Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом Ахмерова Нурия Минияровна

Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом
<
Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахмерова Нурия Минияровна. Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2004 282 c. РГБ ОД, 71:04-13/173

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ЭТНОС И КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 26

1.1. Этнокультурный подход в системе других подходов к профессиональной подготовке социального педагога 26

1.2.Тенденции развития системы высшего профессионального образования в подготовке студента к будущей социально-педагогической деятельности 47

1.3. Этнокультурный компонент в профессиональной готовности социального педагога 63

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 81

2.1. Личностно-деятельностный подход в профессиональной подготовке социального педагога 81

2.2. Технологии контекстного обучения в профессиональной подготовке социального педагога 110

ГЛАВА III. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 119

3.1 . Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы 119

3.2. Этнокультурный подход к семье в деятельности социального педагога 134

3.3. Основные составляющие деятельности социального педагога с семейным социумом 151

ГЛАВА IV. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С СЕМЕЙНЫМ СОЦИУМОМ (На примере подготовки социального педагога к работе с башкирскими семьями) 185

4.1. Специфика деятельности социального педагога в условиях Башкортостана 185

4.2. Башкирская семья и семейно-родственные связи, как фактор сохранения традиций в семейном воспитании 200

4.3. Психолого-педагогические условия реализации этнокультурного подхода в профессиональной подготовке социального педагога к работе с башкирскими семьями 231

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 247

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 249

ПРИЛОЖЕНИЕ 270

Введение к работе

Актуальность исследования обуславливается несколькими причинами.

Развитие социальных служб в России идет одновременно с процессом формирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров социальных педагогов.

Создание и развитие системы кадрового обеспечения социальных служб в России в настоящее время представляется в следующем виде: довузовская подготовка (школа, лицей, колледж), подготовка по специальности в вузах (предусматривается многоуровневая модель), послевузовская (переподготовка), повышение квалификации (дополнительное профессиональное обучение).

Становление и развитие системы обучения социальных педагогов обуславливается сегодня следующими характеристиками:

Структура и содержание подготовки социальных педагогов, ее научное, методическое, экономическое, правовое обеспечения, а также координация социальных служб находится лишь на стадии формирования. Сегодня социальных педагогов готовят университеты, пединституты, технические и технологические вузы, медицинские институты, военные академии, институты культуры и архитектуры и др. В данной ситуации для решения всех организационных, содержательных, финансово-материальных вопросов необходима консолидация государственных организаций, централизация управления всей системой подготовки переподготовке социальных педагогов с учетом специфики каждой отрасли, каждого региона. Необходима также налаженная система государственного заказа на подготовку специалистов различного профиля.

Переход на многоуровневую вузовскую подготовку не отрегулирован в плане аттестации кадров, их должностных функций, этических и правовых норм, этапов, экономического обеспечения и стимулирования труда в социальных сферах. Опыт применения действующих стандартов показывает настоятельную необходимость их коррекции с учетом изменения социальных факторов (на федеральном и региональных уровнях). Анализируя учебные планы подготовки социальных педагогов не трудно заметить некий универсализм, всеобщность, отсутствие объекта, которому адресуется весь выбор дисциплин (причем весьма разнообразный). Эти опасения выражает большая группа исследователей, которые отмечают, что главный недостаток данных учебных планов в том, что существует опасность подготовки специалистов, весьма компетентных в вопросах анализа человеческих, общественных проблем, однако слабо представляющих себе, как эти проблемы следует решать на практике.

Наряду с повышением уровня фундаментализации профессионального образования важно обеспечить профессиональную подготовку, включая новые социально-ориентированные специализации с учетом регионального компонента. Как показывают длительные наблюдения, требуется углубленная разработка содержания и структуры допрофессиональной и послевузовской подготовки специалистов.

Появившиеся в последние годы исследовательские работы, диссертации, статьи о профессиональном становлении социального педагога рассматривают этот процесс с позиции только какого-либо конкретного направления: социологии, психологии и др. Необходим междисциплинарный, интегративно-целостный подход к указанной проблеме.

Перед Россией как многоэтническим и поликультурным государством всегда стояла задача поиска и нахождения продуктивных путей мирного взаимодействия различных этнических и других социокультурных групп, создания в обществе атмосферы согласия, взаимной дружбы, равенства и справедливости, творческого и ненасильственного разрешения проблем и конфликтов. В настоящее время развитие России характеризуется поиском многими россиянами своей культурной идентичности, сопровождающимися подчас болезненными «пробами и ошибками», конфликтами, недемократическим поведением, отсутствием толерантности и уважения друг к другу.

Россия входит в глобальный процесс взаимопроникновения и переплетения культур, поэтому названные интеграционные явления будут создавать предпосылки внутри страны для еще большего культурного плюрализма и необходимости учета разнообразия этнокультурных образований. Современная наука характеризуется появлением и интенсивным развитием целой ряда отраслей, занимающихся изучением различных проявлений, механизмов становления, развития и взаимодействия различных этносов. В частности, это - этнология (этнография), этническая психология, этносоцио-логия, этнокультурология, культурная антропология, этнопедагогика, этноп-сихолингвистика. Появление и развитие этих отраслей не может не сказаться на содержании и процессе образования специалистов такой общественно значимой профессии как социального педагога.

История развития человечества обусловила формирование этнического богатства и многообразия народов, живущих на Земле. Народы России также отличаются друг от друга различными характеристиками: ценностями, менталитетом, культурой, уровнем развития. Изменяющаяся действительность ставит перед необходимостью поиска стержня, объединяющего всех россиян, переосмысления этнических ценностей, выявления путей их формирования, установления взаимосвязей между этносами. При этом немаловажное значение имеет осознание себя субъектом своего этноса, своей национальности.

Социально-политические и экономические перемены в обществе, межнациональные конфликты заставили по-новому взглянуть на национальные и общечеловеческие ценности как на фактор стабильности и согласия между народами. Наступило время диалога культур различных государств, конфессий, народов.

Исследование этнопедагогических проблем, призванных выявить закономерности возникновения, становления, развития и функционирования традиционной педагогической культуры любого из народов, приобретают в свете сказанного особенно актуальное значение. Для подтверждения этого достаточно обратиться к «золотому правилу» этнопедагогики (Г.Н.Волков), приобретающему архиважный смысл именно в острые кризисные периоды человеческой истории. Это правило в общем виде формулируется следующим образом: без исторической памяти - нет традиции, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, а без личности - нет народа.

Эта целостная, взаимосвязанная картина важнейших социальных макроструктур актуализирует исследования народной педагогики, народной педагогической культуры с её бессмертными фольклорными, бытовыми, религиозными и другими духовно-эстетическими традициями, определяющими в конечном счёте судьбу каждого народа. При этом следует признать, что решающим звеном в этом взаимодействии — память- традиция - воспитание -духовность - личность - народ - именно воспитание оказывается центральным звеном, относительно которого предыдущие и последующие структурные элементы являются не только симметричными, но и подчинёнными: они как бы оказываются стянутыми именно к центру - воспитанию.

В тоже время, наряду с повышением уровня фундаментализации профессионального образования важно обеспечить профессиональную подготовку, включая новые социально-ориентированные специализации с учетом регионального компонента. Как показывает анализ исследования, региональный этнокультурный компонент в подготовке социальных педагогов практически отсутствует, хотя имеющиеся данные различных наук дают возможность его разработать и реализовать.

Традиционная педагогика любого этноса представляет собой безусловный интерес и для других народов, причём не только как историко-культурный опыт, но и как духовное сокровище, по которому можно судить о народе. Проникновение во внутренний мир народа и его представителей возможно только на основе изучения традиционной педагогической культуры.

В то же время анализ научно-педагогической литературы, условий профессиональной деятельности социальных педагогов в многонациональном социуме и их подготовки в вузе, многолетний педагогический опыт автора позволяет констатировать, что в теории и технологии формирования эт-нопедагогической культуры будущих социальных педагогов есть много пробелов. До сих пор не создана система этнопедагогической подготовки, хотя современный социальный педагог располагает широкими возможностями опираться в своей педагогической деятельности на этнопедагогику и этнопсихологию.

В первую очередь социальный педагог работает с семьей, поэтому исследования взаимодействия социального педагога и подготовка его к этой работе с семьей является ключевым в его профессиональной деятельности.

Национальные особенности различных народов нашли освещение в работах А.Г. Айдарова, СМ. Арутюняна, З.Б. Бадмаева, Г.Н: Волкова, В.Ф. Де-нидзе, М.Г. Иванова, А.Э. Измайлова, Г.В. Каранашвили, А.Д. Карнышева, Г.У. Кцоева, М.М.Маматова, А.В. Смоляк, Е.Г. Сысоева и др.

Учет культурного многообразия в системе образования в России отражен в работах С.Г. Айвазовой, А.К. Бабуриной, Л.М. Дробижевой, И.С. Кона, Д.С. Лихачева, М. Либаркиной, К.М. Мартыненко, А.Д. Сахарова, Л.Г. Семиной, В.А. Тишкова и многих других исследователей. Вопросы межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга рассматривали А.П. Оконешникова, Ю.П. Платонов, Л.Г Почебут, Б.Ф.Поршнев, Г.В. Старовойтова, СБ. Серякова и др.

Теоретико-методологические аспекты социальной работы как научной теории, учебной дисциплины и профессиональной деятельности нашли отражение в исследованиях А.Г.Асмолова, СА. Беличевой, В.Г. Бочаровой, СГ. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, Н.С Данакина, Н.Ф. Дементьевой, В.Н. Келасьева, А.А. Козлова, Е.И. Комарова, Ю.А. Кудрявцева, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, А.В. Мудрика, М.С Мацковского, К.М. Оганяна, A.M. Панова, Л.В. Топчева, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, З.А. Янковой, В.Н. Ярсовой и

Др.

Процесс становления социального педагога как профессионала проанализирован в работах Л.Д. Деминой, И.А. Зимней, В.И. Курбатова, А.Л. Ля-шенко, И.В. Неретина, П.Д. Павленко, A.M. Панова, Е.Р. Смирнова, А.Л.Фатыховой и др.

Вместе с тем профессиональная подготовка социального педагога к работе с семьей в контексте этнокультурных особенностей и процессов, происходящих в современном обществе, не получила еще широкого развития и внедрения в учебный процесс, что порождает противоречие между потребностями общественной практики и особенностями профессиональной подго товки специалиста, неспособного в итоге эффективно решать стоящие перед ним профессиональные проблемы.

Это противоречие определило выбор темы нашего исследования «Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом», проблема которого заключается в выявлении и обосновании социально-педагогических условий эффективной профессиональной подготовки социальных педагогов к взаимодействию с семьей в контексте этнокультурных особенностей. Решение этой проблемы стало целью исследования.

Объект исследования - профессиональная подготовка будущих социальных педагогов в условиях этнокультурного многообразия и социокультурных проблем современного общества.

Предмет исследования - этнокультурный компонент профессиональной готовности социального педагога к работе с семейным социумом.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретико- методологические предпосылки исследования этнокультурного подхода в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семьей.

2. Охарактеризовать этнокультурный подход в подготовке социального педагога как социально-педагогическое явление.

3. Дать сущностную характеристику процесса профессиональной подготовки социального педагога к работе с семьей.

4. Определить содержание и структуру профессиональной готовности социального педагога к работе с семьей в контексте этнокультурного подхода.

5. Изучить ресурсные возможности образовательного процесса в вузе для подготовки социальных педагогов к взаимодействию с семьей.

6. Разработать содержание и технологию подготовки социального педагога к работе с семейным социумом.

7. Выявить и обосновать социально-педагогические условия эффективности использования этнокультурного подхода в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом.

Ведущая идея исследования. Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом предполагает: взаимообусловленность формирования профессиональной деятельности и личности социального педагога; гуманистическую направленность учебно-воспитательного процесса вуза, творческую самореализацию студентов; технологизацию образовательного процесса.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс профессиональной подготовки социальных педагогов к взаимодействию с семьей будет эффективным, если:

- в содержании учебных дисциплин найдут отражение проблемы этноса, многообразия культур, этнических, межэтнических и межличностных отношений;

- в учебном процессе будут применены технологии, построенные на принципах интеграции ценности традиционной и современной культуры воспитания;

- сущность этнокультурного подхода будет пониматься как адекватное соотношение раскрытия этнокультурного компонента в профессиональной готовности социального педагога и условий его развития;

- реализация этнокультурного подхода в профессиональной подготовке социальных педагогов будет способствовать более эффективному осуществлению ими профессиональной деятельности в работе с семейным социумом;

- в ходе профессиональной подготовки будет уделено особое внимание накоплению практического опыта взаимодействия с семьей, а также использования традиций коренных народов, населяющих республику Башкортостан.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные положения философии, этики, психологии и педагогики; о социальной обусловленности формирования личности; идеи о деятельностном и личностном подходе к процессу формирования профессионала:

- идеи этнокультурной направленности образования (А.И. Арнольдов, А.С. Арсентьев, В.Г. Афанасьев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Б.М. Бим-Бад, А.О. Бороноев, Л.П. Буева, С.Н. Иконникова, А.Ф. Лосев, З.Г. Нигматов, Р.А.Низамов, СБ. Серякова, В.Г. Спирин, В.Н. Турченко и др.);

- культурно-исторический и деятельностный подходы в развитии личности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А. В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко);

- принцип единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); теория проблемно-развивающего обучения (Т.В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь);

- теория персонализации (А.В. Петровский, В.А. Петровский);

- идеи ценностной переориентации образования на основе гуманистических и демократических принципов (С.И.Архангельский, Е.П.Белозерцев, В.П. Беспалько, М.А. Данилов, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.А. Кирсанов, Ю.Н.Кулюткин, В.И. Журавлев, М.М. Левина, Г.Н. Сериков, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, А.С. Белкин, Э.Д. Днепров, В.И. Загвязинский, В. В. Краев-ский, В. Д. Семенов, А.И.Щербаков и др.);

- формирование готовности к профессиональной деятельности (А.Л. Денисов, В.Г. Максимов, О.Г. Максимова, М.Ю. Швецов и др.);

- современные концепции гуманитаризации и гуманизации содержания образования и процесса обучения (Г.В. Кбрнетов, И.И. Легостаев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.);

- основные положения теории ценностей (С.Ф. Анисимов, A.M. Булы-нин, А.Ф. Лосев и др.);

- этнопедагогические работы, раскрывающие специфику этноса, этнического стереотипа поведения и типы этнического поведения; этнические традиции воспитания (А.К. Байбурин, Т.А. Бернштам, Ю.В. Бромлей, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Л.Н. Гумилев, И.С. Кон и др.);

возможности педагогической практики в процессе профессиональной подготовки (Т.Ф. Белоусова, Л.Н. Блинова, Е.В. Бондаревская, Э.А. Васильева, А.П. Войченко, В.В. Воробьева, М.И. Гей, И.Л. Данилова, СИ. Кисель гоф, Л.И. Кленевская, И.И. Кондратик, В.П. Матеюк, А.И. Нелизовсая, В.Н. Родионова и др.);

- общетеоретический подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки педагога (A.M. Арсеньев, Е.П. Белозерцев, Н.И. Болдырев, B.C. Ильин, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, Е.А. Лева-нова, Н.А. Петров, А.И. Пискунов, П.А. Просецкий, В.К. Розов, В.А. Сласте-нин, Е.Н. Шиянов, А.И. Щербаков, Н.Е. Щуркова и др.).

В целом исследование строится в русле разрабатываемой на кафедре педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета теоретической концепции профессионального педагогического образования, ведущей идеей которой является субъектное развитие и саморазвитие личности учителя в процессе осуществления им профессионально ориентированной деятельности. При этом подразумевается, что любое качество личности обладает свойством целостности и представляет собой структуру определенных компонентов, выполняющих соответствующие функции в деятельности человека (Л.П Буева, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); практическая готовность к взаимодействию с учащимися является показателем педагогического процесса, отражает заданную структуру применения знаний на практике и способствует профессиональной деятельности будущего учителя (О.А. Абдуллина, Е.П. Белозерцев, В.А. Караковский, Г.М. Климова, Е.А.Леванова, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин); эффективность профессиональной подготовки учителя зависит от взаимосвязи всех видов педагогической практики (Е.В. Бондаревская, В.А. Кан-Калик, Н.В. Савин); весь комплекс изучения специальных учебных дисциплин связывается с педагогической практикой через преподавание педагогики и психологии (Н.Н. Кузьмин, В.А. Мельникова, Р.Ю. Хрусталева).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: теоретический, историографический, сравнительно - сопоставительный анализ литературы; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта; лонгитюд-ные наблюдения по специально разработанным программам; педагогический эксперимент; метод экспертных оценок, анкетирование, тестирование; анализ

учебно-методической документации и продуктов творческой деятельности студентов; методы статистической обработки данных.

База и организация исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования служили Стерлитамакский государственный педагогический институт, Стерлитамакский и Салаватский педколледжи. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась на факультете педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института, в педагогических колледжах города Стерлитамака и Сала-вата. Исследованием было охвачено 718 человек: 468 студента и 110 работающих социальных педагогов, 140 человек - членов башкирских семей.

Исследование осуществлялось в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап (1995 - 1997 гг.) - поисково-теоретический, был посвящен изучению и анализу философской, социологической, этнографической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Проведенный анализ послужил основой для определения исходных позиций и периодизации этапов исследования, построения гипотезы, задач, определения методологии и методов исследования, программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (1997-1999гг.) - опытно-экспериментальный. На этом этапе моделировались и были подвергнуты эмпирической проверке личностно и практико-ориентарованные технологии, программы педагогической практики, методические пособия, программы практикумов и тренингов, которые ежегодно проходили апробацию, корректировались и совершенствовались в учебном процесс. Кроме того, была разработана программа спецкурса «Башкирско-народная педагогика в социальной работе с семьей» для студентов - будущих социальных педагогов.

Третий этап (2001 - 2003гг.) - заключительно - обобщающий. Осуществлялась коррекция выводов, полученных на предыдущих этапах исследования, проходила систематизация и обработка результатов исследования, литературное оформление диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

• этнокультурная подготовка социального педагога к взаимодействию с семьей основывается на комплексе положений о закономерностях формирования профессионализма социального педагога;

• взаимодействие социального педагога с семьей составляет важнейшую сущностную характеристику педагогического процесса, определяемую развитием профессионально-значимых качеств социального педагога.

• профессиональная готовность социального педагога к взаимодействию с семьей представляет собой сложное образование, включающее профессионально-значимые личностные качества, практические умения организации взаимодействия и общения;

• процесс формирования профессиональной готовности педагога к взаимодействию с семьей предусматривает обогащение педагогических курсов соответствующим материалом, включение ряда спецкурсов и спецсеминаров, а также вооружение студентов опытом самостоятельной профессиональной деятельности по взаимодействию с семьей в процессе педагогической практики;

• методическое обеспечение процесса формирования этнокультурной готовности социального педагога к взаимодействию с семьей включает в себе личностно- и практико- ориентированные педагогические технологии: инте-гративного типа, выражающие единство целей, принципов содержания, форм организации педагогического процесса, объединяя и связывая различные блоки теоретических и практических дисциплин; рефлексивно-управленческого типа, способствующие установлению педагогически целесообразных взаимоотношений преподавателей и студентов, адекватному регулированию различных творческих форм обучения;

эффективное формирование этнокультурной готовности социального педагога к взаимодействию с семьей обеспечивается при реализации совокупности психолого-педагогических условий; учет в содержании учебных дисциплин проблем этноса, многообразия культур, этнических и межэтнических отношений; использование личностно- практико-ориентированных технологий; педагогически целесообразные сочетания индивидуальных и групповых форм взаимодействия в учебном процессе; формирование у сту дентов навыков восприятия семьи как высшей ценности, чему способствует проведение семинаров-тренингов, практикумов и др.

Научная новизна и теоретическое значение. Результаты исследования содержат решение крупной научной проблемы - этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом, в исследовании:

• разработаны теоретико-методологические основы этнокультурного подхода в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом;

• разработаны теоретико-методологические и содержательно-методические основы организации и проведения психолого-педагогического эксперимента, реализующего возможности целостного образовательного процесса в вузе, продуцирующего формирование у студентов готовности к взаимодействию с семейным социумом;

• определен комплекс теоретических, методологических и методических основ подготовки социального педагога к взаимодействию с семейным социумом;

• обосновано и экспериментально подтверждено концептуальное теоретико-методическое представление о профессиональной готовности социального педагога к взаимодействию с семейным социумом как функции целостного образовательного процесса;

• созданы апробированные в эксперименте методические материалы, направленные на реализацию технологии подготовки специалистов в педагогическом вузе, учитывающей неординарность профессионального подхода к работе с семьей;

• выявлена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование профессиональной готовности социального педагога к взаимодействию с семейным социумом.

Развиваемая в исследовании концепция вносит реальный вклад в разработку теории и технологии педагогического образования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы углубляют концептуальные представления о стратегиях реформирования общего и профессионально педагогического образования, создают реальные предпосылки для научного обеспечения подготовки кадров для работы с семейным социумом. Прогностический потенциал проведенного исследования обусловлен принципиальной возможностью организации на его основе дальнейшего изучения лично-стно-ориентированных технологий подготовки и формирования личности социального педагога.

Практическая значимость исследования. Разработанные и обоснованные в исследовании идеи используются в процессе формирования профессиональной готовности будущих социальных педагогов к взаимодействию с семейным социумом.

Основные теоретико-методические положения используются в педагогической деятельности социального педагога по организации взаимодействия с семейным социумом. Установленные в ходе исследования уровневые характеристики готовности социального педагога к взаимодействию с семейным социумом

В соответствии с апробированными в эксперименте положениями диссертации внесены коррективы в содержание психолого-педагогических дисциплин, методики преподавания частных дисциплин, педагогической практики.

Экспериментальные концепции, программы, методические пособия , монографии, изданные по материалам исследования, непосредственно используются в практической деятельности психологов, педагогов, родителей, в подготовке и переподготовке специалистов.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций исследования, связанных с системно-целостным, личностно-деятельностным, аксиологическим и культурологическим подходами, применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, сочетанием качественного и количественного анализа, длительным характером экспериментальной работы, репрезентативностью и статистической значимостью объема выборок, контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы нашли отражение в монографиях, учебных пособиях, научно-практических рекомендациях, программно-методических документах и материалах, доложены и получили одобрение на научных конференциях, сессиях, семинарах, чтениях: в Стерлитамакском государственном педагогическом институте, Московском педагогическом государственном университете, Балтийском институте экономики и финансов, Московском открытом социальном университете, Луганском государственном педагогическом университете и Уфимском государственном университете.

Работа апробировалась на научно-методических семинарах, совещаниях, чтениях, заседаниях кафедры педагогики начального обучения Стерлита-макского государственного педагогического института и Стерлитамакском и Салавтском педагогических колледжах.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской деятельности в Стерлитамакском государственном педагогическом институте при чтении разработанных автором курсов по подготовке будущих социальных педагогов к взаимодействию с семейным социумом. Материалы исследования внедрены в учебный процесс факультета педагогики и методики начального обучения Стерлитамакского государственного педагогического института.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновываются актуальность проблематика исследования; рассматриваются основные характеристики научного аппарата: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования; определяются его теоретические и методологические основы, раскрываются организация и этапы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Этнос и культура в системе профессионального педагогического образования» посвящена теоретико-методологическому обоснованию этнокультурного подхода в подготовке педагога. В ней рассматриваются специфика отражения этноса и культуры в содержании профессионального социально-педагогического образования, место и специфика этнокуль турного подхода в системе других подходов к профессиональной подготовке социального педагога, содержание этнокультурного компонента личности в профессиональной готовности социального педагога.

Основу профессиональной подготовки социального педагога составляет комплекс современных научных знаний о человеке, особенностях его становления, развития. Теоретико-методологические знания о человеке, его физическом и психическом развитии, этнических особенностях, культуре, поведении, коммуникации и т.д. составляют содержание учебного плана профессионального образования социальных педагогов, который включает общегуманитарные и социально-экономические, общематематические и естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные предметы и дисциплины специализации.

В условиях полиэтнического общества требуется такой подход к содержанию образования, в котором будут представлены все богатства общечеловеческой культуры, должны быть использованы такие педагогические технологии, которые будут опираться на этническую традиционную культуру, обычаи народа, социальные нормы поведения, духовные ценности, что будет способствовать обеспечению интеграции личности в систему национальной и мировой культуры.

Одной из профессиональных функций социального педагога является процесс социализации личности, определяемой в конечном счете средой в широком смысле этого слова (включая, в первую очередь, этнические компоненты среды). Данный факт в ходе профессиональной подготовки социального педагога к работе с представителями различных национальностей обуславливает решение следующих задач:

- обогащение студентов теоретическими знаниями по этнографии, этно-педагогике, этнопсихологии;

- формирование у студентов умений и навыков социальной работы в полинациональном регионе, включая формирование культуры межнационального общения;

- подготовку студентов к различным аспектам социальной работы в соответствующей этнической среде.

Профессиональная готовность - это система многоуровневых интегра-тивных личностных образований, находящихся в координированном и суб-координированном взаимодействиях и охватывающих информационные образы (взгляды, знания, знания-выводы, убеждения), диспозиционно-интенциональные характеристики (уровень предрасположенности и профессиональной направленности) определенного вида, а также психологические свойства специалиста, реализующиеся в социопедагогической деятельности.

При формировании готовности к будущей профессиональной деятельности важно выявить "структурные звенья" личности, являющиеся показателями ее готовности к успешному выполнению профессиональных функций и позволяющие учитывать неравномерность психического и нравственного развития личности будущего социального педагога.

В качестве составляющих этнокультурного компонента личности социального педагога выделены: когнитивная (познавательная), потребностно -мотивационная, эмоционально-ценностная, коммуникативно - организационная и практически-действенная стороны профессиональной готовности социального педагога. Все стороны взаимосвязаны друг с другом, конкретизируют и дополняют друг друга.

Проверка сформированности выделенных сторон включает экспертную оценку, самоанализ и самооценку: тесты на выявление личностного потенциала, мотивационно-ценностных установок, профессионально-личностных качеств.

Во второй главе «Педагогические технологии профессионального развития личности социального педагога» обосновывается идея технологизации процесса профессионального развития личности социального педагога, дается характеристика личностно-деятельностного подхода к профессиональной подготовке социального педагога, описана теория и технологии контекстного обучения в профессиональной подготовке социального педагога.

В ходе профессиональной подготовки социального педагога представляется необходимым дополнительная углубленная специализированная подготовка, ориентированная на работу с представителями конкретной национальности, этнической группы. Осуществляться данная подготовка может как в

ходе спецкурсов, спецсеминаров, спецпрактикумов на старших курсах, так и в ходе последующего повышения квалификации. При этом в содержание и процесс этнокультурной подготовки социального педагога должны входить:

- анализ специфических социальных проблем, с которыми сталкивается социальный педагог, работающий с представителями конкретной национальности;

- специфические этнокультурные знания, позволяющие ему решать эти проблемы;

- необходимые для работы специфические этнокультурные умения и навыки, обеспечивающие наиболее оптимальные способы оказания помощи в реальных труднопредсказуемых условиях.

Следует отметить, что хотя в современной педагогической литературе достаточно подробно освещены теоретические аспекты профессиональной подготовки социального педагога, технологические же аспекты ее представлены лишь в самом общем виде.

Разнообразие имеющихся на сегодняшний день подходов к профессиональной подготовке социального педагога, конечно же, обеспечивает возможность выбора наиболее эффективных приемов, методов и средств, обуславливающих всестороннее развитие всех значимых компонентов личности специалиста. В то же время, хорошо, когда используемая технология носит целостный, системный характер, включающий не только требования к содержанию обучения, или к некоторым сторонам обучения, но и охватывающий весь учебный процесс.

Для достижения целей формировании личности социального педагога использована теория и технологии контекстного обучения, в ходе которого, согласно ее автору А.А. Вербицкому, обеспечивается переход, трансформация одного типа деятельности (учебно-познавательной) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предметов и результатов, а также сторон личности будущего специалиста.

Третья глава «Семья как объект деятельности социального педагога» представляет приоритетную сферу работы социального педагога - семейный

социум. В ней также дана характеристика этнокультурного подхода к семье в деятельности социального педагога, отражены основные составляющие деятельности социального педагога с семейным социумом.

Этнокультурный подход в профессиональной деятельности социального педагога с семьей предполагает, в частности, учет следующих факторов:

- влияния национально-психологических особенностей на характер межличностных отношений между супругами, детьми и другими членами семьи в ходе совместного проживания, взаимодействия и общения на выработку принципиально важных общих решений; специфику воспитательных и иных воздействий;

- понимание и использование национальных различий в традициях и способах формирования национально-своеобразной личности в семьях, где родители являются представителями разных национальностей, с характерными для каждого из них моральными и нравственными ценностями, формами поведения и деятельности, специфическим мировосприятием и миропониманием;

- необходимость анализа и правильной оценки факторов и причин возникновения конфликтных отношений между разноэтническими членами семьи.

Этнокультурный подход требует от социального педагога таких навыков, умений и качеств личности, которые:

- обеспечивают преодоление различных трудностей во взаимодействии и общении представителей различных этнических общностей;

- обусловливают готовность корректно, отзывчиво и грамотно откликаться на запросы, поведение и переживания людей с учетом их национальности;

- дают возможность по отношению к каждому из них выбирать такие способы обращения, контакта, участия, которые, не расходясь с требованиями общечеловеческой морали, в то же время наилучшим образом отвечают их этническим особенностям;

- позволяют создать благоприятную психологическую атмосферу, необходимую для эффективного общения и достижения положительных результатов в совместной деятельности.

Для того чтобы достигать поставленных целей, социальный педагог должен иметь достаточные знания:

- национально-психологических и других особенностей представителей конкретной этнической общности, с представителями которой он работает;

- форм и способов их поведения и действий в различных стандартных и нестандартных ситуациях;

- традиций и стереотипов восприятия людей данной этнической общности представителями других национальностей; языка; своеобразия функционирования национального самосознания, которое существенно влияет на восприятие воздействий со стороны представителей других этнических общностей;

- эмоционально-экспрессивных механизмов защиты себя и других людей от представителей «чужих» наций;

- антипатий или непонимания представителей тех или иных народов и условий, при которых они возникают и наиболее характерно проявляются.

В четвертой главе «Реализация этнокультурного подхода в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом (на примере подготовки социального педагога к работе с башкирскими семьями)» описываются башкирская семья и ее семейно-родственные связи как фактор сохранения традиций в семейном воспитании; определена специфика деятельности социального педагога в условиях Башкортостана. Представлены результаты внедрения этнокультурного подхода в профессиональной подготовке социального педагога к работе с башкирскими семьями, реализованного при подготовке социальных педагогов в Стерлитамакском государственном педагогическом институте.

Воспитательная работа может быть эффективна лишь в том случае, когда приобщение детей к народным традициям в школе и в семье дополняло бы друг друга.

Использованию прогрессивных народных средств в семейном воспитании, по нашему мнению, способствуют и такие мероприятия, как создание телефильмов о народных умельцах, народных музыкантах, о народных играх; написание музыкальных произведений на материале народных сказок, легенд; улучшение художественного оформления и издание лучших образцов фольклора для детей (сказаний, воспоминаний и исторического материала о народе). Анализ современной деятельности родителей и педагогов в организации семейного воспитания показывает, что имеются широкие возможности практического применения прогрессивного педагогического опыта и идей народной педагогики в целях успешного решения задач, стоящих перед семьей, школой и общественностью по семейному воспитанию подрастающего поколения.

В профессиональной подготовке социального педагога должны быть учтены следующие социальные особенности башкирской семьи: многодетность; постоянные и устойчивые родственные связи; приоритет трудового воспитания в семье; культ отца и матери. Также должны быть учтены и основные, традиционные функции семейного воспитания у башкир, в качестве которых выступают: забота о материально-бытовых условиях семьи; воспитание подрастающего поколения путем включения в воспитательный процесс старших детей; стройная структура соподчинения от старших (отцы, дедушки) до самых младших в семье; согласованность между родителями, а также между родителями и детьми; забота о подготовке детей к будущей профессиональной деятельности.

Эффективность профессиональной подготовки социального работника, уровень его профессионального и личностного развития, как подтвердило наше исследование, обеспечиваются совокупностью психолого-педагогических условий, рассматриваемых в логике учебной и профессиональной деятельности. К ним относятся:

- гуманистическая направленность процесса профессионального развития личности социального педагога;

- ориентация на обобщенную модель профессионального развития личности социального педагога;

- реализация личностно-развивающих педагогических технологий, в том числе технологии контекстного обучения.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу исследования, намечены перспективы дальнейшей работы.

По результатам выполненной работы сделаны следующие выводы:

1. Развитие общества на современном этапе характеризуется целым рядом особенностей, которые необходимо учитывать в подготовке социального педагога к профессиональной деятельности и особенно к работе с семейным социумом. В качестве таких особенностей выступают: возрастание миграционных процессов в обществе, увеличение числа межнациональных браков, рост национального самосознания и стремление людей к самоопределению и самореализации, возрастание необходимости толерантности в межнациональных отношениях и др.

2. В сложившихся условиях социальному педагогу необходимо в своей работе учитывать региональные, национальные условия жизни людей, а также особенности их влияния на человека; национальные особенности ценностных ориентации в сфере, труда, быта, досуга; особенности региона и этнокультурного пространства в создании условий для саморазвития, самореализации человека на всех возрастных этапах.

3. Этнокультурный подход к подготовке социального педагога заключается в обеспечении регионально-этнической направленности как содержания образования, так и используемых методов (технологий) обучения. Отличительной особенностью реализации данного подхода является выделение этнокультурного компонента в содержании учебного плана и учебных дисциплин и формирование на его основе и в ходе используемых технологий обучения этнокультурного компонента личности как одного из показателей профессиональной готовности социального педагога к выполнению своей деятельности и его последующей реализации в этнокультурном подходе к работе с семейным социумом.

Важным фактором, обеспечивающим предотвращение негативных явлений в обществе, является возможность людей к самореализации, разви тие не только национального самосознания, но и планетарного мышления. В этой связи деятельность социального педагога должна быть направлена на создание в социальной среде условий для развития самоценности, уникальности каждого человека независимо от национальной и религиозной принадлежности, возможности каждому человеку найти собственную экологическую нишу, самоутвердиться и самореализоваться.

5. Экспериментальные данные показывают, что социальные педагоги, в профессиональной подготовке которых был реализован этнокультурный подход, характеризуются сформированностью этнокультурного компонента личности и его составляющих, обеспечивающих достижение ими профессионального и личного успеха в своей профессиональной деятельности. В частности, они знают и понимают культуру народа, с представителями которого они работают, умеют определять и использовать традиционные источники этнокультурного знания в поиске решения ежедневных проблем в сфере социальной помощи и защиты населения.

6. Исследование процесса этнокультурной подготовки социальных педагогов позволяет сформулировать следующие рекомендации:

- в целях распространения этнокультурного подхода организовать на факультетах социальной работы и социальной педагогики обмен опытом по проведению мероприятий по возрождению народного опыта социализации и восстановления этнических традиций;

- организовать курсы повышения квалификации социальных работников и педагогов по этнокультурной тематике;

- разработать организацинно-методическое обеспечение совершенствования этнокультурной подготовки социального педагога. 

Этнокультурный подход в системе других подходов к профессиональной подготовке социального педагога

Согласно энциклопедии «Народы России» (169, С.400), в России насчитывается более 150 народов. В ходе миграционных и переселенческих процессов, смешения браков, переездов на учебу или стройки Сибири и Дальнего Востока и других социально-политических и экономических явлений каждая область, республика, район или округ страны стали многоэтническими. Многообразие национальных культур, языков, обычаев, традиций и религий — общее богатство народов России. Межнациональный мир, согласие, обогащение культур всех народов могут быть достигнуты только системой образования, нацеленной на развитие национальных культур.

Культура — одно из ключевых понятий этнокультурного подхода в профессиональной подготовке социального педагога. В научной литературе и повседневной жизни можно встретить различную трактовку этого понятия. Энциклопедия «Народы России» [169, С. 456]) дает следующее определение: «Культура)-(система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека... Она охватывает все стороны жизни человека - биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения — орудий, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения)». В данном случае мы имеем дело с расширенным определением понятия «культура», авторы которого стремятся придать культуре всеобъемлющий характер. Словарь Вебстера близок к подобной трактовке: «Культура а) проявляющаяся в мысли, речи, действиях, реальных вещах общая схема результатов человеческой деятельности, зависящей от способности человека выучить и передавать знания последующим поколениям с помощью инструментов, языка и системы абстрактного мышления; б) набор принятых взглядов, общественных форм и материальных благ, составляющих отличительную черту комплекса традиций расовой, религиозной или социальной группы; в) комплекс типичных видов поведения или стандартных социальных характеристик, свойственных какой-нибудь конкретной группе, роду деятельности, профессии, полу, возрасту, классу». Известный американский специалист в области многокультурного образования С. Нието отражает современный взгляд, присущий многим ученым мира: «Культура может пониматься как постоянно меняющиеся ценностные ориентации, традиции, социальные и политические отношения, мировоззрение, создаваемые и разделяемые группой людей, связанных вместе комплексом факторов, которые могут включать общую историю, географическое положение, язык, социальный класс и/или религию».

Иногда слово «культура» употребляется в узком, бытовом смысле. Например, в обиходе мы слышим одобряющее: «Какой культурный человек», а иногда осуждающее: «Какой он бескультурный». В данных случаях имеется в виду присутствие манер поведения или отсутствие оных, соблюдение или несоблюдение принятых в конкретной группе людей правил этикета. Такой подход к определению культуры господствовал в мире на протяжении многих веков, чтобы подчеркнуть более утонченный, изящный способ жизни правящей элиты. Подобное понимание культуры выходит из употребления, однако иногда и сегодня можно встретить его в этом значении, когда человек, имея больше знаний и опыта общения в определенной культурной среде, использует их, чтобы ставить себя выше по отношению к окружающим (так ведет иногда себя сельский житель, поживший некоторое время в городе, а затем приехавший в родную деревню).

Со школьной скамьи всем известно определение культуры как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей. Однако такое слишком широкое толкование категории культуры практически ничего не может дать для определения соотношения понятий педагогического сознания и педагогической культуры. К составным частям современной культуры общества философы и культурологи традиционно причисляют экономическую, политическую, экологическую, правовую, физическую и многие другие виды культуры, но педагогической еще только предстоит занять среди них достойное место.

В обыденном сознании понятие "культура" многозначно: во-первых, культура воспринимается как нечто заданное, нормативное; как образец, на который должны равняться члены общества, если они хотят добиться общественного признания; во-вторых, она отождествляется с образованностью, интеллигентностью человека; в-третьих, связывается с характеристикой места и образа жизни человека. Теоретическое осмысление житейского понятия "культура" позволило выделить два важных для последующего анализа исследуемой проблемы положения: культура рассматривается как механизм, регламентирующий и регулирующий поведение и деятельность человека, а сам человек - как носитель этой культуры.

В настоящее время, по данным А. Н. Орлова, существует около 250 определений культуры, что свидетельствует о многофункциональности, глубине и многообразии исследуемого понятия. Кроме того, понятие "культура" - центральная категория практически всех гуманитарных наук.

Личностно-деятельностный подход в профессиональной подготовке социального педагога

Системообразующую функцию в педагогической деятельности выполняют цели образования. Именно от целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания. В условиях гуманизации образования его базовой целью является развитие личности специалиста через создание оптимальных условий для его саморазвития и самореализации. Останавливаясь на тех или иных методах обучения, мы фактически отвечаем на вопрос «как учить?»; строя содержание учебного предмета или отдельного занятия, мы отвечаем на вопрос «чему учить?». Формирование педагогических целей отвечает на вопрос «для чего учить?», какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) должен уметь решать студент с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т.п. [Н.Ф. Талызина и др., 223, СП]

Совершенствование образования в период интенсивных изменений, происходящих в обществе под влиянием научно-технического прогресса, проявилось прежде всего его технологизации. Наряду с понятием «метод обучения» появилось понятие «технология обучения». В современной дидактике под методом понимают совокупность приемов, действий, позволяющих реализовать дидактическую задачу определенным способом. Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода (совокупность приемов, действий и их последовательность). Педагогическая технология, в частности, определяется как «конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения опять-таки конкретной, реально выполняемой цели обучения, воспитания и развития обучаемого в частности». В настоящее время в психологических исследованиях можно выделить несколько теорий, концепций обучения и связанных с ними методов обучения, имеющих свои теоретические и эмпирические основания и получивших практическую реализацию в различных педагогических технологиях.

У истоков технологизации педагогики стоял А.С. Макаренко. Массовое внедрение педагогических технологий относят к началу 60-х годов, и связано оно с именами Дж. Кэрролла, Б. Блума, Д. Брунера, Д. Хамблина и др. Анализ зарубежного опыта в этом направлении представлен в работах по сравнительной педагогике Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, Н.Д. Никандрова. Разработкой педагогических технологий в нашей стране занимались Ю.К. Бабан-ский, В.П. Беспалько, П.Н. Гальперин, М.В. Кларин, И.П. Ранченко, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова и др. [22, С. 109, 223, 238, 246]

Педагогическая технология дает ответы на вопросы, связанные с методами обучения, воспитания и развития личности. Педагогическую технологию мы определяем как упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Важной частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности и развития личности.

Педагогические технологии, используемые в образовательно-развивающем процессе, мы рассматриваем в общем контексте личностно-деятельностного подхода, который обеспечивает переориентацию всего процесса обучения на постановку и решение самими обучающимися учебных задач. В нашем исследовании нашли отражение интегративно-модульная и рефлексивно-управленческая технологии.

Интегративно-модульная технология выражает единство целей, принципов, содержания, форм организации, педагогического процесса, объединяя, связывая и укрупняя различные блоки (модули) теоретических и практических дисциплин.

Название интегративно-модульной технологии является выражением ее содержания. В философии интеграция рассматривается как одна из сторон развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившихся систем, так и при возникновении новых. Педагогическую интеграцию рассматривают и как высшую форму выражения единства целей, принципов, содержания, форм организации, и как создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов учебно-воспитательного процесса.

Использование интегративно-модульной технологии в нашем исследовании преследует цель объединения различных самостоятельных разделов изучаемых дисциплин в комплексно-целевую, организационно-содержательную основу профессиональной подготовки социального работника.

В основу профессионального образования любого специалиста заложена идея его фундаментализации - глубина и широта общенаучных, философских, общекультурных и специальных знаний. С опорой на прошлые знания через настоящую (актуальную) познавательную активность к будущим профессиональным ситуациям - такова парадигма современного типа обучения, в том числе и социальных работников (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др).

Семейный социум как приоритетная сфера социальной работы

Семья - уникальное социальное создание человечества. Она является первым видом общения людей. Как социальная система семья имеет черты социального института и, одновременно, малой социальной группы.

Совокупность черт семьи как социального института заключена в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми, родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, её характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь. [33, С.29]

Семья есть форма общности людей, в основе которой -соединенные браком мужчина и женщина, их дети, а также другие люди, связанные с ними кровнородственной связью.

Являясь социальным образованием, семья имеет определенные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы.

Анализ научно - педагогической литературы по проблемам семьи показывает, что к важнейшим функциям семьи можно отнести генеративную (воспроизводство людей, поскольку, как правило, здоровые дети рождаются в семье), рекреативную (физическая, материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация досуга), коммуникативную, регулятивную, фелицитологическую (ощущения счастья в семье), экономическую и хозяйственно-бытовую и главную функцию - первичной (или базисной) социализации ребенка.

Понимание того факта, что семья играет важнейшую роль в формировании личности, социализации детей, можно найти уже в древнейших памятниках письменности. Так, в Библии, священной книге христиан, говорится: "Почитай отца твоего и матерь твою... чтобы продлились дни твои,... чтобы хорошо тебе было" и "Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти". В Новом завете сказано следующее: "Дети, повинуйтесь своим родителям. ...Почитайте отца твоего и мать. ...И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их..." [33, С. 198] а родителям, - указывается в Коране, - делание добра и близким, и сиротам, и беднякам.. ." [123, С.180] (имеется в виду - детям в первую очередь). Разумеется, в поучениях Библии и Корана отражены социальный строй, быт и нравы того (древнего) мира, однако патриархальная семья признается в них основой существования людей и воспитания детей.

В одном из важнейших произведений древнерусской литературы "Домострое" - также уделяется много внимания семье и её роли в формировании личности ребенка (говоря современной терминологией), необходимости проявления заботы со стороны родителей к детям, воспитанию у детей уважения к старшим. "А пошлет Бог кому своих детей - сыновей или дочерей, до заботится о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении;... " [86, С.29]

О важности родительского внимания детям в семье много говорится и в педагогических сочинениях XVIII в. в России (Н.И.Новиков, Н.Н.Поновский, А.А.Прокопович-Антонский и др.) [174, С. 108]

Современная семья переживает период серьезных изменений. Некоторые из них рассмотрены в работах В.В. Бодрова, Г.И. Крайнева, В.Е. Каган, Н.И. Козлова, М.С. Мацковского, Г.М. Миньковского, A.M. Полеева, Ю.П. рокопенко, М.И. Рахмановой, Б.Ю. Шапиро, Л.В. Чуйко, М.Я. Устиновой, З.А. Янковой и др. [193, С.22] Из зарубежных авторов за нимающихся проблемами семьи на современном этапе, можно назвать Э.Берна, Б.Герни, Т.Гордон, Памеллу С.Марр, С.Кеннеди, Д.-Д.Сноу, Р.Л.Симпсон, М.Дж.Файн и др. [35, С.97]

Современная семья в большинстве случаев состоит из двух поколений: родителей и детей, бабушки и дедушки, как правило живут. Об этом свидетельствуют и полученные нами данные. Из общего количества семей (свыше 2 тыс.), обследованы республике Башкортостан, более 1800 (90%) относятся к нуклеарному типу.

В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом предыдущего поколения, да и применимость этого опыта в наши дни часто проблематична.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренными изменениями своих в эмоционально-психологических проявлениях. Эмоциональная привязанность родителей и детей друг к другу - сравнительно недавнее приобретение человечества. Об атмосфере русской семьи XVII-XVIII в.в. можно судить уже по одному из нравоучений, взятому нами из Домостроя: "Наказывай сына своего в юности и успокоит тебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей: и не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти". [86, С. 18]

Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, то есть определяются глубиной и привязанностью друг к другу, ибо для большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это лишь усложняет современную жизнь. На то есть свои причины: в семье происходит болезненная ломка привычных позиций. Отец, как правило, перестал быть её экономической главой, современный быт выдвинул на передний план мать, авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. На смену ему приходит авторитет личности родителей. Дети не редко лучше образованы, чем родители, они имеют возможность проводить большую часть времени вне семьи, в обществе сверстников. Запреты становятся все менее контролируемы и реализуемы. Родители не всегда умеют различить, что следует разрешать, а что необходимо просто запрещать. Все это осложняет ситуацию, делает позицию отца и матери в отношениях с детьми зачастую драматичной.

Похожие диссертации на Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом