Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки Олонцев Олег Иванович

Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки
<
Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Олонцев Олег Иванович. Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Олонцев Олег Иванович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2010.- 231 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1212

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ 21

1.1. Сущность и специфика художественно-образного мышления дизайнеров 21

1. 2. Основные свойства художественно-образного мышления дизайнеров, формируемые в процессе освоения дисциплины «Рисунок» в вузе 45

1. 3. Классификация педагогических условий формирования художественно-образного мышления дизайнеров в вузе 75

Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ В ВУЗЕ 102

2.1. Состояние уровня сформированности художественно-образного мышления студентов-дизайнеров в вузах 102

2. 2. Экспериментальная методика формирования художественно- образного мышления студентов-дизайнеров на занятиях по рисунку в вузе 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 172

ТАБЛИЦЫ 191

ИЛЛЮСТРАЦИИ 203

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Развитие рыночной экономики в России в последнее десятилетие изменило значение и общественный статус дизайнерской деятельности. В настоящее время дизайн становится одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности товаров и услуг. И это, в свою очередь, усиливает потребность в квалифицированных дизайнерах, обладающих профессиональными качествами, необходимыми для решения творческих задач в дизайнерской деятельности.

Художественно-образное мышление, являющееся основой проектной деятельности дизайнера, формируется в процессе профессионального образования. Особое значение в этом процессе приобретает вузовский этап, в ходе которого формируются художественно-образное мышление, художественный стиль и другие важнейшие характеристики профессионального мастерства дизайнера.

Специфика дизайнерской деятельности определяется её синтетическим характером, поскольку она возникла и существует на стыке художественных и технических профессий. Наряду с художественными вузами, вузами культуры и искусств подготовку дизайнеров осуществляют технические вузы, а также вузы общего гуманитарного профиля. Поэтому проблема совершенствования профессиональной подготовки дизайнеров в вузах приобретает особую социальную и научную актуальность. В этой связи обращает на себя внимание необходимость создания в процессе вузовской подготовки особых педагогических условий для формирования художественно-образного мышления будущих дизайнеров. Однако решение этой педагогической задачи сопряжено с определенными трудностями, вызванными, прежде всего, недостаточной научной и методической разработкой проблем преподавания дизайнерского рисунка, направленного на формирование художественно-образного мышления дизайнеров.

На современном уровне развития педагогики профессионального образования приоритетным становится развитие дидактических принципов обучения рисунку на основе деятельностной парадигмы, взамен стимульной парадигмы, что обуславливает значительное увеличение в содержании

4 программ обучения рисунку разделов, содержащих образно-теоретические компоненты (когнитивные, креативные, деятельностные и др.).

Важность освоения графического искусства и его основы - рисунка, который является основным инструментом проектной деятельности дизайнера, часто становится очевидной на просмотрах студенческих курсовых проектов. Дело в том, что многие студенческие проекты грешат ошибками, возникающими из-за слабого владения рисунком. Это и неверное построение перспективы, неправильное построение теней, неверная передача пропорций, незнание анатомии человека и животных и т.д. Формирование образно-теоретического мышления происходит благодаря освоению студентами определенных знаний и является необходимым условием эффективного обучения студентов основам профессионального мастерства.

В связи с вышесказанным, представления о подготовке профессионалов-дизайнеров среди педагогов различных вузов имеют значительные отличия: одни делают акцент на художественные дисциплины, другие больше заботятся о технической и технологической подготовке студентов-дизайнеров. Весьма важной проблемой, с которой сталкиваются преподаватели дизайнерских кафедр, является недостаточная разработанность модели специалиста-дизайнера, отсутствие четкого представления о том, какие профессиональные качества необходимо развивать у будущих дизайнеров.

При этом педагогический процесс формирования художественно-образного мышления у студентов, обучающихся в вузе по специальности «Дизайн», обусловлен существенными противоречиями между:

потребностью в методологическом обосновании и теоретическом осмыслении принципов и методов формирования художественно-образного мышления дизайнеров и недостаточной научной разработкой сущности, специфики и свойств художественно-образного мышления в связи с задачами совершенствования учебной и творческой деятельности будущих дизайнеров;

необходимостью реализации в учебно-воспитательном процессе педагогических условий для эффективного формирования художественно-образного мышления студентов-дизайнеров, и недостаточной специальной научно-методической разработкой данных условий;

- потребностью в специально разработанных педагогических
средствах формирования художественно-образного мышления на занятиях
по рисунку и отсутствием на практике специальных методик и технологий,
адаптированных к задачам вузовской подготовки дизайнеров;

необходимостью педагогической диагностики уровня
сформированности профессионального художественно-образного

мышления у студентов-дизайнеров и отсутствием научно обоснованной и апробированной системы критериев, показателей и диагностических средств, применяемых в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров в вузах.

Выявленные противоречия позволили сформулировать основную проблему данного диссертационного исследования: каковы педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки по рисунку.

Степень научной разработанности проблемы, поставленной в нашей диссертации, характеризуется наличием нескольких направлений науки, в которых данная проблема исследовалась. Выделяем несколько наиболее общих направлений:

образная природа творчества в искусстве в целом, а также в архитектуре и дизайне в частности исследовалась с философских позиций Ю.П. Азаровым, А.А. Ароновым, Г.С. Батищевым, В.П. Бранским, А.В. Иконниковым, М.С. Каганом, Н.Л. Лейзеровым и др., образную структуру в творчестве дизайнеров с культурологических позиций исследовал В.В. Чижиков;

психологическая проблематика образного мышления интенсивно разрабатывались в работах П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.А. Митькина, Р.С. Немова, С.Д. Смирнова, O.K. Тихомирова, Н. Хофман, М.С. Шехтер, И.Н. Якиманской и др. исследователей, которые раскрыли особенности и значение образного мышления человека. В исследованиях С.Д. Смирнова подвержена критическому анализу стимульная парадигма построения образа и выдвинута альтернативная деятельностная парадигма построения образа;

проблема образного мышления детально разработана с точки зрения психофизиологии зрительного восприятия в трудах Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко, А.Д. Логвиненко, М.А. Матова, В.В.

Суворова, З.Г. Туровской и др. Когнитивный подход к изучению психофизиологии образного мышления в контексте выполнения целенаправленной познавательной деятельности разработан Джоном Т.Э. Ричардсоном;

- в педагогическом аспекте проблема формирования художественно-
образного мышления в учебном процессе рассматривалась наряду с
другими проблемами художественного образования в исследованиях
А.А. Аронова, Н.К. Баклановой, Л.С. Зориловой, А.Г. Казаковой,
Т.П. Прусаковой, Ю.А. Стрельцова, Н.Ф. Спинжар, С.К. Ткалич,

В.В. Чижикова и др.

Проблемы образного мышления художников, дизайнеров разрабатывались в теоретических трудах художников-педагогов: О.А. Авсиян, В.Г. Подрезкова, А.А. Дейнеки, СЕ. Игнатьева, B.C. Кузина, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, СП. Рощина, СВ. Тихонова, В.А. Фаворского, Н.К. Шабанова. Названные авторы воспринимали и изучали практическую работу художников как мыслительную деятельность, имеющую «в высшей степени наглядно-образный характер» [B.C. Кузин]. Однако следует отметить, что формирование художественно-образного мышления студентов художественных специальностей крайне редко выделялось в отдельно поставленную проблему, а обычно рассматривалось в комплексе с другими проблемами преподавания рисунка, хотя необходимость такого специального исследования давно назрела.

В последнее десятилетие проблематика научных и методических исследований развития образного мышления художников и дизайнеров эволюционирует в сторону творческого преобразования воспринимаемых в жизни образов в художественно обусловленные образы произведений искусства, нашла отражение в работах И.Б. Ветровой, О.Л. Голубевой, Т.П. Прусаковой и др. Проблема образного мышления в академическом рисунке, в контексте общих проблем преподавания рисунка продолжает разрабатываться в трудах В.В. Бабияка, С.А. Гавриляченко, К.Н. Гаврилина, СЕ. Игнатьева, Н.Г. Ли, Р.В. Паранюшкина, СП. Рощина, Н.К. Соловьева, и др. Таким образом, и в последнем десятилетии проблема формирования художественно-образного мышления так же, как и прежде, изучается в комплексе с другими проблемами художественной педагогики. Следует отметить, что в изучении данной проблемы в художественной педагогике

7 нет прямого использования последних исследований психологической науки: утверждающейся в ней деятельностной парадигмы развития образного мышления.

Формирование художественно-образного мышления необходимо для профессиональной подготовки не только дизайнеров, но и специалистов других художественных профессий: художников и архитекторов. Рисунок является общепрофессиональной дисциплиной, занимающей одно из ведущих мест в учебных планах подготовки профессионалов названных профессий. Однако ввиду сравнительно небольшого времени возникновения и количественного разрастания факультетов и кафедр дизайна в высших учебных заведениях, методика формирования художественно-образного мышления именно дизайнеров оказалась менее изученной.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки дизайнеров в вузе.

Предмет исследования - педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров на занятиях по рисунку в вузе.

Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование педагогических условий формирования художественно-образного мышления дизайнеров и апробация авторской экспериментальной методики на занятиях по рисунку в вузе.

Задачи исследования:

определить сущность, специфику и компоненты профессионального художественно-образного мышления дизайнеров;

выявить и систематизировать свойства художественно-образного мышления, необходимые для решения творческих задач в профессиональной деятельности дизайнера;

определить педагогические условия формирования художественно-образного мышления студентов-дизайнеров в процессе освоения дисциплины «Рисунок»;

разработать систему критериев и показателей диагностики уровня сформированности художественно-образного мышления у студентов-дизайнеров на основе анализа выполнения заданий по рисунку;

- разработать и экспериментально апробировать авторскую методику
формирования художественно-образного мышления дизайнеров.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование художественно-образного мышления в процессе вузовской подготовки дизайнеров по рисунку будет более эффективным при соблюдении:

- общих педагогических условий: разработка учебных планов,
программ и отдельных заданий по рисунку и другим
общепрофессиональным дисциплинам на основе деятельностной
парадигмы построения художественного образа взамен стимульной
парадигмы формирования художественного образа;

специальных педагогических условий: разработка учебных заданий по рисунку с учетом планомерного поэтапного формирования отдельных свойств художественно-образного мышления дизайнеров; разработка специальных методик и технологий подготовки по рисунку, способствующих формированию художественно-образного мышления дизайнеров;

дополнительных педагогических условий: наличие разработанных критериев, показателей и применение в учебном процессе методик педагогической диагностики уровня сформированности художественно-образного мышления дизайнеров.

