Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна Артемьева Юлия Юрьевна

Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна
<
Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Артемьева Юлия Юрьевна. Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Артемьева Юлия Юрьевна; [Место защиты: Волж. гос. инженер.-пед. ун-т].- Нижний Новгород, 2008.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/221

Введение к работе

Актуальность исследования.

В последнее десятилетие существенно возрастает значение и общественная ценность преобразующей деятельности человека, увеличиваются потребности в услугах в сфере предметно-пространственного средового дизайна. В этих условиях широко востребованы специалисты в области дизайна, способные в совершенстве владеть технологиями дизайнерского искусства, творчески применять их в решении профессиональных задач. Актуальным является преодоление разрыва между сложившимися традициями профессиональной подготовки специалистов в области дизайна и динамикой востребованных профессионально-художественных умений специалистов.

Проблема повышения эффективности подготовки специалистов к профессиональной деятельности в высшей школе является актуальной. В исследованиях А.А.Вербицкого, Э.Ф.Зеера, И.ЯЛернера, В.А.Сластенина, и др. предложены концепции, раскрывающие основные аспекты и направления повышения качества профессиональной подготовки. Особенно много вопросов связано с осуществлением подготовки будущих специалистов в области дизайна к профессиональной деятельности, в которой востребованы отдельные профессиональные умения. В основе научного обоснования исследуемой проблемы лежат психолого-педагогические и методические аспекты формирования умений, получившие разработку в исследованиях Б.Г. Ананьева, В.А. Беликова, О.А. Ивановой, А.К. Марковой, С.Д. Смирнова, В.Д. Шадрикова и др. Вопросы формирования и развития профессиональных умений и навыков обсуждаются в работах СЯ. Батышева, В.Н. Романенко, И.С. Якиманской и др. Актуальные проблемы дизайн-образования освещены в трудах Е.В. Ткаченко, СМ. Кожуховской, СМ. Михайлова и др. Различные аспекты профессиональной подготовки будущих дизайнеров исследованы в ряде работ последних лет. Е.Н. Ковешни-кова рассматривает общие положения подготовки дизайнеров в сфере дизайн-образования. А.П. Гавриленко изучает возможность формирования художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе изучения спецкурса «Архитектоника объемных форм». А.И. Сухарев уделяет больше внимание формированию композиционно-пространственного восприятия студентов на основе академического рисунка, не затрагивая, однако конструктивную сторону последнего. Л.А. Мистратова рассматривает условия формирования умений студентов специальности «изобразительное искусство» в процессе непрерывной практики, О.И. Булавин - на основе пленэрной практики.

Вместе с тем, можно отметить, что теоретико-методологические подходы формирования профессионально-художественных умений будущих дизайнеров остаются недостаточно обоснованными. Анализ исследований и реальной педагогической практики подготовки специалистов в области дизайна выявляет ряд проблем объективного и субъективного характера.

Модернизация предметно-пространственной среды, динамизм развития отделочной инфраструктуры требует от современного специалиста функцио-

нального расширения профессиональной компетентности, синтезирующей про-ектно-конструктивные и художественно-оформительские компоненты. Очевидно, что обозначенные характеристики определяются сформированностью у выпускников соответствующих профессионально-художественных умений. В педагогических исследованиях недостаточно описаны методы формирования, нет четкого алгоритма формирования художественных действий, что затрудняет выработку научно обоснованного подхода целенаправленного формирования этих умений.

Неразработанность выше обозначенных вопросов приводит к тому, что в педагогической практике дизайн-образования формирование профессионально-художественных умений осуществляется преимущественно эмпирически, без необходимого научного обоснования, что обусловливает известную стихийность такой деятельности, а, следовательно, ее невысокую эффективность.

Проблема формирования профессионально-художественных умений требует специального исследования, что обусловлено неразрешенными противоречиями между:

преобразованиями в сфере дизайнерских технологий и как результат, требованиями общества к новому качеству подготовки современных специалистов в области дизайна и недостаточной ориентированностью профессионального образования на формирование профессионально-художественных умений, позволяющих эффективно выполнять основные профессиональные функции;

сложившейся практикой формирования профессионально-художественных умений специалистов в области дизайна и отсутствием эффективных путей их формирования при переходе от знаниевого к компетентност-ному практико-ориентированному подходу в профессиональной подготовке;

стремлением будущих специалистов в области дизайна соответствовать требованиям современного рынка труда и недостаточной сформированностью профессионально-художественных умений, определяющих их профессиональную компетентность.

Учитывая профессиональную значимость и недостаточную теоретическую и практическую разработанность данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна».

Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить процесс формирования профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих специалистов в области дизайна в вузе.

Предмет исследования: процесс формирования профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в вузе.

Гипотеза исследования:

Эффективное формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна будет успешным если:

определена сущность и структура профессионально-

художественных умений, согласованная с современными требованиями к специалисту в области дизайна;

научно обоснованы этапы формирования профессионально-художественных умений;

разработано учебно-методическое обеспечение формирования профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна.

разработаны критерии и уровни сформированности профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна;

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования предполагается решить следующие задачи исследования:

1. Проанализировать проблему формирования профессионально-
художественных умений у будущих специалистов в области дизайна в психоло
го-педагогической и методической литературе.

2. Определить сущность и структуру профессионально-художественных
умений у будущих специалистов в области дизайна, входящих в состав профес
сиональной деятельности будущих специалистов в области дизайна.

  1. Разработать и обосновать этапы формирования профессионально-художественных умений и методику их реализации, включающую уточнение целей, содержания, форм и методов обучения.

  2. Разработать учебно-методическое обеспечение, включающее учебные программы базовых специальных дисциплин и специального курса «Основы профессионально-художественной деятельности», учебно-методическое пособие «Основы изобразительной грамоты», учебно-педагогические ситуации и задания для самостоятельной работы, комплекс диагностических методик.

  3. Разработать критерии оценки сформированности профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна и их уров-невые показатели, позволяющие выявить динамику их развития.

6. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности
разработанных теоретических положений формирования умений у будущих
специалистов в области дизайна.

Методологическую основу исследования составили: основные положения системного подхода к исследованию педагогических систем (СИ. Архангельский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина и др.); личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, Сериков, В.А. Сластенин, М.А.Викулина, И.СЯкиманская и др.); компетентностного подхода (А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов и др.); концепции развития дизайн-образования (Е.В. Ткаченко, СМ. Кожуховская, В.Р.Аронов, О.И. Гени-саретский и др.); исследования в области истории, теории, методологии дизайна (В.Л. Глазычев, А.В. Ефимов, Л.А. Зеленов, К.М. Кантор, СМ. Михайлов, Ю.С.Сомов и др.); исследования, связанные с творческой деятельностью (Л.С.Выготский, Б.М. Неменский, Я.А. Пономарёв и др.).

Теоретическую основу исследования составили: теория и практика высшего профессионального образования (СЛ. Батышев, СМ. Маркова, Ю.Н. Петров, В.Д. Симоненко, В.А. Сластенин и др.); исследования в области фор-

мирования общеучебных и профессиональных умений (Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А.Менчинская, А.В. Усова, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.); теория и методика профессионального обучения дизайнеров (Л.А. Мист-ратова, А.П. Гавриленко, Н.Д. Калина, В.В. Давыдкина, И.С. Каримова, А.И. Сухарев, А.Г. Хабаху, С.Г. Пищев, О.И. Булавин, Е.Н. Ковешникова, Т.М. Степанова, К.С. Кошенов); теория рисунка и композиции (К.Н. Аксенов, Н.Н.Ростовцев, СВ. Тихонов, Л.П. Депсамес и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы и диссертационных работ, учебной документации по проблеме исследования; моделирование; эмпирические методы: анализ и обобщение эффективного педагогического опыта, а также педагогической практики вузов по подготовке специалистов, конструирование модели процесса, диагностические (анкетирование, беседы, экспертная оценка, самооценка); экспериментальные (проведение педагогического эксперимента); праксиомет-рические (изучение продуктов деятельности); методы количественной и качественной оценки результатов педагогического эксперимента.

Базой исследования являлось Государственное образовательное учреждение «Волжский государственный инженерно-педагогический университет». В эксперименте приняло участие 150 студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение», специализации «Дизайн интерьера».

Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2008 гг.

Первый этап (2004-2005гг.) - поисково-теоретический. В этот период осуществлялось ознакомление с проблемой исследования, выявлялась ее актуальность. Производился анализ существующих научных исследований в области дизайн-образования, современного состояния подготовки специалиста в области дизайна в высших учебных заведениях. В данный период определялась методология исследования и разрабатывалась его методика, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи исследования.

Второй этап (2006-2007гг.). На этом этапе уточнялись теоретические позиции, моделировалась и проводилась опытно-экспериментальная работа, апробировалась программа формирования профессионально-художественных умений. Разрабатывались этапы формирования профессионально-художественных умений, задания, учебно-методическое пособие, осуществлялась их экспериментальная проверка. Уточнялись и дополнялись учебные программы, направленные на поэтапное формирование профессиональных художественных умений у будущих специалистов в области дизайна. Разрабатывались критерии сформированности профессионально-художественных умений. Разрабатывалась методика контроля уровня сформированности профессионально-художественных умений.

Третий этап (2007-2008гг.) - проводились систематизация теоретических положений, анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования, формулирование основных выводов, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

- Уточнены сущностные характеристики профессионально-

художественных умений, составляющих основу профессиональной деятельно
сти будущих специалистов в области дизайна и включающих совокупность
приемов обеспечивающих целостное восприятие, художественно-эстетическое
познание, оценивание и преобразование предметно-пространственной среды с
учетом функциональных, конструктивных, эстетических и других принципов
дизайна. Выделена совокупность базовых профессионально-художественных
умений, включающих: профессионально-организационные, логико-
информационные,
художественно-композиционные, художественно-
эстетические
умения.

— Разработаны и обоснованы этапы формирования профессионально-
художественных умений в процессе профессионального обучения будущих
специалистов в области дизайна {мотивационно-целевой, теоретико-
информационный,
репродуктивно-тренировочный, реконструктивно-
вариативный, творческо-поисковый, контрольно-рефлексивный),
раскрываю
щие теоретическую сущность, внутреннюю структуру и логику рассматривае
мого процесса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что научная работа вносит определенный вклад в развитие теории и методики профессионального образования специалистов в области дизайна, а именно:

реализован комплекс взаимодополняющих методологических подходов (системный, деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный) к формированию профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна;

конкретизирована сущность, содержание понятия «профессионально-художественные умения будущего специалиста в области дизайна»;

выявлен структурно-функциональный состав профессионально-художественных умений будущих специалистов в области дизайна и их содержательное наполнение;

разработан процесс формирования профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна, разработаны и обоснованы цели, содержание, методы и средства каждого этапа;

разработаны критерии сформированное профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна и ее динамики: степень сформированное и частота проявления профессионально-художественных умений, а также полнота системы умений, разработаны функциональные показатели и уровни, отражающие сформированность отдельных компонентов умений в соответствии с их содержанием.

Практическая значимость исследования состоит в том, что

— разработанные этапы процесса формирования профессионально-
художественных умений у будущих специалистов в области дизайна внедрены
в практику профессиональной подготовки будущих специалистов в области ди
зайна в ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический универ
ситет», осуществлено последовательное, непрерывное формирование профессио
нально-художественных умений, показавшее положительную динамику и спо
собствующее тем самым повышению качества профессиональной подготовки;

разработано учебно-методическое обеспечение формирования профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна, включающее: учебные программы базовых специальных дисциплин и специального курса «Основы профессионально-художественной деятельности», учебно-методическое пособие «Основы изобразительной грамоты», учебно-педагогические ситуации и задания для самостоятельной работы, комплекс диагностических методик, позволяющий выявить уровни сформированное профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна, обеспечивающее возможность внедрения разработанных теоретических положений в образовательную практику вузов;

апробирован критериально-диагностический аппарат, позволяющий своевременно отслеживать изменения в процессе формирования профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна;

полученные материалы исследования могут быть использованы для совершенствования профессиональной подготовки специалистов художественно-графических специальностей, для разработки методических рекомендаций, корректировки и модернизации образовательных программ.

На защиту выносятся положения:

  1. Понятие «профессионально-художественные умения будущих дизайнеров» определяется как совокупность внешних и внутренних осознанных действий, приемов, обеспечивающих целостное восприятие, художественно-эстетическое познание, оценивание, изображение и преобразование предметно-пространственной среды на основе продуктивного пргшенения знаний о сущности, средствах и способах осуществления профессиональной деятельности дизайнера. Структура умений включает следующие компоненты: профессионально-организационные, логико-информационные, художественно-композиционные, художественно-эстетические умения.

  2. Процесс формирования профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна представляет собой совокупность относительно самостоятельных и преемственно взаимосвязанных между собой этапов, соответствующих содержательным параметрам профессионально-художественных умений будущих специалистов в области дизайна (мотиваци-онно-целевой - формирующий мотивы, интересы, цели у будущего специалиста в области дизайна, порождающие художественную деятельность; теоретико-информационный - формирующий профессионально-художественные знания у будущего специалиста в области дизайна; репродуктивно-тренировочный -формирующий практические профессионально-художественные умения в стандартных ситуациях; реконструктивно-вариативный - формирующий профессионально-художественные умения и навыки в нестандартных ситуациях, творческо-поисковый - формирующий исследовательские профессионально-художественные умения у будущего специалиста в области дизайна; контрольно-рефлексивный - определяющий уровень сформированное профессионально-художественных умений у будущего специалиста в области дизайна).

3. Программно-методическое обеспечение формирования профессио
нально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна:

учебные программы базовых специальных дисциплин и специального курса «Основы профессионально-художественной деятельности»;

учебно-методическое пособие «Основы изобразительной грамоты»;

дидактические модули, семантическое поле понятий;

совокупность профессиональных задач, практических работ, системы заданий, развивающих ситуаций, позволяющих имитировать профессиональные ситуации;

алгоритмы исследования, создания, преобразования графических образов в профессионально-художественной деятельности;

критерии оценки уровней сформированности профессионально-художественных умений у будущего специалиста в области дизайна.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на ведущие теоретико-методологические подходы, использованием комплекса взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, задачам и предмету; опытно-экспериментальной проверкой основных положений и выводов; количественным и качественным анализом результатов, личным участием автора в организации процесса формирования профессионально-художественных умений будущих специалистов в области дизайна.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры строительства и дизайна, профессиональной педагогики ГОУ ВПО Волжского государственного инженерно-педагогического университета.

Материалы исследования апробировались на I межвузовской научно-практической конференции «Проблемы фундаментализации и профессиональной направленности инженерного и инженерно-педагогического образования» (Н.Новгород, 2004); на VI международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н.Новгород, 2005); на I межвузовской научно-практической конференции «Проблемы профессиональной подготовки специалистов в области строительства и дизайна» (Н.Новгород, 2005); на II межвузовской заочной научно-практической конференции преподавателей вузов «Креативность как составляющая профессиональной компетентности студентов-дизайнеров» (Н.Новгород, 2006); на III межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей вузов, ученых и специалистов «Проблемы профессиональной направленности естественнонаучного и технического образования» (Н.Новгород 2006); на VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, соискателей, молодых ученых и специалистов «Наука и молодежь» (Н.Новгород, 2007); на VI Всероссийской заочной научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челябинск, 2007); на I Всероссийской научно-практической конференции «Развитие творческого наследия С.Я. Батышева. в системе непрерывного профессионального образования» (Н.Новгород, 2007); на II межрегиональной научно-практической конференции «Современная психология в экономике, политике и социальной

сфере» (Н. Новгород, 2007); на IX международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Инновации в системе непрерывного профессионального образования» (Н.Новгород, 2008); на IX Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Наука и молодежь» (Н. Новгород, 2008); на II Всероссийской научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов «Научное педагогическое наследие А. П. Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России» (Н. Новгород, 2008).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Содержание диссертации отражено в 17 публикациях автора из них 1 публикация в издании, рекомендованным ВАК.

Похожие диссертации на Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна