Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие основ профессионального творчества будущих хореографов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла Бережная Елена Анатольевна

Развитие основ профессионального творчества будущих хореографов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла
<
Развитие основ профессионального творчества будущих хореографов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла Развитие основ профессионального творчества будущих хореографов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла Развитие основ профессионального творчества будущих хореографов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла Развитие основ профессионального творчества будущих хореографов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла Развитие основ профессионального творчества будущих хореографов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бережная Елена Анатольевна. Развитие основ профессионального творчества будущих хореографов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Бережная Елена Анатольевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2008.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/424

Введение к работе

Актуальность исследования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, программа развития среднего профессионального образования в России обозначили главный ориентир в подготовке специалистов творческого профиля - выполнение социального заказа общества на развитие личности гуманистически ориентированной, способной к творческому поиску. Современная система образования развивается по культуросооб-разному типу, определяя культуру как ценность и модель жизни, профессиональной деятельности, модернизируя тем самым содержание и технологии профессионального образования.

В связи с этим для педагогики профессионального образования одной из актуальных проблем является развитие профессионального творчества в аспекте той деятельности, к выполнению которой готовится специалист в среднем профессиональном образовательном учреждении. Система среднего профессионального образования занимает значительное место в удовлетворении образовательных потребностей общества, особенно конкретных регионов. Ориентируясь на региональные условия, образовательные учреждения среднего профессионального образования (ОУ СПО) выступают одним из факторов его развития. Всё вышесказанное актуализирует исследование проблем среднего профессионального образования, в частности, подготовки специалиста художественной направленности. Профессиональная подготовка будущих специалистов художественного профиля, в частности, хореографов, предусматривает не только специалыгую, но и личностную подготовку, становление у студентов позитивного дифференцированного образа «Я - будущий профессионал», развитию которого способствуют не только специальные, но и психолого-педагогические дисциплины, изучаемые в среднем профессиональном учебном заведении. К сожалению, в специальных средних учебных заведениях, где осуществляется такая подготовка, в частности, в колледже культуры, основной акцент в большей степени делается на освоение специальных творческих дисциплин. Предметам психолого-педагогического цикла отводится зачастую второстепенная роль. При этом не учитывается, что будущий хореограф должен быть подготовлен к работе с людьми не только в профессиональном, но и в психолого-педагогическом плане. Он должен ориентироваться в вопросах развития творчества как основы становления личности, понимания механизма развития творческих способностей в специфических видах художественной деятельности. Хореограф работает с определённым возрастным коллективом, его деятельность направлена не только на развитие специальных хореографических способностей, умений передавать драматургию танца, образ, рисунок движения и т.д., но и на развитие личностного творческого потенциала людей, участвующих в определённом хореографическом сообществе.

Безусловно, хореограф должен хорошо знать и представлять сущность деятельности обучаемых, в то же время ему необходимо понимать обществен-

ные и индивидуальные цели развития личности, помогать в развитии её творчества (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов). Поэтому профессия хореографа требует двойной подготовки - специальной и человековедческой.

В связи с этим актуализируется вопрос о разумном сочетании специальной и психолого-педагогической подготовки специалистов-хореографов, обучающихся в образовательном учреждении среднего профессионального образования «Колледж культуры», а также определения в ней места и функций психолого-педагогических дисциплин как средств творческого развития личности. Их назначение в общей подготовке специалиста-хореографа велико: способствовать овладению компетенциями в психологии детей, подростков, взрослых, в технологиях обучения профессии, в развитии умений преодолевать психологические барьеры, выполняя гуманистические функции профессии.

Творчество является неотъемлемым признаком любой деятельности в целом, условием её протекания и результативности. Современные требования к специалисту художественного профиля заключаются не только в специальной, но и в психолого-педагогической подготовке, в развитии умений творчески решать различные профессиональные задачи. Исследования, посвященные педагогическому творчеству, опираются на анализ процесса педагогической деятельности (Г.Ю. Алексеева, В.Н. Вараксина, В.А. Кан-Калик, Л.Е. Князева, В.А. Сластёнин, Л.Г. Шеняк, Т.Н. Щербакова и др.).

Проблемы формирования и становления личности профессионала поднимались в исследованиях Л.И. Анцифировой, Б.Ф. Ломова, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Ю.П. Поварё'нкова, Е.С. Романовой и других; психологические основы профессионального обучения изучались A.M. Зимичевым, И.П. Калошиной, З.А. Решетовой и др. Существенное значение имеют работы, отражающие проблемы реформирования современной системы образования в России, её гуманизации, направленности на развитие и самореализацию личности (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов, С.Д. Смирнов, А.А. Ме-лик-Пашаев и др.), в том числе и защищенные в последние годы (И.Г. Антипо-ва, Е.Н. Васильева, Л.Е. Князева и др.).

Особенности творческой педагогической деятельности, закономерности развития личности педагога изучались такими учёными, как Ю.И. Азаров, Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, И.И. Ильясов, В.А. Кан-Калик, И.Б. Котова, Н.Д. Никандров, Е.Н. Шиянов и др. В исследованиях В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова определены специфические особенности профессиональног педагогического творчества, выделены критерии, этапы, уровни его развития. Особо следует отметить исследования профессионального творчества специа листа художественного профиля; посвященные одарённости, творческому раз витию личности специалиста культуры музыкального профиля (Л.А. Бурякова В.М. Глубоченко, М.Т. Картавцева, Г.М. Шахов и др.); театрального профил (М.И. Маршак, СМ. Массарский, В.Ф. Савина и др.); хореографического про филя (Н.А. Коноваленко, В.В. Королёв и др.); развитию общих творческих спо собностей (М.К. Найденко и др.); работы, связанные с формированием творче

ской индивидуальности (Т.Г. Бортникова, Н.И. Пилюгина и др.); посвященные духовно-творческому становлению личности специалиста в учебно-воспитательном процессе вуза культуры (Н.Н. Ярошенко); развитию авторитета педагога, рассматриваемому в неразрывной связи с уровнем его творческой деятельности (Н.Н. Лагусева); ориентации и готовности студентов педагогических вузов к профессиональному творчеству (И.Н. Алексеенко, О.А. Кочергина, Л.Е. Князева, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.).

Вопросы гуманизации образования в аспекте психолого-педагогической направленности подготовки специалистов художественного профиля изучались в различных аспектах: индивидуализация самостоятельной работы будущих режиссёров-педагогов в вузе (И.И. Дергач); условия профессионально-педагогической подготовки специалистов в вузе культуры для библиотечной работы с детьми (В.И. Черниченко); определение характера взаимодействия процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя (В.Г. Рындак); особенности преподавания психологии и педагогики (М.В. Попова). Анализ этих исследований определил методологические подходы, дидактические, методические аспекты изучаемой нами проблемы. Однако следует отметить, что ни одно из них не посвящено исследованию проблемы развития основ профессионального творчества будущих хореографов в среднем учебном заведении в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин, что, несомненно, актуализирует обозначенную проблему исследования. В исследовании изучаются проблемы хореографической деятельности как творческой, развития в ней личности педагога и студента в процессе преподавания (педагог) и изучения (студент) предметов психолого-педагогического цикла, развития профессионального педагогического творчества, поскольку хореограф выступает и в качестве педагога.

Анализ теоретических исследований и реальной практики позволил выделить противоречия между:

- новой гуманистической парадигмой образования, определяющей в каче
стве важной составляющей развитие профессионального творчества в процессе
подготовки специалистов и реальным состоянием практики, недостаточно реа
лизующей современные идеи личностно-ориентированного и культуросообраз-
ного подходов к подготовке специалистов;

- необходимостью формирования у будущих хореографов понимания
творчества как основной ценности их профессии и сложившимися в ГОУ СПО
содержательными, процессуальными и технологическими компонентами их
подготовки;

- диалектической взаимосвязью педагогики как науки и искусства воспи
тания личности и хореографического искусства, стимулирующих проявление
творческого потенциала будущих хореографов, и существующей в практике
разрозненностью педагогической и хореографической подготовки в целостном
педагогическом процессе колледжа;

потребностями практики среднего профессионального образования в развитии психолого-педагогического подхода к профессиональной подготовке специалистов художественного профиля и недостаточной степенью теоретической разработанности этого вопроса;

обусловленными гуманистической педагогикой отношениями равенства и взаимоответственности между преподавателем и студентом на пути овладения профессиональным творчеством и традиционными субъект-объектными отношениями в образовательном процессе.

Таким образом, противоречия между требованиями общества и реальным процессом подготовки хореографов, руководителей творческих коллективов, педагогов определили проблему данного исследования: каковы педагогические условия развития профессионального творчества будущих хореографов в процессе овладения ими предметами психолого-педагогического цикла. Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс развития профессионального творчества будущих хореографов.

Предмет исследования: содержание и технологии развития профессионального творчества студентов-хореографов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла.

Гипотеза исследования. Эффективность развития профессионального творчества студентов-хореографов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин в колледже обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий, если:

профессиональное творчество определяется как проектируемое значимое качество, выступающее личностной ценностью специалиста хореографа и целью профессиональной подготовки;

создана целостная модель процесса развития у студентов основ профессионального творчества, где обеспечивается интеграция педагогической и творческой составляющих в содержании психолого-педагогических и специальных дисциплин;

обеспечивается интеграция психолого-педагогических дисциплин, в которых усилен творческий компонент деятельности, направленный на развитие компетенций студентов-хореографов в сфере творчества как высшей ценности профессиональной деятельности, определяющей профессиональную успешность;

технологии процесса развития профессионального творчества обеспечивают трансформацию теоретических знаний в собственный практический творческий опыт, стимулируют, поддерживают индивидуальные проявления профессионального творчества в учебной и внеучебной деятельности;

- обеспечено взаимодействие творческой деятельности преподавателя
студента как субъектов педагогического процесса, несущих ответственность з
качество подготовки специалиста.

Исходя из целей, объекта и предмета исследования были сформулированы задачи:

определить степень разработанности проблемы развития профессионального творчества будущих хореографов в процессе их подготовки в образовательном учреждении среднего профессионального образования;

выявить особенности профессионального творчества студентов хореографов на уровне среднего профессионального образования;

разработать и экспериментально апробировать модель процесса развития основ профессионального творчества студентов колледжа культуры;

разработать критерии и показатели профессионального творчества будущих хореографов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

концепция гуманистического культуросообразного образования, обусловливающего развитие педагогической культуры будущего специалиста (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Е.Н. Васильева, Т.И. Власова, И.Б. Котова, Р.М. Чумичева, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);

концепция компетентностного подхода к развитию личности и построению процесса образования (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Бермус, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, И.Ф. Исаев, Т.Е. Исаева, Н.А. Крылова, А.В. Леонтьев, и др.);

современные концепции развития среднего общего и профессионального образования (А.Г. Бермус, В.А. Сластёнин, В.А. Хуторской);

теория творческого характера педагогической деятельности (В.И. Андреев, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин и др.);

- концепции понимания и развития профессионального творчества
(О.А. Абдуллина, Д.Б. Богоявленская, Н.А. Исаев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин,
В.И. Слободчиков и др.);

теория развития личности в художественной дидактике (Б.М. Йеменский, В.А. Разумный, Н.О. Кнебель и др.);

идеи о развитии творческих способностей как основной линии развития личности (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д.Б. Богоявленская, В.Т. Кудрявцев, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Шадриков и др.);

инновационные технологии обучения и субъект-субъектная парадигма межличностного взаимодействия (М.В. Кларин, М.М. Поташник, ИЛ. Лернер и др.);

- теории профессионального становления специалистов-хореографов
(А.А. Асулмуратова, И.М. Быховская, В.М. Исаков, Н.Н. Карташова, В.В. Ко
ролёв, Л.Н. Новикова, А.С. Фомин и др.);

теории творчества и креативности, раскрывающие вопросы развития творческого потенциала личности (Л.С. Выготский, Д. Гилфорд, В.В. Королев, А.Н. Лук, В.И. Петрушин и др.);

теории понимания танца как вида искусства и средства развития, воспитания и образования личности (В.И. Петрушин, А.С. Фомин и др.).

Научная новизна исследования:

в контексте культуросообразного подхода к образованию обоснованы необходимость и возможность развития профессионального творчества будущих хореографов на уровне среднего профессионального образования в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин;

разработана теоретическая модель процесса развития профессионального творчества будущих хореографов как среда освоения компетенций и творческой самореализации;

-определены принципы проектирования модели процесса развития профессионального творчества -

обоснована необходимость интеграции содержания специальных дисциплин федерального цикла и вариативного психолого-педагогического компонента на основе творчества, обеспечивающего профессиональное развитие будущих хореографов;

разработаны критерии и показатели профессионального творчества хореографа и уровни его развития (адаптивный, продуктивно-эвристический, процессуально-исследовательский).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены культуросообразные подходы к проектированию модели развития профессионального творчества будущих хореографов; введено в исследовательское поле понятие «профессиональное творчество хореографа», понимаемое как качество, личностная ценность, высший уровень развития профессионала, результат профессиональной деятельности; расширены научные представления о структуре профессионального творчества будущих хореографов (художественно-исполнительское, педагогическое); раскрывается специфика творчества хореографа (сложный характер танца как вида экспрессивного искусства, специализация).

Практическая значимость исследования состоит в том, что создана и экспериментально апробирована программа спецкурса «Творчество как высшая ценность профессиональной деятельности хореографа» для подготовки специалистов среднего профессионального (художествешгого) образования; разработаны методика диагностирования профессионального творчества будущих хореографов, технологии взаимодействия преподавателя и студента в среднем учебном заведении художественного профиля, направленные на обеспечение взаимной ответственности за траекторию развития профессионального творче ства; создан учебно-методический комплекс, обеспечивающий развитие про фессионального творчества. Результаты исследования внедрены в практиі Ростовского колледжа культуры, Шахтинского музыкального училища, Став ропольского государственного педагогического института на факультете хорео графии при подготовке студентов-хореографов, могут использоваться в сред них и высших учебных заведениях, а также на курсах повышения квалифика ции преподавателей колледжей и училищ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Сущность понятия «профессиональное творчество хореографа», понимаемое как качество, выступающее личностной ценностью, обеспечивающее готовность личности к творческому решению проблем, связанных с проектированием и предвидением творческих результатов деятельности танцоров в постановке танца. Развитие творческих компетентностей хореографа средствами специальных знаний, связанных с хореографией как видом искусства и творческой деятельности, а также психолого-педагогическими знаниями позволяет формировать у студентов творчество и способность управлять коллективом танцоров, социальную позицию участников танцевального сообщества (взгляды, убеждения, ценностные ориентации). Студент, стремящийся к профессиональному творчеству, способен на поиск и реализацию собственных путей и методов руководства коллективом, преобразование типичных педагогических ситуаций в творческие, комбинирование известных способов танцевальной деятельности с новыми, оригинальными, созданными самим хореографом, проектирование и предвидение результатов как творческих проявлений в искусстве танца.

  2. Теоретическая модель процесса развития основ профессионального творчества будущих хореографов, представляющая систему, выстроенную в определенной логике: цель, задачи, принципы, содержание, технологии, результат. Цели модели состоят в создании образовательного пространства развития основ профессионального творчества, овладении личностными смыслами творчества. Задачами выступили: обеспечение интеграции теоретических основ развития профессионального творчества; условий для овладения способами творческой деятельности на основе сохранения индивидуального стиля познания и освоения творчества как ценности культуры; воспитание потребности в творческой педагогической деятельности, стремления к самосовершенствованию, сознательному развитию своих творческих способностей. Принципы проектирования модели: системность, целостность, перспективность, креативность, интеграция содержания психолого-педагогической и специально-хореографической подготовки, открытость, творческое сотрудничество, опора на спонтанный опыт творческой деятельности. Содержание модели представлено следующими компонентами, реализуемыми в контексте интеграции психолого-педагогических дисциплин и вариативной части - спецкурсе «Творчество как высшая ценность профессиональной деятельности хореографа»: когнитивным, аксиологическим, деятельностно-творческим. Технологии развития профессионального творчества содержали интерактивные методы обучения и воспитания студентов, дифференцированные относительно уровня освоения компетенций, профессионального творчества, способы организации учебной и внеучебной деятельности (интеграция проблемно-поисковых и игровых, имитационных и дискуссионных и т.п.). Результатом реализации модели является проявление профессионального творчества, становление образа «Я - профессионал», личностное развитие.

  3. Содержание спецкурса «Творчество как высшая ценность профессиональной деятельности хореофафа», в процессе изучения которого актуализиро-

вались знания студентов, носит интегрированный характер. Оно отражает основные идеи развития и становления личности в профессиональном плане: творчество как ценность, развитие активной творческой личности как характеристика качества современного профессионального образования. Содержание спецкурса выстраивается по модулям: фундаментальный, раскрывающий основные научные понятия, концепции, подходы к развитию теории творчества, направленные на становление культуры творческой и мыслительной деятельности; технологический, включающий методы и средства, способствующие проявлению и развитию творческого начала будущих хореографов; креативный, побуждающий к проявлению самостоятельности в выборе профессиональных способов деятельности, созданию собственных, оригинальных композиций.

4. Технологии взаимодействия в системе «преподаватель-студент», направленные на обеспечение взаимной ответственности за траекторию развития профессионального творчества. Основными методами, стимулирующими профессиональное творчество будущих хореографов, обеспечивающими интеграцию теоретических знаний и собственной практической деятельности, выступили: информационно-объяснительные, диалогово-коммуникативные, проблемно-поисковые, исследовательские, профессионально-творческие и др. Эффективность форм и методов проведения занятий со студентами-хореографами обеспечивалась созданием благоприятного психологического климата, развитием положительного отношения к творчеству, активностью всех субъектов образовательного процесса.

Методологической основой исследования являются современные концепции развития среднего общего и профессионального образования; концепция гуманизации образования, культурологическая концепция личностно-ориентированного образования и развития педагогической культуры; системный, интегративный, гуманистические подходы в изучении профессионального творчества.

Методы исследования. Для реализации целей и задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, специальной, методической литературы, теоретическое моделирование; изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, опытно-экспериментальная работа; статистические методы количественной и качественной обработки данных, графическое представление результатов исследования.

Организация, база и этапы исследования. Эксперимент проводился на базе ГОУ СПО РО «Ростовский колледж культуры» (хореографическое отделение). Исследованием были охвачены студенты второго, третьего и четвёртого курсов в период с 2002 по 2008 годы. Всего участвовало в эксперименте 192 студента и 10 преподавателей.

Первый этап - подготовительный (2002 - 2003 гг.) связан с изучением теоретических основ проблемы, анализом литературы по философии, психоло-

гии, педагогике по теме исследования, составлением списка литературы. Разработана основная концепция исследования, определены его цели, задачи, методика. Осуществлялось наблюдение за деятельностью преподавателей и студентов хореографического отделения.

На втором этапе — опытно-экспериментальном (2003 - 2005 гг.) разработана программа спецкурса, подобран диагностический инструментарий, спроектирована и проведена опытная работа. Проверялась гипотеза, решались выдвинутые задачи, проводилась апробация результатов исследования.

Третий этап - аналитико-конструктивный (2005 - 2008 гг.) - исследования позволил систематизировать опытно-экспериментальные материалы, полученные в результате диссертационного исследования, дополнить их, апробировать и сопоставить с ранее полученными результатами, подтверждая тем самым актуальность выбранной темы. Вводились дополнительные теоретические данные, осуществлялось оформление диссертации, публиковались статьи.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологическим подходом к решению поставленных задач, обоснованностью исходных теоретических положений, достаточной опытно-экспериментальной базой, использованием методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, практическим подтверждением основных положений гипотезы полученными результатами.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе учебного процесса на хореографических отделениях ГОУ СПО РО «Ростовский колледж культуры», ГОУ СПО РО «Шахтинское музыкальное училище» (2002 - 2008 гг.). Основные положения данного исследования излагались на заседаниях цикловой комиссии социально-гуманитарных и экономических дисциплин, ГОУ СПО РО «Ростовский колледж культуры» (2002 - 2008 гг.). Результаты исследования внедрены в практику обучения студентов колледжа. Они могут использоваться в профессиональной подготовке специалистов художественного профиля в колледже, вузе.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами и схемами.

Похожие диссертации на Развитие основ профессионального творчества будущих хореографов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла