Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета Бредихин Анатолий Петрович

Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета
<
Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бредихин Анатолий Петрович. Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Бредихин Анатолий Петрович; [Место защиты: Кур. гос. ун-т].- Курск, 2008.- 275 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1092

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета как актуальная социокультурная и психолого-педагогическая проблема

1.1. Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства: сущность, особенности организации, критерии эффективности

1.2. Воспитательная система художественно-графического факультета как фактор профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства

1.3. Проблемы и опыт профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства в современной практике высшего образования

Выводы по первой главе 106

ГЛАВА 2. Содержание и организация профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе художественно-графического факультета

2.1. Анализ исходного состояния воспитательной системы и 116

уровня воспитанности студентов художественно-графического факультета

2.2. Реализация модели профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета

2.3. Педагогические условия профессионально-личностного развития будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета

Выводы по второй главе 193

Заключение 199

Список литературы

Введение к работе

Значительные изменения общественной и культурной жизни страны актуализируют необходимость модернизации и всей системы профессионального образования, повышения его качества. Образование сегодня уже нельзя свести только к формальному получению знаний - это еще и мощное, многофакторное профессионально-личностное развитие будущего специалиста, обеспечение условий для максимально полной реализации им всего комплекса функций зрелого человека -гражданских, профессиональных, социально-трудовых. По этой причине профессиональная подготовка педагога - человека, который творит будущее, не может базироваться только на получении знаний; нельзя определять учителя только как обезличенного ретранслятора научно-практического опыта предшествующих поколений, - он еще и мощный фактор социокультурного становления молодежи, помогающий подрастающему поколению осмыслить научный и духовный опыт, накопленный человечеством. Сегодня назрела объективная необходимость в профессиональном воспитании духовно богатой личности учителя, соответствующей высоким требованиям изменяющегося российского общества.

Профессиональное воспитание будущего педагога в вузе зависит от множества факторов, определяющих конечный результат образовательного процесса - профессиональную воспитанность будущего учителя изобразительного искусства. Важную роль в этом процессе играет воспитательная система факультета, обеспечивающая комплекс социализирующих, воспитательных влияний на личность студента, позволяющая максимально приблизить задачи профессионального воспитания будущего учителя к специфике осваиваемой им специальности. Моделирование и обеспечение влияний воспитательной системы факультета на личность студента требует максимального учета всей совокупности факторов, реализующих воспитательные функции такой системы, налаживания их четкого и гармоничного взаимодействия, учета эффективности влияния каждого из них.

Для решения такой исследовательской и практической задачи в науке созданы серьезные предпосылки. Основные идеи теории и практики профессионального воспитания будущих педагогов представлены в исследованиях Е.П. Белозерцева, Б.З. Вульфова, М.А. Лариной, В.Н. Мезинова, А.Г. Пашкова, А.В. Репринцева, СМ. Салова, В.А. Сластенина, А.Н. Ходусова и др. Работы этих авторов предлагают целостный взгляд на методологию профессионального воспитания будущего учителя, его цели и ценности, сущность, содержание и организацию, анализ и оценку результатов. Однако в поле зрения этих исследователей не попали проблемы становления воспитательной системы факультета и механизмы ее влияния на профессионально-личностное развитие будущего учителя изобразительного искусства.

Немалый потенциал накоплен исследователями, изучающими проблемы профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства (Г.В. Беда, Л.А. Ивахнова, В.И. Козлов, B.C. Кузин, Е.Ф. Кузнецов, В.К. Лебедко, Н.Н.Ростовцев, А.Е.Терентьев, В.М. Соколинский, А.А. Унковский, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др.). В работах этих авторов представлен широкий спектр вопросов теории и методики подготовки педагогов-художников, освоения студентами основ изобразительного искусства.

Многие исследователи отмечают заметное снижение духовной и профессионально-педагогической культуры студентов и высказьиаются за поиск путей ее интенсивного развития (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, О.В. Долженко, И.Ф. Исаев, А.В. Калинин, М.А. Ларина, В.К. Лебедко, Ю.Л. Львов, В.Н. Мезинов, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев, В.М. Розин, М.И. Рожков, СМ. Салов, В.А. Сласте-нин, В.М. Соколинский, Н.Н. Сучкина, Н.К. Шабанов, М.Н. Шабанова, Е.Н. Шия-нов, Е.В. Шорохов, А.Н. Ходусов и др.).

И хотя проблемы моделирования, становления и функционирования воспитательных систем в последние десятилетия не остаются без внимания педагогов-исследователей - они рассматриваются в работах М.В. Воропаева, Б.З. Вульфова, В.А. Караковского, М.Н. Коропсих, А.Т. Куракина, Л.И. Новиковой, А.Г. Пашкова, Н.Л. Селивановой, А.М. Сидоркииа, Е.Н. Степанова и др., однако, анализ теоретической литературы и имеющихся диссертаций свидетельствует, что исследователи все еще не уделяют должного внимания выявлению возможностей воспитательной системы факультета в развитии профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников, формированию у них устойчивого положительного отношения к будущей профессионально-педагогической и художественно-творческой деятельности.

Изучение специальной литературы и анализ реалий современной педагогической действительности позволили выявить ряд противоречий:

между высокими ожиданиями общества, растущими его требованиями к духовному облику педагога и несоответствием значительной части выпускников вузов этим ожиданиям;

между признанием значимости воспитательных аспектов деятельности вуза в подготовке педагогов-профессионалов нового поколения и отсутствием четких критериев и показателей эффективности такой работы в процессе аттестации и лицензирования высших учебных заведений;

между значительными возможностями воспитательной системы факультета в обеспечении условий для продуктивного профессионально-личностного развития будущих педагогов-художников и недостаточной проработанностью психолого-педагогических основ ее создания и жизнедеятельности в вузе;

между потребностью в профессиональном самосовершенствовании будущих педагогов-художников и недостаточностью научно-обоснованных рекомендаций по обеспечению условий для их эффективного развития в воспитательной системе факультета и др.

Названные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы особенности, основные направления, механизмы и условия эффективного функционирования воспитательной системы художественно-графического факультета с точки зрения ее продуктивного воспитывающего влияния на личность будущего педагога-художника.

Обоснование актуальности и постановка проблемы определили выбор темы исследования: «Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета».

Цель исследования - на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы обосновать основные направления, содержание и способы организации, а также выявить комплекс педагогических условий эффективного профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе художественно-графического факультета.

Объектом исследования выступает профессиональная подготовка студентов художественно-графического факультета, а предметом - процесс профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства в контексте жизнедеятельности воспитательной системы факультета.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность и структуру профессиональной воспитанности будущего учителя изобразительного искусства, критерии и показатели ее сформиро-ванности.

  2. Обосновать теоретическую модель воспитательной системы художественно-графического факультета и условия эффективной реализации ее возможностей в профессиональном воспитании будущих педагогов-художников.

  3. Проанализировать массовую практику профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства в деятельности художественно-графических факультетов педагогических вузов.

  4. Выявить основные направления и педагогические условия эффективного влияния воспитательной системы факультета на формирование профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность профессионального воспитания будущего учителя в воспитательной системе художественно-графического факультета определяется:

характером воспитательной системы факультета и эффективностью взаимодействия в ней всех субъектов профессионально-личностного развития будущих педагогов-художников;

функционированием воспитательной системы факультета как целостной управляемой системы, основанной на гармоничном сочетании образовательной и воспитательной функций;

динамичностью развития воспитательной системы факультета, обеспечивающей устойчивую связь будущих педагогов-художников с профессионально-педагогической и художественно-творческой средой региона;

содержанием и организацией профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства, учитывающими особенности их будущей профессиональной деятельности;

ориентацией процесса подготовки будущих учителей изобразительного искусства на социальные и профессиональные ценности, традиции и нормы профессионального художественно-педагогического сообщества;

возможностью максимального учета индивидуальных и личностных особенностей будущего педагога-художника, оптимальным сочетанием факультетских, коллективных, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы со студентами;

- взаимодействием всех видов аудиторной, внеаудиторной работы студентов, образующих систему взаимосвязанных элементов и включающих будущих педагогов-художников в профессионально ориентированные виды и формы творческой и художественно-педагогической деятельности и др.

Методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические представления о личности как субъекте культуры, истории и общественной жизни; природной и социокультурной обусловленности развития индивида и его взаимоотношений с окружающим миром; идеи гуманизации и гуманитаризации образования. Методологическим ориентиром исследования выступают культурологический, субъектный и личностно-деятельностный подходы к пониманию закономерностей развития и воспитания личности. В анализе исследуемого предмета мы руководствовались общенаучными принципами достоверности и объективности фактов, диалектики общего, особенного и единичного, системного подхода к анализу явлений воспитания и образования, выявлению их прогностического значения.

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез философской, социологической, психолого-педагогической литературы, моделирование); диагностические (наблюдение, анкетирование, анализ ситуаций, интервьюирование, анализ документации, изучение творческих работ); опьггао-экспериментальная работа; методы количественной и качественной обработки эмпирических материалов.

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе художественно-графического факультета Курского государственного университета. На различных этапах опытно-экспериментальной работой было охвачено около 2500 студентов всех курсов и 50 преподавателей художественно-графического факультета.

Исследование проводилось с 1998 г. по 2008 г. в три этапа.

Первый этап (1998 - 2000 гг.) - теоретический анализ современного состояния проблемы, осмысление ее состояния в психолого-педагогической литературе; рефлексия личного педагогического опыта и практики подготовки учительских кадров; разработка понятийного аппарата и гипотезы исследования, первичная диагностика и подготовка программы опытно-экспериментальной работы; обоснование теоретической модели профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета.

Второй этап (2000 - 2006 гг.) - реализация программы опытно-экспериментальной работы, обеспечение условий для реализации возможностей воспитательной системы художественно-графического факультета, анализ и обобщение передового опыта моделирования факультетских воспитательных систем, реализации их возможностей в формировании профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников; корректировка позиции субъектов профессионального воспитания студентов и обеспечение условий для их эффективного взаимодействия в рамках воспитательной системы факультета.

Третий этап (2006 - 2008 гг.) - обобщение итогов проведенной опытно-экспериментальной работы; анализ, обработка и систематизация результатов исследования; апробация полученных результатов; выявление педагогических условий эффективного влияния воспитательной системы художественно-

графического факультета на профессиональное воспитание будущих педагогов-художников; текстовое оформление диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Профессиональное воспитание будущих педагогов-художников представляет собой целенаправленный и управляемый процесс, целью и основным результатом которого является профессиональная воспитанность студентов — будущих учителей изобразительного искусства, предстающая в единстве трех ее компонентов - когнитивного, эмоционального и деятельно-практического. Проявляясь в позиции студента, его духовном кредо, профессиональная воспитанность определяет поступки личности, логику и мотивы ее взаимодействия с окружающей действительностью, и в первую очередь - с другими людьми. Показателями профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников являются: степень проявления в личности студента основных компонентов такой воспитанности - когнитивного, эмоционального и деятельно-практического; мера включенности и характер выполняемой будущим педагогом-художником общественно-полезной, профессионально-педагогической и художественно-творческой деятельности; степень сформированности профессионально необходимых личностных качеств учителя и др., а основным критерием профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников служит социальная направленность их профессиональной активности, художественно-педагогической деятельности. Выделение критериев и показателей позволяет определить наличие трех уровней профессиональной воспитанности будущих учителей изобразительного искусства - активный, индифферентный и скептико-нигилистический Каждый уровень такой воспитанности характеризуется определенной степенью проявления названных выше показателей.

  2. Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства - организованное особым образом взаимодействие субъектов воспитательной системы (среда факультета - деканат - кафедры - преподаватели -коллективы курсов и групп - творческие и профессиональные объединения студентов - студент), основанное на профессиональных и культурных ценностях и традициях художественно-педагогического сообщества, обеспечивающих формирование положительного образа профессии и целей профессиональной деятельности педагога-художника. Реализация модели профессионального воспитания будущего учителя в воспитательной системе художественно-графического факультета осуществляется посредством включения будущего учителя в разнообразные виды и формы деятельности (аудиторной, внеаудиторной, досуговой) с целью введения его в профессию через развитие общих, педагогических и художественно-творческих способностей.

  3. Теоретическая модель воспитательной системы художественно-графического факультета включает в себя: целевую установку, механизмы и способы интеграции субъектов воспитательной системы факультета в целостный процесс профессионального воспитания студентов; принципы жизнедеятельности системы, основные направления и содержание воспитания, этапы и логику развития системы; методики и технологии профессионального воспитания будущих педагогов-художников; характеристику критериев, показателей,

уровней профессиональной воспитанности студентов, условия продуктивного влияния воспитательной системы на личность будущего педагога.

  1. Основными направлениями реализации потенциала воспитательной системы факультета в формировании профессиональной воспитанности будущих учителей изобразительного искусства являются: развитие профессиональных ценностей будущих педагогов-художников, освоение традиций и норм профессионально-педагогического сообщества; обогащение историко-культурного и духовно-нравственного кругозора студентов; обеспечение эмоционального фона жизнедеятельности студенческого коллектива; включение студентов в социально и профессионально ориентированную деятельность - общественно-полезную, художественно-творческую и профессионально-педагогическую.

  2. Педагогические возможности воспитательной системы факультета в формировании профессиональной воспитанности будущего учителя изобразительного искусства определяются: наличием действенных, личностно значимых для студента субъектов духовно-нравственного воспитания и самосовершенствования; динамичностью развития воспитательной системы факультета; наличием в среде факультета личностно значимых для студента эталонов профессионализма, творческости, гражданственности, интеллигентности; наличием в воспитательном пространстве факультета личностно значимых для студента сред - образовательной, досуговой, коммуникационной, социально-трудовой; созданием ситуаций для саморефлексии, объективной самооценки студентами реального уровня своего личностного развития; становлением системы студенческого самоуправления, повышением субъектности студенческого коллектива, созданием и сохранением традиций коллектива группы, курса, факультета; культивированием видов деятельности, основанных на совместной профессиональной и общественно-полезной деятельности и др.

  3. Воспитательная система факультета может эффективно влиять на формирование профессиональной воспитанности будущих учителей изобразительного искусства при соблюдении ряда условий - психолого-педагогических, организационно-педагогических, социально-педагогических.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем раскрыты сущность и структура профессиональной воспитанности будущего учителя изобразительного искусства; определены критерии, показатели и уровни такой воспитанности; обоснована теоретическая модель реализации возможностей воспитательной системы факультета в профессиональном воспитании будущего учителя изобразительного искусства, основные направления, содержание, способы, а также условия ее эффективного влияния на профессионально-личностное развитие будущих педагогов-художников; выявлены устойчивые зависимости между уровнем развития воспитательной системы факультета и эффективностью ее влияния на профессиональное воспитание студентов (между «радиусом освоения средь»> и уровнем профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников; между степенью субъектности студенческих коллективов и сообществ и ростом референтности воспитательной системы факультета, его среды для личности студента и др.).

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «профессиональная воспитанность будущего учителя» применительно к педагогу-художнику, в развитии теоретико-методологических представлений о феномене воспитательной системы художественно-графического факультета и ее педагогических возможностях в профессионально-личностном развитии будущих учителей изобразительного искусства. Результаты исследования дополняют современную теорию профессионального образования, духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, конкретизируют содержание системного, личностного, субъектно-деятельностного, индивидуального и дифференцированного подходов к профессиональному обучению и воспитанию будущих специалистов в образовательном процессе вуза.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, выводы, рекомендации, апробированные в ходе исследования методики и технологии могут быть использованы преподавателями вуза в процессе создания и реализации потенциала воспитательных систем художественно-графических факультетов, в обеспечении процесса профессионального воспитания будущих педагогов-художников. Использование полученных практических результатов исследования позволит повысить эффективность духовно-нравственного воспитания студентов, формирования их гражданской, социальной позиции, отношения к профессии. Материалы исследования найдут применение в процессе повышения квалификации и переподготовки преподавателей вузов, кураторов студенческих групп.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются непротиворечивой совокупностью исходных методологических положений; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования; достоверностью и сопоставимостью полученных данных и фактов, сравнительным изучением результатов предшествующих исследований; аргументированностью и логической непротиворечивостью выводов, положительными и репрезентативными результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации и результаты проведенного исследования были представлены и обсуждались на Международных научно-практических конференциях «Человек и общество XXI в. Идеи и идеалы» (Курск, 2006), «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества» (Рязань, 2007), «Время и вечность в науке, религии, культуре» (Курск, 2008); на Всероссийских научно-практических конференциях «Становление и развитие образовательного комплекса в условиях малого города России» (Елец, 2003), «Проблемы современной психологи и педагогики профессионального образования» (Казань, 2004), «Развитие профессионально-педагогической культуры педагога: теория и опыт» (Белгород, 2004); «Психология и педагогика социального воспитания» (Кострома, 2005); «Инновации в непрерывном профессиональном образовании конкурентоспособных кадров» (Курск, 2007); «Человек и образование в контексте глобальных изменений облика современного мира» (Курск, 2007); «Формирование личности учителя как субъекта профессиональной культуры» (Курск,

2007); в ходе работы Ш-Х культурно-антропологических школах молодых ученых «Культура-Образование-Человек» (Курск, 2003-2007) и др.

Исследование осуществлялось при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (исследовательский проект 2003-2004 гг. «Профессионально-личностное развитие будущего учителя в воспитательной системе педагогического вуза» - грант Минобразования РФ ГО 2-2.1-210) и РГНФ (гранты РГНФ 03-06-00546г, 07-06-72680 г/ц).

Основные положения и результаты исследования представлены в 28 публикациях автора по проблеме исследования, в том числе в Вестнике УРАО (2007, №3) и журнале «Высшее образование сегодня» (2007, № 11).

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Воспитательная система художественно-графического факультета как фактор профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства

Профессиональное воспитание будущего учителя как проблема педагогики профессионального образования - явление сравнительно новое, вошедшее в научный лексикон в 90-е годы XX в. Именно в этот период появились исследования, посвященные вопросам воспроизводства учительских кадров в новых социально-исторических, социокультурных условиях, в которых особый акцент делался на духовно-нравственной культуре учителя. Работы этого периода позволяют нам воспользоваться их результатами в осмыслении сущности и специфики организации профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства, механизмов и условий его эффективного развития в условиях воспитательной системы художественно-графического факультета.

Этимология понятия «профессиональное воспитание будущего учителя» лежит в сфере педагогики и психологии высшей школы, в рамках которой к настоящему времени сложилась достаточно устойчивая совокупность представлений о важнейших, ключевых категориях и понятиях, обслуживающих такую теорию. Утверждение термина «профессиональное воспитание» и введение его в научный оборот стало возможным с появлением ряда фундаментальных исследований (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Б.З. Вульфов, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев, В.А. Сластенин, А.Н. Ходусов, Е.Н. Шиянов, А.И. Щербаков и др.).

Традиционное представление о том, что учитель - это «тот, кто учит» (Даль В.И.), «лицо, которое обучает чему-нибудь», «преподаватель, передающий кому-нибудь, какие-нибудь знания, навыки» (249), являлось общепризнанным и достаточно устойчивым на протяжении длительного времени. Поэтому и смысловой акцент в подготовке учителя делался преимущественно на его способности к ретрансляции знаний, на освоении различных способов передачи их детям. Отсюда особо значимыми становились такие качества учителя, как «широта и универсальность его знаний, его коммуникативная культура - умение пробудить в учащихся интерес к своему предмету, умение доступно и ясно излагать свой предмет, убеждать, аргументированно доказывать свою точку зрения на мир» (279, с.260). Такая односторонность в понимании сущности профессиональной деятельности учителя в значительной мере обедняет толкование его миссии в обеспечении влияния на личностное становление воспитанников, формирование важнейших экзистенциальных представлений растущего человека о своем предназначении в жизни, о сущности бытия.

Традиционное деление образовательного процесса в вузе на главный -учебный, результатом которого оказываются знания, профессиональные навыки будущего специалиста и второстепенный - воспитательный, формирующий целостную личность будущего специалиста, его общую и профессиональную культуру - рождает глубокое противоречие между задачами, стоящими перед высшей школой на современном этапе развития общества, содержанием и характером подготовки будущего учителя в вузе.

Значение целостной личности педагога для успешности его профессиональной деятельности отмечали многие великие мыслители, акцентируя внимание на необходимости развития в учителе его духовно-душевных ка честв: «Много рассуждают о качествах хорошего воспитателя... - Воспитатель! - какая возвышенная тут нужна душа!.. Поистине, чтоб создавать человека, нужно самому быть отцом или больше, чем человеком. ... Следовало бы, чтоб воспитатель был воспитан для своего питомца, - писал великий и мудрый Ж.-Ж. Руссо... - Как может хорошо воспитать ребенка тот, кто не был хорошо воспитан сам!» (290, с.41). Уже в этом высказывании Руссо мы видим взгляд на подготовку учителя как проблему более сложную и многогранную, чем просто готовность его к передаче знаний. Не случайно Руссо настойчиво подчеркивает необходимость формирования «души воспитателя» - богатого и привлекательного внутреннего мира педагога, что и делает его истинным учителем-воспитателем, в ком дети ощущают острую потребность, личную жизненную необходимость. Воспитание такой учительской «души», человечности педагога, его богатого внутреннего мира, его духовной культуры становится важной практической задачей современной педагогики профессионального педагогического образования.

Примечательно, что подобные идеи высказывались и известным русским мыслителем И.А. Ильиным. Рассуждая о судьбе России, ее будущем он писал: «Образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный, начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации». Еще более определенно И.А. Ильин замечает: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых карьеристов: оно развязывает и поощряет в человеке «волка» (126, с.263). В современной литературе термин «профессиональное воспитание» имеет различную трактовку. В одних случаях - это гармоничное сочетание фундаментальных знаний; мотивационно-нравственной сферы, адекватных способов поведения и профессиональной деятельности (Б.З. Вульфов, В.Ф. Гревцева, СБ. Елканов, М.А. Ларина, В.Н. Мезинов, СМ. Сапов, Н.Н. Сучкина и др.), в других - процесс целенаправленного воздействия на сознание и поведение студентов с целью формирования у них определенных качеств специалиста (В.В. Кутузова), в третьих - воспитание рефлексии как соотнесение возможностей своего «Я» с тем, что требует избранная профессия (Б.З. Вульфов, Т.М. Давыденко, Ю.Н. Кулюткин, О.А. Леонова, Г.Н. Сухобская, В.Н. Харь-кин); в четвертых - сознательное самосовершенствование своей личности как профессионала, включая адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, А.Н. Ходусов, Е.Н. Шйянов).

При всех имеющихся различиях в формулировках и расстановке акцентов, принципиальной разницы в этих точках зрения нет. Поэтому большинством авторов профессиональное воспитание рассматривается «как сознательно организованный процесс, в котором будущий учитель выступает как субъект собственного саморазвития, самопознания, самовоспитания и самореализации, осуществляя присвоение духовно-нравственных и профессиональных ценностей, аккумулированных в культуре, литературе, психологии и педагогике» (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, М.А. Ларина, В.Н. Мезинов, А.Г. Пашков, А.В. Репринцев, СМ. Салов, В.А. Сластенин, Н.Н. Сучкина, А.Н. Ходусов и др.).

Проблемы и опыт профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства в современной практике высшего образования

Воспитательная система - это система целостная. Нередко ее называют организмом, как бы подчеркивая, что она состоит из органов-компонентов, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет системе функционировать как единое целое и обладать системными интегративными качествами. Нарушения целостности приводит к сбоям в деятельности системы, а затем и к ее распаду.

Воспитательная система - это система открытая. Она имеет множество связей и отношений с окружающей социокультурной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы. При этом при определенных условиях она может, как приспосабливаться к окружающей среде, так и видоизменять и совершенствовать ее.

Воспитательная система - это система целенаправленная. Ее невозможно представить без цели, при отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет свой смысл. Цель в воспитательной системе играет роль системообразующего фактора, обеспечивая посредством связей с другими компонентами объединение составных частей системы в единое целое.

Воспитательная система - это система саморазвивающаяся, самоуправляющаяся. «Саморазвитие, - по мнению Е.В. Бондаревской, - это способность системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников педагогических процессов, способность к самоуправлению: постановке целей проектированию нового состояния системы воспитания и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов выдвижению новых перспектив и т.д.» (255, с. 41-55).

Что же представляет собой воспитательная система художественно-графического факультета? В чем ее суть и своеобразие? Рассматривая профессиональное воспитание будущих учителей изобразительного искусства как целостную упорядоченную совокупность мер и способов воздействия воспитательной системы факультета на объект профессионального воспитания — студентов - с целью достижения ими определенного уровня развития социально и профессионально-значимых личностных качеств, под воспитательной системой художественно-графического факультета мы понимаем определенную форму упорядоченности всей жизнедеятельности факультета относительно функции воспитания студентов - будущих педагогов и художников. В развитом виде она представляет собой устойчивую целостность, объединяющую на основе ценностей и целей воспитания все виды жизнедеятельности коллектива факультета и определяющую характер отношений всех участников образовательного процесса - студентов и преподавателей.

Ее специфика связана с особенностями ценностно-целевых,установок, содержания, основных направлений и форм организации воспитательной деятельности коллектива студентов и преподавателей художественно-графического факультета, условиям ее организации и продуктивного влияния на социальное и профессиональное становление будущих педагогов-художников. Понятно, что ценностно-целевые установки такой системы обусловлены специфичной областью профессиональной деятельности будущих учителей изобразительного искусства - художественным творчеством, приобщением к этой деятельности детей, развитием в них эстетического отношения к действительности и искусству, педагогической поддержкой сознательной и продуктивной самореализации учащихся в условиях стремительно изменяющейся социокультурной ситуации. Понятно, что в фокусе профессиональной деятельности будущих педагогов-художников оказываются сложные и весьма противоречивые проблемы современной этнокультурной интеграции, глобализации культуры; понятно и то, что от позиции ее ретрансляторов, ее субъектов — педагогов-художников зависит этнокультурная идентификация взрослеющим ребенком самого себя, понимание им своей органической со пряженности с национальной и общечеловеческой культурой. Таким образом, речь идет о весьма сложной, специфичной и, вместе с тем, деликатной сфере общечеловеческого- и национального в культуре, о процессах интеграции и обособления культур, о позиции личности в культуре, о роли творца культурных ценностей, о важнейших экзистенциальных характеристиках современной культуры, ее ценностно-смысловом содержании, помогающем входящему во взрослый мир человеку самоопределиться, сохранить свою этнокультурную идентичность, успешно реализовать свой созидательный творческий потенциал, использовать его во благо людей.

В целом из такого понимания сути и целевого предназначения воспитательной системы художественно-графического факультета вырисовывается высокая миссия учителя изобразительного искусства, его понимание как субъекта, опредмечивающего культуру в новых поколениях людей, превращающего их в субъектов, творцов культуры. Следовательно, реализация миссии учителя изобразительного искусства предполагает его высокую степень собственной погруженности в культуру, выход за рамки собственно изобразительного искусства, уверенности и эрудированности в обсуждении проблем искусствознания, истории культуры, мировой художественной литературы, истории религии, культурной антропологии. Эти аспекты общекультурного развития будущих педагогов-художников оказываются приоритетными в выработке ценностно-целевых и содержательных ориентиров жизнедеятельности воспитательной системы художественно-графического факультета, обеспечении условий продуктивного включения будущих учителей изобразительного искусства в социально-творческую и профессионально-педагогическую деятельность.

Реализация модели профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета

В силу этих причин анализ состояния воспитательной системы на этом этапе показал и то, что студенты, не находя важных, референтных собеседников на факультете, очень быстро «уходят» в стихийные среды, - доминирующее влияние на их социальное и профессиональное становление оказывают, как правило, группы сверстников, стихийные сообщества, близкие друзья. Анализ наиболее часто обсуждаемых студентами тем и проблем показал, что фундаментальные социально значимые проблемы занимают «периферийное» положение в структуре и содержании их общения, отодвинуты на дальний план, а лидируют - проблемы связанные с юношеской любовью, способами зарабатывания денег, взаимоотношениями в студенческой среде, отношений с преподавателями вуза и факультета, юмористические, «прикольные», новости поп-рок-музыки (см. таблицу 4 в приложении).

На исходном этапе опытно-экспериментальной работы наше внимание было обращено и на оценку влияния доминирующих сфер и видов досуговой деятельности студентов, степень педагогической организованности этих сфер. Как показали итоги опроса студентов, преимущественное положение в сфере досуговой деятельности занимают слушание музыки, общение с друзьями, просмотры кинофильмов, собственно художническая деятельность студентов, для трети из них - спорт. Менее пятой части опрошенных респондентов посещают выставки, театр, картинную галерею, примерно десятая часть студентов увлекаются декоративно-прикладным творчеством, туризмом и экскурсиями, менее 10% свое свободное время посвящают книгам... Очевидно, что здесь есть поле деятельности для педагогов, простор для организации воспитывающих влияний воспитательной системы факультета. Досуг для студентов - сфера, в которой особенно ярко и полнокровно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, активной творческой деятельности и самовыражении (см. таблицу 5 в приложении).

Полученные результаты свидетельствуют и о том, что взаимодействие студентов со средой носит стихийный, неуправляемый характер, многие из них не включены в регулярные контакты с учреждениями культуры, искусства, спорта, не испытывают потребности в устойчивом саморазвитии, самосовершенствовании, самовоспитании. А это обстоятельство указывает на низкую эффективность условий, в которых осуществляется профессиональное воспитание студентов, а в отдельных случаях — и на их полное отсутствие. Как и любой педагогический процесс, профессиональное воспитание будущего учителя осуществляется под влиянием целого комплекса условий и факторов. Для организации эффективного процесса развития личности учителя необходимо учитывать и те специальные условия, в которых протекает вся деятельность студента в университете. Речь идет о влиянии культурно-образовательной среды факультета и вуза, организации взаимодействия всех субъектов, участвующих в образовательном процессе. Взаимодействие всех этих факторов должно способствовать максимальной эффективности формирования личности будущего педагога-художника, стимулировать его творческое и профессионально-педагогическое саморазвитие. Активная позиция студентов, сознательная включенность в воспитательный процесс позволяет им самостоятельно определять траекторию профессионального становления, влиять на условия своего саморазвития. В связи с этим, для нас было важно выяснить, как сами студенты оценивают эффективность условий своего профессионального становления в вузе. Заметен «отрыв» между наличием в вузе достойных для подражания профессионалов и традиционными принципами их воспитания, взращивании - индивидуальным подходом к студенту, учетом его личностных особенностей, заинтересованностью в его успехах, проявлением гуманизма, уважения к личности студента, демократизмом в организации жизнедеятельности факультетского сообщества и др. (см. таблицу 6 в приложении).

Профессиональное воспитание предполагает активную общественно полезную деятельность студентов, их включенность в добротворчество, в ситуации милосердия, сострадания, сопереживания, сотрудничества, взаимопомо щи. Без такой активности будущих педагогов-художников невозможен эффективный процесс профессионально-личностного становления специалиста, а, следовательно, невозможно сформировать и положительного отношения к профессии учителя. Для выявления активности студентов и степени их готовности включиться в общественно полезную деятельность мы спрашивали будущих педагогов о том, как бы они поступили, если бы им предложили в выходные дни безвозмездно участвовать в восстановлении разрушенных памятников истории и культуры г. Курска. Ответы будущих учителей поразили своей циничностью и прагматизмом: более 87% однозначно отказались бы от участия в подобной акции; более 63 % «оставили бы за собой право подумать»; около 23 % «возможно, несколько раз и поучаствовали бы, но не стали бы делать это систематически»; лишь 8 % студентов «с радостью согласились бы»; и только 6 % ответили, что «не задумываясь, пошел бы сам и позвал бы за собой друзей»... Очевидно, что большинство студентов не обнаруживают в себе типичных для учительской профессии качеств альтруизма, бескорыстия, социальной ответственности, активности; в сознании будущих представителей отечественной интеллигенции доминируют прагматизм, потребительские ориентиры, установка на социальную инертность, пассивность, социальное иждивенчество... Эти же выводы подтвердил и анализ на один из вопросов анкеты, иллюстрирующих реальное понимание студентами предназначения профессии учителя, его миссии в обществе. Только 25,92 % студентов считают, что в современных условиях учитель «должен жертвовать собой во имя просвещения народа, избавления его от социальных пороков»; 21,93 % студентам «трудно разобраться во всех обстоятельствах современного положения российского общества»; 41,43 % студентов «не очень беспокоит нынешняя общественная ситуация, каждый должен заботиться о себе сам»; 31,71 % утверждают, что «не стоит пытаться преодолеть социальные пороки - жизнь коротка».

Педагогические условия профессионально-личностного развития будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета

Коллективная деятельность должна обеспечивать «мотивационное опосредование» (Вилюнас В.К.), связанное с удовлетворением ожиданий личности. В качестве таких ожиданий могут выступать общественное признание, важная социальная роль, ответственное поручение, одобренная и поддержанная коллективом ценная инициатива, крупный коллективный успех или крупный личный успех, но значимый для коллектива, важное и ожидаемое группой событие и др. Практически все они в значительной степени связаны с состоянием эмоциональной сферы личности будущего педагога-художника, с обусловленностью потребностей и мотивов каждого субъекта эмоционально-ценностным отношением. «Вмешательство сознания в сферу потребностей и мотивов возможно путем сообщения субъекту информации о средствах и способах удовлетворения его актуальных потребностей. Оно обязательно опосредствовано участием возникающих при этом эмоций. Прямая апелляция к сознанию, формальное ознакомление субъекта с системой социальных ценностей и норм малоэффективны, о чем свидетельствуют дефекты воспитательной практики» (302, с. 48). Следовательно, реальное обеспечение комфортных и личностно значимых условий для эффективного становления личности педагога-художника в рамках воспитательной системы художественно-графического факультета неизбежно возвращает нас к эмоциональной стороне его воспитания, к важным механизмам эмоциональной регуляции деятельности, поведения и возникающих на их основе отношений студентов.

Особенно важны в этом плане социальные эмоции, — те разнообразные по своим проявлениям психологические состояния, внутренние ощущения, которые вызваны социальным бытием студента, его, общественной деятельностью и отношениями с другими людьми. Социальные эмоции обеспечивают сплочение коллектива группы, объединяют людей общностью переживаний, единых эмоциональных состояний. На этой основе возникает ощущение личной сопричастности студента к делам группы, складываются предпосылки социальной идентификации будущего педагога-художника с профессиональным коллективом, появляются возможности освоения будущим учителем своей профессиональной роли. Общность переживаний становится чрезвычайно важным фоном и предпосылкой усвоения студентами стандартов профессиональных действий, профессиональных эталонов и идеалов.

Для учителя эти проявления имеют особую ценность, поскольку закрепляют в нем ощущение удовлетворенности, нравственно-психологического комфорта, радости от совершения социально ценных действий, от созидания общественной пользы. С этих позиций будущему педагогу-художнику важно видеть перед собой достойный пример, образец выполнения своих профессиональных обязанностей. Вузовский преподаватель в этом смысле выполняет функцию не только обучающего субъекта, но и референтного духовного ориентира, эталонного образца, на который может и должен равняться в своем самосозидании, самовоспитании будущий учитель изобразительного искусства. Заметим в этой связи, что личностные проявления преподавателей художественно-графического факультета абсолютным большинством студентов оцениваются как вполне референтные, значимые. Причем, в этих проявлениях доминируют профессионально ценные качества.

В этой связи мы ежегодно просили студентов назвать наиболее характерные для преподавателей факультета черты, проявления, оценив их выраженность в широком диапазоне баллов: от -3 до +3. Наивысшую оценку получили методическое мастерство; педагогический такт, культура отношений; принципиальность, твердость, честность; образцовое служение своей профессии; терпимость к недостаткам других людей; глубокое знание своего предмета, доброта, душевная мягкость, обаяние; ярко выраженная гражданская позиция, широкий кругозор, эрудиция; личная скромность, сдержанность; порядочность, ответственность; бескорыстие, щедрость и др. При этом около 33 % обратили внимание на закрытость, самоизоляцию части преподавателей, своеобразное дистанцирование преподавателя от студента, подчеркнутую офици альность их отношений, удаленность от забот и проблем жизни студенческого сообщества, коллективов студенческих групп и факультета.

Превращение студенческого коллектива в важный фактор профессионального воспитания личности будущего учителя изобразительного искусства требует присутствия, умелого руководства, управления его развитием со стороны опытного и компетентного в этих вопросах преподавателя. Таковым для студенческого коллектива может и должен быть куратор. Однако реализация воспитательных возможностей куратора требует серьезного мотиваци-онного обеспечения его деятельности со стороны вузовских администраторов-управленцев. Отсутствие действенных стимулов, побуждающих его к интенсивным и содержательным контактам со студенческим коллективом, мотивирующих его серьезную и реальную вовлеченность в процесс профессионального воспитания будущих педагогов сводят к абсолютному минимуму позитивные перемены в сознании и поведении студентов. Без куратора сколько-нибудь серьезных результатов достичь невозможно; только массовыми акциями и делами ни одной из важных задач профессионального воспитания не решить.

Между тем, как показывают итоги опытно-экспериментальной работы, существенной динамики в отношении отдельных субъектов к участию в процессе профессионального воспитания студентов добиться не удалось. В первую очередь речь идет о коллективах кафедр, учебно-вспомогательных службах вуза, структурных подразделениях университета, которые напрямую не связаны непосредственно с факультетом. Эти субъекты в совокупности своей обеспечивают комплекс условий для профессионального становления будущего учителя, задают общую тональность морально-психологической атмосферы на факультете. Оказалось, что степень их включенности в воспитательный процесс далеко неодинакова, что заинтересованное участие преподавателей и сотрудников вуза в этой работе связано преимущественно с материальным стимулированием этой деятельности со стороны ректората.

Анализ эмпирических материалов и статистических данных на протяжении всего времени опытно-экспериментальной работы позволил отследить эффективность влияния различных субъектов на профессионально-личностное развитее будущих педагогов-художников, формирование их профессиональной воспитанности. Это предполагало обращение к использованию факторного анализа и связанных с ним социологических и математических процедур. В частности, нас интересовала динамика воспитывающих влияний различных групп факторов, оценка эффективности их воздействий на будущих педагогов. Оценка эффективности осуществлялась студентами по двум параллельным шкалам - «могло бы повлиять» и «реально повлияло» — в балльном выражении: от 0 до 3 (от «не может повлиять» и «не оказывает никакого влияния» — до «может повлиять в значительной степени» и «влияет в значительной степени»). Основным методом сбора данных выступал анкетный опрос на основе компьютерной диагностической программы «Учитель», специально разработанной для диагностики эффективности профессионального воспитания будущих педагогов. Сбор материалов проводился в 1998 - 2008 гг. по всему массиву студентов со сплошным анализом данных. Факторный анализ включал в себя оценку данных при уровне значимости Р 0,05. Собранные статистические данные были проверены с помощью Т-критерия Стьюдента (96; с. 135).

Похожие диссертации на Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета