М. Ростроповичей, а также музыкальный колледж и специальная музыкальная школа, входящие в структуру института. В констатирующем эксперименте приняли участие студенты Уфимского государственного института искусств и Уфимского музыкального училища. В опытно-экспериментальной работе участвовало 243 студента.

Исследование проводилось с 1992-го по 1999 годы и предусматривало несколько этапов.

На первом этапе была определена проблема, проведен анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой литературы, осуществлен поисковый эксперимент с использованием метода беседы, опроса студентов и преподавателей.

На втором этапе разработана рабочая гипотеза, выполнена опытно-экспериментальная работа, анкетирование, интервьюирование, лонгитюдное исследование.

На третьем этапе осуществлялись теоретическое осмысление экспериментальных результатов, обобщение и корректировка материала, оформление работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: уточнено понятие "эстетические ориентации специалиста-музыканта"; представлен аксиологический подход к анализу музыки на основе общечеловеческих ценностей, присутствующих в содержательном аспекте музыкального творчества; выявлен специфический срез эстетической проблемы в музыкально-образовательном процессе по результатам диагностического изучения, который может быть использован в других исследованиях; - определены оптимальные педагогические условия формирования эстетических ориентации в процессе профессиональной подготовки студента- музыканта.

Практическая значимость исследования заключается: в постановке и решении проблемы целенаправленного формирования эстетических ориентации студента-музыканта; в разработке методических рекомендаций по реализации ценностного подхода к изучению музыки, по ориентации будущего специалиста-музыканта; в применении методики аксиологического анализа музыки в цикле специальных дисциплин в исполнительской, музыковедческой и педагогической практике; в использовании материалов и выводов диагностики для разрешения некоторых проблем профессионального музыкального образования; в возможности использования результатов исследования в качестве основы для разработки спецкурсов аксиологической направленности по дисциплинам музыкально-профессионального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Сущность эстетических ориентации специалиста - музыканта, которая заключается в наличии такого ценностного отношения личности к действительности, которое на основе ценностных ориентации в освоении музыкально-прекрасного создает личностное новообразование, способствующее восхождению личности и ведущее ее при определенных условиях к самореализации, к поиску смысла своей жизни, своей музыкальной деятельности. Эстетические ориентации личности интегрируют два типа ценностных ориентации: общеэстетические и специфические музыкальные ориентации.

2. Аксиологизация музыкального образования личности, которая осуществляется посредством ценностного подхода к музыкальным явлениям на основе актуализации мировоззренческих идей музыкального искусства.

3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования эстетических ориентации в процессе профессионального образования музыканта и основанный: на аксиологизации музыкального образования с использованием актуализации аксиологического ядра музыки, на интенсивном приобретении музыкально-профессионального опыта с помощью педагога, активизации личностных свойств и наличии ценностной позиции студента и педагога, реализации ценностного взаимодействия в триаде педагог - музыка - ученик и достижении двойной креативности (педагога-студента) как результата ценностного взаимодействия. Апробация результатов исследования осуществлялась: - на Российской научно-практической конференции "Музыкальное образование на пороге XXI века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства" (Оренбург, 17-18 декабря 1998г.); - на Международной научно-практической конференции "Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века" (Тольятти, 16-18 ноября, 1998г.); -на 2-й Международной научно-практической конференции "Педагогический процесс как культурная деятельность" (Самара, 5-9 апреля, 1999г.).

Основные положения диссертации излагались и обсуждались на заседаниях кафедр истории и теории музыки Оренбургского государственного института искусств, теории и истории музыки и музыкальной педагогики Магнитогорской государственной консерватории, нашли отражение в опубликованных работах.

Достоверность результатов исследования обусловлена реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных природе исследуемого объекта, целям и задачам исследования, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, качественным и количественным анализом полученных результатов.

Сущность эстетической ориентации личности в музыкальном искусстве

Формирование эстетических ориентации студентов в сфере музыкально-профессионального образования, рассматриваемое нами как проблема педагогики и музыкального искусства, не может быть исследовано вне общего контекста развития эстетики как философской науки, музыкознания в аксиологическом аспекте и эволюции взглядов на эстетическое воспитание.

Обратимся к генезису ценностей в эстетике, обнаруживающей многогранность трактовок эстетического в своем развитии и ярче в искусстве, в музыке.

Первоначальное значение слова "эстетика" означает "учение о чувственном восприятии". Известно, что отдельные эстетические проблемы интересовали философов в древности, однако, термин "эстетика" был введен в научный обиход в XVIII веке, когда в 1735 году немецкий философ А.Баумгартен, исходя из значения древнегреческого слова "аистетикос", определил эстетику как науку о чувственном познании, высшей целью которой является прекрасное, в отличие от логики - науки о разумном высшем познании. Отметим попутно, что термин "музыкальная эстетика" был введен в 1784 году К.Ф. Шубартом.

В эпоху Просвещения Мейер, Вольтер, Мармонтель, Берк, Юм, Кант, Гегель внесли особый вклад в развитии эстетики.

Русская эстетическая мысль представлена М.Ломоносовым, Н.Чернышевским, Л.Толстым, В.Белинским, Н.Добролюбовым, В.Соловьевым, Н.Бердяевым, Г.Плехановым.

Развитие отечественной музыкально-эстетической мысли протекало с XVIII века путем усвоения западноевропейской музыкальной науки. С середины XIX века, благодаря интенсивной музыкальной жизни в России, росту музыкальной критики, композиторских школ, направлений, русскую музыкальную эстетику представили В.Ф. Одоевский, А.Н. Серов, В.В.Стасов, А.Г. Рубинштейн, Н.А. Римский-Корсаков, Г.А. Ларош и др.

К XX веку сложились различные эстетические школы, определились разные точки зрения, обобщенные и классифицируемые в отечественной научной литературе (А.Я. Зись, М.С. Каган, Ю.Б.Борев, Л.Н.Столович в музыкознании А.Ф.Лосев, В.П.Шестаков, Т.В.Чередниченко).

На современном этапе стала более очевидной расплывчатость, неопределенность, противоречивость представлений о системе ценностей эстетики. Наряду с постепенным расширением предмета эстетики произошло усиление интереса к эстетосфере, которая охватывает широкий спектр ценностных свойств. Если еще в начале прошлого века эстетику определяли обычно как философию красоты, то сейчас она рассматривается как философское исследование эстетической культуры во всем многообразии конкретных проявлений эстетического. Эстетическое есть вид ценности и оценки всего сущего, включая самого человека, в котором "все должно быть прекрасно" (116, 93).

В истории эстетики к настоящему времени сложились пять моделей эстетического: модель объективного идеализма, субъективного идеализма, дуализма, метафизического материализма ("природническая" концепция), диалектического материализма ("общественная" концепция) (54). В общем русле мы отмечаем усиление тяготения к личностному аспекту эстетического, к ценностям культуры и эстетики.

Не являясь последовательными сторонниками какой-либо известной эстетической модели, школы, мы придерживаемся позиции, стремясь найти созвучное по интересующей теме. Такой взгляд позволил нам сочетать противоположные философские системы, а именно: материалистическую, натуралистическую и трансценденталистскую точки зрения в теории ценностей, существенной для формирования эстетических ориентации.

Отечественная эстетика второй половины XX века развивалась под знаменем одной теории - марксизма. Среди сложившихся определений эстетики как науки фундаментальными, на наш взгляд, представляются следующие, выделенные на основании эстетических взглядов в многовековой истории и определяющие предмет и задачи эстетики как специфически -философской науки, рассматривающей весь мир как значимость, ценность явлений для человека:

- эстетика как целостная система идей, теоретически осмысляющая данную грань мировоззрения человека, его ценностного сознания, его творческой деятельности, - М.С. Каган (116, 49).

- эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценки и освоении,

-Ю.Б.Борев(54,9);

- эстетика как наука о сущности объекта и видов целостного чувственно-образного и идейно-эмоционального отношения человека к действительности и, в особенности, о закономерностях развития искусства как высшего вида такого отношения. При этом основной вопрос эстетики - это вопрос об отношении к действительности эстетического сознания (эстетических переживаний, вкусов, идеалов, суждений, искусства), т.е. ценностных отношений, - Л.Н. Столович (245; 246, 75);

- музыкальная эстетика - музыкальная дисциплина, изучающая музыку как специфический вид искусства, что предполагает анализ диалектического соотношения общих законов чувственно-образного освоения действительности, особенных законов художественного творчества и конкретных закономерностей музыкального искусства, - Т.В. Чередниченко (182, 657).

Наряду с обозначенным подходом отметим позицию в русле трансценденталистского мировоззрения (неокантианцы, Н.Лосский, Н.Бердяев) К.З. Акопяна (8, гл.1) убедительно рассматривающего структуру эстетического в трех аспектах: феноменальном, онтологическом, аксиологическом, где, в частности, эстетическое в искусстве близко зарубежным трактовкам: воспринимать не само искусство, а то воздействие, которое оно на нас оказывает, при этом, не порывая с объектом воздействия, но и не обнаруживая однозначной зависимости от его физических свойств. Музыкальное исполнение не в состоянии передать художественную ценность самого произведения, если своим внутренним слухом мы не способны уловить нечто иное, чем то, что непосредственно открыто органам чувств (Г.Г.Гадамер), слушая, мы стремимся к чему-то лежащему за пределами слышимого. Это стремление в бесконечное, этот взмах крыльев тоскующей души рядом с высшей радостью об отчетливо воспринятой действительностью (Ф.Ницше). В процессе восприятия искусства субъективное переливается в объективное и наоборот. Эстетическое рассматривается К.З.Акопяном как внутреннее сложное духовное образование, основными компонентами которого являются объективно - эстетическое и субъективно-эстетическое в составе двух модусов последнего.

Аксиологизация музыкального образования личности

Один из путей формирования эстетических ориентации студента-музыканта лежит через аксиологизацию музыкального образования личности.

Обратимся к аксиологической проблеме философии музыкального воспитания, поскольку она существенна для формирования музыкально-эстетических ориентации студентов. Занимаясь философией музыкального воспитания Р.А. Тельчарова-Куренкова отмечает, что отечественная музыкальная наука либо не уделяет этой проблеме внимания, либо рассматривает ее фрагментарно. Автор опирается на работы зарубежных ученых, интенсивно исследующих проблему (256).

Что понимается под философией музыкального воспитания?

В книге Я. Леонарда и Р. Хауса "Основы и принципы музыкального воспитания" - это система главных убеждений, которые твердо обосновывают музыкальную деятельность в сфере музыкального воспитания.

Здесь же заметим, что в отечественной педагогике Т.К. Ахаян, изучая процесс развития идейно-нравственных знаний в убеждения, рассматривает "убеждения, как сплав знаний, чувств и практического опыта... Убеждения отражают высокий уровень ценностного присвоения знаний" (125,/36).

Р. Тельчарова-Куренкова выделяет три модели современной философии музыкального воспитания: музыкальный утилитаризм, музыкальный дидактизм, музыкальный эстетизм.

Идеи первой модели хорошо знакомы: от античности до современности настойчиво претворялась идея воспитательного и общеразвивающего воздействия музыки на человека (см. приложение 1 "Эволюция взглядов на музыкально-эстетическое воспитание").

Ценность музыки выбирается не из пространства самой музыки, а из целей культурно-музыкального воспитания.

Эта модель характерна, в частности, для "советского" подхода эстетического воспитания, под которым понималось "включение человека в систему педагогически организуемых действий для выработки у него желаемых воспитателем эстетических чувств, вкусов и идеалов, а также художественно-творческих способностей" (213,20).

Второй тип - дидактический - особенно развит в современной музыкальной педагогике Германии. Философия такого типа музыкального воспитания ориентирует на познание логической самообоснованности музыкального произведения, его формы и структуры. Важным стало музыкальное знание само по себе. Философия второго вида избегает социальных и политических ценностей.

Ко второму типу мы относим отчасти отечественное музыкальное профессиональное образование, которое отличаясь фундаментальностью, вместе с тем содержит диспропорцию в пользу музыкального технологизма.

Третья модель сформировалась в 60-е годы в США как "новая философия музыкального воспитания". Теория американского музыкального воспитания сначала складывалась под влиянием гуманистической мысли Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци одновременно она испытывала влияние прагматизма и инструментализма Дж. Дьюи и Ч. Пирса. В последнюю треть XX века цели музыкального образования соединились с задачами эстетического развития индивидуальности на основе самоценности индивида, его свободы и автономии. Музыкальное преподавание стало рассматриваться как глубоко творческая и индивидуальная деятельность, музыка - как эстетический стимул человеческой деятельности, а не как социальный инструмент. Эта модель получает распространение в отечественном музыкальном образовании. Она является основополагающей в определении нами эстетической ориентации личности специалиста-музыканта. Как видим, ценностный подход в приведенной философии музыкального образования меняется полюсами: от музыки как средства социального (политического) инструмента воспитания (закрытая система) к музыке как стимулу свободной деятельности (открытая система взаимодействия), что для нас очень важно. Именно эта позиция нас привлекает, поскольку ракурс наше го исследования - эстетические ориентации студента-музыканта, основанные на музыкальных и общечеловеческих ценностях, на самоценности личности.

В выявлении общечеловеческих ценностей, как показывает Н.Д.Никандров (189), основополагающую роль играет моральный кодекс ценностей добродетелей, прошедший через века (античная философия и калокагатия, Библия и Коран, Стоглава и Домострой), варианты и комбинации которых присутствуют в разных системах. В последнее время сравнивают ценности, характерные для российской и западной цивилизации; так, И.Н.Ионов находит, что в Европе получили развитие городские буржуазные ценности, а в России - общинные, коллективистские (189).

Обзор общечеловеческих ценностей не позволяет определить единую иерархию ценностей (см. приложение 3). Тем не менее, известная с XVIII века триада ценностей - "истина - добро -красота" по своему значению для человеческого существования отличается стабильностью, и эти ценности имеют право быть названными высшими. Н.О.Лосский абсолютными ценностями называет тетраду: истина, добро, красота, свобода (242).

Изучение эстетических ориентации студентов музыкальных учебных заведений

Согласно логике и задачам данного исследования диагностическая программа изучения музыкально-эстетических ориентации составлена таким образом, чтобы можно было выявить:

1) содержательную сторону музыкальных ориентации (по жанрам, композиторам, произведениям);

2) музыкально-деятельностную перспективу;

3) музыкальный тезаурус и творческую активность;

4) особенности восприятия и соотнесение эмоционального и интеллектуального;

5) динамику развития музыкальных ориентации;

- индивидуальную иерархию общечеловеческих ценностей и отношение к ним;

- профессионально-познавательный интерес;

- профессиональное проектирование и поиск смысла;

- динамику эстетически-ценностного развития (восхождение).

При разработке критериев, на основании которых определялся уровень формирования эстетических ориентации студентов-музыкантов, мы стремились к тому, чтобы их совокупность характеризовала объем знаний и музыкально-слуховых представлений, ориентацию на общечеловеческие ценности, ценности музыки и музыкального образования, личностную позицию (интерес, инициативность, эмоциональную отзывчивость, мыслительную деятельность), способность к рефлексии, креативность.

Методики диагностики включали как прямые вопросы: "Какие музыкальные жанры интересуют Вас больше?", "Ваш любимый композитор(ы)?", "Какие общечеловеческие ценности для Вас наиболее значимы?", "Что для Вас значит красота в жизни и в искусстве?", так и вопросы, косвенно выясняющие отношение к музыкальному искусству и ценностям.

Педагогическая интерпретация полученных данных предусматривала прежде всего определение степени роста музыкальных и общеэстетических ценностных ориентации, их соотношение. Для того, чтобы в условиях эксперимента можно было констатировать развитие во взаимосвязи музыкальных и эстетических ориентации, их соотношение, необходимо выделить общий критерий, который позволил бы провести диагностику. В зависимости от того, каков рост музыкальных и общеэстетических ориентации и каким будет их соотнесение в динамике, можно констатировать процесс и результат формирования эстетических ориентации студентов. Общим критерием нашего исследования является восхождение к ценностям и достижение гармонии музыкальных и общих ценностных ориентации на достаточно высоком уровне, что свидетельствует о факте сформированное эстетических ориентации личности студента-музыканта.

Критериями формирования эстетических ориентации явились также три уровня операционального слоя:

-когнитивный (уровень знаний, музыкальный тезаурус);

-эмотивный (сенсорные отношения, определяющие глубину и характер восприятия музыки);

-деятельностный (креативный) уровень отношений к видам музыкальных занятий: исполнению, сочинению, импровизации, анализу музыки и другие.

Синтез трех параметров в гармоническом развитии есть высокий уровень музыкально-эстетических ориентации личности. Два слоя критериев - содержательные и операциональные - являются признаками формирования эстетических ориентации студентов-музыкантов.

Были введены пять уровневых параметров, с помощью которых производилась диагностика: низкий уровень, элементарный, средний, достаточный, высокий.

Данные диагностического изучения приводятся в таблицах и диаграммах в процентном соотношении к общему числу респондентов, которые условно разделены на три группы: группу 1 составили студенты младших курсов колледжа (первый-второй курсы) и несколько старшеклассников специальной музыкальной школы, группу 2 - старшекурсники колледжа (третий-четвертый курсы), группу 3 - студенты института.

Похожие диссертации на Формирование эстетических ориентаций студентов музыкальных учебных заведений