Методологической базой исследования являются положения классической философии (Фихте, Г. Гегель, И. Кант и др.) и психологической науки о деятельностном характере развития человеческой личности в целом, и образного мышления в частности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Г.П. Щедровицкий и др.); о человеке как субъекте деятельности и обучения (К.Д. Ушинский А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); о единстве теории и практики, профессиональной подготовки специалистов (Г.С. Батищев, Л.П. Буева, М.С. Каган, И.С. Кон, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.); идеи гуманизации образовательного процесса и развития творческого потенциала как основа целостного становления личности (В.П. Зинченко, Л.В. Брушлинский, B.C. Швырев и др.); фундаментальная идея целостности художественного

9 образа, разработанная в трудах философов и теоретиков искусства А.Ф. Лосева, Ю.Б. Борева, В.В. Бычкова, М.С. Кагана, В.П. Бранского и др. Теоретическую основу исследования составили:

теория деятельности А.Н. Леонтьева и теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;

исследования, раскрывающие соотношение воспитания и процесса социализации личности, осмысляющие природу этого педагогического процесса (А.А. Бодалев, В.В. Зеньковский, А.Г. Ковалева, Г.С. Костюк, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Д.Б. Эльконин и др.);

теоретические исследования и методические разработки основ и специфики профессионального образования (С.Д. Смирнов, А.А. Аронов, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, В.Д. Симоненко, Ю.А. Стрельцов, В.И. Черниченко, В.А. Якунин, Н.Н. Ярошенко и др.), послужили методологической основой исследования и анализа учебного процесса в вузовском образовании.

Изучая проблему эффективного формирования художественно-образного мышления, мы опирались на психологические теории В.П. Зинченко, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, B.C. Кузина, В.И. Кириенко. Методологической базой нам послужили также научные труды по восприятию предмета и рисунка Н.Н. Волкова, восприятия искусства Б.Ф. Ломова, А.А. Митькина, искусствоведческие исследования пространства картины Л.В. Мочалова, П.А. Кудина. Исследуя проблему особенностей профессионального дизайнерского мышления, мы опирались на труды педагогов и теоретиков дизайна О.Г. Яцюк, Э. Романычевой, СМ. Михайлова, Л.М. Кулевой, Элис Туэмлоу, Д.Ф. Миронова, В.Л. Музыченко, О.Ю. Андреева, М.Н. Петрова, В.П. Молочкова, В.В. Чижикова и др.

Базой исследования стали кафедра Дизайна Московского государственного университета культуры и искусств, а также кафедра Дизайна архитектурной среды Российской международной академии туризма (г. Москва). На этих кафедрах проводились констатирующий и формирующий эксперименты. Базой педагогической, методической и предварительной исследовательской работы послужили кафедра Основ архитектурного проектирования факультета Архитектуры и планировки сельских населенных мест Казахстанской сельскохозяйственной академии,

10 изостудия Целиноградского Дворца молодежи, кафедра Рисунка Московского архитектурного института.

Апробация методики преподавания дисциплин цикла
изобразительного искусства происходила также на кафедре Рисунка и
живописи Елабужского педагогического института, кафедре Черчения и
трудового обучения художественно-графического факультета

Карагандинского педагогического института, кафедре Рисунка художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета, в Московской детской художественной школе № 9.

На всех указанных базах автор диссертации работал в качестве преподавателя рисунка и живописи и самостоятельно вел научно-исследовательскую работу.

Этапы исследования. Научному исследованию по названной в диссертации теме предшествовал этап поиска и освоения наиболее эффективных методик и методов преподавания рисунка и других дисциплин изобразительного искусства, который проходил в процессе практической работы соискателя в качестве преподавателя в различных вузах России и Казахстана (1979-1989 г.г.,2002-2004 гг.). На этом этапе осуществлялись сбор эмпирического материала путем наблюдения и педагогических бесед, выработка определенных педагогических приемов и методов, поиск наиболее эффективных методик обучения рисунку и живописи.

Первый этап исследования (2004-2005 гг.). Исследование было начато с изучения философской, психологической, педагогической литературы по теме диссертации, а также литературы по теории дизайна и методике преподавания общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, преподаваемых по учебным планам специальности «Дизайн». В этот период определилась основная концепция научно-педагогического исследования, были разработаны основные теоретические положения, изложенные впоследствии в тексте диссертации.

Проанализировав состояние методического обеспечения учебного процесса по рисунку, мы пришли к выводу, что в методических пособиях в качестве методологического основания, чаще всего, используется стимульная парадигма возникновения в сознании человека визуальных

образов. Приверженцы данной теории делают акцент на визуальном восприятии изображаемого предмета, которое, по их мнению, является решающим для точного изображения предметов в рисунке. Деятельность рисующего в такой интерпретации сводится к механическому репродуктивному восприятию видимого объекта и изображению его на рисунке.

