Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры Борисова Валерия Юрьевна

Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры
<
Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Борисова Валерия Юрьевна. Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Борисова Валерия Юрьевна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования].- Москва, 2009.- 271 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/585

Введение к работе

Актуальность исследования. Мстёрская лаковая миниатюрная живопись стоит в ряду таких уникальных центров лаковой живописи как Федоскино, Палех и Холуй. Вместе, создавая общую картину современного традиционного живописного искусства России, каждое из них своим, присущим только ему индивидуальным и самобытным языком рассказывает о художественной культуре и творческой силе русского народа, частью которого являются поколения мастеров художественных промыслов российской глубинки, составляющих центры локальных традиционных культур в целостном художественном пространстве России.

Сохранение и развитие локальных традиционных культур связано с качеством образования в этой области. Исследование генезиса традиционной культуры и процесса формирования локальных художественных центров (И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, В.Ф. Максимович, М.А. Некрасова, Л.Н. Соловьёва, А.А. Тиц, Л.К. Розова, А.С. Канцедикас, Л.Л. Пирогова и др.) дает возможность составить целостную картину проблем образования в области русских художественных лаков (А.В. Бакушинский, М.Р. Белоусов, Б.И.Коро-мыслов, Н.Н.Масленников, И.Н.Уханова, О.В.Федотова, Г.В. Яловенко и др.). Осмысление сущности лаковой миниатюрной живописи и обучения ей в Мстёре нашло отражение в трудах Н.П. Кондакова, И.А. Голышева Н.Г. Дмитриева и др.

Мстёрская лаковая живопись возникла на основе местного иконописного промысла, специфика которого отчётливо обозначилась ко второй половине XIX века. Она состояла в изготовлении минейных (календарных) икон, с цветными фонами «небес» и тончайше проработанным «видовым» пейзажем, уходящим в условную перспективу. И так называемых «себякинских» писем в клеймах икон, окружавших канонически выдержанный средник. В клеймах мастера позволяли себе рисовать всё, что хотелось: природу, детали и сценки мирского быта. Это и определило изобразительное направление мстёрской миниатюры - декоративно-реалистический пейзаж, помещённый в пространство условной перспективы. Последовательность приёмов письма, композиционная схема условно-плоскостное пространство, стилистически-декоративное построение фигур и деталей, символический способ раскрытия

темы, пришли из вековой иконописной традиции, которая бережно передавалась мастерами из поколения в поколение.

Именно важностью сохранения и развития локальных традиционных художественных культур России, в число которых входит и лаковая миниатюрная живопись Мстеры, определяется актуальность исследования. Значимым фактором успешности является профессиональное образование, потенциал которого значительно возрастает при включении в целостную систему непрерывного художественного образования.

Несмотря на богатейшее наследие научных трудов по проблемам воспитания и образования в области народного прикладного искусства (А.В. Бакушинский, М.Р. Белоусов, В.М. Василенко, Е.В.Гайманова, Е.Н. Губанова, Н.Р.Казанская Л.П.Калинина, В.Ф. Максимович и др) на сегодня не выявлено теоретических предпосылок разрешающих насущные проблемы профессиональной образовательной деятельности локальных художественных центров, учитывающих специфику каждого в современных условиях. И хотя процесс сохранения и передачи традиционной культуры новым поколениям в разных формах осуществлялся на всём протяжении бытования промысла, сегодня обнаружился ряд противоречий:

между устаревшей моделью профессиональной подготовки специалистов в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи и изменившимися реалиями жизни современного общества;

- между повышением требований к качеству педагогического процесса и
недостаточной профессиональной подготовкой художников-педагогов в
области народного декоративно-прикладного искусства;

- между снижением престижа уникальной профессии художника-
миниатюриста среди молодёжи (во многом обусловленное завершенностью
профессионального образования средней ступенью) и важностью сохранения
традиционных локальных художественных центров России;

С учетом указанных противоречий обозначена проблема исследования: как построить профессиональное образование в локальных центрах традиционной культуры, чтобы оно стало частью целостной системы непрерывного профессионального художественного образования, реализующего культурные традиции Отечества и направленные на повышение их престижа. Выявленная проблема обусловила выбор темы исследования:

«Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры».

Объект исследования - профессиональное образование студентов, специализирующихся в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи.

Предмет исследования - содержание и методы профессионального образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи в современных условиях.

Цель исследования: выявление теоретических предпосылок современного развития профессионального художественного образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи и научное обоснование инновационной педагогической модели профессионального обучения.

Задачи исследования:

  1. На основании анализа исторических и педагогических основ образования в традиционном искусстве определить тенденции современного развития профессионального художественного образования в области лаковой миниатюрной живописи.

  2. Определить принципы и педагогические условия построения инновационной педагогической модели профессионального обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи.

  3. Разработать критерии профессиональной компетентности выпускника колледжа традиционного декоративного искусства.

  4. Экспериментально проверить эффективность инновационной педагогической модели профессионального обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи.

Гипотеза исследования. Сохранение и развитие культурных традиций мстёрской лаковой миниатюрной живописи будет эффективно, если:

- профессиональное образование строится с учётом исторического опыта
локальных художественных культур;

- организация процесса профессионального образования мастеров-
художников мстёрской лаковой миниатюрной живописи учитывает
современные подходы к обучению и воспитанию и исторически сложившиеся
традиции обучения мстёрскому живописному искусству;

образование в локальных художественных центрах войдет в целостную систему непрерывного многоуровневого образования в традиционном прикладном искусстве: от начальной профессиональной подготовки специалистов мастеров-исполнителей до высоко-квалифицированных художников-педагогов и художников в области художественной промышленности;

разработана и внедрена в образовательную практику педагогическая модель обучения художника-мастера соответствующая условиям современного социума.

Методологическую основу исследования составили:

научные труды, посвященные определению значения и места искусства и творчества в культуре (А. Банфи, Н.А. Бердяев, Б. Спиноза, B.C. Соловьёв, П.А. Флоренский и др.) и проблемам формирования духовно-нравственной личности, ориентированной на творческое созидание (Н.М. Карамзин, И.Ф. Богданович, В.А. Жуковский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.);

фундаментальные исследования в области психологии художественного творчества (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев и др.); концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин) и деятельностно-ориентированного обучения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); инновационные концепции развития образования (B.C. Лазарев, И.Э. Кашекова, В.А. Сластёнин и др.); исследования, посвященные проблеме социальной адаптации подростков (Н.Н. Шамрай) средствами искусства (Д.Б. Кабалевский, СП. Ломов, Б.М. Неменский).

научные исследования, посвященные профессиональному образованию в области народных художественных промыслов и мстёрской лаковой миниатюрной живописи (А.В. Бакушинский, В.М. Василенко, Н.Г. Дмитриев, М.А. Некрасова и др.); концепция обновлённой модели непрерывного образования в области народного декоративно-прикладного искусства (В.Ф. Максимович);

- исследования в области иконописи, народного искусства и лаковой
миниатюры (М.В. Алпатов, И.Э. Грабарь, В.Н. Лазарев, П.П. Муратов, И.А.
Голышев, В.Г. Брюсова, B.C. Воронов, И.Я. Богуславская, Б.И. Коромыслов).

Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, историко-искусствоведческой, психологической, педагогической, методической

литературы, архивных материалов; педагогическое наблюдение, анализ учебного процесса, обобщение педагогического опыта преподавателей и мастеров мстёрской лаковой миниатюры; опрос, анкетирование, беседы и интервьюирование; анализ практических работ, констатирующий и формирующий эксперимент.

Научная новизна исследования:

- впервые систематизирован и обобщён опыт профессионального
образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи; определена
его периодизация: от практики «семейственного» обучения иконописи,
«ученичества» в частных иконописных мастерских и организованного
системного обучения в иконописных школах-мастерских до подготовки
узкоспециализированных мастеров лаковой миниатюры для плановой
художественной промышленности;

- разработана инновационная педагогическая модель обучения мстёрской
лаковой миниатюрной живописи, структурными компонентами которой
являются: интегрированное содержание образовательного комплекса
художественных дисциплин; принципы, сообразные художественной дидактике
(приоритет продуктивного творчества; мобилизация мыслительно-творческой
деятельности, метафорического мышления и свободной фантазии;
декоративной стилизации); методы стимуляции художественного воображения
(активизации «эмоционального вникания» (Б.В. Асафьев); единства восприятия
и творческой деятельности; эстетического оценивания; проблемно-адаптивного
обучения; продуктивно-мыслительного штурма; фиксации «всплывающих»
ассоциаций; комбинирования и стилизации); разнообразные формы занятий
(лекции, выполнение учебных и творческих заданий, музеи, выставки, пленер,
тренинг творческого мышления и воображения).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

определены принципы обновления содержания художественного образования в локальных центрах традиционной культуры, связанные с его переориентацией на продуктивный уровень подготовки будущих художников-мастеров;

концептуально обоснована педагогическая технология создания психолого-педагогических ситуаций эффективного обучения мстёрской миниатюрной живописи, алгоритмом которой является: 1) готовность к

решению творческой задачи - наличие предметно-операциональных условий;

2) построение ориентировочной основы действия; 3) рефлексивно-
эмоциональное восприятие творческой задачи; 4) мобилизация мышления; 5)
эвристический поиск нестандартных идей и решений; 6) самооценка и
эмоционально-личностное переживание успеха в решении творческой задачи;
7) личностное осознание общественной значимости собственной учебно-
творческой деятельности;

определены и обоснованы критерии сформированности
профессиональной компетентности выпускника: эмоционально-ценностный
(личностный интерес и ответственность к традиционному искусству, его
инвариантным ценностям), продуктивно-деятельностный (навык

самостоятельной поисково-интеллектуальной деятельности, ведущей к созданию самобытного произведения), оценочно-результативный (способность к рефлексии в решении творческой задачи).

Практическая значимость исследования: 1) разработан учебный комплекс художественных дисциплин, ядром которого является обучение композиции; 2) разработана программа тренинга творческого мышления и воображения и технология создания психолого-педагогических ситуаций для ее реализации. Технология направлена на создание эмоционально-психологической готовности к творческой деятельности; включает теоретические и практические занятия по переводу реалистически изображённой формы в структуру условно-плоскостного изображения;

3) созданы методические рекомендации по воплощению модели
профессионального обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи;

4) модернизированы с учётом специфики профессионального образования в
области Мстёрской лаковой миниатюрной живописи учебные программы по
предметам «История изобразительного искусства», «История мировой
культуры» и «История религии».

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в профессиональном образовании в однопрофильных учебных заведениях и в системе повышения квалификации и педагогического мастерства педагога.

Достоверность исследования обеспечена опорой на фундаментальнее труды в области искусствоведения, психологии, педагогики; изучением научной литературы, методического и архивного материала; использованием

комплекса методов, применяемых в решении поставленной цели; анализом фактического материала, экспериментальной проверкой эффективности разработанной модели художника-мастера мстёрской лаковой миниатюрной живописи и собственной 20-летней художественно-педагогической деятельностью автора.

Этапы исследования:

На первом этапе (2000 - 2003 гг.) изучалась философская, историческая, научно-педагогическая литература, архивные источники по теме исследования. Анализировалась художественно-образовательная деятельность в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи. Изучались педагогические модели художественного образования, обосновывалась актуальность исследования, формулировалась гипотеза, цели, задачи и методы исследования по проблеме сохранения и развития художественных традиций в Мстёрском художественно промышленном училище им. Ф.А. Модорова.

На втором этапе (2004 - 2006 гг.) разрабатывалась инновационная педагогическая модель обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи, уточнялись ее компоненты, определялись принципы реализации, составлялся комплекс программ по композиции, разрабатывалась технология тренинга.

На заключительном третьем этапе (2007-2009 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, обобщен материал, полученный в ходе экспериментальной работы, формулировались выводы, и оформлен текст диссертации.

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялась в процессе непрерывного профессионального обучения специалистов мстёрской лаковой миниатюрной живописи в Мстёрском художественно промышленном училище им. Ф.А. Модорова и на заключительном его этапе - в Высшей школе народных искусств (институте) в Санкт-Петербурге.

Проверка материалов и выводов исследования осуществлялась на заседаниях методического совета по специальным дисциплинам, итоговых и промежуточных просмотрах, научно-практических конференциях «Опыт изучения и сохранения локальных культурно-исторических явлений» (г. Владимир, ВГУ - 2005 г.), «Компьютерные инновационные технологии в организации учебного процесса» (г. Гусь-Хрустальный, Гусевской стекольный колледж - 2006 г.); «Традиционное прикладное искусство и образование» (г. Москва, Московский филиал Высшей

школы народных искусств - Институт традиционного прикладного искусства -2008 г.); в студенческих выставках дипломных работ проводимых ежегодно в Мстёрском художественном музее; в ежегодных выставках «Жар-птица», «Ладья» и «Молодые дарования», «Лучший по профессии»; в публикациях и выставках творческих работ автора.

Опытно-экспериментальной базой являются мстёрское художественно-промышленное училище им. Ф.А. Модорова (Мстёра), Высшая школа народных искусств (С.-Петербург).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Уникальное искусство мстёрской декоративной миниатюрной живописи, основанное на живой, непрерывающейся связи художественного опыта поколений своими корнями уходит в духовно-нравственные традиции русской культуры, сохранение и развитие которой зависит от качества образования в этой области. Потенциал профессионального художественного образования в традиционном искусстве определяется спецификой: а) многоукладной экономики и свободного художественного рынка, б) высоких эстетических запросов современного общества, в) изменившейся системой жизнеобеспечения промысла.

  2. Перспективными условиями профессионального образования мстёрской миниатюрной лаковой живописи являются: 1) вхождение в систему непрерывного художественного образования, повышающего социальный престиж профессии; 2) углубление интегрированного содержания процесса профессионального образования, направленного на креативное развитие и творческую самореализацию будущих художников, 3) внедрение инновационных технологий обучения продуктивно-творческой деятельности, 4) использование потенциала и ценностей инвариантного компонента народного традиционного образования, сохраняющего самобытные черты уникальной художественной культуры.

  3. Разработанная инновационная педагогическая модель профессионального обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи, опирается на принципы сообразные художественной дидактике: 1) приоритет продуктивного творчества; 2) мобилизация мыслительно-творческой деятельности, метафорического мышления и свободной фантазии; 4)

декоративная стилизация; и реализуется в условиях эмоционально-психологической готовности к продуктивной творческой деятельности.

  1. Ядром педагогической модели, является образовательный комплекс дисциплин по композиции и занятия по тренингу творческого мышления и воображения, условия комфортного вхождения в специфическое содержание декоративного искусства обеспечиваются технологией создания психолого-педагогических ситуаций: 1.готовность к решению творческой задачи (наличие предметно-операциональных условий); 2. построение ориентировочной основы действия; 3. рефлексивно-эмоциональное восприятие и отношение к творческой задаче; 4. мобилизация мышления; 5. эвристический поиск нестандартных идей и решений; 6.самооценивание и эмоционально-личностное переживание успеха в решении творческой задачи; 7. личностное осознание общественной значимости собственной учебно-творческой деятельности.

  2. Эффективность разработанной педагогической модели определяется профессиональной компетенцией выпускника, критериями которой является: способность реализации законченных авторских проектов в материале; сформированность навыков самостоятельной активной поисковой деятельности, конструктивно-критической самооценки; ответственности перед традиционной художественной культурой и профессией художника-мастера мстёрской лаковой миниатюрной живописи.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры