Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этика ненасилия в преподавании боевых искусств в системе подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний Савицкий Алексей Николаевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савицкий Алексей Николаевич. Этика ненасилия в преподавании боевых искусств в системе подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Савицкий Алексей Николаевич; [Место защиты: С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования]. - Санкт-Петербург, 2008. - 212 с. РГБ ОД, 61:08-13/119

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философский анализ идей ненасилия как методологического основания преподавания боевых искусств 15

1.1. Проблемы этического образования взрослых 15

1.2. Этика ненасилия как ценность общественного и индивидуального сознания 28

1.3. Становление и развитие этики ненасилия 42

1.4. Этические основания боевых искусств 58

Выводы по первой главе 70

Глава 2. Исследование эффективности педагогической системы преподавания боевых искусств при подготовке работников Федеральной службы исполнения наказаний 73

2.1. Нормативно-правовое обеспечение подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний 73

2.2. Единство телесного, духовно-нравственного и психосоциального в системе физической подготовки 85

2.3. Этика ненасилия как концептуальное основание педагогической системы преподавания боевых искусств 95

2.4. Реализация педагогической системы преподавания боевых искусств 105

2.5. Результаты исследования эффективности педагогической системы 119

Выводы по второй главе 136

Заключение 139

Библиография 141

Приложения 153

Введение к работе

Актуальность исследования. В начале третьего тысячелетия, когда рост насилия является доминирующей тенденцией в мире, все большее значение для человечества приобретают идеи ненасилия Проблемы насилия и агрессии становятся все более острыми в обществе. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие борьбы за справедливость.

Педагогический интерес представляет не столько насилие, исходящее от власти, сколько насилие, осуществляемое самими гражданами, точнее - внутренняя готовность к осуществлению насилия. Важным представляется не только готовность человека к совершению актов насилия, но и его отношение к тем, кто совершает такие акты В этой связи возрастает актуальность деятельности правоохранительной и уголовно-исполнительной системы в государстве, а особенно их отношение к идеям ненасилия.

Эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы напрямую зависит от обеспечения безопасности службы исполнения наказаний в целом, персонала и лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, в частности. Специфический характер задач, возложенных на работников Федеральной службы исполнения наказаний, требует от личного состава высокого уровня морально-психологической, физической подготовки, так как при их выполнении зачастую приходится действовать в обстановке реальной опасности, насыщенной критическими ситуациями и скоротечностью событий.

Перед органами Федеральной службы исполнения наказаний и учебными заведениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации этих работников, стоит задача поиска новых путей и совершенствования уровня их профессиональной подготовленности. Одним из ведущих факторов повышения профессиональной готовности является целенаправленная система нравственной, тактической и физической подготовки в их единстве (в частности, владение боевыми приемами борьбы), способствующая формированию у сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний профессиональных качеств, влияющих на эффективность выполнения оперативно-служебных задач

Основное противоречие в том, что преподавание боевых приемов борьбы ведется в отрыве от их морально-этической составляющей. Сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний, освоив некоторые приемы боевых искусств, часто применяют их неоправданно, безнравственно по отношению к осужденным. Кроме того, анализ программ и занятий по физической культуре, боевым приемам борьбы в системе подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний показал отсутствие в их содержании философских и морально-этических составляющих Это обстоятельство вывело нас на тему диссертационного исследования' «Этика ненасилия в преподавании боевых искусств в системе подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить эффективность педагогической системы преподавания боевых искусств на принципах этики ненасилия при подготовке работников Федеральной службы исполнения наказаний.

Объект исследования: образовательный процесс подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний.

Предмет исследования: педагогическая система преподавания боевых искусств на принципах этики ненасилия при подготовке работников Федеральной службы исполнения наказаний

Гипотеза исследования: уровень морально-психологической, тактико-специальной и физической подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний повысится, если:

воспитывать отношение работников Федеральной службы исполнения наказаний к осужденному как к человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации;

этику ненасилия рассматривать как ценность индивидуального сознания, являющуюся «фокусом» поиска смысла человеческого существования и регулирующую профессиональное поведение;

физическую подготовку осуществлять в гармоничном единстве соматического, духовно-нравственного и психосоциального развития;

реализовать педагогическую систему преподавания боевых искусств на основе принципов этики ненасилия.

Для достижения поставленной цели и проверки положений гипотезы были определены следующие задачи:

  1. На основании изучения философской, психолого-педагогической и методической литературы рассмотреть основные теоретические подходы в исследовании ненасилия как ценности общественного и индивидуального сознания, научно обосновать систему подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний в единстве соматического, духовно-нравственного и психосоциального развития личности

  2. На основе анализа учебных программ и практики их реализации исследовать проблему обучения боевым искусствам, выявить с позиций аксиологического подхода морально-этическую составляющую преподавания боевых искусств.

3. С позиций этики ненасилия проанализировать современное состояние морально-психологической, тактико-специальной и физической подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний и определить перспективные направления ее совершенствования

4 Научно обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую систему преподавания боевых искусств на принципах этики ненасилия при подготовке работников Федеральной службы исполнения наказаний.

5. Разработать и апробировать дидактическое обеспечение дисциплины «Боевые приемы борьбы» на основе этики ненасилия в системе физической подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний

  1. Разработать научно-методические рекомендации по реализации педагогической системы преподавания боевых искусств в подготовке работников Федеральной службы исполнения наказаний

  2. Определить диагностический инструментарий по выявлению взаимообусловленности морально-психологической, тактико-специальной и физической подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний.

Методологической основой исследования являются гуманистический, деятельностный и аксиологический подходы; философское учение об этике ненасилия, психологические и социально-педагогические идеи о человеке как биосоциокультурной системе, а также труды древнегреческих философов об идеале гармоничного сочетания духовного и физического совершенствования личности.

Теоретико-методологическую основу исследования определили труды в области

профессиональной педагогики и психологии: ИЮ Алексашина, Б.Г. Ананьев, АЛ Беляева, А.А. Бодалев, С Г Вершловский, С В. Кривых, А А Макареня, Н В Панова, Н Н Суртаева и др, в том числе этического образования взрослых- А Г. Асмолов, Н.А. Бердяев, Е.В. Дворецкая, М.К Мамардашви-ли, Е Д. Мелешко, И Г Пчелинцева и др,

пенитенциарной педагогики- И Т Богатырев, С.А Ветошкин, А.И Зубков, Ю.И. Калинин, В.Д. Сысоев, М.П. Стурова, Z. Holda, A Zadek и др.,

ненасилия1 Р Г Апресян, М Ганди, А А Гусейнов, А.Д Литман, В.Г Маралов, И.М. Рейснер, Г.Д. Торо, Л.Н Толстой, В.А Ситаров и др,

содержания ценностей ненасилия' М.М Бахтин, Б.С Гершунский, М.-Л Кинг, А.Г. Козлова, Дж. Неру, Н.К. Рерих, А. Швейцер и др.;

гармоничного сочетания духовного и физического совершенства- Аристотель, И.М. Быховская, И.В Иванов, Л.И Лубышева, В В. Николаева, Ж. Пиаже, В И Столяров, А Г. Суббота, П Д. Тищенко и др, а также зарубежные авторы A Maslow, М Featherstone, М Hepworth, В Turner, Т Polhemus, J D Walters и др

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс методов, адекватных предмету исследования.

теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования с целью выявления сущности и содержания проблемы,

психолого-педагогическое моделирование;

изучение и обобщение опыта преподавания, анкетирование, тестирование, собеседование с участниками образовательного процесса;

психолого-педагогический анализ, опытно-экспериментальная работа, оценка и самооценка её результатов

Этапы исследования.

Исследование велось в течение 8 лет с 2000 года по 2007 год и состояло условно из 4 этапов

  1. этап (2000-2001) - поисковый На данном этапе осуществлялось накопление эмпирических данных по проблеме физической подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний, обучения боевым искусствам, определялись методологические основы, понятийный и научный аппарат исследования

  2. этап (2002-2003) - аналитический Проводилось изучение литературы по теме исследования, что позволило определить сущность изучаемых явлений, теоретически обосновать идеи ненасилия, определялись цели, задачи исследования, была сформулирована гипотеза, разрабатывалась педагогическая система преподавания боевых искусств на основе принципов этики ненасилия в подготовке работников Федеральной службы исполнения наказаний.

.. 3 этап (2004-2005) - экспериментальный. Осуществлялась апробация теоретических наработок в системе подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний, реализовалась педагогическая система преподавания боевых искусств, разработанная программа «Боевые приемы борьбы» и ее дидактическое обеспечение

4 этап (2006-2007) - заключительный Производилась корректировка основных положений исследования, обобщались и систематизировались материалы педагогического эксперимента, формулировались выводы, завершалась работа над диссертацией

База исследования: Томский филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний» В эксперименте участвовало 483 человека

Положения, выносимые на защиту.

  1. Эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы в целом, соблюдения, обеспечения и защиты прав и законных интересов осужденных, в частности, зависят в первую очередь от мировоззрения, профессионального и правового сознания основного субъекта, исполняющего уголовные наказания. Специфический характер задач, возложенных на работников Федеральной службы исполнения наказаний, требует от личного состава высокого уровня психологической и физической подготовки, духовно-нравственного и морально-этического совершенствования Систему их подготовки необходимо строить, исходя из идеи единства телесного, духовно-нравственного и психосоциального развития личности.

  2. Коренным отличием боевых искусств Востока от аналогичных европоцентристских систем обучения боевым единоборствам является представление о них как о средстве и методе совершенствования человека в его духовной, интеллектуальной и телесной целостности и единстве с природой Выполнение боевых приемов является своеобразной динамической медитацией, что адек-

ватно внутреннему проявлению отрицания их внешней агрессивности Такой подход приемлем и может составить основу системе преподавания современных спортивно-боевых единоборств. Этика ненасилия как ценность индивидуального сознания, являющаяся «фокусом» поиска смысла человеческого существования, регулирующая индивидуальное поведение, в том числе при выполнении профессионального долга, должна стать методологическим основанием системы подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний.

3 Педагогическая система преподавания боевых искусств на основе принципов этики ненасилия при подготовке работников Федеральной службы исполнения наказаний, включающая содержательный (учебные программы), методический (формы, методы и средства) и развивающий (личностный рост) компоненты Образовательная деятельность строится на принципах" отказа от монополии на истину, готовности к самоизменению, диалогу и компромиссу; критики своего собственного поведения с целью выявления того, что в нем могло бы питать и провоцировать враждебную позицию оппонента; анализа ситуации с позиции оппонента с целью понять ситуацию и найти такой выход, который позволил бы сохранить лицо, выйти из конфликта с честью; бороться со злом, но гуманно относиться к стоящим за ним; полной открытости поведения, отсутствия в отношении оппонента какой бы то ни было лжи, скрытых намерений, тактических хитростей и т п

Научная новизна исследования*

о научно обоснована система подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний в единстве соматического, духовно-нравственного и психосоциального развития,

о разработана педагогическая система преподавания боевых искусств на основе принципов этики ненасилия при подготовке работников Федеральной службы исполнения наказаний,

а определено основное содержание преподавания боевых приемов борьбы с позиций этики ненасилия,

q разработаны структура и содержание познавательно-развивающей методики занятий обучения боевым искусствам на основе идей ненасилия с использованием разнообразных методов, форм и средств

Теоретическая значимость исследования состоит в

а раскрытии смысла понятия «этика ненасилия» как ценности индивидуального сознания, являющейся «фокусом» поиска смысла человеческого существования, регулирующей профессиональное поведение работника Федеральной службы исполнения наказаний;

а теоретическом обосновании идей ненасилия как этической основы преподавания боевых искусств;

а выявлении возможностей преподавания боевых искусств на основе принципов этики ненасилия для гармоничного сочетания духовного и физического совершенства обучаемых.

Практическую значимость исследования составляют.

методические рекомендации по реализации разработанной системы преподавания боевых искусств при подготовке работников Федеральной службы исполнения наказаний;

дидактическое обеспечение дисциплины «Боевые приемы борьбы» на основе этики ненасилия, учебные пособия «Боевые приемы борьбы», «Самоучитель по рукопашному бою», учебные программы «Боевые приемы борьбы», «Карате», разработки комплексов занятий (деловой игры «Действия личного состава караула при побеге осужденного из-под охраны», комплексного оперативного учения «Взаимодействие» и др.);

диагностический инструментарий по выявлению взаимообусловленности морально-психологической, тактико-специальной и физической подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний.

Рекомендации к использованию, материалы исследования могут быть использованы в системе профессионального образования при подготовке работников Федеральной службы исполнения наказаний, кроме того, при подготовке курсантов школы милиции, спецназа, а также в российской армии и при работе с подростками, занимающимися в спортивных секциях и клубах

Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечиваются исходными теоретическими положениями, использованием системного подхода, применением комплекса методов, адекватных объекту, целям и задачам, этапным характером опытно-экспериментальной работы, проверкой выводов, сделанных в исследовании и на практике.

Апробация и внедрение результатов исследования Основные выводы и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры боевой, физической и тактико-специальной подготовки Томского филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний», на научно-практических конференциях и семинарах разного уровня-

- межрегиональном научно-практическом семинаре «Решение задач Кон
цепции модернизации российского образования», Санкт-Петербург, 2006,

- межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции
«Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе»,
Санкт-Петербург, 2007,2008;

межрегиональной научно-практической конференции «Теория и методика профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы», Томск, 2007;

региональной научно-практической конференции «Модернизация российского образования», Санкт-Петербург, 2007,

региональной научно-практической конференции «Образование в эпоху перемен», Санкт-Петербург, 2007

- региональной научно-практической конференции «Деловое общение в деятельности образовательного учреждения», Санкт-Петербург, 2007;

Всероссийской научно-практической конференции «Специфика образования взрослых в условиях социокультурного развития регионов», Тюмень, 2007;

межрегиональной научно-практической конференции «Образование и культура как фактор развития региона», Тобольск, 2007;

межрегиональной научно-практической конференции «Управление образованием в условиях системных изменений», Санкт-Петербург, 2008

Структура работы диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, состоящей из 146 источников, в том числе 6 на ино-

странном"языке, и приложений.

."[>в- ,

Этика ненасилия как ценность общественного и индивидуального сознания

Все больше лет проходит с того момента, когда великий Аристотель задумался над сутью и природой человеческих добродетелей, которые, как сила или красота, не передаются по наследству и не даруются человеку от рождения. Он задумывался над тем, возможно ли в повседневной жизни быть честным, доблестным, благородным, мужественным и справедливым, и что необходимо для обладания этими добродетелями? Что зависит здесь от самого человека, а что - от общества? Иначе говоря, 2300 лет назад в лоне нарождающейся этики как науки о добре и зле возникает антиномия «насилие - ненасилие». И она уже никогда не покидает «поле» интеллектуальных размышлений человека о себе и мире. Нельзя отрицать, что выбор целей, способов и средств взаимодействия человека с миром подчас настолько противоречив и даже убийственен для самого человека, что ситуативная ценность мотивов блекнет перед перспективными следствиями [10].

Идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной проповеди Иисуса Христа в качестве средоточия духовных усилий человека, обозначил, резкий поворот в истории европейской культуры. Заповеди непротивления злу насилием, любви к врагам были настолько же ясными, насколько и парадоксальными; они до такой степени противоречили здравому смыслу, природным инстинктам и социальным мотивам человека, что сохраняли с действительностью лишь отрицательную связь.

Наше время внесло существенные изменения в традиционное понимание ненасилия; они связаны с именами и практической деятельностью Г.Д. Торо [127], Л.Н. Толстого [126], в особенности М. Ганди [34] и М;-Л. Кинга [58], их организованных в различные группы и движения последователей во всем мире. Не существует проблемы этического оправдания ненасилия, обоснования его предпочтительности перед насилием, ибо это вещи самоочевидные.

Термин "ненасилие" (не-насилие, т.е. отрицание насилия, такова же структура этого термина в английском - nonviolence и в немецком- Gewalt-losigkeit - языках) был образован по аналогии с древнеиндийским термином "ахимса", игравшим важную роль в религии и философии джайнизма, в учении Будды. М. Ганди, считавший, что он неудачен, так как не передает активное и созидательное начало, свойственное ненасилию, заменил его термином "сатьяграха", означавшем в буквальном переводе "твердость в истине". Многие европейские приверженцы философии ненасилия также склонны считать термин "ненасилие" неадекватным. Однако следует заметить, что он имеет свои несомненные преимущества - является более строгим, чем неопределенное "путь любви" и т.п. Кроме того, термин "ненасилие" точен в том отношении, что мораль в данном случае ограничивается единственным запретом, открывая тем самым простор многообразию конкретных позитивных решений.

Следует различать ненасилие в широком смысле слова и ненасилие как особую программу деятельности. В широком смысле ненасилие, понимаемое как конкретное и действенное выражение закона любви, является животворной основой человеческой коллективности во всех ее разнообразных аспектах и проявлениях - личном общении, семье, политических союзах, государстве, обществе, истории. И всюду ненасилие несомненно превалирует над насилием. Как точно выразился М. Ганди, "если бы враждебность была основной движущей силой, мир давно бы был разрушен" [34, с. 168].

В качестве такой собирающей людей воедино первоосновы ненасилие является непроговариваемой основой всякой созидательной деятельности, и оно большей частью действует стихийно, автоматически, наподобие силы тяготения в природе. В отличие от этого, ненасилие в узком смысле - сознательно культивируемая ценностная и нормативная установка, направленная на разрешение конфликтов совершенно определенного рода. Речь идет о конфликтах, которые принято разрешать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Их характерной особенностью является то, что конфликтующие стороны расходятся в понимании добра и зла и придают своему противостоянию принципиально моральный смысл.

Идеи ненасилия рассматриваются нами именно как определенная парадигма мировоззрения, с присущей ей историчностью и универсальностью. Мы анализируем ненасилие именно как исторически изменчивую форму, которая поступательно развивается и определяет новые уровни своего существования. Под этикой ненасилия в данном случае мы подразумеваем систему этических, нравственных, психологических, социологических и собственно философских идей, теорий, взглядов, касающихся ненасильственного бытия человека в обществе, в духе отрицания войны и любой иной формы насилия, воздержания от деструктивной агрессии.

Таким образом, ненасилие в том виде, какой оно приобрело в теории и практике XX в., является эффективным средством решения общественных конфликтов, в первую очередь тех из них, которые обычно решаются с применением насилия, вполне конкретным способом ответственного существования в современном мире. Когда мы говорим об этике ненасилия, то имеется в виду ненасилие как особая форма общественной практики человека.

«Словосочетание "этика ненасилия" воспринимается, - по мнению Гусейнова А.А, - как тавтология и часто порождает недоуменный вопрос: "А разве возможна этика насилия?" В самом деле, этика, рассмотренная в значении морали, нормативного идеала, по определению совпадает с ненасилием. Более того, нет ни одной другой формы культуры, включая мировые религии, специфика которой в такой степени была бы связана с ненасильственной установкой; когда говорится об этике удовольствий, то она может противопоставляться этике созерцательного блаженства, когда речь идет об этике доброй воли, то обычно подразумевается ее отличие от этики результатов — в этих и других подобных случаях определение выделяет какой-то один признак морали, придавая ему существенное значение. Иной логический статус имеет этика ненасилия, поскольку ненасилие, являющееся содержательной определенностью добра, можно считать синонимом самой этики» [39, с. 72].

Однако помимо такого общего и в познавательном плане избыточного смысла понятие этики ненасилия имеет еще особое содержание, связанное с моральным опытом нашего времени. Существует устойчивый общественный стереотип, рассматривающий ненасилие как социальную пассивность и психологическую трусость, отсутствие мужества. Это обвинение, если бы оно было верным, следовало бы считать окончательным и справедливым приговором. Мужество фиксирует важную ступень в духовно-нравственном развитии человека и человечества. Оно входило в состав четырех кардинальных добродетелей античности, имело устойчиво высокий статус во все последующие эпохи, а в ряде культур (например, рыцарской) занимало центральное место. Общественному движению, подрывающему мужество или даже нейтральному по отношению к нему, было бы невозможно получить моральную санкцию. Поэтому следует тщательно проанализировать ненасилие под углом зрения его отношения к мужеству как социальной позиции и личностной добродетели.

Ненасилие нельзя путать с пассивностью. Пассивность представляет собой вызванную отсутствием силы капитуляцию перед несправедливостью. Она заслуживает безусловно негативной нравственной оценки. Более того, по сравнению с ней насилие в качестве ответа на несправедливость является позицией более предпочтительной и достойной; насилие, конечно, ложный путь, но это все-таки путь активного неприятия и борьбы со злом. Сторонники ненасильственной борьбы хорошо знают и придают программное значение словам Ганди о том, что насильственное сопротивление лучше, чем трусость. Отождествлять ненасилие с пассивностью - значит не понимать его природы; помимо огромной внутренней работы и духовной активности, направленной помимо всего прочего и не в последнюю очередь на преодоление страха, оно в практическом аспекте предполагает продуманную наступательную тактику, определенную технологию деятельности, противостояние и воздействие на людей и институты с целью вызвать изменение в их позиции.

Само слово ненасилие из-за негативного этимологического содержания в известной мере провоцирует его ложное истолкование. Ненасилие в современных европейских языках получило терминологический статус в качестве буквального перевода слова ахимса, которым первоначально для обозначения своей ненасильственной философии пользовался М. Ганди [34]. Однако Ганди был недоволен словом ахимса именно из-за того, что оно скрадывало активный, творческий аспект ненасилия, и он впоследствии остановился на термине "сатьяграха", составленном из слов, обозначающих правду и твердость, и интерпретировал его как силу любви и правды. Этот второй, позитивный и более существенный, аспект философии и практики ненасилия не получил, к сожалению, в русском языке, как в других европейских языках, терминологического воплощения.

Безобидно-лингвистический повод к искажению смысла понятия ненасилия дополняется у нас также идеологическими причинами. Идеология классовой борьбы культивирует и освящает насилие, жестко, почти однозначно связывая его с борьбой за социальную справедливость; революционное насилие считалось даже чистилищем, через которое надо пройти трудящимся, чтобы сбросить с себя мерзость эксплуататорского строя. Во имя оправдания насилия, освящения социальной ненависти необходимо было изобразить ненасилие как форму трусливого смирения перед воинствующим злом, дискредитировать его как жалкое непротивленчество.

Этические основания боевых искусств

Боевые искусства - это овладение определенными навыками, которые касаются не только способов ведения боя, умения защитить себя и победить противника, но и являются основанием определенного стиля жизни. В процессе обучения боевым искусствам ученик впитывает не только физические техники владения своим телом. В основе боевых искусств лежит определенное понимание фундаментальных основ человеческих условий проживания в мире. Таким образом, в процессе обучения прививаются навыки как того, что «следует делать», так и того, «во имя чего это следует делать», или, говоря языком восточной мудрости, открывается понимание Пути и предназначения человека. Для того чтобы достичь высокого уровня в любом виде боевых искусств, необходимо посредством долгих, изнуряющих тренировок научится контролировать свое тело и свои мысли, что влечет за собой умение контролировать свои страсти и эмоции, поэтому боевые искусства ни в коем случае не являются способом активизации агрессии. Гинчин Фунокоши (Ginchin Funokoshi), основатель современного карате, в своем труде «20 заповедей карате», постоянно подчеркивал, что «Карате начинается и заканчивается уважением». Это — уважение и преклонение перед цельностью бытия реальности, которая существует не только в мире, но и в каждой личности. Таким образом, уважение жизни является предоминантой всех боевых практик и тренировок. В основе этики боевых искусств лежит стремление сохранения правды и справедливости, сохранения определенного порядка вещей реальности без разрушения их. Подобные воззрения можно найти и в концепции «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера. Швейцер так формулирует основные этические нормы, исходя из основного и единственного принципа "благоговения перед жизнью": "Я - жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет жить" [138, с. 217].

Речь идет о благоговейном отношении ко всем без исключения формам жизни. Убить человека и без необходимости сорвать цветок - в равной степени зло. Воля к жизни раздвоена: одно живое существо утверждает себя за счет другого. Только мыслящий человек способен адекватно воплотить волю к жизни; следовательно, его задача — способствовать утверждению жизни всюду, где это возможно, и сводить к минимуму вред, который он наносит окружающему миру своей деятельностью. Полностью избежать зла жизнеот-рицания (жизнеуничтожения) невозможно, и потому "чистая совесть - изобретение дьявола" [138].

Именно этими этическими мотивами обусловлен вклад, предлагаемый зародившимися на Востоке боевыми искусствами обществу и личности. В основе овладения боевыми искусствами можно вычленить взаимоотношения между учителем и учеником. Понятию ученичества на Западе, где так высоко ценятся независимость, соперничество и индивидуальность, не предается должного значения. Но на Востоке ученичество является ключевой стадией развития занимающегося боевыми искусствами. Ученичество само по себе уже есть вид искусства, чья цель - помочь ученику избавиться от всех предубеждений и предрассудков и выйти за эгоцентричные уровни существования. Ученичество подразумевает изучение искусства отречения, самоотверженности и подчинения тому, что действительно составляет сердцевину искусства жизни. Вот почему так важно найти истинного учителя, подлинного мастера, наделенного внимательностью, скромностью, духовной чистотой, состраданием, самоотверженностью, беспристрастностью и способностью любить и быть любимым. Настоящий мастер всегда проявляет любящую доброту, сострадание и самообладание и культивирует эти добродетели при любом контакте с учениками. В основе взаимоотношений между учеником и учителем лежит понимание, что внутренний рост имеет место только тогда, когда ученик обладает полным доверием и верой в мастера. Без открытой и доверительной готовности к наставлению высшее знание никогда не будет достигнуто. Как мастер должен быть достоин привязанности и доверия ученика, так и ученик должен быть достоин получать учения мастера.

Таким образом, определенные этические "принципы составляют основу приемлемого поведения в процессе овладения боевыми искусствами. Только на основе их возможно культивирование тела и духа. Они ориентируют на должное понимание справедливости и являются руководящими принципами повседневной жизни. Этичное поведение является неотъемлемой частью изучения боевых искусств. Этические нормы, основанные на традициях, культурных и социальных стандартах, вплетены в сам процесс тренировок. В качестве смыслообразующих понятий этических принципов можно вычленить уважение к себе и другим, ненасилие, лояльное отношение к семье и стране, а самое главное - следование естественному пути. Эти этические принципы формируют определенные моральные обязательства по отношению к обществу и человеку. Изучение боевых искусств включает в себя воспитание достойного социального и морального поведения учеников, достойного отношения к жизни, которое становится неотъемлемой частью их жизнедеятельности. Осуществление этих этических принципов является конечной целью овладения боевыми искусствами, неотъемлемой частью их истинного духа, так как главное - это самосовершенствование на протяжении всей жизни.

Целью боевых искусств выступает ориентация на достижение- гармонизации ценностей индивидом, который живет, руководствуясь принципами мира, любви, морали, мудрости, самодисциплины. Помимо физического развития, происходит и интеллектуальное развитие, так как основной целью боевых искусств является более осмысленное отношение к жизни и достижение более правильной и подлинной жизни. Усилия, которые необходимы для овладения боевыми искусствами, как и дисциплина, и самодисциплина, без которых сам процесс научения невозможен, способствуют гармонизации тела и духа. Эта гармонизация достигается посредством концентрации и самоуглубления в сочетании с надлежащим дыханием и четкими физическими техниками тренировки тела. Главное — добиться всестороннего развития личности, которое невозможно без воспитания должного характера и правильного осмысления. Каждодневная тренировка тела в боевых искусствах влечет за собой и тренировку духа. Не только тело становится сильнее, но и дух становится сильнее, что способствует выработке добродетельного характера. Кант неоднократно подчеркивал, что «лишь от сильной души происходят истинно благие действия; чтобы быть добродетельным, человек должен быть сильным» [56, C.209].

Сила души формируется в результате упорной тренировки, когда связь мыслью и движением отшлифовывается по законам условного рефлекса. Одновременно с овладением основами мастерства обучаемый приобретает новые личностные качества, становится упорным, стойким, выдержанным. Боевые искусства воспитывают такие волевые качества, как уверенность в себе, самообладание и бесстрашие. Этические принципы, лежащие в основе боевых искусств, способствуют формированию уверенности и доверия. Развитие самоконтроля, приобретаемого в процессе изучения боевых искусств, не только служит условием становления личностных качеств обучаемого, но и помогает избегать бессмысленной конфронтации. Терпение, постоянство и настойчивость — ключевые понятия упорных тренировок связи мысли и движения в боевых искусствах. Дисциплина и самодисциплина поэтому являются условием и следствием самоконтроля.

Формирование личности обучающегося боевым искусствам начинается со смирения. Смирение, повиновение и сдержанность — первые качества, которые должны быть сформированы. Осознание собственного несовершенства и восхищение мастерством учителя способствуют развитию данных качеств. Второе важное качество, формирующееся в процессе обучения, - это мужество. Готовность к борьбе за правду, истину, справедливость - неотъемлемая ценность боевых искусств. Подобная готовность невозможна без жертвенности. Мужество, требуемое для борьбы, взаимосвязано с самопожертвованием и выступает как лакмусовая бумажка, раскрывающая степень зрелости личности, ее истинной ценности. Времена кризисов и опасность выявляют степень мужества и способность к жертве, которые сформированы у учеников. Никакие старания по осуществлению благих целей не возможны без жертвенности, способности пожертвовать собой для осуществления этих целей. Третий, важный аспект роста личностного потенциала - это целостность личности. В процессе обучения боевым искусствам не только прививаются высокие моральные качества, но и стремление к открытости, к осуществлению справедливости и к честности в каждый момент повседневной жизни. Властолюбие, стремление к наживе и подчинение собственным страстям изживаются во время долгих, изнурительных тренировок. Последнее, но наиболее важное качество, - уважение. Уважение - основа личностных взаимоотношений.

Единство телесного, духовно-нравственного и психосоциального в системе физической подготовки

Нами изучены нормативные документы по организации подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний [37, 46, 53, 87, 89, 90, 101, 123]. Физическая подготовка работников Федеральной службы исполнения наказаний реализуется по программе «Физическая подготовка», разработанной в соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» [30], Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [117, 118], Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - юриспруденция и Приказа Минюста России от 12 октября 2001 года № 301 «Об утверждении наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».

Целью физической подготовки образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний «является формирование здоровых и физически развитых специалистов, владеющих необходимым объемом специальных знаний, прикладных навыков, физических и психических качеств, позволяющих им успешно выполнять служебные задачи» [90].

В Наставлении по физической подготовке (НФП-2001) сотрудников уго-ловного-исполнительной системы [89, с.2-4] ставятся следующие задачи физической подготовки сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний:

2.1. Общими задачами физической подготовки сотрудников являются:

- развитие и постоянное совершенствование физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости;

- воспитание уверенности в своих силах и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебно-боевой деятельности;

- вовлечение сотрудников в регулярные занятия физической подготовкой, повышение их мастерства в служебно-прикладных видах спорта;

- активное внедрение разнообразных форм занятий физическими упражнениями в режиме рабочего дня, учебы и отдыха;

- овладение теоретическими знаниями и практическими навыками самоконтроля за состоянием здоровья в процессе групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

2.2. Специальными задачами физической подготовки сотрудников являются:

- овладение и совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы, в т.ч. после значительных физических нагрузок и психических напряжений в условиях, максимально приближенных к реальным;

- преодоление различных препятствий;

- совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических нагрузок;

- развитие общей и скоростной выносливости, ловкости, пространственной ориентации;

- воспитание смелости и настойчивости при действиях в сложных и экстремальных ситуациях.

2.7. Развитие и совершенствование физических и психических качеств сотрудников достигаются использованием специально подобранных упражнений и методик для развития:

- общей выносливости - путем выполнения упражнений преимущественно в медленном и среднем темпах с длительной работой больших мышечных групп, с активной деятельностью всех систем организма: продолжительный бег, кроссы, марш-броски, передвижение на лыжах, плавание, преодоление полос препятствий, спортивные игры;

- силы и силовой выносливости - путем выполнения упражнений, требующих значительного напряжения мышц: поднимание и переноска тяжести, силовые упражнения на гимнастических снарядах, выполняемые на количество раз, различные виды единоборств;

- скоростной выносливости - путем выполнения продолжительных скоростных упражнений: бег с ускорениями, преодоление препятствий, плавание и передвижение на лыжах на короткие дистанции с небольшими интервалами;

- быстроты в действиях и быстроты двигательных реакций - путем выполнения упражнений, требующих быстрой реакции на команды и сигналы, максимальной частоты отдельных движений, скоростных и скоростно-силовых действий: бег на дистанциях до 100 м, прыжки, преодоление от 88

дельных препятствий, выполнение боевых приемов борьбы на ограниченной площади и спортивные игры;

- гибкости - путем выполнения статических и динамических упражнений на активное и пассивное растяжение мышечно-связочного аппарата;

- ловкости и координации движений - путем выполнения упражнений, связанных со сложной координацией движений, быстрым переключением от одних, точно согласованных действий, к другим, и решением внезапных двигательных задач: упражнения на гимнастических и специальных снарядах, прыжки, акробатические упражнения, прыжки в воду, спуски и повороты на лыжах, спортивные игры, приемы единоборств;

- психической устойчивости - путем выполнения упражнений в острых эмоциональных ситуациях, в условиях нервно-психического напряжения, при наличии опасности: преодоление водных преград, прыжки в воду, выполнение различных упражнений, имеющих элементы риска, на металлической конструкции, боевых приемов борьбы, преодоление полос препятствий в усложненных условиях;

- смелости и решительности - путем выполнения упражнений, содержащих элементы новизны, риска и опасности при изменении и усложнении условий их выполнения: передвижение на значительной высоте по уз кой опоре, прыжки в воду, прыжки в глубину, через разнообразные препятствия, соскоки с гимнастических снарядов, опорные прыжки, акробатические упражнения, спуски с крутых склонов и прыжки на лыжах, упражнения на специальных снарядах, приемы единоборства;

і - инициативы и находчивости - путем выполнения упражнений, тре бующих принятия самостоятельных решений: спортивные игры, различные виды единоборств, выполнение приемов и действий по внезапно подаваемым командам и сигналам;

t - настойчивости и упорства - путем выполнения упражнений, связанных с большими и продолжительными физическими нагрузками и нервно-психическими напряжениями, особенно в условиях состязаний;

- бег на средние и длинные дистанции, поднимание тяжестей и силовые упражнения на максимальное количество раз;

- эмоциональной устойчивости - путем выполнения наиболее трудных упражнений, содержащих элементы риска, воспитание привычки самоконтроля за своим состоянием, формирование навыков преодоления скованности, произвольного расслабления мышц и произвольной регуляции дыхания в условиях сильного эмоционального напряжения;

- устойчивости внимания и способности его переключения - путем выполнения специальных упражнений и дополнительных заданий, требующих отработки сигналов и команд в быстро меняющейся обстановке: спортивные и подвижные игры, различные виды единоборств.

2.8. В процессе физической подготовки одновременно решаются задачи воспитания организованности, дисциплины, коллективизма и взаимопомощи, формирования строевой выправки и подтянутости.

Анализ данного документа показывает,, что проблеме духовно-нравственного и морально-этического совершенствования в нем не уделяется должного внимания.

Результаты исследования эффективности педагогической системы

Методологической базой построения экспериментальной части работы явились труды следующих авторов: И.Ю. Алексашиной [4], В.П. Беспалько [17], Н.В. Бордовской [21], С.Г. Вершловского [31], В.И. Загвязинского [44], Н.И. Загузова [45], Л.А. Шипилиной [140] и др.

Педагогический эксперимент проводился в целях проверки выдвинутых теоретических положений гипотезы и проверки эффективности разработанной педагогической системы преподавания боевых искусств в подготовке работников Федеральной службы исполнения наказаний.

При осуществлении опытно-экспериментальной работы были поставлены и решались следующие задачи:

- подобрать адекватный диагностический инструментарий для проверки эффективности разработанной педагогической системы;

- выявить уровень физической и тактико-специальной подготовки слушателей;

- выявить уровень сформированное толерантности, социального доверия и ксенофобии участников педагогического эксперимента;

- доказать эффективность предложенной системы преподавания боевых искусств в подготовке работников Федеральной службы исполнения наказаний;

Экспериментальное педагогическое исследование проводилось в Томском филиале Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний».

Эксперимент проводился в два этапа. В ходе первого этапа мы выявили уровень физической и тактико-специальной подготовки слушателей; Все испытуемые были практически здоровы, годны к службе, не занимались систематически каким-либо видом спорта.

В эксперименте приняли участие 483 слушателя-очника, а также слушатели, ранее обученные и пришедшие на повышение квалификации и переподготовку. Из этого количества было произвольным образом организовано 60 квартетов, 81 триада, 124 пары. Каждый из испытуемых решал задачу как индивидуально, так и в группах.

Контрольные группы занимались по стандартной методике. В экспериментальных группах реализовалась предложенная нами педагогическая система. Нагрузка в контрольных и экспериментальных группах была примерно одинакова. Обучение было программным, и его формальную сторону можно описать как изучение тем в утвержденной программе «Боевые приемы борьбы», в содержание включались:

- набор стандартных действий (удары, защиты, броски, использование специальных средств, приемы борьбы и т.д.);

- действия в определенной ситуации.

Каждое действие, прием был логически завершен.

В потоках педагогического эксперимента 2005-06 учебного года приняли участие:

- первый поток: контрольная группа 79 человек;

- экспериментальная группа 58 человек;

- второй поток: контрольная группа 76 человек;

- экспериментальная группа 52 человека;

В 2006-07 году в педагогическом эксперименте приняли участие:

- первый поток: контрольная группа 50 человек;

- экспериментальная группа 51 человек;

- второй поток: контрольная группа 72 человека;

- экспериментальная группа 45 человек.

Общие групповые задачи:

1) задержание,

2) броски, освобождение от захватов,

3) обезоруживание,

4) действия при угрозе оружием,

5) нападение на конвой, угроза группового нападения,

6) взаимодействие конвоя при движении (конвоировании).

При решении задач в группах разрешалось задавать вопросы друг другу, договариваться по условным знакам и командам. Обращалось внимание обучаемых на организацию деятельности и на необходимость следовать и применять только ранее изученный материал (приемы).

Фиксировалось:

- время решения задачи,

- ошибки в решении или в принятии решения,

- эффективность действий группы,

- конечный результат,

- анализ выбранного приема, его техническая и тактическая целесообразность.

Основные критерии оценки:

- время, сек / мин,

- чистота приема,

- обученность применяемому приему,

- оценка техники исполнения приема,

- безопасность для группы и окружающих,

- тактическая потребность выбранного приема,

- слаженность действий при решении задачи.

Анализ процесса обучения показал, что при изучении отдельных приемов и элементов у испытуемых не возникало серьезных затруднений. Среднее время изучения было примерно одинаковым, вариативность времени изучения отдельных элементов различными испытуемыми была сравнительно небольшой.

В целом индивидуальное и групповое решение совпадали или были близкими к правильному решению в зависимости от поведения условного преступника, вариантов действий, а также от поведения лично каждого испытуемого.

При решении контрольной задачи, в экспериментальных группах, в целом действовали в соответствии с полученными рекомендациями, весьма успешно ставили и решали задачи в этапном достижении и в целом. Актуализация таких задач имела место во всех экспериментальных группах, причем распределение обязанностей не складывалось стихийно. Отмечается: в экспериментальных группах активное принятие решение значительно зависело от:

- опыта (похожие случаи),

- от занимаемой должности,

- о факте знания поставленной задачи,

- условия принятия совместных действий,

- готовность принятия решения о том или ином способе действия.

Переход от отрицания деятельности к совместной комформной деятельности на втором этапе обучения у экспериментальных групп наблюдался у большинства пар, триад уже на первом уроке. Обмен информацией между партнерами осуществлялся, как правило, регулярно. Если кто-либо из партнёров испытывал затруднения в процессе решения задачи, допускал ошибки, помощь ему оказывалась своевременно, и она была обычно действенной, приводя к устранению возникших ошибок и затруднений.

Во всех группах, контрольных и экспериментальных, проводился текущий (рубежный) и итоговый контроль. Текущий контроль в течении и по окончанию занятия, а также комплексного тактического учения. Эффективность решения задач:

- у экспериментальных групп составляет - 86 %,

- у контрольных групп составляет — 65 % и ниже.

Похожие диссертации на Этика ненасилия в преподавании боевых искусств в системе подготовки работников Федеральной службы исполнения наказаний