Известные психологи А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов, Н.Н. Волков подвергли стимульную парадигму серьезной и хорошо аргументированной критике. В качестве альтернативы методологической основой нашего исследования явилась деятельностная парадигма построения и восприятия визуальных образов. Из данного методологического посыла мы логично обосновывали продуктивный характер изобразительной деятельности, даже в том случае, если художник работает с натуры и ставит задачу по возможности более точного изображения стоящего перед его взором объекта.

Поскольку деятельность рисующего носит продуктивный характер, для результата творческого процесса важно, каким рисующий представляется себе конечный результат своей работы (т.е. законченный рисунок). Таким образом, мы приступили к созданию методики, в которой предполагается формирование знаний, умений, навыков продуктивного восприятия и воспроизведения в рисунке изображаемых объектов. Для выполнения такой задачи в экспериментальной методике мы значительно увеличили количество учебного материала по теории рисунка. Данный материал состоял в основном из схем, чертежей, клаузур, схематичных рисунков.

На втором этапе (2005-2008 гг.) нами были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, апробированы новые методики и подходы в преподавании рисунка дизайнерам с целью экспериментального подтверждения выработанной педагогической гипотезы. Для подготовки к проведению констатирующего эксперимента нами были разработаны критерии оценки уровня сформированности художественно-образного мышления студентов-дизайнеров. В качестве показателей, на которых основывались наши оценки, мы использовали учебные работы по академическому рисунку. Анализ студенческих работ позволял оценить: насколько успешно решались в рисунке поставленные

12 педагогами задачи. Для дифференцированной оценки определенных свойств художественно-образного мышления нами также были разработаны специальные графические тесты, выполняя которые, студенты показывали определенный уровень сформированности различных свойств художественно-образного мышления студентов кафедры «Дизайн».

При подготовке к проведению формирующего эксперимента мы разработали серию графических заданий, выполняя которые, студенты приобретали необходимый минимум знаний по теории учебного академического рисунка. Причем, изучение правил и законов учебного академического рисунка при помощи исполнения краткосрочных набросков, позволяло осваивать теорию в непосредственной связи с практикой изобразительной деятельности. Выполнение указанных заданий проходило в экспериментальных группах. Для проведения сравнительного анализа в эксперименте участвовали студенты контрольных групп. Уровень сформированности художественно-образного мышления в контрольных группах оценивался по учебным рисункам и графическим тестовым заданиям.

На третьем этапе (2008-2009 гг.) нами была проведена обработка данных экспериментального исследования, обобщены, проанализированы и просчитаны результаты эксперимента, подтверждающие выработанную гипотезу диссертационного исследования. На третьем этапе велась работа над анализом и описанием учебного процесса во время проведения формирующего эксперимента. Была доказана эффективность экспериментальной методики формирования художественно-образного мышления дизайнеров. На третьем этапе было написано также заключение диссертации, проведена редакционная работа со списком литературы и отбор иллюстративного материала, представленного в приложении к диссертации. Проведено редактирование текстов исследования. На третьем этапе выполнялась работа по внедрению экспериментальных методик в учебные программы вузов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- определены сущность, специфика и компоненты художественно-образного мышления дизайнеров, сформулирована научная идея формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе выполнения учебных заданий по теории рисунка на основе деятельностной

13 парадигмы образного мышления взамен стимульной парадигмы построения визуального образа;

систематизированы свойства художественно-образного мышления дизайнеров, обусловленные профессиональной деятельностью и позволяющие вести многовариантный поиск дизайнерских проектных решений и фиксировать их в графически выполненных клаузурах;

разработан и систематизирован перечень педагогических условий формирования художественно-образного мышления в процессе освоения дисциплины «Рисунок» в вузе (общие, специальные, дополнительные педагогические условия);

разработаны критерии определения уровня сформированности художественно-образного мышления студентов-дизайнеров по балльной системе оценок на основе анализа продуктов учебной деятельности (рисунков, клаузур, чертежей);

создана и научно обоснована методика формирования художественно-образного мышления дизайнеров, обеспечивающая эффективное формирование свойств художественно-образного мышления студентов-дизайнеров.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: сформулированы методологические основы формирования и развития художественно-образного мышления студентов-дизайнеров на занятиях по рисунку, выработаны принципиальные основы практической деятельности преподавателей рисунка с использованием данной модели; систематизированы свойства художественно-образного мышления дизайнеров, что позволило проводить аналитическую оценку программ по рисунку с точки зрения полноты и эффективности развития художественно-образного мышления; определены методы визуальной оценки пропорциональных отношений предмета и его изображения в процессе работы над учебным и творческим рисунками; разработана и теоретически обоснована методика формирования различных свойств художественно-образного мышления дизайнеров.

Практическая значимость исследования определяется тем, что диссертантом разработана и экспериментально обоснована модель педагогических условий, позволяющих интенсифицировать формирование художественно-образного мышления дизайнеров в процессе обучения

14 академическому рисунку. При этом разработаны и внедрены в учебный процесс научно обоснованные методические рекомендации по использованию педагогической модели интенсификации развития художественно-образного мышления дизайнеров на занятиях по рисунку. Разработана и внедрена в учебный процесс научно обоснованная методика формирования способности относительно точной визуальной оценки пропорциональных отношений предмета и его изображения. Основные идеи, положения, методические разработки по формированию и развитию художественно-образного мышления могут быть использованы в различных уровнях и формах профессионального дизайнерского образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологических оснований исследования, обстоятельным изучением эмпирических результатов учебного процесса на различных и разнообразных базах исследования. Сообщения на научно-практических конференциях, проходивших на факультете социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, позволили обсудить и подвергнуть углубленному анализу данные проводимых экспериментов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность художественно-образного мышления дизайнеров
определяется, как способность мысленно манипулировать образами,
находить в воображении варианты формы проектируемых объектов и
наглядно фиксировать их в различных видах проектной графики.

2. Специфика художественно-образного мышления дизайнеров
проявляется в особых его свойствах, обеспечивающих эффективность
профессиональной деятельности. В педагогическом процессе
профессиональной подготовки дизайнеров в вузе могут быть специально
сформированы следующие основные свойства профессионального
художественно-образного мышления:

а) представлять и создавать в воображении проекции объемного
изображения на плоскости, построенные по законам линейной
перспективы;

б) сформированная в процессе обучения способность к
конструктивному анализу и синтезу образного восприятия и представления
изображаемых объектов;

в) выработанное в процессе профессиональной подготовки умение
выявить форму изображаемых объектов при помощи светотеневой лепки
объема;

г) представление о внешней форме и функционировании основных
объектов творчества дизайнера: фигуры человека и животных, архитектуре
различных исторических периодов и различных народов, объектов
материальной культуры, природы, техники и т.д.;

д) сформированное в результате профессиональной подготовки
чувство пропорций и умение находить совершенные пропорции в
проектируемых объектах;

е) выработанный в процессе учебы и творческой деятельности
индивидуальный графический язык, непосредственно связанный с
освоением тех или иных графических техник и художественных
материалов;

ж) выработанное умение мыслить цветовыми отношениями, как на
плоскости, так и в пространстве - это профессиональное чувство цвета;

з) сформированное в процессе обучения и самообразования умении
мыслить пластическими, скульптурными образами;

и) профессиональная способность к созданию, редактированию, пониманию и использованию фотографического изображения, которое вводится в композицию плакатов, упаковки или другой печатной продукции;

к) сформированное в процессе профессионального обучения умение наполнять образным содержанием шрифтовые композиции в любых видах графики в дизайне.

3. Педагогическими условиями, при которых возможна интенсификация процесса формирования художественно-образного мышления дизайнеров на занятиях по рисунку, являются:

- общие педагогические условия (разработка учебных планов,
программ и отдельных заданий по рисунку и другим
общепрофессиональным дисциплинам на основе деятельностной
парадигмы построения художественного образа взамен стимульной
парадигмы формирования художественного образа);

- специальные педагогические условия (разработка учебных заданий
по рисунку с учетом планомерного поэтапного формирования отдельных

свойств художественно-образного мышления дизайнеров; разработка специальных методик и технологий подготовки по рисунку, способствующих формированию художественно-образного мышления дизайнеров);

- дополнительные педагогические условия (наличие разработанных
критериев, показателей и применение в учебном процессе методик
педагогической диагностики уровня сформированности художественно-
образного мышления дизайнеров).

4. Критерии и показатели сформированности художественно-образного мышления дизайнеров:

- критерий построения перспективных изображений объектов на
изобразительной плоскости (показатели: сформированность объемно-
пространственного мышления; освоение знаний по теории перспективы);

- критерий аналитического подхода в изображении объектов
(показатели: наличие навыков конструктивного рисования; умение
анализировать внутреннюю форму и скрытую от взора конструкцию
изображаемых объектов);

критерий светотональной моделировки формы и объема изображаемых объектов (показатель: освоение знаний теории светотени в академическом рисунке; сформированность умений представлять движение световых потоков по поверхности изображаемых объектов);

критерий создания изображений объектов с верно найденными пропорциями (показатель: сформированность умений визуально оценивать пропорциональные отношения формы изображаемых объектов; развитость эстетического чувства гармоничных пропорциональных отношений);

критерий верной передачи пластической формы, внутренней конструкции, сочленений объемов и механики движения изображаемых объектов (показатель: сформированность знаний пластической анатомии человека и животных; сформированность знаний объемной формы, конструкции, функционирования и технологии изготовления объектов;

- критерий оригинальности графической техники (показатель:
навыки применения в графических работах различных художественных
материалов; умение находить для решения художественных задач наиболее
подходящие техники исполнения);

17 критерий многовариантности композиционного поиска (показатель: наличие множества клаузур по любому композиционному заданию).

5. Основные компоненты создания методики формирования художественно-образного мышления дизайнеров являются:

- учебный материал по теории рисунка, который должен осваиваться
в процессе выполнения графических заданий в виде чертежей, схем и
линейно-конструктивных рисунков;

выполнение учебных заданий должно носить характер продуктивной мыслительной деятельности; задания должны включать такие задачи, для выполнения которых студенту необходимо мысленно манипулировать в пространстве визуальными образами;

исключение из программ заданий, которые носят характер бездумного механического исполнения, заменять их заданиями, содержащими задачи на продуктивную образную деятельность;

сложность выполнения заданий должна возрастать по мере достижения положительных результатов при выполнении предыдущих заданий.

Апробация результатов исследования осуществлена на занятиях по дисциплинам: «Рисунок» и «Техники графики», проводимых по учебным планам кафедры «Дизайн» Московского государственного университета культуры и искусств и кафедры «Дизайн архитектурной среды» Российской международной академии туризма. Результаты исследования сообщались и обсуждались на международной научно-практической конференции «Совершенствование подготовки кадров в вузах культуры и искусств» (МГУКИ, 2006), на научно-методической конференции «Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов в образовательном процессе».

Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс кафедры дизайна Московского государственного университета культуры и искусств по дисциплинам: «Рисунок», «Техники графики» и «Шрифт», а также в учебный процесс кафедры дизайна архитектурной среды Российской международной академии туризма по дисциплинам: «Рисунок», «Скульптура и скульптурно-пластическое моделирование», «Техники изобразительного искусства».

18 Структура диссертации состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы, таблиц и иллюстраций.

Сущность и специфика художественно-образного мышления дизайнеров

Мышление - одна из основополагающих категорий психологии. Существует несколько классификаций видов мышления. В основной из них мышление подразделяется на наглядно-действенное, наглядно-образное и отвлеченное мышление [150. С. 452-453]. В. П. Зинченко приводит более строгую псевдогенетическую классификацию: «сенсомоторный интеллект, наглядно-действенное мышление, конкретно-образное мышление, разновидностью которого является визуальное; вербальный интеллект или словесно-логическое, дискурсивное мышление; знаково-символическое и мифологическое мышление» [65. С. 96].

Приведенная классификация не является исчерпывающей. В психологической литературе можно найти множество определений видов мышления. Такие виды обычно «классифицируются по разным основаниям...: обыденное - научное; формальное - содержательное; ассоциативное -структурное; логическое - пралогическое (синкретическое); реалистическое -аутистическое; рассудочное - разумное; эмпирическое (практическое) — теоретическое; рациональное - иррациональное (магическое); рассуждающее -интуитивное; непосредственное (неосознаваемое) - рефлексивное; репродуктивное - продуктивное (творческое); нормальное — патологическое и т.д.» [65. С. 95-96].

Наглядно-образное или конкретно-образное мышление является доминирующим видом мышления в творческом процессе представителей различных профессий в области искусства. Доминирование определенного вида мышления обусловлено «языком», на котором создаются и воспринимаются произведения искусства. Различным видам искусства присуща различная система образов создаваемых произведений. Композитор благодаря развитому воображению слышит музыку создаваемых произведений; художник видит внутренним зрением композиционное решение задуманных картин; режиссер представляет в своем воображении мизансцены будущих спектаклей.

Дизайнеру для успешного решения творческих задач необходимо иметь сформированное в процессе специальной подготовки пространственное, прежде всего, визуальное художественно-образное мышление. Наиболее близким по характеру деятельности к мышлению дизайнера является мышление архитекторов и художников. Мышление дизайнера носит синтетический, целостный и многогранный характер.

1. «Художественное творчество как образное хмышление и как рождение особой реальности» изучается и в рамках направления философской науки, называемого эстетикой [31. С. 114]. Ю.Б. Борев пишет: «Художественное мышление образно. Оно сочетает обобщенность и конкретность с личностной формой. Искусство воссоздает жизнь в ее целостности и тем самым расширяет, углубляет реальный жизненный опыт человека» [31. С. 115]. Другой крупный российский специалист в области эстетики проф. В.В. Бычков дает образному мышлению следующую характеристику: «Художественный образ переводит доступно целостное узрение каких-то глубинных сущностных основ и изображаемой (выражаемой) реальности, и бытия в целом, не поддающихся дискурсивной вербализации и разумно-рассудочному осмыслению» [34. С. 288]. реципиента с уровня обыденного языкового (вербального) дискурсивного мышления на более высокий уровень неконцептуального эстетического сознания, эстетического видения, которому Далее автор развивает свою трактовку определения художественного образа в следующих словах: «Художественный образ - это эстетически трансформированный (преображенный) реликт древнего, архаического, утраченного в процессе культурно-цивилизационного развития человека додискурсивного сознания и одновременно - прообраз, указывающий возможное направление эволюции (скачка) современного состояния сознания, практически исчерпавшего возможности формально-логического дискурса, вербального языка» [34. С. 288].

Поставленная нами задача: определить сущность, специфику и компоненты художественно-образного мышления дизайнеров предполагает наличие или разработку определения феномена указанного дизайнерского мышления. Данное определение мы выводили из деятельностного подхода к данной проблеме. Художественно-образное мышление дизайнера есть интеллектуальная деятельность над созданием дизайн-проектов и других профессиональных творческих продуктов, создаваемых художественными средствами.

Определяя специфику художественно-образного мышления дизайнеров, мы также исходили из профессиональной деятельности дизайнера: 1) Специфическим качеством художественно-образного мышления дизайнеров является визуальный характер образов дизайнерского творчества.

2) В отличие от образного мышления художников, работающих в живописи, графике и скульптуре, художественное творчество в дизайне, по классификации М.С. Кагана, не является изобразительным [72. С. 366].

3) Образное мышление дизайнеров является не только художественным, поскольку в проектной деятельности дизайнеру приходится решать художественные задачи в комплексе с техническими и утилитарными задачами (искусства монофункциональные и бифункциональные) [72. С. 372 378]. Что касается компонентов художественно-образного мышления, то в нашей классификации компонентами являются свойства названного мышления. Подробно свойства художественно-образного мышления описаны во втором параграфе первой главы диссертации. Изучение особенностей и различных свойств художественно-образного мышления дизайнера является одной из задач нашего научного исследования. Необходимо отметить, что не всякое наглядно-образное мышление является художественным. Наглядно-образное мышление может достигать высокого развития и у математиков, инженеров-конструкторов, и у представителей массы других профессий, в деятельности которых задачи создания художественного образа не ставятся. Тем не менее, характеристику наглядно-образного мышления необходимо дать, поскольку для творческой деятельности художника, архитектора, дизайнера этот вид мышления является преобладающим, хотя и далеко не единственным.

Основные свойства художественно-образного мышления дизайнеров, формируемые в процессе освоения дисциплины «Рисунок» в вузе

Для того, чтобы проанализировать процесс формирования профессионального художественно-образного мышления, необходимо выяснить: какие функции оно выполняет и какими качествами и свойствами обладает? Художественно-образное мышление дизайнера выполняет вполне определенные функции. Дизайнер при помощи мысленных манипуляций решает ряд задач, стоящих перед ним в процессе профессиональной деятельности. Для того, чтобы успешно решать педагогические задачи, необходимо выделить определенные свойства названного мышления, дать характеристики выделенных свойств образного мышления; определить и разработать методы и технологии формирования и развития выделенных свойств.

Термину «свойство» в Философском энциклопедическом словаре дано следующее определение: «свойство, филос. категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Всякое свойство относительно: свойство не существует вне отношений к другим свойствам и вещам...

Различие типов исследуемых свойств во многом определяет дифференциацию наук» [205. С. 598]. Свойствами профессионального мышления дизайнеров являются качества, которые отличают художественно-образное мышление дизайнера от образного мышления представителей других профессий, а также те качества, которые объединяют его с качествами образного мышления других профессий.

Основное, заложенное природой и историческим развитием свойство образного мышления человека, заключается в его произвольном характере. «Человек видит и визуально осмысливает окружающий его мир, выделяя и вычерпывая из предметного окружения необходимую ему визуальную информацию, которую использует для решения стоящих перед ним задач» [65. С. 103]. Мы определили одиннадцать свойств художественно-образного мышления дизайнеров и поделили их на два блока. Первый блок свойств -семь свойств, формируемые в основном при помощи занятий рисунком. Именно формирование этих семи свойств рассматриваются и исследуются в нашей диссертации. Второй блок свойств - это четыре свойства, формируемые на занятиях по другим профессиональным дисциплинам (кроме рисунка). Исследование свойств художественно-образного мышления дизайнеров второго блока выходит за рамки, определенные темой нашей диссертации.

К первому блоку мы отнесли следующие свойства:

Первое, формируемое на занятиях по рисунку, свойство профессионального художественно-образного мышления дизайнера - это приобретенное умение представлять и создавать в воображении проекции объемного изображения на плоскости, построенные по законам линейной перспективы. В повседневной житейской практике перед человеком такая задача никогда не ставится и не решается. Человек использует визуальную информацию, прежде всего, для определения своего места в пространстве, наполненном различными материальными объектами, и определения пути, по которому можно двигаться, а также для различных видов деятельности в этом пространстве. У человека, не являющегося профессиональным художником или дизайнером, нет практики восприятия объемного предмета с целью создания его точной проекции на листе бумаги. Это, в основном -профессиональная задача, способность решать которую является первым отличительным свойством архитектурного, художественного и дизайнерского мышлений. Подобной практикой, как правило, занимается достаточно узкий круг профессионалов, причем, если иметь в виду проекцию по законам линейной перспективы, то достаточно короткий исторический период (начиная с открытия Брунеллески в XV веке законов прямой линейной перспективы). До эпохи Возрождения художники и архитекторы делали условное изображение пространства, применяя при этом системы: ортогональных проекций (живопись Древнего Египта), параллельной перспективы (живопись средневекового Китая и Японии), обратной перспективы (живопись Византии и Древней Руси) [118. С. 38-149]. Тем не менее, именно о прямой линейной перспективе И. М. Сеченов писал: «То, что в зрительной картине называют перспективой, имеет основание в действительности» [171. С. 150].

Параллельные линии в перспективном построении сходятся в одной точке, поэтому именно на изображениях геометрических фигур изучают законы построения линейной перспективы. Важно также на начальном этапе обучения рисунку научиться строить в перспективе объём цилиндра, поскольку круги, лежащие в основаниях цилиндра, в перспективе приобретают форму сложной эллипсовидной фигуры. Правильность построения перспективных изображений геометрических фигур проверяется с математической точностью. Поэтому начинать освоение рисунка необходимо именно с построения геометрических фигур. В процессе такого освоения идет активное формирование образного мышления, поскольку рисующий геометрические фигуры ученик вынужден постоянно оценивать правильность изображений при помощи визуальных мыслительных операций.

Состояние уровня сформированности художественно-образного мышления студентов-дизайнеров в вузах

Педагогическая деятельность диссертанта в качестве преподавателя рисунка - одной из наиболее важных дисциплин для развития художественно-образного мышления, как архитектора, так и дизайнера - велась в вузах России и Казахстана на протяжении более восемнадцати лет. Наряду с рисунком автор диссертации вел занятия по живописи, скульптуре и истории искусств.

Методологический посыл о необходимости разработки специальных графических заданий по теории рисунка находил свое подтверждение в процессе педагогической деятельности диссертанта. Начиналась такая деятельность в 1979 году на кафедре «Основы архитектурного проектирования» факультета архитектуры и планировки сельских населенных мест Целиноградского сельскохозяйственного института (г. Астана). Преподавание рисунка в названном институте проходило по общесоюзному учебному плану и программам с первого по четвертый курсы. На каждом курсе учились около 30 человек. Довузовская подготовка абитуриентов по рисунку ограничивалась, как правило, учебой в художественной школе либо занятиями в изостудиях. Многие студенты, особенно выходцы из сел Целинного края, поступали в институт с осознанным желанием научиться рисовать, но без начальной художественной подготовки.

Автору данного исследования приходилось также готовить к поступлению на архитектурный факультет Целиноградского сельскохозяйственного института абитуриентов, посещавших занятия в изостудии Целиноградского Дворца молодежи. Наблюдения за рисующими абитуриентами и анализ продуктов учебной деятельности (то есть учебных рисунков) привели автора к убеждению, что процесс освоения рисунка необходимо проводить, последовательно усложняя задания и сопровождая их изучением теории перспективы, теории теней, изучая строение и конструкцию объектов изображения. Студийцы, пришедшие в студию в школьном возрасте и в течение года или двух лет рисовавшие гипсовые геометрические фигуры, обычно хорошо осваивали линейную перспективу и теорию теней. В дальнейшем такие студийцы легко переходили к рисунку гипсовой, а затем и живой головы натурщика.

В то же время студийцы, не освоившие в достаточной мере рисунок геометрических фигур и спешившие поскорее приступить к рисунку гипсовых голов, как правило, делали при этом множество ошибок в построении перспективы. На такие пробелы в изучении перспективного построения головы обращал внимание Н.Н. Ростовцев. Анализируя учебный рисунок гипсовой головы, он писал: «На рисунке... изображена голова в трехчетвертном повороте. Если мы проследим за перспективным сокращением щеки (от надбровной дуги до челюсти), обращенной к зрителю, то обнаружим обратную перспективу. Это ясно читается, если мы мысленно проведем линии надбровных дуг и основания носа, разреза глаз и рта. По-видимому, на первом курсе этот студент не уделил должного внимания изучению законов перспективы» [158. С. 61].

Нарушив принцип последовательного усложнения выполняемых учебных заданий, абитуриенты делали ошибки не только в изображении перспективных сокращений, но и в построении теней, а также в тональных отношениях светлых и темных участков поверхности головы. Наиболее распространенной ошибкой было отсутствие четкого разделения гипсовой поверхности на освещенные участки и участки, находящиеся в тени.

Для формирования первого, из названных нами, свойства художественно-образного мышления дизайнеров студенту необходимо понять и научиться применять в рисунке законы линейной перспективы. Практически во всех учебниках по рисунку приводятся схемы построения перспективных изображений. Однако студенты, в лучшем случае, лишь мельком смотрят на них, поскольку в программах по рисунку не предусматривается графического исполнения схем и чертежей, раскрывающих теорию академического рисунка. В результате освоение сравнительно несложных теоретических правил у многих студентов затягивается на годы рисования натурных постановок.

Для выявления и освоения закономерностей построения перспективы изображения на картинной плоскости в эпоху Возрождения был изобретен прием, который был описан Альберти и Леонардо да Винчи. «Прием этот состоял в том, что рисующий, поместив между глазом и объектом какую-либо ровную прозрачную поверхность, не меняя точки зрения, обводил на этой импровизированной картинной плоскости контуры видимых предметов.

Описание аналогичного приема рисования оставил также крупнейший немецкий художник начала XVI века Альбрехт Дюрер. В его трактате о перспективе приведено несколько прекрасных гравюр, изображающих различные варианты приемов рисования с помощью стекла, сетки и т. д.» [203. С. 8]. Суть данного метода заключалась в том, что между объектом изображения и глазом рисующего помещалось стекло. Голова рисующего закреплялась в неподвижном состоянии. Завязывался один глаз. После этого обучаемому оставалось обвести на стекле весь объект контурньши линиями.

Похожие диссертации на Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки