Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики Петрова Людмила Анатольевна

Формирование этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики
<
Формирование этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики Формирование этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики Формирование этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики Формирование этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики Формирование этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики Формирование этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики Формирование этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики Формирование этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики Формирование этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петрова Людмила Анатольевна. Формирование этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Чебоксары, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:06-13/2521

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы исследования процесса формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики. 17

1.1 Этнопедагогический контекст профессиональной культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики. 17

1.2 Сущность, структура и критериальные характеристики этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики. 49

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики. 78

2.1. Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию этнопедагогической культуры будущего медицинского работника. 78

2.2. Педагогические условия совершенствования процесса формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики. 109

Заключение 130

Список литературы 141

Приложения 157

Введение к работе

Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, по-новому высветили проблему ценности личности и базового её качества - здоровья. На фоне свертывания системы бесплатного медицинского обслуживания населения, в том числе детского, ухудшения материально-экономических условий жизни, роста социальной напряженности в обществе, кризиса стратегии «социалистической» медицины, направленной только на защиту больного человека, а не на поощрение, стимулирование здоровых, обозначилась необходимость выработки новой стратегии сохранения здоровья. Концептуально новая идеология основывается на социальной ценности здоровья личности и на идее ответственности каждого человека перед обществом и общества перед человеком за состояние здоровья.

Именно отсутствие личных мотивов в сохранении здоровья является ключевым фактором его ухудшения. Перспективность личностно-ориентированного подхода к сохранению здоровья определяется преимуществом здорового человека в условиях рыночной экономики перед ослабленным и больным; преимуществом вложения средств в первичную профилактику, в поддержание здоровья, а не в лечебную медицину. Цель новой медицины - сохранение и укрепление здоровья личности путем развития его духовных, психических и соматических возможностей (расширение резервных возможностей организма), позволяющих успешно адаптироваться к изменяющейся среде и совершенствовать механизмы здоровья.

Новая философия здоровья предъявляет медицинскому работнику требования, связанные с исполнением наряду с врачебными и педагогических функций. Современный врач,

сочетающий в себе исцелителя и воспитателя должен сказать человеку: познай и сотвори себя. Именно это «самосотворение себя» - главное направление в деятельности медицинских работников первичного звена, в частности, специалиста медицинского офиса. Введение новой системы медицинского обслуживания основывается как на мировом, так и отечественном опыте, за короткое время система положительно зарекомендовала себя. Медицинские работники офиса врача общей практики, особенно в сельской местности, подтвердили свою большую эффективность в медицинском обслуживании населения в сравнении с узкой специальности.

В деятельности медицинских работников офиса врача общей практики на первый план выдвигаются задачи валеологического образования населения и формирования здорового образа жизни, что значительно расширяет его функции в направлении педагогического взаимодействия. При этом содержание и формы взаимодействия медицинских работников офиса врача общей практики во многом определяются социально-культурными особенностями народов, населяющих данную территорию, которые отличаются своими традициями и обычаями. В этих условиях в профессиональной деятельности медицинских работников офиса врача общей практики актуализируются этнопедагогические аспекты взаимодействия с населением.

Роль медицинского работника офиса врача общей практики особо возрастает в сельской местности. Если в городе населению доступны широкий спектр качественных медицинских услуг благодаря наличию узкоспециализированных специалистов, то на селе медицинскому работнику приходится решать проблемы медицинского обслуживания по всем направлениям медицинской помощи. От того, насколько такой специалист умеет находить

подходы к любому пациенту вне зависимости от возраста, социального положения и национальности, зависит результативность его деятельности. Отсюда следует, что еще со студенческой скамьи будущий врач общей практики должен знать народно-медицинские, санитарно-гигиенические и этнопеда-гогические традиции данной местности.

Изменение функций, безусловно, требует изменить и систему
подготовки медицинских работников офиса врача общей
практики. Содержание его профессиональной подготовки
обогащается педагогической подготовкой, в которой гармонично
сочетаются общекультурная и медико-биологическая подготовка.
Качеством, объединяющим названные направления

профессиональной подготовки медицинских работников офиса врача общей практики, обладает этнопедагогика. То есть, формирование этнопедагогической культуры направлено на профессиональное развитие медицинских работников, которые, владеют не только узкопрофессиональными качествами, но и новыми этнопедагогическими подходами и технологиями взаимодействия с населением на основе традиционной педагогической культуры.

Одним из факторов, сдерживающих становление медицинских работников новой формации, по нашим данным, является их слабая этнопедагогическая подготовка в вузе. Современное медицинское образование не обеспечивает в должной мере их этнопедагогическую ориентацию. Будущие медицинские работники офиса врача общей практики недооценивают значимости народной педагогики в лечебно-профилактической деятельности, не видят необходимости глубокого изучения обобщенного опыта традиционного национального воспитания в области духовного и физического здоровья. У части студенчества

проявляется негативное отношение к народной педагогике, они слабо владеют её средствами, поэтому не могут в перспективе использовать в работе.

Выдающиеся мыслители прошлого: В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.П. Чехов и другие неизменно указывали на необходимость развития русских традиций как в образовании, так и в медицине. Одной из важнейших задач подготовки будущих специалистов они считали изучение народной педагогики.

В современной высшей школе накоплен значительный опыт ознакомления студентов с традиционной культурой народа, особенно в области воспитания. Значительное место отводится мотивации и рефлексии изучения народной педагогики и вышли на уровень теоретических обобщений опыта народной педагогики (Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, А.Г. Гмырин, В.А. Николаев, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов и др.). Наиболее распространенной формой ознакомления студентов с народной педагогикой является включение ее элементов в основные педагогические курсы (Д.Е. Иванов, Г.В. Лунина, Б.Ш. Тажикова, Г.У. Убайдуллаев Е.Л. Христова, И.А. Шоров,). Некоторые вопросы этнопедагогики изучаются в спецкурсах (А.Г. Абсалямова, Ш.М. Арсалиев, Р.Н. Идрисова и др.).

При всей значимости этих работ следует констатировать, что
система формирования этнопедагогической культуры в высших
учебных заведениях в должной мере не сформирована, особенно в
вузах не педагогической направленности. Это обстоятельство
порождает противоречие между потребностями современной
практики в медицинских работниках, владеющих

этнопедагогической культурой и педагогической теорией.

Таким образом, этнопедагогическая подготовка, а именно формирование этнопедагогической культуры врача общей практики, становится актуальной проблемой современности. Этим и продиктована тема нашего исследования, проблема которой формулируется следующим образом: каковы педагогические условия, позволяющие эффективно реализовать процесс формирования этнопедагогической культуры медицинского работника офиса врача общей практики?

Целью исследования является решение указанной проблемы.

Объект исследования - профессиональная подготовка будущих медицинских работников в системе высшего образования.

Предмет исследования - процесс формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики будет более эффективным, если соблюдать следующие педагогические условия:

реализация личностно ориентированного и комплексного подходов в процессе формирования этнопедагогической культуры;

учебно-методическое обеспечение процесса формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников врача общей практики;

разработка и реализация модели процесса формирования этнопедагогической культуры медицинского работника;

включение в образовательный процесс вуза спецкурсов и спецсеминаров этнопедагогической направленности;

использование в образовательной деятельности

воспитательного потенциала этнопедагогической среды.

Задачи исследования:

-обосновать сущность и содержание этнопедагогической культуры медицинского работника офиса врача общей практики;

-разработать модель процесса формирования

этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики и программу ее реализации;

-определить и охарактеризовать основные критерии и показатели сформированности этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики;

-выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие эффективному формированию этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики.

Методологическую основу исследования составляют
философские положения о целостности, взаимной связи и
обусловленности всех элементов человеческой культуры, о
социальной и творческой сущности личности. Специальную
методологию исследования составляют культурологический,
аксиологический, комплексный, личностно ориентированный
подходы. Культурологический подход предполагает исследование
этнопедагогической культуры на различных уровнях:
общественном, профессионально-групповом, личностном,

изучение в статике и динамике, выявление особенностей и воспитательных возможностей и т.д. На основе культурологического подхода предполагается обобщение этнопедагогических знаний (идей, закономерностей, принципов, понятий и др.), отношений, способов деятельности, качеств

личности, их состава, структуры и содержания, функционирования в конкретных ситуациях.

Функционально-культурологический подход связан с аксиологическим подходом. Согласно ему составляющие традиционной педагогической культуры представляют собой систему ценностей: ценности-цели, ценности-содержание, ценности-средства.

Применение целостного подхода обеспечило необходимое и достаточное обоснование сущности, содержания и структуры этнопедагогической культуры, ее формирования в целостном образовательном процессе.

Традиционную педагогическую культуру образуют три составляющие: целевая, содержательная и процессуальная. Будучи сложной педагогической системой, эта культура требует использования системного подхода.

Важным методологическим основанием настоящего исследования является личностно ориентированный подход, который создает предпосылки для изучения процесса формирования этнопедагогической культуры в технологическом контексте.

Теоретические основы исследования. Этнопедагогическая
культура специалиста нами понимается как составная часть
профессионально-педагогической культуры, отдельные вопросы
которой изучали А.В. Барабанщиков, Н.Ю. Бочарова,

Е.Б. Гармаш, Т.В. Иванова, И.Ф. Исаев, Н.Л. Крицкая,

И.Я. Лернер, В.А. Николаев, В.А. Сластенин и др. В основу исследования положена концепция И.Ф. Исаева и В.А. Николаева, трактующая профессионально-педагогическую культуру как систему педагогических ценностей.

В современных условиях процесс формирования этнопедагогической культуры проходит успешно, если он построен в соответствии с концепцией «диалога культур» (А.С. Арсентьев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Б.М. Бим-Бад и др.), предполагающей взаимосвязь культур адекватно их сущности (И.В. Баева).

Исследование опиралось на результаты изучения этнопедагогической подготовки учителя А.Г. Абсалямовой, А.И. Алимбековым, Щ.М-Х. Арсалиевым, А.Г. Гмыриным, И.Ф. Гончаровым, Р.Н. Идрисовой, А. Маноновым, В.А. Николаевым, А.П. Орловой, М.М. Тхуго, Г.У. Убайдуллаевым, М.Г. Харитоновым, И.А. Шоровым и др.

Теоретической базой изучения содержательной составляющей
этнопедагогической культуры послужили исследования
И.Б. Арабова, Х.Х. Батчаевой, Г.Н. Волкова, М. Дибирова,
Б.А. Кадырова, Т.И. Майцекива, Ш.А. Мирзоева, Т.Т. Мунзук,
Б.А. Пирлиева, Ю.А. Рудя, В.М. Петрова, Т.Н. Петровой,
П.С. Сафарова, М.И. Стельмаховича, Е.И. Сявавко,

Х.А. Тагировой, З.П. Тюменцевой, Т.Г. Тимошиной, И.А. Шорова, Я.И. Ханбикова, Е.Е. Хатаева и др.

Исследование опиралось на обобщенные результаты изучения русской и чувашской народной педагогики, изложенные в публикациях В.А. Алексеева, Е.П. Белозерцева, Г.Н. Волкова, Г.В. Луниной, A.M. Леонова, О.В. Леоновой, Л.С. Малик, В.М. Меньшикова, Т.Н. Петровой, В.М. Петрова, В.К. Шаповалова, С.С. Щекиной, М.Г. Харитонова и др.

Одним из ключевых положений данного исследования является идея обусловленности цели, содержания, средств народного воспитания особенностями национальной психологии. В основе развития этой идеи труды Э.А. Баграмова,

Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, И.Е. Забелина, В.В. Зеньковского, В.О Ключевского, И.С Кона, Д.С Лихачева, Н.О. Лосского, С.В Максимова, В.В. Розанова, З.В. Сикевича, B.C. Соловьева, Г.И. Успенского, К.Д. Ушинского А.В. Хомякова и др.

Исследование опиралось на концепцию модернизации
отечественной системы здравоохранения на основе развития
первичного звена медицинского обслуживания населения. В нем
использовались идеи развития ответственного отношения
личности за свое здоровье перед обществом и общества перед
человеком . (Г.Г. Багиров, В.В. Грязнов, И.Н. Денисов,

А.И. Иванов, В.А. Орлов, А.В. Самарин, Г.Н. Ушаков и др.).

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование), методы изучения и обобщения передового педагогического опыта (наблюдение, анализ продуктов педагогической деятельности), методы опытно-экспериментальной работы, диагностические методы (опросы, беседы, интервьюирование, тестирование, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки), методы статистической обработки результатов (расчет критерия Стьюдента и коэффициента корреляции, факторный анализ) и др.

Опытно-экспериментальной базой исследования является медицинский факультет Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. В сравнительном плане привлекался массовый опыт, отраженный в печати. Исследованием охвачено 882 испытуемых (студенты,

преподаватели, врачи общей практики). Из них 354 студента приняли участие в эксперименте.

Исследование осуществлялось в три этапа:

1998 - 2000 гг. - анализ состояния проблемы
этнопедагогической культуры в историческом, философском,
культурологическом, этнографическом, социологическом,

психологическом и педагогическом аспектах, сбор эмпирических материалов для выявления целей, содержания, средств, источников народного воспитания; определение проблемы, цели, задач, гипотезы, методологии и методики исследования.

2001 - 2003 гг. - анализ и обобщение опыта формирования этнопедагогической культуры студентов в различных вузах страны; уточнение понятийного аппарата; определение ведущих тенденций, принципов, путей формирования этнопедагогической культуры студентов; проведение эксперимента по внедрению в педагогический процесс вуза модели формирования этнопедагогической культуры медицинского работника офиса врача общей практики и изучение ее эффективности.

2004 - 2006 гг. - уточнение и обобщение теоретических позиций, завершение эксперимента, статистическая обработка данных, анализ и систематизация результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

разработана модель процесса формирования этнопедагогической культуры будущего медицинского работника офиса врача общей практики;

определены уровни, критерии и показатели сформированности этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики;

- выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит значительный вклад в развитие теории и практики подготовки специалистов. Его результаты дополняют и углубляют дидактические знания о процессе подготовки студентов медицинского вуза к воспитательно-профилактической деятельности в качестве врача общей практики. В нем определены пути совершенствования системы подготовки медицинских работников офиса врача общей практики в целях повышения качества медицинского обслуживания населения. В исследовании дано теоретическое обоснование сущности этнопедагогической культуры и необходимости создания определенных педагогических условий для совершенствования процесса формирования этой культуры у непедагогов (будущих медицинских работников).

Материалы исследования могут служить основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования. Разработанные в
ходе исследования положения и выводы обеспечивают
эффективное формирование целостной этнопедагогической
культуры студентов. Учебные программы спецкурсов и
методические рекомендации по формированию

этнопедагогической культуры у будущих врачей общей практики, прошедшие опытно-экспериментальную проверку, используются в процессе непрерывного профессионального образования в вузе. Установленные в ходе исследования уровневые характеристики сформированности этнопедагогических знаний, мышления, национального самосознания, познавательного интереса,

эмоционально-ценностного отношения к народной культуре, народной педагогике позволят совершенствовать процесс формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и
выводов исследования обеспечиваются: использованием на всех
этапах идентичного инструментария; применением

взаимодополняющих методик, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; проведением широкомасштабного педагогического эксперимента; репрезентативностью выборки; многократной экспертизой итогов опытно-экспериментальной работы и положительной оценкой их со стороны педагогической общественности.

Основные положения, выносимые на защиту:
1. Этнопедагогическая культура медицинских работников
офиса врача общей практики это социально-педагогический
феномен, характеризующий меру освоения традиционной
педагогической и врачебно-профилактической культуры народа,
понимания воспитательной сущности ее ценностей, их
адекватного использования в современной практике врачебной
деятельности. Этнопедагогическая культура представляет собой
диалектическое единство объективной и субъективной сторон.
Объективная сторона - традиционная педагогическая культура
общества, включающая целевую, содержательную,

процессуальную составляющие. Субъективная - этно
педагогическая культура личности, объединяющая
этнопедагогическое сознание, этнопедагогическое мышление,
этнопедагогическую деятельность. Содержательным наполнением
этнопедагогической культуры являются ценности-цели, ценности-
содержания, ценности-средства, этническую специфику которым

придает менталитет нации. Их освоение обеспечивает развитие системы ценностных ориентации, составляющих основу этнопедагогического мировоззрения, которое проявляется в форме установки на организацию врачебно-профилактической деятельности с позиций этнопедагогической культуры.

  1. Модель процесса формирования этнопедагогической культуры медицинского работника офиса врача общей практики, которая является важным средством совершенствования процесса подготовки студентов медицинского вуза к будущей деятельности в качестве врача общей практики, включающая в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы обучения, организационные формы, методы обучения и воспитания. Критерием эффективности модели является результат.

  2. Формированию этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики способствуют совокупность следующих педагогических условий:

реализация в вузе личностно ориентированного и комплексного подходов в процессе формирования этнопедагогической культуры;

учебно-методическое обеспечение процесса формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики;

разработка и реализация модели процесса формирования этнопедагогической культуры медицинского работника;

включение в образовательный процесс вуза спецкурсов и спецсеминаров этнопедагогической направленности;

использовании в образовательной деятельности воспитательного потенциала этнопедагогической среды.

4. Сформированность этнопедагогической культуры будущих
медицинских работников офиса врача общей практики

определяется уровнем развития этнопедагогического сознания (знания, отношения, мотивы, самосознание), этнопедагогического мышления (теоретический, технологический, рефлексивный) и этнопедагогической деятельности (познавательный, ценностно-ориентационный, практический).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в методическом пособии, программах, научных статьях, докладах и тезисах. Полученные в ходе исследования данные обсуждались и получили одобрение на:

ежемесячных методических семинарах аспирантов и докторантов ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»;

Международной научной конференции «И.Я. Яковлев и духовный мир современного многонационального общества» (Чебоксары, 1998 г.);

республиканской научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты межэтнической толерантности в социокультурном пространстве Чувашии» (Чебоксары, 2004 г.)

Цель и задачи, логика исследования определили объем и структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Этнопедагогический контекст профессиональной культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики

Исторически медицина сложилась как наука, которая в качестве главной цели декларировала сохранение и укрепление здоровья, продление жизни человека, тогда как лечение болезней составляло ее вторую часть. По преданию, владыки Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они, владыки, были здоровыми. Отношение к здоровью принципиально менялось уже в рабовладельческих сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. При этом рабовладельцы, предаваясь излишествам и комфорту, все в меньшей степени уделяли внимание своему здоровью и все больше уповали на лечение возникших его нарушений, на врачей. Видимо, следует считать, что именно это обстоятельство способствовало тому, что медицина потеряла свое профилактическое значение и стала обращать основное внимание на лечение болезней. В свое время Абу Али ибн-Сина (980-1037 гг.) в «Каноне врачебной науки» указывал как на наиболее эффективный путь к долголетию - сохранение здоровья, а не лечение. Казалось бы, что за более 70 лет советской власти в СССР, в течение которых провозглашался принцип социально-профилактической направленности медицины, ее бесплатности и доступности, можно было не только ликвидировать ряд инфекционных заболеваний и существенно снизить неинфекционную заболеваемость населения, но и значительно увеличить число здоровых людей. Однако статистика говорит об обратном. К середине 90-х годов 20 в. социально-экономический и политический кризис в республиках бывшего Советского Союза обнажил все отрицательные последствия стратегии «социалистической» медицины, направленной только на защиту больного человека, а не на поощрение, стимулирование здоровых. На фоне свертывания системы бесплатного медицинского обслуживания населения, в том числе детского, ухудшения материально-экономических условий жизни, роста социальной напряженности в обществе к концу 1990-х годов произошло резкое ухудшение здоровья населения. Так, только 10% выпускников школ могут считаться практически здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, 40% - хронические заболевания. За последние 10 лет увеличилось число социально значимых болезней (органов пищеварения - на 22%, нарушений опорно-двигательного аппарата - в 1,5-2 раза; аллергических болезней - в 3 раза, нарушений зрения - в 5 раз). Каждый четвертый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся сложилась в школах нового типа (гимназиях, колледжах и т.д.) в связи с ростом объема и сложности учебной информации, в условиях отсутствия гигиенической регламентации учебного процесса. Исследования распространенности вредных привычек среди подростков показали, что число курящих достигло в среднем 70%), а употребляющих алкоголь - 30%, с каждым днем растет число людей, употребляющих наркотики. Угрожающее состояние здоровья населения привело к угрозе национальной безопасности России, ее будущего. От 20% до 50% подростков имеют ограничения в выборе профессии по здоровью, годность к военной службе за последние 5 лет не превышает 50-70%, до 20% девушек имеют различные формы нарушения репродуктивного здоровья. Стало понятно, что в рамках старого подхода к целям и задачам медицины решить проблемы коренного перелома в уровне здоровья на данном этапе социально-экономического развития нашего общества невозможно. Необходимо определить новую стратегию сохранения здоровья, основанную на социальной ценности здоровья личности и идее ответственного отношения каждого человека за свое здоровье перед обществом и общества перед человеком. Поскольку здоровье человека, по данным ВОЗ, на 70-80 % определяется его собственным отношением к здоровью или возможностью влиять на факторы, имеющие к нему отношение, осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья -ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными. Именно отсутствие личных мотивов в сохранении здоровья является, по-видимому, ключевым фактором его ухудшения. Перспективность личностно-ориентированного подхода к сохранению здоровья определяется преимуществом здорового человека в условиях рыночной экономики перед ослабленным и больным обществом; преимуществом в большей выгоде вложений средств в первичную профилактику, в поддержание здоровья, чем в лечебную медицину. Именно этим путем идут все развитые страны, осуществляя свои программы охраны здоровья нации, в которых основная роль отводится не системам здравоохранения, а различным общественным организациям, образовательным программам.

Сущность, структура и критериальные характеристики этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики

Прежде, чем приступить к изложению заявленной проблемы, необходимо сделать предварительные замечания, касающиеся существа концепции, на которой строится исследование. Мы считаем, что отрасль научного знания может считаться наукой тогда, когда она способна взглянуть на изучаемый ею объект в виде некоторого систематического целого. В педагогических науках основными элементами системы воспитания являются: 1) педагоги; 2) воспитанники; 3) содержание образования и воспитания; 4)средства педагогического воздействия. Цель в педагогике, являясь выражением социального заказа, интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора. Иными словами, цель, содержание, средства - это основные элементы педагогической системы.

В ходе теоретических исследований и анализа литературы по проблеме исследования [10; 15; 19; 21; 25; 27; 78; 92; 97; 104; 117; 151 и др.] нами выявлены основные составляющие целостного образовательного процесса: целеполагание, содержание и средства. Этнопедагогическая культура как процесс и результат целостного образовательного процесса содержит все названные составляющие: целевую, содержательную и процессуальную (составляющую средств).

Для характеристики этнопедагогической культуры как целостного образования и их адекватного понимания основных понятий целесообразно предварительно охарактеризовать выделенные составляющие. Цель воспитания - это то, к чему стремимся, на что направляются усилия. Цель обусловливает содержание и средства воспитания. Цель педагогического процесса состоит в формировании личности, системной характеристикой которой является культура. Для нашего исследования цель педагогического процесса - развитие этнопедагогической культуры личности (медицинского работника).

Сердцевиной персональной культуры человека являются ценностные ориентации, которые в совокупности составляют основу мировоззрения личности [75]. Формирование ценностных ориентации, образующих этнопедагогическое мировоззрение, которое проявляется в соответствующей деятельности, выступает целью развития этнопедагогической культуры медицинского работника. В выше перечисленных исследованиях доказано, что процесс формирования ценностных ориентации в сфере этнопедагогики в значительной степени обусловлен уровнем развития национального самосознания.

Содержание образования - это результат адаптированного социального опыта, который предъявляется для усвоения студентам. В педагогической науке выделены четыре основных элемента содержания: знания, способы деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения и опыт творческой деятельности [59]. Предлагаемые к усвоению компоненты содержания становятся личностным образованием студента: знаниями, умениями и отношениями. Преломляясь через сознание, опыт личности, эмоционально-чувственные переживания, они содействуют развитию личности.

Г.Н. Волков отмечает, что содержание этнопедагогики включает воспитательный опыт народных масс, их педагогические воззрения, взгляды, идеи, традиции в области воспитания [58, 7]. Мы считаем, что этнопедагогика представляет собой содержательную составляющую этнопедагогической культуры и включает в себя, кроме названных выше элементов, обобщенные идеи, понятия, закономерности, принципы народного воспитания.

Из соотношения содержания этнопедагогики и общих элементов содержания современного образования следует, что они адекватны. Этнопедагогические знания включают идеи, закономерности, принципы, средства, методы, приемы, источники народного воспитания. Способы деятельности в этнопедагогике охватывают возможность оперировать средствами, приемами, источниками народного воспитания в различных педагогических условиях. В результате чего формируются соответствующие этнопедагогические умения.

Этнопедагогические отношения являются результатом освоения педагогической культуры народа и составляют основу национального самосознания личности. Таким образом, содержание этнопедагогической культуры включает знания, способы деятельности и отношения.

Формирование этнопедагогической культуры требует усвоения и практического использования основных средств народного воспитания. Как установлено в ходе анализа результатов этнологических, исторических исследований [125], важнейшими средствами народного воспитания выступают элементы родной культуры. Более детальное изучение данного аспекта проблемы позволило установить, что условно их можно разделить на три подгруппы:

1) средства материальной культуры (предметы труда, быта, прикладного искусства);

2) средства духовной культуры (религия, нравы, фольклор);

3) средства соционормативной культуры (нормы, обряды, этикет).

Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию этнопедагогической культуры будущего медицинского работника

Как установлено в ходе теоретического исследования, традиционная педагогическая культура общества включает три составляющих: целевую, содержательную, процессуальную. В ходе их освоения формируется этнопедагогическая культура личности, которую характеризуют этнопедагогическое сознание, этнопедагогическое мышление, этнопедагогическая деятельность. В личностном плане этнопедагогическая культура медицинского работника проявляется в этнопедагогическом мировоззрении, сердцевиной которого являются ценностные ориентации личности. Выделенные теоретические модели необходимо апробировать на практике в рамках педагогического эксперимента.

В данном разделе изложены результаты решения очередных задач исследования. Проанализированы узловые проблемы, возникающие в лечебно-профилактической деятельности медицинских работников. Рассмотрена система работы высшей школы по развитию этнопедагогической культуры будущих медицинских работников. Обобщен опыт работы Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, а также некоторых других вузов по этнопедагогической подготовке студентов.

В нашем- исследовании мы исходим из необходимости формирования целостной этнопедагогической культуры медицинского работника, обеспечивающей его профессиональную деятельность с валеологических позиций, позволяющей сохранять и укреплять здоровье личности путем развития его духовных, психических и соматических возможностей, опираясь на идеи этнопедагогики. С этой целью разработана и реализована экспериментальная программа формирования этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики на базе Чувашского государственного университета.

Ранее мы уже отмечали, что движущими силами развития и совершенствования этнопедагогической культуры медицинского работника, источником ее формирования являются противоречия. Исследования в области этнологии, этнопедагогики, этнопсихологии, педагогической теории и практики позволили сформулировать основные противоречия процесса формирования этнопедагогической культуры. К ним относятся противоречия

между недостаточным развитием профессионального самосознания будущих медицинских работников на основе новых подходов медицинского обслуживания населения и возможностями его обогащения в учебно-воспитательном процессе вуза;

уровнем профессиональной культуры, в частности одной из основных ее составляющих - этнопедагогической культуры медицинского работника, и социальным заказом общества на модернизацию существующей системы здравоохранения;

непониманием будущих медицинских работников офиса врача общей практики значимости народной педагогики в процессе воспитательно-профилактической деятельности и социальными потребностями общества в сохранении и развитии лучших национальных традиций в реализации здорового образа жизни.

Как уже доказано, этнопедагогическая культура представляет собой целостное, системное образование. Для ее элементов характерно содержательное и организационное единство, взаимосвязь и взаимодействие между собой, с другими элементами профессионально-педагогической культуры. По данным многих исследований, процесс формирования этнопедагогической культуры носит объективный характер, т.е. подчиняется определенным тенденциям [2; 9; 21; 58; 65; 105]. В названных работах выявлено, а наши исследования подтвердили, что ведущие тенденции этого процесса следующие:

эффективность формирования этнопедагогической культуры зависит от уровня освоения обобщенных этнопедагогических знаний, умений, отношений;

успешность развития этнопедагогической культуры определяется степенью соответствия целей, содержания, средств народной педагоги позитивным качествам менталитета народа;

глубина освоения этнопедагогической культуры обусловлена логикой познания целевой, содержательной, процессуальной составляющих традиционной педагогической культуры общества.

В ходе теоретического анализа проблемы нами установлено, что этнопедагогическая культура представляет собой системное образование. Следовательно, процесс ее формирования также должен строиться на основе системно-структурного подхода. Построение системы развития этнопедагогической культуры предполагает выделение составных частей (этапов) и связей между ними, поэтому нами предварительно были проанализированы исследования и опыт деятельности вузов, касающиеся профессионально-педагогической подготовки специалиста и прежде всего учителя, так как в этом направлении выполнено наибольшее количество исследований.

Из всей совокупности изученных работ по своей специфике наиболее близкими к нашей проблеме оказались исследования А.Б. Алимбекова, Е.П. Белозерцева, В.А. Николаева, Е.Г. Силяевой и М.Г. Харитонова. С целью выработки адекватной методики мы проанализировали данные работы с точки зрения этапов формирования профессионально-педагогической культуры специалиста.

Похожие диссертации на Формирование этнопедагогической культуры будущих медицинских работников офиса врача общей практики