Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования Долматова Татьяна Алексеевна

Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования
<
Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Долматова Татьяна Алексеевна. Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2001 164 c. РГБ ОД, 61:02-13/599-X

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА II

1.1. Проблема творчества в психолого-педагогической литературе исследованиях II

1.2. Требования современной социально-экономической ситуации уровню творческого развития личности 54

Выводы по первой главе 62

ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 64

2.1. Особенности построения модели управленческой деятельности и методической работы в формировании творческой личности и профессиональном росте педагогов 64

2.2. Школа эстетического развития, как основа выявления качеств творческой личности 81

2.3. Развитие качеств творческой личности ребенка в творческих группах и объединениях 94

2.4. Реализация творческой направленности личности в процессе профессионального самоопределения _ 109

2.5. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 113

Выводы по второй главе 123

Заключение 127

Список литературы „ 130

Приложения 139

Введение к работе

Радикальные преобразования, проходящие в нашей стране, вызывают изменения в системе образования. Разрушается привычная идеология образования, прежняя система ее организации, управления, финансирования и обеспечения, складывавшиеся и просуществовавшие не одно десятилетие.

Серьезное воздействие на темп и результаты реформирования оказывает смена социальных мнений и позиций при одновременном сохранении ориентации образования на формирование личности молодого человека, способной сделать свой вклад в развитие общества. Более того, сегодня возникла существенная необходимость в создании психолого-педагогических условий в системе образования, способных компенсировать воздействие негативных факторов, влияющих на формирование личности. Становление молодого человека, его адаптация к новым сложившимся условиям требует от него повышенной творческой активности, развития творческих качеств.

В условиях происходящих изменений особое значение в подготовке молодого поколения к социальной и профессиональной адаптации придается дополнительному образованию. Связано это с рядом следующих особенностей.

Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.

Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творческой деятельности ребенка, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе начинающих с теми, кто уже имеет достижения; за сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю его жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире.

Названные стадии предопределяют специфику содержания дополнительного образования. Если на первом уровне немногое дается многим, то на третьем - многое немногим. Такая логика образовательного процесса позволяет учреждению дополнительного образования предлагать свои услуги всем детям, при этом совершенствуя все стороны человеческого "Я" ребенка.

Дополнительное образование не придаток школы, а самостоятельный вид образования, который не может быть заменен никакой школой, ибо, чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр образовательных интересов личности, которые сама школа удовлетворить в полной мере не может. Как педагогическое явление дополнительное образование обладает целым рядом качеств, которых нет у основного образования:

- личностная ориентация;

- профильность;

- практическая направленность;

- мобильность, многофункциональность, разноуровневость;

- разнообразие содержания, форм, методов образования, как следствие педагога дополнительного образования;

- индивидуализация методик образования, как необходимое условие спроса;

- реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

Вот почему учреждения дополнительного образования становятся центрами мотивационного развития личности, ее самореализации и

профессионального самоопределения.

Поэтому педагогический процесс в УДО происходит в форме поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем. Результатом этого становится жизнетворчество, что позволит каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей.

Таким образом, актуальность развития и творческой самореализации детей в системе непрерывного дополнительного и профессионального образования детей определяются потребностями государства, общества и личности, непосредственно связанными с процессами и перспективными тенденциями ее развития.

Вместе с тем осуществление дополнительного образования осложняется неразвитостью организационного и программного оснащения системы дополнительного образования. По целому ряду образовательных областей отсутствуют разноуровневые программы, способствующие осознанию ребенком своих возможностей и профессиональному самоопределению. Значительная часть программ рассчитана на репродуктивную деятельность и не предусматривает самостоятельного поиска оптимальных решений; программы не связаны между собой, из-за чего не могут интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно-духовному развитию личности. Программы не дифференцированы в зависимости от пола, физических, интеллектуальных возможностей ребенка, условий его жизни.

Остается открытым значимый вопрос подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников системы дополнительного образования.

По-прежнему кадры УДО чаще всего составляют специалисты, не владеющие педагогическими и психологическими знаниями, испытывающие затруднения в создании образовательных программ, в грамотном воспитании и развитии детей и подростков.

Все вышесказанное позволило сформулировать проблему исследования: какие организационно-педагогические условия необходимы для развития качеств творческой личности детей в системе непрерывного дополнительного и профессионального образования, в рамках единого социокультурного и образовательного пространства страны. Решение поставленной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования - непрерывный образовательно-воспитательный процесс формирования личности в системе дополнительного и профессионального образования.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности в учреждениях дополнительного образования (на примере ЦРТДЮ).

Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что выбранные пути и средства формирования качеств творческой личности детей в процессе непрерывного дополнительного и профессионального образования будут более эффективны, если:

- изучены, проанализированы теоретические основы формирования творческой личности ребенка и определены требования современной социально-экономической ситуации к уровню творческого развития личности;

- выявлены качества творческой личности ребенка на этапе раннего развития в условиях учреждения дополнительного образования;

- выбраны эффективные содержание, формы и методы образовательно-воспитательного процесса в творческих группах и объединениях;

- сформирован опыт реализации творческой направленности личности в практической деятельности и в процессе профессионального самоопределения;

- выстроена модель управленческой деятельности в формировании и реализации творческого потенциала педагогов У ДО.

Цель и гипотетические положения определили решение необходимых исследовательских задач:

- исследовать проблему формирования творческой личности в условиях дополнительного и профессионального образования и сформулировать требования к организации, содержанию, формам и методам работы с детьми по формированию качеств творческой личности;

- определить стратегию работы по выявлению качеств творческой личности ребенка в школе эстетического развития ЦРТДЮ;

- разработать совокупность педагогических средств, обеспечивающих образовательно-воспитательный процесс в творческих группах и объединениях, направленных на развитие познавательной мотивации и творческих способностей личности, профессиональному самоопределению;

- изучить особенности управленческой деятельности и методической работы, направленной на профессиональный рост, формирование и реализацию качеств творческой личности педагогов.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- теоретические методы: изучение и анализ специальной литературы и исследований по творческому развитию личности; классификация, сравнение, обобщение; ретроспективный анализ собственного опыта, анализ инструктивно-методических документов управленческого характера;

- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта, концептуальные обоснования и анализ программ;

- педагогический эксперимент: преподавание по разработанной комплексной программе "МИР" (Мы интересно растем). Теорети ко-методологи чес кой основой исследования явились:

фундаментальные исследования процесса формирования творческой личности (К.Юнг, Д.Гильфорд, Е.Торранс, Д.Б.Богоявленская, А.М.Матюшкин, А.Я.Пономарев, Л.И.Анциферова, П.Р.Батышев, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.И.Иванов, В.С.Кузин и др.);

подходы к построению системы управления образовательным учреждением (Р.Х.Шакуров, И.Ансофф, Д.М.Твинмани, В.Оучи, А.И. Пригожий, К.М. Ушаков);

психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (Ю.В.Шаронин);

педагогические аспекты исследования становления и формирования личности: общенаучные подходы к методологии современной педагогики (Ю.К.Бабанский, И.П.Подласый, И.М.Таланчук и др.), концепции воспитания детей (В.Г.Бочарова, И.П.Иванов, С.Г.Шацкий и др.);

педагогические исследования по проблемам формирования содержания и методов дополнительного и профессионального образования (В.Я.Виленский, В.А.Горский, И.В.Зорин, В.А.Капьней, В,А.Квартальное, В.И.Жолдак и др.).

Этапы исследования:

1 этап (1996 - 1997 гг.). Изучались и анализировались теоретические, отечественные и зарубежные источники, передовой и массовый педагогический опыт Оренбургской области, городов Новокузнецка, Томска, Москвы, других регионов России по социальной адаптации детей в современных условиях, управленческой деятельности в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей: формировались цель, объект, предмет исследования, основные теоретические подходы к проблеме. этап (1997 - 1999 гг.). Осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой производилось уточнение рабочей гипотезы, велась апробация организационно-педагогических условий, оптимизирующих процесс развития качеств творческой личности детей.

3 этап (1999 - 2001 гг.). Разрабатывалась комплексная программа "МИР" (Мы интересно растем) по развитию качеств творческой личности ребенка в условиях непрерывного дополнительного и профессионального образования. Обрабатывались экспериментальные данные, оформлялись результаты исследования диссертационной работы. 

Новизна исследования заключается в следующем:

1. Определены условия организационно-педагогической деятельности

многопрофильных учреждений дополнительного образования по

обеспечению развития качеств творческой личности детей.

2. Разработана система непрерывного дополнительного и

профессионального образования детей, определены критерии ее

эффективности.

3. Обобщен многолетний опыт ЦРТДЮ по организации работы, направленной на развитие личности ребенка в процессе творческой деятельности.

Практическая значимость исследования.

Разработана и апробирована комплексная программа "МИР" (Мы интересно растем) для детей 5-18 лет, позволяющая развивать качества творческой личности детей в системе непрерывного дополнительного и профессионального образования и дальнейшего самоопределения.

На защиту выносятся:

1. Особенности построения модели управленческой деятельности и методической работы в формировании творческой личности и профессиональном росте педагогов дополнительного образования.

2. Содержание, формы и методы работы многопрофильного учреждения дополнительного образования по обеспечению развития творческой личности детей в системе непрерывного дополнительного, профессионального образования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и полученные практические результаты были изложены автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях по проблемам деятельности учреждений дополнительного образования детей (Томск. 1997 г., Новокузнецк. 1998 г., Кемерово. 1999 - 2000 гг., Всероссийский лагерь "Океан", 1999 г.), в выступлениях на кемеровских областных педагогических августовских конференциях (1998 г.), семинарах и курсах повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования (Кемерово, 1996-2001 гг.).

Апробация результатов исследования проводилась через практическую деятельность автора в качестве директора Киселевского Центра развития творчества детей и юношества (1996 - 2000 гг.), а так же лектора областного института усовершенствования педагогических и руководящих работников (1996 - 2001 гг.), председателя областного совета директоров У ДО (1998 - 2001 гг.), члена областных и городских экспертной и квалификационных комиссий по аттестации педагогических и руководящих работников системы образования (1998 - 2001 гг.). 

Проблема творчества в психолого-педагогической литературе исследованиях

Научный интерес к анализу процесса становления, развития, самореализации личности и роли творчества в этом процессе охватывает все более широкие сферы гуманитарного знания. В настоящее время исследованием данной проблемы занимаются философия, социология, психология, логика и методология, физиология, педагогика, науковедение, кибернетика, история науки и техники.

Кризисные явления в образовании обусловили поиск новых концептуальных подходов и инновационных технологий в системе образования. Сегодня сама жизнь настойчиво связывает самоактуализацию человека с культурологическими проблемами, своеобразным фундаментом является творческая культура личности, ее творческий потенциал.

Об общей направленности исследований проблемы творчества ориентировочно можно судить по сложившимся в истории исследованиям этого феномена нескольким подходам:

- философский, имеющий две разновидности - гносеологическую и метафизическую. Гносеологический подход направлен на познание мира в процессе художественной интуиции (Платон, Шопенгауэр, Бергсон, Н.О.Лосский и др.). Метафизический подход раскрывает сущность религиозно-этической интуиции (Сократ, Фома Аквинский, В.С.Соловьев);

- психологический, в котором можно выделить подходы, связанные со сближением с естествознанием и рассмотрением проблемы творческого воображения, творческой интуиции, вдохновения, а также направление в психопатологии, рассматривающей проблему творческой деятельности в контексте гениальности-помешательства (Ломброзо, В.М.Бехтерев, В.Ф.Чиж и др,), влияния наследственности, пола и других признаков; - интуитивный, может быть рассмотрен с позиции эстетического подхода, который направлен на раскрытие, например, метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции (Платон, Шиллер, Шопенгауэр, Ницше и др.), в музыке, живописи, архитектуре и т.д., а также с позиций историко-литературного подхода (А.А. Потебня, А.Н.Веселовский, Д.Н. Овеян ико-Куликовский и др.), где сделана попытка рассмотреть народную поэзию, мифы, сказки (С.О.Грузенберг). Творчество - одна из проблем, привлекающих внимание в той или иной мере, но усиление или осмысление его на каждом конкретно-историческом этапе зависит от глубины социальных преобразований, объективной потребности в творческой деятельности масс и отдельной личности, от особенностей декларируемого и действительного отношения государства, общественной системы к человеку.

В условиях определенной степени свободы человека в обществе возрастает интерес к исследованию творчества как способа саморазвития и самореализации личности. В процессе творческой деятельности развиваются способности рядового человека к преобразованию окружающей действительности и самого себя, приобретаются навыки и умения самооценки, самостоятельного поиска истины углубленного познания.

Новое направление в развитии проблемы творческой деятельности было вызвано широким внедрением достижений и открытий науки в технику и технологию промышленного производства. В значительной степени возросла потребность в специалистах, способных к проявлению творчества а решении своих профессиональных задач. Это предопределило и новый интерес к проблеме формирования творческой личности специалиста. Кроме того, появляются исследования, которые, анализируя процесс решения возникающих противоречий в области техники, приводят его в определенную систему, что позволяет найти определенные алгоритмы разрешения возникшего противоречия (Г.С.Альтшуллер, Р.Б.Шапиро, В.А.Василейский, Д.Энгельмейер, В.И.Моляко и др.). Однако сам процесс возникновения "открытия", "инсайта" в данном случае остается как бы в тени, так как с одной стороны творческий акт рассматривается как разрешение возникшего противоречия, а с другой - не рассматривается природа самой творческой активности, то есть чем она вызвана, как подкрепляется, как реализуется и т.д.

Такой разброс интересов исследователей разных направлений и областей наук к проблеме творческой деятельности приводит к тому, что сегодня в понимании сущности понятия "творчество" нет единой точки зрения.

Общеизвестно определение: "Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать в любой сфере научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. - там, где создается, открывается, изобретается нечто новое".

Более новую расшифровку понятия "творчества" дает словарь "Психология" - "Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отвечающий новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в расширении своих созидательных возможностей11. В литературе, посвященной анализу проблем творчества, исследователями в различных областях знания дано большое число определений понятия творчества.

Особый интерес для нас представляют осмысление, понимание проблемы "Творческая деятельность как средство развития личности", что позволит педагогу дополнительного образования строить педагогический процесс. Необходимо овладение теоретическими знаниями о творческой деятельности как об одном из видов деятельности, об ее структурных компонентах и особенностях, о социально-педагогических условиях ее эффективной организации.

Остановимся более подробно. Без деятельности невозможна человеческая жизнь. Человек постоянно что-то делает, чем-то занят; он трудится, учится, играет, читает, думает, общается с людьми, занимается спортом и т.д. Словом, он проявляет активность или совершает действия в определенной совокупности. Совокупность действий становится деятельностью при наличии целей и мотивов,

Цель - это конечный результат деятельности (что необходимо достичь?). Например, расширить, углубить определенные знания, приобрести новые знания, профессиональные умения, познать себя, приносить пользу людям, подготовиться для поступления в школу, в профессиональные учебные заведения и т.п. Деятельность человека определяется целой системой целей: личных и общественных, близких и дальних, и они направлены на преобразование окружающей действительности и самого человека.

Мотив - это внутреннее побуждение человека к деятельности (ради чего, во имя чего деятельность совершается?). Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувства, мысли и т.д. (познавательный интерес, стремление чему-то научиться, чувство солидарности с другом. желание родителей, потребность в самоопределении, самореализации, чувство долга, ответственности и т.п.). Обычно деятельность вызывается не одним, а совокупностью различных мотивов, сопутствующих какому-то доминирующему мотиву. Как и цели, мотивы бывают близкие и далекие, личные и общественные.

Действия - это относительно законченные элементы (звенья, этапы, операции) деятельности, направленные на достижение целей, подчиненных общему мотиву. Во всякой деятельности, как правило, осуществляются следующие действия и обязательно в такой последовательности:

- постановка цели;

- выбор наиболее рационального способа ее достижения;

- планирование работы;

- выполнение, осуществление плана работы, сопровождаемого текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости;

- проверка результатов, исправление ошибок, если они были;

- сопоставление полученных результатов с запланированными целями;

- подведение итогов работы и ее оценка.

Возможны еще два этапа (их месторасположение может быть различным): релаксации - расслабления в деятельности и рефлексии -осмысления своей личности в деятельности.

Итак, деятельность - это совокупность действий человека, побуждаемых определенными мотивами и направленных на достижение поставленной цели.

Особенности построения модели управленческой деятельности и методической работы в формировании творческой личности и профессиональном росте педагогов

Учреждения дополнительного образования переживают сегодня -этап качественных изменений, связанных с их новым статусом и новыми характеристиками деятельности.

Основной целью УДО (и в частности Центра развития творчества детей и юношества г. Киселе века, работу которого возглавлял автор с момента его открытия - 11 лет) мы видим в создании условий для формирования и развития творческой личности учащегося, для его самовыражения, саморазвития, самоопределения, формирующих систему отношений к себе, обществу, общечеловеческим ценностям.

Решение поставленной цели предполагает новый взгляд на условия их реализации. Это, прежде всего, новые структурно-содержательные подходы к управлению, педагогические кадры, и их квалификационные характеристики.

Для обоснования системы взглядов на теорию и практику управления

образовательным учреждением определили ряд позиций:

- гибкая структура;

- динамичные задачи;

- готовность к изменениям в системе ДО;

- власть базируется на знаниях и опыте;

- самоконтроль и контроль коллег;

- многонаправленность коммуникаций;

- содержанием коммуникаций является информация и советы. Управление играет роль координирующего начала, формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации. Раскрывая сущность функций управленческой деятельности (в 1916 году А. Файоль выделил 4 основных функции, это: планирование, организации, руководство и контроль) представим модель управления деятельностью Центра.

Для того чтобы успешнее анализировать ситуацию в коллективе, необходимо четко представлять и знать какие бывают типологии организационных культур. Одна из принятых на сегодня в мировой практике культура Харриса.

1. Первый тип - ролевая культура. Основная задача управления в данной культуре - организовать, возможно, более точное следование процедурам и правилам, создать и поддерживать систему контроля, за тем как инструкция выполняется.

2. Вторая культура - культура, ориентированная на власть и силу (иначе культура "ордена"). Задача руководителя - поддерживать уровень своего авторитета, задача заместителей - поддерживать уровень авторитета руководителя.

3. Третий тип - культура, ориентированная на деятельность. Задача руководителя - создать условия для работы (систему стимулов и поощрений) групп и объединений, демонстрировать свою поддержку командного способа работы, обеспечивать обмен информацией между группами, т.к. они тяготеют к замкнутости.

4. Четвертый тип - культура, ориентированная на людей, или культура индивидуальности. При доминировании такой культуры задача руководителя организации - повышать личную компетентность каждого его члена. В результате наблюдений представляем примерную диаграмму выраженности культур в ЦРТДЮ.

Рядом с реальной представлена желательная для руководителя диаграмма.

Попытка осознать стратегию своей деятельности, собственную управленческую культуру неизбежно начинается с ответов на ряд вопросов:

Как "я" представляю, что такое моя организация?

Ответ двоякий:

С одной стороны организация, представляет собой механизм, созданный для реализации какой- либо цели (цель поставлена извне). Планирование осуществляется сверху вниз, поскольку цели задаются сверху. Контроль - поэтапный. Задача контроля - по возможности устранять отклонения в деятельности от намеченных ориентиров.

Данный ответ провоцирует использование концепции Мак-Грегора, который обозначил ее, как концепцию X:

- люди ленивы;

- они не любят работу;

- для того, чтобы заставить людей работать, их нужно контролировать, направлять и держать под страхом наказания;

- они избегают ответственности;

- у них мало честолюбия.

На первый взгляд это, совершенно, отталкивающая управленческая концепция не может иметь широкого применения. Однако, это крайняя точка зрения.

Второй вариант - организация представляется организмом, все части которого находятся в непрерывном взаимодействии между собой. Политика в отношении персонала ставит во главу угла достижение результата и ответственности каждого члена организации. Координирующие механизмы - горизонтальные связи, реализуемые в рамках временных и постоянных групп, создаваемых для решения определенных проблем.

Процесс планирования осуществляется снизу вверх, имеет непрерывный характер и происходит на фоне непрерывного переформирования целей. Контроль выполняет функцию поддержки.По Мак-Грегору данный ответ предполагает доминирование у руководителя концепции Y.

Эта управленческая концепция явно более привлекательная (хотя, также является крайней точкой зрения).

Развитие качеств творческой личности ребенка в творческих группах и объединениях

Творческое объединение - это коллективная форма реализации творческого потенциала детей и взрослых в целях развития того и другого.

Творческие объединения в Центре в процессе проведения экспериментальной работы включали самые разнообразные: клубы, кружки, секции, студии, общества, музеи, мастерские и фабрики, лаборатории, гостиные, ансамбли, театры, кооперативы. Каждое из них имеет специфику. В частности: кружок - творческое объединение, обеспечивающее приобретение детьми знаний и практических навыков в одном или нескольких видах творческой деятельности; клуб - самодеятельный, демократически построенный коллектив детей и взрослых, объединенных определенным интересом к одному или нескольким видам деятельности, дающий возможность реализовать индивидуальные способности, склонности, возможности и дальнейшее их развитие в процессе решения общих задач; студий - творческое объединение, ведущее углубленную профильную теоретическую и практическую подготовку по одному из видов деятельности художественно-эстетической направленности, нередко носит допрофессиональный характер; научное общество - творческое объединение учащихся и взрослых, проявивших интерес к тому или иному виду деятельности, призванное развивать познавательную активность и навыки ведения научно-исследовательской работы под руководством специалистов, ученых, педагогов; творческая лаборатория — творческое объединение учащихся и взрослых, ведущих самостоятельный поиск идей и путей их реализации, а также развитие обозначенных идей в процессе экспериментальной деятельности; творческий цех (мастерская) - творческое объединение, позволяющее реализовать потенциальные возможности детей и взрослых, занятых наряду с образованием производительным трудом; ансамбль - творческое объединение, в котором тесно взаимодействуют художественные разноплановые коллективы (хор, оркестр, хореографический кружок, группа чтецов и т.д.), объединенные общими задачами обучающего и развивающего характера, художественной направленностью и совместным репертуаром; кооператив - это творческое объединение детей и взрослых, позволяющее включить их в систему производственных отношений с последующей оплатой,

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

1. Организационная - позволяет творческому коллективу стать субъектом своей деятельности.

2. Ценностно-ориентировочная - позволяет творческому коллективу быть носителем и пропагандистом определенных нравственных ценностей.

3. Стимулирующая - способствует формированию в коллективе нравственно-ценностных стимулов для всех дел, регулированию поведения своих членов, их возможнотей. Деятельность творческих объединений строится по таким основным принципам, как: целенаправленность, выражающаяся в организации работы, в соответствии с целями и задачами, стоящими перед коллективом; систематичность, отражающаяся в организации постоянной работы, в соответствии с целями и задачами, стоящими перед коллективом; преемственность, учитывающая ранее накопленный опыт творческих объединений данного профиля; открытость, предлагающая привлечение к работе с детьми специалистов, других представителей общественности; управляемость и самоуправляемость, выражается в сочетании самостоятельности учащихся с педагогическим управлением; подготовленность, подразумевающая готовность членов творческого объединения к той или иной конкретной творческой деятельности, сформировашюсть необходимых для этого знаний, умений, навыков; коммуникативность, подразумевающая межличностное восприятие и установление взаимопонимания между участниками совместной деятельности в процессе общения (интеллектуальная коммуникативность), эмоциональные межличностные связи членов творческого объединения, динамику эмоционального настроя и его эмоциональные потенциалы (эмоциональная коммуникативность), способность творческого коллектива противостоять трудностям и препятствиям, надежность в экстремальных ситуациях (волевая коммуникативность). Содержание деятельности творческого объединения определяется интересами, склонностями, потребностями, способностями детей и взрослых.

Численный состав конкретного творческого объединения зависит от поставленных целей и задач его деятельности и соответствующих нормативных актов.

Творческие объединения, как правило, имеют свой Устав, (кодекс, законы и т.п.), где оформляются цель, задачи, структура объединения, основы его деятельности, права и обязанности участников образовательного процесса и др.

Творческие объединения имеют свои названия, девизы, символику. В разработке Устава, названия, символики, плана коллективных творческих дел активное участие принимают дети.

При определении перспектив, выбора общих дел используется прием коллективной творческой деятельности И.П.Иванова: коллективное планирование.

За несколько дней или во время сбора, где будет проходить планирование, педагог дополнительного образования ставит вопросы, что необходимо сделать, чтобы жизнь была насыщенной, полезной и интересной. Важна предварительная подготовка руководителя. Он обдумывает все возможные дела и поручения, их воспитательное действие, что могут родители, в чем будет чаключаться его сотрудничество с другими педагогами. Это необходимо в первую очередь в связи с тем, что дети не всегда проявляют активность и творчество при планировании. Педагог призван помочь детям сделать свободный выбор, а для этого необходима вариативность дел.

При определении содержания работы творческого объединения учитывается, какая польза приносится коллективу, какие актуальные проблемы социальной сферы будут решены.

На общем сборе взрослые действуют как заинтересованные, увлеченные общей целью, ведущие или консультанты, а не контролеры или сторонние наблюдатели. Создается атмосфера непринужденности, критические замечания в адрес товарищей высказываются в доброжелательной форме. Педагог помогает правильно воспринимать иное мнение, тактично поправляет, когда это необходимо, всячески поощряет наиболее целесообразные предложения.

Учитывается необходимость дозировки деятельности детей, особенно трудовой, предусматривается чередование разных видов работы, красочность, яркость оформления, эмоциональность многих дел. При коллективном планировании используются различные приемы: конкурс по микро группам на лучшее предложение, анкета-копилка типа «Думаю, мечтаю, предлагаю», ролевые игры «Банк идей», «Древо желаний», закрытый конкурс на лучшее предложение о жизни коллектива, в которых принимают участие все желающие (и дети, и взрослые).

В связи с тем, что под влиянием целого ряда факторов, которые заранее невозможно учесть, запланированные мероприятия, дела не всегда могут быть эффективными, сообразуясь, с возникающей ситуацией, возможна их оперативная замена на другие.

При планировании деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Педагоги работают над созданием ситуации успеха следующим образом: - Во-первых, снимается страх, психологический зажим ребенка. Это можно сделать, ориентируясь на потенциальные возможности ребенка, сопровождая процесс советами, инструкцией педагога, как лучше всего выполнить планируемое вместо приказов, распоряжений, алгоритмов, переключая внимание учащегося с себя на дело путем усиления значимости предлагаемой деятельности, используя прием персональной исключительности и др.

- Во-вторых, как можно больше используется на занятиях приемов, развивающих память, мышление, речь, воображение учащихся.

- В-третьих, для обеспечения субъективного переживания успеха не оцениваются достижения учащихся в целом. Ощущению успеха содействует лишь отдельно выделенная деталь результата, именно ее объявляют удачной, оригинальной, яркой, необычной и т.д. Детальная оценка объективна, справедлива, гуманна, в ней спрятан огромный потенциал стимулирующего влияния на всю последующую деятельность. - В-четвертых, постоянно в деятельности создается атмосфера радости, удовлетворения, восторга и т.п. В создаваемой ситуации успеха педагоги некоторое время как бы не замечают недостатки учащихся, а усиливают оценочный акцент на достоинствах работы и самой личности. Но это временная ситуация, которая в дальнейшем корректируется путем постепенного (когда учащийся поверит в свои силы) указания на недостатки и их совместное, а потом и самостоятельное исправление. При организации творческой деятельности учащихся планировались меры по переводу целей творческого объединения в личностно-значимые для каждого учащегося и определяется программа по обучению действиям, по которым осуществляется творческая деятельность в целом, общим правилам ее конкретного вида.

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия развития качеств творческой личности детей в системе дополнительного образования