Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки Иванова Алла Владимировна

Творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки
<
Творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки Творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки Творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки Творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки Творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки Творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки Творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки Творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки Творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иванова Алла Владимировна. Творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Чебоксары, 2002 257 c. РГБ ОД, 61:03-13/332-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические и практические предпосылки использования творчества композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки 16

1.1. Современное состояние профессиональной подготовки будущего учителя музыки 16

1.2. Художественно-педагогический анализ творчества композиторов Чувашии и Марий Эл 44

1.3. Сущность и основные направления профессиональной подготовки будущих учителей музыки с использованием творчества композиторов Чувашии и Марий Эл 75

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию подготовки учителя музыки с использованием творчества композиторов Чувашии и Марий Эл 105

2.1. Содержание и методика констатирующего этапа опытно- экспериментальной работы 105

2.2. Педагогические условия совершенствования формирования готовности будущих учителей музыки с использованием творчества композиторов Чувашии и Марий Эл

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 180

ПРИЛОЖЕНИЯ 206

Введение к работе

В период радикальных изменений, происходящих во всех сферах жизни нашей страны, возрастает необходимость воспитания образованной личности, обладающей творческим потенциалом и высоким уровнем культуры. В поисках действенных средств для раскрытия духовного потенциала личности педагогическая наука, а вместе с ней и школа, обратилась к искусству, к предметам эстетического цикла. Среди искусств музыка занимает особое место в нравственно-эстетическом воспитании подрастающего поколения благодаря своему непосредственному, комплексному воздействию на человека. Как мощное средство, позволяющее проникнуть в глубины духовной сущности народа, музыкальное искусство является не только великолепной основой для формирования национального самосознания, но и эффективным средством в поиске путей и уровней взаимодействия и понимания между различными народами.

В связи с этим в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой, оказываются и вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки. От того, каким будет современный учитель-музыкант, как он станет осуществлять свою дальнейшую деятельность, способен ли учитывать требования, предъявляемые ему обществом, наукой и передовой практикой, во многом зависит уровень образованности, воспитанности и духовной культуры школьника. Это обстоятельство ставит перед педагогическими вузами страны задачу подготовки высококвалифицированных учителей музыки, владеющих системой знаний, умений и навыков на уровне современных требований.

Проблемы общего музыкального воспитания и образования молодежи рассматривались в работах Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, И.А. Медведевой, Г.Г. Тенюковой, В.Н. Шацкой, В.А. Школяр, Л.В. Школяр и др.

Музыкальное развитие детей в контексте художественного развития личности представлено в работах Б.В. Асафьева, П.П. Блонского, В.В. Медушевского, Л.Н. Толстого, СТ. Шацкого, И.Я. Яковлева и др.

Психологические аспекты проблемы музыкального развития личности раскрыты в трудах Л.С. Выготского, Е.В. Назайкинского, В.И. Петрушина, Г.С. Тарасова, Б.М. Теплова и др.

Проблемы педагогического мастерства учителя исследовались учеными-педагогами Ю.К. Бабанским, Е.П. Белозерцевым, В.П. Беспалько, В.А. Кан-Каликом, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернером, Б.Т. Лихачевым, В.Г. Максимовым, О.Г. Максимовой, В.А. Сластениным, А.И. Щербаковым и др. В работах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Рапацкой, Л.Ф. Спирина, Т.В. Челышевои и др. рассматриваются пути совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителя музыки.

В условиях, когда принципом государственной политики в области образования становится «защита системой образования национальных культур и региональных традиций» многонационального государства (Закон РФ «Об образовании», ст. 2), большое значение приобретает обращение к культурному и творческому наследию каждого народа.

Национальное искусство всегда было сильным средством воспитательного воздействия, ибо помогало формировать нравственный идеал, определяло эстетический облик народа, передавало новым поколениям его коллективную мудрость, культуру, служило средством объединения людей вокруг общечеловеческих ценностей.

Выдающиеся педагоги прошлого С.А. Нурминский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, И.Я. Яковлев в качестве педагогической задачи ставили приобщение детей к национальному искусству как неотъемлемой части духовной жизни народа. Воспитательное воздействие народной музыки на нравственность ребенка широко освещается в трудах О.А. Апраксиной, С.С. Балашовой, Е.Я. Гембитской, Н.Л. Грозденской, И.И. Жемчужиной и др.

В настоящее время наблюдается рост интереса исследователей к проблеме подготовки учителей музыки к работе в национальной школе Чувашии (Ю.А. Дмитриева, Ю.Д. Кулаков, В.А. Телепов), Мордовии (И.С. Кобозева), Адыгеи (Ф.В. Малухова), Хакасии (Н.К. Баранова) и др. Вместе с тем вопросы подготовки учителя музыки к работе в условиях полиэтничности современного образовательного пространства не получили должного отражения в педагогической науке.

Важность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке разобщенности национальных структур в России приходит осознание уникальности не только социально-экономических, но и культурных явлений каждого региона. Следовательно, возникает необходимость изменения содержания обучения, которое обеспечило бы интеграцию личности в системе мировой и национальной культуры, что отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования - уделять особое внимание вариативному обеспечению национально-регионального компонента.

Известно, что учитель музыки в своей работе решает целый ряд педагогических задач средствами музыкального искусства. Одним из главных средств учителя музыки по воспитанию у школьников любви и уважения к культуре своего народа является национальная музыка. Следовательно, наряду с обязательным комплексом профессиональных качеств учитель музыки современной школы, отличающейся многонациональностью состава обучающихся, должен владеть знаниями об особенностях национальных музыкальных культур разных народов, умениями и навыками воспроизведения их образцов.

Вместе с тем анализ опыта работы учителей музыки в Чувашии показал, что, несмотря на осознание необходимости использования в своей профессиональной деятельности творчества композиторов различных народов, современные педагоги имеют низкий уровень теоретической и исполнительской подготовки в данном направлении.

Сложившаяся педагогическая практика имеет достаточно серьезные упущения и в области подготовки учителей музыки посредством изучения национального музыкального искусства. Исследования ученых показали, что учителя-музыканты располагают недостаточным уровнем научно-теоретических знаний о творчестве композиторов народов различных этнических групп, в частности тюркской и финно-угорской, зачастую их учебно-воспитательная работа в школе в этом направлении носит эмпирический характер, не всегда педагоги могут устанавливать диалектическую взаимосвязь между наработанной теорией и своей повседневной практикой, слабо владеют исполнительскими умениями и навыками, необходимыми для интерпретации сочинений национальных авторов.

Проведенный нами опрос учителей музыки подтвердил предположение о необходимости расширения и углубления знаний о национальном музыкальном искусстве за счет знакомства с музыкальным наследием различных народов. Педагогами была отмечена важность знания музыкального искусства народов региона для качественного осуществления своей профессиональной деятельности. Учителя музыки особо подчеркнули необходимость изучения в вузе музыки народов различных этнических традиций, прежде всего проживающих в непосредственной близости с Чувашией. Наиболее часто как «прежде всего необходимая в профессиональной деятельности» называлась музыка республики Марий Эл. Музыкальное искусство Марий Эл имеет немало общего с музыкальным наследием Чувашской Республики как в историческом развитии, в процессе становления национальной композиторской школы, так и в единстве ладовой и метро-ритмической основ музыки, тем не менее оно отличается своим неповторимым колоритом и жанровым многообразием.

Учет потребности интеграции музыкального искусства разных народов в процессе профессиональной подготовки современного учителя музыки, а также отсутствие системы обобщенных знаний о творчестве национальных композиторов, в частности Чувашии и Марий Эл, необходимых учителю для осуществления своей педагогической деятельности, определили актуальность нашего исследования.

Национальное музыкальное искусство Чувашии и возможности использования его в учебно-воспитательном процессе школы исследовались в работах Е.В. Васильева, Г.К. Воротниковой, И.В. Даниловой, А.И. Ефимова, Ю.А. Илюхина, М.Г. Кондратьева, Л.В. Кузнецовой, и др. Изучению особенностей национального музыкального фольклора и творчества композиторов Республики Марий Эл посвятили свои работы Р.В. Артищева, О.М. Герасимов, О.В. Егорова, Л.В. Казанская, Н.А. Красовская, Л.И. Кульшетова, Л.А. Новоселова, В.И. Чеснокова и др. Проблема использования национальной музыки чувашей в музыкальном образовании будущих учителей разработана в исследованиях Ю.А. Дмитриевой, Ю.Д. Кулакова, В.А. Телепова.

Однако процесс профессиональной подготовки учителя музыки с использованием фортепианного творчества композиторов Чувашии и Марий Эл до последнего времени остается недостаточно изученным, что приходит в противоречие с объективной логикой и реальными потребностями его социально-педагогической практики в условиях поликультурной среды.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования: «Творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки». Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективности профессиональной подготовки будущего учителя музыки посредством использования творчества композиторов Чувашии и Марий Эл?

Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс музыкально-педагогических факультетов высших учебных заведений.

Предмет исследования - профессиональная подготовка учителя музыки с использованием творчества композиторов Чувашии и Марий Эл.

Изучение специальной и психолого-педагогической литературы, а также опыта профессионально-педагогической подготовки учителя позволило выдвинуть гипотезу, суть которой состоит в том, что уровень подготовленности будущих учителей музыки посредством использования творчества композиторов Чувашии и Марий Эл значительно повысится, если будут:

1) выявлены и актуализированы возможности всех учебных дисциплин, входящих в учебный план музыкально-педагогического факультета (МПФ), для вооружения будущих учителей музыки теоретическими знаниями о творчестве композиторов Чувашии и Марий Эл;

2) проведена целенаправленная и систематическая работа по подготовке преподавателей спецдисциплин к использованию в работе со студентами творчества национальных композиторов;

3) в учебный план музыкально-педагогического факультета введен спецкурс «Фортепианное творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в учебно-воспитательном процессе школы»;

4) студенты вооружены достаточно глубокими теоретическими знаниями, соответствующими профессиональными и исполнительскими умениями и навыками;

5) У будущих учителей музыки сформированы положительные мотивы и потребности в изучении творчества национальных композиторов народов различных этнических групп, в частности, тюркской и финно-угорской, и использовании их произведений в своей профессионально-исполнительской деятельности;

6) создан фонд соответствующего дидактического материала (записи произведений композиторов Чувашии и Марий Эл, учебники, учебные пособия, нотные издания и др.), удовлетворяющий потребности современной практики. Предмет, объект, цель и гипотеза определили задачи исседования:

1. Изучение современного состояния профессиональной подготовки будущих учителей музыки.

2. Осуществление художественно-педагогического анализа творчества композиторов Чувашии и Марий Эл.

3. Разработка системы подготовки студентов музыкально-педагогического факультета с использованием творчества композиторов Чувашии и Марий Эл.

4. Выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности профессиональной подготовки будущего учителя музыки посредством использования творчества композиторов Чувашии и Марий Эл.

Общую методологическую основу исследования составили: философские учения о диалектическом пути познания (Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс и др.); положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений как наиболее общей закономерности существования мира (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и др.); идеи о творческом развитии личности (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); концепции системного, деятельностного и культурологического подходов к подготовке будущих специалистов (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.В. Медушевский, Ю.П. Сокольников, К.Д. Ушинский, Э.С. Юдин и др.); общенаучные положения о становлении и формировании личности в процессе познания, деятельности и общения (В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Частная методология исследования опирается на: - концепцию взаимодействия этнического и общечеловеческого (Г.Н. Волков, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова и др.);

- теорию формирования личности учителя, его мотивационно-ценностного отношения к профессии (О.А. Абдуллина, Л.Г. Арчажникова, И.Ф. Исаев, В.Г. Максимов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.);

- концепцию истории, теории, психологии и социологии музыкального искусства (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, А.Н. Сохор, Г.С. Тарасов, В.Н. Петрушин и др.);

- теорию музыкально-эстетического развития личности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.В. Горюнова, Н.А. Терентьева, Л.В. Школяр и др.);

- фундаментальные труды в области искусствоведения и музыкознания (Б.В. Асафьев, А.Я. Зись, Д.С. Лихачев, Е.В. Назайкинский, А.Н. Сохор и др.);

- научные работы по музыкальной педагогике и музыкальному исполнительству (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова, Т.Л. Беркман, Д.Б. Кабалевский, Г.М. Цыпин и др.).

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы нами были применены следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социально-педагогической, методической литературы в области музыкального воспитания и образования; анкетирование, интервьюирование и беседа со студентами и преподавателями; тестирование; метод самооценки; наблюдение; анализ результатов деятельности педагогов и будущих учителей музыки; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент.

Программа исследования включала в себя следующие этапы: Поисково-теоретический этап (1997-1999 гг.) был посвящен теоретическому анализу философской, социологической, культурологической, музыковедческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; оценке современного состояния избранной для изучения проблемы в теории и практике вузовской подготовки учителей музыки; выявлению исходных теоретических позиций, уточнению понятийного аппарата и рабочей гипотезы исследования; определению сущности и основног содержания исследования; установлению показателей и критериев оценки уровня подготовленности будущих учителей музыки к использованию в своей работе творчества композиторов Чувашии и Марий Эл; разработке программы опытно-экспериментальной работы и определению методики ее реализации в учебно-воспитательном процессе музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, а также программы спецкурса «Фортепианное творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в учебно-воспитательном процессе школы».

Опытно-экспериментальный этап (1999-2002 гг.) связан с проведением формирующего эксперимента, моделированием и реализацией педагогического эксперимента, который включал в себя: анализ состояния готовности студентов к использованию в будущей профессиональной деятельности творчества композиторов Чувашии и Марий Эл; реализацию программы эксперимента в учебно-воспитательном процессе музыкально-педагогического факультета; выявление, обоснование и создание педагогических условий, способствующих повышению эффективности профессиональной подготовки учителя музыки; диагностику подготовленности студентов музыкально-педагогического факультета к использованию творчества чувашских и марийских композиторов в предстоящей работе; подготовку методических рекомендаций по исследуемой проблеме.

На аналитико-обобщающем этапе (2002 г.) обобщались результаты опытно-экспериментального исследования, формулировались основные теоретические выводы, завершалось оформление диссертации.

Опытно-экспериментальная база исследования - музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, средние общеобразовательные школы № 9, 24, 34, 42, 49, 54, 55, 59, 64 г. Чебоксары.

Научная новизна исследования заключаются в следующем: • разработана система подготовки студентов музыкально-педагогического факультета с использованием фортепианного творчества композиторов Чувашии и Марий Эл;

выявлен достаточно богатый и разнообразный национальный фортепианный репертуар, обладающий высоким обучающим, развивающим и воспитательным потенциалом;

определены и обоснованы педагогические условия, позволяющие повысить эффективность профессиональной подготовки учителя музыки с использованием фортепианного творчества чувашских и марийских композиторов, а именно: выявление возможностей всех учебных дисциплин, входящих в учебный план музыкально-педагогического факультета, для вооружения будущих учителей музыки теоретическими знаниями о творчестве композиторов Чувашии и Марий Эл; проведение целенаправленной и систематической работы по подготовке преподавателей спецдисциплин к использованию в работе со студентами творчества национальных композиторов; введение в учебный план музыкально-педагогического факультета спецкурса «Фортепианное творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в учебно-воспитательном процессе школы»; вооружение студентов достаточно глубокими теоретическими знаниями, соответствующими профессиональными и исполнительскими умениями и навыками; формирование у будущих учителей музыки положительных мотивов и потребности в изучении творчества национальных композиторов народов различных этнических групп, в частности тюркской и финно-угорской, использовании их произведений в своей профессионально-исполнительской деятельности; создание фонда соответствующего дидактического материала (записи произведений композиторов Чувашии и Марий Эл, учебные пособия и нотные издания и др.), удовлетворяющего потребности современной практики, и постоянное его пополнение.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что предложенная система подготовки студентов музыкально-педагогического факультета с использованием фортепианного творчества композиторов Чувашии и Марий Эл, выявленный педагогический потенциал фортепианной музыки национальных композиторов и обоснованные педагогические условия обогащают теорию профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и технология использования творчества композиторов Чувашии и Марий Эл в учебном процессе музыкально-педагогического факультета способствуют реализации его образовательно-воспитательного потенциала, что в свою очередь приводит к совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей музыки.

Разработанная и внедренная в учебный процесс музыкально-педагогического факультета экспериментальная программа спецкурса «Фортепианное творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в учебно-воспитательном процессе школы» способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих учителей музыки.

Материалы исследования могут быть использованы в работе музыкально-педагогических факультетов вузов и педагогических колледжей, в системе повышения квалификации учителей музыки.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, четким определением проблемы, цели и задач предметной области исследования, непротиворечивостью гипотезы и сформулированных задач, последовательным проведением этапов педагогического эксперимента, объективностью и репрезентативностью полученных экспериментальных данных,

целенаправленным изучением опыта профессионально-педагогической подготовки учителей на МПФ, позитивными результатами рекомендаций, внедряемых в педагогическую практику, всесторонним анализом и обработкой экспериментальных данных.

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялись в экспериментальной работе путем их внедрения в учебно-воспитательный процесс; основные данные исследования отражены в научных и методических публикациях, в выступлениях автора с докладами на научно-практических конференциях студентов (1998), преподавателей ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (1998; 2001; 2002), на ежегодно проводимой научной сессии докторантов и аспирантов Чувашского государственного университета им. И.Я. Яковлева.

На защиту выносятся:

1. Система подготовки студентов музыкально-педагогического факультета с использованием творчества композиторов Чувашии и Марий Эл, представляющая собой упорядоченную совокупность элементов учебно-воспитательного процесса музыкально-педагогического факультета и включающая взаимосвязанные и взаимообусловленные цель, задачи, принципы, основные направления подготовки студентов, формы организации учебного процесса, методы и средства обучения, результат, педагогические условия.

2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущих учителей музыки с использованием творчества композиторов Чувашии и Марий Эл, такие как вооружение студентов достаточно глубокими теоретическими знаниями, соответствующими профессиональными и исполнительскими умениями и навыками; формирование у будущих учителей музыки положительных мотивов и потребности в изучении творчества композиторов народов различных этнических групп, в частности тюркской и финно-угорской, и использовании их произведений в своей профессионально-исполнительской деятельности и т.д.

3. Показатели готовности будущего учителя музыки к использованию творчества чувашских и марийских композиторов в предстоящей профессиональной деятельности, такие как мастерство исполнения, необходимое учителю для интерпретации произведений композиторов Чувашии и Марий Эл, специальные знания о национальной музыке и творчестве композиторов Чувашии и Марий Эл, мотивы и потребности в изучении национального музыкального искусства и использовании его в работе с учащимися, просветительская направленность интереса к творчеству композиторов Чувашии и Марий Эл.

4. Уровни готовности студентов музыкально-педагогического факультета к осуществлению своей профессиональной деятельности с использованием творчества композиторов Чувашии и Марий Эл, к ним отнесены: креативный (оптимальный) уровень, эвристический (высокий) уровень, репродуктивный (средний) уровень и адаптивный (низкий) уровень. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Современное состояние профессиональной подготовки будущего учителя музыки

Проблема культурного развития личности, формирования ее духовности находится сейчас в числе приоритетных. Она никого не может оставить равнодушным.

Очевидно, что помимо экономических трудностей Россия на рубеже веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые накрепко связывали старшие и младшие поколения. Поэтому так важно в наши дни возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения, вынесших из общественных катаклизмов чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, к своему народу, заряд оптимизма.

Искусство имеет огромное значение в формировании духовной и нравственной культуры современного общества. В этой связи перед учителями, ведущими предметы эстетического цикла, стоит задача - через искусство не только приобщать школьников к прекрасному, но и формировать у них активную гражданскую позицию, общую духовную культуру. Огромная роль в ее решении принадлежит учителю музыки - педагогу, который на основе собственного восприятия передает любовь к прекрасному детям. Следовательно, подготовка специалиста - учителя музыки имеет общегосударственный и общенациональный масштаб.

Исследования А.Б. Адрианкина, В.А. Крючковой, Е.И. Кубанцевой, Т.А. Палагиной показали, что многие учителя музыки обладают достаточно высоким творческим потенциалом: профессионально играют на одном - двух музыкальных инструментах, хорошо владеют голосом, увлечены своим делом. Это в первую очередь, заслуга педагогических вузов, которые имеют у нас в стране многолетние положительные традиции по подготовке таких специалистов для системы образования.

Оценивая в целом деятельность музыкально-педагогических факультетов за время их существования - а это четыре десятилетия - можно констатировать заметные успехи и достижения. Сотни тысяч учителей музыки, получившие высшее специальное образование на музыкальных факультетах педвузов, работают в школах, лицеях, гимназиях и колледжах нашей страны. В стенах музыкально-педагогических факультетов, прежде всего, педвузов Москвы, Самары, Саратова, Екатеринбурга, Владимира, Чебоксар и других городов России, созданы высококвалифицированные коллективы преподавателей, накопившие большой практический опыт работы и вносящие существенный вклад в дело массового музыкально-педагогического воспитания и образования студенческой молодежи.

В настоящее время музыкально-педагогические факультеты находятся на новом рубеже своего развития: идет пересмотр их работы с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждение того позитивного, чем располагает данная область подготовки кадров высшего уровня, ликвидация существующих недостатков и т.д. Для решения стоящих проблем следует, прежде всего, тщательно проанализировать сегодняшний уровень подготовки выпускаемых специалистов и особенно пристальное внимание уделить профессиональной направленности учебного процесса, поскольку поступающие на музыкально-педагогические факультеты нередко имеют весьма смутное представление о будущей специальности. Многие студенты думают не о профессии учителя, а лишь о специальности музыканта, что создает специфические профессиональные и психологические трудности. Кроме того, существует определенная категория студентов, обучающихся ради «корочки» о высшем образовании, которые даже не помышляют о дальнейшей педагогической деятельности.

Это понятно, поскольку в условиях экономической и политической нестабильности педагоги являются одними из самых не защищенных в социальном плане слоев населения: низкая заработная плата, не обеспечивающая достаточного жизненного уровня, выплачиваемая с задержками, необеспеченность жильем и т.д. Кроме того, многочисленные социальные потрясения, происходящие в нашем обществе, породили недоверие со стороны людей к государству в целом и к системе школьного образования, как его институту, в частности. В связи с этим для многих родителей первоочередной задачей является не духовное воспитание подрастающего поколения и развитие ребенка, как многоплановой личности, а проблема его физического выживания, что, безусловно, усложняет работу педагогических коллективов. Тем не менее, значительная часть населения России понимает важность получения образования, и поэтому стремится обеспечить своим детям его высокий уровень. В связи с повышением требований к образованию в стране начали появляться новые образовательные структуры: частные школы, лицеи, гимназии и УВК, в которых особое внимание стало уделяться предметам гуманитарного, в частности, эстетического цикла, где ярче всего раскрывается и развивается творческий потенциал личности ребенка, его свобода самовыражения, а следовательно, и возможность самореализации. Все это требует высокого уровня подготовки педагогических кадров.

Художественно-педагогический анализ творчества композиторов Чувашии и Марий

Многовековой опыт народов и специальные исследования показали, что развитие гармоничной личности невозможно без приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа. Обращение к духовному опыту человечества, к национальным музыкальным традициям способствует осуществлению плодотворного нравственно-эстетического и художественного воспитания учащихся, и, в конечном итоге, становлению мировоззрения подрастающего поколения. Неслучайно гуманистическая направленность, подлинный демократизм и опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого стали основными причинами программы возрождения и развития чувашской национальной школы, которые нашли свое отражение в законодательных актах нашей республики - Законе Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике» от 27 октября 1990 года с изменениями от 21 июня 2001 года и Законе Чувашской Республики «Об образовании» от 28 января 1993 года с изменениями от 23 октября 2000 года.

На современном этапе развития общества одной из главных задач является формирование музыкальной культуры человека как неотъемлемой части всей его духовной культуры и опыта эмоционально-нравственного отношения к действительности. Эти задачи определены и действующей программой «Музыка» для школ России, разработанной в лаборатории музыкального воспитания НИИ школ РСФСР под руководством педагога и композитора, академика Д.Б. Кабалевского. Реализация целей и задач музыкального обучения и воспитания в этой программе идет на основе преимущественно русской и мировой культуры.

Как адаптированный вариант российской программы, в 1989 году в республике была подготовлена и издана программа «Музыка в 1-4 классах» для школ Чувашии. Подбор музыкального материала для этой программы был осуществлен в соответствии с особенностями чувашской музыки (народной и профессиональной), что позволило представить в ней наиболее яркие, самобытные образцы чувашской музыкальной культуры.

Однако, в существующей программе подчеркивается ведущее значение хорового пения и явно недостаточное внимание уделяется другим видам музыкальной деятельности учащихся. Национально-региональный компонент представлен лишь как необходимый элемент, составная часть программы «Музыка». При этом ощущается острая необходимость в том, чтобы чувашская музыка, как и вся традиционная музыкальная культура, органично входила в каждый урок, проходила через все виды музыкальной деятельности как на уроке, так и вне его, формировала детскую музыкальную среду. Новые и более сложные задачи, стоящие сегодня перед музыкальным образованием, предъявляют повышенные требования и к учителям музыки.

Происходящий в настоящее время процесс обновления содержания образования повлек за собой рост интереса учителей музыки к изучению, творческому осмыслению и, в итоге, использованию творчества национальных композиторов на уроках. В связи с этим, возникла острая необходимость в расширении рамок исполняемых произведений для фортепиано чувашских композиторов в национальных школах и обогащении репертуара за счет фортепианных произведений сочинений композиторов других субъектов Российской Федерации. Для квалифицированного ведения уроков музыки в чувашской национальной школе требуются всесторонне подготовленные музыканты-учителя, способные самостоятельно найти пути выхода из создавшейся ситуации.

Таких специалистов призван готовить музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. Однако, как показал анализ работы факультета, в этом направлении еще не все возможности реализованы в полной мере. Не разработана программа целенаправленной работы по изучению и освоению национального наследия, недостаточно использован накопленный «золотой фонд» национальной музыкальной культуры во всех направлениях профессиональной подготовки учителя музыки: исполнительском, музыкально-теоретическом, методико-педагогическом и других.

Содержание и методика констатирующего этапа опытно- экспериментальной работы

С целью проверки рабочей гипотезы, обоснования педагогических условий, позволяющих совершенствовать процесс профессиональной подготовки будущих учителей музыки с использованием творчества композиторов Чувашии и Марий Эл, Нами был проведен педагогический эксперимент. Его начало предварило создание программы опытно-экспериментальной работы (приложение 1).

В программе были четко определены тема эксперимента -использование фортепианного творчества композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки, исполнитель эксперимента- Иванова А.В., преподаватель кафедры фортепиано, аспирант кафедры педагогики ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, научные руководители -О.Г. Максимова, доктор педагогических наук, профессор и Л.Г. Арчажникова, доктор педагогических наук, профессор.

Идею эксперимента определил проходящий в настоящее время процесс обновления содержания образования, который повлек за собой рост интереса учителей музыки к изучению творчества национальных композиторов и использованию этого потенциала на своих уроках. В этой связи возникла необходимость в корректировке содержания, форм и методов профессиональной подготовки будущих учителей музыки с использованием возможностей национального музыкального искусства.

Процесс воплощения идеи эксперимента включает в себя внедрение разработанной нами системы подготовки студентов музыкально-педагогического факультета с использованием фортепианного творчества композиторов Чувашии и Марий Эл, составными элементами которой являются цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы и средства обучения, а также педагогические условия ее успешного функционирования.

Объектом эксперимента выступил учебно-воспитательный процесс музыкально-педагогического факультета ЧГПУ, а предметом эксперимента -профессиональная подготовка будущего учителя музыки с использованием творчества композиторов Чувашии и Марий Эл.

Цель эксперимента заключалась в апробации модели системы подготовки студентов музыкально-педагогического факультета с использованием фортепианного творчества композиторов Чувашии и Марий Эл и в экспериментальном обосновании педагогических условий эффективного ее использования в практике работы МПФ.

Для осуществления поставленной цели были определены задачи эксперимента, соответствующие каждому из его этапов. Так, в ходе констатирующего этапа было необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить объем теоретических знаний студентов о национальной музыке и творчестве композиторов Чувашии и Марий Эл.

2. Определить уровень владения студентами МПФ исполнительскими навыками, необходимыми учителю для интерпретаций произведений чувашских и марийских композиторов.

3. Выявить у студентов отношение к музыкально-просветительской деятельности среди населения и к использованию творчества национальных композиторов в своей профессиональной деятельности.

4. Определить уровень осознания будущими учителями важности национального музыкального искусства в формировании личности учащегося и владения ими методикой его преподавания в школе.

В задачи формирующего этапа вошли:

1. Внедрение модели системы подготовки студентов музыкально-педагогического факультета с использованием творчества композиторов Чувашии и Марий Эл.

2. Проведение занятий со студентами МПФ по спецкурсу «Фортепианное творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в учебно-воспитательном процессе школы».

3. Экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности разработанной нами модели.

На обобщающем этапе было намечено:

сравнить уровни готовности будущих учителей музыки к осуществлению своей профессиональной деятельности с использованием творчества композиторов Чувашии и Марий Эл в экспериментальной и контрольных группах;

провести анализ полученных в ходе эксперимента данных;

разработать методические рекомендации по использованию творчества чувашских и марийских композиторов в профессиональной подготовке учителей музыки.

Похожие диссертации на Творчество композиторов Чувашии и Марий Эл в профессиональной подготовке учителя музыки