Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические аспекты изучения Серебряного века в истории русской культуры будущими специалистами в вузах культуры и искусств Штанько, Елена Сергеевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Штанько, Елена Сергеевна. Педагогические аспекты изучения Серебряного века в истории русской культуры будущими специалистами в вузах культуры и искусств : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Штанько Елена Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Белгород, 2012.- 218 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1807

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное российское общество осваивает сегодня новые рубежи своего экономического и социокультурного развития. В этом процессе организация образования и воспитания относится к разряду стратегических вопросов. Новая эпоха порождает активных, деятельных реформаторов, в том числе, и в сфере образования. Реализуемые же сегодня модели развития российского образования несут элементы замещения национальной культуры западноевропейской культурой. На этом пути Россия уже оказывалась на рубеже XIX-XX веков, в социально-культурной ситуации, во многом схожей с современной ситуацией, и характеризующейся активным поиском не только социально-экономических механизмов развития общества, но и исканиями духовно-культурных основ его обустройства.

Наше общество подходит к осознанию того, что экономическое неблагополучие является следствием духовного неблагополучия, что падение культуры и нравственности кардинально меняют среду функционирования социальных законов и закономерностей, превращая упорядоченное общество в население.

Возрастает интерес к культуре Серебряного века, воспринимаемой сегодня в качестве особого, самостоятельного периода российской национальной истории и носителя гуманистических идей, востребованных современностью. Идет активный поиск форм возрождения и реализации этого культурного наследия. Понимание духовного как фундамента человеческого общества, явившееся ведущей концепцией Серебряного века, породило современные идеи о приоритете духовно-культурного, нравственного начала, о диалоге эпох и перекликании веков.

Национальный опыт развития общества на основе обогащения его культурной среды является уникальным и должен в полной мере быть использован в современном культурном строительстве, в подготовке специалистов для социально-культурной деятельности.

Степень разработанности проблемы. Анализ трудов, посвященных проблеме исследования, показал, что системного изучения педагогических аспектов культуры Серебряного века не проводилось в силу того, что в советские времена религиозно-философские и духовно-культурные искания рубежа ХIХ-ХХ веков были «зоной забвения», запрещенной и закрытой темой исследования, так как большая часть представителей Серебряного века не приняла советской власти и эмигрировала или была депортирована; другие погибли в концентрационных лагерях (О. Мандельштам, В. Мейерхольд); третьи были объявлены идеологически чуждыми советскому человеку (А. Ахматова); четвертые оказались в изоляции и вынуждены были покончить жизнь самоубийством (М. Цветаева); пятые умирали в забвении и одиночестве (В. Розанов, М. Кузмин, П. Филонов).

Научному осмыслению философии системы ценностных ориентаций мыслителей культурного ренессанса посвящены работы таких исследователей как В.Ф. Асмус, П.П. Гайденко, В.Р. Лейкина-Свирская, А.И. Новиков; в литературоведении: М.М. Бахтин, Н.А. Богомолов, Ю.В. Зобнин, Л.А. Колобаева, А.П. Найман выделяют типологические черты социально-культурной общности Серебряного века, ее соборного портрета. Искусствоведческие работы (А.П. Зименков, Б.М. Калаушин, М.В. Матюшин, О.Ф. Петрова, Л.А. Рапацкая, Д.В. Сарабьянов) воссоздают атмосферу рождения русского авангарда.

Представляют несомненный научный интерес работы об отдельных сторонах деятельности социально-культурных институтов Серебряного века: о становлении кружковой культуры (Б. Уокер), просветительной деятельности рубежа веков (Т.М. Казовская), организаторской и просветительской деятельности С.П. Дягилева (А.С. Ласкин).

Преемственности педагогической культуры в России посвящены работы М.В. Захарченко, развитию российской педагогики и образования в XIX – начале XX вв. труды В. М. Меньшикова изучению социально-культурных институтов Серебряного века – работы И.М. Триодиной.

Проведенные исследования свидетельствуют об огромном педагогическом потенциале культуры Серебряного века в плане изучения и возрождения широкой палитры ее воздействия на формирование новых культурных общностей и действующих при этом социально-педагогических механизмов. Недостаточно изучено содержание национальных традиций определивших направление развития российского общества, исходя из его исторических, традиционных культурных основ, их значение для современных реформ российского образования, в том числе профессионального образования. Обращения к социально-педагогическому и социально-культурному наследию Серебряного века носят пока еще фрагментарный, эпизодический характер. Социально-культурные институты Серебряного века системно не исследуются, повседневная практика работников социально-культурной сферы, равно как и жизнь современной интеллигенции, не насыщена и не пропитана многовариативной соборностью Серебряного века: культура салонов, домашних кружков, собраний оказалась не закрепленной социальной памятью. Формы вузовской подготовки специалистов в сфере культуры и досуга оказываются ограниченными и упрощенными, методики формирования навыков вовлечения сограждан в активную досуговую деятельность – малоэффективны.

В современных условиях формирования новой социальной российской общности актуальной проблемой профессионального образования специалистов социально-культурной деятельности является овладение ими национальными традициями культуры предыдущих поколений.

Таким образом, в педагогической теории и практике наблюдаются следующие противоречия:

- между насущной потребностью педагогической практики в оптимизации современного образовательного процесса подготовки специалистов социально-культурной сферы на основе гуманистических идей и социально-педагогических традиций Серебряного века и их недостаточной изученностью педагогической наукой;

- между необходимостью смены содержательного акцента профессионального образования специалистов социально-культурной сферы с их подготовки к культурно-просветительской деятельности на подготовку к активному вовлечению граждан в социально-культурную и досуговую жизнетворческую деятельность в русле культурных и социально-педагогических национальных традиций и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ этого процесса.

Объект исследования – профессиональная подготовка специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств.

Предмет исследования – процесс освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств.

Цель исследования – выделить педагогическое содержание национальных традиций Серебряного века, разработать и апробировать экспериментальную методику их освоения будущими специалистами социально-культурной деятельности в образовательном процессе вузов культуры и искусств.

Задачи исследования:

- выделить педагогическое содержание национальных традиций Серебряного века;

- выявить ведущие факторы освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности в вузе;

- определить критерии и показатели оценки эффективности освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности в вузе;

- разработать экспериментальную методику освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности и проверить ее эффективность в образовательном процессе вуза культуры и искусств.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств будет более эффективным, если будет:

- строиться на принципах и содержании, отражающих ведущие гуманистические идеи и социально-педагогические традиции той эпохи;

- осуществляться с учетом факторов, детерминирующих этот процесс и влияющих на выбор содержания и методов образования;

- использоваться соответствующая система критериев и показателей оценивания результатов этого процесса;

- реализована экспериментальная методика освоения студентами национальных традиций Серебряного века.

Методологическую основу исследования составили философские, социологические, культурологические, социопедагогические, музыкально-педагогические идеи, содержащиеся в: философско-педагогических концепциях В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, В.В. Розанова и других видных деятелей периода Серебряного века; работах, анализирующих различные аспекты культурологии и философии искусства (А.Я. Айзенберг, А.А. Аронов, А.Н. Бенуа, В.А. Волобуев, Л.Г. Емохонова, Л.С. Зорилова, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, Ю.Н. Солонин, В.М. Чижиков, А.И. Щербакова и др.); теориях о месте и роли культуры в развитии общества и личности (А.И. Арнольдов, С.Н. Артановский, М.А. Ариарский, А.А. Аронов, Н.А. Бердяев, Ю.В. Бромлей, И.С. Гуревич, Э.Н. Гусинский, Л.С. Зорилова, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Э.В. Соколов, О.В. Трубачев, Ю.И.Турчанинова, Ю.У. Фохт-Бабушкин, А.Я. Флиер и др.); исследованиях, посвящённых категории личности и её формированию в процессе обучения и воспитания (К.З. Акопян, А.И.Арнольдов, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, В.П. Зинченко, Л.С. Зорилова, И.А. Ильин, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.); в работах, посвященных психологии искусства и музыкального восприятия (Е.А. Бодина, Н.К.Бакланова, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Е.В. Назайкинский, М.С. Старчеус, Г.С. Тарасов, А.В. Торопова и др.); в исследованиях, раскрывающих специфику художественного творчества и образования (М.Н. Афасижев, Г.С. Батищев, Д.Б. Богоявленская, А.Л. Вахетмес, В.И. Волков, Э.Ф. Володин, П.С. Иванов, Е.И. Максимов, Л.А. Рапацкая, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.); в научных работах, раскрывающих сущность творческой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Л.П. Буева, Д.Б. Богоявленская, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.); в трудах в области истории и теории отечественного искусства конца ХIХ – начала ХХ в. (М.В. Алпатов, Е.В. Бельмис, А.Н. Бенуа, В.В. Ванслов, Л.А. Рапацкая, Г.Ю. Стернин, Г.Г. Шпет и др.); в музыковедческих аспектах истории и теории художественной культуры (Б.В. Асафьев, М.С. Друскин, Т.Н. Левая, И.В. Нестьев, А.И. Кандинский, Ю.В. Келдыш, В.Г. Кузнецов, О.А. Блох), а также в методологии художественно-творческого воспитания и образования (Э.Б.Абдуллин, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Казакова, Т.В. Кузнецова, Л.С. Майковская, Е.В. Николаева, Ю.С. Савельев, В.С. Садовская, Т.В. Христидис, Г.М. Цыпин и др.)

Теоретическая основа исследования. Существенное место в определении теоретической позиции автора заняли труды в области истории и теории отечественного искусства конца ХIХ – начала ХХ в. (М.В. Алпатов, Е.В. Бельмис, А.Н. Бенуа, В.В. Ванслов, Л.А. Рапацкая, Г.Ю. Стернин, Г.Г. Шпет и др.); музыковедческие аспекты истории и теории художественной культуры (Б.В. Асафьев, М.С. Друскин, Т.Н. Левая, И.В. Нестьев, А.И. Кандинский, Ю.В. Келдыш, В.Г. Кузнецов, О.А. Блох); разработки социализации личности (Б.А. Титов); педагогики досуга и культурно-досуговой деятельности (Н.Ф. Максютин), синергетики досугового общения (Ю.А. Стрельцов); технологии культурно-досуговой деятельности (А.Д. Жарков).

Методы исследования: методы теоретического исследования (теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы, моделирование); сравнительно-исторические методы (исторический, историко-логический, историко-педагогический), методы изучения педагогического опыта (включенное наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент), математические методы (регистрация, ранжирование).

Научная новизна исследования:

- расширено научное знание о национальных традициях Серебряного века, его гуманистических идеях, педагогическое содержание которых отражает приоритет традиционного образа жизни и воспитания, просвещения в развитии российского общества, определяет выбор направления развития культуры, образования, теории обучения и воспитания и составляет духовно-нравственное ядро отечественной педагогической культуры;

- реализовано отношение к культурному наследию Серебряного века как к педагогическому источнику, необходимость познания которого специалистами социально-культурной деятельности детерминирована современными тенденциями постиндустриального общества и психолого-педагогическими факторами с целью сохранения и развития искусственно прерванных национальных традиций;

- определены критерии оценивания эффективности процесса освоения обучающимися культурного наследия Серебряного века в образовательном процессе вуза на основе диагностики уровня отражения философско-педагогических идей, ценностей, способов формирования новых культурных общностей той эпохи, преемственности традиций и новаций в мотивационном, когнитивном, операционально-деятельном и рефлексивном компонентах их этнокультурного мировоззрения;

- разработана методика освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности в образовательном процессе вуза на основе овладения профессионально-необходимыми, исторически сложившимися способами социально-культурной деятельности и реализации механизма соборности формирования ценностных ориентаций в духовно-нравственном развитии личности обучающихся.

Теоретическая значимость исследования определяется обоснованием совокупности положений, уточняющих, дополняющих и расширяющих сущность, содержание и методические направления совершенствования образовательного процесса в вузах культуры и искусств на основе обращения к культурному наследию Серебряного века и освоения обучающимися его национальных традиций.

Выделение гуманистических идей Серебряного века в качестве духовно-нравственного ядра педагогической культуры общества дополняет теоретические представления о направлениях формирования современной культурной среды с опорой на философско-педагогические идеи прошлых поколений, о совершенствовании профессионального образования, развитии педагогических методов и средств массового художественного образования и вовлечения граждан в активную жизнетворческую деятельность с использованием опыта его социально-культурных институтов и форм социально-культурной деятельности.

Теоретическое обоснование, принципы и содержание методики освоения будущими специалистами социально-культурной деятельности национальных традиций Серебряного века в образовательном процессе вуза культуры и искусств служит развитию педагогических методов, обеспечивающих принятие обучающимися базовых национальных ценностей и национальных духовных традиций.

Практическая значимость исследования определяется представленностью методики освоения национальных традиций Серебряного века будущими специалистами социально-культурной деятельности, которая в структурной логике образовательного процесса вуза культуры и искусств в ходе экспериментальной апробации доказала свою состоятельность; внедрением в образовательный процесс курса «Мировая художественная культура» на базе авторского образовательного модуля «Культура Серебряного века», обеспеченного авторскими учебными и учебно-методическими пособиями «Деятели русской художественной культуры конца XIX – начала XX вв. о проблемах воспитания и образования», «Национальные педагогические традиции и их актуализация в современной теории и практике обучения (на примере эпохи Серебряного века)», «Эстетические и педагогические взгляды выдающихся представителей «Серебряного века», «Педагогические традиции Серебряного века в контексте современной теории и практики обучения и воспитания»; успешной апробацией этого модуля и его дидактического обеспечения в Белгородском юридическом институте МВД России и Смоленском государственном институте искусств.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-педагогическое содержание национальных традиций Серебряного века. В эту эпоху были заложены основы российской национальной педагогической культуры: в выборе направления развития культуры и образования на основе традиционного образа жизни и воспитания российского общества; в развитии теории обучения и воспитания на основе духовного развития человека посредством овладения классической культурой; в организации образования на основе единой системы обучения и воспитания. Совокупность гуманистических философско-педагогических идей Серебряного века рассматривается нами в качестве духовно-нравственного ядра этой культуры.

2. Социокультурные и психолого-педагогические факторы, детерминирующие освоение национальных традиций Серебряного века специалистами социально-культурной деятельности в вузе: мировые социокультурные тенденции; кризисные явления в отечественной социокультурной сфере; психолого-педагогические факты и явления, способствующие осознанию обучающимися себя в качестве связующего звена между традиционной национальной культурой и нуждающимся в ней современным соотечественником.

3. Система критериев и показателей оценивания образовательного результата процесса овладения обучающимися национальными традициями Серебряного века. Мотивационный, когнитивный, операционально-деятельный и рефлексивный критерии позволяют диагностировать динамику отражения философско-педагогических идей, духовных ценностей и способов формирования новых культурных общностей той эпохи в этнокультурном мировоззрении обучающихся посредством выявления их осознанного отношения к этому культурному наследию в процессе изучения курса «Мировая художественная культура». Диагностические процедуры включают в себя экспертное оценивание, самооценку, наблюдение, оценку результатов деятельности.

4. Методика освоения национальных традиций Серебряного века специалистами социально-культурной деятельности в образовательном процессе вуза культуры и искусств. Методика построена на основе принципов, базирующихся на воззрениях философов и педагогов Серебряного века (принцип свободы личности; принцип творчества; принцип индивидуальности; принцип целостности; принцип единства типа), и содержит авторский образовательный модуль «Культура Серебряного века». В методике реализуется технология вовлечения обучающихся в активную жизнетворческую деятельность на основе освоения и развития форм и средств социокультурных институтов Серебряного века, обеспечивающая интегративный профессиональный опыт.

Достоверность результатов основных положений и выводов диссертации обеспечивается теоретико-методологической проработанностью рассматриваемой проблемы, применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных природе изучаемого объекта, целям и задачам исследования; системным сравнительным анализом практики профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности и результатов экспериментальной работы; сочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов; успешным практическим использованием результатов исследования в вузах разной отраслевой принадлежности; широким обсуждением материалов исследования.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы нашли отражение в научных публикациях, а также изложены в докладах и сообщениях на участием « . . : проблемы, перспективы развития» (г. Смоленск, 2012 г.); V Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития» (г. Волгоград, 2011 г.); II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы самоорганизации в сфере культуры и искусств» (г. Белгород, 2011 г.); II внутривузовской научно-методической конференции «Актуальные научные исследования в БГИКИ» (г. Белгород, 2010 г.).

Экспериментальная база исследования. Пилотажная часть исследования проводилась на базе Белгородского государственного института искусств и культуры и Краснодарского государственного университета культуры и искусств, с участием 500 студентов и 26 преподавателей. Формирующий эксперимент проводился в Белгородском государственном институте искусств и культуры, при участии 104 студентов факультета социально-культурной деятельности.

Структура диссертации отражает логику решения поставленных исследовательских задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Педагогические аспекты изучения Серебряного века в истории русской культуры будущими специалистами в вузах культуры и искусств