Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста Тугуз Саида Байзетовна

Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста
<
Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тугуз Саида Байзетовна. Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Тугуз Саида Байзетовна; [Место защиты: Рос. акад. образования].- Москва, 2009.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1350

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования правовой культуры студентов в вузе 11

1.1 Социализация молодежи в образовательном процессе вуза: теоретические аспекты 11

1.2 Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики 39

Выводы по I главе 68

Глава II. Компетентностно-ориентированная модель формирования правовой культуры личности будущего специалиста в вузе 71

2.1 Концептуальные основы проектирования компетентностно-ориентированной модели правовой культуры студента 71

2.2 Педагогические условия эффективности формирования правовой культуры студентов вуза 83

2.3 Педагогический эксперимент 116

Выводы по II главе 131

Заключение 135

Список литературы 137

Приложение 156

Введение к работе

Актуальность исследования. В последнее десятилетие в России произошли значительные изменения в области модернизации социально-экономических и правовых отношений, формирования правовой системы, отвечающей современным требованиям и реалиям. В стране был провозглашен курс на формирование правового государства и гражданского общества. Эффективность намеченных преобразований может быть достигнута, с одной стороны, совершенствованием законодательства и. государственного управления, и обеспечением высокого уровня правовой культуры граждан, с другой.

В этой связи, формирование правовой культуры будущих специалистов, проявляющееся, прежде всего, в развитии правовой активности и эффективном умении использовать правовые средства для достижения практических результатов, должно стать неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки студентов в вузе, необходимым компонентом профессионального становления личности. Особую актуальность этот процесс приобретает в условиях перехода к компетентностной модели подготовки специалистов, в которой определяющим выступает опыт деятельности личности, ее готовность принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации.

Исследование профессиональной компетентности осуществлялось в работах философов, психологов и педагогов, в том числе Б.Г. Ананьева, СП. Ахтырского, Л.И. Берестовой, Ю.В. Варданяна, А.А. Воротниковой, В.К. Загвоздкина, И.А. Зимней, М.Н. Карапетовой, Н.Е. Костылевой, Ю.Г. Круглова, И.И. Легостаева, А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, А.А. Скам-ницкого, А.В. Тихоненко, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, СЕ. Шишова, В.И. Юдина и др.

Разработкой теоретико-методологических аспектов формирования правовой культуры как специфического социально обусловленного феномена, выполняющего важную социализаторскую, гуманитарную миссию, способст-

4 вующего выработке активной жизненной позиции, занимались такие ученые-юристы как С.С. Алексеев, В.В. Лазарев, Е.А. Лукашева, В.Л. Малахов, А.А. Молчанов, В.П. Сальников, А.П. Семитко и др.

О роли и значении правовой культуры для общечеловеческой культуры и образования говорили и писали многие известные ученые, такие как Н.Н. Вопленко, Н.Л. Гранат, А.В. Малько, Н.И. Матузов, И.Ф. Рябко и др.

Научно-методические основы формирования правовой культуры молодежи разработаны в исследованиях Т.В. Будилиной, В.В. Головченко, Е.А. Зорченко и др.

Анализом процесса формирования правовой культуры личности занимались такие известные ученые, как Е.В. Аграновская, Н.И. Азаров, В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.М. Боер, Е.Л. Болотова, СВ. Бородин, И.Л. Гранат, Н.М. Кейзеров, С.А. Комаров, В.В. Копейчиков, В.В. Лазарева, А.Л. Ликас, Г.В. Назаренко, Н.Д. Неважжай, B.C. Нерсесянц, А.Ф. Никитин, В.П. Сальников, А.П. Семитко, В.А. Толстик, СЕ. Хойман, А.Ф. Черданцев и др.

Правосознание как составной компонент правовой культуры рассматривалось в трудах В.И. Бегинина, А.В. Валицкого, В.И. Гоймана, А.В. Грошева, И.А. Ильина, Е.А. Лукашевой, А.И. Новикова, Г.С Остроумовой, И.Ф. Покровского, Д.А. Потопейко, В.А. Сапуна, В.Н. Синюкова, Э.Ю. Соловьева, А.Г. Тиковенко, В.А. Тумановой, И.Е.Фарбера, В.А. Щегорцова.

В последние годы активно развивается теория правового воспитания самых различных групп населения (Л.Е. Балин, В.В. Берман, В.В. Головченко, А.И. Долгова, B.C. Кантарь, Т.В. Корчагина, А.В. Мицкевич, А.Ф. Никитин, В.М. Обухов, Я.В. Соколов, Е.В. Татаринцева и др.). Тема правового воспитания в общеобразовательной школе освещается в трудах Г.П. Давыдова, Е.В. Известновой, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова, Н.Г. Суворовой и др. Вопросы правовой подготовки специалистов в системе высшего технического образования получили свое развитие в трудах В.Ф. Мануйлова, B.C. Минеева, Б.С. Митина, О.Н. Чекуновой и др.

Однако результаты анализа вышеперечисленных исследований свидетельствует о том, что в них не рассматривались вопросы формирования правовой культуры личности в контексте компетентностной модели подготовки специалистов как необходимой составляющей процесса их профессионального и социального становления.

Таким образом, проблема исследования заключается в разрешении противоречия между сложившейся системой профессиональной подготовки студентов в вузе и современными требованиями к уровню правовой культуры будущих специалистов как необходимого компонента их профессиональной и социальной компетентности.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать педагогическую модель формирования правовой культуры будущих специалистов в учреждениях высшего профессионального образования в русле компетентно-стного подхода.

Объект исследования - система профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия формирования правовой культуры будущего специалиста в вузе.

Гипотеза исследования. Процесс формирования правовой культуры у студентов вуза будет эффективным, если:

определена концептуальная основа формирования правовой компетентности будущих специалистов как необходимой составляющей их социального и профессионального становления;

создана компетентностно ориентированная педагогическая модель формирования правовой культуры студентов в образовательном процессе, обеспечивающая социально-правовой контекст будущей профессиональной деятельности;

разработан комплекс педагогических условий, способствующий успешной реализации компетентностно ориентированной модели формирования правовой культуры будущего специалиста.

Цель и гипотеза исследования определили постановку и решение следующих задач:

на основе анализа педагогических исследований обосновать теоретические и методологические основы процесса формирования правовой культуры студентов вуза;

раскрыть сущность, структуру и содержание понятия «правовая культура» как составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста;

разработать педагогическую модель формирования правовой культуры условиях комптентностно ориентированной подготовки специалистов;

экспериментально проверить эффективность разработанной модели.

Общеметодологической базой исследования стали положения философии о сущности комплексного подхода к научным проблемам, о единстве теории и практики, взаимосвязи и взаимодействии объективного и субъективного, традиционного и инновационного, идеи гуманизации, гуманитаризации и демократизации образования (М.А. Балабан, В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко, Ю.Г. Круглов, Н.М. Крылова, Н.Д. Никандров, A.M. Новиков, Г.П. Щедровицкий и др.).

Методология исследования базируется на системе научных подходов: системного, акмеологического, аксиологического, культурологического, дея-тельностного, личностного.

Теоретической основой диссертационного исследования явились концепции педагогики высшей школы (СИ. Архангельский, В.П. Бедерханова, В.А. Сластенин, Д.В. Чернилевский); акмеологии (О.С. Анисимов, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина); психологии профессионализма (А.К. Маркова и др.); теории целеполагания (Е.Л. Белкин, В.П. Беспал ько, Б. Блум, И.Я. Лернер и др.); теории деятельности и развития личности (А.Г. Асмолов, Р. Берне, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); теории рефлексивного управления целостным педагогическим процессом (Ю.К. Бабанский, Т.М. Давыденко, В.И. Слободчиков и др.); идеи техно-

7 логического подхода к проектированию, организации и совершенствованию образовательного процесса (В.П. Беспалько, В.М. Монахов, П.И. Пидкаси-стый, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.) Методы исследования:

  1. Методы эмпирического исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, сравнение, описание, диагностика (анкетирование, интервьюирование, тестирование, опрос и т.п.).

  2. Методы теоретического познания: обобщение, формализация, аксиоматика, дедукция.

  3. Общелогические методы и приемы: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, индукция, аналогия, моделирование, структурно-функциональный метод и статистическая обработка данных педагогического v> эксперимента.

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной ба- -'-зой исследования явился Майкопский государственный технологический университет. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2003 - 2004 гг.) анализировалась литература по различным аспектам профессиональной подготовки и правовой социализации будущих специалистов в вузе, определялись исходные методологические позиции, которые составили основу процесса формирования правовой культуры студентов, проводился констатирующий этап эксперимента. На втором этапе (2003 — 2005 гг.) разрабатывалась компетентностно ориентированная модель формирования правовой культуры студентов вуза, осуществлялась ее апробация, уточнялись организационно-педагогические условия реализации модели, проводился формирующий этап эксперимента. На третьем этапе (2005 - 2006 гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялась подготовка автореферата и диссертации к защите.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- определен концептуальный подход к формированию правовой культуры студента как основы взаимосвязи и взаимодействия процессов социализа-

8 ции и профессионального становления личности будущего специалиста, обеспечения его адаптивности в условиях усложнения и расширения интеграции профессиональной деятельности;

создана и апробирована компетентностно ориентированная педагогическая модель формирования правовой культуры студентов вуза, способствующая установлению связи профессиональной подготовки с требованиями внешней среды и включающая в себя следующие компоненты: мотивацион-но-ценностный, мировоззренческий, деятельный и рефлексивный.

разработан комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающий эффективность реализации педагогической модели формирования правовой культуры студентов вуза: включение правовой компетентности в систему профессионально значимых качеств будущих специалистов и обеспечение мотивационно-ценностного отношения студентов к правовой культуре как необходимому компоненту их профессиональной компетентности; создание профессионально-ориентированной обучающей среды, использование воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин; организация педагогической деятельности по формированию правовой социализации студентов посредством вовлечения их в процесс социального проектирования.

Теоретическая значимость работы состоит в разработке научно-методического обеспечения компетентностно ориентированной педагогической модели формирования правовой культуры студентов в вузе и включает в себя:

теоретико-методологическую основу процесса формирования правовой культуры у студентов вуза, представленную компетентностным и лично-стно-деятельностным подходами, сочетание которых обеспечивает овладение социально-правововым контекстом будущей профессиональной деятельности;

совокупность компонентов, отражающих сущностные характеристики профессионально-ориентированной образовательной среды в вузе, отвечающей задачам формирования правовой культуры студентов: принципы, способы конструирования содержания образования, педагогические технологии, особенности организации воспитательного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в создании комплекта дидактических и методических материалов по формированию правовой культуры студентов вуза, который может стать основой для подготовки учебно-методических программ и пособий и базой для проведения исследований по проблемам педагогики профессионального образования.

Авторская компетентностно ориентированная педагогическая модель формирования правовой культуры студентов вуза адаптирована к реальному образовательному процессу вуза. Материалы диссертационного исследования использовались в практике работы ГОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на философские, психологические, педагогические теории, четкостью исходных методологических позиций; адекватностью методов исследования цели, объекту, предмету, задачам и логике исследования; широтой и разносторонностью экспериментального исследования; строгой аргументированностью исходных теоретических положений, логических выводов работы, положительными результатами экспериментальной проверки основных положений диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Правовая культура является необходимой составляющей компетентностно ориентированной подготовки будущего специалиста в вузе и характеризуется сознательным выполнением правовых предписаний, осознанием своих прав и способностью их реализовывать в обществе, готовностью к активной защите прав других людей и участию в правотворческой деятельности. Концептуальным подходок к процессу формирования правовой культуры является рассмотрение ее в качестве как основы взаимосвязи и взаимодействия процессов социализации и профессионального становления личности будущего специалиста, обеспечения его адаптивности в условиях усложнения и расширения интеграции профессиональной деятельности.

  1. Процесс формирования правовой культуры студентов в вузе может быть осуществлен посредством разработки и внедрения компетентно стно ориентированной педагогической модели, представленной совокупностью компонентов: мотивационно-ценностного, определяющего отношение к праву как к ценности, характерной для гражданского общества; мировоззренческий, способствующего осознанию роли правовой культуры в жизни общества и отдельной личности, деятелъностного, обеспечивающего усвоение системы правовых знаний и способность их применять при решении профессиональных задач и в процессе активной жизнедеятельности и регулятивного включающего в себя опыт проявления правовой культуры в общении и поведении.

  2. Эффективность реализации компетентностно ориентированной педа- гогической модели формирования правовой культуры будущего специалиста обеспечивается соблюдением комплекса педагогических условий: включение г правовой компетентности в систему профессионально значимых качеств будущих специалистов и обеспечение мотивационно-ценностного отношения , студентов к правовой культуре как необходимому компоненту их профессиональной компетентности; создание профессионально-ориентированной обучающей среды, использование воспитательного потенциала гуманитарных дисциплин; организация педагогической деятельности по формированию правовой социализации студентов посредством вовлечения их в процесс социального проектирования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались и были одобрены на международном научно-методическом семинаре «Содержание образования в условиях информационного общества» (Москва, 2006), научно-методическом семинаре «Инновационный подход к развитию образовательных систем» (Москва, 2007), на ежегодных итоговых научных конференциях Адыгейского государственного университета, Майкопского государственного технологического университета, нашли свое отражение в научных статьях и материалах конференций.

Социализация молодежи в образовательном процессе вуза: теоретические аспекты

Система высшего профессионального образования призвана обеспечить квалифицированными кадрами различные сферы жизни общества, а время обучения в вузе является важнейшим периодом формирования личности будущего специалиста, закладывающим основы всей его последующей деятельности. Наряду с приобретением общих и специальных знаний, он вырабатывает свои первые профессиональные умения и навыки, а также соответствующую систему ценностей, теоретически и практически осваивая методы и технологии решения тех или иных производственных задач. От качества профессиональной подготовки кадров во многом зависит уровень благосостояния общества, возможности удовлетворения базовых социальных потребностей, социальная стабильность и общественная безопасность. В данной связи особое значение имеет отношение будущих специалистов к праву, их представления о законе и законности, влияющие на степень соблюдения ими правовых норм, уровень общественного и личного правосознания, состояние правовой культуры.

Рассматриваемые проблемы получили широкое отражение в общей и специальной литературе, благодаря чему сложились различные подходы как в осмыслении вопросов социализации личности, так и в понимании сущности и содержания правовой культуры. Взаимосвязь и взаимозависимость теории и практики в современной педагогической науке обуславливают целесообразность обращения к теоретическим основам правовой социализации личности студента во время его обучения в вузе.

Представляя собой важнейший социальный институт, образование выполняет целый ряд необходимых обществу функций, среди которых одной из наиболее значимых является социализация молодежи. С ее реализацией тес 12 но связана трансляция ценностей господствующей культуры, обеспечивающая преемственность общественного развития, эффективность адаптации социума к меняющимся условиям жизнедеятельности. В этом отношении особую роль играет система высшего образования, в рамках которой происходит формирование не только профессиональных, но и личностных качеств будущих специалистов.

Сам термин «социализация» впервые ввел в научный оборот американский социолог Ф. Гиддингс в 1898 г. Он понимал под ним процесс развития социальной природы человека и выделял механизм симпатии как ассоциации, способствующей социализации. [84; С. 354]

Согласно К. Марксу, человек формируется в социальной сфере, которая, в свою очередь, является условием его формирования и результатом деятельности. Люди в своей повседневной деятельности и посредством нее изменяют окружающий мир и самих себя: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». [126]

Существенную роль в создании теории общей социализации личности сыграл французский социолог и социальный психолог Г. Тард, считавший общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний. Общественные процессы Г. Тард объяснял действием психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения, вследствие чего общество поддерживает свое существование в качестве целостности и развивается. [188] Подражание у него определялось не только биологическими и психологическими, но и социальными потребностями в повиновении, практической выгоде, престиже.

В широкий научный оборот понятие социализации вошло уже в начале XX в. французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал социализацию как процесс введения новых поколений человеческих существ, «асоциальных к моменту рождения», в сферу «социальной жизни», передачу от поколения к поколению социальных норм и традиций. [68] Немецкий мыслитель М. Вебер выделял социализацию ассоциативную, преимущественно добровольную, и институциональную, реализуемую через «внедрение» в личность принятых обществом норм с помощью социального поощрения и принуждения. [42; С. 322.]

Среди других мыслителей начала XX в., предложивших оригинальное понимание процесса социализации, необходимо отметить американского исследователя Ч. Кули, автора теорий «зеркального Я» и малых групп. Он считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников или соседей), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов. [ПО] Для каждого человека другие люди представляют собой своеобразные зеркала, в которые он смотрится в процессе межличностного общения и выстраивает свое Я, основываясь на восприятии мнений и оценок окружающих. Именно в общении с другими, воспринимая их оценки, человек решает, привлекательный он или некрасивый, умный или глупый, достойный или никчемный.

По мере взросления человека происходит расширение его взаимодействия с различными малыми группами, каждая из которых является «социальным зеркалом». Пересечение отражений и необходимость определиться по отношению к каждому из них, к их совпадениям и противоречиям приводят к тому, что образ становится все более дифференцированным, фиксированным и устойчивым. Под влиянием требований социума и непосредственного окружения у человека вырабатывается самоконтроль, основанием которого становятся усваиваемые им нормы и ценности социума. «Социальное зеркало» постоянно перед человеком, но с изменением его жизни оно тоже меняется. Если в детстве таким зеркалом становится любой, с кем человек находится в постоянном контакте, то для взрослого роль зеркала, как правило, играют «значимые другие» и компетентные в конкретных вопросах специалисты. [ПО; С. 105] Идеи Ч. Кули получили дальнейшее развитие в символическом инте-ракционизме Дж. Мида, исследовавшего социализацию через социальные взаимодействия (интеракции) с точки зрения того смысла, который вкладывают индивиды в свое поведение. Совокупность процессов взаимодействия, по его мнению, конституирует общество и социального индивида. Богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует. В то же время социальный индивид является источником движения и развития общества. [111; С. 39]

Дж. Мид предложил концепцию «обобщенного другого», которая в некоторой степени перекликается с теорией «зеркального Я» Ч. Кули и дополняет ее. «Обобщенный другой» представляет собой ценности и нормы поведения группы, под влиянием которых у ее членов формируется образ Я. Согласно Дж. Миду, человек, взаимодействуя в группе с другими людьми, видит себя их глазами, оценивает себя и поступает в соответствии с представляемыми оценками «обобщенного другого».

Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики

Понятие правовой культуры относится к числу дефиниций, широко используемых в современном научном и общественно-политическом дискурсе, но также не имеющих однозначного определения. Этимология термина связана с областью теории и философии права, в рамках которых внимание акцентируется, прежде всего, на юридических аспектах данного явления. В частности, сторонники наиболее распространенного в отечественной юриспруденции идеального подхода в изучении правовой культуры рассматривают ее как достигнутый обществом в целом или конкретным субъектом определенный уровень знаний и понимания права, как идеальное, интеллектуально-эмоциональное явление (С.С. Алексеев). На интеллектуальном уровне правовая культура выражается в правовых знаниях; на эмоциональном - в уверенности в действенности права и его регулирующих возможностей, уважении к нему. [7; С. 134]

Согласно деятельностному подходу, правовая культура представляет собой специфический способ человеческого бытия в сфере права, созданный людьми метод социального управления, заключающийся в целенаправленном воздействии на поведение индивидов с целью достижения порядка и стабильности в обществе (Е.А. Лукашева). Она рассматривается как результат взаимодействия субъектов, в процессе которого создаются регулирующие эталоны поведения в виде правовых норм, а ее существование - как форма социального взаимодействия, воспроизводящего старые и продуцирующего новые эталоны правового поведения. [151; С. 28]

С позиций качественного подхода правовая культура трактуется как обусловленное социально-экономическим и политическим строем состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития законодательной техники, правовой деятельности и правосознания субъектов (А.П. Семитко). Она считается определенным качеством функционирования правовой системы в целом и ее отдельных элементов. [169; С. 108 - 113]

Немало сторонников и у аксиологического подхода к правовой культуре, рассматривающих ее как систему правовых ценностей, создаваемых, реализуемых и передаваемых в процессе совместной деятельности членов общества (В.П. Сальников). В результате правовая культура может определяться как совокупность всех компонентов правовой действительности в их реальном функционировании в качестве эталонов деятельности правовых субъектов: права, правосознания, правовых отношений, законности и правопорядка, правомерной деятельности субъектов. [167; С. 152] Указанные подходы позволяют раскрыть различные аспекты правовой культуры, но отличаются односторонностью в ее трактовке. Они не учитывают ее социальной обусловленности и изменчивости, интерпретируя правовую культуру в отрыве от правового субъекта. [152; С. 23] Ограниченность юридических подходов к правовой культуре, фиксирующих формальное соответствие правового поведения нормативно-правовым установлениям, может быть преодолена использованием социологического анализа, основанного на представлении о легитимности существующего порядка.

Уровень правовой культуры в рамках социологического подхода определяется степенью признания обществом значимости правовых норм, от которой зависит модель правового поведения личности. Социологический подход наделяет правовую культуру интегративной функцией, поскольку она обеспечивает включенность субъектов в единую систему социальной организации и обусловливает координацию действий индивидов и групп, мотивированных соображениями значимости правовых предписаний. Интегративная функция правовой культуры определяет результативность регулятивной и правоохранительной деятельности. Правовая культура упорядочивает и систематизирует практику отношений, получающую общественное признание. [189; С. 284]

Одной из наиболее распространенных в последние годы является разработанная B.C. Нерсесянцем либертарно-юридическая концепция права. Согласно данной концепции, социологическое понятие права должно опираться, с одной стороны, на его понимание как равной меры свободы в общественных отношениях, с другой - на категорию интереса. С этих позиций под правом в его социологическом выражении понимается форма осуществления социальных интересов по принципу формального равенства. Социальные интересы реализуются в правовой форме в том случае, когда свободное воплощение интереса одного субъекта допускает равную меру свободы для интереса другого субъекта. [151; С. 7] Особенно перспективным представляется использование сформировавшейся в рамках постнеклассической науки семиотической концепции культуры,-в центре которой оказывается человек с присущей ему исключительной способностью создавать тексты как средства взаимопонимания и взаимодействия. С данной точки зрения правовую культуру определяют как самоорганизующуюся систему по созданию, хранению, воспроизводству и трансляции текстов правовой действительности, содержащих социально значимую информацию. В их качестве могут выступать собственно правовые тексты (источники права), тексты, легитимированные в прошлом в качестве правовых (памятники права), акты реализации субъективных прав и правовых обязанностей (вторичные правовые тексты), научные тексты о праве (правовые концепции), тексты правовой идеологии и правовой психологии и другие. Заключенная в текстах правовой культуры социально значимая информация предстает совокупным исторически развивающимся опытом правового общения, в текстуальной (знаковой) форме передаваемым последующим поколениям. [175; С. 71]

Концептуальные основы проектирования компетентностно-ориентированной модели правовой культуры студента

Формирование правовой культуры студента в системе высшего профессионального образования происходит под влиянием ряда факторов: профессионально ориентированной учебной деятельности, социально направленных взаимодействий в учебном коллективе и активного самоотношения личности, заинтересованной в саморазвитии в период обучения в вузе.

Педагогическое проектирование модели формирования правовой культуры важно осуществлять на основе целостной организации компонентов вузовского образовательного процесса (обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания и др.). Вместе с тем -опережающего моделирования целевого, содержательного, организационно-процессуального и контрольно-оценочного компонентов учебно-познавательной деятельности, которые охватывают формы учебной и внеучебной ее организации, равно как и самообразовательную работу обучающихся. Это образует единый вектор формирования правовой культуры студента в условиях профессионального обучения каждой конкретной личности, который позволяет ей одновременно быть участником социально-активной жизни, профессионально-направленной творческой деятельности и субъектом собственного саморазвития.

В ходе диссертационного исследования была разработана компетентностно ориентированная модель формирования правовой культуры студента вуза, включающая компоненты: мотивационно-ценностный, мировоззренческий, деятельностный, регулятивный (рис. 2).

Регулятивный компонент включает в себя опыт проявления правовой культуры в общении и поведении.

Создание профессионально-ориентированной образовательной среды, отвечающей задачам формирования правовой культуры студентов, предполагает описание совокупности ее компонентов: цели, принципы, технологии обучения, особенности организации воспитательного процесса (рис. 3).

Принципы, лежащие в основе создания образовательной среды направлены на обеспечение педагогических условий ее развития и полноценной жизнедеятельности. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

1. Гуманизация образования означает, что в основу образовательного процесса положен приоритет общечеловеческих ценностей; в центре образовательного пространства находится студент, его здоровье, свободное развитие, уважение личности, достоинства; доверие к нему; принятие его личных целей, запросов и интересов.

Е.В. Бондаревская выделяет пять положений в гуманистической парадигме личностно-ориентированного образования. [35]

Первое положение. Сущность и назначение образования - становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Второе положение: гуманное отношение педагога к обучаемому, его позиции в образовательном процессе.

Третье положение: образование должно быть ориентировано на чело-векообразующие функции:

- гуманитарную - сохранение и восстановление экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Для этого образование должно заложить в личность механизмы понимания, взаимопонимания, общения сотрудничества;

- культуросозидательную (кулыурообразующую) - обеспечение сохранения передачи, воспроизводства культуры. Образование должно заложить в человеке механизм культурной идентификации, то есть (установить духовную взаимосвязь между собой и своим народом, переживать чувства принадлежности к национальной культуре) и интериоризации (принятие в качестве своих) ее ценностей, построение собственной жизни с их учетом;

- социализации - усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта, свидетельствующее о нормальном, безболезненном вхождении человека в жизнь общества. Продуктами социализации выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальная позиция, самопознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта, сколько берет и как психика эти приобретения качественно перерабатывает, какое придает им значение. Для успешной социализации образование должно заложить в человеке механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности.

Похожие диссертации на Формирование правовой культуры студентов вуза в условиях компетентностной модели подготовки специалиста