Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки Давыдова Татьяна Владимировна

Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки
<
Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давыдова Татьяна Владимировна. Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Чебоксары, 2004 212 c. РГБ ОД, 61:04-13/2647

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретическое обоснование процесса подготовки учителя музыки на основе этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа

1.1. Художественные традиции чувашского народа как этнопедагогический феномен 17-43

1.2. Анализ современного состояния подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете на основе художественных традиций чувашского народа 44-62

1.3. Показатели и уровни готовности будущих учителей музыки к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа 63-83

Выводы по первой главе 84-85

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке учителя музыки на основе этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа

2.1. Определение и обоснование педагогических условий эффективности использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского в подготовке учителя музыки 86-124

2.2. Содержание, формы и методы по реализации этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки на формирующем этапе эксперимента 125-151

Выводы по второй главе 152-153

Заключение 154-157

Литература_ 158-175

Приложения 176-212

Введение к работе

Характерной чертой начала XXI века в мире являются процессы, отражающие стремление народов сохранить свою самобытность, уникальность культуры, наблюдается возрастание интереса к своим национальным корням. В этой связи в новой образовательной политике Российской Федерации ясно прослеживается линия на возрождение и развитие национальных культурных традиций, осуществляется процесс формирования национально-региональных систем образования.

«Национальная доктрина образования в Российской Федерации», принятая правительством России в 2000 году, является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет национальных духовных ценностей в государственной образовательной политике, определяющим стратегические направления и основные задачи ее развития:

гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций и культур;

сохранение языков и культур народов России.

Концепция образования в Чувашской Республике в качестве приоритетной выдвигает задачу введения в учебно-воспитательный процесс всех образовательных учреждений чувашского языка и культуры как средств формирования национального самосознания современного школьника, студента, будущего специалиста. Согласно Концепции одной из стратегических задач образования является «всемерное развитие национальной школы» на основе определения приоритетных направлений ее развития. Важнейшим направлением является «реализация общеобразовательных программ, основанных на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции». Исторические и культурные ценности России и Чувашии, национальное самосознание утверждаются как фундаментальные основы системы образова-

ния, функционирование которой в республике невозможно без демократизации, гуманизации, учета этнокультурных особенностей народов Чувашии.

Центральной фигурой образовательного процесса является человек, обладающий способностью самопознания и саморазвития, познания и преобразования окружающего мира, входящий в новые общественные отношения и способный жить в них, раскрывая заложенные в нем человеческие качества. Постигая в процессе образования феномен народной культуры во всех взаимосвязях, взаимообусловленностях, человек становится ее наследником, формируясь как личность. Через национальную культуру - к общечеловеческим ценностям, к содружеству всех народов Российского государства - такова основная идея образования в России.

Важнейшая задача современной педагогики - использование духовного потенциала культуры народов, формирование его интеллектуальной, нравственно-эстетической культуры подрастающего поколения через активный интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к духовным ценностям национальной, общечеловеческой культуры. В Чувашской Республике вопросы воспитания подрастающего поколения с опорой на национальные духовные ценности нашли свое отражение в следующих законах: «О языках в Чувашской Республике» от 27 октября 1990 года с изменениями от 21 июня 2001 года; «Об образовании» от 28 октября 1993 года с изменениями от 23 июня 2000 года, Президентская программа «Новая школа» в 1996 г. Это связано, прежде всего, с потребностью республики в возрождении чувашского языка, расширении сферы функционирования народного искусства, сохранении самобытности народа с уникальной культурой.

В реализации этих целей ведущая роль принадлежит педагогическим вузам, воспитанию будущих учителей, осознающих свою деятельность в общеобразовательной школе как культурообразующую, культуротворческую. Культуре как духовному потенциалу нации придается основополагающее значение носителя первичного архетипа, создающего новые формы жизни, отсюда ее изучение, выявление ее ценностных основ для определения перспектив ее разви-

тия. Культурологическое образование прививает не только профессиональные навыки, оно является транслятором подлинных ценностей и норм. В этом важную роль должна сыграть опора на национальные традиции. Таким образом, национально-региональный компонент образования сможет выступить, с одной стороны, фактором сохранения национального самосознания, с другой — явится условием развития культурного созидательного потенциала, базирующегося на духовно-нравственном фундаменте.

Известно, что учитель музыки в своей работе средствами народного искусства решает целый ряд педагогических задач. Во время учебы в вузе у будущего учителя музыки имеются наиболее благоприятные условия для успешной интеграции теории и практики, анализа передового опыта и достижений науки, собственной профессиональной педагогической деятельности, включая кон-цертно-исполнительскую и исследовательскую. Следовательно, он должен владеть знаниями об особенностях национальных музыкальных культур разных народов, умениями и навыками воспроизведения, творческой интерпретации их образцов на основе развития ассоциативного мышления, способности к творческой деятельности.

Учебно-воспитательный процесс вуза ориентирован на выработку у студентов таких базовых ценностей, как знание, духовность, вера. В этом контексте именно этнопедагогический подход является органичным действенным механизмом, обеспечивающим их освоение и применение на практике.

Данные положения явились исходной позицией в привитии студентам интереса, уважения к народному искусству, художественным традициям чувашского народа с их своеобразием, обусловленным историческим опытом, прошлым народа.

В настоящей работе народные художественные традиции рассматриваются в единстве слова - музыки - движения как «три кита» народной эстетики. В таком взаимодействии образуются традиционные формы бытования народного искусства (хороводы, обряды, сказки, праздники, пословицы, поговорки, песни и т.д.), в них заложено как общечеловеческое, так и национально особенное,

б что является стержнем народного искусства в работе со школьниками на уроках музыки и во внеклассной работе. В содержании произведений словесного и музыкального фольклора, в народных обрядах и праздниках заключены заповеди народной педагогики, передающие в наставлениях, убеждениях, советах, примерах, благопожеланиях опыт жизни поколений, традиции воспитания, положительный народный идеал, имеющий национальное своеобразие. Таким образом, в народных художественных традициях заложен этнопедагогический потенциал, обусловленный народным положительным идеалом, менталитетом, национальным характером.

Актуальность нашего исследования определяется современным состоянием образования, его направленностью на гуманизацию, что означает переориентацию ценностных установок, целей и задач учебного процесса. Особенностью современного этапа развития образования является приоритет человеческого фактора, усиление внимания к личности, ее духовному развитию, что связывается с необходимостью перехода от знаниецентристской к культурологической модели образования. Учить нужно не только знаниям, но и ценностям, и нормам, которые воплощены в народных художественных традициях. Народные художественные традиции как часть педагогической и духовной культуры являются непреходящей ценностью, вневременным источником для разработки современных подходов к воспитанию личности богатой исторической памятью, национальным самосознанием. Поэтому обращение исследователей в области образования к народной педагогике, этнопедагогике — педагогике любви (Г.Н. Волков), является чрезвычайно актуальным.

Профессиональная подготовка учителя музыки, способного воспроизвести и передать подрастающему поколению основные ценности музыкальной культуры своего народа и региона в комплексе художественных традиций, строить учебно-воспитательную работу на этнохудожественных, этнопедагогических основаниях позволит гармонизовать процесс воспитания личности современного учащегося.

Идея воспитания гармонически развитой личности, выдвинутая еще античными философами, получила дальнейшее осмысление в теории обучения и воспитания детей, отраженной в трудах отечественных педагогов XX столетия Б.С. Гершунского, Н.К. Крупской, Б Т. Лихачева, А.С. Макаренко, В.А. Сухо-млинского, В.Н. Шацкой и др.

В определении перспектив музыкально-эстетического воспитания и образования школьников путем творческого освоения музыкальной культуры значительную роль играют исследования в области психологии. Так, теории психологии творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей, раскрытые в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. получили дальнейшее развитие в современной музыкально-педагогической практике.

Обращение к духовному опыту человечества, к народному искусству, народным художественным традициям способствует музыкально-эстетическому, художественно-творческому воспитанию современной молодежи, обогащая их духовный и эмоциональный потенциал, развивая чувства взаимопонимания, добра, красоты, истины, дружбы, раскрывая творческие способности и потребности студенчества. Об этом говорят исследования Б.В. Асафьева, Г.Н. Волкова, Д.Б. Кабалевского, Л.М. Кашаповой, 3. Кодая, Л.В. Кузнецовой и др.

В решении вопроса национального музыкального образования студентов и школьников с учетом регионального компонента мы опирались на исследования музыковедов, этнографов, фольклористов, историков Ю.А. Илюхина, М.Г. Кондратьева, СМ. Михайлова, Ф.П. Павлова и др.

Важнейшим фактором музыкально-эстетического воспитания студентов и школьников является использование традиций народной педагогики, которые отражены в трудах Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, современных ученых — К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, З.Г. Нигматова, Т.Н. Петровой, Ф.Ш. Салитовой, Э.И. Сокольниковой и др.

В последнее десятилетие появились исследования, которые рассматривают возможности использования чувашского народного декоративно-прикладного

искусства в педагогическом процессе вуза (Г.А. Никитин, Н.Б. Смирнова и др.), проблему формирования готовности студентов к этноэстетическому воспитанию детей дошкольного возраста (М.В. Чернова).

Результаты исследований вышеназванных ученых еще раз убедительно доказывают огромные воспитательные возможности народного искусства, художественных народных традиций. Знакомство учеников с художественными народными ценностями, раскрытие их творческих возможностей является важным направлением в деятельности учителя музыки общеобразовательной школы. В современной школе особо возрастает роль учителя как проводника, интерпретатора и носителя (личный пример — лучший педагог) народной педагогической культуры.

В реальной педагогической практике наблюдается ряд противоречий между:

- потребностью региональной системы образования в музыкально-
педагогических кадрах, способных на высоком уровне осуществлять профес
сиональную деятельность на основе использования этнопедагогического по
тенциала народных художественных традиций чувашского народа, и недоста
точной разработанностью этой проблемы в системе подготовки специалиста;

- имеющимся национально-региональным компонентом учебного плана и
недостаточным научно-методическим оснащением отдельных дисциплин для
его реализации;

-значительным воспитательным потенциалом художественных традиций чувашского народа и несформированностью у студентов умений и навыков для использования его в музыкально-педагогической практике.

Разрешение выявленных противоречий возможно путем комплексного (психолого-педагогического, этнокультурного) исследования проблемы, которая формулируется следующим образом: каковы педагогические условия, способствующие эффективному использованию этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки. Целью исследования является теоретико-методическое обоснование педагоги-

9 ческих условий эффективного использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в профессиональной подготовке учителя музыки.

В качестве объекта исследования выступает система профессиональной подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете вуза.

Предметом исследования являются педагогические условия эффективного использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки.

Гипотеза исследования основана на том, что процесс подготовки будущего учителя музыки на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

- формирование у будущего учителя музыки мотивационно-ценностного
отношения к художественным традициям чувашского народа в учебной и вне-
учебной деятельности;

- осуществление межпредметных связей в реализации национально-
регионального компонента учебного плана;

использование возможностей педагогической практики для формирования у студентов соответствующих умений и навыков введения художественных традиций чувашского народа в процесс музыкального обучения учащихся;

включение в образовательный процесс музыкально-педагогического факультета спецкурса «Художественные традиции чувашского народа в подготовке учителя музыки», направленного на повышение уровня готовности будущего учителя музыки к реализации этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа;

привлечение студентов к активной концертно-исполнительской деятельности на основе творческого ансамбля слова, музыки, движения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа.

  1. Проанализировать современное состояние подготовки учителя музыки к педагогической деятельности на основе художественных традиций чувашского народа.

  2. Определить показатели и уровни готовности будущего учителя музыки к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа.

  3. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективного использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки.

Методологическую основу исследования составили: диалектические положения о единстве и неразрывности общечеловеческого и национального как специфического отражения действительности, об осуществлении личностно-деятельностного, этнокультурологического подходов к воспитанию, о социальной и творческой сущности личности, идеи гуманизации, гуманитаризации в образовании и искусстве.

Теоретической основой исследования являются:

теория формирования личности учителя, его мотивационно-ценностного отношения к профессии (О.А. Абдуллина, Л.Г. Арчажникова, И.Ф. Исаев, А.К. Маркова, В.А. Сластении и др.);

отечественная теория музыкально-эстетического развития личности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.В. Горюнова, Л.В. Школяр и др.);

теории психологии творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.);

теоретические основы формирования содержания образования (В.П. Бес-палько, В.В. Краевский, В.Д. Шадриков и др.);

этнопедагогическая теория (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Г.Н. Волков, З.Г. Нигматов, Т.Н. Петрова, Э.И. Сокольникова и др.);

научные основы педагогического мастерства учителя (В.А, Кан-Калик, Б.Т. Лихачев, О.Г. Максимова, В.Г. Максимов, Б.М. Неменский. В А. Сласте-нин, Е.И. Юдина и др.);

положения о роли народного искусства в музыкально-эстетическом воспитании (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Л.М. Кашапова, Л.В. Кузнецова, М.А. Некрасова и др.);

культурологический анализ проблем развития личности (М.М. Бахтин, B.C. Библер, В.В. Медушевский и др.);

исследования по методологии и методике музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Г.М. Цыпин и др.).

В решении проблемы национально ориентированного музыкального образования студентов с учетом регионального компонента мы опирались на исследования музыковедов, этнографов, фольклористов, историков (М.Г. Кондратьев, СМ Максимов, СМ. Михайлов, Ф.П. Павлов, А. А. Трофимов и др.).

Для решения поставленных задач, проверки и подтверждения гипотезы, исходных положений нами были использованы методы:

теоретические - анализ философской, психолого-педагогической литературы, научных трудов по культурологии и социологии, этнографии и фольклористике; анализ публикаций по вопросам формирования национального самосознания; этнопедагогические труды ученых-педагогов

экспериментальные - изучение передового педагогического опыта; наблюдение, анкетирование; метод самооценки; анализ результатов творческой деятельности студентов; педагогический эксперимент.

Программа эксперимента включала следующие этапы: 1 этап (1997 - 1999 гг). Изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, теоретическое осмысление темы, определение её актуальности; определение цели и задач; изучение опыта работы школ республики, передового педагогического опыта по теме исследования, современного состояния вузовской подготовки учителя музыки в теории и практике; проведение констатирующего эксперимента для определения готовности студентов к

12 педагогической деятельности в общеобразовательной школе на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа; выявление педагогических условий, эффективно влияющих на процесс подготовки учителя к использованию этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в педагогической деятельности

  1. этап (2000 - 2003 гг.). Проведение формирующего эксперимента, связанного с обоснованием и реализацией педагогических условий, позволяющих повысить качество подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к использованию этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в педагогической деятельности.

  2. этап (2003 - 2004 г.). Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы оформление диссертации.

Опытно-экспериментальной базой явились - музыкально-педагогический факультет ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, лицей № 1, средние общеобразовательные школы № 9, 24,42 г. Чебоксары.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

раскрыт этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа, заключающийся в их нравственно-этическом содержании;

определены новые подходы к реализации национально-регионального компонента содержания профессионального образования студентов на музыкально-педагогическом факультете (межпредметностъ, интеграция на основе взаимодействия слова, музыки, движения);

определены показатели и уровни профессиональной готовности будущего учителя музыки к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа;

выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное использование этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она дополняет теорию профессионального музыкально-педагогического образования на основе

комплексного подхода к освоению народных художественных традиций во взаимосвязи трех составляющих: слова, музыки, движения. Материалы исследования открывают перспективы для разработки национально-регионального компонента содержания музыкально-педагогического образования на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций.

Практическое значение диссертационного исследования определяется тем, что:

- разработанные и внедренные в учебный процесс вуза программа спецкурса «Художественные традиции чувашского народа в подготовке учителя музыки», учебное пособие «Художественное прочтение произведений чувашских композиторов» позволяющие улучшить качество профессиональной подготовки учителя музыки могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательной школы, вуза, также в системе повышения квалификации учителей музыки.

Теоретические и практические материалы исследования, результаты, полученные в ходе его проведения, могут быть использованы на занятиях индивидуального обучения музыке, в педагогической практике, также в разработке лекционных курсов по предметам художественно-гуманитарного цикла с введением в их содержание национально-регионального компонента.

Основные материалы диссертации могут быть использованы в учебных заведениях (школах, педколледжах, педвузах) Чувашской Республики и других регионов Российской Федерации с компактным проживанием чувашей.

Достоверность полученных результатов обеспечивается:

  1. полнотой анализа теоретического и практического материала, применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования;

  2. объективностью результатов опытно-экспериментальной работы, основанной на широкой экспериментальной базе (музыкально-педагогический факультет ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, лицей № 1, средние общеобразовательные школы №9, 24, 42 г. Чебоксары);

3) личным опытом многолетней преподавательской работы на музыкально-педагогическом факультете педагогического университета. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа представляет собой совокупность народных воспитательных средств, направленных на формирование нравственных качеств личности, ее духовно-нравственных ориентиров в соответствии с народным идеалом, развитие эстетического вкуса и выработку нравственных привычек поведения в семье, обществе. Народные художественные традиции как система художественных ценностей, представлений, творчества народа, передаваемые из поколения в поколение, создаются в творческой преобразовательной деятельности, что обусловливает их использование в подготовке учителя музыки на основе творческого ансамбля (слово, музыка, движение). Использование этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в современном образовательном процессе выступает важным фактором его устойчивости и перспективности, в подготовке учителя музыки - необходимым условием формирования умений творчески решать художественно-педагогические задачи в реализации национально-регионального компонента, что определяет его профессиональную готовность к педагогической деятельности,

  2. Основными показателями и уровнями профессиональной готовности будущего учителя музыки к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа являются:

-наличие положительного эмоционально-ценностного отношения к народным художественным традициям и понимание их значения в педагогической деятельности.— мотивационный компонент;

-необходимый объем теоретических знаний в области этнопедагогики, а также научно обоснованные знания о задачах, содержании и функциях художественных традиций чувашского народа — теоретический компонент;

сформированность системы методических умений, необходимых для организации урочной и внеурочной деятельности — организационно-методический компонент;

развитие творческого потенциала будущего учителя, его самостоятельности, потребности в самосовершенствовании, исследовательских навыков -творческий компонент.

3. Эффективность использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки может быть обеспечена на основе выявления, научного обоснования и реализации следующих педагогических условий:

- формирование у будущего учителя музыки мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям чувашского народа в учебной и вне-учебной деятельности;

- осуществление межпредметных связей в реализации национально-
регионального компонента учебного плана;

использование возможностей педагогической практики для формирования у студентов соответствующих умений и навыков введения художественных традиций чувашского народа в процесс музыкального обучения учащихся;

включение в образовательный процесс музыкально-педагогического факультета спецкурса «Художественные традиции чувашского народа в подготовке учителя музыки», направленного на повышение уровня готовности будущего учителя музыки к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа;

привлечение студентов к активной концертно-исполнительской деятельности, на основе творческого ансамбля музыки, слова, театрального действа.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

а) в процессе опытно-экспериментальной работы;

б) путем отражения результатов исследования в научных и методических
публикациях;

16 в) в ходе выступления автора диссертации на научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция «Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия» (г. Саратов, 2002 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Музыкальное образование в контексте культуры» (г. Чебоксары, 2003 г.); ежегодно проводимой научной сессии докторантов и аспирантов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, методологических семинарах кафедры ПНО, теоретических семинарах кафедры ТиММ. По теме диссертационного исследования опубликовано — семь статей; три учебных пособия; одно учебно-методическое пособие.

Художественные традиции чувашского народа как этнопедагогический феномен

Современная обновляющаяся демократическая школа все чаще обращается к опыту народной педагогики, в которой важнейшим средством становления совершенной личности были традиции эстетического, художественного, нравственного воспитания, все то, что способствует становлению духовности личности. Духовная культура народа, народное искусство (устный фольклор, народно-прикладное искусство, народные песни) помогают познать жизнь народа в его прошлом для того, чтобы на этой основе видеть и представлять перспективы развития современного общества.

История народа, вобравшая в себя отношения людей, важнейшие события в жизни целых поколений, духовные ценности, среди которых ценности воспитания являются базовыми, должна стать предметом пристального внимания современного образования. В этой связи особо актуализируются слова академика Г.Н. Волкова: «Без памяти (исторической) - нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания — нет духовности, без духовности - нет личности, без личности — нет народа (исторической личности» [48, 13], являющиеся золотой формулой этнопедагогики. Именно благодаря исторической этнической преемственности обеспечивается преемственность основных идей, форм и средств этнопедагогики.

Сутью образования является передача младшему поколению ценностей культуры. Через психологический механизм люди наследуют прошлые верова-ния знания, символы, а также нормы, ценности, правила, которые сохраняются, интерпретируются, используются и передаются в семье, общине, в других коллективных формах жизни. Все то, что доходит до нас из прошлого, что передается во взаимосвязанном нарастающем историческом процессе, составляет наследие прошлого. Изначально система воспитания и обучения складывалась из традиционных народных средств подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в которой стройно и в единой взаимозависимости решались проблемы общей социализации ребенка. Данная система образования с раннего возраста включала в себя обучение детей жизненно необходимым знаниям и навыкам, формирование их художественно-эстетических и культурных ориентиров в процессе бытовой деятельности. «Огромную роль в воспитательной работе играют близость детей к природе, ... народное искусство, окружающее детей, традиционно развивающееся в предметах быта, украшениях, одежде, народных песнях, наконец, обычаи и традиции, составляющие эстетическую сущность повседневного быта и народных празднеств» отмечал Б.Т.Лихачев [129, 156].

Уходя своими корнями в самую толщу веков, пробиваясь сквозь пласты истории, традиция является связующим звеном между этапами в развитии человеческого общества, поколениями людей и их историческими судьбами. В работах Власовой В.Б., Капчели В.М., Маркаряна Э.С., Плахова В.Д., Суханова И.В. и др. рассматриваются вопросы формирования и развития духовной жизни общества, исследуется роль традиций воспитания, их исторические перспективы.

Общепризнано то, что традиция — это явление духовной жизни общества, важнейший элемент общественного и социального сознания, в ней сосредоточена мудрость поколений. Без связи времен и народов нам не объяснить свое время, не увидеть будущего. Она остается объектом пристального внимания философов, историков, этнографов, педагогов.

Приведем некоторые определения понятия «традиция».

В толковом словаре Д.Н. Ушакова: «Традиция. — 1) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. 2) Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту» [221, 499]. Западный социолог П. Штомпка в определении традиции подчеркивает ее историко-общественую роль: «Под традицией... мы будем понимать совокупность тех объектов и идей, истоки которых коренятся в прошлом, но которые можно обнаружить в настоящем, т.е. это все то, что не было уничтожено, выброшено и разбито. В данном случае традиция равносильна наследию — тому, что реально сохранилось от прошлого...» [239, 90-96].

В приведенных определениях общим является исторический подход, объясняющий социальную ценность традиции.

Приведем педагогическое определение, данное в Педагогическом словаре; «Традиции - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Традиции складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу... Традиции служат важным фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания» [170, 151]. В этом определении подчеркивается воспитательная основа традиции, ее общепедагогическая ценность.

Каждый народ оценивает действительность самостоятельно посредством своих традиций. В современной жизни, характеризуемой «взрывом» национального самосознания, стремлением каждой нации и народности к своим «корням» и усвоению «собственного» культурного наследия, очень остро стоит необходимость глубокого изучения художественного наследия каждого народа и его восстановления. Это обусловливается тем, что традиции выполняют весьма важные и полезные функции:

1) играют роль своеобразного стимулятора творчества, вдохновляя творца на создание нового;

2) могут быть руководящим, исходным принципом в творческом процессе;

3) выступают в качестве эталона, на который равняется личность в поиске новых путей [210, 86]. Человеку достаются традиции и обычаи, проверенные обществом, таким образом он получает «эстафетную палочку» от предков, которую должен пронести дальше в жизнь детей, внуков и, конечно, привнести в свою собственную жизнь. Широкое понимание традиции предопределяет и разнообразие форм их существования, проявления и выражения. Это формы не существуют обособленно друг от друга, а существуют в переходящих друг от друга формах. По мнению В.Д. Плахова, «они существуют как:

- реальность человеческого бытия;

- компоненты общественного сознания и на этой основе индивидуального сознания, проявляясь во взглядах, убеждениях, установках, в идеях людей, в их мировоззрении, в общественном мнении;

- черты характера людей, их привычки, которые проявляются в названных выше практических отношениях» [178, 164].

Это связано с тем, что с раннего детства и на протяжении всей жизни человек подвергается их воздействию. На основе национальных традиций воспитания, художественных традиций и обычаев происходит формирование личностных качеств индивида с раннего возраста. Но это не значит, что индивид посредством традиций включается просто в данную национальную общность людей. Индивид в своем развитии, следуя традиции, не только включается в систему общественных отношений, но и формируется как личность, на этой основе происходит процесс его социализации. Усвоение этих традиций носит мировоззренческий характер, через них формируются потребности, нравственные идеалы, ценности (совесть, чувство милосердия и взаимопонимания, отвращение к насилию, справедливое снисхождение к слабому, стыд), убеждения, видение мира. В то же время на их основе индивид получает первые уроки нравственности, вырабатывает манеры поведения в семье и обществе.

В Чувашии сложились богатые национальные традиции воспитания и подготовки учителей музыки. Так, в 1868 году в Симбирске начала действовать чувашская учительская школа, в которой на протяжении 50 лет руководителем был великий чувашский просветитель - Иван Яковлевич Яковлев. Высокая духовность, культура, искусство — вот содержание той атмосферы, среды, которую И.Я. Яковлев создавал вокруг себя, своих учеников. В основу деятельности Симбирской чувашской учительской школы Иваном Яковлевичем была заложена идея народности, авторами которой являлись великие педагоги Я.А. Ко-менский, Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. В школе одной семьей обучались и марийцы, и мордва, и русские, и татары. Вся система обучения и воспитания в школе была направлена на достижение все более новых высоких состояний духовности народа.

Система обучения и воспитания в Симбирской чувашской учительской школе сосредоточила в себе цели и идеи, как общекультурные, так и педагогические:

1) определяемые «христианскими идеалами» — Любовь, Красота, Добро, Милосердие и др. На этих идеалах строилась этика школы Яковлева И.Я., они зафиксированы во многих образцах устного фольклора русского и чувашского народов;

2) «идея сближения и объединения с русским народом», т.е. приобщение к традициям русского народа, к его культуре; идеи целостности культур при уникальности каждой;

3) «родной язык» - главный фактор воспитания культурного человека - познание мировой культуры через родное, близкое. Родной язык - «лицо» народа. И.Я. Яковлев много сил приложил к тому, чтобы и язык, и народ в своем развитии были на уровне языков и народов многочисленных [155,40].

Определение и обоснование педагогических условий эффективности использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского в подготовке учителя музыки

Процесс подготовки учителя музыки к реализации этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в будущей музыкально-педагогической деятельности связан с определением и проверкой педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения студента и готовность (теоретический, практический, методический компоненты) студента к работе в школе.

В психолого-педагогической литературе встречаются различные подходы к определению понятия «условие». Сущность педагогических условий рассматривается в трудах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, ВТ. Максимова и др.

Понятие «условие» рассматривается как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит что-нибудь» [165, 776]. Ю.К. Бабанский педагогические условия определяет как «обстановку, при которой компоненты учебного процесса (учебные предметы, преподавание и учение) представлены в наилучшем взаимодействии и которое дает возможность учителю плодотворно преподавать, руководить учебным процессом, а учащимся - успешно учиться» [20, 61].

ВТ. Максимов трактует педагогические условия как объективные и субъективные факторы, необходимые для эффективного функционирования всех компонентов образовательной системы [137].

Дидактические условия В.И. Андреев определяет как «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [7, 124].

Анализ вышеизложенных подходов дает нам основание рассмотреть педагогические условия эффективного использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки, в контексте цели исследования, а именно:

- формирование у будущего учителя музыки мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям чувашского народа в учебной и вне-учебной деятельности;

- использование межпредметных связей в реализации национально-регионального компонента учебного плана;

- использование возможностей педагогической практики для формирования у студентов соответствующих умений и навыков введения художественных традиций чувашского народа в процесс музыкального обучения и воспитания учащихся;

- включение в образовательный процесс музыкально-педагогического факультета спецкурса «Художественные традиции чувашского народа в подготовке учителя музыки», направленного на повышение уровня готовности будущего учителя музыки к педагогической деятельности на основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа;

- привлечение студентов к активной концертно-исполнительской деятельности на основе творческого ансамбля музыки, слова, движения как основных компонентов художественных традиций чувашского народа.

Одним из ведущих условий совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки является - формирование у будущего учителя музыки мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям чувашского народа в учебной и внеучебной деятельности. Ценностное отношение к окружающему миру, среде, в которой пребывает молодое поколение, к культуре и ее образцам, которые они оценивают или не замечают, собственное мировидение, осознание своего «Я» воспитывается, накапливаясь в духовный опыт личности, а не приходит само собой. Ценностью народного искусства, его уникальностью и отличительной чертой является этническое ядро, национальная интонация, пронизывающая все явления, предметы, произведения народной культуры. Именно этническое ядро определяет уникальность народного искусства, являясь национальным достоинством художественной культуры народа. Художественная культура усваивается прежде всего на живых примерах, носителем которых для учащихся чаще всего выступает учитель. Все богатство народных художественных традиций содержит огромный нравственный потенциал, который необходимо использовать в уроках музыки будущему учителю на основе активного включения школьников в процесс проживания их нравственной сущности, формируя у них деятельно-практическое отношение к народному искусству, к народу.

Способ передачи ценностей художественных традиций нельзя обозначить простой схемой «художественные традиции — учитель — учащиеся». Этот процесс включает в себя действия по варьированию, дополнению, индивидуальному исполнению. Творческая деятельность предполагает желание не только пробовать, но и добиваться успеха, испытывать удовлетворение в процессе поиска своего решения. Применительно к художественным традициям каждый вариант своего решения (по-своему пересказать сказку, спеть песню с игровыми движениями, использовать при исполнении песни народные инструменты и т.д.) дает новую жизнь художественному явлению, но в преемственности традиций. Мы соглашаемся с наблюдением М.М. Бахтина о том, что «в каждой культуре прошлого заложены огромные смысловые возможности, которые остались не раскрытыми, не осознанными и не использованными на протяжении всей истории жизни данной культуры» [25, 333]. Действительно, народное творчество, такое богатое и разнообразное невозможно полностью изучить, так как это не застывшее во времени явление, а вечно обновляющиеся духовные и художественные ценности.

Исследования ученых показали, что основой творческой деятельности является внутренняя мотивация (интерес к делу), воображение, гибкость ума, воля, деятельность и трудолюбие [23, 235]. В любой сфере деятельности человек раскрывает свои способности, начав действовать. Отсюда, главной закономерностью творчества является труд, рожденный внутренним мотивом. Мотив понимается как «побуждение, потребность, влечение, склонность, стремление... как «динамический» момент направленности действия на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели» [231, 331]. Мотивацией необходимо управлять, корректировать ее, придавая ей значение важнейшего фактора оптимизации психического процесса в творческой деятельности.

Мотив - движущая сила действия и поступков. Формирование таких мотивов, как чувство долга, ценностное отношение к этнической культуре, нестандартное решение художественных задач развивают у студентов потребность в профессиональном совершенствовании, самовоспитании. В своей образовательно-воспитательной деятельности мы стремимся к тому, чтобы студентами была освоена триада «потребность - интерес - ценность», как представляющая для них особенную значимость в освоении художественных традиций своего народа.

Потребность - есть состояние, возникающее в результате осознания субъектом своих нужд и побуждающее его к социальной активности. Она - непосредственное отношение человека к действительности.

Интерес - осознанное выражение потребности. Роль интереса как одного из мотивов в любой деятельности человека исключительно велика. Он заставляет личность активно искать способы удовлетворения возникшей жажды знаний, которое вызывает возникновение новых интересов, стоящих на более высоком уровне познавательной деятельности. Следовательно, интерес выступает как постоянный побудительный механизм познания

Содержание, формы и методы по реализации этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки на формирующем этапе эксперимента

С целью проверки эффективности выдвинутых условий был проведен формирующий этап опытно-экспериментальной работы.

Формирующий этап эксперимента проходил на базе музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. К участию в эксперименте были привлечены студенты 3 курса музыкально-педагогического факультета: экспериментальная группа — 14, контрольная — 12 студента.

Определяя исходные положения системы работы по подготовке учителя музыки к педагогической деятельности на основе использования этнопедагоги-ческого потенциала художественных традиций чувашского народа мы опирались на следующие дидактические принципы: природосообразности, культу-росообразности, народности, активности и самостоятельности.

Принцип природосообразности, впервые выдвинут педагогом-гуманистом XVI века Я.А. Коменским. Природосообразность является одной из главных, определяющих особенностей народной педагогики. Подтверждением является мысль Г.Н. Волкова о гармоничном, комплексном подходе к формированию личности, поведении диктуемым природой. Опора на данный принцип позволит будущему учителю учитывать возрастные, личностные, психологические особенности подрастающего поколения.

Принцип культуросообразности, провозглашенный немецким педагогом-демократом Ф.А. Дистервегом, обосновывает этнокультурный подход к воспитанию: «Всякое состояние культуры данного народа есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из которого развивается последующее состояние. Поэтому та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно» [69,74].

Принцип народности (К.Д. Ушинский). Этот принцип предполагает образование в духе сознательного уважения к народным традициям, обрядам, обычаям, философии народной материнской культуры, развитие чувства национального самосознания.

Принцип творческой активности и самостоятельности, отражает обучающимся понимание своей профессиональной деятельности, а также осознание прикладного значения теоретических знаний. Этот принцип является важным для актуализации личностной сферы студентов и связан с появлением интереса, творческой увлеченности.

В качестве основных форм организации учебно-воспитательного процесса в экспериментальной работе мы выделили следующие:

-формы обучения (лекции, семинары, практические занятия, спецкурсы, педагогическая практика, самостоятельная работа студентов и др.);

-формы контроля и оценки знаний (зачеты, экзамены, концертные выступления, защита курсовых и дипломных работ и др.);

- формы научно-исследовательской деятельности студентов (доклады в рамках студенческого научного общества, выступления на научно-практических конференциях, написание аннотаций к музыкальным произведениям).

Такой выбор форм организации учебного процесса способствовал повышению качества знаний, умений, навыков, результативности работы каждого студента, обеспечивая действенность комплекса профессионально значимых качеств будущего педагога-музыканта.

Основой руководства по развитию творческой активности студентов стали методы, разработанные И.Я. Лернером [123]: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский методы. Все обозначенные методы соотносятся с задачами музыкального обучения и воспитания, с методами художественной дидактики. Специфика заключается лишь в том, "что основными средствами обучения студентов музыкально-педагогического факультета являются: нотный музыкальный материал, учебники и учебные пособия, музыкальные инструменты, ТСО, наглядные пособия (художественный материал).

Результаты и анализ констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы убедили нас в актуальности и объективной необходимости работы педагогического вуза по формированию у студентов музыкально-педагогического факультета целевых установок на изучение, освоение в учебном процессе художественных традиций чувашского народа, имеющих этнопедагогический потенциал.

Одним из оптимальных педагогических условий совершенствования подготовки учителя музыки на. основе использования этнопедагогического потенциала художественных традиций чувашского народа является включение в учебно-воспитательный процесс музыкально-педагогического факультета спецкурса «Художественные традиции чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки» (см. Приложение 5).

Целью спецкурса является формирование умений и навыков художественно-творческой деятельности учителя музыки на основе интегративнои природы художественных традиций чувашского народа, формирование личности будущего учителя как носителя духовно-нравственных ценностей этноса. Цель определила задачи спецкурса:

1. Сформировать устойчивое мотивационно-ценностное отношение к художественным традициям чувашского народа.

2. Показать на примере использования фортепианных произведений чувашских композиторов возможности обновления содержания музыкального образования как в школе, так и в вузе.

3. Сформировать навыки художественно-педагогического анализа инструментальных произведений.

4. В процессе освоения народных художественных традиций исходить из синтеза искусств, синкретической основы народного искусства.

5. Сформировать у студентов личностные духовно-нравственные качества, необходимые в процессе реализации этнопедагогического потенциала народного искусства.

Похожие диссертации на Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке будущего учителя музыки