Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности подготовки художников-реставраторов в системе среднего профессионального образования Виткина, Маргарита Петровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Виткина, Маргарита Петровна. Особенности подготовки художников-реставраторов в системе среднего профессионального образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Виткина Маргарита Петровна; [Место защиты: Высш. шк. нар. искусств (ин-т)].- Санкт-Петербург, 2014.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 15-13/18

Введение к работе

Актуальность исследования. Многообразие культурного наследия является уникальным выражением достижений человечества, служит незаменимым источником духовного и интеллектуального богатства. Проблемы сохранения культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении, физической целостности ради современных и будущих поколений, всегда были предметом исследования ученых, политиков, общественных деятелей и в России и за рубежом (К.Бойто, Ч.Бранди, И.Э.Грабарь, Д.С.Лихачев, М.В.Ломоносов, О.К.Ключевский, А.Ригль, Д.Торрак).

Современное состояние большинства исторических и культурных объектов России следует признать неудовлетворительным, многие объекты находятся в аварийном, критическом состоянии. Известны случаи полной потери и утраты памятников истории и культуры. Причины этого, по мнению О.В.Яхонта, лежат «как в экономической ситуации в стране, так и во внутренних процессах самой отрасли». Развитие коммерческих услуг в сфере реставрации, стремление заказчика к так называемым «новоделам», утрата в переходный период страны многих ключевых позиций в кадровой политике государства, отсутствие целевой профессиональной пропаганды - далеко не полный перечень серьезных разрушительных для памятников, национальной истории и культуры противоречивых процессов в реставрационной отрасли.

Анализ результатов реставрационных работ объектов культурного наследия свидетельствует о многочисленных нарушениях методики этих работ, снижении их качества, что неизбежно приводит к утрате подлинности памятника или отдельных его элементов (Ю.Г.Бобров, К.И.Маслов,). Нередко сложные работы по сохранению исторических и художественных ценностей выполняются теми, кто не имеет специального профессионального образования. В настоящее время, по данным Министерства Культуры РФ, из более 70 млн. музейных предметов, хранящихся в более чем 2000 музеях страны, менее 50% получают своевременную реставрационную (консервационную) профилактику, и лишь 10% музеев располагают собственными квалифицированными реставрационными кадрами, способными выполнять такого рода работы по экспонатам Музейного фонда Российской Федерации. Таким образом, одной из главных причин кризисного состояния охраны и реставрации отечественных памятников истории и культуры является проблема квалифицированных кадров в области реставрации. Основная причина, по мнению реставратора и искусствоведа А.П.Владимирова, лежит в «первоисточнике формировании профессии» - её ремесленном происхождении, когда не существовало системы обучения и системы контроля над деятельностью реставратора. Профессия музейного реставратора появилась в общегосударственном списке профессий совсем недавно, в 70-е годы XX века, хотя существует в России более 100 лет. При формальном наличии профессии реставратора, профильного образования не существовало. До 60-х годов XX века учебных заведений, в которых можно было бы получить реставрационное образование, в нашей стране не было. Всё это подтверждает практическую проблему данного исследования.

В середине XX века, с бурным развитием фундаментальных и прикладных исследований в области физики, химии, биологии совершенствуются материалы, методы и технологии реставрации памятников культуры и истории. Профессия реставратора становится сложной и многогранной: охватывает естественнонаучные, историко-искусствоведческие и художественно-практические методы изучения и сохранения памятников.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научных трудов в области профессионального образования в традиционном прикладном искусстве (Е.В.Васильева, В.Ф.Максимович, О.В.Федотова и др.), реставрации произведений искусства (А.Б.Алешин, Ю.Г.Бобров, Н.Г.Брегман, В.П.Бурый, И.Э.Грабарь, Ю.И.Гренберг, В.В.Зверев, К.Кларксон, Л.И.Лившиц, А.Н.Овчинников, Н.Н.Семенович, И.А.Столетов, В.В.Филатов, С.Уолден, М.С.Шемаханская, О.В.Яхонт и др.), музейном образовании (Н.Д.Бартман, В.А.Гуляев и др.); международных документов - профессиональный кодекс Европейской Конфедерации Организаций Консерваторов-реставраторов (E.C.C.O. – E.K.O.K. European Confederation of Conservator-Restorers’ Organizations), 1993 г, «Документ Павии» 1997г.; «Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест» («Венецианская хартия»)1965г; «Нарский документ о подлинности», 1994г., послужил теоретическим основанием для данного исследования, однако проблемы особенностей профессионального образования художников-реставраторов в данных работах не рассматривались. О.В.Яхонт отмечает необходимость профессиональной подготовки специалиста, способного « работать с памятниками из разных материалов и разных техник исполнения»; А.Б.Алешин акцентировал внимание на необходимости художественного образования реставраторов. В международных документах, определяющих основные требования к профессиональному образованию консерватора-реставратора, основной акцент делается на практику и этические принципы поведения лиц, занимающихся реставрацией культурного наследия.

Таким образом, подтверждается наличие и необходимость решения научной проблемы – научно-исследовательского анализа особенностей профессиональной подготовки художников-реставраторов. Подготовка художников-реставраторов в системе среднего профессионального образования в научных работах вообще не рассматривалась. Недостаточная научная разработанность и несовершенная практика профессионального обучения выявили ряд противоречий между:

-сложившейся в реставрации индивидуальной подготовкой путем передачи приемов от мастера к ученику, стажеру, традиционными методами эмпирической деятельности, результаты которой зависят от индивидуальных способностей реставратора и перестройкой музейной реставрации на научную основу, требующую комплексного подхода к процессу становления профессионального реставратора;

-невысоким престижем профессии художника-реставратора среди молодежи и объективно острой потребностью в высококвалифицированных кадрах в реставрационной отрасли.

Поскольку современные педагогические, в том числе, и историко-педагогические исследования конкретно в области системной подготовки художников-реставраторов музейного направления отсутствуют, как и отсутствует система непрерывной профессиональной подготовки специалистов данной категории, вопрос профессионального образования будущих художников-реставраторов образует важные научную и практическую проблемы, а имеющаяся практика требует научного анализа и экспериментальной проверки. При этом объектом внимания при подготовке художников – реставраторов должны стать, во-первых, формирование научно-исследовательских знаний и навыков, профессионального мастерства обучающихся, ответственного отношения к объектам культурного наследия.

В конечном итоге, содержание и уровень профессиональной подготовки будущих реставраторов определяют судьбу нашего богатейшего культурного наследия, что подтверждает актуальность диссертационного исследования.

С учетом указанных выше противоречий поставлена проблема исследования: как построить профессиональное образование по подготовке художников-реставраторов среднего звена, чтобы оно стало частью целостной системы непрерывного профессионального образования, реализующего культурные традиции Отечества и отвечало целям концепции модернизации российского образования – подготовки конкурентоспособного специалиста, свободно владеющего профессией, готового к постоянному творчесткому росту, социальной и профессиональной мобильности.

Обращение к данной проблеме обусловило тему настоящего исследования: « Особенности подготовки художников – реставраторов в системе среднего профессионального образования».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить структурную модель профессиональной подготовки художников-реставраторов в системе среднего профессионального образования.

Объект исследования: профессиональное образование в области реставрации.

Предмет исследования: особенности профессиональной подготовки художников-реставраторов в системе среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эффективными условиями формирования профессиональных компетенций будущих художников-реставраторов в системе среднего профессионального образования, являются:

-опора на исторический опыт и теоретико-методологические основы профессиональной подготовки художников-реставраторов и современные достижения реставрационной науки и практики с учётом совокупности принципов формирования исследовательских навыков и профессионального мастерства обучающихся;

- обучение реставрации на подлинных произведениях искусства (музейных экспонатах) при условии интеграции педагогического сопровождения и научно –консультационных и контрольных функций научно – исследовательских реставрационных центров;

-на основе системного, культурно –философского, деятельностного и психодидактического подходов и исторических традиций будет разработана и внедрена структурная модель подготовки художников – реставраторов, включающая интегрированную образовательную среду как условие формирования профессиональных компетенций, адекватных требованиям современной реставрации с применением методики конструирования и организации процесса обучения.

Задачи исследования:

1.Изучить, проанализировать и обобщить исторический опыт профессиональной деятельности и современное состояние профессиональной подготовки художников-реставраторов.

2.Выявить особенности современной подготовки будущих художников-реставраторов и обосновать создание интеграционной среды в системе: «учащийся- преподаватель - научный консультант».

3.Разработать структурную модель профессиональной подготовки будущих художников-реставраторов в системе среднего профессионального образования и определить организационно-педагогические условия ее реализации.

5.Экспериментально проверить и обобщить результаты апробации структурной модели профессиональной подготовки художников-реставраторов в системе среднего профессионального образования.

Методологической основой исследования являются: системный подход к педагогического исследования (В.С.Леднев, Б.Ф.Ломов, Э.Г.Юдин); культурно-философский (Д.С.Лихачев, П.А.Флоренский, М.С.Каган и др).; культурно – исторический подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.); деятельностной подход в обучении (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.); интегрированный подход (А.Д.Урсул и др.); психодидактический (В.И.Панов и др.).

Теоретическую основу исследования составили: философские основания сущности образования, его методологических и дидактических основ (В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, В.В.Краевский и др.); теория и методика профессионального образования (Н.М.Александрова,С.Я.Батышев, В.Г. Гатальский, И.А.Зимняя, В.Я. Никитин, А.М.Новиков, В.А.Скакун, Н.Н.Шамрай и др.); теория и методика художественного образования (Н.И.Дружкова, В.Ф.Зива, В.Ф.Максимович, Н.Н.Фомина, Л.В.Школяр и др.); научные исследования в области реставрации (Ю.Г.Бобров, В.П.Бурый, И.Э.Грабарь, Ю.Н.Жуков, А.П.Владимиров, Л.И.Лившиц, Л.Б.Максимова, А.И.Скворцов, И.А Столетов, В.В.Филатов, А.В.Трезвов, М.С.Шемаханская, О.В.Яхонт и др.); нормативные документы по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия.

Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ исторической, философской, психолого-педагогической, историко-искусствоведческой литературы; учебной документации; анализ официальных государственных документов и архивных материалов; изучение состояния профессиональной подготовки в сфере реставрации; эмпирические - педагогическое наблюдение, опросы, анкетирование, педагогический эксперимент, анализ результатов научно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся, профессиональной деятельности выпускников разных лет; статистическая обработка данных.

Основные этапы исследования. I этап (2000-2007) – поисково-теоретический включал изучение архивных материалов по теме исследования, обобщение и систематизирование, определялись исходные позиции исследования, его методологическая база. II этап (2007-2012) - научно-экспериментальный включал разработку модели, оценочного инструментария для определения эффективности учебного процесса; проведение экспериментальной проверки новых теоретических положений, достоверности выдвинутой гипотезы; III этап (2012-2013) – формирующий, в ходе которого были получены данные, подтверждающие гипотезу исследования, сформулированы выводы по результатам работы, оформление диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования.

Выявлены особенности профессиональной подготовки художников-реставраторов: сохранение традиций обучения мастерству и исторических аутентичных художественных технологий обработки материалов; соотнесённость художественно-реставрационной деятельности с каждым видом искусства; обучение практической реставрации на подлинных памятниках истории и культуры при контрольно-консультационных функциях научно-исследовательских реставрационных организаций; совместную деятельность преподавателя и студента с целью анализа и выявления исторических, эстетических и технологических особенностях музейного экспоната; уникальность и ценность каждого объекта культурного наследия.

Разработана и теоретически обоснована структурная модель подготовки художников-реставраторов, реализующая путём создания интегрированной образовательной среды, обеспечивающей эффективную динамику в формировании профессиональных компетенций - одновременно художника конкретного вида искусства и реставратора в этой же области.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в теорию и методику профессионального образования и профессиональных компетенций в каждом конкретном виде искусства в процессе обучения предмета «Реставрация». Раскрыта взаимосвязь мотивационно-личностного, учебно-исследовательского, творческого и практического компонентов научно-образовательной среды. Обоснованы организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций обучающихся и их реализация в рамках учебно-методического комплекса. Обоснованы особенности реализации разработанной методики профессионального обучения художников-реставраторов в системе среднего профессионального образования, позволяющей повысить уровень учебно-исследовательской и художественно-творческой деятельности при полном педагогическом сопровождении и научно-консультативном контроле научных специалистов по выполнению реставрации на подлинных памятниках истории и культуры.

Практическая значимость исследования. Разработанная структурная модель является теоретической основой для разработки методического комплекса, структурными компонентами которого являются профессиональные модули по реставрации графики, книги, произведений станковой живописи, музейного и архитектурного металла, ткани.

Экспериментальным путем подтверждена эффективность профессионального обучения в области реставрации на основе внедрения структурной модели подготовки художников-реставраторов памятников истории и культуры.

Доказана необходимость и успешность интеграции учебного заведения с ведущими научно-исследовательскими реставрационными центрами и музейными структурами Российской Федерации. Разработанная методика конструирования и организации обучения оптимизирует и оказывает реальную помощь в профессиональной подготовке художников – реставраторов. Практическая значимость подтверждается 100%-ой востребованностью выпускников. Результаты диссертации могут быть использованы в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

В соответствии с формулой специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования (педагогические науки), результаты научного исследования соответствуют таким пунктам паспорта специальности, как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования; методология и методика профессионального образования; учебно-воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования; взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами; создание инновационных форм профессионального образования.

Достоверность исследования обеспечивается использованием системного, культурно-исторического, деятельностного, психодидактического и интегрированного подходов; опорой на данные современной педагогической науки; целесообразным сочетанием комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету; комплексным характером поэтапного педагогического эксперимента. Обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных целям и задачам; имеющимся у соискателя многолетним опытом руководства подготовкой художников-реставраторов в учебном заведении среднего профессионального образования, готовящем специалистов по восьми реставрационным специализациям (графики и книги, станковой живописи, ткани, музейного и архитектурного металла, дерева), большинство из которых не имеют аналогов в других учебных заведениях.

Апробация и внедрение теоретических положений.

Основные выводы и результаты исследования обсуждались на семинарах, научно – реставрационных советах, научно – практических конференциях, научных чтениях и Ученом совете Санкт - Петербургского университета культуры и искусств, а также в докладах и выступлениях на международных научно – практических конференциях, проводимых в рамках Международных форумах « Сохранение культурного наследия» (2011,2012), реставрационных триеннале «Реставрация музейных ценностей», научно –практической конференции «Музей в культурном пространстве исторического города» в г. Углич (2011); Коллегии Министерства Культуры, посвященной подготовке кадров в области реставрации(2011). Результаты исследования внедрены в Московское академическое художественное училище имени 1905 года, в Русской Академии Ремесел.

Экспериментальной базой исследования является Суздальское художественно-реставрационное училище. В общей сложности экспериментом было охвачено 150 студентов и 11 преподавателей. Эта численность для уникальных учебных заведений подобного профиля является оптимальной.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Подготовка будущих художников – реставраторов в системе среднего профессионального образования с учетом генезиса профессиональной деятельности и современных требований консервации и реставрации, опорой на совокупность принципов духовности, научности, фундаментальности, исторической достоверности способствует формированию профессиональных компетенций, развитию аналитических способностей и исследовательских навыков, накоплению профессионального опыта, воспитанию ответственного отношения к культурному наследию.

2. Профессиональная подготовка будущих художников-реставраторов имеет особенности: обучение должно осуществляться на подлинных памятниках истории и культуры (музейных экспонатах); интегрированная образовательная среда базируется на естественнонаучных (физико-химических), историко-искусствоведческих и художественно-практических знаниях; необходимость сохранения традиций обучения мастерству в конкретном виде искусства и исторических аутентичных художественных технологий обработки материалов в этой же области; интегрированная деятельность преподавателя и обучающихся с целью выявления исторических, эстетических и технологических особенностях конкретного музейного экспоната; индивидуальность каждого объекта культурного наследия с обязательными контрольно-консультативными функциями представителя реставрационного центра.

3.Структурная модель подготовки художников-реставраторов, основанная на принципах духовности, фундаментальности, исторической достоверности, профессиональной направленности, моделирования, направленная на формирование профессиональных компетенций будущих художников - реставраторов через исследование памятника культуры, прогнозирование воздействия различных технологий, материалов на памятник, что требует педагогического (преподаватель) и консультативно-контрольного (консультант научного центра реставрации) сопровождения всей образовательной и творческой деятельности и способствует, с одной стороны, сохранению традиционных духовных и художественно-эстетических ценностей, с другой, развитию системы эффективной подготовки специалиста, обладающего навыками продуктивной творческой деятельности в области научной реставрации произведений искусства.

4.Результатом разработанной методики профессионального обучения реставрации произведений искусства являются: способность обучающихся проводить и анализировать результаты историко-искусствоведческих, технологических (физико-химических), технических (фотооптических) исследований объекта реставрации; обосновывать избранную методику консервационных и реставрационных работ и применяемых материалов; практический опыт применения основных методов консервации и реставрации; умение работы с реставрационной документацией; ответственное (этическое) отношение к памятнику истории культуры и его реставрации и сохранению.

Структура диссертации вытекает из задач исследования, логики раскрытия темы исследования и целесообразности изложения материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 10 приложений. Список используемой литературы включает 196 наименований. Объем диссертации 148 страниц, 5 таблиц, 5 рисунков.

Похожие диссертации на Особенности подготовки художников-реставраторов в системе среднего профессионального образования