Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка) Чаплыгина Ольга Владимировна

Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка)
<
Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка) Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка) Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка) Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка) Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка) Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка) Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка) Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка) Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка) Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка) Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка) Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чаплыгина Ольга Владимировна. Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Курск, 2003 163 c. РГБ ОД, 61:03-13/2192-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки изучения творческой индивидуальности студентов13

1.1. Проблема творчества и творческой индивидуальности в психолого-педагогических исследованиях 13

1.1.1. Основные направления разработки проблемы творчества в зарубежной и отечественной педагогике и психологии 13

1.1.2. Сущность и содержание понятия "творческая индивидуальность" 31

1.2. Проблема развития творческой индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности 41

1.3. Роль иноязычного образования в развитии творческой индивидуальности студентов 59

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности 85

2.1. Современное состояние проблемы развития творческой индивидуальности в процессе изучения иностранного языка 85

2.2. Технология развития творческой индивидуальности студентов в процессе

изучения иностранного языка 100

Заключение 140

Библиография 145

Приложения 155

Введение к работе

Актуальность исследования. Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способности к активности творческого характера, особенно актуальные на данном этапе общественного развития. В связи с этим представляется закономерным возрастание интереса к проблеме творчества, творческой индивидуальности в отечественной и зарубежной педагогике.

В результате многочисленных теоретических и экспериментальных исследований данной проблемы в психолого-педагогической литературе (Д.Б. Богоявленская, В.И. Загвязинский, В.Н. Козленко, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лер-нер, ЯЛ. Пономарев, М.Н. Скаткин, O.K. Тихомиров и др.) феномен творчества рассматривается в двух аспектах: операциональный (креативность, творческие способности) и ценностный (мотивы, смыслы, установки и т.д.). Однако данные о взаимосвязи мотивационных и креативных характеристик весьма неоднозначны. Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема взаимосвязи мотивационно-смысловой сферы личности, эмоциональных состояний и уровня развития творческих способностей, являясь актуальной, тем не менее, остается одной из сложных, однозначно не решенных и противоречивых проблем в современной педагогике профессионального образования.

Проблема единства личностного и профессионального развития студента в высших учебных заведениях, декларируясь во многих педагогических исследованиях, недостаточно изучена как в концептуальном, так и в процессуально-технологическом аспектах.

Задавая главные ориентиры в решении разнообразных проблем профессионального становления студента в вузе, педагогика и психология высшей школы не содержит каких-либо положений, указаний на вариативность конкретных форм осуществления нормативного развития, не показывает многообразия линий формирования личности. Между тем преподаватель вуза в своей практической деятельности всегда имеет дело не с нормативным развитием как таковым, а с его конкретными, индивидуализированными, а нередко и весьма специфическими формами.

Данное противоречие преподаватели высших учебных заведений вынуждены разрешать самостоятельно - на основе личного опыта и интуиции, что не может исключить ни значительных трудностей, ни ошибок и неудач. Таким образом, актуальность исследования творческой индивидуальности студентов диктуется, прежде всего, насущными потребностями педагогической практики. В педагогике высшей школы особенно остро стоит проблема создания специального раздела, посвященного изучению вариативности, многообразия и специфичности форм индивидуального развития будущего специалиста.

Следует отметить, что в психологии развития проблема соотношения возрастных и индивидуальных особенностей поднималась как одна из центральных. Конкретные исследования в этом направлении, проведенные в

:. НАЦИОНАЛЬНАЯ і
БИБЛИОТЕКА
.
С.Петербург t ,у

« 09 TOOgreffigj

1960-1970-х гг., затронули такие сферы развития как познавательная деятельность, общение, некоторые стороны личностного развития. Однако внимание психологов и педагогов всегда оставалось в русле поиска возрастных характеристик, а исследование индивидуальных особенностей отходило на второй план, выполняя роль конкретных иллюстраций проявления возрастных закономерностей (Г.В. Бурменская).

Начиная с 1990-х годов внимание к индивидуальным особенностям развития стало заметно возрастать в педагогике высшей школы. Было выполнено несколько исследований по развитию когнитивного и творческого стиля учебно-профессиональной деятельности студентов (А.В. Гвоздева, Н.Е. Мажар, Л.Н. Макарова, Н.Г. Руденко, Л.С. Подымова, Н.А. Посталюк, В.А. Сластенин, Л.И. Шеховцова и др.), личностно-профессиональному развитию будущего специалиста (И.В. Гусева, М.П. Зайковская, Е.А. Ларина, П.Е. Решетников). Следует признать, что изучение индивидуальных различий приводит исследователей к постановке особых методологических проблем, поскольку требует сочетания дифференцированного подхода с прослеживанием динамики развития индивидуальных особенностей студентов в процессе вузовского обучения.

Проблема развития творческой индивидуальности будущего специалиста исследуется нами на материале изучения иностранного языка студентами медицинского университета. Это связано как с рядом теоретических положений, обосновывающих целесообразность исследования креативности студентов в начале профессионального становления, так и с той практической значимостью, которую в последнее время приобретают вопросы формирования и развития творческой личности. Ведущие тенденции развития общества: смещение культуры в эпицентр человеческого бытия, активное взаимодействие разных культур, появление общего для всех культур коммуникационного смыслового поля, — влияют на активность человека, требуя от него межкультурной компетентности, креативности, необходимой для взаимодействия в поликультурном обществе.

Решение этой проблемы создает предпосылки для перестройки обучения в вузе, "взращивания" специалиста как творческой личности с особым стилем деятельности и мышления. Обеспечение творческой деятельности предполага-ег исследование группы вопросов, включая выявление социокультурных, субъективных и образовательных факторов, детерминирующих потребность в расширении учебных и профессиональных интересов и новом социальном типе личности специалиста; выявление в связи с этим особенностей развития профессионализма и возможностей повышения его творческого потенциала.

Перечисленные проблемы высшей школы непосредственно связаны с технологией преподавания иностранного языка в вузе, их решение позволит создать условия для развития творческой индивидуальности студента.

Как показал анализ, в последнее десятилетие проведены исследования, направленные на совершенствование подготовки учителя иностранного языка, развитие способностей к творческой профессиональной деятельности за счет культуросообразного содержания и новых образовательных технологий (И.А.

Зимняя, В.Н. Карташова, Г.В. Китайгородская, В.П. Кузовлев, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, B.C. Полат, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, Т.Е. Сахарова, В.П. Фурманова и др.). Между тем, практически отсутствуют исследования, посвященные специфике иноязычного образования студентов медицинских учебных заведений.

В научно-теоретическом плане актуальность исследования определяется необходимостью преодолеть фрагментарность данных о технологиях творческого развития личности в сфере методики профессионального обучения и воспитания, выработать целостные теоретические представления о тенденциях развития творческой индивидуальности будущего специалиста в вузе.

Обнаруживается противоречие между необходимостью для отечественной педагогики высшей школы осмыслить и освоить подходы к развитию творческой индивидуальности студентов и отсутствием технологий, позволяющих осуществлять формирование творческой личности специалистов. Названное противоречие предопределило выбор темы исследования, проблема которого состоит в разработке и теоретическом обосновании значимости и особенностей развития творческой индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - процесс развития творческой индивидуальности студентов.

Предмет исследования - педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов при изучении иностранного языка.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

  1. Обосновать совокупность положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки развития творческой индивидуальности студентов.

  2. Разработать критерии развития творческой индивидуальности студентов.

3. Определить совокупность педагогических условий, обеспечиваю
щих развитие творческой индивидуальности студента в учебно-
профессиональной деятельности.

4. Выделить ведущие закономерности образовательного процесса, вы
ступающие в качестве стратегии развития творческой индивидуальности сту
дентов в процессе изучения иностранного языка.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие творческой индивидуальности студентов будет эффективным, если оно обусловлено: единством процессуальных и личностных компонентов учебной деятельности студентов; учетом индивидуальных особенностей личности, самоопределения студента относительно содержания и способов реализации в процессе изучения иностранного языка; приобретением студентами опыта творческого решения профессиональных проблем; стимулированием личност-но-профессионального самосовершенствования будущих специалистов.

Методологической основой исследования является философская трактовка человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности; акмеологический подход к изучению сущности профессиональной деятельности; культурологический и индивидуально-творческий подходы к общему и педагогическому образованию.

Концептуальный строй исследования определяют теории личности и мо
тивации (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.К.Маркова, В.Н.Мясищев, С.Л. Рубин
штейн и др.); индивидуальности личности, ее персонализации в деятельности
(К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.П. Буева, А.Н.Леонтьев,
Б.ФЛомов); деятельности и ее субъекте (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский,
ПЛ.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Ф.Лазурский, B.C. Мерлин, Н.Ф. Талызина,
Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Д.Б.Эльконин); теории активности, познаватель
ной деятельности и творчества (Н.А.Бердяев, Н.А.Бернштейн,
Д.Б.Богоявленская, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев, С.Л. Ру
бинштейн, Э. Фромм).

Исходными теоретическими педагогическими идеями для нас являются:

акмеологический и инновационный подходы к изучению профессионального и личностного становления человека (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Л.С. Подымова);

концепция творческой учебно-профессиональной деятельности ( В.В. Давыдов, В.А. Кан-Калик, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров, А.Б. Орлов, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская и др.);

- психолого-дидактическая концепция контекстного подхода к обучению (А.А.Вербицкий).

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и про
верки исходных предположений был использован комплекс исследовательских
методов и методик, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга: методы
теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, историко-
графический, моделирование); прямое, косвенное, включенное, длительное
фиксированное наблюдение; анкетирование, беседы; диагностические методы
(тестирование, рейтинг); анализ продуктов деятельности; опытно-

экспериментальная работа; методы качественной и количественной обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования был Курский медицинский университет. Исследованием были охвачены студенты первых и вторых курсов, 122 человека экспериментальных групп и 153 - контрольных.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

1997-1999 г.г. - этап теоретического и экспериментального исследования проблемы творческой деятельности, изучение вариативности обучающей деятельности.

2000-2001 г.г. — этап экспериментальной проверки разработанных теоретических положений и технологии, внедрение полученных результатов в практику, оформление результатов исследования в виде учебного пособия.

2002 - 2003 г.г. - завершение работы, обобщение и оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается:

в уточнении и конкретизации сущности и структуры понятия "творческая индивидуальность", разработке уровней, критериев и показателей ее сформированное;

в создании технологии развития структурных компонентов творческой индивидуальности;

в обосновании закономерностей развития творческой индивидуальности студентов в процессе их профессионального обучения.

Теоретическое значение исследования определяется тем, что в работе:

- выявлены особенности возрастной динамики реализации творческой
индивидуальности студентов в процессе обучения в вузе;

обоснованы педагогические условия развития творческой индивидуальности будущего специалиста (на примере изучения иностранного языка);

- представленные в работе научно-методические аспекты организации
иноязычного образования с учетом профессиональной направленности допол
няют теорию обучения и воспитания в современном вузе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для проектирования и организации процесса развития творческого потенциала студентов в системе вузовского обучения. Прошедшие опытно-экспериментальную проверку технология и педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов могут быть использованы в педагогическом процессе высших учебных заведений. Разработанный методический инструментарий формирования навыков личностно-профессионального общения может найти применение в преподавании иностранного языка в медицинских вузах.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена исходными принципами научной методологии (антропологического и культурологического подхода в изучении педагогических явлений, концептуального единства, историзма, объективности), применением комплекса методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования, сочетанием качественного и количественного анализа, репрезентативностью и статистической значимостью экспериментальных данных, их сопоставимостью с массовым опытом. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Творческая индивидуальность будущего специалиста представляет со
бой интегральное образование, являющееся одной из системообразующих ха
рактеристик личности. Понятие «творческая индивидуальность» включает в се
бя взаимосвязанные характеристики познавательных способностей (когнитив
ная составляющая) и личностных особенностей (креативности).

2. Критериями развития творческой индивидуальности студентов высту
пают: творческая активность, вариативное владение способами учебно-
профессиональной деятельности, культура общения. Формирование творче-

ской индивидуальности студентов - это динамический творческий процесс преобразования и саморазвития личности. Ядром творческой индивидуальности является продуктивное самосознание, подразумевающее: осознание неповторимости личности при сравнении себя с другими; совокупность творческих проявлений и представлений о себе; целостность и гармоничность, внутреннее единство индивидуальных творческих особенностей; динамичность и непрерывность процесса собственного саморазвития личности и становления ее как творца; самоутверждение личности и осознание собственной компетентности; самореализация творца и осознание собственной значимости в личностном и социальном аспектах.

  1. Развитие творческой индивидуальности студентов детерминировано следующими педагогическими условиями: развитие у студентов установки на преобразование учебно-профессиональной деятельности с учетом собственной индивидуальности, мотивации как отражения потребности в изменении себя как субъекта деятельности; организации инновационного обучения, важнейшими функциями которого выступают: проблематизация и конфликтизация действительности, критическое отношение к нормативам, открытость среде и профессиональным новшествам, творчески преобразующее отношение к миру, стремление к самореализации.

  2. Ведущими закономерностями образовательного процесса, выступающими в качестве стратегии развития творческой индивидуальности студентов в процессе изучения иностранного языка, являются: культуросообразность, предполагающая активное включение личности в диалог и полифонию культур; многофункциональность образовательной среды, стимулирующая разнообразие способов реализации личности; рефлексивность, способствующая формированию способностей к самоанализу личностного и профессионального роста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в учебном пособии, программах, научных статьях, докладах и тезисах. Результаты исследований обсуждались и получили одобрение на Всероссийских и международных научных и научно-практических конференциях в г.г. Москве, Белгороде, Курске и др. С докладами и сообщениями по результатам исследования соискатель выступал на ежегодных конференциях в Курском медицинском и педагогическом университетах, различных семинарах и совещаниях по вопросам совершенствования преподавания иностранного языка в системе высшего образовании. Результаты исследования внедрены в практику высших учебных заведений.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка ли
тературы и трех приложений. Во введении обоснована актуальность темы ис- f
следования и поставлена его проблема; рассматриваются основные характери
стики научного аппарата: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы ис- г
следования; определены его теоретические и методологические основы; рас
крыты организация и этапы исследования, его научная новизна, теоретическая
и практическая значимость.

В первой главе "Теоретические предпосылки развития творческой индивидуальности студентов" раскрываются особенности творческого процесса, проблема развития творческой индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности, роль иноязычного образования в развитии творческой индивидуальности студентов.

Во второй главе "Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности" анализируется современное состояние проблемы развития творческой индивидуальности студентов в процессе изучения иностранного языка, технология развития данного феномена и обсуждаются результаты исследования.

В заключении содержится материал, характеризующий общие закономерности и условия развития творческой индивидуальности студентов в вузе, определяются вопросы, изучение которых выдвигается проведенным исследованием.

В приложениях представлены опытно-экспериментальные и методические материалы.

Проблема творчества и творческой индивидуальности в психолого-педагогических исследованиях

Современное понимание творчества как феноменально сложной интеллектуальной деятельности обусловлено тем, что оно представляет философскую категорию научного познания окружающего мира, которая как один из элементов характеризует сущность человека. «Творчество в точном и полном смысле этого слова присуще именно и только общественно - исторически развивающемуся и совершенствующемуся существу-человеку» [17]. В то же время творчество человека проявляется в самых многообразных формах - литературное, изобразительное, техническое и т.д. Все формы творчества связаны с мышлением и его производной — интеллектом, изучение которых, в свою очередь, сопряжено со многими трудностями. Отчасти это объясняет то, что системное изучение творчества началось лишь в XX веке, оно связано с интенсивным развитием науки, в частности, психологии мышления; с пониманием социального значения научного творчества как основы развития человеческого общества и его среды.

В связи с этим В.Н. Соколов предлагает следующую трактовку понятия творчества: «Творчество - процесс создания нового, который требует выхода за существующие границы знания» [128, с.212]. Здесь и проявляется сложная структура творчества, а именно: необходимость системного понимания всех предыдущих зналий в конкретной области и их границ; умение экстраполяционного прогнозирования дальнейшего развития и формулировки новых задач; умение находить новые методы их решения, что связано с эвристическими функциями мышления.

Проблемная ситуация характеризует собой особого рода отношения между личностью и объективной реальностью, которая выступает в виде научной проблемы или учебной задачи творческого типа. Человек в проблемной ситуации осознаёт ограниченность своего опыта и знания по отношению к объективной реальности. Таким образом, «творчество в этом плане выступает как деятельность, направленная на решение проблем, нестандартных задач» [21].

Творческий поиск начинается с осознания проблемы и её постановки, а её разрешение становится содержанием творчества, которое регулируется логико-эвристической деятельностью. Такое диалектическое единство логической и эвристической деятельности обусловлено единством всех функций мышления.

В теории творчества выделяют наиболее общие признаки для всех видов творчества, но позволяющие обособить творчество от множества других явлений, присущих человеческой деятельности. К общим признакам относят: сущность творчества и его структуру; специфические формы, законы и логику его развития; возможность оптимизации в совокупной деятельности человека. К определяющим признакам творчества относят следующие:

1. Творчество есть интеллектуальная деятельность человека, состоящая в производстве нового продукта деятельности или новых её способов.

2. В каждом процессе творческой деятельности в большей или меньшей степени используются новые способы получения или переработки информации.

3. Творчество есть диалектический процесс удовлетворения потребностей человека и общества. 4. Творчество представляет форму качественного обновления общества и окружающей среды, которые развиваются на основе эвристической деятельности.

5. Творчество является высшей и специфической формой деятельности и развития, характерной только для человека.

6. Творчество первично по отношению к другим видам интеллектуальной деятельности.

7. Творчество - это единство духовной и материальной деятельности. Создание модели будущей действительности происходит в процессе мышления (духовное творчество). Материализация - в процессе практики (материальное творчество). Тем самым идеальное преобразование предшествует материальному. Мышление реализуется в двух функциях - отражении и творчестве.

8. Творчество - способ существования человека, форма его самовыражения и самоутверждения.

9. Творчество представляет собой теснейшее органическое единство закономерностей развития человека.

В силу большой практической значимости структуры творческой деятельности эту проблему исследовали многие авторы. Наиболее приемлемая следующая поэтапная дифференциация творчества.

Первый этап - осознание, постановка, формулирование проблемы. Этот этап основан на знании информации в области творчества и её систематизации.

Второй этап - нахождение принципа решения проблемы, нестандартной задачи (решающая гипотеза, идея изобретения, замысел художественного произведения).

Проблема развития творческой индивидуальности студентов в учебно-профессиональной деятельности

Творческие процессы в образовании вносят существенные изменения в обучение, воспитание и развитие личности. Они преобразуют не только учебно-профессиональную деятельность студентов, но и перестраивают целевые установки и ценностные ориентации личности.

В рамках творческого подхода в образовании создаются условия для развития личности, осуществляется ее право на личностную инициативу, свободу саморазвития, индивидуальный творческий вклад.

Главной целью высших учебных заведений является профессиональная подготовка выпускников к различным видам практической и научной деятельности. Поэтому основной конечный результат вузовского обучения состоит в степени подготовленности студентов к продуктивному решению профессиональных задач и развитии способности к самоизменению, профессиональному росту.

Формирование студента как творческой индивидуальности предполагает становление его, прежде всего, как субъекта учебной деятельности. Такая теоретическая посылка может быть рассмотрена на трех уровнях - личностном, деятельностно-ролевом и процессуальном. Предложенный уровнево-аспектный аналитический подход позволяет дифференцированно подойти к учебно-воспитательному процессу в вузе, сделать его управляемым в каждом из звеньев учебной деятельности студентов. В то же время такой подход дает возможность точнее соотнести поставленные перед высшей школой задачи формирования личности студента со специфическими характеристиками этой социально-возрастной группы людей.

Развитие творческой индивидуальности будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной деятельности во многом определяется отношением к усвоению знаний. Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектов процесса обучения: содержания, форм и способов организации с точки зрения личных, индивидуальных потребностей и целей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения. Так, В.А. Якунин поясняет, что сама структура учебной мотивации многозначна по содержанию и различным формам [152]. Студенты могут лучше или хуже учиться, потому что хотят или не хотят получить профессию (профессиональная мотивация); приобрести новые знания и получить удовлетворение от самого процесса познания (познавательные мотивы); иметь более высокий заработок (прагматические мотивы); утвердить себя и занять более высокое положение в обществе в целом и в определенном ближайшем социальном окружении (мотивы социального и личностного престижа); принести пользу обществу (широкие социальные мотивы) и т.п. Каждая из названных разновидностей учебной мотивации может иметь в ее общей структуре доминирующее или подчиненное значение и тем самым определять тот или другой уровень индивидуальных достижений в учении, а вместе с ними обусловливать и степень приближения к конечным целям обучения. Подобно профессиональной направленности и учебной мотивации, отношение студентов к учебным дисциплинам также имеет многомерный характер и складывается из различных оценок. Учебный предмет может оцениваться студентами с точки зрения важности его для профессиональной подготовки, личного познавательного интереса к определенной области знаний, с точки зрения качества преподавания, вызывающего чувство удовлетворенности или неудовлетворенности учебной дисциплиной, и, наконец, с точки зрения собственных возможностей и способностей, определяющих меру трудностей усвоения учебного материала.

Профессиональное развитие студентов в высших учебных заведениях в значительной степени определяется предшествующими и более ранними формами проявления избирательного отношения к профессии. Так, в докторской диссертации В.И. Журавлева, посвященной проблемам жизненного самоопределения выпускников средней школы, было показано, что профессиональные планы (цели) школьников сложны по своему составу и динамике [40]. Между планом и фактическим самоопределением наблюдается расхождение у 50% выпускников школ. В этой связи отношения принуждения должны утрачивать свой характер. Особое место в учебно-профессиональной мотивации студентов занимают внутренние творческие мотивы - это непосредственный интерес к познанию, удовольствие, испытываемое от самого процесса учения и его результатов. Именно эта мотивация детерминирует развитие творческой индивидуальности студента.

В процессе обучения в вузе преобладающим становится индивидуально-творческое начало, ценностным основанием которого выступает сотворчество преподавателя и студента. Противоречие между репродуктивными и творческими компонентами обучения разрешается посредством их согласования, гармонизации при ведущей, селективной роли творческого компонента. Человек характеризуется не только в реальной деятельности, но и в потенциальном проектировании и перспективности. Потенциальное моделирование обеспечивает прогнозирование, предвидение развития личности. В учебной деятельности студента реализуется и накапливается творческий потенциал. Поэтому назначение творческих технологий обучения в вузе состоит в том, чтобы сформировать у студентов сознательное отношение к способам творческой учебной деятельности, т.к. максимальное объединение единства смыслов и целей преподавателя и студента определяет совместную деятельность в качестве предпосылки развития творческой индивидуальности.

Тем не менее, как отмечается во многих работах В.А. Сластенина, на практике профессиональная подготовка специалиста не сопровождается прогнозом особенностей его работы на основе данных об индивидуальных творческих качествах специалиста и их проявлений в структуре его дальнейшей деятельности [121]. Развивая эту мысль, ученый подчеркивает, что обучение направлено на профессиональную ситуацию и цели, но не учитывает и слабо приводит в движение собственные возможности самого обучаемого. Такое абстрактное обращение к личности порождает довольно типичную ситуацию: студенты усваивают некоторые знания, которые остаются невостребованными. Важнейшая способность, влияющая на развитие творческой индивидуальности, - это способность учиться. Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают.

Перед преподавателем возникает ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности. Это предполагает, прежде всего, необходимость обучения его умению учиться, планировать, организовывать свою деятельность. Соответственно, одной из первостепенных задач преподавателя являются определение таких учебных действий студента, составление программы их выполнения и четкая организация упражнений по их формированию. При этом образец выполнения этих действий должен демонстрировать сам преподаватель, влияние которого особенно важно в адаптационный период, на начальном этапе обучения. Глубокие научные знания, педагогическое мастерство, ди-дактичность, человечность и объективность педагогического общения - вот условия, катализирующие формирование студенческого самосознания, способствующие успешности учебной деятельности.

Современное состояние проблемы развития творческой индивидуальности в процессе изучения иностранного языка

Как уже отмечалось выше, мы рассматриваем творческость как проявление человеком собственной индивидуальности. Индивидуальность проявляется, прежде всего, в отношении к людям, к происходящему - к тому, что происходит с ним и вокруг него. В связи с этим в качестве основного принципа развития творческой индивидуальности студентов мы вводим принцип трансформации интеллектуальной проблемы в коммуникативную. В связи с этим интеллектуальное задание по усвоению иностранного языка превращается в эмоциональное отношение к этому заданию и соотносится с определенными нормами общения, языковой и национальной культуры.

Традиционная методика обучения иностранным языкам пока ещё недостаточно учитывает особенности творческой индивидуальности студента. Традиционное чтение текстов, их перевод и пересказ не всегда отвечают потребностям и интересам студентов на занятиях по иностранному языку. Между тем, современные тенденции изучения иностранного языка определяют необходимость создания психологических и дидактических условий для личностного развития обучающегося, развития потребности в изучении, открытии мира зарубежных сверстников, понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу. Анализ исследований показал, что в вузах страны накоплен определенный опыт языковой подготовки студентов, но он, к сожалению, не полностью учитывает требования культурологического и индивидуально-творческого подходов как методологического основания разработки содержания иноязычного образования. К особенно важным задачам, стоящим перед педагогикой и методикой профессионального образования, можно отнести ориентацию на личностно ориентированную модель иноязычной подготовки студентов. Проблема наполнения учебного процесса новым содержанием ведёт к Пересмотру и теоретическому осмыслению методических принципов коллективного развивающего обучения, созданию конкретной методической модели, реализующей эти принципы.

В течение 1997 - 2002 гг. нами был проведён эксперимент по созданию и усовершенствованию методики творческого обучения иностранному языку с целью развития творческой индивидуальности студентов, расширению сферы практического применения данной методики.

Поэтому в ходе работы со студентами с применением ряда нововведений, совмещая разные виды творческой деятельности преподавателя и студентов, нами была создана развивающая программа по развитию творческой индивидуальности студентов на начальных этапах его профессионального становления.

Развитие творческой индивидуальности студентов имеет ряд тенденций. Одной из них является тенденция рассмотрения творческости через интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный [17]. Критерием проявления творческости студентов на занятиях иностранным языком является характер выполнения ими предлагаемых грамматических, лексических и других заданий.

Цель констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы состояла в определении проблем в развитии творческой индивидуальности студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности по изучению иностранного языка. В ходе констатирующего эксперимента для получения объективной информации было применено варьирование отдельных методов и синтетическое их использование соответственно изучаемым процессам. Основной задачей явилось получение эмпирического описания объекта исследования - состояние сформированности отдельных компонентов творческой индивидуальности студентов в процессе усвоения иностранного языка. Для этого была использована комплексная методика: групповые методы опроса, анкетирование, педагогическое наблюдение, интервьюирование, анализ результатов деятельности.

Выявленная нами сущностная характеристика творческой индивидуальности позволила установить уровни и систему критериев сформированно-сти данного феномена. В теории и практике педагогического образования существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые сводятся к тому, что критерии должны отражать основные закономерности формирования личности; устанавливать связи между всеми компонентами исследуемой системы; качественные показатели должны выступать в единстве с количественными. В качестве критериев сформированное творческой индивидуальности студентов в процессе изучения иностранного языка были выделены следующие: творческая активность, вариативное владение способами иноязычной деятельности, культура общения. Существенным для нашего исследования было определение показателей выраженности творческой индивидуальности в учебно-профессиональной деятельности. К ним мы относим: мотивационно-ценностное отношение к изучению иностранного языка, стремление к разносторонней осведомленности; владение способами решения учебных задач, способность к варьированию знаний, профессионального и социального опыта (поиск альтернатив); самостоятельность, необычность, остроумность предложенных решений; открытость, проявление восприимчивости и понимания других взглядов, умение общаться средствами иностранного языка.

Нами было выделено три уровня сформированности творческой индивидуальности студентов в процессе изучения иностранного языка: низкий, средний, высокий. Низкий уровень характеризует случайность, неосознанность, индифферентность выбора способов учебных действий, неустойчивость интереса к изучению иностранного языка, способность к варьированию знаний минимальна. В основном учебно-профессиональная деятельность выполняется на уровне имитации, характеризуется тем, что студент владеет определенным набором языковых знаний, умений и навыков, стремится воспроизвести эти знания и овладеть способами их применения по образцу, используя готовые модели, не пытаясь адаптировать их к меняющимся условиям обучения; самостоятельность выражена только на уровне репродуктивной деятельности; средства и способы общения отличаются бедностью выразительных средств, слабо выражена включенность в общение, низка степень восприимчивости и понимания других взглядов и точек зрения, отмечается отрицание и отвержение межкультурных различий, частичная толерантность, отсутствие привычки интеркультурного поведения.

Средний уровень характеризуется интересом к изучению иностранного языка, стремлением использовать в своей деятельности готовые образцы, грамотно их корректируя, трансформируя, интерпретируя в зависимости от меняющихся условий обучения, пониманием необходимости совершенствования иноязычных способностей, проявлением эпизодического стремления к самостоятельному поиску, соблюдением адекватности речевого поведения, достаточной включенностью в общение, познанием и признанием систем ориентации, характерной для родной и иноязычной культур.

Высокий уровень характеризуется свободным владением иностранным языком, насыщенностью, отраженностью всего богатства выразительных средств языка; активностью, инициативностью, эвристичностью, интересом и стремлением не только к выявлению смысла изучаемого содержания, глубокому проникновению в сущность явлений, но и к поиску новых способов получения знаний; способностью к изменению способов общения в зависимости от ситуации межкультурного взаимодействия.

Результаты данного этапа позволили определить основные условия формирующего эксперимента, спрогнозировать и организовать дальнейшее обучение студентов через развитие их творческой индивидуальности.

Изучение выраженности названных выше компонентов творческой индивидуальности студентов осуществлялось на базе фармацевтического факультета Курского государственного медицинского университета в разных группах студентов с помощью методов анкетирования и самооценки. Кроме того, нами осуществлялось включенное наблюдение за характером затруднений студентов в процессе изучения иностранного языка.

Для достижения поставленной цели были ретттены следующие задачи 1) рассмотрение трудностей, препятствующих самореализации личности в иноязычной деятельности;

2) выявление причин, влияющих на интерес и снижение уровня творческой активности студентов;

3) определение характера и степени сформированности языковых умений, позволяющих успешно осуществлять вариативную деятельность в ситуациях личностного и профессионального общения.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития творческой индивидуальности студентов (На примере изучения иностранного языка)