Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки Кадигроб Евгений Иванович

Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки
<
Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кадигроб Евгений Иванович. Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кадигроб Евгений Иванович; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т].- Магнитогорск, 2009.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1029

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ УБЕЖДАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 15

1.1. Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки как педагогическая проблема 15

1.2. Модель развития умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки 41

1.3. Комплекс организационно-педагогических условий развития умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе 61

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 97

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ УБЕЖДАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ У БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. 100

2.1. Цель, этапы, содержание экспериментальной работы 100

2.2. Методика развития умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки 113

2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы 136

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 162

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 170

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Проблема исследования заключается в определении педагогических условий, направленных на эффективное развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки в вузе.

Актуальность исследования. В настоящее время российское общество переживает период социально-экономических потрясений, вызванных мировым экономическим кризисом, последствиями которого являются увеличение доли безработного населения, возникновение условий жёсткой конкурентной борьбы на рынке труда.

Интеграция России и мирового сообщества, увеличивающиеся масштабы коммуникации обусловили потребность в специалистах, способных к продуктивной деловой коммуникации и взаимодействию.

Очевидно, что современное общество нуждается сегодня не только в профессионалах с творческим складом мышления, но и в специалистах с высоким уровнем коммуникативной компетентности, которая позволяет им быть конкурентоспособными на рынке труда, самостоятельно и быстро ориентироваться в постоянно меняющихся экономических условиях, оперативно принимать решения, быть гибкими в общении с заказчиком.

Задача развития коммуникативной компетентности студентов вузов нашла отражение в официальных документах (Закон РФ «Об образовании»; Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании»; «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»; Постановление Совета Министров РФ от 14 октября 2002 г. № 1419 «Об утверждении Положения о ступенях высшего образования»). В рамках реализации этих документов определились основные направления развития образования: совершенствование содержания и технологий высшей школы, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности системы образования в развитии ключевых компетенций

выпускников вузов, подготовка специалистов к выполнению профессиональных и социальных ролей, сотрудничеству, координации деятельности в рамках диалога.

Отмеченные выше направления актуализируют сегодня вопрос развития умений убеждающего воздействия у студентов вуза на основе гуманизации взаимоотношений и диалога. Однако система высшего образования существенно запаздывает с решением обозначенных задач. Поэтому в настоящий момент очевидна необходимость пересмотра традиционных подходов, долгое время действовавших в сфере высшего профессионального образования, не обеспечивающих в изменившихся современных условиях развитие коммуникативной компетенции выпускников и умений убеждающего воздействия будущих дизайнеров в частности.

Осмысление дизайна как нового вида проектно-художественной деятельности человека ставит перед педагогами вузов новые задачи и побуждает к поиску более эффективных способов их профессиональной подготовки. Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве дизайнера, занимающегося разработкой дизайнерских проектов, художественным проектированием, моделированием и презентацией дизайн-продукта.

Как показал понятийный анализ работ (Д. Барклес, В.Л. Глазычев, А.Л. Дижур, А.В. Ефимов, СМ. Михайлов, Л.Б. Переверзев, Д. Питт, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский, В.Ф.Сидоренко, В.Т. Шимко и др.), современный дизайнер выступает центральным звеном в системе отношений с окружающим миром, и поэтому он должен обладать уникальным комплексом коммуникативных качеств и умений, которые должны формироваться в процессе его профессиональной подготовки. Это объясняется тем, что дизайнер находится в системе социальных отношений, проявляющихся в различных формах взаимодействия, взаимовлияния людей в процессе их совместной деятельности и решения профессиональных задач. Эффективная профессиональная деятельность

данных специалистов напрямую зависит от их подготовки к деловому общению, развитию коммуникативной компетентности и, в частности, умению убеждать партнеров в ходе профессиональной деятельности.

Однако существующее на данный момент качество профессиональной подготовки данных специалистов порой не удовлетворяет потребности общества. Сегодня профессиональное дизайн-образование только начинает развиваться, опираясь на опыт советских конструкторских бюро, факультетов технической эстетики, опыт западных коллег.

Вышеобозначенные положения применительно к целям модернизации высшего образования и совершенствованию профессиональной подготовки дизайнеров детерминируют перечень необходимых условий для целенаправленной подготовки студентов-дизайнеров к деловому общению, а в рамках программ высшего образования конкретизируют исследование рассматриваемой проблемы как актуальной.

В педагогической науке и практике накоплен богатый опыт подготовки студентов к общению, развитию коммуникативной компетенции будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки.

Проведенный нами теоретический анализ показал, что основы общения
и его влияние на развитие личности широко представлены в трудах таких
ученых, как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Э. Аронсон, А.А. Бодалев,
Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина,

В.А. Лабунская, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др. Психологические основы убеждения, взаимодействия и воздействия, их механизмы исследовали С.Н. Ефремова, В.В. Знаков, М.С. Каган, Г.А. Ковалев, В.З. Коган, В.Н. Куницына, Н.А. Менчинская, Э.И. Моносзон, В.М. Коротов, А.Ю. Панасюк, В.П. Шейнов, и др. Профессиональное и деловое общение исследовалось в работах B.C. Грехнева, А.Б. Добровича, Н.Н. Дьяченко, Э.Ф. Зеера, А.Г. Пашкова, А.А. Реан, В.А. Сластенина, Л.Г. Титовой и др. Педагогические основы

подготовки к общению и развитию умений разноаспектно представлены в трудах Л.В. Анпилоговой, A.M. Баскакова, Е.Б. Быстрай, В.А. Кан-Калика, Е.Н. Кабановой-Меллер, Е.В. Коротаевой, А.В. Мудрика, И.П. Пидкасистого, И.И. Рыдановой, В.В. Соколовой, В.Д. Ширшова и др.

Однако проведенный нами теоретический анализ показал, что развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров не выступало пока самостоятельным предметом педагогического исследования.

Итак, на сегодня явно обозначились следующие объективно существующие противоречия между:

  1. потребностью общества в квалифицированных дизайнерах, обладающих профессиональными компетенциями, и сохраняющимися в вузах подходами, не обеспечивающими должный уровень подготовки данных специалистов к деловому общению;

  2. необходимостью развития умений убеждающего воздействия студентов в профессиональной подготовке и отсутствием в педагогической теории научно-методического обоснования данного процесса применительно к будущим дизайнерам.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки».

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих дизайнеров в высших учебных заведениях.

Предмет исследования: развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить структурную модель развития у будущих дизайнеров умений убеждающего воздействия в процессе их профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования: эффективное развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров возможно при внедрении в процесс профессиональной подготовки данных специалистов структурной модели, основанной на реализации принципов системного, личностно-ориентированного и контекстного подходов, центральными элементами которой выступают методика и комплекс организационно-педагогических условий, представленный как: обеспечение понимания студентами действий механизмов убеждающего воздействия; активное использование в обучении тренинговых методов для усвоения и закрепления приемов убеждения; развитие рефлексии коммуникативного опыта, накопленного студентами на всех этапах проектной деятельности.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой в работе решались следующие задачи:

  1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике профессионального образования в целях определения умений убеждающего воздействия дизайнера в проектной деятельности.

  2. Выявить компоненты, содержание и связи в структурной модели развития умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки.

  3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий эффективного функционирования разработанной модели.

  1. Разработать и проверить эффективность методики и методических рекомендаций для студентов и преподавателей факультетов изобразительного искусства и дизайна по развитию умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: основные положения системного (СИ. Архангельский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.), личностно-

ориентированного (Н.А. Алексеев, В.А. Беликов, В.В. Давыдов, В.В. Сериков,
И.С. Якиманская и др.), контекстного (Т.В. Борисова, А.А. Вербицкий,
Т.Д. Дубовицкая, Е.С. Комраков, Б.Ф. Ломов, O.K. Тихомиров,

А.Г. Чернявская и др.) подходов; исследования, посвященные различным аспектам проблемы профессиональной подготовки студентов (В.М. Вергасов, А.Я. Наин, Р.А. Низамов, Е.В. Романов, Н.Я. Сайгушев и др.).

Особое значение для нашего исследования имели учения о развитии
личности в общении и профессиональном общении (Г.М. Андреева,
А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Н.Н. Дьяченко, Ф.Э. Зеер, А.А. Леонтьев,
А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин,
В.П. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Л.Г. Титова и др.);
исследования в области дизайна-образования (Д. Барклес, В.Л. Глазычев, А.Л.
Дижур, Д. Питт, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский и др.); работы по изучению
убеждения, воздействия и взаимодействия (Е.Б. Быстрай, С.Н. Ефремова,
В.В. Знаков, Г.А. Ковалев, В.НКуницына, Н.А. Менчинская, Э.И. Мопосзон,
А.С. Спиркин, В.М. Коротов, А.Ю. Панасюк, В.П. Шейнов и др.); теории и
концепции по подготовке к общению и развитию коммуникативной
компетентности (Л.В. Анпилогова, A.M. Баскаков, Б.П. Есипов,

Е.Н. Кабанова-Меллер, Е.В. Коротаева, В.А. Лабунская, А.В. Мудрик, П.И. Пидкасистый, А.А. Реан, И.И. Рыданова, Л.И. Савва, В.В. Соколова, В.Д. Ширшов и др.); работы по педагогическому моделированию (СИ. Архангельский, В.П. Беспалько, Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко, В.А. Штофф и др.).

Исследование по выбранной проблеме осуществлялось в три этапа с 2005 по 2008 гг. На каждом этапе в зависимости от решаемых задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (2005—2006 гг.) была определена проблема исследования, уточнялись объект, предмет, цель, задачи, понятийный аппарат изыскания. Изучалась философская, психологическая, педагогическая и специальная литература, определялись теоретико-

методологические предпосылки и подходы к решению заявленной проблемы, проводился анализ образовательных стандартов учебных планов, образовательных программ профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в вузе по исследуемой проблеме. В эти же сроки был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

На данном этапе основными методами исследования были: анализ научной литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; изучение продуктов деятельности и учебной документации вузов; наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2006—2007 гг.) была разработана и обоснована структурная модель, направленная на развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки, были обоснованы и апробированы комплекс организационно-педагогических условий и методика развития умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров, разработаны методические рекомендации по эффективному обеспечению рассматриваемого процесса.

Основными методами исследования на данном этапе были: моделирование, системный анализ, обобщение, интерпретация, наблюдение, тестирование, метод экспертной оценки, статистические методы первичной обработки результатов, формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2007—2008 гг.) осуществлялась обработка, анализ и интерпретация результатов проведенной опытно-экспериментальной работы, уточнялись основные выводы, был обобщен, систематизирован и оформлен материал диссертации, систематизированы методические материалы и рекомендации для преподавателей и студентов по рассматриваемому процессу.

Основные методы исследования на данном этапе: качественный и количественный анализ результатов; математические и статистические методы обработки результатов; методы наглядного представления результатов.

Экспериментальная база исследования. Констатирующий этап эксперимента осуществлялся на базе факультета изобразительных искусств и дизайна Магнитогорского государственного университета, его филиалов в г. Оренбург, Орск, Курган, Златоуст, Сибай, Челябинск. В нем приняли участие 472 студента. Формирующий этап эксперимента проходил на базе Магнитогорского государственного университета с охватом 109 студентов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

разработана структурная модель развития у будущих дизайнеров умений убеждающего воздействия в процессе профессиональной подготовки, суть которой заключается в подготовке данных специалистов к эффективному деловому общению в ходе проектной деятельности;

выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий, направленных на эффективное функционирование разработанной структурной модели, отличительной особенностью которых является направленность студента на овладение умениями осознанно и грамотно1 осуществлять процесс убеждения клиентов на всех этапах проектной деятельности;

разработана и экспериментально проверена методика развития умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров, основанная на осознании студентами механизмов убеждения, овладении приемами убеждающего воздействия применительно к проектной деятельности, самоанализе и самоконтроле накопленного коммуникативного опыта дизайнера в решении профессиональных задач.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены особенности реализации принципов системного, личностно-ориентированного и контекстного подходов применительно к развитию умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки; обоснованы этапы общения дизайнера с заказчиком в ходе проектной деятельности и соответствующие умения убеждающего воздействия, которыми должен владеть данный специалист;

определены характеристики студентов с разными уровнями развития умений убеждающего воздействия. Эти материалы вносят существенный вклад в теорию профессионального образования, открывают возможности дальнейшего развития теории общения в системе профессиональной подготовки дизайнеров и способствуют упорядочиванию теоретико-методологических оснований исследуемой проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлены и обоснованы критерии, показатели и диагностические методики оценки эффективности рассматриваемого процесса, разработаны методические рекомендации (задания, упражнения, правила, игры, видеоматериалы, памятки, карты и др.) для преподавателей и студентов по эффективному развитию умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в ходе учебно-профессиональной проектной деятельности. Авторские материалы могут быть широко использованы в системе высшего профессионального образования.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается
проведением исследования с опорой на теоретические положения
философии, психологии и педагогики; выбором разнообразных методов,
адекватных целям и задачам; воспроизводимостью результатов и
верифицируемостыо полученных экспериментальных данных;

количественным и качественным их анализом; достаточной апробацией идей и результатов исследования в печати и на научно-практических конференциях, обработкой эксперимента статистическими методами с применением компьютерных программ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Структурная модель развития умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки основана на реализации принципов системного, личностно-ориентированного и контекстного подходов, представлена четырьмя взаимосвязанными компонентами (нормативно-целевым, организационно-содержательным,

методическим и критериальнно-оценочным), направлена на приобретение данными специалистами опыта делового общения и повышение качества их профессиональной подготовки в ходе проектной деятельности.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий, направленный в рамках модели на эффективное развитие умений убеждающего воздействия будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки, включает в себя: 1) обеспечение понимания студентами действия механизмов убеждающего воздействия; 2) активное использование в обучении тренинговых методов для усвоения и закрепления приемов убеждения; 3) развитие рефлексии коммуникативного опыта, накопленного студентами на всех этапах проектной деятельности.

  2. Эффективное развитие умений убеждающего воздействия будущих дизайнеров (коммуникативных, перцептивных, рефлексивных умений и умений убеждать) в ходе учебно-профессиональной проектной деятельности осуществляется по этапам общения дизайнера с заказчиком: 1) сбор и обработка информации; 2) утверждение дизайн-концепции; 3) утверждение деталей проекта; 4) презентация проекта.

  3. Методика развития умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки, направленная на активное включение студентов в учебно-профессиональную проектную деятельность, способствует приобретению ими опыта убеждения заказчика в моделируемых ситуациях, опыта самоанализа и самоконтроля, позволяет осознанно усваивать этапы, механизмы, способы и приемы убеждающего воздействия; она вбирает в себя совокупность взаимосвязанных:

  1. методов обучения (групповой дискуссии, игровые (ролевые, ситуационно-ролевые, деловые игры), метод «мозгового штурма», методы развития социальной перцепции (упражнения, наблюдение, анализ, интерпретация), проектные и рефлексивные методы;

  2. педагогических средств обучения (задания, ситуации, карты, оценочные листы, творческие проекты, памятки и правила, видеоматериалы);

3) форм организации обучения (игры, практикумы, защиты проектов, консультации).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы в Магнитогорском государственном университете; посредством публикации научных статей в сборниках аспирантов, соискателей и преподавателей (Магнитогорск, 2006, 2007, 2008 гг.), докладов на семинарах аспирантов и соискателей при кафедре педагогики МаГУ (2005—2008 гг.).

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры дизайна и кафедры педагогики ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» (2005—2008 гг.), докладывались автором на Международной научно-практической конференции (Пенза, 2008 г.), Всероссийских научно-практических конференциях (Магнитогорск, 2007 г., Пенза, 2008 г.), региональных научно-практических конференциях (Магнитогорск, 2008 г.), представлены в статье журнала, рекомендованного ВАК РФ (Новосибирск, 2008 г.).

Структура диссертации: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы по проблеме исследования и приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются цель, объект и предмет, формулируются гипотеза и задачи, обозначаются теоретико-методологическая основа и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, характеризуются экспериментальная база и этапы, представляются положения, выносимые на защиту, и приводятся сведения об апробации и внедрении результатов выполненной работы.

В первой главе «Теоретические основы развития умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки» анализируется состояние рассматриваемой проблемы; уточняется терминологический аппарат исследования,

выявляются сущность, структура, компоненты и механизмы убеждающего воздействия, разрабатывается структурная модель рассматриваемого процесса, обосновывается комплекс организационно-педагогических условий её эффективного функционирования.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки» определяются цель, задачи, методы и содержание экспериментальной работы, выявляются и обосновываются критерии, показатели и диагностические методики по оценке эффективности комплекса организационно-педагогических условий и методики развития умений убеждающего воздействия будущих дизайнеров, анализируются и интерпретируются результаты эксперимента.

В заключении изложены основные результаты и выводы исследования, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки как педагогическая проблема

Целью данного параграфа является теоретический анализ проблемы развития умений убеждающего воздействия в процессе профессиональной подготовки дизайнера.

Сегодня понятие «дизайн» употребляется для характеристики процесса художественного, художественно-технического проектирования и результатов этого процесса—проектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществленных проектов—изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и пр. [210, с. 5]. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и опережают современность. Сам дизайн ориентирован на передовые технологии и материалы, на современные технические достижения и веяния моды, высокие потребительские свойства выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообразные вкусы людей [13, с. 17].

Проанализировав определения дизайна, данные различными авторами (В.Л. Глазычев, А.В. Ефимов, Л.М. Кулеева, Г.Б. Минервин, СМ. Михайлов, СИ. Ожегов, В.В. Сеньковский, В.Ф. Рунге, Т.В. Усатая, В.Т. Шимко и д.р.), можно говорить о том, что дизайн понимается как деятельность (процесс художественного, художественно-технического проектирования) и результат этой деятельности (проекты, эскизы, макеты) [51, 75, 65, 160, 210, 239, 259, 265 и д.р.].

В рамках нашего педагогического исследования нас интересует понятие «дизайна» как деятельности, поскольку процесс профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «дизайн», направлен именно на подготовку их к профессиональной дизайнерской деятельности.

Для нашего исследования больше подходит определение «дизайна», данное В.Ф. Рунге и В.В. Сеньковским: «дизайн - это специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом» [210].

Мы придерживаемся мнения О.В. Арефьевой, которая утверждает, что профессиональная деятельность дизайнера направлена на взаимодействие с системой окружающего мира, начиная от средовой организации этого мира до выстраивания психологических и коммуникативных отношений внутри человеческого общества. Дизайнер активно взаимодействует и является центральным звеном в системе отношений с окружающим миром, и потому он должен обладать уникальным комплексом профессиональных качеств, которые формируются в процессе профессиональной подготовки данного специалиста [13, с. 17].

Модель развития умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки

Перед нами стоит задача построения модели, направленной на эффективное развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров.

При построении модели мы использовали метод моделирования, являющийся одним из основных способов теоретического познания, средством педагогического исследования. Моделирование - процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих собственные свойства более сложных объектов (прототипов). Данный метод служит исследовательским инструментом для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа [104, с. 158].

В научной литературе даётся различное описание понятия «модели». В отличие от философии, психологии и теории моделей, в педагогике понятие «модели» используется в более узком смысле слова. Модель, с точки зрения педагогики, является средством управления, средством организации, практических занятий, средством представления образцово правильных действий или результата, т.е. рабочим представлением целей. Она носит нормативный характер, играет роль стандарта, образца, под который подгоняется как сама деятельность, так и её результат [12, с. 35].

В нашем исследовании в качестве базового мы будем рассматривать определение, данное В. А. Штоффом: «Модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая научно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте» [293, с. 19].

Модель должна обладать определёнными признаками: воспроизведением существенных свойств оригинала, простотой и наглядностью, соотнесением информации о модели с реальной информацией об объекте моделирования и возможностью опытной проверки этой

информации. Эти признаки характерны для педагогического моделирования, они конкретизируются спецификой педагогических процессов. Педагогическое моделирование — научно обоснованное конструирование, отвечающее заданным требованиям и намеченной к построению в близком или отдалённом будущем модели педагогического процесса [299].

При разработке данной модели изучались разнообразные модели построения педагогического процесса: модель подготовки педагогов профессионального обучения специальности «дизайн интерьера» (Н.В. Квач) [100], структурно-содержательная модель формирования иноязычной культуры студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки (М.В. Кислинская) [102], модель формирования инженерно-технической компетенции дизайнера (СВ. Фролова) [276], модель развития художественно-творческого потенциала старшеклассников в дизайн-образовательной среде (И.В. Станько) [252], модель системы подготовки учителя к использованию интернет-технологий в профессиональной деятельности (Е.В. Романов) [204] и другие.

Ученые Ф.И. Перегудов и Ф.П. Тарасенко разделяют все модели по способам представления и передачи информации на познавательные и прагматические. Они считают, что поскольку модели играют чрезвычайно важную роль в организации любой деятельности человека, все виды деятельности удобно разделить по направленности основных потоков информации, циркулирующих между субъектом и окружающим его миром [179, с. 37-38].

Познавательные модели являются формой организации и представления знаний, средством соединения новых знаний с имеющимися. Поэтому при обнаружении расхождения между моделью и реальностью встает задача устранения этого расхождения с помощью изменения модели.

«Прагматические модели являются средством управления, средством организации практических действий, средством представления образцово правильных действий или их результата, т.е. являются рабочим представлением целей» [179, с. 37-38].

Другим признаком классификации моделей, описанным этими учеными, выступает состояние моделируемого объекта, и все модели разделяются на статические и динамические. Статические модели отражают конкретное состояние объекта. Динамические модели — изображают различия между состояниями объекта - оригинала.

Мы считаем, что в нашем исследовании речь должна пойти о структурной модели. Этот выбор обусловлен тем, что структурная модель отражает структуру системы, подлежащей исследованию, ее внутренние параметры, характеристики внешних возмущений [298]. Структура -совокупность устойчивых связей между частями объекта, обеспечивающих их целостность. Структурная модель развития умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров позволит нам проследить взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость структурных компонентов и их содержания в профессиональной подготовке вуза.

При построении модели важно сходство модели с реально существующим объектом. Чем больше сходство, тем точнее будут результаты и информация, полученная в процессе применения модели как средства познания закономерностей. Приём моделирования и полученные результаты широко используются на практике при организации деятельности вузов, в которых учебный процесс рассматривается как сложная модель профессиональной деятельности.

Цель, этапы, содержание экспериментальной работы

Руководствуясь теоретическими аспектами проблемы исследования, рассмотренными нами в первой главе, в данном параграфе мы рассмотрим цель, задачи, этапы, методы исследования, критерии и показатели оценки эффективности развития умений убеждающего воздействия, определим экспериментальную базу исследования.

Целью экспериментального исследования является внедрение и проверка комплекса выявленных организационно-педагогических условий, направленных на развитие у будущих дизайнеров умений убеждающего воздействия в ходе профессиональной подготовки.

Экспериментальная работа осуществлялась нами в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исходя из цели экспериментального исследования и предложенной нами гипотезы, мы определили задачи, которые поэтапно решались в ходе работы в экспериментальных и контрольной группах.

Все этапы экспериментальной работы были взаимосвязаны и подчинены цели эксперимента, но при этом каждый из них характеризовался собственными задачами, методами и результатами. В табл. 5 представлены этапы экспериментальной работы и соответствующие им задачи и методы.

Остановимся на организационных и содержательных аспектах первого - констатирующего - этапа эксперимента.

Данный этап экспериментального исследования проводился на базе факультета изобразительных искусств и дизайна Магнитогорского государственного университета, и в его филиалах в городах Оренбург, Орск, Курган, Златоуст, Сибай, Челябинск. В эксперименте участвовали студенты 2, 3 и 4-х курсов, всего 472 человека, обучающихся по специализации «графический дизайн», «дизайн среды» и «дизайн костюма», что составляет 98% от общего числа студентов.

Формирующий эксперимент проводился на базе Магнитогорского государственного университета, факультета изобразительных искусств и дизайна. В нем приняло участие 109 человек, обучающихся по специальности «Дизайн», что составляет 92 % от общего числа студентов 2, 3, и 4 курсов. Наша экспериментальная выборка отвечает требованию репрезентативности: она качественно и количественно представляет генеральную совокупность, то есть всех студентов университетов.

Для реализации поставленной цели эксперимента были созданы четыре группы студентов. Три из них - экспериментальные и одна контрольная группа. В экспериментальные группы ЭГ-2, ЭГ-3, ЭГ-4 были объединены студенты 2, 3, и 4-х курсов соответственно, обучающиеся по специализации «графический дизайн» и «дизайн среды». Комплекс педагогических условий в экспериментальных группах ЭГ-2, ЭГ-3, ЭГ-4 был введен соответственно на 2, 3 и 4-х курсах. В контрольную группу (КГ) вошли студенты 2, 3, 4-го курса, обучающиеся по специализации «дизайн костюма». Студенты контрольной группы обучались в обычном режиме.

Эксперимент проводился в рамках дисциплины «Проектирование», которая начинается с первого курса.

Решая задачи первого этапа, мы выявляли и обосновывали критерии и показатели для определения уровня развития умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров.

Анализ точек зрения различных ученых (Л.Е. Балашов, В.А. Беликов, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, и др.) позволил нам остановиться на следующих ключевых положениях, согласно которым:

критерий определяется как признак (свойство, качество) изучаемого объекта, на основании которого производится оценка, суждение о его состоянии и уровне функционирования;

показатель есть количественная и качественная характеристика сформированное каждого свойства, признака.

В настоящее время в педагогической теории и практике существуют общие требования к выделению и обоснованию критериев, которые сводятся к тому, что последние должны:

воссоздавать основные закономерности формирования и развития личности;

позволять устанавливать связи между всеми компонентами исследуемого педагогического явления или процесса;

быть раскрытыми через ряд качественных и количественных показателей, отражающих степень выраженности критерия и воспроизводящих динамику измеряемого качества во времени.

Принимая во внимание наши теоретические основания по анализу структуры убеждающего воздействия, в качестве метода оценки экспериментального исследования логично выбрать уровневый подход. При этом, уровень мы рассматриваем как «дискретное, относительно устойчивое, качественно своеобразное состояние материальных систем», как отношение «высших» и «низших» ступеней развития структур каких-либо объектов или процессов [246].

Похожие диссертации на Развитие умений убеждающего воздействия у будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки