Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств Ершова Ольга Викторовна

Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств
<
Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ершова Ольга Викторовна. Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2000 159 c. РГБ ОД, 61:01-13/1756-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретическое обоснование педагогических возможностей пластико- хореографических дисциплин в формировании личности будущего специалиста социально- культурной деятельности 14

1.1. Психологические свойства и качества личности, их структура и особенности формирования средствами пластики и хореографии 14

1.2. Основы построения системы пластико- хореографической подготовки специалиста социально-культурной деятельности 36

Глава II. Ход и результаты экспериментальной апробации системы формирования личности будущего специалиста социально-культурной деятельности средствами пластики и хореографии 72

2.1. Диагностические методики профессиональной пригодности в области пластики и хореографии 72

2.2. Реализация педагогических технологий и конкретных методик в образовательном процессе 103

Заключение „.. 144

Список использованной литературы 149

Введение к работе

Актуальность темы определяется изменениями социально-культурной среды, как на макро-, так и на микроуровне, повлекшими за собой коммерциализацию социокультурной сферы. Трансформация социально-экономических условий заставила многие коллективы вступить в конкурентную борьбу за место на эстраде, "доходные места" на дискотеках, т.н. "уличных танцах", в молодежных тусовках. Проводится большое количество молодежных мероприятий, шоу-программ, в которых синтез драмы, музыки и пластики совершенно недостаточен, несообразен и незавершен. Вместе с тем, как правило, в этих программах используются все жанры пластического искусства: пантомима, сценическая пластика, "джаз-модерн", новейшие направления "технорейв-данс". В этой ситуации не владеющие профессиональной танцевальной культурой постановщики наносят ущерб эстетическому восприятию программы. Как правило, пластическая интерпретация той или иной идеи расплывчата и неадекватна.

Основным мотивом для устроителей и организаторов подобных акций становится погоня за прибылью. При этом негативный потенциал танцевального досуга является фактором саморазрушения личности (употребление наркотических веществ, типа «экстези» и др.).

Россия, всегда отличавшаяся высокой хореографической культурой, начиная с народных танцев, искусства балета и, наконец, балов Дворянских собраний наводняется суррогатами, далекими от традиционной хореографической культуры. При этом нельзя утверждать, что эти программы всегда качественно убоги. Скорей всего остается предположить, что многие программы как бы специально направлены на пробуждение и культивирование разрушительных инстинктов.

В этих условиях особенно актуальной становится проблема профессиональной подготовки постановщиков культурно-зрелищных программ, специалистов социально-культурной деятельности. При этом основной упор делается не только на развитие хореографических умений и навыков, но и на воспитание, психолого-педагогическую подготовку будущих специалистов социально-культурной деятельности, которые отнюдь не сводили бы свою профессиональную деятельность к функциям "учителя танцев", но могли бы заняться личностным воспитанием молодежи, восцитывали бы устойчивость к антихудожественным и антигуманным воздействиям наводнивших танцевальный "рынок" программ.

Многие проблемы связаны с отсутствием технологий и методических разработок формирования основ пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности, в частности постановщиков различных видов культурных программ. Формирование современного подхода к профессиональному образованию, начавшееся преобразование учебного процесса в вузах обнаруживает определенные противоречия. Это противоречие между знанием о необходимости результативных действий в области пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности и незнанием путей, средств, методов, способов реализации этих действий. Разрешение этого противоречия требует организации целенаправленных действий для обоснования и разработки как образовательных методик пластико-хореографической подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры, так и разработки и адаптации имеющихся технологий постановки социально-культурных программ.

Состояние научной разработанности темы исследования определяется развитием основных направлений психологии и психодиагностики, педагогики профессионального образования, технологий культурно-досуговой деятельности. Ряд исследований выполнен на материале вузов культуры и искусств. Это работы Н.К. Баклановой, исследовавшей психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культу ры на специализациях художественного профиля. Педагогические основы формирования профессионального мастерства рассматривались М.Б. Бекмурадовым. Духовно-личностные аспекты становления специалиста изучались Н.Н. Ярошенко. Проблемы формирования самосознания социального педагога в процессе профессиональной подготовки исследовались К.В. Баклановым. Ряд исследований, выполненных в вузах искусств и культуры Российской Федерации, посвящен различным аспектам формирования личности специалиста: профориентация студентов вузов культуры проанализирована В.В.Журомским, формирование профессиональной направленности личности студента - Г.И. Анашкиной, И.М. Миргалимовым, В.М. Поляруж.

Вопросы хореографической подготовки в условиях вневузвоского обучения рассматривались различными исследователями. Р.Т. Акбарова изучала творческое развитие в процессе музыкально-хореографической деятельности. Т.О. Бильченко выявлял влияние эстетического воспитания на формирование отношений учащихся в хореографическом коллективе. З.А. Гуцу выясняла интересы младших школьников на занятиях хореографических кружков. В.В. Геращенко изучал педагогические аспекты совершенствования самодеятельного хореографического творчества в клубных учреждениях. Л.Д.Ивлева выявляла особенности руководства воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективе. П.Б. Коловарский рассматривал вопросы ориентации и отбора одаренных детей для профессионального обучения хореографии. В.Н. Нилов устанавливал место хореографии в системе художественного воспитания школьников при взаимодействии общеобразовательных школ и культурных учреждений. В.М. Годовский выявлял взаимосвязь художественного и педагогического воздействия в детском хореографическом коллективе. СБ. Жукенова анализировала социально-педагогические факторы развития самодеятельного хореографического искусства на материалах Казахстана.

Таким образом, проблематика, актуализированная нами, специально не изучалась. Профессиональная деятельность преподавателей пластико-хореографических дисциплин нуждается в новом осмыслении как на теоретическом, так и на методическом уровнях.

Цели исследования предполагают:

- теоретическое обоснование психолого-педагогических возможностей пластико-хореографических дисциплин в формировании личности будущего специалиста социально-культурной деятельности;

- разработку и апробацию системы формирования личности специали ста средствами пластики и хореографии в образовательном процессе. Задачи исследования:

- изучить научную литературу по проблемам формирования личности специалиста социально-культурной деятельности и его профессиональной пригодности в области пластики и хореографии;

- дать анализ основных отечественных и зарубежных хореографических школ, танцевальных стилей и практики их использования в условиях вуза культуры и искусств; разработать основы построения системы пластико-хореографической подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности;

- разработать и адаптировать имеющиеся методики диагностики профессиональной пригодности и профпрогноза в области пластики и хореографии;

- осуществить опытно-экспериментальную проверку системы тре-нинговых заданий, а также методик ее реализации в педагогическом процессе формирования личности специалиста социально-культурной деятельности.

Объект исследования- пластико-хореографическая подготовка будущих специалистов социально-культурной деятельности.

Предмет исследования - теоретические и методические основы педагогического процесса пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности (постановщиков культурно-досуговых и культурно-зрелищных программ) в вузах культуры и искусств.

Пластико-хореографическая подготовка может быть массовой (типовой) и иметь индивидуальные характеристики, выразить и реализовать которые может только личность, имеющая творческий потенциал (физический, технический, психологический), выраженное личностное самосознание, индивидуальный стиль восприятия, мышления, воображения.

Синтез теории, технологий и методик пластико-хореографической подготовки на основе целостно-личностного подхода позволит оптимизировать профессиональное образование будущих специалистов социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования: высокий уровень сформированности слагаемых пластико-хореографической подготовки обеспечивается использованием специально разработанной системы обучения и воспитания студентов в условиях вуза культуры и искусств.

При этом педагогическими условиями достижения высокого уровня пластико-хореографической подготовки являются:

- целенаправленное выявление потенциальных возможностей каждого системообразующего элемента педагогического процесса с последующим включением специальных заданий в каждый элемент системы, в том числе:

- определение целевых установок педагогического воздействия на образовательный процесс средствами пластических дисциплин;

- определение содержания пластических дисциплин, реализация этого содержания посредством учебно-познавательной информации;

- направленность содержания и методов пластико-хореографической подготовки на эмоционально-смысловую интерпретацию музыки и драматургии культурно-зрелищных программ;

- разработка основанных на педагогических принципах системы практических заданий с четко определенными дидактическими задачами;

- освоение этих заданий через их максимальную индивидуализацию на основании результатов диагностики личностных особенностей обучаемых (мотивов, потребностей, интересов, физических особенностей, "бейзик" основ, способностей к перевоплощению, созданию художественного образа средствами пластики и др.);

- обеспечение возможностей применения прагматических и инновационных методик во всех элементах технологического процесса создания программ.

Методологические основы исследования составили положения о диалектической связи процессов и явлений, понимание целостности человеческой личности, деятельностный подход и способ существования, проявляющиеся как необходимость выявления и решения психолого-педагогических задач во взаимосвязи понятий «общество», «культура», «личность».

Теоретические основы исследования опираются на историко- культурологические подходы (А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, Л.С.Зорилова, А.С. Каргин, Ю.В., Е.И. Максимов, Ю.С. Савельев, П.В. Симонов и др.); исторические и концептуальные аспекты социально-культурной и культурно- досуговой деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Н.В. Кротова, Т.Я. Никитина, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин и др.); принципы психолого-педагогического анализа личности (А.Г. Асмолов, В.М. Бехтерев, А.А. Бодалев, Б.М. Величковский, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Б.Н. Теплов, П.М. Якобсон).

В разработке профессиональных подходов к формированию личности специалиста автор опирался как на труды по теории и методике профессионального образования в целом, так и на работы, отражающие особенности профессионального образования в вузе культуры и искусств (Ю.П. Азаров, А.Я. Айзенберг, Ю.К. Бабанский, Н.К. Бакланова, Т.Г. Васильева, М.Г.Данильченко, Л.С.Жаркова, В.И. Закутский, Е.И. Жданова, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Н.И. Рейнвальд, В.А. Сластенин Т.А., П.А.Черватюк, В.И.Черниченко В.М. Чижиковя, В.Д.Шадриков и др.).

В обоснование содержания образовательного процесса положены идеи классиков пластики и хореографии (А. Дункан, М. Бежар, Ж.-Л. Барро, М. Грэхем, Ж.-Ж. Новер, М.А. Фокин, М. Петипа и др.), а также труды по истории и теории пластики и хореографии (Ю.А. Бахрушин, Г.Ф. Богданов, М.В. Васильева-Рожденственская, Б.Г. Голубовский, Г.Л. Добровольская, Р.В. Захаров, И.В. Кох, А.Б. Немировский, А.А. Румнев, И.Г. Рутберг, В.И. Уральская и др.).

Эмпирическая база исследования:

Экспериментальную группу составили студенты специальности "Социально-культурная деятельность", специализации "Менеджер-постановщик культурно-досуговых программ" Московского государственного университета культуры и искусств (набор 1994, выпуск 1998 г.).

Методы исследования включали: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, включенное наблюдение за деятельностью испытуемых и изучение государственного образовательного стандарта , профессио-грамм, учебных планов, программ высших учебных заведений, квалификационных характеристик. Изучение музейно-архивных материалов, практической деятельности функционирующих творческих коллективов и групп. Использован метод оценочной диагностики (прагматические и инновационные методики), педагогический эксперимент в его констатирующей, формирую щей и контрольной стадиях.

Этапы исследования: исследовательский процесс делился на четыре этапа. Первый этап - аналитический - был связан с изучением литературы по теме, анализом опыта пластико-хореографических школ и направлений в отечественной и зарубежной практике по литературным источникам и му-зейно-архивным материалам, анализом опыта пластико-хореографической подготовки в вузах культуры и профессиональных студиях; разработкой методологический части исследования.

Второй этап - диагностический - был связан с продолжением изучения литературы, интерпретацией основных теоретических положений, с изучением, адаптированием и созданием прагматических и инновационных методик диагностики пластико-хореографических и психологических особенностей, применением этих методик в экспериментальной группе.

Третий этап (1995-1998)- формирующий, во время которого велась опытно-экспериментальная работа, связанная с проверкой рабочих гипотез, а также педагогических технологий и конкретных методик обучения.

Четвертый этап (1998-1999)- экспериментально-аналитический, связанный с проведением контрольных экспериментов в основной и контрольных группах с использованием диагностических методик. Обобщение, систематизация и описание полученных результатов, оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в:

- разработке теоретических и методических основ пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности, которые находят свое выражение в оптимизации организационных, психолого-педагогических и методических аспектов педагогического процесса, направленного на формирование личности специалиста в вузах культуры и искусств;

- разработке авторских методик преподавания пластико хореографических дисциплин в системе высшего профессионального образования;

- создании и экспериментальной проверке педагогических технологий пластико-хореографической подготовки специалиста на основе концепции целостного процесса общего и профессионального развития личности;

- разработке инновационных и адаптировании прагматических методик психодиагностики применительно к пластико-хореографической подготовке.

Практическая значимость исследования состоит в:

- обосновании, разработке и внедрении в практику профессионального образования специалистов социально-культурной деятельности педагогических технологий и конкретных методик пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности;

- использовании результатов исследований в практике преподавания спортивной хореографии в Российской государственной академии физической культуры, в практике подготовки сборной команды РФ по художественной гимнастике;

- разработке научно-обоснованных рекомендаций тренинговых занятий в хореографических студиях и школах;

- в постановках танцевально-пластических шоу, культурно-досуговых, социально-культурных программ.

Апробация результатов исследования осуществлена:

- в выступлениях автора на международных, межвузовских научно-теоретических, научно-практических конференциях в 1997-2000 годах;

- в 8 публикациях по теме исследования;

- в деятельности сборной команды РФ по художественной гимнастике;

- в разработке и практической реализации программы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятель ности для студентов МГУКИ.

На защиту выносятся следующие положения, характеризующие взгляды автора на проблему теоретических и методических основ пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств.

Педагогический процесс профессионального образования средствами пластико-хореографических дисциплин может быть оптимизирован на основе предложенной автором системы обучения и воспитания с учетом:

- психологических свойств и качеств личности, их структуры и особенностей формирования средствами пластики и хореографии, в том числе профессиональной направленности (мотивации, потребностей, интересов, идеалов, эстетической позиции и др.) репродуктивных и творческих способностей, профессионального мышления (абстрактно-логического, наглядно- действенного, конкретно-образного, ассоциативного), профессионального самосознания (когнитивной, аффективной и поведенческой его подсистем);

опыта основных отечественных и зарубежных пластико-хореографических школ, танцевальных стилей и практики их использования в условиях вуза культуры и искусств;

- разработки и адаптирования диагностических методик (прагматических и инновационных) для определения профессиональной пригодности, с одной стороны, дифференциации обучаемых и профессионального прогноза, с другой;

реализации педагогических образовательных технологий через единство целей, содержания, форм, методов, средств, а также конкретных обучающих методик.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В I главе "Теоретическое обоснование педагогических возможностей пластико-хореографических дисциплин в формировании личности будущего специалиста социально-культурной деятельности" представлен анализ психологических свойств и качеств личности, их структуры и особенностей формирования средствами пластики и хореографии. Проанализирован опыт различных пластико-хореографических школ, разработаны основы построения системы пластико-хореографической подготовки специалиста социально-культурной деятельности.

Во II главе "Ход и результаты экспериментальной апробации системы формирования личности будущего специалиста социально-культурной деятельности средствами пластики и хореографии" рассматриваются диагностические методики профессиональной пригодности в области пластики и хореографии (инновационные и прагматические), результаты контрольного эксперимента в группе студентов, включенных впоследствии в программу формирования личности специалиста социально-культурной деятельности средствами пластики и хореографии, а также ход и результаты реализации педагогических технологий и конкретных методик в образовательном процессе.

Психологические свойства и качества личности, их структура и особенности формирования средствами пластики и хореографии

Понятие личности в психологии неоднозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида как субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. С другой стороны, личность понимается как совокупность интегрированных социально значимых черт, образовавшихся в результате взаимодействия с другими людьми, и делающих ее субъектом труда, познания и общения. Идея личностного подхода разрабатывалась зарубежными учеными (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, В. Франкль). Понимание личности как социального явления лежит в основе почти всех работ отечественной психологической школы (К.А. Абульханова-Славская, В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон). Автор придерживается взглядов на личность как на "...устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения"1.

Личностный подход предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному и ответственному субъекту воспитательного взаимодействия. Л.И. Божович также отмечает, что "ведущие линии развития личности - развитие мотивации, общей направленности, системы отношений к действительности, интересов, стремлений и переживаний"1. Признавая, что личность человека формируется под влиянием среды в процессе ее социализации, ученые отмечают, что какие бы воздействия не оказывала среда на индивид, какие бы требования она ему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в структуру собственных потребностей человека, они не выступят действенными факторами его развития.

Когда говорят о социализации личности, рассматривают теорию "ролей". Человек характеризуется внутренней организацией качеств или диспозиций. Рассматривая процесс приобретения ролей, ученые выделяют две его формы: через преднамеренное инструктирование и путем случайного обучения. Идентификация и имитация (т.е. отождествление себя с другими и подражание им) представляется в этой теории центральными факторами развития (Т. Мид)2.

Данные теоретические подходы положены в основу систематизации свойств и качеств личности будущего специалиста социально-культурной деятельности. Доминирующими признаками являются его "профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной, либо семейной, групповой досуговой деятельности"3. Последнее достигается комплексом свойств и качеств личности профессионала. "Концептуальная системная модель подготовки специалиста такого профиля должна включать, с одной стороны, основные характеристики его деятельности, с другой- раскрывать особенности личностно- профессионального комплекса качеств специалиста"1 - отмечает В.М. Чижиков. Приступая к анализу психологических свойств и качеств личности специалиста социально-культурной деятельности, автор следовал логике изложения Н.К. Баклановой, выделившей в их числе профессиональную направленность, профессиональные способности, профессиональное мышление, а также самосознание2.

Одним из важнейших качеств, без которого невозможно становление специалиста, является профессиональная направленность как совокупность устойчивых мотивов (побуждений), присущих данному человеку и обеспечивающих некоторую предсказуемую направленность его усилий. Профессиональная направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями в области избранной специальности. Это выражается в адекватном понимании и принятии ей целей и задач профессиональной деятельности, наличии сформированных профессиональных мотивов, устойчивых интересов, склонностей, взглядов, убеждений, идеалов, установок, относящихся к избранной профессии - отмечает Н.К. Бакланова3.

Основы построения системы пластико- хореографической подготовки специалиста социально-культурной деятельности

Представления о качествах и свойствах специалиста социально-культурной деятельности в области пластики и хореографии, рассмотренные и систематизированные автором в первом параграфе данного исследования, и базирующиеся преимущественно на психологических изысканиях, определили подходы к разработке системы пластико-хореографической подготовки в образовательном процессе.

Диссертант опирался на труды ведущих педагогов в области профессионального образования (Ю.П. Азаров, Н.К. Бакланова, Т.Г. Васильева, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Г.Я. Никитина, Ю.Д. Красильников, В.М. Чижиков и др.). Ученые, специалисты в области профессионального образования в вузах культуры и искусств констатируют, что "уровень профессиональной подготовки специалистов досуговой сферы свидетельствует о том, что существующая система их обучения недостаточно соответствует требованиям времени, нуждается в совершенствовании"1.

Заявка в заглавии данного параграфа о построении системы пластико-хореографической подготовки будущих специалистов требует определения самого понятия "система".

"Система (греч. systema - целое, составленное из частей, соединение) - упорядочение множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство"2. Такими составляющими в образовательном процессе являются цели воспитательно-образовательного процесса, его содержание, методы и средства, результат, выразившийся в оп ределенном уровне сформированности профессиональных характеристик специалиста.

Концепция целостного процесса профессиональной подготовки личности специалиста в вузах культуры является методологической основой исследования и содержит характеристики составляющих системообразующих компонентов (подсистем): технологическая, социально-психологическая и духовно-личностная. Эти три подсистемы, а также связи между ними и образуют целостность учебно-воспитательного процесса .

Далее диссертант будет предметно возвращаться к проблеме реализации различных элементов системы в образовательном процессе, а сейчас лишь оговаривается, что личностный аспект и психологические свойства будущего специалиста социально-культурной деятельности, их структура и особенности формирования средствами пластики и хореографии представлены в первом параграфе диссертации.

Идея системного подхода уже заложена в самой концепции подготовки специалиста социально-культурной деятельности. В частности, как пишут Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников: "программа подготовки специалистов социально-культурной сферы зависит от степени обоснованности трех главных условий: цели обучения (для чего учить), содержания обучения (чему учить) и принципов организации учебного процесса (как учить)2.".

Основные элементы системы и ее подсистем рассматриваются диссертантом поэтапно и в определенной последовательности.

Такое направление, как духовно-личностное развитие будущего специалиста высшей квалификации является как бы "сверхзадачей" всего образовательного процесса.

Цели образовательного воздействия, (т.е. для чего учить) реализуются в образовательном процессе, по мнению диссертанта, "двухступенчато". Первой и определяющей является формирование.полноценной личности специалиста. Однако эта цель, естественно, не является самоцелью (хотя извест- І но, что при профессиональном самоопределении определенных процент выпускников отсеивается из социально-культурной сферы, оставаясь либо невостребованными, либо поддаваясь конъюнктурным соображениям). Личность специалиста должна продолжить свое формирование в послеобразова-тельном процессе, а именно в качестве специалиста-профессионала.

Диагностические методики профессиональной пригодности в области пластики и хореографии

Современная психодиагностика все шире используется не только как метод профессионального отбора, прогнозирования социального поведения, но и как метод оптимизации обучения и воспитания, прогнозирования психологических последствий изменения среды и т.п.

Обычно ссылаются на Кеттела как на родоначальника тестов. Он впервые употребил термин тест (короткое испытание). Важный вклад в разработку этого метода был сделан Бинэ и его сотрудниками. В начале тесты служили способом отделения нормально развивающихся детей от детей с отклонениями в развитии. Но, начиная с 1910 г. в Станфордской школе получила приоритетное решение задача классификации детей и взрослых по интеллекту (Л.М. Термен). Психологи стали пытаться измерить у каждого человека то, что обозначается словом intelligence.

С этого времени и возникла популярность тестов, их распространение в разных странах мира, в разных социальных группах и популяциях -воинские части, школы общеобразовательные и профессиональные, школы спортивные- везде стали возникать психологические службы, использующие тесты как средство оценки интеллектуального развития, а затем и других сторон личности.

Получили популярность батареи тестов (Векслер). Помимо индивидуальных были созданы коллективные тесты для массовых обследований. Они включили выполнение определенных заданий: арифметические дей ствия, практические суждения, подбор слов- синонимов, антонимов, продолжение числовых рядов, распутывание спутанных предложений, рассуждения по аналогии и т.д. (например, спутанное предложение: чувство восторг мучительное есть - верно - неверно - переставить слова, подчеркнуть, изменить падеж и т.д.). Критики тестов отмечали, что отдельные их части могут провоцировать ненужные ассоциации и уводить в сторону от поставленной задачи.

Отечественные психологи, в частности К.М. Гуревич, отмечает, что тесты требуют чаще всего дедуктивного мышления. И это во многом соответствует учебной деятельности. К.М. Гуревич отмечает также, что профессиональная деятельность скорее стимулирует индукцию (от частного к общему)1. Автор же склонен считать, что любая деятельность- учебная, профессиональная разных уровней стимулирует и индукцию, и дедукцию. Иначе не было бы процесса мышления в его полном объеме. Современные отечественные тестологи считают, что тесты определяют обученность, подготовленность, культуру, могут выявить и индивидуальное развитие.

Особо стоит вопрос об измерении творческих возможностей. Ряд психологов считает, что творческие способности требуют "инкубационного" мышления, то есть вынашивания творческой идеи. Тесты же - это короткое испытание. На этом основании отрицаются возможности тестов (коротких испытаний) в выявлении творческих процессов, творческих возможностей.

Однако, в данном случае речь идет только о мышлении и, следовательно, о творчестве мыслительном, интеллектуальном, научном. Но такое понимание творчества недостаточно объемно. Творчество следует рассматривать в более широком смысле. Творчество может проявляться не только в науке, но и в искусстве, в техническом и другом изобретательстве и т.п. Словотворчеством К.И. Чуковский называл изобретение ребенком новых слов2.

Попытки выявить компоненты творческого процесса, особенностей фантазии, эмоциональности, структуру способностей с помощью диагностических методик нельзя считать безуспешными. Методы, над которыми работали психологи в течение десятилетий, по мнению диссертанта, могут быть использованы не только для диагностики способностей, но и для их формирования.

Главной задачей психодиагностики остается разработка и использование методов и конкретных методик наиболее универсальных объектов изучения, таких, как черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения, фантазия, творчество и другие компоненты профессиональной направленности личности.

Такие комплексные понятия, как профессиональная направленность, способности, творчество выражаются через систему определенных базисных психологических терминов: потребности, мотивы, установки и т.д.

Перед тем как приступить к разработке конкретных экспериментальных заданий, необходимо определить их цели, классификации признаков, характеризующих позитивный профпрогноз, формы экспериментальных тестовых заданий. Тесты используются для многих целей и подлежат классификации в зависимости от ее критерия. Так, различают психологические тесты и тесты достижений. Последние направлены на выявление вполне конкретных умений, знаний, усваиваемых по программам учебных заведений.

Похожие диссертации на Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств