Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства Налбандьян Маргарита Альбертовна

Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства
<
Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Налбандьян Маргарита Альбертовна. Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Ставрополь, 2002 207 c. РГБ ОД, 61:02-13/983-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Научно-теоретические основы социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства 14

1.1. Социально-эстетическое воспитание как социально- педагогический феномен 14

1.2. Роль средств искусства в процессе социально- эстетического воспитания студентов вуза 49

1.3. Развитие идеи социально-эстетического воспитания молодежи средствами искусства в истории педагогики 65

Выводы 89

Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию социально-эстетической воспитанности студентов вуза средствами искусства 92

2.1. Особенности процесса социально-эстетического воспитания студентов в высшей школе 92

2.2. Организация эксперимента по изучению социально-эстетической воспитанности студентов вуза 109

2.3. Технология развития социально-эстетической воспитанности студентов вуза средствами искусства 131

2.4. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 152

Выводы 165

Заключение 168

Библиография 171

Приложение 189

Введение к работе

Актуальность исследования. Социальный заказ, прозвучавший на гражданском форуме (Москва, 21-22 ноября 2001 года), ориентирует современное образование на подготовку социально активной, сознательной, творческой личности, способной и готовой к выполнению своего общественного долга, обладающей четкой гражданской позицией. Однако кризисные явления в духовной сфере привели сегодня к общему снижению уровня нравственной культуры, гражданского сознания молодежи.

В связи с этим возникает потребность в том, чтобы образовательные приоритеты были соотнесены с социально-гражданским, духовно- нравственным воспитанием. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 14) подчеркивается необходимость обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации, «...формирования человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». Данные положения нашли отражение в « Программе развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы», в которой отмечается: «Стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся». Развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина будет способствовать повышение социального статуса воспитания в системе образования в российском обществе.

В этой связи возрастает необходимость поиска новых технологий воспитания, способных инициировать процесс развития личности, содействовать расцвету и реализации ее позитивного потенциала. С нашей точки зрения, социально-эстетическое воспитание является одним их тех направлений, которое в сложившихся современных условиях может способствовать выполнению социального заказа - формированию социально активной, творческой личности, обладающей высоким уровнем гражданской культуры, духовно- ценностных ориентаций.

Для интеграции социального и эстетического воспитания, на наш взгляд, сегодня сложились объективные предпосылки. В научных источниках неоднократно употребляются понятия «социально-эстетическое развитие», «социально-эстетическая активность», «социально-эстетическое поведение», «социально-эстетические чувства», «эстетико-социальные ценности», «социально-эстетическая функция литературы и искусства», «социально- эстетический феномен искусства», «социально-эстетические свойства художественных произведений» (В.Н. Липский, Г.М. Лифшиц, Д.Ф. Марков, В.И. Рабинович, А.Н. Семашко, Л.Н. Столович, У.Ф. Суна).

Интеграция социального и эстетического воспитания в рамках педагогического процесса соединяет две парадигмы личностного развития: с одной стороны, социальное воспитание направлено на обеспечение наиболее полного воздействия на личность системы общественных норм, отношений, ценностей с целью усвоения ею социальной программы, общественной морали; с другой стороны, именно эстетическое воспитание обеспечивает обогащение восприятий, чувств, осуществляет эмоциональную регуляцию личности, благодаря чему и происходит усвоение общечеловеческих идеалов, системы ценностных социальных норм. Эмоциональное переживание, эстетическое преломление социальных норм и ценностей способствуют тому, что они становятся достоянием личности. Усиление эмоционального начала в человеке гармонизует его отношения с обществом, способствует изменению мо- тивационного отношения личности к самой себе, другим людям, действительности, содействует закреплению позитивного социального опыта, превращению знаний общественных требований в убеждения.

Из сказанного выше следует, что социально-эстетическому воспитанию молодежи сегодня должно уделяться особое внимание. В условиях высшей школы эта проблема приобретает особую актуальность, поскольку период обучения в вузе является важнейшим этапом социализации личности, когда закладываются основы тех человеческих, гражданских, профессиональных качеств студенческой молодежи, которые будут определять ее дальнейшую жизнедеятельность, саморазвитие, самореализацию. В связи с этим социально-эстетическое воспитание в вузе должно быть направлено на развитие у студентов эстетического отношения к окружающей действительности; на формирование эстетического суждения и вкуса, дающих возможность познания красоты общественных идеалов; на активизацию творческих способностей молодежи для выполнения созидательной, общественно значимой деятельности.

Воспитанию культуры высоких общественных чувств, становлению духовного мира личности признано помочь искусство, которое, воздействуя на внутренний мир человека, его самосознание с помощью специфических средств, помогает преодолеть внутреннюю дисгармонию, воспринять общечеловеческие ценности. Искусство, таким образом, являясь посредником между обществом и человеком, способствует превращению ценностей общества в систему ценностей личности, благодаря чему осуществляется развитие ее социальных, нравственных качеств.

Изучение научной литературы по проблеме социально-эстетического воспитания средствами искусства показало, что традиционно социальное и эстетическое воспитание рассматриваются изолированно друг от друга, как самостоятельные направления. Исследованию сущности, особенностей социального воспитания посвящены работы Б.П. Битинас, В. Г. Бочаровой, Т. А. Васильковой, Ю. В. Васильковой, Б. 3. Вульфова, М. А. Галагузовой, С. И. Григорьева, В. Н. Гурова, В. В. Дружинина, Л. И. Катаевой, И. Б. Котовой, А. В. Мудрика, Л. Е. Никитиной, М. М. Плоткина, В. Д. Семенова, В. Н. Турченко, Г. Н. Филонова, А. Г. Харчева, Е. Н. Шиянова и других, в которых проблема социального воспитания освещена с разных позиций. Значительный вклад в изучение этой проблемы внесли и отечественные психологи Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, И. С. Кон и другие. В русле нашего исследования определенный интерес представляют также работы зарубежных авторов (Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Р. Мертон, П. Парсонс, У. Томас и другие).

В трудах отечественных ученых К. А. Абульхановой-С лаве кой,

  1. В. Беляева, Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, В. И. Загвязинского, Т. Н. Мальковской, В. С. Мухиной, А. П. Сидельковского и других подчеркивается необходимость обогащения социального опыта личности, формирования ее мировоззрения и жизненного ориентира, творческого отношения к своей деятельности, приобщения к культурным ценностям общества, обретения собственной гражданской позиции. Психологи Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и другие в своих исследованиях отмечают важность развития эмоциональной сферы человека, что является обязательным условием становления его личности.

Эстетическое воспитание как действенное средство формирования личности человека рассматривается в работах А. И. Бурова, М. В. Бусол, И. Ф. Гончарова, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, Н. Л Лейзерова,

  1. Н. Липского, Б. Т. Лихачева, М. Ф. Овсянникова, Е. Л. Прасоловой, В. А. Салеева, Б. В. Сафронова, А. Н. Семашко, Л. Н. Столовича, А. В. Толстых и других, которые видят в эстетическом воспитании большие интеграционные возможности, поскольку оно своими средствами способно выполнять задачи всех видов воспитания.

Мы уже подчеркивали роль средств искусства в эстетическом воспитании молодежи, а именно тот факт, что они способствуют формированию духовно-ценностной структуры личности, эстетического отношения к действительности. Обширный опыт использования средств искусства в воспитании подрастающих поколений накопился на протяжении всей истории фило- софско-педагогической мысли. Изучению особенностей средств искусства, их роли в процессе обучения и воспитания посвящены работы Л. С. Выготского, Н. К. Карповой, В. Г. Кисунько, О. П. Котиковой,

И. С. Левшиной, С. X. Раппопорт, А. А. Салиева, Б. В. Сафронова, В. И. Толстых, Н. А. Хренова, Р. М. Чумичевой, Т. В. Шуртаковой и других.

Проведенный нами анализ различных научных источников по проблеме организации социального и эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства выявил ее недостаточную разработанность, так как значительное количество публикаций посвящено рассмотрению отдельных аспектов данной проблемы. Остается неизученной трактовка самого понятия «социально-эстетическое воспитание», его содержание и особенности в условиях вуза. Научного решения требуют такие стороны проблемы, как определение педагогических возможностей средств искусства в социально- эстетическом воспитании, изучение особенностей их влияния на студенческую молодежь, выявление критериев, методов, форм, условий, обеспечивающих эффективность процесса социально-эстетического воспитания студентов вуза.

Технологии воспитания, используемые сегодня в высшей школе, слабо ориентированы на развитие социально-эстетической воспитанности студенчества. Отсюда низкий уровень социальной и эстетической культуры, гражданского сознания. Таким образом, мы можем констатировать противоречие между современными требованиями общества, социальным заказом на воспитание социально активной, сознательной, творческой личности и реально функционирующей образовательно-воспитательной системой, традиционные формы и методы организации которой мало способствуют развитию социально-эстетической воспитанности студенчества, реализации его индивидуального творческого потенциала.

Вышеизложенное позволило сформулировать проблему: каким образом следует модернизировать систему организации воспитательного процесса в вузе в целях повышения социально-эстетической воспитанности студентов? Актуальность данной проблемы послужила основанием для ее изучения и нашла отражение в теме исследования: «Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства».

Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании педагогических условий, влияющих на эффективность процесса социально- эстетического воспитания студентов в вузе.

Объектом исследования является процесс социально-эстетического воспитания студенческой молодежи в высшей школе с помощью средств искусства.

Предметом исследования выступил комплекс педагогических условий, определяющих развитие социально-эстетической воспитанности студентов в вузе.

В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность процесса социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства зависит от наличия таких педагогических условий, как:

интеграция социологических, психолого-педагогических и искусствоведческих знаний, обеспечивающая развитие ценностного потенциала и гуманистической направленности личности, ее творческую самореализацию;

включение в содержание образовательного процесса произведений искусства, способствующих усилению ориентации студентов на социально значимые ценности;

опора на потребностно-интеллектуальную, эмоционально-мотива- ционную сферы личности студента, ее индивидуально-возрастные и социально-психологические особенности;

- проектирование и реализация педагогической технологии социально- эстетического воспитания студентов в вузе на основе культурологического, личностно-деятельностного подходов, с учетом требований государственных образовательных стандартов в единстве их федерального и национально- регионального компонентов.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать целесообразность введения понятия «социально- эстетическое воспитание», уточнить его сущность, содержание на основе изучения философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы, обобщения отечественного и зарубежного опыта организации социального и эстетического воспитания.

Определить педагогические возможности средств искусства в развитии социально-эстетической воспитанности студентов вуза.

Разработать систему критериев оценки уровня развития социально-эстетической воспитанности студенческой молодежи.

Спроектировать и экспериментально апробировать педагогическую технологию, направленную на развитие социально-эстетической воспитанности студентов в условиях вуза.

Выявить и обосновать комплекс педагогических условий, определяющих эффективность реализации разработанной технологии социально- эстетического воспитания студентов.

Методологической основой исследования явились: философско- педагогическая теория духовно-гармонического развития личности; теоретические положения этики и эстетики, психологии и педагогики о роли искусства в формировании личности человека; теории социального и эстетического воспитания молодежи; концепция возрождения гражданина, человека культуры и нравственности (Е. В. Бондаревская), концепция личностно- ориентированного взаимодействия (В. К. Калиненко, И. Б. Котова, В. А. Петровский); концепция деятельностного подхода как основы формирования эмоционально-эстетического отношения к действительности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); концепция культурно- исторического развития личности (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Я. Данилевский, Д. Б. Эльконин).

В процессе исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта; наблюдение; опрос; беседа; тестирование; анкетирование; изучение продуктов деятельности студентов; педагогический эксперимент; статистические методы обработки экспериментальных данных; графическое представление результатов исследования.

Организация исследования. Научно-исследовательская деятельность осуществлялась с 1999 по 2002 год и проводилась поэтапно.

Первый этап — поисково-теоретический (1999-2000). В ходе данного этапа осуществлялся теоретический анализ философской, психолого- педагогической, искусствоведческой литературы, изучалось состояние проблемы в теории и практике образования, разрабатывалась общая концепция исследования, определялись цель, задачи, гипотеза, методологическая база, методы исследования.

Второй этап - опытно-экспериментальный (2000-2001). Разрабатывалась педагогическая технология развития социально-эстетической воспитанности студентов вуза средствами искусства. В ходе констатирующего и формирующего эксперимента уточнялись задачи исследования, проверялась гипотеза исследования, апробировалась программа спецкурса «Социально- эстетическая технология развития личности», обрабатывался эмпирический материал.

Третий этап - обобщающий (2001-2002). Осуществлялся анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, коррекция выводов первого и второго этапов исследования, разработка научно-практических рекомендаций, оформление результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали Ставропольский государственный педагогический институт (группы студентов 1 - 3 курсов факультета искусств, 1-3 курса факультета коррекционной и социальной педагогики, преподаватели названных факультетов), Ставропольский государственный университет (студенты 2 курса заочного отделения факультета искусств, 1-2 курсов факультета психологии). В исследовании также приняли участие студенты Северо-Кавказского государственного юхниче- ского университета. Общее количество испытуемых составило 312 человек. В формирующем эксперименте приняло участие 138 человек.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивались методологической непротиворечивостью, обоснованностью исходных теоретических положений, достаточной источниковедческой базой, использованием методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, практическим подтверждением основных положений научной работы, оценкой полученных в ходе эксперимента результатов различными взаимопроверяемы- ми методами.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

обосновании педагогической целесообразности введения и раскрытии сущности понятия «социально-эстетическое воспитание»;

выявлении и обосновании педагогических возможностей средств искусства в социально-эстетическом воспитании личности в новых социокультурных условиях;

разработке системы критериев оценки уровня развития социально- эстетической воспитанности студентов вуза;

разработке модели педагогической технологии по развитию социально-эстетической воспитанности студенческой молодежи средствами искусства;

определении и обосновании педагогических условий повышения эффективности процесса социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства.

Практическая значимость исследования. Комплекс педагогических условий, методических рекомендаций позволил повысить уровень социально-эстетической воспитанности студентов вуза. Апробированный авторский курс «Социально-эстетическая технология развития личности», в котором представлены практические задания для самостоятельной работы, может быть использован в качестве дополнительного или специального курса на 1 -3 году обучения студентов в вузе, в процессе проведения семинарских и практических занятий при изучении базовых дисциплин общекультурного блока, а также как методический материал для работы куратора студенческой группы, как дополнительный материал для саморазвития, самообразования. Результаты исследования могут быть использованы не только в воспитательной практике высшей школы, но и в системе дополнительного образования, в системе повышения квалификации работников образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством публикации научных статей и тезисов выступлений, на семинарах, совещаниях, конференциях различного уровня: на заседаниях кафедры исполнительских дисциплин, кафедры музыкально-теоретических дисциплин, научно-методических семинарах Ставропольского государственного педагогического института; на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета; региональных научно-практических конференциях «Молодежь и общество» (Ставрополь, март 2000 года), «Экология детства» (Ставрополь, май 2000 года), «Эвристическое образование - 4» (Ставрополь, март 2001 года); научно- методической конференции «XXI век - век образования» (Ставрополь, апрель 2001 года); на III Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, сентябрь 2001 года); на Всероссийской научной конференции «Проблемы детской антропологии» (Ставрополь, ноябрь 2001 года); на Международной научно-практической конференции «Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития» (Смоленск, декабрь 2001 года).

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование понятия «социально-эстетическое воспитание»; критерии и уровни социально-эстетической воспитанности студентов вуза, представленные интеллектуальным, эмоционально-чувственным и деятельностно-волевым компонентами.

Обоснование педагогических возможностей комплексного воздействия средств искусства на когнитивную и эмоционально-волевую сферы

4» личности в процессе социально-эстетического воспитания.

Авторская модель технологии социально-эстетического воспитания студентов с помощью средств искусства, основанная на интеграции содержания, способов, приемов и средств социально-гражданского и духовно- эстетического воспитания.

Педагогические условия, определяющие эффективность соци- * ально-эстетического воспитания студентов в высшей школе.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Общий объем работы составляет 207 страниц машинописного текста. Список литературы включает 220 наименований. Работа содержит 5 рисунков, 15 таблиц.

»

Социально-эстетическое воспитание как социально- педагогический феномен

Социально-педагогическая значимость осмысления социально- эстетического воспитания как сложного, развивающегося явления особенно возросла в настоящее время в связи с поворотным характером преобразований в общественной жизни и деятельности человека, необходимостью гуманизации и демократизации российского общества, возрождения гражданской культуры, морали и нравственности.

Можно с уверенностью констатировать тот факт, что одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед педагогической наукой, является подготовка молодежи к активному функционированию в обществе, выполнению социально полезной деятельности. Решение данной проблемы связано с формированием готовности молодого поколения к профессиональному, социальному и личностному самоопределению, усвоением социальных ценностей и становлением личностно значимых ценностных ориентаций, важнейшими из которых являются духовность, патриотизм, гражданственность, интернационализм.

В недалеком прошлом формирование сознательной, всесторонне развитой личности рассматривалось в рамках советской идеологии как основная цель воспитания. Коммунистическое воспитание (воспитание в духе коммунистической морали), идеология коллективизма, патриотизма, интернационализма пронизывала все виды воспитания, которые выполняли общую задачу - подготовку «всесторонне развитых строителей и защитников коммунистического общества» [127, с.38]. В современном постсоветском обществе произошел резкий слом прежних общественно-идеологических устоев, системы социальных ценностей, что явилось причиной «угасания нравственности», «духовного вакуума».

В настоящее время действует идеология «самозащиты», отход от общегосударственных проблем. Разрушительную функцию зачастую выполняют средства массовой информации, пропагандирующие жестокость, насилие, западные ценности и идеалы, формируя тем самым антисоциальную ориентацию.

Актуализация проблемы формирования социально значимых качеств подрастающего поколения, ценностей личности, ее социальной активности вызвала поиск новых подходов, теорий, способов, адекватных современной социокультурной ситуации. Социально-эстетическое воспитание личности учащейся молодежи средствами искусства, с нашей точки зрения, и является тем направлением, которое в сложившейся обстановке может содействовать развитию духовно-ценностных ориентаций личности, ее социальной активности, возрождению гражданской культуры, нравственности.

Однако проведенное нами исследование выявило, что в высшей школе работа по формированию социально-эстетической воспитанности студентов средствами искусства практически не ведется, а если и ведется, то достаточно слабо. Точнее было бы сказать, что идет процесс становления в рамках воспитательных концепций вузов подобной работы. Эта работа находится пока еще на начальной стадии. Нами будет в дальнейшем представлено свое видение этой проблемы и способа ее разрешения.

Применяя термин «социально-эстетическое воспитание», необходимо уточнить, что в педагогической литературе он употребляется лишь отдельными авторами и еще не получил полного признания со стороны педагогов. Чаще используются термины «социальное» и «эстетическое» воспитание, как два самостоятельных вида воспитания, хотя и проводится мысль об их взаимосвязи и взаимозависимости. Следует отметить, что в настоящее время сложились объективные предпосылки для интеграции социального и эстетического воспитания в рамках педагогического процесса. В научной литературе неоднократно встречаются примеры объединения социального и эстетического в устойчивое словосочетание. Так, А.Н. Семашко в работе «Социально- эстетические проблемы развития художественных потребностей» изучает традиционное соотношение: художник - произведение - искусство - публика как социосистему, где искусство вызывает у субъекта установку на включение в систему общественных отношений, осуществляет его всестороннюю социализацию, совершенствуя при этом весь духовный мир человека. Рассматривая эстетизацию как функцию многообразных форм деятельности, осуществляемых по законам красоты, этот исследователь выделяет в ней социальную основу - эстетическую потребность как общественную потребность в усовершенствовании человеческой жизни в социуме. Эстетизация вместе с эстетической потребностью и эстетическим идеалом, по его мнению, является «мерой и масштабом оптимизации социальных явлений» [154, с.93].

Авторы книги «Развитие эстетической культуры молодежи» А.Н. Семашко и У.Ф. Суна употребляют понятия «социально-эстетическое развитие», «социально-эстетическая активность», «социально-эстетическое поведение». Под социально-эстетическим развитием исследователи понимают прогресс в развитии эстетической культуры, всего образа жизни человека. Планирование социально-эстетического развития имеет своей задачей создание оптимальных условий для формирования и развития эстетических потребностей молодежи. Социально-эстетическая потребность является важным компонентом в структуре эстетической культуры личности. Она выражает отношения человека к искусству, эстетическим аспектам природы, труда, учебы, другим людям и основывается на потребительских формах эстетической активности человека и эстетически-творческой деятельности в повседневном труде, области искусства и т.п. Социально-эстетическое поведение рассматривается как «...различного рода действия людей разного социального положения по овладению эстетическими ценностями, как линия поведения в связи с искусством и по поводу искусства» [155, с.47]. Оно является внешним, действенно-практическим выражением эстетической культуры субъекта.

Роль средств искусства в процессе социально- эстетического воспитания студентов вуза

Стратегия социально-эстетического воспитания в условиях вуза, на наш взгляд, должна опираться на целостное представление о системе личностных свойств, фиксирующих деятельность психических процессов, учитывать возрастные факторы развития человека, особенности его психики, согласовывать условия и методы воспитательного воздействия с внутренней логикой развития индивида. В педагогическом процессе главным интегратором, центральным звеном выступает личность студента. Поэтому в рамках нашего исследования важно конкретизировать понятие «личность», проследить особенности ее взаимодействия с формирующей средой, обозначить психические свойства, механизмы социального поведения, характерные для студенчества, а также изучить те условия, которые сложились к настоящему времени в системе высшего профессионального образования, выяснить характер их влияния на процесс социально-эстетического воспитания личности студентов.

Как известно, социально-психологическая сущность человека - личность формируется в процессе усвоения им социально-исторического опыта, общественных форм сознания и поведения. Взаимодействуя с социальным окружением через общение и совместную деятельность, преломляя, тем самым, внешние воздействия общества, личность становится не только продуктом общественных отношений, но и активным субъектом, интегрирующим в себе наследственно-биологические и социальные качества.

Проблема познания понятия «личность», поведения человека во всей его многоплановости получила отражение в разнообразных теоретических концепциях зарубежных и отечественных исследователей, которых объединяет стремление к рассмотрению человека как интегрированного целого. В этом случае личность описывается в виде совокупности различных черт, принадлежности к определенным типам, изучаются процессуальные аспекты ее функционирования (мотивация), прослеживаются динамические изменения поведения человека (развитие), выявляются причины отклоняющегося от нормы поведения и предлагаются способы и методы его коррекции.

Мы считаем, что нет необходимости в рамках нашего исследования называть все существующие на сегодняшний день западные и отечественные концепции, изучающие феномен личности. В контексте нашей работы особый интерес представляет научная концепция представителей гуманистического и феноменологического направления психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), которые выдвигают личность в качестве высшей социальной ценности. В основе развития личности находится процесс формирования и реализации ее жизненных устремлений, ценностных ориентаций. В этой связи актуальной для нашего исследования является идея К. Роджерса о том, что личность стремится максимально реализовать свой потенциал, познать сферу своих переживаний и характеризуется следующими признаками: открытостью переживания (осознание своих мыслей и чувств), экзистенциальным образом жизни (эмоциональная насыщенность, где переживание опережает «я» человека), организмическим доверием (руководство внутренними ощущениями при выборе поведения), эмпирической свободой (внутреннее чувство силы и свободы выбора), креативностью (творческий образ жизни - оптимальная психологическая зрелость).

В то же время мы опираемся на взгляды отечественных исследователей: П.Я. Гальперина, Л.И. Божович, Б.С. Братуся, Е.И. Исаева, B.C. Мухиной, Б.Д. Парыгина, В.И. Слободчикова, которые связывают формирование личности с усвоением ею социального опыта, общественного сознания при сохранении своей неповторимой индивидуальности.

Исходя из их представлений, быть личностью - значит быть сознательным, общественно-ответственным субъектом [44]. Причем если субъект учитывает не только индивидуальный опыт, но и социальное значение, общественные формы, общественный опыт, а также имеет план действия, оформленный в самостоятельный объект, при котором ставится конкретная цель - это уровень действия личности. Уровень личности включает в себя физические, физиологические и психические механизмы поведения. На основе сознания общественных средств, образов, способов действия эти механизмы регулируются, благодаря чему осуществляется организация действия.

Как известно, формирование личности происходит в процессе онтогенетического развития, когда человек преодолевает внешние препятствия (влияния окружающей среды) и внутренние (собственные желания) во имя поставленной цели, своих ценностей. Это осуществляется на основе усвоения всего социального опыта человечества, отраженного в культуре общества, т. е. в рамках социализации. В связи с этим воспитание должно обеспечить необходимый контроль над социализацией для того, чтобы человек превратился в морально полноценного члена общества.

Особенности процесса социально-эстетического воспитания студентов в высшей школе

Все вышеперечисленные направления и формы внеучебной работы имеют огромный воспитательный потенциал, поэтому их необходимо использовать в процессе социально-эстетического воспитания студентов вуза. Они являют собой поддержку в стремлении к настоящей культуре, овладении ее богатствами, участии в «творении» культуры, своей жизни, способствуют включению студентов в изменение и улучшение окружающей социальной среды в вузе и за его пределами.

Общение с искусством, интересными людьми, коллективное и самодеятельное творчество - все это стимулирует эстетические потребности студентов, ориентирует их на деятельную жизнь, способствует осознанию себя полноценным и ответственным членом семьи, вуза, района, города, края, страны, формирует чувства достоинства и социальной полезности. Это происходит благодаря включению особых социально-психологических механизмов личности, которые обеспечивают, ее успешную социализацию. Среди таких механизмов, способствующих усвоению позитивных социальных, духовно-нравственных ценностей, осуществлению социально-эстетического воспитания студентов можно выделить: идентификацию (эмоционально- когнитивный процесс отождествления индивида с другим человеком, группой или образом, который позволяет ему усваивать различные социальные нормы и формы поведения); подражание (сознательное или бессознательное воспроизведение какого-либо примера, социального опыта других людей); внушение (неосознанное воспроизведение индивидом своего внутреннего опыта, чувств, мыслей других людей, с которыми он взаимодействует в результате воздействия на его психическую сферу); конформность (податливость человека социальному влиянию, характеризующаяся изменением его установок и норм поведения); социальную фасилитацию (повышение эффективности деятельности индивида в результате стимулирующего воздействия на него других людей); механизм подавления (защитное средство личности, означающее вытеснение человеком из своей сферы сознания определенных мыслей, желаний, которые вызывают негативные чувства, внутренний конфликт); импринтинг (запечатление человеком на бессознательном и сознательном уровнях различных образов, ощущений, жизненно важных объектов, оказывающих на него воздействие); экзистенциальный нажим (неосознаваемое овладение нормами социального поведения в результате взаимодействия с авторитетными лицами); рефлексию (осознание и переживание человеком окружающей реальности и самого себя через внутренний диалог со своим «я» и обществом); межличностный механизм (реализуется в процессе взаимодействия индивида с авторитетными для него лицами).

Наряду с вышеназванными направлениями и формами внеучебной работы, механизмами, обеспечивающими усвоение студентами социальных норм и ценностей, важным компонентом социально-эстетического воспитания является создание в вузе воспитательного пространства, культуросооб- разной образовательно-воспитательной среды, в условиях которой будет происходить самоизменение личности, ее гармонизация.

Развивающая культуросообразная образовательно-воспитательная среда представляет собой своего рода «поле» проявления творчества, свободы, активности студентов в выражении способности эмоционального переживания, отношения к миру, готовности к выполнению своих социальных функций. Моделируемая среда должна включать в себя, по нашему мнению, две составляющие - пространственно-предметную и эмоционально- эстетическую среду, каждая из которых является условием для развития социально-эстетической воспитанности студентов. К пространственно- предметной развивающей образовательно-воспитательной среде относятся предметы искусства, интерьера, дидактические пособия, которые обогащают эстетические впечатления студентов, способствуют накоплению эмоционального опыта. Особенно важным нам представляется участие самих студентов в создании пространственно-предметной среды вуза. Сделанные в совместной деятельности с преподавателем или самостоятельно различные предметы интерьера, пособия развивают образное мышление, эстетический вкус студентов, повышают их творческую активность, вызывают чувства сопричастности общему делу, любви и гордости по отношению к родному вузу.

Похожие диссертации на Педагогические условия социально-эстетического воспитания студентов вуза средствами искусства